Самое скорострельное ручное оружие в мире. Самое грозное многоствольное оружие россии и сша

2017-12-26T22:33:48+00:00

Авиационный пулемет ШКАС.

Разработчик: Шпитальный, Комарицкий
Страна: СССР
Изготовление опытного образца: 1930 г.
Испытания: 1932 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.

Первый образец советского скорострельного авиационного пулемета ШКАС был изготовлен в 1930 году. Уже в начале июня 1932 года Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К.Е.Ворошилову. Присутствовавший при этом представитель Оружпултреста И.Глотов впоследствии воспоминал:

«На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, а также представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов… Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…»

Весь 1931 года шла доводка оружия. Несмотря на явную перспективность этого образца, он оказался очень сложным и потребовал значительных усилий конструкторов и технологов, направленных на оптимизацию технических решений, на повышение живучести оружия. К доводке системы подключился целый инженерно-конструкторский коллектив: И.Пастухов, П.Морозенко, И.Сомов, С.Ярцев, М.Мамонтов, К.Руднев, Г.Никитин, А.Троненков и др.

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а 7 октября 1932 года Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и 11 октября 1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года — ШКАС» (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный).

Производство пулемета, освоенное Тульским оружейным заводом, проводилось полукустарными методами из-за чересчур сложной конструкции оружия. Переход советской оружейной промышленности к изготовлению авиационного автоматического оружия с высокой скорострельностью потребовал повышения производственной культуры, большой точности в чертежах, расчетах допусков, применения особенно качественных сталей и термической обработки деталей, определявших живучесть и безотказность работы автоматики. Отечественные оружейные производства, хотя они и находились на достаточно высоком техническом уровне, все же оказались неподготовленными для изготовления оружия такого класса. Наибольшие трудности возникли при подборе высокопрочных специальных сталей для самых напряженных деталей и пружин, а также при создании технологии их термической обработки. Именно этим объясняется очень малая живучесть первых пулеметов ШКАС, составлявших на первых порах ничтожные 1500-2000 выстрелов.

Одновременно с выдачей в марте 1933 года заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, известный под внутризаводским обозначением КМ-33 (конструкторская модель 1933 года), который пошел в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством отечественного инженера-оружейника П.И.Майна.

Пулемет ШКАС КМ-33 ранний.

Проблемы приходилось решать на ходу. Как известно, витые пружины при высоких циклических скоростях теряют свои упругие свойства, становясь, по сути, твердым телом. В пулемете ШКАС, возвратная пружина газового поршня, которая как раз работала в подобных условиях, быстро выходила из строя. Пришлось применить многожильную пружину, что значительно повысило ее стойкость. Для облегчения экстракции гильзы и предотвращения ее обрыва в каморе патронника ввели канавки Ревелли. При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Были введены также пружинные буфера затворной рамы и затвора, которые смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

Первыми вариантами пулемета ШКАС были крыльевая и турельная версии, освоенные промышленностью в 1933-1934 годах. С 1935 года в производство пошла несколько измененная версия КМ-35, которая отличалась внешне от ранних моделей укороченным кожухом, охватывающего ствол с газоотводной трубкой, а в следующем году — окончательная серийная версия КМ-36 с рядом малозаметных внешне технологических доработок.

Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 тип 4 — на нем установили крыльевые пулеметы с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска.

Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16.

Открытая турельная установка Тур-8, разработанная Н.Ф.Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе — стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике — рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.

28 марта 1935 года Ворошилов писал Орджоникидзе: «… в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпущены с этими пулеметами.»

Позднее, с созданием новых типов самолетов разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ , ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом.

Верхняя турель ТСС-1 и нижняя МВ-2 на бомбардировщике Ар-2.

В 1937 году был принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К.Н.Рудневым, В.И.Салищевым, В.А.Галкиным, В.П.Котовым, а в 1938 году — установка синхронного ШКАСа разработки Г.Г.Куренкова, М.И.Владимирского, В.А.Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин. Чтобы компенсировать снижение скорострельности на синхронном варианте ШКАСа применили удлиненный на 150 мм ствол, что несколько улучшало внешнюю баллистику пули, увеличивая ее начальную скорость. Конструкция синхронного пулемёта ШКАС отличалась от оригинала переносом всех основных деталей, за исключением рычага взвода и бойка, с затворного блока на ствольную коробку. При этом на базе удлиненного синхронного ШКАСа существовали параллельно две версии — с тросовым механизмом заряжения и ручным.

ШКАС Синхронный, удлиненный с рукояткой заряжения.

В 1941 году появилась последняя версия ШКАСа с длиной ствола на 75 мм короче, чем у синхронной. ШКАС модели 1941 года предназначался исключительно для крыльевой установки штурмовиков Ил-2.

ШКАС в крыле Ил-2. Схема.

Поначалу, для стрельбы из пулемёта применялись валовые винтовочные патроны калибра 7,62 мм со всеми существовавшими в то время видами пуль, предназначенные для стрельбы из карабинов, винтовок, пулемётов. Однако в процессе испытаний выяснилось, что они не подходят для стрельбы из ШКАСа. Механизмы оружия, обладающего высоким темпом стрельбы (порядка 1800 выстр./мин), настолько быстро производят извлечение патрона из ленты и досылание его в патронник, что возникающие при этом инерционные перегрузки могут привести к демонтажу патрона. Задержки, которые возникали при стрельбе из ШКАСа обыкновенными патронами (демонтаж и излом патрона, выпадение капсюля, западание пули в гильзу, разрушение капсюльного состава) были вызваны именно инерционными перегрузками. Устранение большинства из вышеперечисленных задержек требовало разборки пулемёта, что во время полёта, естественно, невозможно.

Несовершенство патронов ставило под угрозу жизнь лётчика и выполнение боевой задачи. Прекрасно спроектированное оружие, как выяснилось, обогнало по совершенству патроны, которыми стреляло — довольно редкое явление в истории оружейной техники. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой: необходимы специальные авиационные патроны. За их разработку взялся коллектив конструкторов, возглавляемый Н.М.Елизаровым. К середине 30-х годов работа была завершена и, в результате, появились 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС.

Боеприпас к авиационному пулемёту по внешнему виду практически не отличаются от сухопутных винтовочных патронов. Вместе с тем, в их конструкции имеются малозаметные, но важные отличия, которые отражают специфику применения боеприпаса именно в оружии, обладающем высоким темпом стрельбы.

Для увеличения прочности крепления пули в гильзе патроны с обыкновенными пулями «Л» (лёгкая, обр. 1908 г.) и «Д» (тяжёлая дальнобойная обр. 1930 г., только для ГАУ), выпускавшиеся ТПЗ, имели двойной обжим дульца гильзы по высоте. С этой целью пули в таких патронах посажены глубже на 1,3 мм по сравнению с обычным патроном обр. 1908 г. На пулях отсутствуют канавки (каннелюры). Патроны, выпускавшиеся ППЗ, имели усиленный двойной обжим на краю дульца гильзы, который производился 4-мя плашками. После первого обжима патрон поворачивался на небольшой угол и затем производился повторный обжим на том же уровне. Длина патронов ППЗ оставалась стандартной, лёгкие пули могли как иметь, так и не иметь каннелюру.

По сравнению с гильзой обычного патрона гильзы для патронов к пулемёту ШКАС имели большую толщину стенок и дна. Это увеличило их прочность и позволило значительно уменьшить вероятность поперечного разрыва гильз при выстреле — задержки, абсолютно неустранимой в полёте. Гильзы к патронам ШКАС изготавливались как из латуни, так и из биметалла (сталь, плакированная томпаком), а впоследствии только из биметалла (на ТПЗ начиная с 1935-1936 гг., на ППЗ — с 1938 г.)

Для предотвращения перемещения капсюля в гнезде часто применялось его кольцевое кернение, сам капсюль уменьшился по высоте. Чтобы сохранить массу ударного состава при уменьшении высоты капсюля, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, который распределял ударный состав по краям капсюля. Капсюльный состав с фольгой закреплялся в колпачке капсюля при помощи специально подобранных стойких лаков.

Помимо патронов с обыкновенными пулями «Л» и «Д» к пулемёту ШКАС были разработаны патроны с пулями специального назначения. Их номенклатура была достаточно широка и включала в себя:
— патрон с бронебойной пулей Б-30;
— патрон с бронебойно-зажигательной Б-32;
— патроны с трассирующими пулями Т-30 и Т-46;
— патрон с бронебойно-трассирующей пулей БТ;
— патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ;
— патроны с зажигательно-пристрелочной пулей ЗП и ПЗ.

Для отличия 7,62-мм «шкасовских» патронов от обыкновенных с 1938 года на фланце гильзы выштамповывалась буква «Ш».

Для стрельбы из пулемёта ШКАС патроны снаряжались в металлическую рассыпную ленту, звенья которой соединялись между собой самими патронами. При стрельбе звенья ленты вместе с гильзами выбрасывались из пулемётной установки за борт самолёта или в специальный кошель.

Звенья патронов в ленте для пулемета ШКАС.

Патроны к пулемёту ШКАС, как и прочие, укупоривались в «цинки» и деревянные ящики, на которые наносился специальный знак — надпись «ШКАС». Дополнительно наносился знак в виде красного или чёрного пропеллера.

Наличие красного пропеллера обозначает, что патроны допущены к стрельбе через винт самолёта. В этом случае движение подвижных частей пулемёта согласовывалось с вращением коленчатого вала двигателя через особое устройство — синхронизатор. Для допуска к стрельбе через винт, патроны подвергались тщательной аттестации. Основным проверяемым параметром было, так называемое, время срабатывания капсюльного состава, от которого существенно зависит момент, когда пуля покидает канал ствола оружия. Кроме того, более строго проверялись баллистические характеристики, герметичность патронов и др. На укупорку патронов успешно прошедших аттестацию наносился красный пропеллер, у не прошедших — чёрный. Патроны, у которых на ящике имелся знак в виде чёрного пропеллера были допущены для стрельбы из всех авиапулемётов, кроме синхронных.

В 30-е годы 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС выпускались на Тульском (ТПЗ) и Подольском (ППЗ) патронных заводах.

С началом Великой Отечественной войны патрон к пулемёту ШКАС с пулей Л приобрёл стандартную длину при этом прочность посадки пули в гильзе обеспечивалась за счёт более плотного обжима пули и строго контролировалась. Пуля могла иметь или не иметь каннелюру. В основном такие патроны использовались для учебных стрельб.

Во время войны 7,62-мм винтовочные патроны с пулями специального назначения выпускались на предприятиях, работающих по заказам ГУ ВВС (основная потребность в них была именно у авиации). Заводы производили такие патроны только со «шкасовскими» гильзами, имеющими утолщённые стенки. В 1942 году выяснилось, что патроны со спецпулями, поступающие в сухопутные войска с этих заводов (заказы по линии ГАУ) при использовании в пехотном оружии (пулемёты «Максим» и ДП, винтовка Мосина) дают задержки — наблюдались тугие экстракции гильзы. Для устранения этого недостатка гильз патронов, отгружаемых в сухопутные войска, покрывались специальным лаком.

Действие автоматики пулемета происходило за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Питание пулемета производилось с помощью металлической звеньевой разъемной ленты. Пулемет был снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.

Главной «изюминкой» ШКАСа была система питания, собственно, и позволившая достичь столь высокого темпа стрельбы — 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.

Таким образом, извлечение патрона из ленты и его подача происходили плавно — к приемному окну ствольной коробки патрон подходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Здесь его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая приподнятым вверх. Это позволяло сократить длину хода затвора. Непрерывная работа подающего механизма, снижение скоростей движения ленты и патрона при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение или перекос (правда, прочность гильзы и крепления в ней пули у авиационных патронов все же пришлось увеличить). Кроме того, описанная система позволяла уменьшить длину оружия, что немаловажно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало освободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и с помощью откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, затем включить подаватель.

Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

Схема работы пулемета ШКАС.

Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг. Баллистика и темп стрельбы у турельного и крыльевого вариантов одинаковы: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже — до 1650 выстр./мин. Зато начальная скорость несколько выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.

Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4 , Пе-8 , ТБ-4 , ТБ-3 (на ТУР-6), Ер-2 , ДБ-3, СБ, У-2ВС , Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный — на истребителях И-16, И-153 , ЛаГГ-3 , Як-1 , Як-7 и др.

Серийное производство пулеметов ШКАС постоянно росло. В 1933 году было выпущено 365 экз., в 1934 году — 2476, в 1935 году — 3566, в 1937 году — 13005, в 1938 году — 19687, в 1940 году — 34233, в 1943 году — 29450, в 1944 году — 36255 и в 1945 году — 12455.

Пулемет ШКАС был оружием выдающимся во многих отношениях, по сути, являясь первым отечественным чисто авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований своего времени. Непрерывная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина, бешеная скорострельность — это было реализовано в ШКАС впервые.

К негативным моментам конструкции ШКАСа относится весьма высокая трудоемкость и сложность конструкции пулемета. Также к недостаткам можно отнести невозможность смены направления подачи ленты. Из-за замысловатой схемы движения патрона, подача осуществлялась только снизу справа, что правда несколько снижало остроту этой проблемы, по сравнению с классическими схемами подачи патрона чисто слева или чисто справа.

С появлением ШКАСа в советской школе стрелкового оружия произошел отход от концепции унификации оружия для всех видов вооруженных сил, за которую ратовали советские мэтры Федоров и Дегтярев. Хотя ШКАСы иногда применялись и в качестве ручных, и зенитных на различных импровизированных станках, высокий темп стрельбы делал их живучесть в «сухопутном варианте» крайне малой. Что ж, это было закономерной платой за выдающиеся качества этого оружия.

Среди современников — пулеметов, созданных в других странах, не было оружия равного ШКАСу по темпу стрельбы. Некоторые образцы иностранных пулеметов, конечно достигали таких параметров как у ШКАСа, но только за счет снижения надежности.

Модификации:

ШКАС (т) — турельный, первая модификация.

ШКАС (кр) — крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом. Вес — 9,8 кг; при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2.

ШКАС (с) — синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 году конструкторами В.Н.Салищевым, К.Н.Рудневым и В.П.Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Вес — 11,1 кг, темп стрельбы- до 1650 выстр./мин, начальная скорость — 850 м/с.

Характеристики:

Калибр, мм: 7,62
Патрон: 7,62 х 54 мм R
Принципы работы: Отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин: 1800 (ШКАС (с) — 1650)
Вид боепитания: ленточное
Вес (турельный), кг: 10,5
Темп стрельбы, выст./мин: 1800
Начальная скорость, м/с: 825

Турельный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

Турельный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

Изобретение пулемёта полностью изменило военную индустрию.

На рубеже XIX и XX веков европейские пацифисты не раз выступали с требованием полного запрета на использование нового оружия, дававшего неоспоримое преимущество в ходе сражения. Некоторые модели пулемётов до сих пор используются в армейском арсенале по всему миру, зарекомендовав себя как эталон.

Самый крупнокалиберный пулемёт

По-настоящему удачных моделей крупнокалиберных пулеметов за всю историю было создано немного. Одним из них является КПВТ – крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый с калибром 14,5 мм. Он признан самым крупнокалиберным серийным пулеметом. КПВТ выдает до 600 пуль в минуту, пробивая 32-миллиметровую броню с полукилометра.

КПВТ – самый крупнокалиберный пулемет среди серийных

Самый крупный калибр из существующих пулеметов зафиксирован у опытной бельгийской модели FN BRG-15 – 15,5 мм; этот пулемёт вплотную подобрался к малокалиберным пушкам. В 1983 году фирма Fabrique Nationale представила экспериментальный прототип, впоследствии усовершенствованный. Окончательный вариант мог пробить броню толщиной 10 мм под углом 30 o с расстояния 1,3 километра. Однако модель так и не попала в серийное производство: в 1991 году из-за финансовых затруднений фирма заморозила проект, переключив силы на создание пистолета-пулемёта P90.


Самый скорострельный пулемёт

Чтобы выяснить, какой пулемёт является самым быстрым, для начала совершим путешествие к истокам этого оружия.


Самый первый пулемет

О создании оружия, которое могло бы выпускать большое количество пуль за короткий промежуток времени, начали задумываться уже в Средние века. Первый прототип пулемета был создан еще в 1512 году испанскими изобретателями: вдоль колоды закреплялся ряд заряженных стволов, а перед ними сыпали пороховую дорожку. Получалось, что стволы выстреливали практически одновременно.


Позже стволы стали закреплять на вращающийся вал, у каждого ствола был собственный механизм и кремниевый замок – это оружие получило название «Орган» или, как его знали в России, картечница.


Один из первых образцов пулемёта был запатентован в 1862-ом году изобретателем Ричардом Гатлингом. Этот инженер изобрёл многоствольный скорострельный пулемёт, принятый на вооружение армией северян во время гражданской войны в США.


Новшество пулемёта Гатлинга состояло в том, что патроны свободно подавались из бункера. Это позволяло даже неопытному стрелку вести стрельбу в высоком темпе: не менее 400 выстрелов в минуту. Однако стволы первых пулемётов Гатлинга необходимо было приводить в движение вручную.


Совершенствование пулемёта Гатлинга непрерывно продолжалось. К началу XX в. он были оснащен электроприводом, благодаря чему скорострельность увеличилась до 3000 выстрелов в минуту. Многоствольные «гатлинги» были постепенно вытеснены одноствольными пулемётами, однако успешно применялись на кораблях в качестве средств ПВО.

В 1883 году американец Максим Хирам объявил о создании первого автоматического пулемёта. Темп стрельбы был выше, чем у изобретения Гатлинга – 600 выстрелов в минуту, а перезарядка патронов осуществлялись автоматически. Модель претерпела огромное множество модификаций и стала одним из прародителей автоматического огнестрельного оружия.


Самый скорострельный многоствольный пулемёт

В 1960-ом году компания General Electric создает инновационный прототип пулемета, используя в качестве основы «вертушку» Гатлинга. Новинка состояла из 6 стволов калибра 7,62 мм, которые приводились в движение при помощи электродвигателя. Благодаря уникальной конструкции пулеметной ленты он мог выстреливать до 6000 патронов в минуту, и незамедлительно был принят на вооружение бронетанковых войск и вертолётов США.


Непревзойденный пулемёт, получивший армейский индекс M134 Minigun (модификации для флота и ВВС – GAU-2/A), до сих пор сохраняет первенство по скорострельности среди серийных пулемётов. Конечно, это не самое опасное оружие в мире, но, определенно, одно из самых быстрых.

Пулемет M134 в действии

Самый скорострельный одноствольный пулемёт

В 1932 году на вооружение Советской армии был принят инновационный одноствольный пулемет ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный). Модель с калибром 7,62 мм разрабатывалась специально для отечественных ВВС, причем его конструкция не была основана на уже имевшихся образцах, а создавалась «с нуля». Авиационный пулемёт был представлен в трех вариациях: турельный, хвостовой и синхронный. Турельная и хвостовая модели могли стрелять со скоростью до 1800 патронов в минуту, синхронная модель – до 1650 патронов.


Пять лет спустя Шпитальный и Комарицкий представили модификацию УльтраШкас, показатели скорострельности которой достигали 3000 выстрелов в минуту, однако из-за низкой надежности модели после Советско-Финской войны она была снята с производства.

Самый скорострельный ручной пулемет

В 1963 году американский конструктор Юджин Стонер завершил разработку модульной системы стрелкового оружия Stoner 63. На основе его изобретения был создан ручной пулемёт Stoner 63A Command, способный выстреливать до 1000 патронов в минуту. Во время армейских испытаний модель показала высокую требовательность, поэтому не была принята на вооружение. Конечно, об однозначной оценке не может быть и речи, ведь у каждого опытного стрелка – свои предпочтения. Но большинство отечественных и зарубежных специалистов сходится во мнении, что лучшим тяжелым пулеметом по совокупности технических характеристик является серийный крупнокалиберный пулемёт «КОРД» (Крупнокалиберное Оружие Дегтяревцев).

Демонстрация мощи пулемёта «КОРД»

В вооруженных силах «КОРД» именуют «снайперским пулеметом» за его потрясающую точность и несвойственную этому виду оружия мобильность. При калибре 12,7 мм его вес составляет всего 25,5 килограмм (тело). Также «КОРД» высоко ценится за способность вести огонь и с сошек, и с рук со скоростью до 750 выстрелов в минуту.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Revolving Battery Gun

Началом, в стремлении производить самое скорострельное оружие в мире, можно считать создание скорострельного пулемёта доктором Гатлингом в 1862 году. Именно тогда, Ричард Гатлинг запатентовал Revolving Battery Gun - многоствольный пулемёт с вращающимися стволами. Скорострельность этого орудия составляла от 400 (в ранних моделях с ручным приводом) до 3000 выстрелов в минуту (в более поздних, с электроприводом). С тех пор прошло уже почти 150 лет, а принципы, использованные в этом пулемёте, остаются неизменными.

Принцип роторного пулемёта, который был применён в пулемёте Гатлинга, востребовался и в XX веке.

XM 134, XM 214 и наш ответ

Одними из популярных пулемётов стали шестиствольные XM 134 и XM 214, с калибрами 7,62 и 5,54 мм. Темп их стрельбы достигал 10000 выстрелов в минуту. Они имели 30-килограммовый боезапас, который пулемёт мог "выплюнуть" за минуту стрельбы, электропитание к ним подводилось по кабелю, а отдача в 110 кг не позволяла стрелять с рук. Ещё одной похожей "игрушкой" являлась 20 мм авиационная пушка «Вулкан», которая весила 136 кг и делала 6000 выстрелов в минуту.

А вот наш аналог импортным образцам, ГШ-6-23М, при её скорострельности в 10000 выстрелов в минуту, оказался в два раза легче и надёжнее, так как для вращения стволов используется не электродвигатель, а энергия пороховых газов. Её отдача в откате составляет 5 тонн и в накате 3,5 тонны. Эта пушка предназначена для поражения наземных и воздушных целей, включая крылатые ракеты. Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24. Именно эта пушка является самой скорострельной пушкой в мире, хотя и не самым скорострельным оружием в целом.

Просто шквал огня!

Следующим шагом в мире скорострельности была разработка стрелковой системы, с боевой скорострельностью, превышающей один миллион выстрелов в минуту. Майком О Дуайером (Mike O Dwyer ) из австралийской компании Metal Storm в конце 1990-х была изобретена 36-ствольная установка, которая показала в тестовой стрельбе более миллиона выстрелов в минуту. Миллиона пуль, естесственно, выпущено не было, но тем не менее рекорд скорострельности зафиксировали после 540 выстрелов из этой установки.

Принципы работы

Обычные механизмы и заряды не могут работать с такой скоростью, поэтому в установке от Metal Storm были использованы специальные боеприпасы, которые представляют собой ствол, в который последовательно уложены пули, а между ними - вопспламеняющаяся разгонная смесь. Для осуществления выстрела используется электронный метод воспламенения, который даёт возможность добиться совершенной точности задержки между выстрелами.

Именно эта установка от Metal Storm и является на сегодняшний день самым скорострельным оружием в мире.

Светлана Грушина, Samogo.Net

Скорострельное оружие с вращающимся блоком стволов - обязательный элемент фантастических боевиков и компьютерных игр. В кино часто фигурируют накачанные рэмбо с шестиствольным пулеметом, поливающие злодеев потоком свинца. Благодаря Голливуду за этими «газонокосилками» прочно закрепилась слава супероружия.

Вместе с тем пушки и пулеметы, работающие по схеме американского изобретателя Ричарда Гатлинга, уже давно стоят на вооружении ряда стран. Разрушительная мощь многоствольников действительно поражает воображение. РИА Новости публикует подборку самого грозного оружия с вращающимся блоком стволов.


Артиллерийская стрельба установки АК-630 © РИА Новости / Ильдус Гилязутдинов

Самый известный

Американский скорострельный пулемет M134 Minigun, пожалуй, самый известный обывателю «гатлинг» из существующих. Боевики про бравых морпехов США или кадры военной хроники с Ближнего Востока редко обходятся без этой шестиствольной махины калибра 7,62 миллиметра. Американские оружейники с 1960-х годов умудрились внедрить его везде, где только можно. M134 устанавливаются в люках армейских «Хаммеров», на караульных вышках, патрульных катерах, вертолетах, бронетранспортерах, фортификационных сооружениях. Все-таки шесть тысяч выстрелов в минуту - серьезный аргумент в любой критической ситуации.


Многоствольный пулемет M134 Minigun © Фото: Lance Cpl. Randall A. Clinton

Вопреки стереотипам, в оружии схемы Гатлинга стреляют не все стволы одновременно. В М134 патрон досылается в нижний, остывший ствол, выстрел производится сверху, выброс гильзы - справа. Таким образом, стволы стреляют по очереди, успевают перезарядиться и остыть, пока «работают» оставшиеся пять. Подобная схема нивелирует главное препятствие на пути сверхвысокой скорострельности - перегрев оружия. Подобным образом работает большинство других пулеметов с вращающимся блоком стволов.

«Старшим братом» M134 является 20-миллиметровая шестиствольная авиационная пушка M61 Vulcan. Почти 60 лет ее ставят на американские боевые самолеты, ударные вертолеты и сухопутное шасси. Эта система способна достаточно эффективно бить и по воздушным, и по наземным целям. Но, как и M134, на сегодняшний день она считается морально устаревающей.

Самая скорострельная

Российские установки АК-630 М-2 «Дуэт» являются современной модификацией советских шестиствольных корабельных комплексов АК-630. От предшественника новая система отличается в первую очередь наличием двух орудий и сложной электронной «начинкой», позволяющей во многом автоматизировать процесс наведения и сопровождения целей. Один «Дуэт» способен обрушить на противника рекордные десять тысяч 30-миллиметровых снарядов в минуту. Этого с запасом хватит, чтобы уничтожить любую воздушную цель на удалении до четырех километров и на высотах до пяти километров - будь то сверхзвуковой самолет, беспилотник или крылатая ракета. А на ближних дистанциях флотские «шестиствольники» способны сильно повредить или даже разрушить небольшой боевой корабль. Комплексы семейства АК-630 являются последней и самой прочной линией обороны военно-морской эскадры.


Автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630 на гвардейском ракетном крейсере «Москва», который прибыл к побережью Латакии для противовоздушной обороны района © РИА Новости / Пресс-служба Минобороны РФ

На сегодняшний день АК-630 М-2 установлены в корме пяти малых ракетных кораблей проекта «Буян-М», а также на большом десантном корабле «Иван Грен», который должен вступить в боевой состав Северного флота в ноябре этого года. Кроме того, Минобороны планирует перевооружить на «Дуэты» ряд других кораблей, несущих более старые АК-630.

Самая бронебойная

Вершиной развития оружия с вращающимся блоком стволов, пожалуй, можно назвать американскую авиационную пушку GAU-8 Avenger - основное вооружение штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Масса всей пушечной установки с системой подачи патронов и полным барабаном 30-миллиметровых снарядов почти две тонны, а заправленный и подготовленный к взлету A-10 весит десять тонн. Самолет фактически построен вокруг этого трехметрового семиствольного чудовища. Собственно, именно пушка является единственной причиной, почему штурмовики Thunderbolt II остаются в строю ВВС США - по своим летно-техническим характеристикам и бортовому оборудованию они значительно уступают машинам того же класса других стран.


Семиствольная автоматическая пушка GAU-8 Avenger на самолете A-10 Thunderbolt II CC BY 3.0 / Mrkoww or Matthew Zalewski

GAU-8 в минуту выпускает по цели до 4200 бронебойно-подкалиберных снарядов с сердечником из обедненного урана. Из-за колоссальной отдачи и опасности попадания пороховых газов в воздухозаборники пилоты обычно дают короткие очереди по две-три секунды. Этого хватает, чтобы целиком накрыть колонну из десятка тяжелых боевых машин. А-10 задумывался как противотанковый самолет, специфика его боевого применения предусматривает атаку цели по верхней полусфере, меньше всего защищенной броней. В Афганистане и Ираке вооруженные GAU-8 штурмовики демонстрировали хорошие результаты. Однако в войне с противником, обладающим развитой ПВО, шансы этих дозвуковых самолетов на выживание стремительно уменьшаются.


Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II (A-10 «Тандерболт» II) © Flickr / Samuel King Jr

Самый кучный

Четырехствольный авиационный пулемет ЯкБ калибра 12,7 миллиметра был создан в конце 70-х годов специально для новейших на тот момент ударных вертолетов Ми-24. Боевое крещение крупнокалиберные советские «гатлинги» прошли в Афганистане. Пилоты армейской авиации сразу полюбили новые пулеметы за исключительно высокую плотность огня и прозвали ЯкБ-12,7 «металлорезкой». Свою кличку это оружие оправдывало неоднократно: в августе 1982 года под Кандагаром один вертолет «разрезал» пополам очередью из пулемета шедший во главе каравана душманов автобус. Афганским боевикам еще повезло, что Ми-24 бил поперек колонны, а не вдоль - при максимальном темпе стрельбы 5500 выстрелов в минуту он мог изрешетить весь караван за один заход.


Пулемет ЯкБ-12,7 на Ми-24 в Национальном историческом музее Болгарии CC BY-SA 4.0 / Benjamín Núñez González /

Именно этому пулемету принадлежит уникальный и до сих пор никем не побитый рекорд. Двадцать седьмого октября 1982 года во время воздушного боя иракский Ми-24 смог сбить из ЯкБ-12,7 иранский истребитель F-4 Phantom II. Это единственный в истории мировой авиации задокументированный случай, когда вертолет смог уничтожить сверхзвуковой реактивный самолет с помощью бортового пулемета. Во многом этого удалось добиться благодаря отличной кучности оружия. Впрочем, с надежностью у ЯкБ-12,7 были некоторые проблемы. Опыт Афганистана показал, что пулемет довольно капризный и подвержен загрязнению. Этот недостаток удалось устранить в модификации ЯБКЮ-12,7, принятой на вооружение в 1988 году.

Андрей Коц

Подпишитесь на нас

Еще в Первую Мировую войну на поле боя появилось принципиально новое и страшное оружие - крупнокалиберные пулеметы. В те годы не существовало брони, которая бы могла от них защитить, а укрытия, которые традиционно использовались пехотой (из земли и дерева) вообще пробивались тяжелыми пулями навылет. Да и сегодня крупнокалиберные пулеметы являются отличным средством для уничтожения вражеских БМП, БТР и вертолетов. В принципе, из них можно подбить даже самолеты, но современная боевая авиация для них слишком быстра.

Основными же недостатками всего подобного оружия являются его вес и габариты. Некоторые модели (вместе со станиной) вполне могут весить более двух центнеров. Так как расчет его чаще всего состоит всего из двух-трех человек, о каком-то быстром маневрировании говорить вообще не приходится. Впрочем, тяжелые пулеметы все же могут быть достаточно мобильным оружием. Это впервые подтвердили еще во время все той же Первой Мировой, когда их начали ставить на джипы и даже небольшие грузовички.

ДШК

В 1930 году знаменитый конструктор Дегтярев начал разрабатывать принципиально новый пулемет. Так начиналась история легендарного ДШК, который и по сей день стоит на вооружении во многих странах мира. Оружейник решил проектировать его под новый на то время патрон Б-30 с пулей калибра 12,7 мм. Небезызвестный Шпагин создал для нового пулемета принципиально иную систему ленточного питания. Уже в начале 1939 года он был принят на вооружение РККА.

Доработки Шпагина

Как мы и сказали, первоначальный вариант оружия был разработан в 1930 году. Уже через три года начался серийный выпуск. Несмотря на многие положительные черты, у него имелось два очень серьезных недостатка: темп стрельбы составлял всего 360 выстрелов в минуту, а практическая скорострельность была еще ниже, так как в первоначальной конструкции предполагалось использование тяжелых и неудобных магазинов. А потому в 1935 году было принято постановление о прекращении серийного выпуска пулемета, который не слишком соответствовал реалиям своего времени.

Чтобы исправить ситуацию, к разработке был привлечен легендарный Шпагин, который сразу предложил использовать барабанную схему питания с ленточной подачей боеприпасов. Внедрив в систему оружия качающийся рычаг, который преобразовал энергию пороховых газов во вращение барабана, он получил идеально действующую систему. Преимущество было в том, что такая переделка не предполагала каких-то серьезных и дорогостоящих модификаций, что для молодой Советской Республики было принципиально важным.

Повторное принятие на вооружение

Пулемет был повторно принят на вооружение в 1938 году. Особенно хорош он благодаря многоцелевому станку, при помощи которого ДШК превращается в универсальное оружие: его легко можно использовать для подавления наземной силы противника (в том числе для разрушения укреплений), уничтожения вертолетов и низколетящих самолетов, а также с целью обездвиживания легкобронированных машин. Для уничтожения воздушных объектов станок раскладывается с одновременным поднятием опорных сошек.

Из-за своих высочайших боевых качеств ДШК пользовался заслуженной популярностью практически во всех родах войск. В самом конце войны пулемет подвергся незначительной модификации. Она затронула некоторые составные части механизма питания и затворного узла. Кроме того, был несколько изменен способ крепления ствола.

Последняя модификация пулемета, принятая на вооружение в 1946 году (ДШКМ), использует несколько иной принцип автоматики. Пороховые газы отводятся из ствола через специальное отверстие. Ствол несменный, для охлаждения его предусмотрены ребра (наподобие радиатора). Для нивелирования сильной отдачи используются различной конструкции.

Основное отличие между двумя модификациями пулемета - в устройстве подающего механизма. Так, в ДШКМ используется система ползункового типа, в то время как в его предшественнике - барабанного. Впрочем, станок системы Колесникова остается полностью неизменным с 1938 года, так как что-то принципиально в нем изменить не представляется возможным. Пулемет на этой станине весит 160 килограммов. Конечно, это не слишком хорошо влияет на удобство его использования. Впрочем, данное оружие чаще всего используется в качестве зенитного, а также применяется для борьбы с легкой бронетехникой противника, что делает использование тяжелого станка необходимым.

Современное использование ДШК

За годы Великой Отечественной войны на заводах СССР было сделано около девяти тысяч пулеметов этой модели. Впрочем, и после войны ДШК пользовался огромной популярностью во всем мире. Так, его модификация, ДШКМ, до сих пор продолжает выпускаться в Пакистане и Китае. Имеются сведения также о запасах этих пулеметов на резервных складах Российской армии. Очень популярно России в конфликтах на территории Африки.

Ветераны вспоминают, что очередь этого оружия буквально срубает тонкие деревья и навылет прошивает весьма приличные в обхвате стволы. Так что против плохо вооруженной пехоты (какая и водится в тех краях) этот «старичок» действует отменно. Но главное достоинство пулемета, которое особенно востребовано в случае с плохо обученными войсками - его потрясающая надежность и неприхотливость в эксплуатации.

Примечание

Впрочем, некоторые военные специалисты к ДШК и даже к ДШКМ относятся скептически. Дело в том, что разрабатывалось это оружие под реалии Второй Мировой войны. Тогда у нашей страны практически не было нормального пороха, а потому специалисты пошли по пути укрупнения гильзы. В результате боеприпас имеет значительный вес и не слишком высокую мощность. Так, наш патрон - 12.7х108 мм. НАТО использует аналогичный боеприпас от Браунинга… 12,7х99 мм! И это при условии того, что оба патрона имеют приблизительно одинаковую мощность.

Впрочем, есть у этого явления и положительная сторона. Отечественные боеприпасы калибра как 12,7, так и 14,5 мм - настоящий кладезь для современных оружейников. Существуют все предпосылки для создания более мощных патронов, которые сохранят свои массово-габаритные характеристики.

НСВ «Утес»

Еще в 70-е годы начала в массовом порядке переходить на пулемет конструкции Никитина, Волкова и Соколова - «Утес». Оружие, получившее сокращенное название НСВ, было принято на вооружение еще в 1972 году, но и по сей день остается основным крупнокалиберным пулеметом Российской армии.

Одной из его отличительных особенностей является чрезвычайно малый вес. Весит крупнокалиберный пулемет НСВ всего 41 килограмм вместе со станком! Это позволяет расчету действительно быстро менять свою дислокацию на поле боя. Если же сравнивать новый пулемет с тем же ДШКМ, сразу бросается в глаза его простая, лаконичная и рациональная конструкция. Пламегаситель на стволе имеет коническую форму, по которой сразу можно «признать» «Утес». Оружие это известно и по совершенно другой причине.

«Антиснайпер»

Прославился НСВ тем, что на дистанции в один километр (!) радиус разброса пуль не превышает полутора метров, что для такого типа оружия является едва ли не абсолютным рекордом. Во время обеих чеченских кампаний ручной пулемет получил уважительное прозвище «Антиснайпер». Во многом такая специфика его применения обусловлена сравнительно слабой отдачей, что позволяет ставить на него практически все современные модификации мощных прицелов для такого типа оружия.

Есть и танковый вариант, который имеет аббревиатуру НСВТ. Он устанавливается на танки, начиная с Т-64. Флагман отечественной бронетехники, Т-90, также имеет его на вооружении. Теоретически НСВТ на этих машинах используется в качестве зенитного оружия, но на практике его применяют как раз-таки для подавления наземных целей. Сбить современный боевой вертолет (не говоря уже о самолетах) из зенитного пулемета теоретически возможно, но для этих целей куда лучше подходит ракетное оружие России.

КОРД

КОРД расшифровывается как «Ковровские Оружейники-Дегтяревцы». Работать над его созданием в Коврове начали сразу после развала СССР. Причина проста: производство «Утесов» к тому времени оказалось на территории Казахстана, что никак не отвечало стратегическим интересам страны.

Главными конструкторами нового проекта стали Намидулин, Обидин, Богданов и Жирехин. За основу был взят классический НСВ, но оружейники не ограничились банальной его модернизацией. Во-первых, ручной пулемет наконец-то получил быстросменный ствол. Над его созданием корпело едва ли не целое НИИ, но результат того стоил: он выполнен по особой технологии, которая обеспечивает максимально равномерное охлаждение материала при стрельбе. Только из-за одной этой особенности точность стрельбы и кучность (в сравнении с НСВ) повысились практически в два раза! Помимо этого, КОРД стал первым пулеметом, для которого существует «официальная» версия под патрон НАТО.

Наконец, это оружие является единственным в своем классе, которое позволяет вести эффективный огонь с сошек. Его вес составляет 32 килограмма. Далеко не пушинка, но вдвоем утащить можно. Прицельная дальность стрельбы по наземным целям составляет порядка двух километров. Какие еще имеются крупнокалиберные пулеметы России?

КПВ, КПВТ

И снова детище Коврова. Является самым мощным представителем класса крупнокалиберных пулеметов во всем мире. Вооружение это уникально своим боевым могуществом: оно сочетает в себе мощь противотанкового ружья и пулемета. Как-никак, а патрон крупнокалиберного пулемета КПВ - «тот самый», легендарный 14,5х114! В недавнем прошлом с его помощью можно было подбить практически любой боевой вертолет или легкую бронетехнику потенциального противника.

Его разработкой талантливый оружейник Владимиров занялся еще в 1943 году, в инициативном порядке. За основу конструктор взял авиационную пушку В-20 своей же конструкции. Следует заметить, что незадолго до этого она проиграла на Государственных испытаниях ШВАКу, но все же ее устройство было достаточно простым и надежным для поставленной Владимировым цели. Слегка отвлечемся. Оружейнику сполна удалось воплотить свой замысел в жизнь: его крупнокалиберные пулеметы (фото которых есть в этой статье) на сегодняшний день знает каждый танкист, проходивший службу на советских танках!

При конструировании Владимиров использовал классическую схему с коротким ходом ствола, которая отлично зарекомендовала себя еще в «Максиме». Автоматика пулемета допускает ведение только автоматического огня. В пехотном варианте КПВ используется в станковом варианте, напоминая легкую пушку. Станок был неоднократно модернизирован, причем в ходе военных действий солдаты нередко делали это самостоятельно, сообразно характеру боя. Так, в Афганистане всеми сторонами конфликта применялся КПВ с кустарно установленным оптическим прицелом.

В 1950 году была начата разработка танковой модификации хорошо зарекомендовавшего себя оружия. Вскоре крупнокалиберный пулемет Владимирова начали устанавливать практически на все танки производства СССР. В этой модификации оружие серьезно видоизменено: имеется электрический спуск (27В), нет прицельных приспособлений, вместо которых используются оптические танковые прицелы на рабочем месте наводчика и командира.

В Африке эти российские крупнокалиберные пулеметы страшно популярны у всех без исключения: ими пользуются как официальные войска, так и целые орды разношерстных банд. Наши военные советники вспоминают, что действующие в составе войск ООН бойцы очень боялись КПВ, так как он легко расправлялся со всей легкой бронетехникой, которая повсеместно стояла на вооружении западных войск в тех краях. Сейчас практически все «легкие» БТР и БМП вероятного противника неплохо защищены именно от этого крупнокалиберного пулемета. Во всяком случае, лобовая проекция для него «закрыта» полностью.

Впрочем, все крупнокалиберные пулеметы России (СССР на тот момент) были чрезвычайно популярны и в рядах моджахедов Афганистана. Считается, что около 15% советских Ми-24, потерянных по боевым причинам, были сбиты именно из этого оружия.

Сравнительная таблица характеристик отечественных крупнокалиберных пулеметов

Название

Патрон

Прицельная дальность, метров

Масса, кг (тело пулемета)

Крупнокалиберные пулеметы НАТО

В странах разработка этого оружия во многом шла по тем же направлениям, которые были характерны и для нашей страны (так, калибры пулеметов практически одинаковые). Солдатам требовался мощный и надежный пулемет, с равным успехом поражавший как укрывшуюся за брустверами пехоту, так и легкую бронетехнику противника.

Впрочем, имеются и кардинальные различия между двумя оружейными школами. Так, у немецкого Вермахта крупнокалиберные пулеметы вообще на вооружении не стояли. А потому в НАТО используется в основном единый М2НВ, о котором мы сейчас и поговорим.

М2НВ Browning, USA

Армия США славится тем, что предпочитает быстро сменять используемые образцы оружия на более новые и перспективные. В случае с М2НВ это правило не работает. Этот «дедушка», разработанный легендарным Браунингом, в строю с 1919 года! Конечно, пулемет МГ-3, стоящий на вооружении Бундесвера и являющийся осовремененной копией MG-42, «пилы Гитлера», может сравниться с ним в древности родословной, но он использует калибр НАТО 7,62х51.

Пулемет поступил на вооружение в 1923 году. В 1938 году его модернизировали, добавив удлиненный ствол. Фактически в этом виде он существует до сих пор. С тех пор «старикана» неоднократно пытались списать, постоянно проводя конкурсы для его замены, но пока что адекватной альтернативы отлично зарекомендовавшему себя оружию нет.

История его разработки очень интересна. Американской армии срочно понадобился крупнокалиберный пулемет, который бы обеспечивал надежное поражение вражеской авиации (заказ поступил от генерала Першинга, командовавшего экспедиционными силами). Браунинг, которого поджимали сроки, поступил просто и элегантно.

Так как основой любого оружия является патрон, а адекватного пулеметного калибра у янки в те годы не было, он попросту взял патрон 7,62 собственной разработки и увеличил его в два раза. Мера эта рассматривалась как временная, но решение оказалось потрясающе удачным: практически все крупнокалиберные пулеметы на Западе используют именно этот боеприпас.

Кстати, в этом месте стоит сделать лирическое отступление. Вы наверняка заметили, что патрон, который используют отечественное и западное оружие этой категории, практически одинаков. Мы уже говорили о причинах такого явления, но скажем еще пару слов. Если вы внимательно посмотрите на сравнительные таблицы, то увидите полное отсутствие патронов 14,5 мм среди тяжелых пулеметов НАТО.

Это опять-таки объясняется разницей в военной доктрине: янки предполагают (не без оснований), что с задачами такого типа вооружения прекрасно справляется старый боеприпас, разработанный Браунингом. Все, что имеет больший калибр, по западной классификации уже относится к «малым орудиям», а потому пулеметами не является.

Пулемёт HQCB" (Бельгия)

Несмотря на то что классическое детище Браунинга оказалось на диво удачным, его характеристики устраивали далеко не все западные армии. Бельгийцы, которые всегда славились качественным оружием, решили провести самостоятельную модернизацию американского пулемета. Вообще-то изначально фирма Herstal намеревалась сделать что-то свое, но из-за необходимости удешевить процесс и сохранить преемственность со старыми разработками, специалисты были вынуждены пойти на компромисс.

Впрочем, на улучшении оружия это никоим образом не сказалось. Бельгийские оружейники оснастили его более тяжелым стволом с упрощенным механизмом его «горячей» замены. Это сильно улучшило боевые качества оружия. В ранних модификациях «чистокровной» американской «двойки» для замены ствола требовалось минимум два человека, причем работа была на редкость опасной. Немало расчетов зенитных модификаций М2НВ потеряли пальцы во время нее. Естественно, что они мало любили это оружие. зенитной модификации во многом по этой причине заменялись на пушки «Эрликон», которые не только были куда мощнее, но и не имели такого недостатка.

Кроме того, было добавлено улучшенное хромирование внутреннего диаметра ствола, что резко повысило его живучесть даже в условиях напряженного боя. Стрельба из пулемета этой разновидности хороша тем, что для замены ствола требуется только один человек, количество подготовительных операций сведено к минимуму, а риска обжечься практически нет.

Как ни странно, но именно хромирование позволило удешевить пулемет. Дело в том, что до этого использовались стволы со стеллитовым напылением. Оно было намного дороже, а срок службы такого ствола минимум в два раза меньше, чем у аналогов, покрытых хромом. На сегодняшний день бельгийцы производят различные комплекты модернизации, благодаря которым любой старый М2НВ может быть превращен в M2 HQCB силами полковых специалистов.

Пулемет L11A1 (HMG)

И снова перед нами - «тот самый» Браунинг. Правда, в английском варианте. Разумеется, значительно модернизированный и улучшенный. Многие специалисты считают его лучшим среди всей линейки «отпрысков» М2ВН.

В числе нововведений - «мягкий крепеж». Если отбросить лирику, то это система гашения отдачи и вибрации, благодаря которой тяжелый пулемет становится весьма и весьма точным оружием. Кроме того, оружейники Его Величества представили свою версию системы быстрой замены ствола. В общем-то, она во многом аналогична предложенной бельгийцами схеме.

Сравнительная таблица характеристик западных крупнокалиберных пулеметов

Название

Скорострельность (выстрелов в минуту)

Патрон

Прицельная дальность, метров

Масса, кг (тело пулемета)

М2НВ Browning

36-38 (в зависимости от года выпуска)

Браунинг M2 HQCB

Пулемет L11A1 (HMG)

Некоторые выводы

Если сравнить данные из этой таблицы с информацией об отечественных тяжелых пулеметах, то становится ясно, что этот класс оружия во многом схож. Разница в основных технических характеристиках невелика, различия заметны в массе. Западные крупнокалиберные пулеметы весят заметно больше. Связано это с тем, что их военная доктрина практически не предполагает именно пехотного их применения, предусматривая установку такого оружия на боевую технику.

Наиболее распространенными в армиях блока НАТО являются пулеметы калибра 5,56 и 7,62 (их стандарта, разумеется). Недостаточная огневая мощь подразделений компенсируется большим количеством хорошо подготовленных снайперов и прикрытием действующих в боевой ситуации отрядов авиационными группировками и/или бронетехникой. И в самом деле: один крупнокалиберный пулемет танковый имеет в десятки раз более сильное боевое могущество, так что такой подход имеет право на жизнь.



Читайте также: