Ролевая игра бункер сценарий 30 людей. Психологические игры

Цель: Задуматься над ценностью своей жизни, над способностью быть успешным или неуспешным в ней, над своим сценарием поведения.

Ход выполнения:

1. Инструкция: Вы путешествуете все вместе с группой на подводной лодке в Тихом океане. У каждого из вас есть пистолет и много патронов к нему. Неожиданно лодка терпит аварию и ложится на дно океана на глубине 100 м. Воздуха на лодке остается на 15 мин (или по желанию ведущего). Выбраться на поверхность можно только с помощью глубоководных спасательных костюмов которых имеется … шт. (ведущий сам говорит сколько костюмов имеется  обычно 25-30% от количества участников). Никакими другими способами выбраться с подводной лодки невозможно, т.е. может спастись …. человек. Оставшиеся через 15 мин погибнут и никакое техническое решение не может продлить существование оставшегося экипажа. Вы передали сигналы SOS, но помощь может подойти только через 30 мин. У вас есть только два выхода либо спастись с помощью глубоководных водолазных костюмов, либо вы умираете. Время пошло. Дальнейшие функции ведущего это наблюдение за поведением участников. Если некоторые участники пытаются найти нестандартное решение для выживания, вы вмешиваетесь и напоминаете условия игры.

2. Наблюдение ведущего за ходом игры. Обычно игра воспринимается не всерьез, присутствуют шутки, бравые высказывания, кто-то отдает свою жизнь и т.д. чтобы игра состоялась необходимо на этом этапе мастерство ведущего. Для этого необходимо придать игре серьезный оттенок, чтобы каждый задумался над данной ситуацией Этому может способствовать так называемые «вставки ведущего», которые вставляются лишь при необходимости, в зависимости от ситуации. Возможные вставки ведущего:

  1. «Ваши родные и близкие получили сообщение об аварии. Они направляются на одном из спасательных судов на место аварии. Каждый из них знает, что спастись могут лишь некоторые и конечно каждый из родителей хочет чтобы спасся именно его ребенок. Представьте состояние родителей, близких. Некоторые из вас никогда больше их не увидят. Мысленно поговорите с ними»
  2. Если вышло больше человек, чем положено, то можно воспользоваться такой вставкой: «На лодке остаются ваши товарищи, друзья. Посмотрите на них в последний раз. Можете попрощаться с ними. Подумайте о том, как вы скоро встретитесь с их родителями, как вы будете смотреть в их глаза, что вы им будете говорить»
  3. Если вышло недостаточно человек воспользуйтесь следующей вставкой: «Посмотрите на тех, кто сейчас спасется. Им предстоит сделать в жизни много интересного  любить и быть любимыми, родить детей, воспитать внуков, достигнуть в профессиональной карьере определенных высот. Их ждет много как радостных так и не очень дней. Но они останутся жить».
  4. Примерно за 2 минуты ведущий просит тех, кто остался на лодке закрыть глаза и мысленно попрощаться с близкими и родными. Другой вариант за 5 минут до окончания, тем кто остался предлагается написать последнее, прощальное письмо домой.

Когда закончилось время ведущий рассказывает о победителях, неудачниках и непобедителях из книги «Игры, в которые играют люди» «Люди в которые играют люди» Эрика Берна, делая акцент на то, что в этой игре нет победителей и неудачников. Здесь каждый сам определяет для себя свой сценарий, кем он является в жизни. Но каждый участник должен понимать, что для достижения любого успеха в жизни необходимо бороться за свой успех. Если человек в ситуации выбора отдает сам возможность достижения успеха другому, то над этим стоит задуматься. В этой игре вопрос о том как человек добивается успеха в жизни второстепенный. Этот моральный аспект тоже необходимо обсудить с группой и подвести участников тренинга к тому, что лучше достигать успеха хорошими, социально одобряемыми способами.

Это достаточно жесткий тренинг и его применение должно быть осторожным. Главная цель тренинга  обсуждение, желательно с каждым участником. Эффективность зависит от мастерства ведущего его умения удерживать нейтральную позицию и вовлечения каждого участника в обсуждение.

Упрощенный вариант игры “ Подводная лодка ”.

Это довольно таки тяжелая игра. Больше она к тренингу относится. так что и предварительная подготовка должна быть более серьезной, и количество проводящих и наблюдателей - больше одного. Плюс помнить о необходимости правильно выйти из игры и помнить о грамотной и обязательной рефлексии! Заодно учитывайте подготовленность группы к этой игре!

Отряду дается установка: мы все на подводной лодке, терпим крушение, спастись могут только 5 человек, остальные утонут. Ну вы как капитан судна само собой в эти 5 человек не входите. Вот отряд должен решить кто выживет, кто утонет, или все утонут и т.д. Только ответы ребят, типа мы с одной маской кислородной вдвоем до берега доплывем, не канают:) это упрощенный вариант конечно.

Инструкция: Вы путешествуете все вместе с группой на подводной лодке в Тихом океане. Неожиданно лодка терпит аварию и постепенно идет на дно. Воздуха на лодке остается на 15 мин (или по желанию ведущего-время для обсуждения). Выбраться на поверхность можно только с помощью глубоководных спасательных костюмов которых имеется … шт (как правило их 5). (ведущий сам говорит сколько костюмов имеется обычно 25-30% от количества участников). Никакими другими способами выбраться с подводной лодки невозможно, т.е. может спастись 5 человек. и каждые 2 с половиной минуты должен выходить 1 человек, чем глубже лодка тем меньше шансов спастись. Оставшиеся через 15 мин погибнут и никакое техническое решение не может продлить существование оставшегося экипажа. Вы передали сигналы SOS, но помощь может подойти только через 30 мин. У вас есть только два выхода либо спастись с помощью глубоководных водолазных костюмов, либо вы умираете. Время пошло. Дальнейшие функции ведущего это наблюдение за поведением участников. Если некоторые участники пытаются найти нестандартное решение для выживания, вы вмешиваетесь и напоминаете условия игры.

Обычно игра воспринимается не всерьез, присутствуют шутки, бравые высказывания, кто-то отдает свою жизнь и т.д. чтобы игра состоялась необходимо на этом этапе мастерство ведущего. - НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ПУСТЬ ШУТЯТ И ДАРЯТ ЖИЗНИ:):):) ДАЛЬШЕ ЖЕСТЬ НАЧНЕТСЯ..

ПОСЛЕ первого этапа - все садятся в круг и обсуждают первый этап: типа почему вы 1 вышли? согласны ли вы со своим местоположением? что чувствуют те кто спасся? кто умер и так далее....

ВТОРОЙ ЭТАП - все встают в круг, вы выдаете каждому фломастер или ручку... и говорите инструкцию: (допустим участвует 20 человек) вы все находитесь в подводной лодке, которая лежит на дне тихого океана и так далее. на верху остались ваши родные. подумайте что такое жизнь? и готовы ли вы сейчас попрощаться с ней. вы говорите правила: капитан погиб и решить кто выживет а кто нет вы сейчас решите все вместе, а точнее каждый из вас самостоятельно. вы можете спасти жизнь только 8 участникам, 7 придется умереть и оставшихся вы бросаете на волю судьбы. а делать это следующим образом: каждый по очереди подходит к человеку в кругу и смотря в глаза говорит "Я дарю тебе жизнь" (ставя при этом плюсик на руке), "Тебе придется умереть" (ставя минус на руке) или "Я не знаю" (ничего не ставя). так проходит по кругу, встает на своем место и затем идет следующий. ведущий следит за количеством + и - чтобы больше не наговорили. как правило здесь все начинают реветь. Это довольно продолжительно по времени проходит.

ТРЕТИЙ ЭТАП (резко пока все ревут) - вы кидаете бомбу - что угодно - чаще бутылка - и резко говорите у вас 10 секунд чтобы выйти - кто выйдет - спасен. тут реакция разная бывает - у кого-то ступор, кто-то бежит, кто-то тащит всех и сам не успевает выйти, но спасет других, кто-то кинется на бомбу закрыв ее своим телом от других. ЭТО ВСЕ ПРОИЗОЙДЕТ НЕ ОБДУМАННО У РЕБЯТ, ВСЕ ТАК КАК ПРИМЕРНО БЫ ПОСТУПИЛИ В ЖИЗНИ...

После этого этапа все УСАЖИВАЮТСЯ В КРУГ. подсчитывают + и - и выявляются 8 человек которых спасли, 7 которые умерли и остальные сами понимаете. Эти этапы тоже все обсуждают. все просят у друг друга прощения и так далее... 2 этап покажет как к тому или иному участнику относится коллектив, если спасены - сами понимаете, если умерли – тоже, надеюсь, понимаете, а если все равно то и в жизни все равно на них.

А еще можно писать письма после того как все выстроились в том порядке, как выходить будут. потом новая вводная - "это 5 человек, которые точно выживут, поскольку лодка постоянно опускается, у следующих гораздо меньше шансов. вы можете написать письмо на поверхность. они его передадут". тут, мне кажется, лучше оговорить, что письмо может быть обществу, или себе в прошлое (например, выжившие попадут в прошлое и смогут передать) что бы стоило в себе изменить... тут все зависит от того - какой цели хочешь добиться в итоге))) потом этих 5х выпускаешь (в угол комнаты, дальний) и закидываешь новые вводные...

И самое главное мастерски вывести всех ребят потом из такого состояния... это можно сделать например игрой "Мой друг - инопланетянин ".

Кратко - 3 этапа игры: 1 - выбрать порядок кто за кем выйдет. первые 5 точно спасутся, а остальные неизвестно. ближе к концу точно не спасутся. давать определенное время. затем обсудить эту часть игры. как правило все говорят что это гон. а потом жесть - 2 этап - дарить жизнь, говорить человеку что он умрет, или говорить не знаю... после этого резкий перелом - бомба и 10 секунд те кто выйдет спасены. после общий разговор. плачут даже мужики. и после этого нужно суметь вывести всех из этого состояний. что-нибудь провести чтобы обняли друг друга...вот..

Цель проведения данной игры – осознать ценность человеческой жизни, понять причины успешности или неуспешности в ней, задуматься над собственным сценарием поведения.

Игра «Подводная лодка», инструкция для ведущего.

Ведущий рассказывает участникам игры ситуацию, которую им необходимо представить.

  1. Группа участников в Тихом океане путешествует на подводной лодке. У каждого имеется пистолет с набором патронов.
  2. Вдруг лодка терпит крушение и залегает на дне океана на глубине около 100 метров. Воздуха осталось минут на пятнадцать (назначает ведущий), а возможность выбраться на поверхность ограничена количеством спасательных костюмов, которые имеются в количестве …штук (назначает ведущий – до 30% от общего числа участников). Других способов выбраться нет. То есть спасется только определенное количество человек, а остальные погибнут через 15 минут.
  3. Сигнал SOS подан, но помощь сможет подоспеть не раньше чем через 30 минут. Поэтому у каждого остается только 2 пути: либо спастись при помощи костюма, либо умереть.

Задача ведущего – наблюдать за реакцией участников, а при принятии кем-либо нестандартных решений необходимо вернуть к условиям игры. Игра может сначала восприниматься не всерьез – кто-то будет шутить, жертвовать своей жизнью ради бравости и тому подобное. Поэтому, чтобы обострить психологический драматизм ситуации, чтобы каждый участник смог осознать ценность человеческой жизни, понадобится особенное мастерство ведущего.

Игра «Подводная лодка», наблюдение за процессом игры.

1. Если с лодки поднялись больше человек, чем было задумано, то ведущий может указать на то, что на лодке остались их друзья, с которыми предстоит попрощаться навечно; что скоро им, выжившим, придется встретиться с родителями и возлюбленными погибших, которым надо будет смотреть в глаза и что-то говорить; и тому подобное.

2. Если же с лодки поднялось недостаточное число людей, то ведущий может указать на то, что те, кто сейчас решиться спастись, могут еще много хороших вещей совершить и познать в жизни: любовь, материнство (отцовство), карьера и пр. Но для этого им необходимо выжить.

3. Осталось две минуты. И теперь ведущий просит тех, кто не вышел с лодки, прикрыть глаза и в мыслях проститься с родными и близкими, именно в этот момент начинает ощущаться ценность человеческой жизни, как своей, так и чужой. Либо, в другом варианте, можно за пять минут до завершения попросить написать прощальное, самое последнее, письмо родным и друзьям.

4. Когда время закончилось, ведущий должен сказать, что проигравших и победителей в игре «Подводная лодка» нет, здесь человек сам определяет тот сценарий жизни, который считает нужным. Но каждый должен понять, что для достижения успеха необходимо бороться за него.

Стоит задуматься над смыслом жизни, если при таком важнейшем выборе человек отдает свою возможность жить другому. При этом вопрос о том, какими способами достигается успех остается в этой игре на втором плане, но каждому дает пищу для размышлений.

Игра «Подводная лодка» - довольно жестокий тренинг, поэтому применять его необходимо с осторожностью. Главное здесь – проводить с каждым участником обсуждение происходящего и внимательно следить за процессом.

«Итак, представьте, что произошла ужасная катастрофа – ядерная война. Вы попали в числе счастливчиков, оказавшихся в бункере. Покинуть его совершенно невозможно – на поверхности все уничтожено, а уровень радиации гораздо выше допустимого. В подземном убежище есть все необходимое, чтобы продержаться около года. Есть небольшая надежда на то, что в скором времени радиация приблизится к приемлемому уровню и вы сможете выйти из бункера. Судьба населения человечества вам неизвестна. Возможно именно вам выпала роль основателя новой цивилизации».

Затем следует список персонажей на выбор. Все "знакомятся" друг с другом

Школьница, 15 лет. Умная и милая девушка, пребывающая сейчас в шоке. Постоянно в слезах и молчит. Симпатизирует 16-ти летнему юношу, также оказавшемуся в бункере.
Юноша, 16 лет. Отлично развит физически, но абсолютно не заинтересован в учебе. Также испытывает симпатию к школьнице.
Молодой человек, 25 лет. Спортсмен, увлекается альпинизмом. Часто конфликтует с окружающими и в свое время был отчислен из службы МЧС за драку.
Мужчина, 48 лет. Профессор-физик. Весьма образованный, разбирающийся в электронике и строительстве. Имеет проблемы с сердцем.
Студентка, 19 лет. Обучается в университете физкультуры, специальность легкая атлетика. Несмотря на привлекательность и общительность, кроме достижений в спорте похвастаться ей не чем. Ждет ребенка.
Девушка, 21 год. Студентка медицинского университета, не блещущая знаниями. Тяжело сказать, выйдет ли из нее высококлассный специалист. Имеет несколько хобби: шитье, вязание.
Мужчина, 32 года. Знания, полученные во время службы в ракетных войсках, позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Имеет превосходную физическую подготовку, увлекается восточными единоборствами. Имеет лишь один недостаток – слабость к алкоголю.
Тренер по физической культуре, 26 лет. В прошлом учительница, а также инструктор в области туризма. Говорит на трех иностранных языках.
Академик, чьи работы неоднократно публиковались, 58 лет. Знаток в области гуманитарных наук.
Женщина, 43 года. Ученый в сфере сельскохозяйственных наук. Способна вырастить урожай даже в самых неблагоприятных условиях. Любит готовить.

Если ведущий захочет изменить список персонажей, он должен понимать, что каждый из них имеет важные для данной игры психологические черты, без которых сюжетная нить может потеряться. После распределения ролей дается следующая инструкция.

«Неожиданно героям становится известно, что запаса кислорода не хватит на всех по причине того, что бункер не был рассчитан на такое количество человек. А это значит, что кому-то придется покинуть убежище и погибнуть на поверхности, иначе всем грозит смерть. Вам предстоит выбрать того, кто должен уйти, учитывая важность нахождения того или иного персонажа в защищенном бункере. Найдите убедительные доказательства в защиту своего героя, дабы не вылететь из игры. Запаса кислорода хватит лишь на 10-15 минут».

Количество игроков, подлежащих исключению зависит от того, сколько человек играет и выбирается ведущим. Чаще всего это 2-3 человека.

У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение. Если по прошествии отведенного времени решение не было принято, все игроки считаются проигравшими. При желании сценарий психологической игры может быть изменен и дополнен.

«Бункер» используют, чтобы отработать ролевое взаимодействие. Игра «Бункер» имеет большое значение в практике тренингов, неизменно вызывая массу эмоций у участвующих.

Игроки сидят за столами по кругу

Для игры понадобятся: бумага и ручки

Количество игроков: 6 – 12

Психологическая игра Бункер с профессиями

«Итак, представьте, что произошла ужасная катастрофа – ядерная война. Вы попали в числе , оказавшихся в бункере. Покинуть его совершенно невозможно – на поверхности все уничтожено, а уровень радиации гораздо выше допустимого. В подземном убежище есть все необходимое, чтобы продержаться около года. Есть небольшая надежда на то, что в скором времени радиация приблизится к приемлемому уровню и вы сможете выйти из бункера. Судьба населения человечества вам неизвестна. Возможно именно вам выпала роль основателя новой цивилизации».

Затем следует список персонажей на выбор.

Роли

  1. , 15 лет. Умная и милая девушка, пребывающая сейчас в шоке. Постоянно в и молчит. Симпатизирует 16-ти летнему юношу, также оказавшемуся в бункере.
  2. Юноша , 16 лет. Отлично развит физически, но абсолютно не заинтересован в учебе. Также испытывает симпатию к школьнице.
  3. Молодой человек, 25 лет. Спортсмен, увлекается альпинизмом. Часто конфликтует с окружающими и в свое время был отчислен из службы МЧС за драку.
  4. Мужчина , 48 лет. Профессор-физик. Весьма образованный, разбирающийся в электронике и строительстве. Имеет проблемы с сердцем.
  5. , 19 лет. Обучается в университете физкультуры, специальность легкая атлетика. Несмотря на привлекательность и общительность, кроме достижений в спорте похвастаться ей не чем. Ждет .
  6. Девушка , 21 год. Студентка медицинского университета, не блещущая знаниями. Тяжело сказать, выйдет ли из нее высококлассный специалист. Имеет несколько хобби: шитье, вязание.
  7. Мужчина , 32 года. Знания, полученные во время службы в ракетных войсках, позволяют ему выжить практически в любой ситуации. Имеет превосходную физическую подготовку, увлекается восточными единоборствами. Имеет лишь один недостаток – слабость к алкоголю.
  8. Тренер по физической культуре , 26 лет. В прошлом учительница, а также инструктор в области туризма. Говорит на трех иностранных языках.
  9. Академик , чьи работы неоднократно публиковались, 58 лет. Знаток в области гуманитарных наук.
  10. Женщина , 43 года. Ученый в сфере сельскохозяйственных наук. Способна вырастить урожай даже в самых неблагоприятных условиях. Любит готовить.

Если ведущий захочет изменить список персонажей, он должен понимать, что каждый из них имеет важные для данной игры психологические черты, без которых сюжетная нить может потеряться. После распределения ролей дается следующая инструкция.

Психологическая игра Бункер: правила

«Неожиданно героям становится известно, что запаса кислорода не хватит на всех по причине того, что бункер не был рассчитан на такое количество человек. А это значит, что кому-то придется покинуть убежище и погибнуть на поверхности, иначе всем грозит смерть. Вам предстоит выбрать того, кто должен уйти, учитывая важность нахождения того или иного персонажа в защищенном бункере. Найдите убедительные доказательства в защиту своего героя, дабы не вылететь из игры. Запаса кислорода хватит лишь на 10-15 минут».

Количество игроков, подлежащих исключению зависит от того, сколько человек играет и выбирается ведущим. Чаще всего это 2-3 человека.

Время

У игроков есть 15 минут на то, чтобы принять решение. Если по прошествии отведенного времени решение не было принято, все игроки считаются проигравшими. При желании сценарий психологической игры может быть изменен и дополнен.


Ролевая игра «Бункер»

Описание игры. Участникам дается инструкция: «На Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло, и в момент бомбардировки вы оказались в специальном бомбоубежище – герметичном бункере. Взрыв произошел совсем недалеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось, и уровень радиации таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Однако ваш бункер уцелел, и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

После этого участникам дают перечень ролей тех, кто оказался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2–3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке).

Возможный перечень ролей:

Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль № 2).

Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимался легкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль № 1).

Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привлекательная, но кроме игры на сцене делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.

Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.

Мужчина, 22 года, студент Института физической культуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.

Женщина, 24 года, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно владеет английским языком.

Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.

Женщина, 34 года, учительница истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей.

Мужчина, 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время часто жаловался на сильные боли в области сердца.

Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.

Если ведущий желает видоизменить или расширить данный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проигрышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то качество, ценное для ситуации, обозначенной в игре. Таким «козырем» могут быть молодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для выживания знаний и умений, высокая степень владения культурным и техническим наследием человечества и т. п. В то же время чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть и какое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склонность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.).

Когда роли распределены, дается вторая часть инструкции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши – вы почувствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывается, система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нем оказались! Значит, кем-то придется пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберите тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните: в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для построения новой цивилизации. Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако, если убедить в этом группу не удастся, – он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислорода окажутся исчерпанными и вы начнете задыхаться».

При определении того, сколько мест будет в бункере и, соответственно, сколько человек должны быть исключены, рекомендуется руководствоваться следующей таблицей.

Число участников игры/Количество мест в «бункере»

7-8/5

9-10/6

11-12/7

Когда в игре участвует больше 12–13 подростков, то лучше не добавлять новые роли, а разбить группу на две подгруппы и провести в них игру параллельно, предложив им одинаковый перечень ролей. На стадии обсуждения будет интересно сравнить, кого выбрали представители разных подгрупп и чем они при этом руководствовались.

Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагнетать обстановку» – например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определилась, кому следует покинуть бункер, ведущий напоминает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путем открытого голосования.

Психологический смысл игры. Отработка умения отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодействия. Кроме того, игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями.

Обсуждение. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать. Какие техники влияния были использованы участниками при отстаивании своих позиций? Была ли это манипуляция или использовались такие способы, как аргументация и просьба? ♦ Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль № 2).

♦ Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимался легкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль № 1).

♦ Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привлекательная, но кроме игры на сцене делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.

♦ Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.

♦ Мужчина, 22 года, студент Института физической культуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.

♦ Женщина, 24 года, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно владеет английским языком.

♦ Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.

♦ Женщина, 34 года, учительница истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей.

Однако своих детей у нее нет, и она вряд ли сможет их иметь из-за состояния здоровья.

♦ Мужчина, 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время часто жаловался на сильные боли в области сердца.

♦ Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.



Читайте также: