Природа и рукотворный мир. Что собой представляют вещи, сотворенные человеком

Природа и рукотворный мир

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что такое природа (давать определение);

различать объекты природы и предметы рукотворного мира ;

приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

использовать слова, несущие этический смысл, для характеристики отношения к миру.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

классифицировать объекты окружающего мира;

использовать знаково-символические средства (цветные фишки) при работе с учебником;

заполнять таблицу в рабочей тетради;

взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

следовать правилу в дидактической игре;

осуществлять контроль и коррекцию ;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

оценивать отношение других людей и своё собственное к окружающему миру;

осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.

Оборудование. У учителя - демонстрационные фишки (зелёные и жёлтые); книга «Великан на поляне». У учащихся - цветные фишки (зелёные и жёлтые).

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока обсуждаются результаты выполнения задания № 3 в рабочей тетради . Дети демонстрируют фотографии и рисунки, зачитывают рассказы. Пусть учащиеся сами выскажут оценочные суждения о своей работе, скажут, была ли она интересной для них и для взрослых.

Учитель: «Замечательные дома, о которых вы рассказали, - часть окружающего мира. А что ещё мы видим вокруг себя? (Дети отвечают.) Всё, что вы назвали, можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, какие? (Звучат предположения учащихся.) Ответ на этот вопрос заключён в названии темы сегодняшнего урока». Дети открывают учебник на с. 14, читают название темы и по тексту рубрики «Что узнаем, чему научимся» знакомятся с целевыми установками урока.

Актуализация знаний и умений. Учитель предлагает учащимся выполнить первое задание учебника (с. 14): посмотреть вокруг себя и сказать, что, по их мнению, относится к природе, а что к природе не относится. Возможно, при ответах будут допущены ошибки. Не исправляя их, учитель говорит, что с некоторыми ответами он не согласен. Так возникает проблемная ситуация, для выхода из которой требуется новое знание. Учитель напоминает детям подобные ситуации в 1 классе, например на уроках «Кто такие насекомые?», «Кто такие птицы?», и подводит к выводу: нужно знать, что такое природа.

Освоение нового содержания и его применение. Учитель: «Итак, что же такое природа? Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника на с. 15. (Дети работают с текстом, затем дают определение.) Что ещё вы узнали из текста? (Ответы детей.) А теперь скажите, кто из ребят ошибся, когда мы называли предметы вокруг себя».

Полученные знания применяются при выполнении задания с фотографиями в учебнике (с. 14-15). Сначала дети работают индивидуально, затем в парах проверяют друг друга и исправляют ошибки, перемещая фишки . Окончательная проверка задания проводится коллективно с применением демонстрационных фишек, аналогично тому, как это делалось на прошлом уроке.

После этого выполняются задания № 1, 2 в рабочей тетради . Задание № 1 дети выполняют самостоятельно, после чего проводится коллективная проверка. Задание № 2 лучше сначала выполнить устно, выслушав обоснование детей (как составить пары, чем различаются объекты в каждой паре). Особое внимание следует обратить на дополнительное задание со знаком восклицания. Пусть каждый ученик самостоятельно придумает и нарисует свою пару. Если у кого-то не получится, можно предложить дома ещё подумать и выполнить рисунок.

Закрепить умение различать объекты природы и предметы рукотворного мира можно с помощью дидактической игры . Поскольку дети видели на рисунке в учебнике Попугая с фотоаппаратом, учитель, взяв в руки игрушку, говорит от имени Попугая: «Я тоже прекрасно фотографирую! Я сделал много фотографий, но забыл их дома. Сейчас я расскажу, что сфотографировал. Если я буду называть то, что относится к природе, вы хлопайте один раз; если назову созданное человеком, хлопайте два раза». (Далее произвольно называются объекты.) Эту игру можно совместить с физкультминуткой; по усмотрению учителя действия детей могут быть иными: присесть или подпрыгнуть, наклониться вправо или влево и т. д.

Далее выполняется задание на с. 15 учебника, внизу, с применением рабочей тетради (задания № 3, 4). Задание № 3 дети выполняют индивидуально, задание № 4 - в парах.

К сведению учителя. В заполненном виде таблица в рабочей тетради может, к примеру, выглядеть так:

Что или кто

Относится к природе

Создано человеком

Светит

Солнце, светлячок

Лампочка

Гремит

Гром

Погремушка

Блестит

Лёд

Стекло

Плавает

Рыба, утка

Лодка, яхта

Летает

Птица, бабочка

Самолёт, ракета

По заданию № 5 рабочей тетради в группах проводится игра-соревнование: кто назовёт больше объектов природы. Важно, что в процессе игры развивается умение детей следовать правилу, оговорённому в условиях игры.

Следующая часть урока - «Наше отношение к миру» - имеет особое значение, так как прямо направлена на решение воспитательных задач курса. Работа ведётся с разворотом учебника (с. 16-17). Материал здесь представлен в проблемно-поисковом ключе: дети, выполняя в группах задания № 1-3 учебника, учатся оценивать отношение людей к окружающему миру. Сделанные детьми выводы выносятся на общее обсуждение класса. При этом важно ввести в оборот слова, несущие этический смысл (с. 16). Как и при любом обращении к этическим вопросам, учителю необходимо соблюдать определённый такт: дать детям возможность высказаться, не боясь ошибиться, обосновать свою точку зрения и т. д. На одном из рисунков изображены Надя и пёс Рыжик. Пусть дети предложат объяснение этому рисунку, например: Рыжик, пробегая по лесу, поранил лапу о консервную банку, которую там бросили, ему больно и теперь его нужно лечить.

После того как дети ответят на вопрос: «Какому отношению к природе учит наука экология?», учитель обращается к книге «Великан на поляне» . Учитель: «Эта книга как раз и рассказывает об отношении человека к природе. Подумайте, почему она называется «Великан на поляне». Дети высказываются, после чего учитель зачитывает первый абзац на с. 3, где объясняется название книги. Затем учитель просит детей привести свои примеры различного отношения человека к природе, а после ответов учащихся читает вслух последний абзац текста на с. 4.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока дети говорят, что нового они узнали и чему научились. Делается краткий вывод по уроку, который сопоставляется с выводом в учебнике (с. 17).

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов на с. 17 учебника.

Домашнее задание. В учебнике: повторить вывод по уроку, перечитать информационный текст на с. 15. В рабочей тетради: закончить задание № 2 (если не выполнено в классе).

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебник является основным учебным пособием в составе УМК «Окружающий мир». Естественно к учебнику предъявляются особые требования в части содержания и формы подачи материала. По отзывам преподавателей начальных классов, именно учебник Плешакова отвечает этим требованиям и также нравится учащимся и их родителям. Учебник содержит богатый иллюстративный материал и прост в восприятии детей. Учащиеся, которые уже знакомы с пособиями Плешакова по первому классу, без труда освоят учебную программу и за 2 класс, которая нашла свое отражение в данном учебнике.

ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР.
Посмотри вокруг себя. Как ты думаешь, что из окружающего тебя относится к природе? А что к природе не относится?
Рассмотрите фотографии. То, что относится к природе, накройте зелёными фишками, а то, что создано человеком, - жёлтыми.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. То, что создано людьми, принято называть рукотворным миром. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это объекты природы. Разнообразные вещи, автомобили, дома - это предметы рукотворного мира.
Приведи свои примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

Содержание
О братьях наших меньших
Бурёнушка. Народная песня
Птичка. В. Жуковский
Кот Васька. К. Ушинский
Считалка
Загадки
Голоса леса. Е. Благинина
Старый гриб. М. Пришвин
Оленёнок. П. Комаров
Лиса Патрикеевна. К. Ушинский
Еж-спаситель. В. Бианки
Скороговорки
Тары-бары М. Дудин
Плутишка кот. К. Ушинский
Журавль и цапля. Русская сказка
Зимовье зверей. Русская сказка в обработке Л. Толстого
Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Д. Мамин-Сибиряк
Белые пёрышки. Русская сказка
Книжная полка
Лис Миккель и другие
Колосок. Украинская сказка в обработке С. Могилевской
Как Джек ходил счастья искать. Английская сказка в переводе Н. Шерешевской
Лис Миккель и медведь Бамсе. Норвежская сказка в переводе и обработке Ф. Золотаревской
Бременские музыканты. Братья Гримм. Перевод А. Введенского
Сказка про трёх поросят. Английская сказка в переводе Н. Шерешевской
Книжная полка
Проверь себя
Семья и я
Лучше всех. Быль. Л. Толстой
Пословицы
Колыбельная. Народная песня
«Спи, младенец мой прекрасный». М. Лермонтов
Случай с кошельком. Е. Пермяк
Моя сестра. С. Аксаков
Сыновья. В. Осеева
Пословица
Колыбельная песня. А. Майков
Пословица
Отец и сыновья. Л. Толстой
Дедушка. А. Плещеев
Катин подарок. Л. Воронкова
Март. Ю. Коринец
Песня матери. А. Плещеев
«Перед весной бывают дни такие». А. Ахматова
Три сестры. Татарская сказка
Книжная полка
Деревья. В. Солоухин
Быль для детей. С. Михалков
Салют. С. Баруздин
Проверь себя!
Весна, весна красная
Весна, весна красная!
Народная песня
Весной. А. Чехов!.
«Гонимы вешними лучами». А. Пушкин
Весна-художник. Г. Скребицкий
Снег и Ветер. Н. Сладкое
Весенняя песенка. С. Маршак
Чем пахнет весна. Э. Шим
«Весна, весна! Как воздух чист! ».
Е. Боратынский
«Зима недаром злится». Ф. Тютчев
Скворцы. А. Куприн
Скворец-молодец. Н. Сладкое
Апрельские шутки. Н. Сладкое
Апрель. А. Барто
Жаворонок. Г. Скребицкий
Закличка
Загадки
Жаворонок. В. Жуковский
Одуванчик. О. Высотская
Золотой луг. М. Пришвин
Почему хорошо на свете. Я. Дудочкин
Весенний гам. Н. Сладкое
Воробей. А. Барто
Ребята и утята. М. Пришвин
Птичья школа. Б. Заходер
Утренние лучи. К. Ушинский
«Весна, весна на улице ». А. Барто
Проверь себя
Там чудеса
Хаврошечка. Русская сказка
Сказка о рыбаке и рыбке. А. Пушкин
Кот в сапогах. Шарль Перро. Перевод Т. Габбе и А. Любарской
Книжная полка
Проверь себя.

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

Урок 10

Тема. Природные и рукотворные объекты (тела)

Цель: дать общую классификацию объектов окружающего мира, формируя целостное представление о нем; учить приводить примеры объектов живой и неживой природы и объектов, созданных руками человека; закреплять навыки группировать объекты неживой и живой природы и рукотворные объекты по существенным признакам; воспитывать бережное отношение к природе и вещей, созданных человеком.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Игра «Я знаю три названия...»

Учитель бросает мяч ученикам и предлагает назвать представителей живой природы.

Например:

Лиственные деревья;

Насекомые и т.д.

Кроме растений, животных, грибов, нас окружает множество других предметов. Сегодня на уроке мы научимся ориентироваться в этом многообразии.

III. Изучение нового материала

1. Ознакомление с природными и рукотворными объектами

На уроках мы изучаем природу. А что такое природа? Выгляните в окно. Что вы там видите? (Солнце, небо, деревья и др.)

Лес и река, небо и воздух, вода, дождь, снег, птицы, звери и растения - все это природа. Не принадлежит к природе лишь то, что сделано руками человека.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Ветер в поле повіва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы, мир красоты,

Человек и погода -

Все это вокруг... (природа).

Как вы считаете, на какие две группы можно разделить предметы, что окружают нас?

2. Работа по рисункам

Назовите и распределите предметы, изображенные на рисунке, на две группы.

Дополните каждую группу своим примером.

Природные объекты Рукотворные объекты

3. Упражнение «Микрофон»

Продолжите список, начатый художником. (Дети называют то, что создано руками человека: дома, машины, мебель, школьные принадлежности и т.д.)

На протяжении всей истории человечества руками и умом людей было создано огромное количество разнообразных вещей, зданий, машин и механизмов (искусственный спутник Земли, компьютер, телефон и тому подобное). Эти вещи создал человек.

Вывод: растения, животные, люди, Солнце, Луна, звезды, воздух, вода, почва - все это природа. То, что сделано руками человека, не принадлежит к природе.

Физкультминутка

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Небо, Луна, вода, звезды, песок, карта.

Дуб, камень, Солнце, воздух.

Ветер, река, белка, радуга, дождь.

Волк, лиса, врач, чашка, комар.

1) Назовите из перечня то, что сделано руками человека.

Космический корабль

Воробей

2) Нарисуйте два любых предметы, сделанные руками человека.

3) Назовите то, что не сделано руками человека.

Самолет

4) Нарисуйте любые два объекта природы.

5) Какое предложение правильное?

Природой называется все то, что окружает человека.

Природой называется все то, что сделано руками человека.

Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.

6) Природные объекты - это то, что:

Создано человеком;

Создан нашей планетой;

Создано природой.

7) Что не относится к природных объектов?

а) Животные, растения;

б) сделано руками человека;

в) реки, моря, океаны.

8) Укажите природные объекты.

а) Учебники, тетради, дома, здание школы, машины, космические станции;

б) человек, растения и животные, моря и океаны, Солнце, Земля, фабрики и заводы;

в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения и животные, грибы и микробы.

9) Что создано руками человека? Отметьте лишнее. Почему вы так считаете?

3. Работа в группах

Игра «Потерялись слова»

Ребята, в течение урока вы получили новые знания о природе и о вещи, созданные людьми. Теперь в группах составьте предложение, как нужно относиться к природе и вещей, созданных людьми. (Предложение - на отдельных листах на доске.)

Беречь природу. Нужно

Труд Людей. Почитай

Вывод. Нужно беречь природу и уважать труд людей.

V. Итог урока

На какие две группы можно разделить предметы, что окружают нас?

Что такое природные объекты?

Что такое рукотворные объекты?

Приведите примеры природных объектов.

Приведите примеры рукотворных объектов.

Как необходимо относиться к вещам, созданным человеком?


Эффективным дидактическим средством по работе с картиной могут быть игры: “Да – Нет”, “Аукцион”, “Что с чем связано”. Использование их возможно со средней группы. Время и количество их проведения зависит от возможностей возраста и обучающих целей педагога.

1. Игра “Да-Нет” на загаданный объект, его часть или однородное множество

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Материал: картина “Спасаем мяч”.

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект материального мира. Дети задают вопросы сужающие поле поиска. Объект отгадываются и описывается.

Игровое правило:

Ведущий должен знать алгоритм, по которому задаются вопросы и не позволяет перечислять изображенное на картине;

Дети знают, что ведущий на вопросы отвечает только “Да” или “Нет”;

Возможен ответ “Не имеет значения” в случае незначительности выясняемого признака;

Ответ ведущего “И да, и нет одновременно” показывает наличие противоречивых признаков объекта.

Результат: дети усваивают классификационную структуру объектов материального мира, описывают их по выясненным признакам.

“Алгоритм поиска признаков объекта материального мира”

загаданный объект на картине

рукотворный мир природный мир

Функция объекта неживая природа живая природа

(принадлежность к группе) - твердая - микробы

Материал - жидкая - грибы

Форма - газообразная (ядовит., съедоб.)

Размер (вещество, явление) - растения (культ.,

Цвет дикорастущие)

Наличие частей - животный мир (черви,

Местонахождение насеком.,ракообразн.,

Количество объектов пресмык.,рыбы,земнов.,

Время создания малюски, паукообразные

Звук птицы,звери,человек)

- вес объекта

Внимание!

1. Принимаются вопросы о времени создания объекта или его возрасте.
2. Вопросы задаются детьми не в строго указанной последовательности.
3. Необходимо побуждать задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного.

Пример №1. Ведущий загадал карман на фартуке Тани.

Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить “Да”:

Объект относится к рукотворному миру?

Это относится к одежде?

Это часть одежды?

Это часть одежды Тани?

Основная форма плоская? прямоугольная?

Объект двуцветный?

Это часть фартука?

Пример № 2. Загаданы облака на небе.

Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно:

Объект природного мира?

Это относится к неживой природе?

То, что загадано состоит из человечков газа?

Это приносит пользу человеку? (ответ ведущего, в данном случае: “Не имеет значения”).

Загаданное находится в верхней части картины?

Это множество одних и тех же объектов?

Пример № 3. Загадана ветка елочки.

Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ:

Это природный мир? Живая природа?

Мир растений? Дикорастущее?

То, что загадано относится к деревьям?

Ствол у этого дерева коричневый?

Загадана часть елки? Та, которая над землей?

Объект зеленого цвета?

Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.

Например, в первом случае ребенок говорит:

Был загадан карман - это часть одежды, который сшит руками человека, состоит из ткани, он плоский и прямоугольный по форме, белого цвета с красной полоской. Карманы люди пришивают для того, что бы платок туда класть.

2. Игра “Аукцион”.

Цель: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие: “целое-часть-подчасть”.

Игровое действие: в едущий выбирает какой - либо объект и предлагает детям перечислить составляющие по принципу: главные части - в них подчасти - в подчастях составляющие и т.д.

Игровое правило:

Ребенок должен назвать некоторое основное составляющее объекта, а в нем - часть по принципу “матрешки”;

Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих не повторяя предыдущих.

Результат: дети научаются делить объект на составляющие в неограниченной степени подробности.

Например:

Одежда мальчика Сережи состоит из шорт, футболки, обуви и носков. Футболка сшита и у нее есть рукава, а они сделаны из ниток.

3. Игра “Что с чем связано”.

Цель: учить описывать объект с точки зрения разнообразных связей с окружающим.

Игровое действие: в ыбранный объект представляется как ищущий у кого-либо дружбы или разгадывающий не очень добрые замыслы.

Игровое правило: играющий, при обозначении связей данного объекта с каким-либо другим, обязан назвать предполагаемые взаимосвязи с точки зрения “хорошо - плохо”.

Результат: ребенок может описать объект с точки зрения разности взаимосвязей с окружающим миром.

Например:

Выбранный объект: веточка в руках у Сережи.

Описание связки веточка и мяч: “Веточка не очень длинная и тонкая, поэтому она мяч никак не может достать. Мячику больно – ветка колет его, но все равно надо потерпеть – ведь без веточки нельзя достать мяч”.

Внимание!

Педагогу можно устроить конкурс среди детей по поиску связей конкретного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей: нашел объект - объясни его связь с рассматриваемым!



Читайте также: