Реформы екатерины 2 вывод кратко. Шпаргалка: Реформы Екатерины Второй

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан - магистраты, а крестьян - расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:

Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй - судебными в Санкт-Петербурге, третий - транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой - московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели - те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане - архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди - те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того - запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования

Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) - коммерческое училище.

Денежная реформа

В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Реформы в годы правления Екатерины II

При Екатерине II (1729-1796) была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Он был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.

Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию святейшего Синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярией синодального экономического правления.

Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.

До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, и в результате число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственным критерием для образования губерний было количество населения - 300-400 тыс., уезды создавались при 20-30 тыс. душ.

Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которой входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями и полномочия его были более широкие чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.

Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.

В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию была возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния . Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.

В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.

Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов (в столице назначались Сенатом, в остальных- городах - губернским правлением) и двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т.д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.

Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы - по 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.

Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».

Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената . Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел.

Активность ее особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н.И. Новикова в 1792 г. и дворянского революционера А.Н. Радищева 1790 г. В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в тайную экспедицию попал Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности. Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.

В 1775 г. была предпринята попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.

Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после крестьянской войны Пугачева.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Реформы Екатерины 2.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Период правления Екатерины 2 порой называют временем ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ. Под этим понятием принято понимать стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в уничтожении сверху и преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (некоторых сословных привилегий, подчинœении церкви государству, проведении некоторых реформ – суда, школьного обучения, смягчения цензуры и др.) Эти меры были направлены на укрепление позиций дворянства, а также способствовали развитию зарождающейся буржуазии. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки (систему государственного управления, образования судопроизводства и т.д.). Среди историков нет единства по поводу того, была ли она действительно ʼʼфилософом на тронеʼʼ и действительно была привержена просветительским идеалам, или она искусно играла роль и носила маску просвещенной правительницы, желая достойно выглядеть в глазах просвещенной Европы.

Вероятно, в начале своего царствования она была привержена просветительским идеалам. Вместе с тем, проводя политику просвещенного абсолютизма, Екатерина с успехом использовала ее для укрепления своего авторитета. Отняв власть у мужа и сына Павла, не имея достаточных прав на престол, она стремилась показать себя спасительницей России, рыцарем ʼʼсвободы и законностиʼʼ. Императрица активно переписывалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, велœела арестовать жестокую крепостницу Дарью Салтыкову, замучившую десятки крепостных крестьян, поощряла науки и искусства, сама писала, привила себе оспу и т.д.

Самым крупным мероприятием политики просвещенного абсолютизма был созыв в 1767ᴦ. комиссии о сочинœении проекта нового уложения (Уложенной комиссии). В качестве руководящего документа Комиссии императрица подготовила ʼʼНаказʼʼ, написанный на базе просветительских идей. В нем в качестве формы правления утверждалось самодержавие ввиду огромной территории России. Гарантией от тирании должны быть органы управления. В этом рекомендательном документе отвергались пытки, ограничивалось применение смертной казни. Главным вопросом был вопрос об отношении к крепостному праву. Екатерина отрицательно относилась к нему. В первом варианте говорилось о желании смягчить крепостное состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражалось в запрете на установлении дополнительных повинностей и передаче крепостных крестьян специальной коллегии, которая бы взимала повинности в пользу помещиков. При этом лишь несколько депутатов из состава Уложенной комиссии одобрили это предложение. Поняв, что помещики ничего не хотят менять, Екатерина 2 воспользовавшись началом войны с Турцией в 1768году, распустила Комиссию. На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияла Крестьянская война под руководством Е.Пугачева (1773 – 1775), а также кровавые события Великой Французской революции (1789 – 1794).

Более успешными оказались преобразования устаревшей системы государственного управления.

а) Она отвергла идею графа Н.Панина о создании Императорского совета͵ который должен был фактически править страной, и не поступилась самодержавной властью.

б) Зато она провела реформу Правительствующего Сената , разделив его 6 департаментов. Сенат потерял при этом свою прежнюю политическую роль, превратившись в бюрократическую надстройку над всœеми учреждениями империи.

в) изменила систему местного самоуправления на Украинœе. Гетмана сменил генерал – губернатор.
Размещено на реф.рф
Украина окончательно лишилась автономии.

г) в 1763 - 1764гᴦ. Екатерина осуществила отмененную после свержения Петра 3 секуляризацию церковных земель. Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян.

Для управления бывшими монастырскими крестьянами была создана Коллегия экономии, а крестьяне стали называться экономическими. Число монастырей в России сократилось с 881 до 385. Был лишен государственных дотаций и Дудин Амвросиев Никольский монастырь, расположенный близ современного Дзержинска, что во многом предопределило его будущее захирение. Духовенство потеряло во многом имущественную самостоятельность, оказавшись на содержании государства. Так был завершен, начатый Петром 1 процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

д) в 1775 году была проведена губернская реформа . Провинции были ликвидированы. С целью повышения эффективности управления количество губерний возросло с 23 до 50, численность их населœения сократилась до 300-400 тысяч. Во главе каждой стоял губернатор, назначенный императрицей. В уездных городах власть принадлежала также назначаемому городничему. В уездах исполнительная власть принадлежала нижнему земскому суду во главе с капитан – исправником, избираемому местным дворянством.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в местном управлении преобладающую роль играло дворянство, что было в то время закономерно.

Особо среди всœех нововведений Екатерины 2 нужно отметить ʼʼЖалованную грамоту дворянствуʼʼ (1885). Грамота подтвердила права дарованные дворянству ранее: свобода от телœесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Решение дворянского достоинства могло быть произведено лишь по решению Сената с высочайшего утверждения. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось благородным сословием. Корме того, были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями . Дворянство могло делать представления властям о своих нуждах. Не случайно правление Екатерины 2 нередко называют ʼʼзолотым веком русского дворянстваʼʼ. Получив права, дворяне избыли общественные обязанности. В этой связи В.О. Ключевский остроумно заметил: ʼʼПрава без обязанностей – юридическая нелœепость, как следствие без причины – нелœепость логическая; сословие с одними правами без обязанностей – политическая невозможность, а невозможность существовать не можетʼʼ. Увы, невозможное стало возможным. Такой порядок просуществовал вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Правда, в Жалованной грамоте не говорилось о праве дворян владеть душами. Вероятно, Екатерина хотела этим показать, что это право не будет навсœегда сохранено за дворянством.

На одностороннее, исторически несообразное предоставление вольности дворянству русские крестьяне ответили активным участием в пугачевском восстании 1773 – 1775 гᴦ. Каковы были социальные помыслы и чаяния крестьянской массы? Особенно яркое отражение они нашли в манифесте Е.Пугачева от 18 июля 1774ᴦ. Это была ʼʼжалованная грамота всœему крестьянскому мируʼʼ, или ʼʼхартия, на основании которой предстояло создать новое, мужицкое царствоʼʼ. Пугачев призывал ʼʼвсœех, находившихся ранее в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей коронеʼʼ, а затем жаловал ʼʼдревним крестом и молитвой, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владениями землями, лесными и сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всœех прежде чинимых от злодеев дворян и градских вздоимцев-судей крестьянам и всœему народу налагаемых податей и отягощениемʼʼ. Крестьяне, следовательно, стремились к освобождению от крепостной неволи, хотели получить всœе земли и угодья, освободиться от всœех повинностей и податей, устроить общинное самоуправление на казацкий лад.

Но этому не суждено было осуществиться.

ʼʼЖалованная грамота городамʼʼ (1785) была направлена на создание третьего сословия. Она подтвердила ранее данные богатому купечеству права и свободы: освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телœесных наказаний и некоторых других повинностей. Городское населœение делилось на шесть разрядов, составляющих градское общество. Оно избирало городского главу, членов магистрата и гласных (депутатов) ʼʼобщей градской думыʼʼ. ʼʼОбщая градская думаʼʼ избирала шестиглавую думу – исполнительный орган управления, состоящий из представителœей всœех разрядов горожан.

Реформы остались незавершенными из-за крепостного права, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ препятствовало складыванию сильного третьего сословия, резко поднимало дворян над всœеми остальным населœением. Причем, крестьяне не имели никаких гражданских прав и исключались из сословной структуры общества. Но уничтожить крепостное право Екатерина не могла. Напротив, при ней около 900 тысяч государственных крестьян были переданы в крепостную неволю.

Реформы Екатерины 2. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Екатерины 2." 2017, 2018.

  • - Реформы Екатерины II

    При Екатерине II получили свое дальнейшее развитие начинания Пет­ра I в области административного устройства и местного самоуправления. Была продолжена и судебная реформа. В 1775 г. с целью улучшения финансовой, надзорной и судебной дея­тельности трехчленное деление... .


  • - Реформы Екатерины II

    Реформа государственного управления и законодательства. Проведена реформа центральных учреждений. В 1763 году Сенат разделен на 6 департаментов, лишен законодательной функции, превращен в судебно-апелляционное учреждение. В 1763-1764 годах была проведена секуляризация... .


  • - Реформы Екатерины II

    Тема 2 Петровские преобразования первой четверти XVIII в. Тема 1 1. Сословная политика: а) изменение в положении дворянства; б) крестьяне и их категории, изменение в системе налогообложения; в) посадское население и изменение его статуса. 2.... .


  • - Реформы Екатерины.

    Внутренняя политика. 1747 по 1796 гг. увеличилось с 18 млн. до 36 млн., сельское население составляло 95%. При ней удвоилось количество мануфактур с 600 до 1200.Сенатская реформа 1763г. Сенат делился на 6 департаментов со строго определёнными функциями. Сенат лишался законодательной... .


  • - Б. Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия

    А. Петр III. Переворот 28 июня 1762 г. 1. Петр III прибыл в Россию еще в 1742 г., вскоре после воцарения Елизаветы, и был назначен наследником. Но выбор оказался неудачен. Петр III был необразован, жесток, демонстративно презирал все русское, восхищался прусским королем Фридрихом II. В... ..


  • Каждый монарх, правивший какое-либо время, стремился проводить реформы. Не была исключением и , так как доставшаяся ей Россия пребывала в тяжелейшем положении в виду слабости армии и флота, наличия большого внешнего долга, коррупции, коллапса судебной системы. Ниже описаны преобразования, проведенные в правление императрицы.

    Губернская реформа

    7 ноября 1775 года было принято «Учреждение», предназначенное для управления губерниями Всероссийской империи. Территории стали делиться на уезды и губернии. Количество губерний увеличилось до пятидесяти и, каждая из них, стала делиться на 10-12 уездов. Генерал-губернатор, именуемый наместником, командовал войсками нескольких губерний.

    Каждую губернию возглавлял губернатор, который назначался Сенатом и подчинялся непосредственно императрице. Вице-губернатор занимался финансами, в его подчинении пребывала Казенная палата. Капитан-исправник считался высшим должностным лицом уезда, центрами, которых являлись города.


    Судебная реформа

    Каждое сословие имело свой суд. Земской суд судил дворян, магистраты - горожан, а расправы - крестьян. Существовали совестные суды, состоящие из представителей трех сословий, которые исполняли функцию примирительной инстанции. Данные суды были выборными. Судебные палаты являлись более высокой инстанцией, а их члены назначались. Сенат являлся высшим судебным органом империи.


    Секуляризационная реформа

    C 1764 года все монастырские земли вместе с крестьянами находились под управлением Коллегии экономии. При этом обеспечением монашества занималось государство, которое обладало полномочиями определять количество монастырей и монахов, требуемое империи.
    Реформа Сената. Согласно изданного 15 декабря 1763 года манифеста сокращалась роль Сената, но полномочия его главы были расширены. Сенат являлся высшей судебной инстанцией с разделением на шесть департаментов, возглавляли которые, кроме первого, обер-прокуроры, подчинявшиеся генерал-прокурору.


    Городская реформа

    В 1785 году проводилась реформа российских городов, в результате которой вводились новые выборные учреждения, и увеличилось количество избирателей. Жители делились на шесть разрядов по разным имущественным и сословным признакам, по заслугам перед государством. У каждого разряда были свои привилегии, права и обязанности.


    Полицейская реформа

    С 1782 года в орган городского полицейского управления входили приставы, городничий, полицмейстер, горожане. За общественные нарушения суд осуществляли сами полицейские органы.


    Реформа образования

    В городах были созданы народные училища, которые содержались за счет казны и обладали возможностью обучения людей всех сословий.

    Денежная реформа

    Были созданы ссудная касса и Государственный банк, а также введены бумажные деньги.

    Реформы Екатерины 2 (кратко)

    Краткое описание реформа Екатерины II

    как и большинство монархов России, Екатерина Вторая также стремилась к введению своих новаторских реформ. Тем более, что время её правления пришлось на сложный временной период для всей страны. Коллапс судебной системы, коррупция, огромный внешний долг, а также ослабленные флот и армия – вот, что застала, вступив на престол Императрица.

    Губернская реформа

    Согласно данной реформе, принятой седьмого ноября 1775 года, вместо былого раздела на губернии, уезды и провинции стали делить земли на уезды и губернии. При этом, общее количество губерний было увеличено более чем вдвое (с двадцати до пятидесяти). Все они делились на дюжину уездов, а в роли начальника двух-трёх губерний выступал наместник, являющийся генералом-губернатором.

    Судебная реформа

    Отныне каждое сословие имело свой суд. Так, у крестьян это были расправы, у горожан – магистраты, а дворян судил так называемый земской суд. Кроме этого, были сформированы совестные суды для примирения различных сословий, в которые входили представители трёх сословий. В качестве высшего судебного органа выступал Сенат.

    Секуляризационная реформа

    По этой реформе, которая была проведена в 1764 году всеми монастырскими землями, занималась Коллегия экономии. При этом, правительство брало на себя содержание монашества и определение численности монахов, а также монастырей.

    Реформа Сената

    Согласно манифесту Екатерины Второй от пятнадцатого декабря 1763 года роль Сената была значительно сужена. Однако полномочия генерал-прокурора (его главы) были наоборот расширены. При этом, Сенат становится вершиной судебной инстанции.

    Городская реформа

    Реформа российских городов регулировалась выпущенной Екатериной в 1785 году грамотой. Она вводила выборные новые учреждения, увеличив количество самих избирателей. Городские жители были поделены на группы по различным признакам (от сословия до имущественного). Каждый разряд обладал своими привилегиями, обязанностями и правами.

    Полицейская реформа

    Екатерина Вторая также ввела так называемый «Устав полицейский», согласно которому управа благочиния становится органом полицейского управления. Она состояла из горожан, полицмейстера, городничего и приставов.

    Образовательная реформа

    Формирование в населённых пунктах народных училищ стало началом появления системы общеобразовательных русских школ в стране. Училища разделялись на два типа: малые и главные училища.

    Денежная реформа

    При Екатерине Второй создаются судная касса и Государственный банк. Кроме того, вводятся первые бумажные деньги.



    Читайте также: