Конвенции международной организации труда. Международная организация труда, ее основные задачи

И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ выработала такие критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям.

МОТ является международной институциональной основой, позволяющей рассматривать такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий труда во всем мире.

Международная организация труда появилась вместе с Лигой Наций на основании Версальского договора в 1919 г. Она была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне.

Одним из наиболее активных организаторов и первым ее руководителем (1919–1932 гг.) – Директором Международного бюро труда (МВТ) стал Альберт Тома – политический деятель и министр в правительстве Франции в годы Первой мировой войны.

В 1944 г., когда исполнилось 25 лет существования МОТ, Международная конференция труда в Филадельфии приняла Декларацию, которая вместе с Уставом определила цели и задачи организации, которые в основном сохраняют свое значение до настоящего времени.

В Декларации говорится: «Считая, что практика полностью подтвердила положение Устава Международной организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявляет, что:

а) все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право на осущест-вление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости иравных возможностей;

б) достижение условий при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики.

Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:

    разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

    создание и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;

    помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем,так называемое, техническое сотрудничество;

    защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);

    борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

    разработка программ улучшения условий труда и производственнойсреды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;

    содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

    разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Перечисленные задачи были и остаются главным во всей деятельности МОТ. В то же время в современных условиях возникла необходимость определить приоритеты ее деятельности. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:

    поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма, диалога между тремя названными партнерамив каждом государстве;

    продолжение борьбы с бедностью и, особенно, за счет увеличения заня-тости, в частности путем организации широкой переподготовки рабочей силы;

    защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.

В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций. В 1969 г. в связи с 50-летней годовщиной МОТ ей была присуждена Нобелевская премия мира.

Первая Международная конференция труда состоялась в октябре-ноябре 1919 г. в Вашингтоне. На ней были приняты шесть конвенций.

Структура МОТ является довольно сложной и многослойной.

Международная конференция трида (МКТ). Это высший орган МОТ. Ее работа определяется специальным Регламентом. Международная конференция труда собирается ежегодно обычно в начале июня в Женеве. Каждое государство представлено на Конференции четырьмя делегатами с правом решающего голоса: двумя от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей. Кроме того, в состав делегаций многих стран входят советники, и состав крупных делегаций достигает 40–50 человек, а всего на сессии Конференции участвуют 1500–2000 представителей стран – членов МОТ. На каждой Конференции в качестве почетных гостей выступают один или два главы государств или правительств. Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, участвуют в Конференции в качестве наблюдателей.

Все делегаты пользуются равными правами и голосуют в соответствии со своими убеждениями. При этом делегаты от трудящихся и предпринимателей голосуют независимо от представителей своих правительств и друг от друга.

МКТ определяет в целом направление работы МОТ, обсуждает проблемы социального положения в мире труда, разрабатывает и утверждает международные нормы труда в виде конвенций и рекомендаций, принимает резолюции по отдельным вопросам деятельности Организации. Средства Организации формируются в основном за счет членских взносов государств-членов.

Один раз в три года на Генеральной конференции проводятся выборы нового Административного совета.

Большое внимание в работе организации уделено вопросам социально-трудовых отношений, организации трехстороннего сотрудничества, которая рассматривается как способ, помогающий найти наиболее приемлемые решения социально-экономических проблем. МОТ твердо верит, что демократизация глубоко укоренится в странах, избравших трехстороннее представительство (трипартизм)методом формирования социальных отношений и решения социально-трудовых проблем.

При этом под трехсторонним представительством понимается любая система трудовых отношений, когда правительства, предприниматели и трудящиеся выступают в качестве независимых сторон, каждая из которых выполняет свои особые функции. Это является не чем иным, как применением к социальным отношениям принципов политической демократии: свободы, плюрализма, участия заинтересованных сторон в принятии касающихся их решений.

Ряд комитетов, создаваемых на Конференции, являются постоянными. К ним относятся следующие:

Распорядительный комитет, регулирующий программу и время работы Конференции и комитетов, разрабатывающий и рассматривающий предложения по созданию новых комитетов.

Комитет по проверке полномочий, осуществляющий проверку полномочий делегатов и их советников, а также рассмотрение жалоб в связи с полномочиями. После проверки полномочий публикуется список всех делегатов и участников Конференции.

Комитет по резолюциям существовал до 1995 г. Вне повестки дня он рассматривал и вырабатывал окончательные тексты резолюций, выносимых на утверждение Конференции. Проектов резолюций представлялось обычно довольно много. Поэтому работа комитета начиналось с определения приоритета проектов резолюций, который устанавливался путем голосования. Проекты резолюций нередко носили ярко выраженный политический характер, и их обсуждение вызывало острые дискуссии. С 1995 г. решено комитет по резолюциям не учреждать.

Финансовый комитет правительственных представителей, рассматривающий вопросы уплаты правительствами членских взносов, выплаты задолженностей, бюджетные сметы, предложения по распределению расходов по программам и регионам. В него входят по одному правительственному делегату от каждого представленного на Конференции члена Организации.

Комитет по применению конвенций и рекомендаций рассматривает сведения и доклады о выполнении ратифицированных конвенций, представляемых правительствами стран – членов МОТ, заслушивает правительственных представителей некоторых стран по этим вопросам и представляет Конференции доклад. Большую подготовительную работу для этого комитета Конференции проводит Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета.

На каждой конференции работают один или несколько комитетов, разрабатывающих новые конвенции и рекомендации.

Все комитеты трехсторонние, кроме финансового.

Отраслевые комитеты. Отраслевые комитеты созданы вне рамок Конфе-ренции для обсуждения на международном уровне социально-трудовых проблем, характерных для отдельных Отраслей народного хозяйства. Отрасле-вые комитеты охватывают наиболее важные отрасли, такие как химическая, угольная, строительная, пищевая, сфера обслуживания, внутренний транспорт, металлургическая, нефтяная, металлообрабатывающая, текстильная, лесообрабатывающая промышленность, а также плантации. Комитеты являются постоянными органами, но собираются на заседания нерегулярно – один раз в несколько лет. По типу отраслевых комитетов функционируют Консультативный комитет по вопросам труда служащих и работников умственного труда и Консультативный комитет по развитию сельских районов.

Кроме того, время от времени созываются трехсторонние технические совещания для других отраслей.

Региональные конференции. Региональные конференции созываются для поддержания постоянных связей МОТ с различными районами мира и изучения происходящих там социально-экономических перемен.

Конференции созываются периодически по мере необходимости и возможностей. На них рассматриваются вопросы, представляющие особый интерес для данного региона.

В Азии, Америке, Африке в промежутках между Конференциями созываются совещания региональных консультативных комитетов с примерно такими же задачами.

Комитеты, как и конференции, имеют трехстороннее представительство и содействуют преемственности и осуществлению усилий МОТ в регионах.

Административный совет. Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он управляет работой МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, заблаговременно определяет повестку дня Конференции и других совещаний, координирует деятельность Международного бюро труда (МВТ), а также различных комитетов, создаваемых при Административном совете. Административный совет избирает Генерального директора МВТ и контролирует его работу, рассматривает проект бюджета, представленный МВТ, а также финансовые сметы, которые затем выносятся на одобрение сессии Конференции.

Административный совет собирается три раза в год и на каждой его сессии обсуждается по двадцать и более вопросов. Следует отметить, что члены Административного совета от правительств высказываются в нем только от имени своих стран. Члены же совета от трудящихся и предпринимателей предварительно обсуждают вопросы повестки дня на заседании своих групп и на Административном совете выступают уже с коллективным мнением.

Административный совет располагает довольно широким и действенным контрольным механизмом. Прежде всего, он включает комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций, о котором говорилось выше. Он состоит в последнее время из 12-ти независимых видных специалистов в правовой или социальной области и готовит обстоятельный и обоснованный доклад для трехстороннего Комитета МКТ, который активно работает на каждой ежегодной Конференции.

Международное бюро труда (МВТ). МВТ, штаб-квартира которого находится в Женеве, является постоянным секретариатом МОТ, ее административным и исполнительным органом, исследовательским и информационным центром.

МВТ выполняет роль мирового исследовательского и социально-информационного центра по социально-трудовым проблемам. Оно осуществляет сбор и распространение информации по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положению трудящихся. Бюро изучает вопросы, которые предполагается поставить на рассмотрение Конференции, в том числе с целью принятия международных конвенций и рекомендаций, а также проводит различные специальные обследования, предусмотренные двухгодичными программами. По поручению Административного совета бюро готовит документацию по вопросам повестки дня Конференции и Административного совета, оказывает помощь правительствам по их просьбе и по мере своих возможностей в выработке проектов национальных законодательных актов; наблюдает за соблюдением принятых и ратифицированных конвенций; издает различного рода книги по социально-трудовым вопросам, представляющим международный интерес.

Бюро занимается также набором экспертов, направляемых главным образом в развивающиеся страны для осуществления проектов помощи им МОТ. МВТ имеет два института – Международный институт по исследованию трудовых вопросов в Женеве и Международный центр по повышению профессиональной и технической квалификации в Турине, а также большую хорошо организованную библиотеку.

Международная организация труда имеет огромный опыт в регулировании социально-трудовых отношений на основе различных методов, что обеспечило ей международный авторитет и признание. Среди всего многообразия приемов и методов регулирования социально-трудовых отношений можно выделить три основных:

1. Разработка и принятие международных трудовых норм; Конвенциии рекомендации и контроль за их исполнением.

2. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем(в МОТ это называют техническим сотрудничеством).

3. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO ) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.


Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

Структура Международной организации труда

Международная конференция труда

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое Генеральным директором , который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

Задачи Международной организации труда

Основными задачами Международной организации труда являются:

  • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
  • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
  • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
  • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
  • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
  • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Методы работы Международной организации труда

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

  1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
  2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
  3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
  4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Акты, принимаемые Международной организацией труда

Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

  • Декларации
  • Конвенции
  • Рекомендации

Всего Международной организацией труда было принято три декларации :

  1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
  2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
  3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года :

  • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
  • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
  • Искоренения принудительного труда
  • Запрета детского труда

Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Представительство Международной организации труда (МОТ) в России

Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии работает в Москве с 1959 года. Название до апреля 2010 года – Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Помимо России, Бюро координирует деятельность Международной организации труда еще в девяти государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

Основные сферы деятельности Бюро МОТ – продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.



Международная организация труда (МОТ) – международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН.

Международная организация труда была создана в 1919 г. одновременно с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. Устав МОТ вступил в силу с 1 января 1919 г. (последнее изменение Устава произведено в 1972 г.) .

В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также следующие основополагающие принципы в сфере труда:

  • – труд не является товаром;
  • – свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
  • – нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  • – все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право па обеспечение своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Здесь следует заметить, что, несмотря на очевидность, простоту и кажущуюся легкость воплощения этих принципов на практике, и в настоящее время большинство из них продолжают оставаться только декларативной целью деятельности многих государств, нежели реальной действительностью.

США и СССР стали членами МОТ в 1934 г. В 1940 г. СССР приостановил свое членство в МОТ, а возобновил лишь в 1954 г.

В 1946 г. вскоре после образования ООП (вместо Лиги наций) МОТ стала ее первым специализированным учреждением.

В 1998 г. была принята Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", которая построена на восьми основополагающих Конвенциях МОТ, предусматривающих свободу ассоциаций, упразднение принудительного труда, право на ведение коллективных переговоров, действенное запрещение детского труда, устранение дискриминации в области труда и занятий.

В настоящее время структура МОТ представлена следующими органами:

  • – Международная конференция труда (МКТ) – высший орган МОТ, который обладает правом принимать международные трудовые нормы. На МКТ каждое государство-участник имеет право направить четырех делегатов: двух от правительства, одного от представителей работников и одного от представителей работодателей. Делегаты вправе выступать и голосовать самостоятельно, независимо друг от друга. Один раз в два года МКТ принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который образуется из взносов государств-членов. Одновременно МКТ является общемировым форумом для обсуждения трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм;
  • – Административный совет – исполнительный орган МОТ, который руководит работой МОТ в период между сессиями МКТ, а также определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно Совет проводит три сессии: в марте, июне и ноябре. В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, на постоянной основе занимают представители правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года;
  • – Международное бюро труда (МВТ) – постоянный секретариат МОТ, своего рода оперативный штаб. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний МОТ. Бюро имеет в своем составе департаменты, отвечающие за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, за деятельность нанимателей и трудящихся. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, он же формирует персональный состав Бюро. Кроме того, МБТ является исследовательским и издательским центром;
  • – вопросы управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. В частности, Россия относится к деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 г. Группа именовалась Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии). Бюро координирует деятельность МОТ в 10 государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Штаб-квартира находится в Москве. В свою очередь, Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии относится к ведению Регионального бюро "Европа и Центральная Азия" со штаб-квартирой в Женеве.

В настоящее время членами МОТ являются 185 государств. Международной организацией труда принято 396 документов, в том числе 189 конвенций, 202 рекомендации, 5 протоколов.

Отличительной особенностью МОТ является тринатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.

Международная организация труда создана для обеспечения социальной справедливости и реализации международно-признанных прав человека и трудовых прав. Она помогает создавать условия для достойного труда, экономические и организационные условия труда, которые дают трудящимся и предпринимателям опору для сохранения прочного мира, процветания и прогресса. Ее трехсторонняя структура обеспечивает уникальную платформу для обеспечения достойного труда для всех женщин и мужчин. Основными целями МОТ являются развитие прав в сфере труда, расширение возможностей достойной занятости, расширение социальной защиты и укрепление диалога по вопросам труда.

В качестве стратегических задач МОТ заявлены следующие четыре цели.

  • 1. Продвижение и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда.
  • 2. Создание более благоприятных возможностей для женщин и мужчин для достойной занятости и достойных доходов.
  • 3. Расширение сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех.
  • 4. Укрепление трипартизма и социального диалога.

Указанные цели достигаются МОТ путем решения следующих задач.

  • 1. Разработка международной политики и программ по содействию реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, а также расширению возможностей трудоустройства.
  • 2. Создание международных трудовых норм, опираясь на уникальную систему контроля за их применением.
  • 3. Реализация программ международного технического сотрудничества, которые разрабатываются и осуществляются в активном партнерстве со всеми тремя сторонами.
  • 4. Обучение, образование и научно-исследовательская деятельность, осуществляемые в целях продвижения этих усилий .

Принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы, является особой и одной из важнейших функций МОТ. И конвенции, и рекомендации разрабатываются и принимаются МКТ с использованием одинаковой процедуры. Вначале каждый документ обсуждается на двух сессиях МОТ, МБТ готовит по нему предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Кроме того, каждая конвенция и рекомендация обсуждается комиссией, сформированной конференцией. В случае одобрения документа большинством в 2/3 присутствующих на соответствующей сессии МОТ делегатов конвенция считается принятой и открывается для ратификации государствами – членами МОТ. В случае ратификации конвенции ее положения подлежат воплощению в законодательство и практику применения в соответствующей стране.

Правовой статус рекомендаций отличается от правового статуса конвенции. В отличие от последней рекомендации не являются международными договорами и не требуют ратификации. Рекомендация содержит "обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство" . Как указывает сама МОТ, "рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практической деятельности" .

МОТ классифицирует конвенции по ряду оснований.

Во-первых, МОТ выделяет восемь фундаментальных (Fundamental) конвенций (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Название, год и номер Конвенции

Количество государств, ратифицировавших Конвенцию

Конвенция 1930 г. о принудительном труде (№ 29)

Конвенция 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (№ 87)

Конвенция 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (№ 98)

Конвенция 1951 г. о равном вознаграждении (№ 100)

Конвенция 1957 г. об упразднении принудительного труда (№ 105)

Конвенция 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (№ 111)

Конвенция 1973 г. о минимальном возрасте (№ 138)

Конвенция 1999 г. о наихудших формах детского труда (№ 182)

Во-вторых, выделяются четыре руководящие (приоритетные) (Governance (Priority)) конвенции (табл. 22.2)

Таблица 22.2

В-третьих, остальные конвенции именуются техническими (Technical). На сегодняшний день Россия ратифицировала все восемь фундаментальных конвенций и две из четырех приоритетных конвенций. Не ратифицированы Россией Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129) и Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144). Кроме фундаментальных и приоритетных конвенций Российская Федерация ратифицировала 59 технических конвенций . Причем 50 конвенций были ратифицированы еще СССР, и в отношении них на Российскую Федерацию распространяется правопреемство; девять – были ратифицированы уже самой Российской Федерацией.

  • 1) свобода объединений, коллективных переговоров и трудовые отношения;
  • 2) принудительный труд;
  • 3) искоренение детского труда и защита детей и подростков;
  • 4) равенство возможностей;
  • 5) трехсторонние консультации;
  • 6) управление трудом и инспекция труда;
  • 7) занятость и трудоустройство;
  • 8) профессиональная ориентация и подготовка;
  • 9) обеспечение гарантий занятости;
  • 10) заработная плата;
  • 11) рабочее время;
  • 12) работа в ночное время;
  • 13) охрана труда;
  • 14) социальное обеспечение;
  • 15) охрана материнства;
  • 16) социальная политика;
  • 17) трудящиеся-мигранты;
  • 18) ВЙЧ и СПИД;
  • 19) труд моряков;
  • 20) труд докеров;
  • 21) коренные народы;
  • 22) особые категории работников.

Как очевидно из данной классификации, которая является официальной со стороны МОТ, международные нормативные акты, принятые этой организацией, охватывают самый широкий круг вопросов правового регулирования труда. Более того, многие из них выходят за рамки проблематики трудового права, содержат положения, относящиеся к праву социального обеспечения, бытовому обслуживанию работников, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятельности государственных органов по управлению трудом. Также стоит отметить, что многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям.

  • Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю. II. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. С. 601.
  • Международная организация труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международное бюро труда, находится в Женеве.

    Структура МОТ

    Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

    Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.



    МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

    В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

    принципы:

      • труд не является товаром;
      • свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
      • нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
      • все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

    Методы работы и основные сферы деятельности

    Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

    Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

    • разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
    • разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
    • помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
    • защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
    • борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
    • содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
    • разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды
    • содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
    • разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

    В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

    http://www.ilo.org/

    Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ , англ. International Labour Organization, ILO ) - специализированное учреждение ООН , международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений . На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международного бюро труда, находится в Женеве . В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии .

    История создания, развития и задачи МОТ

    Международная организация труда была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора .

    Первый генеральный директор и один из основных инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома . В настоящее время генеральным директором является Гай Райдер. В 1934 году членами МОТ стали США И СССР . В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб-квартира МОТ временно переносится в Монреаль , Канада . Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году . С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина .

    Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма.

    МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций , она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН . Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174 .

    Причины образования МОТ

    Политическая причина

    Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран . В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем .

    Социальная причина

    Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации , их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества .

    Экономическая причина

    Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

    Структура МОТ и её основополагающие документы

    Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

    Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

    Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском , английском , французском , испанском , китайском , немецком , португальском , арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

    МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

    В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

    Устав МОТ

    Филадельфийская декларация МОТ

    Конвенции МОТ

    • № 2 Конвенция 1919 года о безработице
    • № 3 Конвенция 1919 года об охране материнства
    • № 4 Конвенция 1919 года о труде женщин в ночное время
    • № 5 Конвенция 1919 года о минимальном возрасте для приема на работу в промышленности
    • № 6 Конвенция 1919 года о ночном труде подростков в промышленности
    • № 7 Конвенция 1920 года о минимальном возрасте для работы в море
    • № 8 Конвенция 1920 года о пособиях по безработице в случае кораблекрушения
    • № 9 Конвенция 1920 года о трудоустройстве моряков
    • № 10 Конвенция 1921 года о минимальном возрасте в сельском хозяйстве
    • № 11 Конвенция 1921 года о праве на объединение в сельском хозяйстве
    • № 12 Конвенция 1921 года о возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве
    • № 13 Конвенция 1921 года о свинцовых белилах в малярном деле
    • № 14 Конвенция 1921 года о еженедельном отдыхе в промышленности
    • № 15 Конвенция 1921 года о минимальном возрасте для грузчиков угля и кочегаров во флоте
    • № 16 Конвенция 1921 года о медицинском освидетельствовании подростков на борту судов
    • № 17 Конвенция 1925 года о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве
    • № 18 Конвенция 1925 года о профессиональных заболеваниях
    • № 19 Конвенция 1925 года о равноправии в области возмещения при несчастных случаях
    • № 20 Конвенция 1925 года о ночной работе в булочных
    • № 21 Конвенция 1926 года об инспекции эмигрантов
    • № 22 Конвенция 1926 года о трудовых договорах моряков
    • № 23 Конвенция 1926 года о репатриации моряков
    • № 24 Конвенция 1927 года о страховании по болезни в промышленности
    • № 25 Конвенция 1927 года о страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве
    • № 26 Конвенция 1928 года о процедуре установления минимальной заработной платы
    • № 27 Конвенция 1929 года об указании веса грузов, перевозимых на судах
    • № 28 Конвенция 1929 года о защите докеров от несчастных случаев
    • № 29 Конвенция 1930 года о принудительном труде
    • № 30 Конвенция 1930 года о рабочем времени в торговле и в учреждениях
    • № 31 Конвенция 1931 года о рабочем времени в угольных шахтах
    • № 32 Конвенция (пересмотренная) 1932 года о защите докеров от несчастных случаев
    • № 33 Конвенция 1932 года о минимальном возрасте на непромышленных работах
    • № 34 Конвенция 1933 года о платных бюро найма
    • № 35 Конвенция 1933 года о страховании по старости в промышленности
    • № 36 Конвенция 1933 года о страховании по старости в сельском хозяйстве
    • № 37 Конвенция 1933 года о страховании на случай инвалидности в промышленности и т. д.
    • № 38 Конвенция 1933 года о страховании по инвалидности в сельском хозяйстве
    • № 39 Конвенция 1933 года о страховании на случай потери кормильца в промышленности
    • № 40 Конвенция 1933 года о страховании на случай потери кормильца в сельском хозяйстве
    • № 41 Конвенция (пересмотренная) 1934 года о труде женщин в ночное время
    • № 42 Конвенция (пересмотренная) 1934 года о возмещении в случае профессиональных заболеваний
    • № 43 Конвенция 1934 года о заводах по производству листового стекла
    • № 44 Конвенция 1934 года о страховании по безработице
    • № 45 Конвенция 1935 года о применении труда женщин на подземных работах
    • № 46 Конвенция (пересмотренная) 1935 года о рабочем времени в угольных шахтах
    • № 47 Конвенция 1935 года о сорокачасовой рабочей неделе
    • № 48 Конвенция 1935 года о сохранении за мигрантами пенсионных прав
    • № 49 Конвенция 1935 года о сокращении рабочего времени на стеклодувных предприятиях
    • № 50 Конвенция 1936 года о вербовке трудящихся из коренного населения
    • № 51 Конвенция 1936 года о сокращении рабочего времени на общественных работах
    • № 52 Конвенция 1936 года об оплачиваемых отпусках
    • № 53 Конвенция 1936 года о свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов
    • № 54 Конвенция 1936 года об оплачиваемых отпусках моряков
    • № 55 Конвенция 1936 года об обязательствах судовладельцев в случае болезни или травмы у моряков
    • № 56 Конвенция 1936 года о страховании моряков по болезни
    • № 57 Конвенция 1936 года о рабочем времени на борту судов и составе судового экипажа
    • № 58 Конвенция (пересмотренная) 1936 года о минимальном возрасте для работы в море
    • № 59 Конвенция (пересмотренная) 1937 года о минимальном возрасте в промышленности
    • № 60 Конвенция (пересмотренная) 1937 года о минимальном возрасте на непромышленных работах
    • № 61 Конвенция 1937 года о сокращении рабочего времени в текстильной промышленности
    • № 62 Конвенция 1937 года о технике безопасности в строительстве
    • № 63 Конвенция 1938 года о статистике заработной платы и рабочего времени
    • № 64 Конвенция 1939 года о трудовых договорах трудящихся коренного населения
    • № 65 Конвенция 1939 года об уголовных санкциях для трудящихся коренного населения
    • № 66 Конвенция 1939 года о трудящихся-мигрантах
    • № 67 Конвенция 1939 года о продолжительности рабочего времени и отдыха на дорожном транспорте
    • № 68 Конвенция 1946 года о питании и столовом обслуживании экипажей на борту судов
    • № 69 Конвенция 1946 года о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации
    • № 70 Конвенция 1946 года о социальном обеспечении моряков
    • № 71 Конвенция 1946 года о пенсиях морякам
    • № 72 Конвенция 1946 года об оплачиваемых отпусках морякам
    • № 73 Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании моряков
    • № 74 Конвенция 1946 года о выдаче матросам свидетельств о квалификации
    • № 75 Конвенция 1946 года о помещениях для экипажа
    • № 76 Конвенция 1946 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа
    • № 77 Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании подростков в промышленности
    • № 78 Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании подростков на непромышленных работах
    • № 79 Конвенция 1946 года о ночном труде подростков на непромышленных работах
    • № 80 Конвенция 1946 года о пересмотре заключительных статей
    • № 81 Конвенция 1947 года об инспекции труда
    • № 81 Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда
    • № 82 Конвенция 1947 года о социальной политике на территориях вне метрополии
    • № 83 Конвенция 1947 года о трудовых нормах на территориях вне метрополии
    • № 84 Конвенция 1947 года о праве на объединение на территориях вне метрополии
    • № 85 Конвенция 1947 года об инспекции труда на территориях вне метрополии
    • № 86 Конвенция 1947 года о трудовых договорах трудящихся коренного населения
    • № 87 Конвенция 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию
    • № 88 Конвенция 1948 года об организации службы занятости
    • № 89 Конвенция (пересмотренная) 1948 года о ночном труде женщин
    • № 90 Конвенция (пересмотренная) 1948 года о ночном труде подростков в промышленности
    • № 91 Конвенция (пересмотренная) 1949 года об оплачиваемых отпусках морякам
    • № 92 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о помещениях для экипажа
    • № 93 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа
    • № 94 Конвенция 1949 года о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти
    • № 95 Конвенция 1949 года об охране заработной платы
    • № 96 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о платных бюро по найму
    • № 97 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о трудящихся-мигрантах
    • № 98 Конвенция 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров
    • № 99 Конвенция 1951 года о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве
    • № 100 Конвенция 1951 года о равном вознаграждении
    • № 101 Конвенция 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве
    • № 102 Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения
    • № 103 Конвенция (пересмотренная) 1952 года об охране материнства
    • № 104 Конвенция 1955 года об отмене уголовных санкций для коренного населения
    • № 105 Конвенция 1957 года об упразднении принудительного труда
    • № 106 Конвенция 1957 года о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях
    • № 107 Конвенция 1957 года о коренном и другом населении, ведущем племенной образ жизни
    • № 108 Конвенция 1958 года об удостоверениях личности моряков
    • № 109 Конвенция (пересмотренная) 1958 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа
    • № 110 Конвенция 1958 года о плантациях
    • № 111 Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий
    • № 112 Конвенция 1959 года о минимальном возрасте рыбаков
    • № 113 Конвенция 1959 года о медицинском осмотре рыбаков
    • № 114 Конвенция 1959 года о трудовых договорах рыбаков
    • № 115 Конвенция 1960 года о защите от радиации
    • № 116 Конвенция 1961 года о пересмотре заключительных статей
    • № 117 Конвенция 1962 года об основных целях и нормах социальной политики
    • № 118 Конвенция 1962 года о равноправии в области социального обеспечения
    • № 119 Конвенция 1963 года о снабжении машин защитными приспособлениями
    • № 120 Конвенция 1964 года о гигиене в торговле и учреждениях
    • № 121 Конвенция 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма
    • № 122 Конвенция 1964 года о политике в области занятости
    • № 123 Конвенция 1965 года о минимальном возрасте допуска на подземные работы
    • № 124 Конвенция 1965 года о медицинском освидетельствовании молодых людей для подземных работ
    • № 125 Конвенция 1966 года о свидетельствах рыбаков
    • № 126 Конвенция 1966 года о помещениях для рыбаков на борту судов
    • № 127 Конвенция 1967 года о максимальном грузе
    • № 128 Конвенция 1967 года о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца
    • № 129 Конвенция 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве
    • № 130 Конвенция 1969 года о медицинской помощи и пособиях по болезни
    • № 131 Конвенция 1970 года об установлении минимальной заработной платы
    • № 132 Конвенция (пересмотренная) 1970 года об оплачиваемых отпусках
    • № 133 Конвенция 1970 года о помещениях для экипажа (дополнительные положения)
    • № 134 Конвенция 1970 года о предупреждении несчастных случаев (моряки)
    • № 135 Конвенция 1971 года о представителях трудящихся
    • № 136 Конвенция 1971 года о бензоле
    • № 137 Конвенция 1973 года о портовых работах
    • № 138 Конвенция 1973 года о минимальном возрасте
    • № 139 Конвенция 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях
    • № 140 Конвенция 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках
    • № 141 Конвенция 1975 года об организациях сельских трудящихся
    • № 142 Конвенция 1975 года о развитии людских ресурсов
    • № 143 Конвенция 1975 года о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения)
    • № 144 Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)
    • № 145 Конвенция 1976 года о непрерывности занятости моряков
    • № 146 Конвенция 1976 года об оплачиваемых отпусках морякам
    • № 147 Конвенция 1976 года о минимальных нормах в торговом флоте
    • № 148 Конвенция 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация)
    • № 149 Конвенция 1977 года о сестринском персонале
    • № 150 Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда
    • № 151 Конвенция 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе
    • № 152 Конвенция 1979 года о технике безопасности и гигиене труда (портовые работы)
    • № 153 Конвенция 1979 года о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте
    • № 154 Конвенция 1981 года о коллективных переговорах
    • № 155 Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда
    • № 156 Конвенция 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями
    • № 157 Конвенция 1982 года о сохранении прав в области социального обеспечения
    • № 158 Конвенция 1982 года о прекращении трудовых отношений
    • № 159 Конвенция 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
    • № 160 Конвенция 1985 года о статистике труда
    • № 161 Конвенция 1985 года о службах гигиены труда
    • № 162 Конвенция 1986 года об асбесте
    • № 163 Конвенция 1987 года о социально-бытовом обслуживании моряков
    • № 164 Конвенция 1987 года о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков
    • № 165 Конвенция (пересмотренная) 1987 года о социальном обеспечении моряков
    • № 166 Конвенция (пересмотренная) 1987 года о репатриации моряков
    • № 167 Конвенция 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве
    • № 168 Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы
    • № 169 Конвенция 1989 года о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни
    • № 170 Конвенция 1990 года о химических веществах
    • № 171 Конвенция 1990 года о ночном труде
    • № 172 Конвенция 1991 года об условиях труда в гостиницах и ресторанах
    • № 173 Конвенция 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя
    • № 174 Конвенция 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий
    • № 175 Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени
    • № 176 Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах
    • № 177 Конвенция 1996 года о надомном труде
    • № 178 Конвенция 1996 года об инспекции труда моряков
    • № 179 Конвенция 1996 года о найме и трудоустройстве моряков
    • № 180 Конвенция 1996 года о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами
    • № 181 Конвенция 1997 года о частных агентствах занятости
    • № 182 Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда
    • № 183 Конвенция 2000 года об охране материнства
    • № 184 Конвенция 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве
    • № 185 Конвенция (пересмотренная) 2003 года об удостоверениях личности моряков
    • № 186 Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве
    • № 187 Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда
    • № 188 Конвенция 2007 года о труде в рыболовном секторе
    • № 189 Конвенция 2011 года о достойном труде домашних работников
    • Рекомендация № 1

    Методы работы и основные сферы деятельности

    Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

    Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

    • разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
    • разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
    • помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
    • защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
    • борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
    • содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
    • разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда , охраны и восстановления окружающей среды
    • содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
    • разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

    В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

    Государства - члены МОТ

    Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос Бахрейн Беларусь Белиз Бельгия Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Буркина-Фасо Бурунди Бывшая Югославская Республика Македония Венгрия Венесуэла Вьетнам Габон Гаити Гайана Гамбия Гана Гватемала Гвинея Гвинея-Бисау Германия Гондурас Гренада Греция Грузия Дания Джибути Доминика Доминиканская Республика Египет Заир Замбия Зимбабве Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Исламская Республика Иран Ирландия Исландия Испания Италия Йемен Кабо-Верде Казахстан Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кипр Кирибати Китай Колумбия Коморские Острова Конго Корея, Республика Коста-Рика Кот-д’Ивуар Куба Кувейт Кыргызстан Лаосская Народно-демократическая Республика Латвия Лесото Либерия Ливан Ливийская Арабская Джамахирия Литва Люксембург Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Мозамбик Молдова, Республика Монголия Мьянма Намибия Непал Нигер Нигерия Нидерланды Никарагуа Новая Зеландия Норвегия Объединенные Арабские Эмираты Оман Пакистан Панама Папуа-Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Российская Федерация Руанда Румыния Сальвадор Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Свазиленд Сейшельские Острова Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Кристофер и Невис Сент-Люсия Сингапур Сирийская Арабская Республика Словакия Словения Соединенное Королевство Соединенные Штаты Америки Соломоновы Острова Сомали Судан Суринам Сьерра-Леоне Таджикистан Таиланд Танзания, Объединенная Республика Того Тринидад и Тобаго Тунис Туркменистан Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Хорватия Центрально-африканская Республика Чад Чешская Республика Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Югославия Южно-Африканская Республика Ямайка Япония

    Сотрудничество России и МОТ

    Членство в МОТ - одной из старейших и ведущих международных организаций - позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

    Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

    МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

    Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

    С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

    Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ. Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России - В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».

    МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

    Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006-2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

    Организация оказала содействие при подготовке встречи министров труда «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

    Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

    Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

    В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

    Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ - необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

    Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

    Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

    Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

    Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедур

    Конвенции МОТ, ратифицированные Россией

    • Конвенция N 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921);
    • Конвенция N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921);
    • Конвенция N 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921);
    • Конвенция N 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921);
    • Конвенция N 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921);
    • Конвенция N 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921);
    • Конвенция N 23 «О репатриации моряков» (1926);
    • Конвенция N 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929);
    • Конвенция N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);
    • Конвенция N 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932);
    • Конвенция N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935);
    • Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935);
    • Конвенция N 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936);
    • Конвенция N 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936);
    • Конвенция N 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937);
    • Конвенция N 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937);
    • Конвенция N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946);
    • Конвенция N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946);
    • Конвенция N 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946);
    • Конвенция N 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946);
    • Конвенция N 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946);
    • Конвенция N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947);
    • Конвенция N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);
    • Конвенция N 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948);
    • Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949);
    • Конвенция N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949);
    • Конвенция N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);
    • Конвенция N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951);
    • Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952);
    • Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957);
    • Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957);
    • Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958);
    • Конвенция N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958);
    • Конвенция N 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959);
    • Конвенция N 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959);
    • Конвенция N 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960);
    • Конвенция N 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961);
    • Конвенция N 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963);
    • Конвенция N 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964);
    • Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964);
    • Конвенция N 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965);
    • Конвенция N 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965);
    • Конвенция N 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966);
    • Конвенция № 132 "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная) (1970)
    • Конвенция N 133 «О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения» (1970);
    • Конвенция N 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970);
    • Конвенция N 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973);
    • Конвенция N 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973);
    • Конвенция N 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (1974);
    • Конвенция N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975);
    • Конвенция N 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976);
    • Конвенция N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977);
    • Конвенция N 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977);
    • Конвенция N 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978);
    • Конвенция N 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979);
    • Конвенция N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981);
    • Конвенция N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981);
    • Конвенция N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983);
    • Конвенция N 160 «О статистике труда» (1985);
    • Конвенция N 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986);
    • Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992)
    • Конвенция N 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996);
    • Конвенция N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999).
    • Конвенция № 185 «Об удостоверениях личности моряков»
    • Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006)

    Генеральные директора МОТ

    Период Генеральный директор МОТ Примечание
    Ноябрь - 7 мая Альбер Тома Франция
    Июль - июнь Гарольд Батлер Великобритания
    Июнь - июль Джон Уайнант США
    Июль - июнь Эдвард Филэн Ирландия
    Июнь - май Дэвид Морс США
    1 июня - 9 октября Уилфред Дженкс Великобритания
    9 октября - 27 февраля Франсис Бланшар Франция
    27 февраля - 4 марта Мишель Хансенн Бельгия
    4 марта - 1 октября Хуан Сомавия Чили
    1 октября - настоящее время Гай Райдер Великобритания

    События

    • . На Конгрессе Священного Союза в Ахене , Германия , английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.
    • - . Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкопрядных фабриках в Лионе .
    • 1838 −1859. Французский промышленник Даниэль Легран подхватывает идеи Оуэна.
    • 1864. В Лондоне основан 1-й Интернационал «Международное товарищество рабочих»
    • 1866. Конгресс 1-го Интернационала требует принятия международного трудового законодательства.
    • 1867. Публикация первого тома труда


    Читайте также: