Образные выражения о зиме. Развитие речи учащихся начальной школы

Приложение 9

Тема «Образы зимы»

(подготовительная к школе группа)

г. Санкт-Петербург.

Продолжительность 30 минут.

Тип занятия : организация совместной деятельности педагога с детьми (открытое занятие)

Интегративные связи: литература, изобразительное искусство и музыка.

Цель: знакомство детей старшего возраста с отражением образа зимы в различных видах искусства.

Задачи:


  • обобщить и систематизировать представление детей старшего дошкольного возраста о зиме;

  • актуализировать и активировать словарь по теме «Зима»

  • совершенствовать навык рассматривания картины, совершенствование целостного представления об изображенном на ней;

  • развитие связной речи; фонематических представлений (развитие навыков звукового анализа слова зима ); мышления, творческого воображения, тонкой моторики;

  • воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине;

  • знакомство с новым понятием аллегория ;
Методы и приемы:

  • словесный

  • наглядный
Оборудование:

  • аудиомагнитофон;

  • проектор;

  • ноутбук;

  • презентация «Образы зимы»;

  • светильник в виде снежинки или звезды;

  • волшебная палочка;

  • веточка в инее;

  • аудиозаписи: звуки природы «Пурга», П. И. Чайковский «Зимнее утро» из Детского альбома;

  • репродукции картины Игоря Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»;

  • бумажная снежинка;

  • карта Эрмитажа;

  • рисунки скульптуры (по количеству детей);

  • пазл репродукции И. Шишкина «Зима»;

  • снежки из ваты;
Ход занятия:

Дети заходят в группу под звуки пурги.

Воспитатель: Заходите в группу и присаживайтесь на стульчики. Послушайте звук пурги и стихотворение Сергея Есенина о зиме:

Заметает пурга


Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти

Вопросы:

Какие признаки зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (кластер) (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).

Что означают слова “белый путь”, выражение “в мягких снегах потонуть”? (глубокий снег, путь по снегу )

Воспитатель: А.С. Пушкин описывал зиму так:
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками


Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижно рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Какие образные выражения использовал Пушкин? (клоками повисла на суках дубов; волнистыми коврами; пухлой пеленою)
Молодцы.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме. Вы расскажите нам о том, что вы знаете, а я вам расскажу, покажу и дам послушать много всего нового и интересного.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Так описывал березку поэт Сергей Есенин.

И живописцы изображали зиму на своих полотнах. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины Игоря Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».

Беседа по репродукции


Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
Воспитатель: Давайте поговорим о картине, на которой изображена русская зима. Что изобразил Игорь Грабарь на картине, которую назвал «Сказка инея и восходящего солнца»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо. (ответы детей)
Посмотрите, художник нарисовал зимний березовый лес. Белоствольные молодые березки покрыты пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день. От солнца по небу разливается золотой свет.

В каких, по вашему тонах, написана эта картина? (ответы детей)


В светлых тонах: белый, и голубой, и золотистый, и розовый цвета.

Вы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. (ответы детей) Его цвет зави¬сит от освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега.

Утром на прогулке снег бывает - серебристый, на котором лежали голубые тени.

Днем из окна мы видели золотистый, освещенный ярким солнцем снег.

Вечером, под лучами заходящего солнца, снег кажется розовым.

А когда вы идете домой из детского сада, в темноте снег какой? (ответы детей) - синий.

И на репродукции картины Игоря Грабаря снег не белый. На нем играют оттенки всех цветов: голубого, синего, сиреневого, розового. Какими еще словами можно сказать про снег на картине? Какой снег? (ответы детей)

Воспитатель подводит итог сказанного детьми: Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.

Что вы можете сказать о березах, изображенных на картине?

Березы белоствольные, красивые, нарядные, заснеженные.

Представьте, "что" мы с вами оказались на поляне перед березками. Подумайте, что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза. Послушаете музыку и по фантазируйте.
Волшебная палочка нам помоги

И в зимний - сказочный лес нас приведи.


(Организация сюрпризного момента «Оживший элемент картины»)

Воспитатель включает П. И. Чайковский «Зимнее утро» из Детского альбома. Гасит свет (включает только ночник в виде снежинки или звезды) Берет в руки веточки в инее.


Воспитатель: Посмотрите. Какое у вас настроение при рассматривании этой картины и веточек. Радостное или грустное. (Обсуждение настроения).
Посмотрите, как много снега в лесу. Давайте попробуем высоко поднимая ноги, как бы перешагивая через сугробы дойти до стульчиков и послушать звуки зимнего леса.

(Дети переходят к поставленным стульчикам, для просмотра презентации)

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.


Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, заниматься мы пойдем.

Просмотр презентации «Образы зимы».


Вы послушали звуки зимнего леса, ответьте, вы все узнали? (ответы детей) А как вы думаете, с каким звуком падают снежинки? (ответы детей)

Звездочки-пушинки,

Белые снежинки.

Вы внимательно смотрели, хотите отдохнуть? (ответы детей)

Коррекционная гимнастика для глаз

Снежинки вправо полетела –Глазки вправо посмотрели.


Снежинки влево полетела – Глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимает и на землю опускает.

Логопедическая зарядка.

Воспитатель:

Ребята, вы слышали как свистит ветер, давайте попробуем подразнить его (дети выполняют логопедическую зарядку), встаньте на ножки:

Мы подуем высоко: - с-с-с (подняться на носочки) .
Мы подуем низко: - с-с-с (присесть) .

Мы подуем далеко: -с-с-с (сильно дуют в стороны).


Мы подуем близко: - с-с-с (руки ко рту) .

Ребята, как шипит вьюга?

Мы подуем высоко: - ш-ш-ш(подняться на носочки) .
Мы подуем низко: - ш-ш-ш (присесть) .

Мы подуем далеко: -ш-ш-ш (сильно дуют в стороны).


Мы подуем близко: - ш-ш-ш (руки ко рту) .

Молодцы.


Игры со словами:

Разгадайте загадку:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зимушка – зима )

Молодцы загадку отгадали. А теперь сложная задача.

Звуковой анализ слова зима .

Воспитатель: Сколько звуков в слове зима ? (4)

Назовите их по порядку. (З, И, М, А)

Сколько гласных звуков в слове зима ? Какие это звуки? (И, А)

Сколько согласных звуков в слове зима ? Какие это звуки? (З, М) Очень хорошо.

Подумайте и скажите из тех слов, которые я вам назову самое длинное: снегопад, зима, пурга. Ветер, сосулька, вьюга.

Какое слово лишнее: снегопад, сосулька, пурга (почему);

вьюга, снег, ветер (почему). Молодцы. Вы как школьники, со всеми заданиями справились.

Послушайте, какая красивая загадка о снеге:

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною - голубой.

Он за ворот и карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.


Правильно, это снег. А вы услышали как автор загадки говорит о снеге: летает белой стаей; звездой прохладной тает; на солнышке румяный; белый, и мохнатый, красивые, сказочные сравнения снежинки со звездой, с белой стаей. Такие сравнения, когда автор не говорит о чем подумал, а как бы слегка приоткрывает завесу тайны и дает возможность нам подумать, поразмышлять, догадаться называется аллегория. Аллегория красивое волшебное слово я предлагаю вам, как школьникам выполнить домашнее задание вместе с родителями. Выберите, что для вас наиболее интересно:

  • воспитатель раздает карты Эрмитажа на которых отмечен зал, где выставлена скульптура Мориса Этьена Фальконе аллегория «Зима» и ее небольшой карандашный рисунок;
Детям, совместно с родителями необходимо отыскать в залах музея скульптуру, узнать ее название и автора, записать на рисунке полученные знания.

  • воспитатель раздает части репродукции И. Шишкина «Зима»;
Детям необходимо отыскать в Русском музее картину Ивана Шишкина и ее название. Записать полученные знания. На последующем занятии сложить все пазлы в единую репродукцию.

Те, кто смогут выполнить задание будут награждены похвальной грамотой.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, помните отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Блеснул мороз. И рады мы


Проказам матушки зимы.

Хотите и вы попроказничать? Предлагаю в конце занятия покидаться снежками? (ответы детей)

Молодцы, вы меткие стрелки.

Поблагодарите наших гостей. Попрощайтесь с гостями.

Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в снежинки и полететь к столам, за которым вы можете выбрать игры по желанию.

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

Легкие пушинки.
Осуществление детьми самостоятельной деятельности в центрах активности.

Екатерина Филяева

Цели занятия: 1. Учить детей составлять рассказ о зиме при помощи мнемотаблицы, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

2. Активизировать употребление однокоренных слов.

3. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

4. Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Методические приемы: 1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, отгадывание загадок, составление предложений, составление рассказов. Сюрпризный моментволшебный сундучок.

2. Наглядные – рассматривание мнемотаблицы “Зимние развлечения”.

Словарная работа:

Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

Предварительная работа:

Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

Демонстрационный материал: Опорная картина о зиме, мнемотаблица “Зимние развлечения”.

Организация детей: Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Ход занятия Введение. Ребята, совсем недолго осталось нам ждать веселых новогодних праздников и каникул, а у нас в группе праздник уже наступил! Посмотрите, как много пришло к нам гостей! Ребята, а как обычно встречают гостей? (Дети здороваются).

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме».

На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

А какие изменения происходят в природе зимой? (Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Молодцы, ребята! А вы знаете, для нас с вами есть сюрприз! Кто-то принес сегодня утром и оставил в нашей группе волшебный сундучок (Обратить внимание на волшебный сундучок).

Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит… Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья и готовил для вас новогодние подарки, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

Снегурочка. ”

Поможем, ребята, Деду Морозу собрать слова о зиме. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о зиме будем складывать в него

Как вы думаете, что бывает только зимой? Я загадаю вам загадку:

Лежал, лежал,

А весной в реку убежал. (Снег)

Правильно, это снег!

Снег бывает разный:

Глубокий и пушистый.

В морозный день – скрипучий,

Холодный и колючий.

Первый снег бывает лёгкий,

Будто пух он лебединый.

В марте грязный он и рыхлый

Состоит из мелких льдинок.

Так какой же бывает снег, ребята? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к каждому сундучок.

Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, стиральный порошок)

Правильно, ребята, Дед Мороз, наверное, про это не знал.

Игра «Отгадай слово». Образование родственных слов. А теперь, давайте сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову снег. И я снова загадаю вам загадки.

Что за звездочка такая

На пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь, вода в руке? (Снежинка)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Красна девица, грустна,

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льет бедняжка! (Снегурочка)

Из под снега вышел друг

И весной запахло вдруг. (Подснежник)

Молодцы, все мои загадки вы отгадали! Так какие же родственные слова к слову снег, вы запомнили? (Снежинка, снегирь, снегурочка, подснежник.)

А кто еще может придумать слова, родственные к слову снег? (Снежок, снежная, снеговик, Белоснежка, заснеженный).

Молодцы, ребята!

Пословицы о зиме. Мы еще можем Деду Морозу назвать пословицы о зиме:

“Мороз не велик, а стоять не велит”.

“Зима не лето, в шубу одета”.

“Спасибо мороз, что снега принес”.

“Холодная зима, жаркое лето”.

“Зима снежная, лето дождливое”.

“Много снега, много хлеба”.

Много вы пословиц назвали Деду Морозу. Молодцы!

Мы хорошо и много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физкультминутка: Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа – береза в шубе стоит,

Слева – елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю тихо ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

А мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетели снегири,

Как красивы они.

В лесу красота и покой,

А нам пора домой.

Составление рассказа о зиме при помощи мнемотаблицы. А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт мнемотаблицу “Зимний развлечения”).

Мы с вами уже составляли рассказы по таким картинам, они всегда получаются очень интересные и разные! Давайте сначала я расскажу вам свою историю!

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Дети, а сейчас вы составите самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (Рассказывают 2 - 3 ребенка).

Заключение. Ребята! Какие вы молодцы! Вы так хорошо потрудились, пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

Я думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.

(Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч»). Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс снежинок»

Список использованной литературы. 1. Владимирская Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2006.

2. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1984.

Снежинка

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Константин Бальмонт

Поет зима - аукает

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Снежная замять крутит бойко...

Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чкжая младость.
Где мое счастье? Где моя радость?

Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится велой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

Фантазия

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье, — точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится,— и деревьям что-то мнится,
То, что людям не приснится, никому и никогда.
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн Небес?

Все сильней звучит их пенье, все слышнее в нем томленье,
Неустанного стремленья неизменная печаль,—
Точно их томит тревога, жажда веры, жажда Бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
А Луна все льет сиянье, и без муки, без страданья,
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют,
И с спокойствием приемлют чаты ясных светлых снов.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно..... завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Скрип шагов вдоль улиц белых...

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

Декабрьское утро

На небе месяц - и ночная
Еше не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,-

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Я по первому снегу бреду

Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю - то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив

Цель: расширять представления детей о зиме в лесу; развивать внимание, мышление, слуховую и смысловую память, речь; воспитывать умение замечать красоту природы.

Оборудование: у учителя — распечатки задания «Соединить начало и конец образных предложений» для каждого ученика, распечатки изображения Снегурочки для каждого ученика; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель. Предлагаю вам расшифровать тему занятия.

Ответ. Зима в лесу.

Учитель. Вот вам первое задание: необходимо отгадать загадки.

Зимой рыбам жить тепло —

Крыша — толстое стекло. (Лед)

Ах, мягка подушка,

Да не взять за ушко. (Снег)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает,

Лепит сугробы из снежного теста,

Передвигает их с места на место? (Метель)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчелки,

Уселись на колючей елке.

Мы полетели на поля,

И стала белою земля. (Снежинки)

Учитель. Как красиво зимой в лесу! Снежные сугробы, меховые одежды деревьев... Ясным солнечным днем все блистает и переливается, пасмурным — поражает своим спокойствием, величием и нетронутой белизной. Белая краска — главная у зимы. И только небо не хочет подчиняться общему правилу. Оно всегда такое разное... Вот, например, каким оно может быть.

Открывается запись на доске.

Небо (какое?) просторное, бездонное, серое, свинцовое, синее, васильковое, голубое, лазурное, мрачное, хмурое, чистое, ясное, бирюзовое, пасмурное, прозрачное, безоблачное, волнистое.

Дети читают хором прилагательные.

Учитель объясняет значения некоторых слов. Например, лазурный, бирюзовый образовались от названий минералов лазурит и бирюза. Лазурный — значит синий или зеленовато-голубой, бирюзовый — небесно-голубой или голубовато-зеленый.

Задание : прочтите еще несколько раз эти слова про себя, постарайтесь запомнить как можно больше.

Запись учащимися прилагательных в тетрадь. Подсчет количества записанных слов, сравнение с образцом.

Учитель. Следующее задание — соедините стрелкой начало и конец образных предложений, употребляемых для описания зимнего леса.

Дети получают распечатки задания. Самостоятельная работа. Проверка.

Ответ. Деревья и кусты облачились в ангельскую белизну. Заснеженные ветки деревьев переливаются в лучах зимнего солнца. Спит природа, укрывшись снежным покрывалом. Мороз-ювелир смастерил бриллиантовые ожерелья для берез. Кажется, будто лес очарован волшебным сном.

Учитель. Придумайте свои образные предложения о красоте зимнего леса.

Ответы детей.

Учитель . Без мороза зима — не зима! Настоящая русская зима славится своим трескучим морозом. Послушайте стихотворение.

Снегуркин дом

— Ты зачем в бору, Мороз,

Бродишь, ходишь ходуном?

Ты зачем промеж берез

Бьешь тяжелым обухом,

Рубишь, тешешь топором?

— А затем, что строю дом.

— Дед Мороз, ответ держи:

Для кого твой дом? Скажи!

— Для Морозовой дочурки,

Для беляночки Снегурки

Строю домик изо льда.

В окнах — тонкая слюда,

А крылечко расписное,

Не простое — ледяное.

Крышу домика покрою

Я соломкой снеговою.

Я Снегурочку потешу —

Всю сосульками обвешу,

Подарю ей жемчуга —

Многоцветные снега,

Ледяное ожерелье.

Скоро справлю новоселье!

Приезжает завтра в ночь

К старику Снегурка-дочь.

С. Северный

Учитель . Какие слова и выражения вам особенно понравились в этом стихотворении?

Отклик детей.

Дед Мороз и Снегурочка — символы русской зимы и Нового года.

А теперь новое задание: перерисуйте в тетрадь. по клеточкам изображение Снегурочки.

Учащиеся получают распечатки задания. Самостоятельная работа. Взаимная проверка.

Дорисуйте необходимые детали. Разукрасьте Снегурочку.

Учитель. Как чувствуют себя животные в зимнем лесу? Внимательно послушайте текст.

«С приходом зимы в лесу наступили большие перемены. В глубокой норе заснул барсук. Под теплой моховой кочкой предалась сну гадюка. Белая куропатка сменила пеструю летнюю одежду на зимнюю. Теперь она важно разгуливает среди сугробов. Белую шубку надел горностай. Его не видно на белом снегу. Только черный кончик хвоста выдает проворного зверька. Он услышал под пушистым снегом писк. Вот горностай исчез в снежной норке. Давно прилетели в наши края на зимовку снегири. Резко выделяются они на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Тяжело приходится в зимнем лесу оленю. Трудно ему бродить в поисках пищи по глубокому снегу. Питается он веточками деревьев».

Учитель . Ответьте на вопросы.

Где уснул барсук? (В норе)

Где спит гадюка? (Под моховой кочкой)

Какие изменения произошли с куропаткой? (Сменила летнюю одежду на зимнюю.)

Какого цвета шубку надел горностай? (Белого)

Чем выделяются снегири? (Ярким оперением)

Чем питается олень? (Веточками деревьев)

Перечислите всех животных, упомянутых в тексте.

Устная коллективная работа.



Читайте также: