Меч ниндзя размеры. Ниндзя-то: японский меч ниндзя

Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень») - так называли разведчиков-невидимок, специалистов по тайным убийствам, шпионов, не оставлявших следов средневековых лазутчиков. Однако точный перевод более прост и емок - «терпеливые», а учение, которому они следовали, - ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым». Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

Ниндзя, тайные агенты средневековой Японии, не были самураями, но в продолжавшихся столетиями столкновениях военной знати они играли важную, иногда решающую роль. Они совершали порой невероятное. Так, утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежавшего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук - его убили спящим. Удивительным оказалось и другое: воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был неудивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитавших в темных подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом.

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сёгуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом - Сёгуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина - на конях сидели два воина без голов. Сам же самурай исчез, а его конь в испуге задирал морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя.

Предполагается, что ниндзя и их искусство действовать тайно и незаметно появились благодаря развитому в средневековой Японии ремеслу шпионажа.

Но есть утверждения, что ниндзюцу зародилось в Японии в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Однако другие исследователи, считают это вымыслом, который объясняется спецификой Востока, где считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI-VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например: изготовление и использование ядов, бои подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины - ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII-VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Чтобы удовлетворить его, близ Киото появилась первая школа ниндзюцу, которая принадлежала клану Хаттори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое духовность.

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи с еще большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не имеющие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч катана стоил страшно дорого.

Естественно, катана - «душа самурая» - был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами - легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе - количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка. Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

Характерным оружием ниндзя были кусаригама - крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку (нунчаку) - цеп для обмолота зерна; тонфа - ручка ручной зерновой мельницы. Особую категорию составляли мелкие подручные предметы - тонки (например, обычная иголка). К тонкам относились и метательные орудия - например, сюрикены (остро заточенные многогранные пластины). Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 метров. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5-6 штук.

Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя оставлял за собой острые шипы - тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл. Яд тоже входил в арсенал ниндзя.

Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку (Гасило) с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее. При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше.

Междоусобные войны XII века в Японии усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории - Камакура (1185-1333 гг.) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу (только на острове Хонсю их насчитывалось от 25 до 70). Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей - копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару (легконогие). Они-то и были прообразом тех, кого стали позднее называть ниндзя.

Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории - гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

Кланы ниндзя зачастую формировались и в деревнях - для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким - его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага «по правилам», как предписывал кодекс самурайской чести - бусидо. Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться: «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди имелись десятки методов. «Терпеливый» умел просачиваться сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20×20 сантиметров. Благодаря тренировкам, начинавшимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке - личная безопасность превыше удобств. Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом либо в горло летел сюрикен.

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. В открытых дуэлях меч самурая был для шпиона смертным приговором. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго - мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву.

Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним, мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием были красота, изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай - удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Школы, где готовились ниндзя, находились в уединенных, недоступных, строго охраняемых местах. Все, что делалось в этих школах, было окутано глухим покровом тайны.

В секретных школах ниндзя обучали огромному множеству вещей. Главное внимание уделялось тренировке силы, выдержки и умения в совершенстве владеть своим телом, ведь от этого впоследствии могла зависеть жизнь ниндзя. Вдобавок будущие агенты осваивали различные способы выживания в экстремальных ситуациях - в ледяной воде или под водой, при длительном голодании, после получения тяжелых увечий. Они должны были также уметь быстро и незаметно, в полном снаряжении преодолевать любые препятствия - стены замка, засеки, бурные водные потоки, болота, проникать в самый неприступный вражеский лагерь. Немаловажное значение для успешной деятельности ниндзя имело владение искусством маскировки, ведь им часто приходилось под самыми разными личинами, в самых разных облачениях неожиданно скрываться, заметая следы. И потом, будущему тайному агенту, разумеется, полагалось безукоризненно владеть всеми существовавшими в Японии видами оружия, и прежде всего теми, что убивали бесшумно. Главным «оружием» ниндзя было терпение. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в зал. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки - го.

Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Молодые люди, прошедшие подобное многолетнее обучение, становились членами разбросанных по всей стране тайных обществ, в которых никто друг друга не знал. Ловко маскируясь, ниндзя поодиночке жили в городах и деревнях. Они не знали ни имен своих предводителей, ни где они живут и даже никогда не видели их. Такие меры предосторожности гарантировали, что в организацию не сможет проникнуть ни предатель, ни шпион.

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял своего слугу в условленное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.

Такими местами, в частности, были увеселительные кварталы крупных городов. Как только посредник признавал в слонявшемся по улице чужаке вероятного заказчика, он подходил и завязывал беседу. Если эти двое заключали сделку, то посредник сообщал об этому другому посреднику. Тот, в свою очередь, передавал поручение - опять же окольными путями - начальнику ниндзя того округа, в котором следовало выполнить задание заказчика. Сначала начальник ниндзя узнавал о всех деталях планируемой операции, а затем отдавал приказ о ее проведении.

Ниндзя, который получал заказ, был полностью предоставлен самому себе. Он тщательно, учитывая каждую мелочь, готовился к предстоящему делу. Он собирал подробнейшую информацию обо всем, что имело отношение к его заданию: о месте будущей операции, человеке, которого он должен был убить, планировке замка, охране военного лагеря, устройстве защитных сооружений и о многом другом. Затем он подбирал подходящую одежду, необходимое снаряжение и оружие и под видом монаха, бродячего актера, торговца, крестьянина или переодевшись женщиной отправлялся в путь. По дороге он прислушивался ко всем разговорам и старался завязать нужные знакомства. Добравшись до места назначения, ниндзя начинал наблюдать за интересующими его людьми или объектами. Для этого он выбирал подходящее укрытие, где проводил, не шелохнувшись, по многу часов.

Узнав таким образом все, что было необходимо, он приступал к разработке плана действий. Следовало взвесить все возможные варианты и выбрать из них лишь один. Например, если ниндзя получал задание убить высокопоставленного самурая, то с помощью разных хитростей или акробатических трюков он должен был попасть к нему в дом. Нападал он обычно из засады - тихо, внезапно и вероломно, тут все средства были хороши. Ниндзя мог убить приговоренного к смерти человека, ударив его ребром ладони, задушив или заколов кинжалом. Иногда несчастных отправляли на тот свет, например, влив им в рот яд в то время, когда они спали.

Продумывая свои действия шаг за шагом, ниндзя всегда предусматривал и пути отступления. Скрываясь с места преступления, «воин-тень» мог прыгнуть в глубокий крепостной ров (тогда ему приходилось прятаться под водой и дышать через бамбуковую трубку) либо, вооружившись крючьями и веревкой, перескакивать с крыши на крышу или с одной верхушки дерева на другую - потому и пошла молва, что ниндзя умеют летать.

Чтобы очистить себе дорогу назад, ниндзя пользовался разными отвлекающими средствами: например, подготовив все заранее, поджигал дом своей жертвы. Поднималась суматоха. Пока домочадцы и челядь бегали за водой, звали на помощь, пытались тушить огонь, убийца уходил никем не замеченным.

Ниндзя был готов и к неудачному исходу дела. Если он попадал в руки противников, то убивал себя, вонзая в горло кинжал, или, если заколоть себя не успевал, раскусывал капсулу с ядом - ее во время чреватой опасностями операции он всегда предусмотрительно держал за щекой.

Ниндзя должен был владеть не только специальным оружием и приемами для осуществления тайных операций, но и не хуже самураев действовать их вооружением. Дело в том, что ниндзя часто внедрялись на службу к противнику и состояли в числе самураев этого клана. И если бы их вооружение чем-либо отличалось от вооружения остальных самураев, то плохо пришлось бы этим шпионам. Кроме того, ниндзя, как правило, имели достаточно средств, чтобы приобрести хороший меч, а хорошее оружие они любили ничуть не меньше самураев.

Видео о Ниндзя.

Оружие Ниндзя (сверху фото, снизу описание).

Колющее оружие с клинком круглого или многогранного сечения. Крюк у рукояти предназначен для перехвата оружия противника

Метательный нож

Меч длиной около полуметра. Навершие рукояти снабжено иглой, часто отравленной. Игла могла убираться внутрь полой рукояти. Меч носили за спиной

Обоюдоострый кинжал с дополнительным клинком, снабженный длинной веревкой с кольцом. Использовался как ударное оружие, а также в качестве кошки

Трансформировавшийся из сельскохозяйственного серпа. Часто им пользовались как парным оружием

Дополнительно оснащался цепочкой длиной 2,5 метра с грузом на конце

Японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Металлический шарик с шипами, который ниндзя метал под ноги противнику

Миниатюрное духовое ружье длиной около полуметра, стреляло отравленными стрелками - хари (вверху)

Бамбуковое духовое ружье, стрелявшее стрелками в виде бумажного конуса с зазубренным отравленным наконечником

Боевой веер, при раскрывании которого обнажались отравленные спицы. Иногда веер скрывал миниатюрный арбалет

— укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера.Метательные стрелки длиной 10-15 сантиметров ниндзя носил по несколько штук в футляре, пристегнутом к ноге или предплечью

Боевой посох, внутри которого скрывалась цепь с гирьками

Полый посох, внутри которого замаскирована цепь с крюком на конце

Пустотелый шест с пропущенной через него веревкой с крюком. Выпущенные через специальные отверстия петли позволяют использовать сино-битсу в качестве лестницы.

Меч ниндзя - ниндзя-кэн (ниндзя-то) был прямым и коротким, короче меча самурая; общая длина составляла меньше метра, клинок - 50-60 см.

Меч как инструмент

Длинная рукоять могла вмещать в себе тайник, была хорошим рычагом при взламывании. Прямое лезвие удобно для бурения дыр, прорубания дверей, расшатывания бревен и каменной клади, копания земли. Квадратная гарда (цубо) использовалась как ступенька, при ударе в голову служила как кастет.

Многофункциональные ножны

Ножны (сая) изготавливались предельно прочными, со сквозной полостью.

Они использовались как дубинка или качели, на которых сидя могли отдыхать. Вставив в полость рукоять меча и закрепив его, получали короткую алебарду для боя и дистанции. Ножны служили как тайник для писем, ядов, дротиков, отмычек, цепочек, отравленных шипов…

Переправляясь или затаившись под водой ниндзя мог долго сидеть, уцепившись за камни и дышать через полость ножен.

В некоторых случаях их использовали как ружьё, начиняя порохом, или как духовую трубку при выдувании колючек с ядом.

Для практичности использовались и двойные ножны для меча и ножа - танто, что впрочем встречалось довольно редко.

На ножны накручивалась прочная веревка или кожаный ремешок с быстро развазывающимся узлом для использования в самых различных целях: как жгут для остановки кровотечения, веревка для переправы или связывания и удушения противника, для транспортировки грузов или пленных, конструирования ловушек, навешивания качелей и т.д.

Наконечник-заглушка со стороны острия в ножнах порой имела небольшое лезвие и использовалась как бурав.

Нужна ли гарда мечу ниндзя?

Меч иногда не имел гарды, замаскировавшись под палку-посох.

В некоторых моделях вместо гарды имеются выступы-рожки, которыми заклинивается оружие противника.
В общем, это целый арсенал, удобный для переноски в походе. Его носили за поясом, пробираясь по лесу, иначе он цеплялся за ветки, а при неудачном перекате через голову мог ударить гардой по затылку. Да и выхватывание меча сбоку являлось более скоростным, что имеет большое значение в случае непредвиденной ситуации. Другое дело, когда появлялась необходимость куда-то карабкаться или ползти. Тогда меч на перевязи помещали за спину.

Практичное применение меча

Если маршрут был длинным, ниндзя мог и не брать с собой меч, а отобрать у самурая длинный меч-катана или короткий-вакидзаши, и орудовать “трофейным” оружием.

Коротким мечом было гораздо проще сражаться в узких коридорах замка, в небольших помещениях или толпе.

Для практичного ниндзя меч был просто удобным куском железа, инструментом, не более того. И он не сильно горевал, бросая его в случае необходимости или для отвлечения внимания. В отличии от самурая, для самурая потеря меча, означало потерю достоинства.

Техника выхватывания меча ниндзя тоже отличалась от самурайского искусства. Выхватывать его приходилось порой из-за спины, одновременно спрыгивая с дерева и тут же нанося удары.

Техника владения мечом предусматривала также выхватывания оружия из-за пояса, сразу переходя к ударам, вынимая его по дуге снизу вверх или по диагонали.


В ход шли неожиданные удары концом рукояти, где в некоторых моделях оружия был хорошо заточенный выступ или шип.

Не успевая выхватить меч, можно было попробовать парировать оружие рукоятью меча.

Техника фехтования тоже существенно отличалась от самурайского. Поскольку клинок текуто плохо резал оттягивающими ударами сверху и по диагонали, широко использовались рубящие и колющие техники.

Следует учитывать, что самурайский меч - катана запросто разрубал плохое или среднего качества изделия. Поэтому не практиковалось киношных ударов клинок о клинок, при котором летят искры. Ниндзя должен был как бы обвиваться вокруг более крепкого меча или стараться ударить по нему сбоку.

Для некоторых ниндзя меч служил, так же как и для самурая - чуть ли не святыней, как у других ниндзей просто полезным инструментом и потеряв его не огорчались, потому что оружие практичного ниндзя - все же остается хитрость и умение адаптироваться под различные ситуации.

— Делитесь с друзьями

Один из наиболее частых предметов спора ниндзяведов и ниндзяфилов. Причем оспаривается зачастую почти все: от материала и качества изготовления клинка до шнура и вставных иголок. И хотя мечи для ниндзя никогда не были предметом культа, простой и тяжелый кусок острого железа в те времена смут был столь же незаменим, как пистолет во время разборок 90х.

В фильмах и играх мы часто видим, что за ниндзя-кэн выдается обычный длинный самурайский меч. И в этом есть доля истины: в тех случаях, когда синоби маскировался под ронина или вельможу, никакой другой меч просто был немыслим для ношения. Для скрытных же внезапных атак катана годилась не всегда, ибо была довольно длинна и не очень удобна для переноски во время лазанья по стенам/деревьям/заборам и нанесения ударов в замкнутых пространствах. Отсюда можно сделать вывод, что ниндзя-то был все же несколько короче катаны.

Форма клинка синоби-гатана почему-то всегда представляется прямой, хотя на расцвете ниндзюцу прямых клинков в Японии было мало - ну не практичными они казались на тот момент и все тут. Даже слегка изогнутый клинок оказывал гораздо лучшее режущее воздействие, чем острая прямая полоса железа. Хотя это не отрицает существование и прямых клинков (тёкуто ) - любители экзотики всегда найдутся. Сегодня же прямые "мечи " популярны в основном из-за огромного количества подделок испанских умельцев, штампующих ниндзя-то по-гишпански в рыночных масштабах.

Рукоять синоби-гатаны была скорее всего такой же как и у большинства японских мечей - достаточной длины, чтобы был возможен хват двумя руками. Рукоятку обматывали длинным шнуром, и длинный шнур же - сагэо - крепили к ножнам. Для отдельного применения этого куска шпагата в военных и мирных целях ушлые японцы и то придумали полторы тыщи способов. Ну и понятно, что бисером, шелками и чучелами зверей рукояти мечей ниндзя не изукрашивали, ибо непрактично.

Гарда или цуба (защита для держащей меч руки), как считается, была квадратной - вполне вероятно этому есть практическое обоснование. Но практически наверняка она была съемной и достаточно прочной, чтобы в паре с мечом и сагэо сыграть роль маааленькой такой лесенки. А вообще съемные части в мече ниндзя - отдельная песня, которую поют знатоки. И если дать волю фантазии, то в меч ниндзя могло входить чуть ли не складное САУ. Из одних только ножен можно было соорудить и духовую трубку , и футляр для документов, и рукоять для алебарды , и хранилище для второго и третьего запасных ножей, и сверху замаскировать это все под дудку флейту. А в рукояти хранились колючие отравленные иглы , яд , опять ножи и запас провианта на неделю. Но самое страшное, что не смотря даже на это дикое утрирование, в существование подобного меча иногда все же верится, в отличие от всяких, прости Господи, фуум .

В целом, если оценить уровень развития японских оружейников того времени и цели, для которых служили мечи для синоби, то в итоге перед глазами встает следующий "обобщенный" представитель ниндзя-то : меч, похожий на катану, но несколько короче, без украшений и с квадратной или овальной гардой, с рукоятью, обмотанный невзрачным, но крепким шнуром и в ножнах, модифицированных для конкретной миссии (например для использования в качестве трубки для подводного дыхания). Простенько так, но практично, не правда ли?

Каким был меч ниндзя?

(полная версия главы из книги В.В. Момота

«Традиционное оружие ниндзя», 2-е издание, 2005 год).

В последнее время, в вышедших на русском языке книгах, посвященных японскому оружию вообще и мечу в частности, неискушенный читатель может натолкнуться на ставший уже расхожим «штамп» относительно меча ниндзя - дескать, «не было в нем ничего причудливого», «был он не прямой, а изогнутый, только немного короче обычного катана » и т.д. и т.п.

Например, возьмем, в общем-то очень неплохую книгу К.С. Носова «Вооружение самураев », на первых же страницах (!) которой автор пишет о мече ниндзя следующее: «…Т ак называемый меч ниндзя (ниндзя-то), этакий уникальный прямой меч с огромным количеством дополнительных приспособлений, на самом деле не существовал в средневековой Японии. Это всего лишь голливудская выдумка! Ажиотаж вокруг меча подогревается испанскими фирмами, завалившими все сувенирные магазины Москвы и других крупных городов России различными вариантами ниндзя-то ». То, что автор вынес этот пассаж в предисловие, говорит о том, что этому своему «открытию» он придает довольно большое значение, хотя не совсем ясно, почему - ведь книга посвящена совсем другому - и о других видах оружия и снаряжения ниндзя в книге вы не встретите не слова… Примерно то же самое мы можем прочитать сейчас практически в любой книге или статье, посвященной ниндзя и ниндзюцу.

Но так ли это? Давайте разберемся, откуда, как говорится, «растут ноги» у этого безаппеляционного утверждения, повторяющегося слово в слово не только в книгах, но и на многочисленных русскоязычных сайтах и форумах, посвященных японским боевым искусствам в Интернете? (Наберите в поисковике «синоби-кэн » или «синобигатана » и убедитесь в этом сами).

Без особого труда человек, который интересовался ниндзя и ниндзюцу в нашей стране, распознают в этой цитате прямое копирование из работы известного у нас в стране «специалиста по вопросам ниндзя» А. Горбылева. Он однажды написал: «Не было такого меча!» - остальные тут же подхватили: «Точно, конечно, не было!»… Хочется спросить у них по этому поводу: «А вы-то откуда знаете? Вы хоть одну из перечисляемых в библиографии А. Горбылева книгу, не то, что читали - в глаза-то хоть видели?»…

А в музеях, в которых он, как говорит, побывал и где «и в помине нет прямых мечей», сами были? На самом деле - конечно, нет, а это и смешно, и грустно одновременно.

Господина Горбылева может и можно уважать за то, что он выражает свое мнение, основанное на его «исследованиях исторической литературы», но он - отнюдь не «истина в последней инстанции» по этому, да и многим другим вопросам, касающимся ниндзя и ниндзюцу. Но разве у нас это кого-то волнует? Чего проще, процитировал, «присоединился», так сказать, к «мнению специалиста», глядишь, уже и сам «специалистом» стал…

Почему такое происходит, спросите вы? Всё очень просто. Ведь из аннотации к книге А. Горбылёва, написанной небезызвестным у нас А. Е. Тарасом мы узнаём, что «…эта книга не оставляет камня на камне от претензий многочисленных самозванцев, причисляющих себя к истинной традиции ниндзюцу…». Другими словами, кто не цитирует Горбылёва - тот жулик и самозванец. А кто ж захочет, чтобы его так называли? Вот и причина…

Итак, об аргументах моих уважаемых оппонентов.

Самым смешным из всех является тот «убойный» аргумент, что «прямой меч ниндзя - это выдумка испанских или тайваньских оружейников, выпускающих его сувенирные аналоги ». Но подумайте сами, уважаемые, чем это вдруг обусловлено подобное производство? Упрощением последнего? Отнюдь. Эти же самые испанцы или китайцы выпускают и обычные (имеется в виду форма клинка - прим. авт.) тати , катана , вакидзаси и танто методом штамповки сотнями тысяч экземпляров. Что стоило бы им вставить клинок короткого меча в длинные черные ножны, насадить утяжеленную квадратную гарду и намотать побольше сагэо , назвав все это изделие «меч ниндзя» - ведь именно таким, и только таким , по вашему утверждению, было оружие «ночных демонов», и не выглядеть при этом болванами перед всеми поклонниками боевых искусств? Незнанием вопроса - дескать, «там такие лопухи сидят, что откуда они вообще могут что-то знать о ниндзя»? Полная ерунда. Где-где, а уж на Тайване точно информации побольше, чем у нас - и по вопросам восточного оружия вообще, и оружия ниндзя в частности, да и Япония, собственно, недалече… Больной фантазией ? Ну, это как раз, скорее по части господина Попенко, с его «голубыми клинками Тогакурэрю », а не изготовителей экзотических сувениров…

Объясните, пожалуйста, мне и другим, зачем испанцам или китайцам вообще что-то придумывать , когда у них наверняка есть с чего копировать , а? Когда найдете объяснение, обязательно напишите, уж очень хотелось бы знать, с чего вдруг фантазия может подобное порождать…

Но нет! Наши «японознавцы», которые мнят, что они японцы больше, чем сами японцы, конечно, лучше всех разбираются в вопросах оружия средневековых лазутчиков Японии. Куда там каким-то испанцам или китайцам, а тем более, отечественным поклонникам ниндзюцу! У нас достаточно человеку съездить в Японию на недельку-две и все: его авторитет непререкаем. Если, к тому же, он еще и японский язык знает, засыпая всех сотнями никому ничего не говорящими именами, названиями и терминами, то тогда вообще не смейте даже слова поперек шепнуть… Одно слово - С П Е Ц И А Л И С Т!

А людей, живущих в Японии постоянно или обучающихся там не один год можно сразу сбросить со счета - действительно, кто они такие, чтобы разбираться в оружии ниндзя? Не знают, конечно, не знают, о чем пишут, дилетанты несчастные! Лишь наша земля способна время от времени порождать «специалистов по восточному оружию экстра-класса». Они безудержно «сдирают» информацию из переводов книг (и хорошо, если с японских, но чаще всего, из альбомов для коллекционеров японских мечей и описаний музейных экспозиций) и интернет-ресурсов, при этом живьем, в лучшем случае, подержав в руках офицерский «гунто » (軍刀) времен Второй Мировой, но, важно раздуваясь и чуть не лопаясь от чувства собственного превосходства над «серостью» читателей, с упоением перечисляют десятки видов изгибов лезвия, узоров хамон и других деталей клинка, почти ни о чем не говорящих читателю, который испанскую «поделку», и то не всегда видел…. Но это, к собственно нашему вопросу не относится, так что давайте вернемся к фактам.

Вот, например, такой «малозначительный» факт. В своей статье (а также главе книги «Когти Невидимок », посвященной мечу ниндзя) А. Горбылёв писал примерно следующее: «Когда я был в Японии, ни в одном музее ниндзя я не видел прямых мечей »…

Заявление очень интересное, особенно с учётом того, как дружно его подхватили наши «знатоки».

Не знаю, что, где и как рассматривал в музеях Ига и Кога вышеозначенный историк, но я ничего писать по этому поводу не стану, а просто приведу две фотографии - одну из музея Ига ниндзя, а другую - из музея Кога. Как говорится, смотрите сами, если раньше не видели…


Думается, А. Горбылев по этому поводу напишет что-то вроде: «В экспозициях музеев Ига и Кога, в угоду западным туристам, воспитанным на фильмах «Американский ниндзя» или «Месть ниндзя», выставили современные реплики «прямых мечей ниндзя», но на самом деле их не было и быть не могло, и поэтому я их и не увидел». По принципу «Этого нет, потому что не может быть никогда»…

Или еще. На одном форуме я встретил вообще «сногсшибательное» замечание о том, что «надо не путать синобигатана и ниндзя-то», хотя это - одно и то же слово, только прочитанное по-разному -忍び . Как известно, существует кунное и онное прочтение иероглифов, но зачем это надо знать некоему «мастеру ниндзя» с ником «Асато»?

Ведь наши горе-знатоки пошли еще дальше - есть и такие, которые утверждают, что в Японии вообще не было прямых мечей! Большей глупости снова придумать невозможно, так как на протяжении всей истории Японии там были прямые мечи. Начиная с пресловутого кэн (剣) - древнего обоюдоострого меча японцев и кончая ритуальными мечами попеременно то ругаемых, то восхваляемых ямабуси .

Этих мечей в Японии множество и, кстати, их «реплик» также… Можно было бы разместить здесь огромное количество фотографий мечей, чьи клинки абсолютно прямые, причем, как сравнительно новых (XIX века), так и весьма старых (XVI века), но я не стану этого делать по одной простой причине - кто захочет, и сам сможет их без труда найти в Интернете. Кому интересно, ссылки на подобные клинки где-то уже выложены у нас на форуме. Так что стиль «тёкуто » (直 刀), то есть «прямой меч», как с обоюдоострой, так и с односторонней заточкой как был, так и имеет место быть - и это еще один неопровержимый факт. Особенно хорошо это видно при ближайшем рассмотрении скрытого в палках разной длины оружия - так называемого «синоби-дзуэ » («посоха шпиона»)… То, что ниндзя часто маскировались под ямабуси или буддистского священника (суккё ) с посохом (что как раз и предполагает использование скрытых прямых клинков с присущей для них техникой) - наших «исследователей» мало волнует. Главное - развенчать и опровергнуть!

Однако, даже без этого факта, в коллекциях европейцев (!) можно встретить типичные синоби-кэн (меч ниндзя - ) или ниндзя-то (синоби-гатана) (忍び ) с присущими именно для этого вида оружия атрибутами - короткий (по сравнению с обычным катана ) прямой клинок, удлиненные ножны, заостренные с конца, квадратная гарда…

Вот, к примеру, фотография меча ниндзя, которому около 310 лет… (Фото из одной немецкой коллекции, опубликованное в журнале «Budo International » в статье, посвященной мечу ниндзя - прим. авт.). Ничего это вам не напоминает, уважаемые знатоки, безапелляционно утверждающие, что у ниндзя не было и быть не могло прямых мечей?

А чтобы вы сказали, увидев клинок сикоро-гатана , представляющий ни много, ни мало… пилу, вставленную в оправу меча? Бред? Отнюдь! В коллекции М. Хацуми имеется и подобный экземпляр, которому также немало лет (см. фото ниже - кадры из фильма «»):

Представить себе, что мастер Хацуми сам сидел и портил напильником обычный меч, изготавливая «новодел», например у меня не хватит фантазии… А у вас?

Я привел здесь этот пример только для того, чтобы показать не в меру разошедшимся «знатокам», что при желании очень легко можно найти и фотографии, и описания именно такой формы меча ниндзя, естественно, не исключая при этом и другой его формы (возможно, и более распространенной, - к сожалению, статистических данных о том, какую форму меча предпочитал тот или иной ниндзя, у нас нет - прим. Авт.) - такой, какой в частности является форма ниндзя-то (), приведенного в книге М. Хацуми «Ниндзюцу - история и традиции »:

Слева: фото ниндзя-то из книги Масааки Хацуми «Ниндзюцу - история и традиции», справа - рисунки из книги А. Горбылёва «Когти невидимок», о которых он сам пишет так: «иллюстрации для книги подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по ниндзюцу и другим будзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн»… Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными». Думается, подчеркивать квалификацию художников не следовало - так нарисовать мог бы и десятилетний парнишка при помощи карандаша и копирки, не говоря уже о том, что стоило бы написать о том, откуда в действительности взяты почти все рисунки за подписью А. Астафьев… Но ведь Хацуми, по мнению А. Горбылева, не ниндзя , так о чем речь!...

Но вместо того, чтобы написать, например, так: «мне не встречались мечи такой формы, я не видел их, не встречал их описания, и поэтому, как мне кажется, таких мечей могло и не быть », эти специалисты тут же бросаются кого-то критиковать, развенчивать и делать это все с эдакой иронической издевкой типа «о чем вы, дурачки, пишете, ведь Я написал, что этого нет, значит - нет! »…

Еще «аргумент», приводимый против существования какого-то специфического синоби-кэн … неудобство ношения и использования подобного меча! Или того, что такой меч «легко распознает контрразведчик» (Такая «гениальная» мысль высказана в книге «Японский меч. Десять веков совершенства»), буде ниндзя начнет прогуливаться с прямым мечом за поясом (или за спиной) у него перед носом…

А как насчет вот такой формы меча, который также выставлен в экспозиции музей Кога-ниндзя, что, по вашему мнению, о нем сказал бы пресловутый «контрразведчик»:

На самом деле ношение и, уж, тем более, применение прямого меча ничуть не менее удобно или неудобно, чем изогнутого - все зависит от привычки и личных приоритетов его хозяина. Более того, прямых мечей, которыми пользовались самураи, было полным полно, что можно увидеть на многочисленных гравюрах, посвященных самураям того периода - и совершенно неясно, какое «подозрение» может вызвать та или иная форма меча, заткнутого за пояс… А использовать прямой меч в семи техниках сагэо (шнура, намотанного на ножны), описанных в «Бансэнсукай », вообще намного удобнее: к примеру приставлять меч к стене как ступеньку или выставлять ножны вперед для «прощупывания» пространства…

Так что насчет контрразведчиков - это вообще-то чушь полная.

Ведь речь не идет о «личинах» сити хо дэ : когда ниндзя изображал из себя самурая, монаха или торговца, он в обязательном порядке был обязан копировать образ в мельчайших подробностях, включая и одежду, и оружие. И здесь, конечно же, ни о каких специфических инструментах, бросающихся в глаза, речь не могла вестись в принципе - если самурай, то с дайсё , если торговец - то с танто или айгути… Другой вопрос, что могло скрываться под обычным с виду мечом или ножом. Но ведь речь об этом сейчас не идет. Так не думают ли уважаемые авторы «исследований» истории японского оружия, что ниндзя разгуливал в толпе среди бела дня в черном балахоне и маске с прямым мечом за спиной? Кто же тогда фильмов из Гонконга и Голливуда пересмотрел, если подобные идеи в голову лезут?

Больше всего разговоров почему-то ведется о ношении меча за спиной.… Каждый «специалист» обязательно напишет о том, что «ниндзя меча за спиной не носили» - это, де и «неудобно», и «кувыркаться так нельзя» (такой пассаж я встретил у Гвоздева) и т.п. Все правильно. Для чего писать и так всем (или не всем?) понятные вещи? Тем более, что носить и использовать меч - вещи, согласитесь, разные .

Попробуйте повиснуть на стене, тесно прижавшись,

перед этим засунув меч за пояс…

Все японские воины носили мечи. Носили такие мечи, которые им наиболее подходили или больше нравились: длинные, очень длинные, короткие, изогнутые, прямые или почти прямые… Эти мечи доставались им в наследство, ковались на заказ или были куплены готовыми, получены как трофей, вручены в подарок или как награда…

Носили меч так, как хотели - в руке, за поясом, за спиной, на плече (естественно, когда положение мечей не регламентировалось определенной ситуацией, например, в гостях, на приеме у господина и т.п.).

НИКАКИХ СТАНДАРТОВ В ФОРМЕ, ТИПЕ, ДЛИНЕ ИЛИ ТОЛЩИНЕ МЕЧА НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО. БЕССПОРНО, ЕСТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ТИП ЯПОНСКОГО МЕЧА - НО НЕ БОЛЕЕ ТОГО!

ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА НОШЕНИЯ МЕЧА - НО ЕСЛИ МЕЧ ВОИН НЕС В РУКЕ, НА СПИНЕ ИЛИ НА ПЛЕЧЕ - ЭТО НЕ ВЫЗОВАЛО НИКАКИХ ВОЗРАЖЕНИЙ ИЛИ ПОДОЗРЕНИЙ НИ У КОГО!

Тем более, мечи, которые использовали ниндзя. Конечно, можно допустить , что в основной массе они пользовались укороченной версией обычного катана , но их страсть к усовершенствованию, универсализации и насыщению своих инструментов дополнительными свойствами вполне (и даже наверняка) могла породить такой многофункциональный инструмент, как ниндзя-то . Длина, изгиб, толщина и ширина клинка, также как длина ножен и шнура, размер гарды и др. - сугубо личное дело самого ниндзя, использовавшего меч. Ниндзя ломал любые «стандарты» и, наоборот, стремился «удивить» сюрпризностью применения своих врагов. И это - факт.

Обо всем этом и о многом другом, что касается различных типов мечей и их использования, как самураями, так и ниндзя, читатель сможет узнать из книги, которая, выйдет в свет в самом ближайшем будущем и будет целиком посвящена теории, технике и методике использования мечей, изучаемых в Будзинкан будо нинпо. Кроме того, вскоре мы планируем разместить на сайте «виртуальные» экскурсии по музеям ниндзя Ига, Кога и Тогакурэ, а также фото некоторых других интересных мест, напрямую связанных с историей ниндзя. Думаю, это будет интересно всем, кто действительно интересуется изучением ниндзюцу в нашей стране. Успехов и удачи всем вам!

Таинственные воины ниндзя пользовались различными видами холодного оружия, и с самыми смертоносными его видами нас познакомит данный пост.

Катана

Катана была основным оружием каждого ниндзя. Меч делался из нескольких слоев стали, которые опытный оружейник складывал несколько раз. Катана воинов тени отличалась от самурайской - та была длиннее почти на 20 сантиметров.

Фукибари

Этими духовыми ружьями воины-ниндзя пользовались при атаке. Наконечники дротиков были отравлены сильнейшим ядом, что позволяло быстро разделаться даже с более сильным противником. Интересно, что в современной Японии существует вид спорта по стрельбе из фукибари.

Кусари-Фундо

Кусари-Фундо очень напоминает среднеевропейский цеп, который использовали как простые крестьяне, так и профессиональные воины. Опытный ниндзя мог только этим оружием сражаться с двумя-тремя противниками.

Кусаригама

Это вариация кусари-фундо, где вместо грузика на конце прикреплен острый серп. Его можно было бросить в противника, а затем притянуть обратно за цепочку.

Текко-Каги

Универсальное оружие, использующееся как для атаки, так и для защиты. Имея в арсенале только текко-каги, опытный воин мог разоружить вооруженного катаной самурая.

Сюрикен

Сюрикен является одним из самых известных оружий ниндзя. Вопреки расхожему мнению, использовали его достаточно редко. Сюрикеном удобно смутить наступающего противника, а смочив его ядом - попытаться попасть в незащищенную часть тела.

Кунаи

Многое из вооружения ниндзя ведет род от обычных сельскохозяйственных орудий. И кунаи не является исключением: крестьяне использовали его в качестве шпателя, ну а ниндзя пробивали кунаи крепления в стенах.

Макибиши

Это средневековая версия современных полицейских дорожных шипов. Правильно изготовленные макибиши всегда падали остриями вверх и могли задержать целый отряд конных воинов.

Какутэ

Оружие-кольцо, которое носили, как правило, на среднем пальце. Шип был обращен внутрь, что обеспечивало внезапность нападения. Иногда его обмазывали сильнодействующим ядом.

Матсубиши

Матсубиши служили для ослепления противника. Основой этого нехитрого, но очень действенного оружия были скорлупы орехов и яиц. Внутрь помещался любой раздражитель – от пороха, до молотого перца и битого стекла. Матсубиши кидали в лицо - а самурайские шлемы защиты глаз не предусматривали.



Читайте также: