Изображения животных в средние века. Средневековый бестиарий


Средневековые бестиарии - сборники зоологических статей, в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целям - были чрезвычайно популярными произведениями. В них рассказывались истории не только о существующих представителях флоры и фауну, но и о фантастических существах. Большинство таких бестиариев были опубликованы в XII и XIII веках, но интересны они и сегодня.

1. Якул


В VII веке Исидор Севильский приступил к амбициозному проекту. Он решил собрать все знания человечества. Результатом его работы стала энциклопедия "Этимологии". Один из её разделов был посвящен животным, как известным, так и существующим только по слухам. Так, он написал о животном, о котором упоминал римский поэт Лукан, - об африканской летающей змее якул. По словам Лукана, когда якул охотится, он поджидает добычу в кроне дереве. После того, как змея замечала подходящую жертву, то она стрелой бросалась на нее с ветвей. Также якул был упомянут в Абердинском бестиарии.

2. Каладриус


История о белоснежной птице каладриус есть во многих бестиариях. Чем-то эта птица была похожа на гуся с лебединой шеей. Каладриус обладал невероятными целебными свойствами. Помет этой птицы, как утверждалось, был в состоянии вылечить слепоту при нанесении непосредственно на глаза человека. Плиний Старший утверждал, что эта птица (которую он называл иктерус) была особенно хороша при лечении людей, страдающих от желтухи. Мифическая птица также была способна предсказать, выздоровеет ли больной. Когда каладриус приземлялся на постель тяжело больного человека и отводил от него взгляд, это значило, что человек умрет. Если птица смотрела прямо в лицо человека, то она якобы "вытягивала" из него болезнь, после чего улетала, а пациент излечивался.

3. Бонакон

Бонакон был описан еще Плинием и являлся одним из основных существ в средневековых бестиариях. Изображенный как имеющий голову быка на теле лошади бонакон также отличался рогами, которые были загнуты назад. У этого существа был очень необычный метод самозащиты. Когда бонакону угрожали, то он метал во врага навоз, который мало того, что ужасно пах, так еще и сжигал все, к чему прикасался. На сегодняшний день было высказано предположение о том, что бонакон на самом деле являлся крупным копытным, таким как зубр, и возможно, что вся эта история появилась после того, как животного испугали до такой степени, что она потеряло контроль над своим кишечником.

4. Дипса


Лукан говорит, что дипса была одним из 17 различных видов змей, которые были созданы, когда Персей отрубил голову Медузы. Кровь капала из отрубленной головы Медузы, которую Персей забрал с собой, тем самым распространяя змей по всему миру. Дипса появилась в пустынях Ливии. Эта змея имела невероятно мощный яд, а жертвы ее укуса постепенно сходили с ума от боли, поскольку их плоть медленно сгорала. Эти змеи были прокляты бесконечной жаждой. Лукан утверждал, что когда его друг путешествовал в Ливии, то он наткнулся на могилу с изображением дипсы. Ее клыки были погружены в ногу человека, а группа женщин лила на него воду в попытке остановить агонию. Надпись на могиле утверждала, что человек был укушен при попытке украсть яйца змеи.

5. Амфисбена


Амфисбена - ядовитая змея с головой на каждом конце, что позволяет ей легко перемещаться в любом направлении. Позже ей также пририсовали крылья, ноги и рога. Кожа этой змеи, по слухам, является сильнодействующим лекарством от различных болезней, но греческий фольклор утверждал, что если беременная женщина переступала через живую амфисбену, то у нее практически гарантированно случался выкидыш. Римская мифология утверждала, что если амфисбену поймать и обернуть вокруг трости, то она будет защищать обладателя трости от нападений любых существ. Исидор Севильский утверждал, что у этой змеи глаза светятся в темноте, как фонари, а также писал, что это была единственная змея, которая могла охотиться на холоде.

6. Леокрота


Это индийское существо, похожее на лошадь, является чистым воплощением кошмара. Полуолень-полулев с головой лошади обладал одной ужасающей особенностью: пастью от уха до уха. При этом пасть леокроты была заполнена не зубами, а сплошной зазубренной костяной пластинкой. Это животное якобы умело имитировать человеческую речь и кричало по ночам, чтобы заманить ничего не подозревающих жертв. Плиний утверждал, что леокрота была потомком эфиопских львов и гиен. Она была рожден с силой льва и лукавством гиены и охотилась в лесистых районах вокруг деревень на людей, полагаясь на их любопытство.

7. Гидра


Утверждалось, что гидры жили вдоль реки Нил, где рыскали вдоль воды в поисках крокодилов. Когда это существо обнаруживало спящего крокодила, то оно заползало ему в рот. Далее оно прогрызало путь через внутренности рептилии и съедало ее внутренние органы, в конце прогрызая путь наружу из живота крокодила. Исидор писал о гидрах еще в седьмом веке. Изображения гидр различаются: некоторые бестиарии описывают их как птиц, в то время как другие показывают гидр в виде змеи.

8. Мускалет


Мускалет впервые был описан в бестиарии, написанным загадочной фигурой по имени Пьер де Бове. Он утверждал, что только переводил тексты, но никто не смог определить, что же за более ранние работы он переводил. Среди животных в его бестиарии есть мускалет - странное существо, обитающее на деревьях. Пьер де Бове описал его как имеющее тело маленького зайца, нос крота, уши ласки, а хвост и лапы белки.

Мускалет покрыт жесткой щетиной свиньи и имеет зубы кабана. Животное умеет прыгать с дерева на дерево и излучает столько тепла, что листья, которых оно касается, засыхают. Маленькое существо роет норы под деревьями, где убивает все, что найдет под деревом.

9. Моноцерос


Моноцерос является причудливой разновидностью единорога, который встречался во всех бестиариях от древних времен до средневековья. У него было тело лошади и знакомый длинного рога обычного единорога, но у этого зверя также были ноги слона и хвост оленя. Плиний наделил это существо хвостом кабана и головой оленя. Рог моноцероса, как утверждалось, имел все высоко востребованные свойства, которые приписывали рогу единорога. Моноцерос обладал не столь положительным нравом, как единорог: он убивал любого человека, которого встречал на своем пути. Также эта разновидность единорога издавала оглушительный, вызывающий ледяной ужас рев.

10. Саламандра


Саламандры очень даже реальны, но саламандры в средневековых бестиариях были существами, которые не только могли жить в огне, но и сами выдыхали огонь. Святой Августин впервые написал, что саламандры являются воплощением сопротивления души адскому пламени, утверждая, что власть саламандры над огнем была доказательством того, что нечто мирское может столкнуться с огнем ада и не будет уничтожено.

В то время как ранние саламандры древней Персии были символами божественности, саламандры средневекового мира были не только огнеопасными, но и ядовитыми. Саламандра, которая упала в колодец, могла отравить и убить целую деревню.

Многим уже известны забавные картинки из серии «Страдающее Средневековье». А , знают не многие.

Наша жизнь неразрывно связана с животными. В средние века для людей животные были главным средством передвижения, тягловой силой, источником питания, одежды, материалов для повседневного использования, ремесел, и даже для занятий искусством. Манускрипты писали гусиными перьями, кисточки делали из меха куницы, страницы манускриптов - из кожи ягнят и коз. - источник шелка, ценной ткани для знатных и облачений религиозных деятелей, овцы - шерсти, мяса и даже мочи (из которой добывали селитру, использовали для шлифовки мрамора и дубления кожи. добывали из моллюсков murex, малиновую из ракушек kermes, а коричневую из божьих коровок. Бивни слонов привозили из Африки и Востока, моржовые клыки с Севера- все шло в дело.

Для людей Бог создал разнообразных животных, и в молитвах они не переставали благодарить его за это.

В средние века установились тесные связи между человеком и природой - не только физиологические, но и аллегорические.

Как человек в средние века воспринимал животных? Как к ним относился?

Средние века — это практически период с конца V века до отрытия Америки - до конца XV века, целое тысячелетие. Конечно, за это время люди по разному воспринимали животных, относились к ним и изображали также по разному.

С раннего средневековья люди ассоциировали животных со временем в символах зодиака и в цикле Месяцев года.

Животных часто связывали со Святыми, и они становились их неотъемлимыми символами. В Апокалипсисе Евангелистов связывают с символами животных - львом, быком и орлом . Мозаики Равенны IV века и Мавзолей Галлы Плачидии V века полны изображений животных.

Многие имена людей связаны с животными - Леоне - лев, Орсо - медведь, Агнесса - ягненок, Коломбано - голубь. Символы раннего христианства в катакомбах, связанные со спасением души, тоже животные - рыба, голубь, павлин, овца, олень . Часто оленя и рыб изображали на крестильных купелях, потому что ассоциировали их с водой и очищением. Олень, укушенный змеей-дьяволом, спасается от смертельного яда, когда три дня пьет из чистого источника. Связь воскрешения с крещением усилила позитивное отношение к этим животным.

Животные в Библии

Источником понимания и изображения животных были библейские истории. Тема Сотворения мира изображена на мозаиках в Равенне в IV веке.

Часто животных изображали на саркофагах, самое раннее известное нам - на саркофаге Джунио Бассо 359 года в Музеях Ватикана. На Сцене первородного греха - змей-искуситель, но есть и лошади, и овечка, и львы. На пластине из слоновой кости в Музее Барджелло во Флоренции, где Адам наделяет животных именами , изображены разные звери, но неизвестный скульптор подчеркивает превосходство человека.

С XII века изображения разных животных используют на фасадах церквей, архитравах, воротах и на капителях колонн и пилястров. Разные животные должны были охранять церковь, приблизить к богу, напомнить о праведной жизни мучеников, бороться со злом, научить правильному поведению, предупредить об искушениях, кознях дьявола и опасностях или даже напугать, Верующие, не умевшие читать в то время, могли рассматривать изображения и делать выводы. Изображения животных несли огромную смысловую нагрузку.

Капитель в Базилике Св.Зенона — борьба добра и зла, лев здесь олицетворяет Добро

С XII века лев - царь зверей занимает главные позиции, смещая с трона медведя - царя зверей в северной мифологии. Как символ власти и силы лев сопровождает и земных королей. Знаменит бронзовый лев, созданный в 1166 году по велению Энрико иль Леоне, Герцога-Дуки Бавьеры.

В VII веке Иссидоро из Севильи связывает природу разных зверей с их названиями, основанными на латинских созвучиях корней слов, например, происхождение слова ЛИСА - от того, что она никогда не бежит прямо. В IX веке на его труде основана работа Рабано Мауро.

Прекрасный экземпляр его трактата, созданный в Скрипториуме монастыря Монтекассино в XI веке, сохранился. Его красочные иллюстрации-миниатюры с изображениями зверей стали моделью для художников и скульпторов средних веков.

Монахиня Ильдегарда из Бингема — загадочная фигура, ученый и мистик XII века написала труд Physica , имевший огромный успех. В начале XIII века Бестиарий Speculum naturale Винченцо из Бовайса с описанием животных и их значений становится источником вдохновения для скульпторов . В Англии пишут Бестиарии с яркими миниатюрами полные «морализирования» животных и их поведения.

Например, ослик — положительное животное, он помог Святому Семейству попасть в Египет . В средние века его стали изобража ть как музыканта с лирой или тамбуром. Почему? В Бестиариях осел описывается как лишенный слуха , но упорно желающий музицировать. Поэтому изображения осла-музыканта в средневековье соответствовали людям упрямым и тщеславным. Сатирические изображения деятелей церкви и преподавателей с ослиными ушами возникли именно по этому средневековому представлению об ослах.

Аист победил зло — змею, на очереди жаба и улитка, 1225 год, крипта Святого Зенона, Верона

Басни в средневековье

Роман Де Ренарт написал сатирические «сказки» с моралью, основанные на историях Эзопа и Федро (Для нас с вами они более известны как басни Крылова, его перевод Лафонтена). Персонажи-животные лиса-обманщица и петухи, ворона, волк и цапля . Прекрасные барельефы с такими моралями для верующих сохранились на многих церквях романской эпохи. Показательны Кафедральный собор Модены и веронская Базилика Святого Зенона, где мы видим барельефы начала XII века с такими назидательными сценами на фасадах. На знаменитом гобелен е Байекса 1070 года (длиной 70 метров) вышиты по верхнему и нижнему краям много животных. В том числе, сцен а лисица и ворона.

Череда животных, 1225 год, скульптор Адамино, крипта Св.Зенона, Верона

Откуда знали как выглядят звери?

Средневековые художники и скульпторы редко работали с натурой, да и где они могли видеть экзотических или фантастических животных? Конечно, они смотрели на старые мозаики, миниатюры Бестиариев или читали описания таких животных, чтобы самим их изобразить. В первой половине XIII века архитектор Виллард де Хонекурт свидетельствует об огромном количестве зооморфных украшений, которые используют при постройке Соборов. С XI века Соборы полны изображениями животных - реальных, вымышленных или экзотических — о диночные, парные, черед а зверей на фризах , мозаичные полы и архитектурные элементы - стилофоры-животные поддерживают колонны, капители колонн в виде разных животных. Сцены борьбы зла с добром изображали в виде борьбы зверей.

Месяцы Апрель и май, под ними внизу — дракон, 1139 год, скульптор Николо, протир базилики Св.Зенона, Верона

Фантастические звери

В начале XII века Сан Бернардо выступает против таких украшений в монастырях. Он противопоставляет обезьян, львов и тигров — кентаврам и полулюдям . В средние века разницы между животными реально существующими и фантастическими не понимали, Для людей все животные обладали разными ценностями, то есть были символическими.

Самый известный нам гибрид - сирена , она известна с античных времен, своим пением обольщает мореплавателей, и корабли сбиваются с курса.

Сирена постоянно встречается и в искусстве романского периода с XI века. Сначала считали, что это женщина-птица, но в Бестиариях ей приписывали еще и рыбий хвост. Там С ирены представляли богатство морей, корабли - тело человека, а моряки были его душой.

К огда богатство заставляет человека грешить, то его душа засыпает.

Сирена на Баптистерии-Крестильне Пармы

Наряду с реальными животными Бестиарии полны фантастических созданий - сфинксов, химер, сирен, грифонов, василисков, к ентавров, гарпий, единорогов и драконов . Баптистерий Пармы полон барельефами с таки ми создани ями . В Базилике Святого Зенона в Вероне в первой половине XII века скульпторы используют и реально существующих животных, и фантастических драконов.

Люнет в Соборе Пармы — лошади, волы, символы Евангелистов — лев и бык, вместе с ними — крылатый дракон.

Барельеф Николо Пизано, фрагмент, верблюды, лошади и собаки очень похожи на реальных

С XIII века больше реальных зверей

В XIII веке изображения животных приближаются к реальным изображениям. В Италии скульпторы Николо и Джованни Пизано на кафедрах-пульпитах в соборах Пизы и Сиены создают реальных животны х , соответствующи х религиозным схемам.

Прекрасные изображения птиц есть в трактате о соколиной охоте, созданном при дворе Федерико II (в Библиотеке Ватикана).

В середине XIII века английский монах Мэтью Парис впервые с натуры изобразил слона , которого Король Франции Луи IX подарил Королю Англии Энрико III.

XIV век - животные похожи на настоящих

В XIV веке прекрасные сцены охоты и рыбной ловли украшают стены Папского Дворца в Авиньоне. Здесь изображения разных птиц, белок, зайцев и других зверей сделаны умело и ясно.

В конце века прекрасные рисунки Джованнино де Грасси в санитарном трактате Тарквино ди Бергамо начали новый тип иллюстраций животных, который довели до совершенства Пизанелло и Дюрер в XV веке.

Фрески в папском дворце в Авиньоне — охота и рыбалка (в бассейне!)

Животные стали частью повседневной жизни в сценах на фресках Джотто в Падуе и Ассизи и позднее в цикле фресок в Кастелло Буонконсильо в Тренто. Большое влияние на отношение к животным в средневековье с XIII века оказал Святой Франциск. Его отношения с животными скаладывались на обоюдном понимании и доброжелательстве, его понимали птицы, и он понимал их — диалог человека и животных . Джотто эту историю из жизни Святого Франциска из Ассизи оставил нам на фреске Проповедь птицам. Читайте на сайте статьи про символы в искусстве

— что бы это значило?

Единорог

В христианстве единорог - это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим и становится он образом Христа.
Его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

Единорог славит Папу Гонория IV.
"Пророческие видения Пап Римских". Англия 1300 г.

Но весь этот возвышенный символизм не мешал относится к этому животному эээээ..., ну потребительски что ли.
Всё дело в его роге: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от любых ядов).

Вообще единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Роста он был небольшого, да и вида иного.
Прекрасный единорог на лапках из английского бестиария XIII века.

Немного об охоте на единорога...
Все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева.
Тут сложная символика. Он - эмблема целомудрия.
Изображение первоначально было с Девой Марией, он ей голову на колени клал.
А потом трактовка расширилась и стали считать, что единорог голову на колени кладёт любой девственнице, поклоняется чистоте, устоять не может. Если не девственница его попытается подманить, убьёт.

Несчастный единорог, рядом дева, скорбно взирающая на эту жуткую сцену. Такая драма. Из Английского бестиария XIII века.

Злобный вьюнош пронзает копьём единорога.Англия, средина XIII века.

Вот только имеются существенные расхождения в облачении девы: в некоторых произведениях дева должна быть одета, в других должна быть с обнаженной грудью, в третьих обнажённой полностью.

И тогда единорог становится смирным... Мда... Способ поимки более чем интересный.
Попробуйте представить себя на месте единорога:)))
Тебя преследует толпа охотников, собаки лают, рога трубят. Короче: шум, гам, неразбериха.
И тут тебе под копыта сваливается обнаженная дева... Любой бы офигел и присмирел.

Всё та же сцена. Только здесь дева негодующая, возмущённая жестокостью охотника. Псалтирь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.

Дева, горозящая пальцем охотнику...Англия,13 век.

Хотя деве в данном бардаке тоже не сахар: как порой писано в бестиариях, что единорог прыгает в пазуху/или на грудь/ девы.
О_о жуть! Представьте, что такое животное, ошалевшее от преследования, с разбега прыгает тебе на грудь!.. Хорошо если сумеешь отвернуться от рога! Короче, какой- то варварский способ ловли...
Но пожалуй хватит о девах, теперь немного об образе единорога подробнее.

Книга судьбы. Италия, вторя половина 15 века.

В XV-XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Единорог был очень популярен в эпоху средневековья и Возрождения. Единорогомания захлестывает мир.

Слава единорога поддерживалась не только поэзией.
На гербах многих сиятельных господ этот символ означал не их благородство или одиночество, а обычное для того времени метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.
В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками.
Так-то вот.

Миниатюра на полях рукописи."Роман о Ланселоте".Франция, начало 14 века.

На Западе дракона всегда представляли злобным.
Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение.
В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы.
В "Беовульфе"- англосаксонской эпической поэме, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет.

Дракон довольного вида. Весёлый и бодрый. Английский бестиарий конца 13 века.

Тут откуда не возьмись
Появился вдруг...
Дракон, коего взяла оторопь от выхода такого вот нудиста обнажённого человека. Короче, испуганы оба.
Бестиарий. Франция,Lorraine (Метц),первая часть 14 века

Дракон лижет спящего человека, отравляя его прикосновением своего языка.
Здесь идёт ассоциация со сплетниками, кои тоже незаметно для людей травят их речами своими. Bestiaire d"Amour, начало 14 века.Франция,Lorraine (Metz)

Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...".
Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству".

Дракон и какой-то драконский собрат дружно держат меч, предвещая конец света. Внизу молящиеся люди. Сцена из Апокалипсиса. Англия. 1315-1325 гг.

Люди верили в реальность этого существа.
В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне даже научном. Время и только оно, сильно подорвало престиж дракона.

Дракон с мечом в лапе. "Пророчества римских пап".Италия 1600 год.

Сегодня вас ждет подборка наиболее странных представлений о животных, которые описываются в средневековых бестиариях.
Что интересно, лично для меня, то как художники изображают данных тварей

1. Боннакон .
"Таковой в Азии обретается. Голова у него и тулово бычачьи, а на шее грива, яко у коня. Имеет рога, однако столь закругленные и так сильно назад выгнутые, что никому ими вреда причинить не может. Однако же защиту, коей природа поскупилась дать ему в рогах, она щедро восполнила в кишках. Видя себя преследуемым, боканон тылом к преследователям оборачивается и, громко пуская ветры, поражает оных вонию и испражнениями столь страшными, что очи на лоб вылазят, а волосы в завитки закручиваются, и к тому же на три мили вокруг. Упорнейший охотник от такового убегает и боканона преследовать более не решается."

2. Барсук
Барсук — грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения.

3. Бобер

«О животном бобре.
Есть животное, называемое бобр. Кроток весьма и молчалив. Нужнейшее его используют в лечении. И когда его преследуют охотники и он понимает, что его поймают, то, отсекая у себя нужнейшее (то есть тестикулы, примечание мое) бросает охотнику. Если же снова попадется другому охотнику и преследуется, бросается бобр навзничь, и охотник, узнав, что нужнейшего у него нет, уходит от него.

Толкование. И ты, житель града, отдай охотнику то, что его. Охотник — это дьявол, а то, что его, — это в тебе блуд, прелюбодеяние, убийства. Отсеки это и отдай дьяволу, и оставит тебя охотник, дьявол, чтобы и ты сказал: „Душа наша, как птица, освободилась из сети охотящихся“».

«Физиолог», с. 139—140

4. Волк
если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос.
Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет.
Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

5. Гадюка

Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул.
Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее. Укус гадюки очень ядовит — от него человек потеет кровью и вскоре умирает.

"Зовется так, поелику ее молодь через силу рождается (vi iriat). Не дожидаясь очередности хода вейщей натуральной, молодые змеята прогрызают матери живот и тем самым убивают оную. Когда же гадюка с самцом спаривается, то последний должен голову свою в пасть ей всунуть, дабы семя вовнутрь выплюнуть. Гадюка , от вожделения ошалевшая, тут голову ему отгрызает. Так они и гибнут, оба два: самец во время копуляции, самица при родах. А для глупцов отсюда предупреждение: похоть — дело человеческое, но всякий раз гляди, куда голову суешь"

A snake-like fabulous animal (Vipera) swallows a dragon" (France, c. 1450), kb.nl

6. Ибис

Ибис птица с реки Нил, которая сама очищает себе желудок, клювом вливая воду в задний проход. Питается ибис змеиными яйцами и дохлой рыбой.

Ибис — символ плотского желания, нечистоты, лености. Раннехристианский текст "Физиологус ", так же как и средневековый "Бестиарий", отмечает, что ибис не умеет плавать и посему пожирает у берега дохлых рыб. Последних , приносит он в пищу и своим детенышам.
"Словно ибисы те плотоядно мыслящие люди, что в пищу алчно потребляют смертоносные плоды деяний, да еще и детей своих, к их порче и погибели, оными питают" (Унтеркирхер ). "Хуже всех этот ибис, ибо от грешников и побеги греховны" ("Физиологус ").

7. Гидрус

Гидрус заклятый враг крокодила и его природа и свойства таковы, что когда он видит крокодила спящим на берегу, то входит в него через открытый рот, сперва катаясь в грязи, чтобы легче было проникнуть через глотку . Крокодил немедленно его заглатывает живым. Однако тот, разодрав все внутренности крокодилу, выходит из него невредимым. Так и смерть и ад означает крокодила, чей враг наш господь Иисус Христос. Приняв человеческую плоть он спустился в ад и, разорвав его внутренности, вывел оттуда тех, кого несправедливо держали там. Он победил саму смерть, восстав из мёртвых, как об этом насмехается пророк: Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"
Абердинский бестиарий (626: fol. 68v-69r)

Стандарта изображения крокодила в виду отсутствия наблюдения этого существа в Европе тех времён не было, но иллюстратор всё равно смог удивить, изобразив крокодила похожим на льва с пышной гривой и ирокезом по последней моде . Гидрус крокодилу попался достаточно злобный. Он не только выходит из крокодила в неподобающем месте, а ещё и злобно кусает его за спину.
Гидрус убивает крокодила. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 4, fol.88v.)

Ярко и весело окрашенные животные - явление вполне обычное в иллюминированных рукописях "мрачного" и "темного" Средневековья, как его до сих пор иногда обзывают клеветники.

20 миниатюр из манускриптов с изображением лошадей и других копытных созданий Божьих в сопровождении коротких цитат из перевода одного средневекового бестиария . Картинки не из бестариев, а из богослужебных книг: Часословов, Псалтири, Евангелия.


Выдержки из бестиария - из книги Теренса Уайта "Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире." Переведенный манускрипт - это латинский бестиарий, переписанный в XII веке. Сегодня она хранится в Кембриджской университетской библиотеке под шифром Ii.4.26: Cambridge University Library, MS Ii. 4. 26. Bestiary.

"Олень-самец .

Назван по своей привычке нюхать гадюку, имеющую или носящую рога, по аналогии с греческим «cerata»." "Олени восхищенно слушают музыку свирели."

"Заметим, что почти все сведения, которые приводит автор-составитель бестиария, не более чем его предположения, причем, похоже, он вряд ли толком понимает свои объяснения. Он устает от своей писанины" и часто делает ошибки. Здесь и далее - примечания Теренса Уайта.

3.


Мужчина на голубом в горох коне, дама - на красно-бордовом в розовый горох - всё как положено. "Маастрихтский Часослов". Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека. Stowe MS 17, f.106r / Book of Hours, Use of Maastricht ("The Maastricht Hours"), Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f.106r. The British Library. Language: Latin, French. Parchment. Dimensions: 95 x 70 mm (text space: 50 x 30 mm). Foliation: ff. 273.

"Лошади .

Называются так (equi) потому, что обучаются работать вчетвером или парой, «выравниваясь» (equabantur) по образу и соответствуя по шагу, соединяются вместе. Слово caballus происходит от названия полого следа копыта (a cavo pede), ибо при ходьбе оно оставляет в земле нечто вроде выемки, что не наблюдается у других животных.

4.


Голубой и розовый - оба в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.243r

Славятся своей скоростью. Радуются сражениям, побуждаются к бою звуками трубы.
Возбуждаясь военными звуками, устремляются на битву. Несчастны, когда их побеждают, и радуются, если выигрывают.

5.

Красный в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.80r

Настолько чувствуют своих врагов в сражении, что рвутся к противнику, чтобы укусить его. Более того, некоторые признают только одного хозяина, становятся ручными, если тому удается укротить их. Некоторые не позволяют другим сесть себе на спину."

6.


Волхвы все на конях в горошек. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.87v

"Существует распространенное поверье, что хорошо воспитанная лошадь отличается четырьмя качествами: внешний вид, красота, поведение и цвет.

Внешний вид. Круп мощный и крепкий, высота удобная для езды, бока длинные и узкие, бедра крупные и круглые, копыта сухие и прочные, грудь вперед. В целом животное представляет собой груду мускулов.

7.


Две из четырех - голубые в горошек. По клику-четрверка лошадей. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.182r

Красота. Голова маленькая и выступающая, кожа плотно прилегает к костям, уши короткие и подвижные, глаза большие, ноздри широкие, шея прямая, у мужской особи густой хвост имеет явный изгиб к копытам.

Поведение. По идее отважная духом, быстрая в беге и трепещущая в конечностях. Последнее указывает на проявления храбрости, она легко пускается в бег и без труда достигает нужной скорости.

8.

Обычная коричневая кобыла(?) в яблоках. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.53r

Соответственно, скорость лошади определяется по подергиваниям ушей, а дух - по сокращениям конечностей.

Для этих животных предпочтительны гнедой, золотистый, красноватый, каштановый, рыжеватый, бледно-желтый, серый, серебристый, белый, черный цвета. Затем, по порядку, смешанные цвета на черной или каштановой основе. Пегий или полосатый считаются наихудшими.

9.

Соколиная охота на голубом коне. Или лошади, но голубой конь - красивее звучит. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.159r

В свое время у древних лучшим цветом считали каштановый, поскольку он лучше соотносился с другими животными. Цвет известен также как «ореховый» (spadix), иначе говоря, темно-красный, от красителя (из финиковой пальмы, которую сирийцы называли Spadix). Серовато-голубой (glaucus) ассоциировался с цветом глаз человека с особым блеском.

"Прочтение рукописи в данном месте затруднено в силу того, что цвета редко описываются посредством других цветов, особенно в мертвом языке. Переписчик явно напутал и ошибся. Вскоре он начинает писать «contubitum» вместо «concubitum», иными словами, предлагает «aquarum», имея в виду «equorum». Однако общий смысл уловить можно."

10.

Голубой. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.43v

Бледно-желтый (gilvus) расценивали наиболее подходящим для белесой лошади. Пегий (guttatus) - белый с разбросанными черными пятнами. Серебристый (candidus) и белый (albus) отличаются друг от друга, поскольку белый тяготеет к некой бледности, в то время как серебристый - снежный и сияет чистым светом.

Седой (canus) называется так потому, что состоит из серебристого и черного. «Scutulatus» (пестрый или чалый?) от «щита», но перед нами игра слов scutulatus - scutum, поскольку между пурпурными частями вкраплены серебристые.

11.


Голубой конь в крапинку. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.63v

Пегий имеет пятна разных оттенков. У лошадей с белыми ногами они слабые, правда, те, у кого есть белые отметины (белая звездочка на лбу), отличаются свирепостью. Красноватый цвет (cervinus) присущ лошадям, именуемым на народной латыни garrons (буланые). Dosinus - лошади пепельно-коричневого цвета, ибо asino означает «пепельный». Последние произошли от простого племени, мы называем их «дикими лошадьми», соответственно, им не приходится мечтать о высшем ранге.

12.


Мавр. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.83v

Moor (арабская кобыла) темного цвета по аналогии с маврами. Mannus (галльская порода коренастых верховых лошадей) - низкорослые лошади, как правило «коричневые». Древние называли упряжных лошадей veredus, те использовались для перевозки (veherent) телеги, то есть тащили. Возможно, потому такие лошади часто использовались на публичных дорогах, где традиционно проходили телеги.

Встречаются три основные разновидности лошадей. Благородные используются в сражениях и для верховой езды. Демократические - для перевозки грузов. Третья разновидность - смесь различных племен (видов), по идее гибрид (bigener), наподобие мула."

13.


Голубой ослик. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r

"Осел и ишак .

Asinus et asellus получили свои названия, поскольку их седлали, латинское название вроде бы происходит от слов «сиденье» или «седло» (a sede). Возможно, имя, которое более подходит лошадям, им присвоили потому, что одомашнили раньше."

"Слово «осел» вошло в обиход лишь в XVII веке. Первоначально рифмовалось с «обезьяной»."

14.


Голубой ослик. Бегство в Египет Марии с младенцем и Иосифа. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.88v

"Поймать осла несложно. Поскольку животное медлительно и неразумно, оно сдается сразу же, как только люди окружают его.

Аркадские ослы называются так, потому что они большие. Высоких животных впервые приспособили для езды в Аркадии.

Ишак, хотя и меньше дикого осла, более полезен, охотнее выполняет работу, не пренебрегает ею."

15.


Христос на молодом ослике въезжает в Иерусалим. Здесь - на голубом осле . Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.90r

Комментарий: Все одомашненные ослы имеют африканские корни, поскольку попытки приручить куланов (азиатских ослов) не имели успеха. Ослы стали первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Уже около 4000 года до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских особей. Чуть позже их приручили в Месопотамии. Известно, что этруски использовали ослов из Малой Азии. В Грецию они попали около 1000 года до н. э., а севернее Альп появились благодаря римлянам. Осел превосходит лошадь выносливостью и способностью дольше обходиться без воды и пищи.

16.


Голубой козел. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.76r

"Козел .

Похотливое и ограниченное животное, стремящееся только к совокуплению. Его глаза широко
открыты и выпуклы, шерсть жесткая и лохматая, потому что он постоянно сексуально возбужден. Видимо, как отмечает Светоний, он получил свое имя от этой лохматости, свойственной жителям Гиркании."

"Кажется, филологи считают, что гирки - это монголы, обитающие в Гиркании. Но ссылка на Светония никак не связана с самим козлом."

"По своей сущности настолько горячи, что камень адамант , который не меняется ни под воздействием огня, ни железа, растворяется всего лишь от крови одного из этих существ."

"А д а м а н т (adamant, άδάμας) - старинное обозначение алмаза, бриллианта, у древних греков, а также металл, сталь. Символ твердости."

17.


Красный бык. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r

"Вол - 1 .

Кастрированный самец крупного рогатого скота (juventus). Используется как рабочее
животное и идет на мясо. Благодаря отсутствию половых желез волы не испытывают влечения к самкам, ведут себя намного спокойнее, и их поведение более контролируемо. У них, как и у прародителя тура, очень большие рога, ибо после кастрации у бычков усиливается рост рогов. Волы используются и использовались в первую очередь как тягловые животные, при распашке земли и в качестве источника энергии, помогая человеку."

"Вол - 2 .

Или бык, буйвол, бизон (bos, ох). Греки называют его boaen, на латыни triones, ибо они ступают по земле ногами, как одноименные звезды .

Дружелюбность к своим товарищам необычайна, ибо каждый из них нуждается в обществе другого, с которым приучен тащить плуг, прикрепленный к ярму. Так что, если второй случайно отсутствует, дружеское расположение подтверждается постоянным мычанием."

" Большая и Малая Медведицы называют Упряжкой, поскольку эти созвездия напоминают повозку или тележку (Карлова колесница) с запряженными в нее быками."

18.

Желтый баран. Жертвоприношение Авраама. Евангелие. Около 1455 года / Gospels, Walters Ms. W.543, f. 4r, c. 1455, The Walters Art Museum. God commands Abraham to offer his son Isaac as a sacrifice. (Genesis 22:5 and 22:8).

"…Овен, запутавшийся в чаще рогами своими". [Книга Бытие 22:13] Желтый овен в сцене жертвоприношения Авраама и Исаак в одеждах того же цвета. Хотя, цвет передан, очевидно, золотой, но все-равно - ярко-желтый баран - это красиво.

"Овен .

Возможно, его название (aries) - сокращение (аферезой) от Ареса, бога войны. Вот почему мужские особи в стае иногда зовутся латинским именем mares (Марс). Выскажем и другое предположение. Животное первоначально приносилось в жертву на алтаре (aries) aris (с алтарем)."

19.


Единорог. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.84v

"Единорог .

Фантастическое животное, которое греки называли носорогом.

Впервые о единороге упоминает греческий историк Ктесий. Он описал фантастическое животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Основание рога белоснежное, острие ярко-красное, середина черная. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда»."

"Единорог - небольшое животное, будто детеныш с одним рогом в середине лба, необычайно подвижное, так что ни один охотник не способен поймать его. Все же его можно заманить по
следующей схеме.

Девственницу подводят к тому месту, где прячется единорог, и оставляют одну в лесу. Увидев девушку, он вскоре прыгает к ней на колени и обнимает. Так удается его поймать."

20.


Гибридный коне-что-то в горох с копытами только на передних ногах. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.229r

Естественно, далеко не все лошади и прочие животные в манускриптах весело-цветные, большая часть - нормальные. Хотя, вряд ли кто-то считал каких больше, каких меньше.

Цитаты - из книги :
Теренс Хэнбери Уайт. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире / Перевод с англ. С. Федорова. - Москва, Центрполиграф, 2013.



Читайте также: