Конспект занятия «Беседа о воздухе. Живая земля - познай свой дом

Программное содержание:

  1. Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  2. Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  3. Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  4. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  5. Расширять и активизировать словарь детей.
  6. Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
  7. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:

  1. Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
  2. Стаканы с водой, соломинки.
  3. Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
  4. Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.

Предварительная работа:

  1. Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
  2. Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
  3. Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
  4. Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
  5. Словарная работа.

Интеграция образовательных областей:

Познание:

Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развитие речи:

Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.

Методические приемы:

  1. Словесный.
  2. Игровой.
  3. Практический.
  4. Экспериментальный.
  5. Наглядный.

Ход занятия

Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!

Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!

Ты без него не можешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить

И даже честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня

Воспитатель: что это?

Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?

Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)

Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.

Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!

Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!

Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.

Воспитатель : А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель : Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?

Дети : Зимой, изо рта выходит пар.

Воспитатель : Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель : Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

Воспитатель : Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель : Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель : Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети : Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель : Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?

Дети : Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель : Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).

Литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.
  2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.
  3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.
  4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.
  5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.
  6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь 2009 г.

Деревья - это наши лучшие друзья!!! Если Вы сомневаетесь в этом, тогда представляем вашему вниманию 20 главных причин, из-за которых стоит сажать, ухаживать и защищать деревья.

#1: Борются с парниковым эффектом

Стало результатом избытка парниковых газов, созданных при горении ископаемого топлива и истребления тропического леса. Солнечное тепло, отражаясь от Земли, попадает в ловушку из слоя парниковых газов, в результате чего, уровень мировой температуры постоянно растет. Углекислый газ (CO2) считается одним из главных парниковых газов. Деревья, в , перерабатывают СО2 на кислород. В течение одного года, акр взрослых деревьев поглощает количество CO2, которое вырабатывает автомобиль проехавший 26000 миль.

#2: Очищают воздух

Деревья поглощают запахи и газы загрязняющих веществ (оксиды азота, аммиак, диоксид серы и озон), а также фильтруют твердые частицы из воздуха, путем захвата их на листья и кору.

#3: Обеспечивают нас кислородом

За один год, акр зрелых деревьев, может обеспечить кислородом 18 человек.

#4: Остужают улицы и города

В течение последних 50 лет из-за масштабного строительства и снижения количества зеленых насаждений средняя температура в городах заметно увеличилась. Деревья способны понизить температуру на несколько градусов Цельсия, за счет создания тени для наших домов и улиц, разбивая городские «тепловые острова» и выпуская водяной пар в воздух через листья.

#5: Экономят энергию

Три дерева, правильно размещенные вокруг дома, могут сократить летние потребности в кондиционировании воздуха на 50 %. При снижении спроса на энергию, для охлаждения наших помещений, уменьшаются выбросы двуокиси углерода и других загрязняющих веществ от электростанций.

#6: Экономят воду

Многим саженцам нужно около 15 галлонов воды в неделю. Тень от деревьев замедляет испарение воды из почвы и увеличивает влагу в атмосфере.

#7: Предотвращают загрязнение воды

Деревья уменьшают сток, разбивая осадки, что позволяет замедлить скорость потока воды. Это предотвращает попадание загрязняющих веществ и мусора в океан. Еще деревья действуют как губка, которая фильтрует грунтовые воды.

#8: Предотвращают эрозию почвы

Деревья своей корневой системой скрепляют почву, удерживая ее на месте, а также замедляют скорость ветра и поток воды.

#9: Защищают детей от ультрафиолетовых лучей

Рак кожи является самой распространенной формой рака в странах с жарким и солнечным климатом. Деревья снижают воздействие ультрафиолетовых лучей примерно на 50 %, обеспечивая тем самым защиту детей на школьных дворах и детских площадках, где они проводят много времени.

#10: Обеспечивают нас питанием

Яблоня может дать около 400-600 кг плодов в год. Помимо пропитания людей, деревья обеспечивают пищей птиц и диких животных.

#11: Исцеляют

Исследования показали, что пациенты в палатах с видом на деревья выздоравливают значительно быстрее и с меньшим количеством осложнений. У Детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) было замечено меньшее проявление симптомов заболевания, когда они имели доступ к . Созерцание на зеленые деревья расслабляет и снижает уровень умственной усталости.

#12: Уменьшают насилие

Дома, которые не имеют деревьев, показали значительный уровень насилия среди их владельцев, чем их озелененные аналоги. Еще деревья помогают уменьшить уровень страха.

#13: Дают представление о времени года

Это зима, весна, лето или осень? Взгляните на деревья и сразу станет ясно!

#14: Создают экономические возможности

Фрукты, собранные в саду можно продать, тем самым обеспечив доход. Неплохие перспективы для зеленого бизнеса возникают в городах, которые в наше время , как никогда раньше. Профессиональные курсы обучения людей, заинтересованных в работе по озеленению, также являются отличным способом получения экономической выгоды.

#15: Учителя и товарищи по играм

Дома для детей или места творческого и духовного вдохновения для взрослых. Деревья предоставляют нам уютное пространство для игр, общения, работы или учебы.

#16: Объединяют различные группы людей вместе

Посадка молодых деревьев предоставляет возможность участия групп людей различных возрастов, полов и взглядов в коллективных мероприятиях, что улучшает взаимопонимание и приводит к новым интересным знакомствам.

#17: Служат защитой и средой обитания для животных

Дуб и каштан являются одними из многочисленных видов городских деревьев, которые обеспечивают жильем и укрытием насекомых, птиц, белок и других животных.

#18: Украшают

Деревья могут маскировать неприглядные виды, а также приглушать звуки и создавать приятный, и успокаивающий зеленый занавес для глаз.

#19: Обеспечивают древесиной

В пригородных и сельских районах, древесина может быть использована в качестве топлива для обогрева помещений или приготовления пищи.

#20: Увеличивают стоимость недвижимости

Красота от хорошо посаженых и ухоженных деревьев около дома может поднять его стоимость на целых 15 %.

Татьяна Зайцева
Конспект занятия «Беседа о воздухе»

«Воздух »

Беседа

Цель : познакомить с «воздухом » как фактором, влияющим на здоровье человека.

Задачи : познакомить со свойством воздуха , рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.

Ребята, в последнее время мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце» , «воздух » и «вода» . Давайте побеседуем о воздухе ! Как вы думаете, зачем он нам нужен?. (воздух- это кислород . Мы им дышим.) Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух , правда?.

Где же находится этот свежий, чистый воздух ?. Что помогает очищать воздух ?. (растения) Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах , так как там много растений. А в городе что загрязняет воздух ?. (транспорт, заводы…)

Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом ?. что следует делать, чтобы воздух был свежее ?. (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете, почему?. (может продуть)

Все верно, ребята! Мы дышим воздухом , поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парке…где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта.

Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиками, но и кожей?. если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры. Через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Например, перед тем, как вы ложитесь вечером спать, не спешите кофточки с рукавами и штанишки или колготочки поменять на плотную пижаму с рукавами и длинными штанинами. Можно несколько минут, или даже час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Это тоже закаливание. Кожа открыта и ей легко дышать.

Вот, оказывается, как важен для всего организма воздух ! Давайте еще раз повторим, чем он полезен для организма….) Что нового вы сейчас узнали о воздухе… .) Молодцы, ребята!

Интеграция образовательных областей:

Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”

Виды детской деятельности:

познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

Задачи :

Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе

Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;

Воспитывать уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты:

имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.

Материал:

зеленый листок дерева

иллюстрации деревьев

использование ТС

Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.

Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.

Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?

Ответы детей.

Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!

Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

А как вы думаете, что еще дают нам леса?

Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.

В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.

О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.

Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.

А чем полезна людям красавица – сосна?

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

Какое дерево мы забыли?

Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.

Послушайте стихотворение:

Березовый сок.

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок,

А лесной народ

Сок душистый пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже -

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех береза напоила,

Сладким соком оделила!

Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.

А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.

Лес – “зеленые легкие” нашей планеты:

Хранитель вод, защитник водоемов;

Защитник почвы;

Источник древесины;

Источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;

Дом для растений, животных, грибов;

Место, где человек может отдохнуть.

Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?

ответы детей;

Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?

ответы детей;

А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.

К сожалению, сегодня не все помнят о том, что живые деревья - это нашей экосистемы. Стоит им исчезнуть, и привычный нам мир рухнет, оставив по себе лишь горстки пепла. Возможно, некоторые скажут, что подобное утверждение слишком пессимистично, и что сегодня ученые смогут найти выход даже из такой сложной ситуации.

Однако в действительности такие люди не понимают, насколько ценным может быть обычное дерево. попросту не сможет существовать без этих удивительных представителей флоры, а человечество - тем более. И дабы доказать это, давайте поговорим о том, какую именно роль играют деревья в жизни нашей планеты.

Что такое дерево?

Итак, любое дерево - живой организм. Думается, каждый человек на планете знает, как оно выглядит. Основой всего является одеревеневший ствол, на котором размещены сотни, а то и тысячи веток. Они связывают этого гиганта с окружающим миром посредством листьев или иголок, растущих на них. Однако сердцем древа следует считать корни, ведь именно они черпают силу из земли, а также удерживают его в равновесии.

На сегодняшний день в мире насчитывается порядка 100 000 разновидностей деревьев. Но при этом их все можно поделить на несколько простых классов. Например, хвойные и лиственные, вечнозеленые и листопадные. Но оставим классификацию ученым, поговорим лучше о том, какую же живые деревья планете.

Деревья как неотъемлемая часть экосистемы

Так уж сложилось, что деревья - это одни из самых старых обитателей Земли. Они появились здесь задолго до первых людей и пережили не один десяток глобальных катаклизмов. За это время они успели создать крепкий симбиоз с обитателями планеты, который часто дает о себе знать.

Например, большинство животных привыкло обитать в лесу. Для них это естественная среда, их дом. Стоит только начать в лесу, и животные сразу же уйдут прочь из этих земель. Ведь они попросту не смогут выжить в подобных условиях, так как лиственные гиганты давали им пристанище и еду.

Или возьмем, к примеру, ветки деревьев. Все знают, что именно на них птицы вьют гнезда и проводят большую часть своего времени. Опять же, обрубите ветви - и пернатые вынуждены будут искать себе новый приют. Естественно, у некоторых это получится. Однако будут и те, кто не сможет преодолеть миллионы лет эволюции и наверняка погибнет в своем поиске.

То, чем дышит планета

Кислород - это основа жизни. Если его не станет, то дни человечества будут сочтены. Более того, даже небольшое понижение уровня кислорода в атмосфере может привести к трагическим последствиям. В частности, вызвать существенное повышение температуры, что приведет к природным катаклизмам.

Все живые деревья выделяют кислород. Следовательно, они являться теми генераторами воздуха, что так необходимы для жизни на Земле. Из-за этого лесные массивы довольно часто называют легкими планеты. Помимо этого, деревья вбирают в себя углекислый газ, который является сильным токсином. А значит, если их не станет, то некому будет очищать воздух от этого яда. Поэтому чем больше деревьев растет на планете, тем свободнее могут дышать люди.

Дерево как источник пищи

Для многих животных лес является главным источником пищи. Так, одни звери нагибают ветки деревьев и поедают с них листья. Другим же приятней собирать упавшие на землю плоды или шишки. Например, любимым едой дикого кабана являются желуди, а вот бобер - тот и вовсе не прочь полакомиться простой древесиной.

Человек также научился использовать дары природы себе во благо. Благодаря его усилиям сегодня существует не одна тысяча фруктовых садов. При этом разнообразие плодов, которые они приносят, прямо таки будоражит воображение. Взять, к примеру, те же манго или финики, которые издавна считаются одними из лучших деликатесов.

Также не стоит забывать о том, что некоторые фрукты используют не только как пищу, но и как составляющие для приготовления других блюд. Вот хотя бы обычное на основе его плодов люди научились изготавливать изысканное масло и майонез.

Красивые деревья как часть ландшафта города

Увы, для большинства жителей мегаполиса поездка в лес - запредельная мечта. Из-за плотного графика работы лишь немногие могут выбираться на природу, и то ненадолго. Учитывая это, неудивительно, что человечество стремится воссоздать некое подобие леса в своих городах.

Миловидные парки, декоративные аллеи и скверы - все это небольшие частички живой природы. Казало бы, в них нет ничего необычного, но стоит убрать красивые деревья с наших улиц, и город станет темным и пустынным. Согласитесь, подобная картина мало кому понравится и быстро приведет к глубокой депрессии.

Да и к тому же деревья являются хорошим фильтром. Преобразуя углекислый газ в кислород, они очищают улицы мегаполиса от зловредного запаха и угара. А еще листья впитывают в себя пыль, благодаря чему она перестает витать в воздухе.

Деревья-защитники

Иногда деревья сравнивают с безмолвными стражами, и этому есть достойное объяснение. Все дело в том, что они способны охранять землю, на которой растут. А происходит это следующим образом.

Во-первых, корни деревьев скрепляют грунт, делая его более прочным и цельным. В обычных условиях от этого мало толку, однако если речь идет о прибрежных зонах, то тут все кардинально меняется. Так, скрепленный корнями грунт не так сильно размывается водой, благодаря чему берег становится более устойчивым.

Во-вторых, все живые деревья способны защитить землю от ветряной эрозии. Словно каменная стена, они один за одним принимают на себя удары воздушных порывов и даже ураганов. Именно поэтому сегодня принято сажать деревца по всему периметру поля или огорода.

Эстетическая польза деревьев

Не стоит забывать и об эстетической функции деревьев. Многие писатели и поэты искали вдохновения на лоне природы, глядя на чарующие очертания леса. А сколько замечательных стихов было посвящено вечнозеленым туям или экзотическим пальмам! Не говоря уже о том, на скольких картинах художники изображали необычайно высокое дерево или тот же таежный лес. Полотна Шишкина - вообще отдельная тема для разговора...

К тому же недавние исследования психологов указывают на то, что пребывание на природе значительно улучшает эмоциональный фон. Достаточно 2-3 раза в месяц выбираться в лес, и шанс впасть в депрессию снизится в несколько раз. Согласитесь, подобный метод куда дешевле и приятней, чем прием таблеток или походы к тем же психологам.

Деревья как сырье для производства

Помимо всего вышеперечисленного, деревья используют еще и в различных сферах промышленности. Например, испокон веков люди применяют древесину в строительстве различных сооружений. Даже сегодня нет такого здания, в котором бы не использовалось дерево или его побочные продукты.

Но и это еще не все. Благодаря прогрессу человек научился использовать дары природы в создании новых, до этого невиданных материалов. Например, одним из первых таких открытий стало появление бумаги. А она в свою очередь поспособствовала развитию письменности, а впоследствии и грамотности населения.

Также, благодаря смоле, выделяемой человечество изобрело резину. Думаем, не стоит рассказывать о том, насколько это упростило Например, представьте, что бы было с автомобилями, если бы их лишили резиновых покрышек.

И подобных примеров можно привести великое множество. Однако все они свидетельствуют об одном и том же: деревья - это один из самых ценных природных ресурсов на планете.

Не забывайте о главном!

Невзирая на всю важность лесов, сегодня многие пренебрегают ими. Ежегодно люди вырубают тысячи гектаров лесных массивов, не задумываясь о последствиях. А ведь они могут вскоре дать о себе знать. И тогда страдать будут не только коммерческие организации, но и все население Земли.

Однако мы можем повлиять на этот процесс. Достаточно лишь начать бережно относиться к природе и не забывать о том, что мы являемся ее частью. И перемены начнут проявляться сами по себе, изменяя этот мир к лучшему.



Читайте также: