Где растет анчар. Целебная магия растений

По древним легендам, анчар убивает все живое вокруг себя, благодаря ядовитым испарениям. И вокруг дерева вся земля усыпана костями погибших жертв, вдохнувших его ядовитый аромат смерти. Так гласит легенда.

Жизнь такой страшной легенде дал голландский ботаник Румпф, который в середине 17 столетия был отправлен в голландскую (в то время) колонию - в Макассару, город в Восточной Индонезии, чтобы выяснить, какой яд местные туземцы используют для охоты, натирая им свои стрелы. Никаких исследований сам ботаник не проводил, хотя и получал регулярное финансирование на эти исследования в течение пятнадцати лет. Для своего отчета о проведенной работе, он собрал все сплетни и легенды о дереве смерти - анчаре. Это с его легкой руки появились строки о том, что даже земля вокруг этого дерева черна и ядовита, а птицы, рискнувшие подлететь к нему, падают мертвыми, всего лишь коснувшись его ветвей. Якобы яд испарений распространяется на расстояние брошенного камня, и каждое живое существо, вдохнувшее его аромат, тут же гибнет, и никто не осмеливается приближаться к этому дереву. Если кто хочет убедиться в этом на собственном опыте, то заранее заказать гроб можно .

Основываясь на этих словах, А.С. Пушкин и написал свое знаменитое стихотворение «Анчар». Лишь спустя двести лет это растение было детально изучено и миф о нем, как о дереве смерти, был развеян. Анчар был полностью реабилитирован и научно описан, это тропическое растение до 40 метров в высоту, оно относится к семейству тутовых, поэтому является родственником нашей шелковицы и тропического фикуса. Анчар распространен на острове Ява Малайского архипелага. Птицы совершенно спокойно садятся на его ветви, и ни одна еще замертво с него не упала, так как не только ветви, но и листья у анчара не ядовиты, и никаких ядовитых испарений дерево не испускает. Поэтому все части дерева полностью неопасны и для животных, и для человека.

Ядовитым оказался всего лишь млечный сок растения, который выделяется, если переломить ветку анчара. Именно этим соком и пользовались туземцы для своей охоты. Они смазывали им наконечники стрел. Было изучено также, что для человека сам млечный сок не опасен, и если и попадет на кожу, то вызовет только нарывы, похожие на сильный ожог крапивы. Изучая свойства млечного сока анчара, ученые выяснили, что с помощью перегонки сока вместе со спиртом получается высокая концентрация ядовитого вещества, которое назвали антиарин. Вот именно это вещество за семь минут убивает обезьяну. Так что легенда оказалась не совсем выдумкой.

Ядовитые растения

Смертельно ядовитый... обычно это словосочетание ассоциируется у нас со змеями, скорпионами, пауками... Но ядовитыми бывают не только эти внушающие страх животные, но и неприметные на первый взгляд растения. Человечество знакомо с ними издавна. Коварная сущность этих растений, способных нанести непоправимый урон здоровью человека или даже угрожать его жизни, прочно закрепилась в их народных названиях. Пожалуй, самым известным из литературы ядовитым растением является анчар - знаменитое пушкинское «дерево смерти». О каком растении идет речь в известном стихотворении?

В начале колониальных войн европейцев на многих островах встречали не дружелюбные туземцы, а стрелы и дротики, которые к тому же были отравлены. Особенно славились своим ядовитым оружием жители острова Ява. Раскрыть их секрет в XVII в. было поручено голландскому ботанику Г.Румпфу. Местные жители рассказали ботанику, что наконечники своего оружия они смачивают в ядовитом соке одного из местных деревьев, но добавили, что нечего и думать о том, чтобы приблизиться к этому дереву, - оно якобы способно убивать даже на расстоянии. И уже от самого Румпфа по Европе распространились слухи о необыкновенно ядовитом дереве - анчаре. В 1783 г. полевой хирург голландской армии некто Фреш подтвердил сообщение Румпфа. Якобы он сам путешествовал в глубь острова Ява и видел человеческие жертвоприношения ужасному дереву. Из записок Фреша следовало, что вокруг анчара не росли другие растения, а птицы, пролетающие над деревом, падали замертво. Фреш сообщал также о том, что для сбора ядовитого сока анчара посылали преступников, осужденных на смерть. Тем, кто возвращался живым с собранным ядом, гарантировали помилование. Страшные легенды о дереве смерти еще долго гуляли бы по миру, если бы в 1805 г. французский ботаник Лешено де ля Тур не исследовал наконец ужасное дерево и не рассказал о нем правду.

Анчар ядовитый (Antiaris toxicaria ) - растение из семейства тутовых, т.е. родственник инжира и шелковицы. Распространен этот вид не только на Яве, его ареал простирается от Западной Африки до Южного Китая и островов Фиджи. Анчар ядовитый - высокое, до 40 м, дерево. У него прямой стройный ствол, который лишь на высоте примерно 25 м образует густую крону. Сок анчара действительно очень ядовит и даже при контакте с кожей человека вызывает сильное раздражение, а при попадании в кровь может вызвать смерть. Всего 90 г сока анчара необходимо, чтобы сделать смертельно ядовитыми 100 стрел. Но это, конечно, не означает, что анчар растет в гордом одиночестве, губя ядовитыми испарениями все вокруг.

В середине XVIII в. извлеченный из млечного сока анчара яд под названием «макассар» попал в коллекцию Британского музея в Лондоне. А в XIX в. уже был известен его химический состав. Действующим началом яда анчара является гликозид антиарин - вещество, близкое по своему действию к дигиталину наперстянки и другим растительным сердечным гликозидам, которые очень быстро вызывают паралич сердечной мышцы. Всего 0,0000009 г этого гликозида мгновенно убивают лягушку. Кроме антиарина в соке анчара содержатся и другие, менее исследованные яды.

Помимо анчара ядовитого ботаники насчитывают еще несколько видов этого рода, растущих в Индии, на Шри-Ланке и в Малайзии. В Индии встречается неядовитый анчар (A.innoxia ), который называют также «мешочным деревом» - местное население делает из его коры прочные мешки для домашних нужд.

Отравленные стрелы при охоте и на войне использовали, конечно, не только яванцы. Такое оружие было знакомо многим древним племенам в самых разных частях света - на каждом из континентов встречаются ядовитые растения, сок которых годится для отравления оружия.

В древнегреческих мифах непременным атрибутом Гекаты - трехголовой богини, повелевающей чудищами и приведениями, навевающей на людей ужасные сны и покровительствующей отравителям и колдунам, - было растение, которое еще Диоскорид назвал аконитом . Название это происходит от города Аконе, в окрестностях которого, согласно преданиям, Геракл совершил свой одиннадцатый подвиг - укротил стража подземного царства Аида, пса Цербера. Из пота Цербера, падающего на землю клочьями пены, выросла очень ядовитая трава. Всего 0,003-0,004 г сока аконита достаточно, чтобы убить человека.

Род аконит (Aconitum ferox ) включает около 300 видов, большинство из которых ядовиты. Ядовитыми являются все части растения, ядовит даже мед, содержащий пыльцу аконита. «Мать-королева ядов» - так называли сок аконита в древности. Древние галлы и германцы смачивали им наконечники стрел при охоте на волков и других хищников. В средние века ядом аконита отравляли преступников, которые были осуждены на смертную казнь. Существует предание, что Тамерлан был отравлен именно ядом аконита.

В средневековой Европе аконит был известен только как ядовитое растение. На Востоке же его издавна употребляли как лекарство, он входил в состав болеутоляющих средств. Конечно, перед употреблением растение подвергалось длительной, тщательной обработке.

Европейские исследователи проявили интерес к акониту в XVIII в. Основным действующим началом его сока являются алкалоиды, вызывающие судороги и паралич дыхательного центра. В настоящее время аконит применяют в медицине как наружное средство при невралгии, ревматизме и как болеутоляющее. В гомеопатии его применяют от головной боли. Из аконита белоустого получают препарат аллапелин, который применяют при сердечной аритмии.

Растительное происхождение имеет и такой известный яд, как стрихнин. Это алкалоид, который получают из семян чилибухи , или рвотного ореха (Strychnos nux-vomica ), растения из семейства логаниевых, произрастающего в диком виде в Индии, Юго-Восточной Азии и Австралии. Чилибуха - невысокое листопадное дерево с мелкими белыми цветками, собранными в небольшие соцветия в пазухах листьев.

Стрихнин в чистом виде был получен из плодов чилибухи в 1818 г. Смертельная доза этого алкалоида для человека составляет от 0,05 до 0,2 г. Горечь стрихнина ощущается даже при разведении его водой в пропорции 1: 1 000 000. В очень малых дозах стрихнин стимулирует работу дыхательного центра мозга, надпочечников, половую функцию, восстанавливает перистальтику кишечника и устраняет атонию желудка. Впервые в медицинскую практику ввели стрихнин арабы, затем им воспользовались и другие народы.

Стрихнин, однако, не так известен, как другой яд, выделяемый из чилибухи, - кураре. Впервые европейцы познакомились с кураре в XVI в. при завоевании Южной Америки. Местное население активно применяло кураре на охоте. Европейцев удивило, что индейцы спокойно употребляли в пищу животных, погибших от отравленных стрел. Однако смертельно ядовитый при попадании в кровь, кураре не может принести никакого вреда при приеме через пищеварительный тракт, если, конечно, на слизистых оболочках рта нет ранок.

Европейцы долго не знали о происхождении кураре, а индейцы сопровождали его добычу особыми ритуалами и тщательно скрывали ее от чужаков. Изучив яд кураре, ученые установили, что в его состав входят алкалоиды, встречающиеся во многих растениях. В Бразилии активные компоненты яда кураре содержатся в трех местных видах рода Strychnos (растения этого рода широко распространены в тропиках), на острове Ява кураре также получают из нескольких видов чилибух.

Изучением действия яда кураре занимался известный французский физиолог Клод Бернар. Опыты этого ученого на животных доказали, что кураре имеет периферическое действие, не затрагивающее центральную нервную систему. Был найден и антагонист кураре - эзерин, вещество, извлекаемое из калабарских бобов. В настоящее время кураре применяют в медицине в сочетании с обезболивающими средствами и наркотиками при операциях на сердце и легких, требующих полного расслабления мышц и прекращении собственного дыхания. на время проведения операции кровь пациенту насыщают кислородом при помощи аппарата искусственного дыхания. Используют препараты кураре и при некоторых нервных заболеваниях, сопровождающихся судорогами.

С.В. Мельникова

Литература

Австахова В.Г . Загадки ядовитых растений. - М.: Лесная промышленность, 1977.

Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. - М.: Высшая школа, 1992.

Текст стихотворения «Анчар» Пушкина был написан в 1828 году. Произведение создано после двух южных ссылок. Поэт использует более сложный, торжественный язык и приемы аллегории. В основе стихотворения - сюжет древней легенды о ядовитом дереве, растущем в безлюдной пустыне. В современных Пушкину периодических изданиях появлялись материалы о том, что на востоке для смазки оружия используют яд анчара. Добыча его связана с опасностью для жизни.

Основная тема, звучащая в произведении - тема свободы, неволи и власти. Она раскрывается в сюжете стихотворения, близкого по стилистике к жанру притчи. В первой части стиха повествуется о природе. В далекой безлюдной пустыне растет дерево анчар. Порожденное природой в день гнева, это дерево несет гибель всему живому. Его крона и корни, мертвые листья пропитаны смертоносным ядом. Ничто живое, ни птицы, ни хищные звери не смеют приблизиться к нему, и даже дождь, попав на ветви, стекает с них уже ядовитыми каплями. Пролетая мимо дерева смерти, его боится коснуться даже черный вихрь. Вторая часть стиха раскрывает отношения людей: всесильного господина и подневольного раба. Один наделен властью, а участь другого – быть его послушным орудием. Поэт показывает социальные отношения в человеческом обществе. Обществе, в котором законы бесчеловечны, а судьбой человека имеет полное право распоряжаться наделенный властью. Господин посылает раба в мертвую долину за ядом. Он знает, что обрекает его на смерть. Об этом знает и раб, который не смеет противостоять воле властного хозяина своей судьбы. Покорный слуга беспрекословно подчиняется приказу и доставив господину черную ядовитую смолу, молча гибнет у его ног. Александр Сергеевич Пушкин рассматривает тему общемирового зла и тирании в общефилософском аспекте. Корень зла - в законах, допускающих полную власть одного человека над другим. Носитель зла – владыка-князь, который использует яд, добытый ценой человеческой жизни для того, чтобы пропитать им оружие и отнять жизни у тысяч других. Но не меньшее зло олицетворяет и безропотный послушный раб, в котором законы сильных мира сего убили волю и личность.

Проблема человеческого закона, иерархии общества, мирового зла возрастает в стихотворении до вселенских масштабов. А аллегория слишком прозрачна, чтобы не вызвать к поэту множества вопросов от руководителя 3-го Отделения тайной канцелярии. Читать стих Пушкина «Анчар» на уроке по литературе можно на сайте.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.

Сразу же оговоримся, что речь пойдет не о страшном дереве — людоеде, нередко фигурирующем в старинных легендах, поверьях и не столь давних газетных сенсациях. Ботаники тщательно обследовали самые отдаленные и малодоступные уголки нашей планеты и ничего подобного не встретили. Речь пойдет об анчаре.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила…
А. С. Пушкин

В прошлом о нем было широко распространено мнение как о «древе смерти». Положил начало недоброй славе анчара голландский ботаник Г. Румпф. В середине XVII столетия он был командирован в колонию (в Макассару) с целью выяснить, какие растения дают туземцам яд для отравляющих стрел. В течение 15 лет Румпф попросту бездельничал, выуживая нужные ему сведения из всяких россказней, передававшихся из уст в уста в кулуарах местного губернатора, и в результате составил «авторитетный » отчет о «ядовитом дереве». Вот что он писал о нем:

«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему ».

Пользуясь этими недобросовестными, безбожно преувеличенными сведениями, Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал великолепное, всем известное стихотворение «Анчар». Немало времени прошло, прежде чем это растение удалось детально исследовать, развеять неправильное представление о нем, дополняемое с легкой руки Румпфа новыми наговорами.

Анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем — Антиарис Токсикария (анчар ядовитый) (Antiaris toxicaria ) ботаником Лешено. Оказалось, что это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага, а особенно распространено на Яве. Стройный его ствол, у основания которого есть присущие многим тропическим деревьям досковидные корни-подпорки, достигает 40-метровой высоты и несет на себе округлую небольшую крону. Принадлежит «дерево смерти» к семейству тутовых и является близким родичем шелковицы и тропического обитателя фикуса.

Wibowo Djatmiko

Первые исследователи, наслушавшись немало страшных рассказов об этом дереве, были удивлены, завидев птиц, безнаказанно сидевших на его ветвях. Со временем выяснилось, что не только ветви, но и другие части анчара вполне безвредны как для животных, так и для человека. Только густой млечный сок, вытекающий в местах повреждения его ствола, действительно ядовит, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но перегонкой анчарового сока со спиртом достигается высокая концентрация яда (антиарина), опасная для жизни.

Но оставим на время эту тему и послушаем ботаников. Они установили, что анчар — растение с мужскими и женскими цветками, причем женские соцветия очень напоминают цветки нашего орешника, тогда как мужские похожи на мелкие грибы опенки. Плоды у анчара мелкие, продолговато-округлые, зеленоватые. Листья схожи с листьями шелковицы, но опадают, как и у всех вечнозеленых деревьев, постепенно.

Позже ботаники обнаружили в Индии второй вид анчара — анчар безвредный. Из его плодов добывают превосходную карминовую краску, а из луба — грубые волокна и даже целые мешки. Недаром местные жители называют его мешочным деревом. Способ получения мешков довольно прост: отпиливают нужного размера бревно и, поколотив основательно по коре, легко снимают ее вместе с лубом. Отделив луб от коры, получают готовую «ткань», которую надо только сшить, чтобы вышел прочный и легкий мешок.

Но, разыскивая подлинное «дерево смерти», мы должны вспомнить еще о двух страшных растениях.

Если вам доведется быть в Сухумском ботаническом саду, ваше внимание, конечно, привлечет дерево, которое ограждено железной решеткой. Рядом табличка с предостерегающей надписью: «Руками не трогать! Ядовито! »

Экскурсовод вам расскажет, что это лаковое дерево из далекой Японии. Там из его белого млечного сока варят знаменитый черный лак, широко известный своими редкими качествами: долговечностью, красотой и стойкостью. Нарядные перистые листья дерева в действительности сильно ядовиты.

Не уступают им и листья сумаха — лианы, известной ботаникам под названием токсидендрон радиканс. Ее можно встретить в североамериканском отделе Сухумского ботанического сада. Сумах ядовитый вьется там по могучим стволам болотных кипарисов и других деревьев. Гибкие, тонкие его стебли-канаты буквально врезаются в чужие стволы, а тройчатые листья, напоминающие листья фасоли, сплошь покрывают и самые лианы и могучие штамбы кипарисов. Осенью листья сумаха особенно красивы, расцвечены на редкость красивой гаммой пунцово-оранжевых красок. Но привлекательность их обманчива. Стоит только дотронуться, как начинается сильный зуд кожи, который, правда, скоро проходит. Через несколько часов возникает слабая припухлость с небольшими очагами сильно лоснящейся кожи, зуд возобновляется, все возрастает, затем появляется и острая боль. В следующие дни боль усиливается, и только срочное вмешательство врачей способно предотвратить тяжелые последствия отравления. Сильное отравление ядом сумаха может закончиться даже смертью. Кстати, у него ядовиты не только листья и стебли, но и плоды, и даже корни. Вот уж настоящее дерево смерти.

Anna Frodesiak

Наконец, в тропической Америке и на Антильских островах растет еще одно дерево, имеющее отношение к нашей теме. Оно принадлежит к семейству молочайных, зовется марцинелла, или по-латыни хипомане марцинелла. Вот оно, пожалуй, больше сумаха соответствует пушкинскому анчару, так как способно поражать даже на расстоянии. Достаточно постоять некоторое время вблизи него и вдохнуть его запах, как наступит тяжелое отравление дыхательных путей.

Кстати, виды с ядовитыми свойствами известны не только среди деревьев, но и среди травянистых растений. Ядовитыми свойствами обладают все части наших чудесных ландышей, листья и стебли томатов, табака.

Яд, извлекаемый из растений, в прошлом часто служил целям мрачным и страшным. Теперь же растительные яды строфантин, кураре и другие используют в медицине: строфантин лечит сердце, а кураре помогает при операциях на сердце и легких. Ядовитый сок сумаха искусные фармацевты превращают в лечебные средства, излечивающие параличи, ревматизм, нервные и кожные заболевания. Перед деревьями смерти ныне открываются широкие горизонты.

С. И. Ивченко — Книга о деревьях

Единственный вид

Систематика
на Викивидах

Поиск изображений
на Викискладе
IPNI
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Распространение и среда обитания

Виды этого рода происходят из Ост-Индии и Малайского архипелага .

Ботаническое описание

Листья простые.

Цветки мелкие, тесно скученные в плотные соцветия , окружённые бокаловидной поволокой. Цветочный покров (чашечка) четырёхраздельный.

Плод сложный или сборный; соплодие , состоящее из многих мелких, тесно сидящих плодиков, облечённых каждый своим разросшимся по отцветании сочным околоцветником.

Внутривидовая систематика

  • Antiaris toxicaria var. africana Scott-Elliot ex A.Chev. [syn. Antiaris africana Engl. ]
  • Antiaris toxicaria subsp. humbertii (Leandri) C.C.Berg [syn. Antiaris humbertii Leandri ]
  • Antiaris toxicaria subsp. macrophylla (R.Br.) C.C.Berg [syn. Antiaris bennettii Seem. - Анчар Беннетта]
  • Antiaris toxicaria subsp. madagascariensis (H.Perrier) C.C.Berg [syn. Antiaris madagascariensis H.Perrier ]
  • Antiaris toxicaria var. usambarensis (Engl.) C.C.Berg [syn. Antiaris usambarensis Engl. ]
  • Antiaris toxicaria subsp. welwitschii (Engl.) C.C.Berg [syn. Antiaris welwitschii Engl. ]

Хозяйственное значение и применение

Все виды весьма ядовиты, особенно же Анчар ядовитый (Antiaris toxicaria Lesch. ), соком которого туземцы отравляют стрелы (отсюда и составное ботаническое название: др.-греч. αντι - против, вместо, для, и άρις - острие); растёт на Яве . Слава о силе яда этого дерева создала издавна даже поверье о ядовитости самого воздуха вблизи анчара от испарений его, особенно в тени, убивающих животных и людей, неосторожно приближающихся к дереву. Известный яд упас (также боон-упас , боа-упас ) есть млечный сок анчара; при перегонке сока со спиртом получается антиарин , весьма сильный яд, кристаллизующийся в блестящих бесцветных листочках.

Другой подвид, Анчар Беннетта, с островов Виту , содержит в плодах прекрасную карминовую краску, а в коре лубяные волокна, идущие на поделки. Из подобных же волокон в Ост-Индии и на Цейлоне делают мешки.

Применение

Древесина некоторых видов используется для производства шпона.

Упоминания в литературе

Существует одноимённое стихотворение А. С. Пушкина , написанное в 1828 году.

Напишите отзыв о статье "Анчар"

Примечания

Литература

Ссылки

  • : сведения о названии таксона на сайте The Plant List (version 1.1, 2013). (англ.)
  • (англ.) : информация на сайте

Отрывок, характеризующий Анчар

– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.



Читайте также: