«Ельцин дал свободу России, как США Ираку. Динамика развития коррупции в современной россии

Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Еще некоторое время назад, фамилию Бутков в Северодонецке мало кто знал и, не придавал значение тому, что за это за человек и какую роль в жизни Северодонецка, он будет играть. Но, начиная с 2010 года, из года в год, об этом человеке северодончане стали слышать все больше и больше. Тем более, на сегодняшний день, жизнь каждого горожанина, так, или иначе, связан с бизнесом Буткова – начиная с рождения и заканчивая похоронами.

Журналисты решили выяснить – кто такой Игорь Бутков и откуда он появился. И появившиеся факты шокировали даже журналистов.

«Кровавые девяностые»

В 90-е годы в Северодонецке существовали 4 криминальные группировки, одной из которых руководил бывший «афганец», спортсмен – Виктор Химченко (кличка «Хима»). Этого авторитета в городе уважали за то, что он препятствовал расширению наркотического бизнеса в городе.

Среди бизнесменов 90-х он пользовался большой популярностью, ведь вопросы, которые не могло урегулировать государство, «решались» Виктором Химченко «по понятиям». Так, к нему обращались первые бизнесмены и простые жители города, по возврату денег, возврату долгов по распискам, поиску украденного имущества и многим другим вопросам. Практически все обратившиеся к «Химе», были полностью удовлетворены – вопросы были решены.

И это приносило ему, большие «дивиденты».

Виктору Химченко, который пытался выстроить «законность и порядок» в городе, его «правая рука» В.Бигма предложил для хранения «бандитской кассы» и ее приумножения, своего товарища, начинающего предпринимателя … Игоря Буткова. И бандитский авторитет, прислушиваясь к нему, дал добро на то, чтобы «деньги работали».

Именно в эту группировку удалось попасть Игорю Буткову, что дало ему «первый опыт и большие деньги».

Первое время, И.Бутков, получив дармовые деньги, стал развивать свой бизнес, периодически внося проценты, якобы, приумножающие доход «кассы». Но задумка у друзей была другая. Игорь Бутков и Виктор Бигма стали создавать предприятия, покупать землю и здания в городе, оформляя их на себя, а не на В.Химченко или его семью.

Понимая о том, что это рано или поздно вскроется, В.Бигма и И.Бутков задумались о том, как скрыть от В.Химченко свои махинации. И в этом им помог авторитет другой группировки – Борис Болох, выходец из солнцевской группировки в Москве, который, в свою очередь, «спал и видел» увеличение своего дохода от продажи наркотиков в Северодонецке, у которого тогда в вышибалах «работал» молодой качек Леха Ярош (ныне заместитель мэра города).

В.Химченко был не удобен всем правоохранителям (милиции, прокуратуре и СБУ) и Б.Болоху, которые понимали, что до тех пор, пока будет жив «Хима», развить наркотический бизнес в Северодонецке, им не удастся.

До убийства, которое было совершено 21 сентября 2002 года, на Химченко покушались трижды, и в каждом таком случае он получал огнестрельные ранения. Все нападения осуществлены с применением автоматов, при этом, преступники не были найдены. Кроме того, В.Химченко дважды пытались поместить в «психушку», чтобы убрать его из города, но все это время ему удавалось уходить от своих преследователей.

Не правда ли, здесь уже прослеживается связь правоохранителей и местной власти, которая так же желала избавиться от «неудобного и честного» афганца. Тогда, городским головой, был Владимир Грицишин, который не терпел того, чтобы кто-то ему «перечил».

Препятствие наркопродажам и политическому влиянию привело к тому, что в 2002 году авторитета-афганца убивают.

Был ли причастен к убийству «Химы» И.Бутков – не известно, но дальнейшее развитие событий ставит под вопрос его невиновность. Но это не является компетентностью журналистов, это должен решать суд.

Сразу же, наркотики появляются везде: во всех клубах, на танцплощадках и в кинотеатрах. Наркотики привозили из России, Афганистана и прочих стран. Вокруг села Боровское, уроженцем которого был И.Бутков, стали засеваться целые плантации конопли. И все это было под контролем правоохранителей, делалось за деньги Б.Болоха и теперь уже бывшего «держателя кассы В.Химченко» - Игоря Буткова. Теперь под руководством местной милиции и прокуратуры, все это уже контролировали Б.Болох, И.Бутков, «братья Матросы» (папа был замом у В.Грицишина») и Алексей Ярош.

Первая попытка стать у «штурвала власти»

Очевидно, молодого предприимчивого бизнесмена не особо воспринимали среди правоохранительных органов и в группировке Б.Болоха, поэтому желаемых прибылей, он не получал. Поэтому, Бутков решил делегировать в 2006 году своего соратника В.Бигму в городской совет, чтобы узнать, как можно зарабатывать деньги за бюджетные деньги, т.е. - «прощупать почву».

В это же время, идет формирование связей в правоохранительных органах.

Имея огромные деньги, И.Бутков решил «посадить на финансовую иглу» не правоохранителей местного уровня, а их начальство, рангом выше - областное СБУ, прокуратуру и МВД. И это ему удается – в то время получать деньги за «крышевание» бизнеса, было очень популярным. Тогда же у Буткова зарождаются первые центры по обналичиванию денег.

Компаньон И.Буткова, ставший депутатом, за его каденцию с 2006 по 2010 годы, не смог особо наладить связи по отмыванию бюджетных средств, поэтому Бутков сам наладил связи с действующим тогда мэром Владимиром Грицишиным. Он стал скупать городскую пустующую землю в Северодонецке, строить киоски и здания в городе.

Так было до 2010 года, когда бизнесмен решил уже сам идти в депутаты.

(продолжение следует)

Коррупция в России зародилась давно. В качестве терминов, для обозначения проявления коррупции в российских источниках использовались слова: «мздоимство», т.е. принятие должностным лицом взятки за совершение дел, которые входили в круг его обязанностей и «лихоимство» – получение взятки за совершение служебного проступка.

К началу XX века взятки и прочие проявления коррупции не только не исчезли, но и процветали. В современной России коррупция как социально-политический феномен связана с перестройкой, политическими и экономическими реформами. В 90-е годы XX века Россия переживает переходных период. Его характеризуют политическая нестабильность, несовершенство законодательства, неэффективность работы органов власти, неразвитость политической культуры граждан, отсутствие прочных демократических традиций. Все это и привело к тому, что коррупция стала интенсивно набирать обороты. В 1990 году Россия занимает шестое место после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии и Парагвая в списке стран с самым высоким показателем подкупа чиновников при распределении гос. заказов. Почему же коррупция в России в период модернизации стала так расширяться? Политические и экономические реформы сняли многие, ранее существовавшие, запреты и ограничения социальных действий, а также установили новые права и свободы для граждан. Также возросла самостоятельность социальных субъектов, расширилось поле произвола и беззакония в различных сферах жизнедеятельности общества, включая все уровни иерархии власти. В высших эшелонах власти происходит солидарность в незаконном распределении бюджетных средств, заключение убыточных для казны договоров, невыгодная для государства приватизация, принятие законов в интересах определенных групп населения. Таким образом, был нарушен социальный порядок. Процесс реформ в России сопровождался серьёзными изменениями в социальной структуре общества. Этот процесс был связан с легализацией теневой социальной структуры, т.е. тех социальных групп, которые были и развивались в советское время вне закона, хотя и были тесно связаны с коррупцией советского государственного аппарата.

Открылись новые пути для продвижения в верхние слои общества, появились новые элитные группы. Характерным проявлением коррупции периода перестройки было то, что государственные чиновники и политики высокого ранга использовали свое служебное положение в процессе приватизации государственных предприятий с целью приобретения их в частную собственность, нередко они оформляли право владения на родственников. На рост коррупции в это время повлиял и тот факт, что в России еще была очень слабая многопартийная система, она только создавалась, становилась на ноги. Поэтому, осуществлять контроль, призывать правительственных чиновников к ответственности было невозможно. Сами политики и чиновники не оказывали должного внимания на бюрократические институты, судебную и правоохранительную системы. Российское гражданское общество, СМИ не способны были играть в то время мониторинговую роль в отношении коррупции. Их возможности были ограничены.

Далее формы коррупции видоизменяются и совершенствуются. В современном российском обществе коррупция проявляется в лоббировании при принятии нормативных актов в интересах транснациональных корпораций; в бюрократическом «рэкете»; выраженном вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их переброски в другие предпринимательские организации, политические партии, общественные фонды; в предоставлении государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов на государственные должности в органах власти и местного самоуправления, в фаворитизме и протекционизме. Расширяется и принимает новую окраску «электоральная коррупция» Эта форма представляет собой особую разновидность политической коррупции, которая проявляется как в массовом подкупе избирателей, подкупе избираемых лиц, так и подкупе конкурента депутата и наблюдателей.

Коррупцию в современной России можно разделить на два периода: 90-е годы и начало XXI века. В чем же их особенности? В период 90-х годов коррупция в России приобрела системный характер.

Россия в этот период имела повышенный уровень коррумпированности государственного аппарата по сравнению с другими странами. Почему?

Во-первых, финансовая, административная и судебная системы не соответствовали своими обязательствами перед гражданами. Это создавало дефицит услуг государства, включая административные услуги и исполнение бюджетных обязательств. Эта ситуация порождена была несколькими причинами: от СССР достался формальный объем социальных обязательств, который превышал финансовые возможности государства и не исполнялся. В середине 90-х годов общий объем таких, законодательно оформленных, бюджетных обязательств превышал 80% ВВП. Коммунисты, в то время, составляли большинство в нижней палате Федерального Собрания, сохраняли эти законы. Исполнительная власть не выдвигала требований изменения «социального» законодательства. Это было очень выгодно бюрократам.

Во-вторых, непрозрачность исполнительной власти, отсутствие контроля за ее деятельностью со стороны общественности привела к созданию зон административного дефицита.

В-третьих, интересы государства были невнятны и неоформленные, применительно к служащим и целым подразделениям исполнительной власти. Поэтому, чиновник служил своему начальнику, самому себе, своим друзьям и не видел в этом никакой моральной проблемы.

К концу 90-х годов широкое распространение получило чиновничье предпринимательство. Создается сеть взаимных обязательств и «экономика одолжений». Через эти сети услуг проходила большая доля ВВП. К концу 90-х годов государство раздуло свой аппарат и, тем самым, расширилась сфера вмешательства государства в хозяйственные и социальные процессы. Была слабая дисциплина исполнения бюджета. Счетная палата РФ почти не реагировала на результаты контрольных проверок. На этом этапе подняла голову и низовая коррупция. Взятка помогала решать гражданам бытовые проблемы.

Если подвести итог развития коррупции в современной России на первом этапе, то можно прийти к удручающим выводам: стремительный переход к новой экономической системе не поддерживался необходимой правовой базой и правовой культурой. Усиление налогов привело к расширению теневой экономики. В России сохранились слабые демократические традиции и неразвитость правового сознания населения. Происходит отрыв общества от власти.

Второй этап развития коррупции в современной России начинается с наступлением XXI века.

Этот период можно назвать тотальной коррупцией. Аксиомой стало «правило конвертации денег во власть и наоборот» . Сильно видна разница между элитой и огромной массой простого населения России. Сравнивать стоимость особняков в несколько млн. долларов и зарплату в 12 тысяч рублей просто смешно.

Сейчас, особенно четко, наблюдается коррупция внутри бюрократического аппарата. Бюрократия получила огромную самостоятельность и теперь управляет бюджетом, финансами страны и государственной собственностью.

Коррупция в России вошла в стадию активного развития системных коррупционных сообществ. Такие сообщества, обычно, состоят из группы чиновников, принимающих нужное решение; коммерческой структуры, которая конвертирует в деньги, полученные выгоды и группы защиты, в которую входят правоохранительные и судебные органы.

Продолжается расходование бюджетных средств без учета общественных интересов. Хищения бюджета является крупномасштабным явлением. Через теневую экономику расхищаются и отмываются до 70% всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ.

Какие же последствия ожидают Россию от разгула коррупции: 1. В сфере экономики – расширение теневой экономики уменьшает поступления налогов, а значит, ослабевает бюджет. Следствием этого государство теряет финансовые рычаги управления, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств. Снижается эффективность рынка и дискредитируется идея рыночной экономики. Усугубляются бюджетные проблемы страны, повышаются цены, а страдает народ. Также, ухудшается инвестиционный климат, снижается эффективность экономики всей страны; 2. В социальной сфере – снижается способность власти решать социальные проблемы. Увеличивается имущественное неравенство, бедность большой части населения. Укрепление организованной преступности приводит к доступу криминала в политику, во власть и возможности открытого отмывания денег. Все это угрожает политической стабильности в стране; 3. Политика – уменьшение доверия к власти, растет ее отчужденность от общества. Возникает разложение демократических институтов. Падает престиж страны в мире.

За двадцать с лишним лет коррупция приобрела масштабный характер, стала нормой жизни. Она дискредитирует право, как инструмент регулирования жизни общества и государства, угрожает национальной безопасности, отрицательно влияет на имидж страны в мире, препятствует притоку в страну инвестиций. Коррупция в России поглощает значительную часть секторов государственной и частной экономики. Крупный бизнес через коррупционные отношения реализует не только экономические, но и политические задачи и цели; мешает полноценно развиваться среднему и мелкому бизнесу. Наша страна сползает в коррупционную пропасть. К этой проблеме приковано внимание региональных и местных органов власти, политических партий. Но, у власти отсутствует способность влиять на масштабы коррупции. Решение проблемы коррупции возможно путем целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями.

«Лента.ру» продолжает цикл интервью о недавнем прошлом нашей страны. Вслед за перестройкой мы вспоминаем ключевые события и явления 90-х годов - эпохи правления Бориса Ельцина. Начальник Контрольного управления администрации президента (март 1992 - март 1993 года), член Совета Федерации (1993-1995 годы), заместитель председателя Счетной палаты РФ (1995-2000 годы) и один из создателей партии «Яблоко» Юрий Болдырев рассказал о коррупции 90-х и о том, на каких принципах формировалось окружение первого президента России.

«Лента.ру»: Вспоминая 90-е, обычно говорят о бандитизме, войне в Чечне, расстреле парламента и свободе, которую дал гражданам Ельцин. Каким было для вас это время? Можете его охарактеризовать?

Болдырев: Госпропаганда формирует такой образ прошлого, от которого ей удобно отталкиваться, чтобы самой выглядеть лучше. Люди же вспоминают то, что было в их жизни, хотя и в контексте происходившего вокруг.

90-е - период моей молодости и самой активной работы. Период трудностей, в том числе материальных (уходил с высоких должностей в неизвестность, да и на госслужбе тогда платили не как сейчас), противостояний, побед и поражений. Для всей страны это тяжелое время лишений и бедности. Но, с другой стороны, это период борьбы, можно сказать, борьбы добра со злом. Страна выбирала путь - были развилки.

Расстрел парламента из танков - видимая кульминация событий. Но за этим стояло то, что сейчас прячут: предательство, организованный Ельциным и его командой госпереворот в интересах нарождавшегося олигархата и наших стратегических противников. Запад сразу поддержал узурпаторов, но не просто так, а за предательство (это менее известно сейчас). Напомню о важнейшем указе Ельцина «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» от 24 декабря 1993 года, который издали уже после переворота, но до начала работы нового парламента. Это была первая попытка сдачи Западу всех наших недр оптом по той же схеме, которую США затем навязали оккупированному Ираку. Так что Ельцин дал нам свободу примерно как Штаты Ираку.

Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

Затем, до самого начала двухтысячных, был период борьбы с безусловным перевесом сил на стороне нашего олигархата в унии с западными покровителями. Это время колоссального разграбления великого государства и противостояния этому.

Имело ли это противостояние какие-то результаты?

При всей очевидной несопоставимости сил случались важные, не только локальные, но и стратегические победы. Во-первых, удалось не допустить долгосрочной сдачи всех наших природных ресурсов оптом стратегическому противнику - поэтому мы относительно благополучно прожили так называемые «тучные годы». Это завоевание левых и национально ориентированных сил: первого (выборного) Совета Федерации и тогдашнего левого и национально ориентированного большинства в Думе 90-х. Эту историю, приложив все документы, я более десяти лет назад описал в книге «Похищение Евразии».

Во-вторых, откуда мы знаем о незаконности и притворности «кредитно-залоговых аукционов»? Это зафиксировано в документах конституционного органа - Счетной палаты России (ряд документов я привел в своей первой книге «О бочках меда и ложках дегтя»). Она была создана тогда не как ширма, но как самостоятельный орган контроля за властью в интересах общества - вопреки президенту Ельцину. Да, тогда, в условиях фактической ельцинской диктатуры воспрепятствовать разграблению государства не удалось, но удалось зафиксировать факты и их квалификацию в документах. Будь на то воля нынешней власти, они пригодились бы, например, для снятия сейчас всех претензий к России от так называемых «бывших акционеров ЮКОСа», а точнее, бандитов и скупщиков краденого (это моя качественная оценка).

Но не означало бы это запуск процесса пересмотра итогов всей приватизации?

Не всей, а лишь того, что было награблено в обход закона - госпрограмм приватизации, утверждавшихся парламентом. Да, признав исходную противозаконность обретения собственности «бывшими акционерами ЮКОСа», как не признать затем аналогичное и по «Сибнефти», и по «Норильскому никелю», и по другим объектам «кредитно-залоговых аукционов»? Но нет, нынешние власти скорее отдадут полсотни миллиардов долларов наших с вами госсредств, чем подвергнут сомнению базис всей нынешней олигархии.

В-третьих, европейская энергетическая хартия была подписана исполнительной властью от имени России, но тогдашнее левое и национально ориентированное большинство в Думе отказалось ее ратифицировать. Приложили к этому руку и мы - Счетная палата дала отрицательное заключение на эту хартию. Лишь спустя десяток лет Путин осознал, что она не в наших интересах (правда, он и его команда успели дать согласие на рассмотрение спора с «бывшими акционерами ЮКОСа» в Гаагском третейском суде).

Но именно то, что хартия нашим парламентом не ратифицирована, - железобетонное основание для непризнания вердикта Гаагского третейского суда об обязанности России выплатить бывшим акционерам ЮКОСа полсотни миллиардов долларов. Достаточно было бы решения Конституционного суда о недопустимости подведения нашей страны под юрисдикцию внешних судов по нератифицированным международным договорам. Но с этим медлят. Как я понимаю, таким образом (равно как и исходным согласием на рассмотрение сугубо внутреннего вопроса во внешнем суде) играют в поддавки с бандитами и скупщиками краденого.

И пример четвертый. Задумайтесь: каким чудом сохранились российская наука, образование, здравоохранение - великое завоевание СССР, к решительному добиванию которого приступили совсем недавно? Ведь это не просто «социалка», а истинная база для экономического развития страны, которая была хоть как-то сохранена в тяжелейшие 90-е годы неимоверными усилиями левых и национально ориентированных сил в парламенте. В условиях непопулярности в обществе вульгарно-либеральных реформаторов эту сферу не решались уничтожать окончательно, а просто держали на голодном пайке. Но именно парламент не давал важнейшую сферу жизни государства добить окончательно, принимал то, что апологеты нынешней власти называют «необеспеченными финансовыми обязательствами».

Если эти обязательства были необеспеченными, был ли в них какой-то иной смысл, кроме популистского?

Огромный! Даже в условиях нехватки средств парламент выделял в законе о бюджете средства на поддержание науки, образования и здравоохранения. Более того, он фиксировал эти статьи расходов как «защищенные», то есть не подлежащие секвестированию. Не хватает средств? Сокращайте другие статьи, включая самообеспечение правительства и администрации президента. Так чего достоин наш тогдашний парламент? Осуждения или же, напротив, великой благодарности от народа?

Сравните с нынешними временами. В двухтысячные, которые оказались «тучными» в силу ценовой конъюнктуры на наши энергоносители, а также в силу того, что все это осталось под российским контролем, властям было не до того. Они занимались дележом сверхдоходов от экспорта энергоресурсов. Теперь, когда конъюнктура ухудшилась, объективная ситуация с точки зрения доходов бюджета пока лучше, чем в «лихие девяностые». А вот науку, образование и здравоохранение под псевдопатриотический треск в СМИ сейчас режут по живому так, как в те самые «лихие» никто не решался. Происходит это лишь по одной причине: сильной национально ориентированной оппозиции - такой, чтобы составляла большинство в парламенте, - сейчас нет. Защитить страну от людоедов некому, и плоды этого мы прочувствуем, буквально, на собственной шкуре.

В начале 90-х вы возглавляли Контрольное управление администрации президента России, что больше всего запомнилось?

Прежде всего, все приводимые в оправдание бандитского характера приватизации сказки о том, что «государства не было», что власть никто не слушал и тому подобное - ложь. Как человек, курировавший и глав администрации регионов, и представителей президента в них, на множестве примеров могу утверждать, что рычагов было более чем достаточно, хватало лишь намека на недовольство главы государства, одной лишь выраженной воли власти, и все строились, буквально, по стойке «смирно». Все, что внятно приказывалось - исполнялось, но в воле власти этой внятности было недостаточно. Затем и вовсе пошло покровительство прямому разграблению страны.

Правда ли, что вам удалось собрать документы по поводу масштабного разворовывания бюджетных средств блоком «Выбор России» (Гайдар, Чубайс, Яковлев и прочие) и положить их на стол Ельцину?

Во-первых, мы не были спецслужбой или детективным агентством, не собирали тайно документы, чтобы положить кому-то на стол. Мы проводили проверки как инициативно, так и по поручению президента. Во-вторых, «Выбор России» создали уже после «реорганизации» Контрольного управления, а точнее после его ликвидации с последующим воссозданием, но в ином качестве и с иным руководством. В-третьих, ряд серьезных конфликтов с командой Гайдара-Чубайса у меня тогда действительно возник.

Вот самый известный из них: мы проверяли финансирование правительством поддержки фермерских хозяйств. Нами было выявлено, что бюджетные деньги по договору правительства с частной структурой «Ассоциацией крестьянских и фермерских хозяйств» (АККОР) идут через этот самый АККОР и фонд «Российский фермер», но поступают не фермерам. Они вкладывались в уставные капиталы всяких ТОО и банков.

Косвенно против такого мошенничества выступил и тогдашний министр юстиции Николай Федоров. Он отказался регистрировать АККОР в связи с фиксацией в его уставе функции распределения бюджетных средств на поддержку фермерства. Начиная с весны 1992-го года несколько раз мне пришлось докладывать об этом вопросе президенту. Неоднократно он давал поручения Гайдару прекратить такую порочную практику, но воли главы государства пресечь ее всерьез не обнаружилось. Может быть, его после меня каждый раз уговаривали, что «так надо», и потому дело вновь спускалось на тормозах. Это были первые симптомы того, что глава государства определился и делает политическую ставку не на тружеников, а на мошенников.

То есть вы трактуете это как некую развилку - выбор главой государства своей социальной опоры?

Однозначно. Ельцин, избранный всенародно на волне недовольства людей окостеневшей и зажравшейся партноменклатурой, зримым коррупционным загниванием прежней системы делал свой политический выбор: опираться не на здоровые силы общества (например, мужиков-работяг, фермеров), а на жуликов, нацелившихся грабить страну. Закончилось все тем, что министры гайдаровского правительства, выводившие уже после моего увольнения через АККОР бюджетные деньги «налево», учредили совместно c этой АККОР избирательное объединение «Выбор России».

Все документы должны сохраниться в архивах Контрольного управления. Уже в 1994-м, когда Гайдар на страницах «Известий» вдруг попытался это отрицать, материалы легко нашлись, и я в тех же «Известиях» на них сослался. Хотя, конечно, руководившие этим управлением через некоторое время после меня Кудрин и Путин могли списать эти документы как не представляющие ценности.

Ельцин по всем вашим сигналам старался вас остановить или были случаи, когда он прислушивался и снимал проштрафившегося чиновника?

По ряду вопросов решения принимал я сам. Лица уровня замгубернатора отстранялись по моим предписаниям. По министрам, губернаторам и генералитету решение принимал президент по моим представлениям (вид документа с предложением о мерах).

Причем мы не только снимали, но и, напротив, восстанавливали руководителей, снятых поспешно в этаком послепутчевом раже победителей. Ряд глав регионов, независимо от их политических взглядов, компетентных и не виновных в преступлениях (Липецкая область и другие), были восстановлены в должности президентом по моим представлениям.

Не всего удавалось добиться сразу. Так, губернатора Краснодарского края Дьяконова Ельцин снял лишь по моему третьему представлению спустя полгода после подачи первого. Были и вопросы, которые решить не удалось.

А именно?

Полностью «зависли» три крупных вопроса. Проверка по Москве: после моего отказа отменить проверку добровольно Ельцин был вынужден подписать письменное поручение о приостановлении проверки, она так и не была продолжена. Так и не был пресечен выявленный нами увод правительством денег на поддержку фермерства «налево». Так и не были приняты надлежащие меры по результатам нашей проверки в Западной группе войск. Замятыми оказались и результаты проверки по Петербургу в силу моей, может быть, повышенной щепетильности.

«Замятыми в силу щепетильности» - что вы имеете в виду?

Просто я сам этой проверкой и ее итогами не занимался. По обращению питерских депутатов я доложил президенту о серьезных основаниях для нее, но попросил его избавить меня от «конфликта интересов». Было известно, что у нас личные напряженные отношения с мэром, и мне не хотелось, чтобы кто-то мог счесть, будто на результатах отразилось мое негативное отношение к Собчаку. Проверку проводили наши сотрудники, но я в нее не вмешивался. Даже когда Собчак вместе с командой своих заместителей приехал в Управление для дачи объяснений, я не стал с ними разбираться, а перенаправил к начальнику инспекции, занимавшемуся проверкой. Решением президента материалы проверки были переданы представителю президента по Петербургу и области.

Некоторые губернаторы под руководством главы Московской области Тяжлова, опасаясь проверки, сплотились против меня. И как президент «преобразовал» Контрольное управление? Если я подчинялся исключительно президенту, то над новым Управлением поставили некий «контрольно-наблюдательный совет», в который вошли те, кого надлежало контролировать, - министры и губернаторы.

Кадровый аспект тоже показателен. Вместо меня назначили человека с репутацией весьма сомнительной. Позже, после переворота и формирования нового парламента, он был представлен Ельциным на должность Генпрокурора (речь идет об Алексее Ильюшенко - прим. «Ленты.ру» ). Но первый Совет Федерации - выборный, самостоятельный, каковым и надлежит быть парламенту - категорически отказался его назначать. После этого Ельцин на протяжении полутора лет держал его в антиконституционной должности «исполняющего обязанности Генпрокурора». Закончил этот прислужник плохо: загремел, что называется, на нары по криминально-коммерческим делам. Вот лишний пример того, какие люди тогда стали востребованными у Ельцина и сформировавшейся вокруг него криминальной «семьи».



Читайте также: