Экологические платежи: размеры и нормативная база. Нужно ли платить за выбросы от передвижных источников? Порядок внесения платы и представления расчета

С 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.В закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ данные изменения будут внесены с 01.01.2016года. Необходимо ли вносить плату за выбросы передвижными объектами (автомобилями) в 2015 году?

Отвечает Александр Ермаченко, эксперт
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства. А в них пока никаких изменений нет. Иными словами никаких изменений по расчеты платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы по расчету не вносились.
В этой ситуации в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.

Обоснование

Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*

В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.

Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .

Смысл НВОС

Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.

Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .

Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :

  • выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
  • сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
  • размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).

Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.

Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.

Порядок исчисления и взимания платы

В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.

Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.

На 2018 год данный документ утратил силу.

Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.

Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.

Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.

В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.

При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.

Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :

  • нормативы ПДВ и ВСВ;
  • лимиты размещения отходов;
  • объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
  • размер платы за НВОС;
  • фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
  • соответствующие коэффициенты.

Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.

Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.

Форма расчёта

Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.

Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.

В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :

Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.

Исследование конкретных ситуаций и примеры

Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :

  • ПДВ — 2 т;
  • ВСВ — 3 т.

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  • фактический выброс – 2,5 т;
  • норматив по ПДВ – 5 руб./т;
  • норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  • коэффициент экологической значимости – 1,9;
  • дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  • индексация на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:

2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.

Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:

0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.

В итоге получим:

58,37 + 72,96 = 131,33 руб.

То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.

Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  1. Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  2. Класс опасности – 4.
  3. Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  4. Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
  5. Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  6. Дополнительный коэффициент – 1,0.
  7. Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  8. Поправка на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:

2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.

Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.

Условие Коэффициент
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом 0,3
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,33
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса 0,49
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий 0,5
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,67

Ответственность за нарушение

За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .

К таким существенным нарушениям относятся :

  1. Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
  2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
  3. Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.

Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.

Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .

Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицудо 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .

Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Плата за загрязнение окружающей среды
транспортным средством

Плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) является обязательным сбором для всех организаций, в том числе для «упрощенцев». Уплата данного сбора всегда вызывала много споров. Часть вопросов исчезнет после вступления в силу со следующего года поправок в природоохранное законодательство, например, отмены сбора с автотранспорта.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Порядком определения платы, а также ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» для всех организаций и предпринимателей, в деятельности которых используются следующие загрязняющие окружающую среду факторы:

Виды вредного воздействия согласно данному постановлению Виды деятельности, в которой появляется НВОС Нормативный документ

в атмосферу стационарными источниками – недвижимое имущество
Котельные, ТЭЦ, заводы и фабрики, которые загрязняют атмосферу через трубы, уходящие
в небо, работы сварочным или газовым оборудованием
Пункт 3 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Выброс загрязняющих и иных веществ
в атмосферу передвижными источниками – движимое имущество
Транспортные средства, воздушные или водные суда, работающие на бензине, керосине, газе или дизельном топливе Пункт 4 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Сброс загрязняющих веществ
в водные объекты – надземные
и подземные воды
Заводы и фабрики, чьи отходы загрязняют воду Статья 5 ВК РФ
Размещение отходов производства
и потребления
Хранение и захоронение отходов твердого мусора (например, отработанных люминесцентных ламп, бытового мусора и т. д.) на полигонах и свалках,
а также отвалы горных пород
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В настоящее время в нормативных документах перечислены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 предусматривает два вида платы за перечисленные воздействия: в пределах нормативов и в пределах установленных лимитов.

Если используются только передвижные источники загрязнения, то оформлять разрешение на их действия не нужно, если же загрязнение природы происходит по другим категориям, то требуется получить разрешение на выбросы в окружающую среду (ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) согласно положениям постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 либо оформить лицензию на размещение и захоронение отходов согласно постановлению «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов». При этом если предприятие нанесло вред окружающей среде, то уплата экологического сбора не освобождает нарушителя от возмещения вреда природе и государству.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Право собственности на отходы теперь определяется в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, в силу п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо вправе обратить в свою собственность отходы производства и другие отходы, совершив при этом действия, свидетельствующие об их обращении в собственность.

Чаще всего организации на УСН используют в своей деятельности транспортные средства, как свои собственные, так и арендованные. При этом необходимо помнить, что кроме выбросов в атмосферу автотранспортом данные источники загрязнения при эксплуатации или ремонте создают специфические отходы, как то:

  • использованное масло;
  • тара из-под ГСМ;
  • использованные запчасти и др.

Поэтому нужно, чтобы в договоре, например с обслуживающей автотранспорт мастерской, и актах выполнения работ было прописано, что отходы после техосмотра или ремонта остаются в автомастерской.

Платить же сбор необходимо за весь используемый транспорт. При этом вставать на учет нет необходимости, нужно только ежеквартально представлять отчет по сбору в Росприроднадзор по месту нахождения стационарных источников загрязнения или по месту регистрации передвижного источника загрязнения и перечислять исчисленную сумму в бюджет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действующим законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

За непредставление отчетности организация может быть наказана согласно ст. 8.5 КоАП РФ как за сокрытие информации о состоянии окружающей среды. Данное нарушение влечет за собой штраф для юридических лиц в размере от 20 000 до 80 000 руб. Несвоевременное внесение платы штрафуется по ст. 8.41 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. За нарушения правил обращения с отходами, касающихся паспортизации и разработки лимитов, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности.

Поэтому «упрощенцам», как и другим организациям, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, надо составить и представить расчет – отчет о плате НВОЗ и оплатить в этот же срок данный сбор в бюджет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субъекты малого и среднего предпринимательства (включая ИП), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Отмена сбора с автотранспорта

Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», вступающие в действие с 01.01.2016.

В связи с этим с 01.01.2016 плата за НВОЗ будет взиматься только:

  • за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
  • за сбросы в воду загрязняющих веществ;
  • за размещение отходов ТБО и производства.

Как видите, за выбросы в атмосферу движимыми средствами (т. е. автотранспортом) загрязнений плата браться не будет начиная с 01.01.2016.

Однако указанные изменения в настоящее время каждый трактует по-своему. Все дело в том, что Закон № 219-ФЗ не только изменил ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», но и внес изменения в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», новая редакция которой вступила в силу с 01.01.2015.

Фактически изменениями конкретизированы источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – стационарные. За них плата взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Получается, что в одной норме на сегодняшний день перечислены и передвижные, и стационарные источники (ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»), а в другой – только стационарные (ст. 28 Закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своем письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 разъяснило, что с 01.01.2015 взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом дополнило, что в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

А вот позиция Росприроднадзора, которая обнародована на их сайте, состоит в том, что данная плата отменяется с 01.01.2016.

В связи с этим «упрощенцам», использующим автомобили, необходимо заручиться разъяснениями территориального управления Росприроднадзора. Хотя понятно, какой ответ будет дан. Поскольку принимают отчеты и штрафуют именно региональные Управления Росприроднадзора, к тому же в Федеральном законе закреплено, что данная поправка вступает в силу именно с 01.01.2016, то в 2015 г. платить за транспорт все же необходимо.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В период с 01 января 2015 г. по 01 марта 2017 г. Правительством РФ должны быть утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, развивающие положения ст.ст. 16.1–16.5 Закона «Об охране окружающей среды», предусматривающие требования к новому порядку исчисления и внесения платы за НВОС, в том числе в части применения коэффициентов при исчислении платы за НВОС.

Расчет платы

Чтобы вовремя сдать расчет в Росприроднадзор, необходимо его правильно заполнить. Для каждого вида загрязнения в постановлении Правительства от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух» установлены свои нормативы.

В расчете норматив надо перемножить с количеством загрязняющих веществ и поправочными коэффициентами, в расчете участвуют 4 коэффициента (см. таблицу).

Наименование коэффициента Кто использует Где брать значение коэффициента
Коэффициент экологической значимости Все, кто заполняет расчет Приведен в Приложении № 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344
и зависит от региона нахождения. Например, для Поволжья – это 1,9
Коэффициент, учитывающий инфляцию В конце года Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает значение данного коэффициента на следующий год.
На 2015 г. данный коэффициент равен 2,45 по нормативам, утвержденным в 2003 г. и указанным в постановлении № 344, или 1,98 по нормативам, утвержденным в 2005 г. и указанным в постановлении № 410
Дополнительный коэффициент 1,2 Используется для городского транспорта Уже в названии коэффициента указано его значение. Если транспорт организации не передвигается по городу, то
согласно Приложению № 2 к постановлению № 344 организация данный коэффициент не применяет
Дополнительный коэффициент 2 Используется для определенных территорий В названии коэффициента также уже указано его значение. Он применяется для охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и Байкала, для зон экологического бедствия. Для плательщиков из других регионов данный коэффициент равен 1
согласно п. 1 постановления № 344

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если иное не предусмотрено договором, то платить за загрязнение окружающей среды транспортным средством, полученным по договору лизинга, должен лизингополучатель.

Пример.

Фирма ЦСК использует как собственный, так и арендованный автотранспорт. По итогам квартала на основании отчета движения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и путевых листов (можно использовать акты на списание ГСМ) бухгалтер рассчитала общее количество израсходованных дизельного топлива и бензина: 3766 л дизтоплива и 1330,05 л бензина. Переводим литры в тонны и получаем 3,766 т дизтоплива и 1,33005 т бензина. Для бензина известна его плотность, поэтому количество умножаем на 0,75 (данное значение плотности для бензина А-95 приводит ФНС РФ в своем письме от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@) и получаем 0,998 т бензина.

Полученное количество загрязняющих веществ перемножаем с нормативами и коэффициентами и получаем итоговую сумму в 60 руб., как это видно на рисунке 1.

Рисунок 1.

Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 и состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей перечислению в бюджет по итогам отчетного квартала, и четырех разделов – по одному для каждого вида загрязнения (стационарные источники, передвижные источники, сбросы и отходы).

Сумму в 60 руб. бухгалтер ЦСК перенес во второй лист расчета по строке 034, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

Титульный лист оформляется аналогично налоговым декларациям, подписывается и отправляется в местное Управление Росприроднадзора в срок до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца, но при этом переноса, как в налоговых декларациях, здесь нет. В 2015 г. надо отчитаться и уплатить налог:

  • за II квартал 2015 г. – 20 июля 2015 г.;
  • за III квартал 2015 г. – 20 октября 2015 г.;
  • за IV квартал 2015 г. – 20 января 2016 г.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2016 года отчетным периодом будет календарный год, соответственно, плату нужно будет вносить не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.

Если сумма исчисленного налога, как в нашем случае, меньше 50 тыс. руб., то отчет сдается в бумажном виде. Если же платеж достигает размера 50 тыс. руб., то его сдача осуществляется либо на магнитном носителе, либо по телекоммуникационным каналам связи согласно п. 11 Общих положений Порядка заполнения расчета.

Платежные реквизиты для перечисления сбора лучше уточнить в своем Управлении Росприроднадзора (на стендах или на сайте). КБК Росприроднадзора (как неналоговый платеж) – 498 1 12 01000 01 0000 120.

Сумма платы за НВОС относится к затратам организации в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в пределах допустимых нормативов для стационарных источников или сбросов в воду, превышение данных нормативов списывается за счет чистой прибыли. Нормировать плату за НВОС по автотранспорту не нужно. «Упрощенцы» также вправе списывать уплаченный экологический сбор на уменьшение доходов (при применении объекта «доходы минус расходы») согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С 2016 года платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны те предприятия, в результате деятельности которых образовались эти отходы.

Планируемые изменения

Упомянутый нами Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ внес значительные изменения в действующее законодательство в части охраны окружающей среды. Часть из них, как мы говорили, уже начала действовать, а часть еще не вступила в силу, причем сроки предусмотрены вплоть до 01 января 2020 года. Изменения связаны с появлением ряда новых понятий в сфере охраны окружающей среды. Также конкретизированы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подробно описаны правила определения платежной базы и непосредственного расчета платы, а также порядок и сроки ее внесения. Все основные положения, касающиеся исчисления данной платы, теперь будут изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ведь сейчас положения об особенностях исчисления платы, сроках ее внесения и т. п. перечислены в различных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.

Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Подробнее обо всех изменениях, внесенных Законом № 219-ФЗ, читайте в следующем номере журнала.

Итак, перечислим основные нововведения:

  • введены новые понятия в сфере охраны окружающей среды;
  • установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие;
  • уточнен порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • изменены сроки внесения платы за негативное воздействие;
  • установлен порядок получения комплексного экологического разрешения;
  • вместо расчета будет представляться декларация о воздействии на окружающую среду;
  • объекты, оказывающие негативное воздействие, нужно поставить на учет;
  • требование о разработке программы производственного экологического контроля;
  • вместо лимитов на сброс и выброс будут временно разрешенные выбросы и сбросы;
  • новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами;
  • преимущества для лиц с деятельностью на объектах с минимальным негативным воздействием;
  • дополнены случаи для уплаты госпошлины;
  • введены новые виды административной ответственности.

ОТ РЕДАКЦИИ

В действующем законодательстве в сфере природопользования понятие «размещение отходов» не содержится. Природопользователями и контролирующими органами оно трактуется по-разному. Так, по мнению Ростехнадзора, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов (письмо от 12.02.2007 № 04-09/169). Однако в арбитражной практике есть судебные акты, в которых суды, принимая решения в пользу хозяйствующих субъектов, подчеркивают, что нормы законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере природопользования, не связывают непосредственно наличие обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов с правом собственности на эти отходы (см., например, постановления ФАС УО от 22.01.2013

Уточнены лица, обязанные вносить плату за размещение отходов

Наряду с выбросами в атмосферный воздух еще одним видом негативного воздействия является размещение отходов производства и потребления. С 1 января 2016 года новой редакцией ст. 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что под этим понимается их хранение и захоронение.

Чтобы расшифровать данные понятия, нужно обратиться к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ). В него также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января 2016 года. Они предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (далее - Закон № 458-ФЗ).

  • хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом складирование отходов в специально оборудованных местах сроком до 11 месяцев является их накоплением (ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Исходя из того, что плату за размещение отходов необходимо вносить только в случае их хранения либо захоронения, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает.

Поскольку данные нормы являются новшеством, пока сложно предугадать, как они будут применяться на практике. В частности, каким образом организация или предприниматель смогут подтвердить срок хранения отходов (менее или свыше 11 месяцев)?

Ранее такое уточнение отсутствовало в законе. Поэтому вопрос, на кого возлагается обязанность по внесению платы "за мусор", решался неоднозначно.

Так, в последнее время органы Росприроднадзора (с учетом сложившейся арбитражной практики) утверждали, что это должны делать собственники отходов. А таковыми являются:

  • либо собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались;
  • либо третьи лица, которые приобрели у собственников право на такие отходы и с которыми заключен договор о конечном размещении отходов (например, полигон).

В процессе хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей, как правило, образуется в основном бытовой мусор (отходы бумаги, картона т.п.).

С 1 января 2016 года на основании п. 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) признаются операторы (в том числе региональные операторы) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, полагаем, что к ТКО относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или предприниматели), которым в установленном порядке присвоен статус оператора по обращению с ТКО.

Подытожив, можно сделать следующий вывод:

  1. если в ходе деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица.

Однако для этого должно выполняться следующее требование - организация (предприниматель) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в специализированных объектах или размещает их в специальных хранилищах.

  1. если в процессе деятельности образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязанность по внесению платы возлагается на операторов по обращению с таким видом отходов.

Конкретизирован порядок уменьшения исчисленной суммы платы

С 1 января 2016 года рассчитанную сумму платы за негативное воздействие можно уменьшить на те затраты, которые организация (предприниматель) произвела, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, абз. 31 п. 9 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). К примеру, это могут быть расходы на реконструкцию систем канализации, на установку оборудования по обезвреживанию отходов производства и потребления или систем по контролю за составом и массой сточных вод (п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

Это связано с тем, что платежная база (то есть объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещенных отходов) для целей расчета платы также определяется в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Изменены сроки внесения платы за негативное воздействие

С 1 января 2016 года начали действовать нормы о новых сроках внесения платы за негативное воздействие и представления отчетности по ней, которые были предусмотрены принятым еще в 2014 году Законом № 219-ФЗ (п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Так, в настоящее время отчетным периодом для перечисления платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). По итогам года платеж нужно уплатить не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Ранее порядок внесения платы не был прописан в Законе № 7-ФЗ , а регулировался положениями приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 (далее - Приказ № 557). Согласно п. 1-2 Приказа № 557 отчетным периодом признавался квартал, а плату требовалось вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.

Вместо расчета платы за негативное воздействие нужно представлять декларацию

В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации.

Подавать ее нужно раз в год - не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1 , ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. "в" п. 5 ст. 1 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Следовательно, по итогам 2016 года нужно отчитаться не позднее 10 марта 2017 года. Форма декларации пока не утверждена.

Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена.

До внесения указанных изменений нужно было ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять расчет платы за негативное воздействие по форме , утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Приказ № 204).

Определен срок уплаты экологического сбора

Напомним, что с 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1 , ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ).

Производители и импортеры товаров по перечню , утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (№ 404-ФЗ.

Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.

Продлен срок для получения лицензии на обращение с отходами I - IV класса опасности

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 1 июля 2015 года. Однако данный срок был продлен вначале до 1 января 2016 года, а затем до 1 июля 2016 года (пп. "б" п. 1 ст. 7 , ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ).

При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указали специалисты Росприроднадзора в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364. Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 июля 2019 года (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (платы «за грязь») устанавливаются Правительством РФ. Кроме того, Правительство устанавливает коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 4 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016-2019 гг.

В конце сентября 2016 года вступило в силу Постановление Правительства, установившее ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016-2018 гг. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913). А с 2019 года применяются ставки, установленные на 2018 год, но с коэффициентом 1,04 (п.2 Постановление Правительства от 29.06.2018 N 758).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: ставки, действующие в 2016, 2017, 2018 и 2019 гг.

Для наглядности приведем пример ставок платы «за грязь» по видам загрязнения:

Название загрязняющих веществ Ставка платы в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)
2016 2017 2018 2019
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Азотная кислота 35,1 36,6 36,6 38,1
Аммиак 133,1 138,8 138,8 144,4
Ртуть и ее соединения (кроме диэтилртути) 17492,5 18244,1 18244,1 18973,9
Бенз(а)пирен 5247490,6 5472968,7 5472968,7 5691887,4
Сероводород 657,9 686,2 686,2 713,6
Серная кислота 43,5 45,4 45,4 47,2
За выбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Алюминий 17630,7 18388,3 18388,3 19123,8
Аммиак 14105,6 14711,7 14711,7 15300,2
Берилий 1900943,1 1983592,8 1983592,8 2062936,5
Бенз(а)пирен 70523113 73553403,0 73553403,0 76495539,1
За размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 4452,4 4643,7 4643,7 4829,4
Отходы II класса опасности (высокоопасные) 1908,2 1990,2 1990,2 2069,8
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1272,3 1327 1327 1380,1

Отходы V класса опасности (умеренно опасные)

635,9 663,2 663,2 689,7
Отходы V класса опасности (практически неопасные):
— добывающей промышленности 1 1,1 1,1 1,1
— перерабатывающей промышленности 38,4 40,1 40,1 41,7
— прочие 16,6 17,3 17,3 18,0

Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды

В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставкам платы «за грязь» применяется дополнительный коэффициент 2 (



Читайте также: