Доспехи средневековья (31 фото). Рыцарские доспехи: защита или обуза

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.

Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.
Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.

Источник

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.
Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.

Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.
Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.
В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.

На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.
С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.
Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов - пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.

Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.

Есть такие места, откуда любителей истории за уши не оттащишь.
Одно из них – Арсенал в городе Грац (Австрия).

Это одно из крупнейших, а быть может и самое крупное в мире, собрание холодного оружия и доспехов – при том, что сама Австрия совсем не блещет размерами.

Арсенал в Граце — «Landeszeughaus» — не просто музей.
Это именно склад, где хранятся боевые, парадные, турнирные доспехи и оружие. В былые времена здесь могли вооружиться 16 тысяч воинов за один раз.

Времена тогда были неспокойные — Османская империя стремилась к мировому господству. Грац располагается у подножия Альп, и фактически, стал главной преградой на пути турок в долину Дуная. А значит и в Центральную Европу.

Таких арсеналов, как в Граце, было несколько. Все они верой и правдой служили горожанам, но прошло время, и оборону австрийских земель было решено централизовать. В 1749 году императрица Мария Терезия распорядилась оставить только один арсенал из всех — Грацевский.

Так что мы можем сказать ей за это огромное спасибо.
Хотя благодарить надо не ее, а собственно жителей Штирии — земли, в которой находится Грац. Это они смогли убедить императрицу сохранить полезное строение в качестве памятника, напоминающего о храбрости их предков в борьбе с «извечным врагом христианства».

Всего же в Арсенале хранится около 32 тысяч экспонатов конца 15 — начала 19 веков!

Не знаю как вам, а лично мне из Арсенала в Граце напоминает хранилище терминаторов…

Арсенал в наши дни

А теперь давайте прогуляемся по музею. Пока виртуально, но кто знает, вдруг когда-нибудь вы сделаете это своими собственными ногами? 😉

Итак, все четыре этажа здания поделены деревянными оригинальными потолками. Считается, что именно дерево — а точнее деревянные перекрытия и стены арсенала, абсорбируют влагу и не дают железу ржаветь.

Внизу располагается сводчатый пушечный зал.

Первый этаж посвящен всему тому, что ускорило отказ от — тяжелое кремневое ружье и пистолет, а так же про более современные типы огнестрельного оружия.

Вот еще одно старинное ружье — с другого ракурса, уже совсем крупным планом:

Как именно все это стреляло, сразу и не поймешь. А между тем, зарядить старинное ружье — это целая наука! Современной скорострельностью тогда и не пахло, процесс подготовки к стрельбе больше напоминал раскуривание трубки.

Сам по себе стреляющий механизм — «замок», показанный на фото, несколько отличается от того, что на видео, но это не страшно. Как-то, примерно так, оно и было:

Рыцарский шлем армэ и король Генрих

На втором и третьем этажах Арсенала можно в деталях рассмотреть доспехи и , которые средневековые во время турниров и боевых действий. И не только рыцари.

На фото — рыцарский , который называется армэ. В свое время этот шлем был очень популярен, и даже когда на войне его сменили более удобные образцы, его все еще одевали на турниры как один из самых надежных.

С первого взгляда сложно понять, как его надевали на голову рыцаря, а вернее, как рыцарь просовывал свою голову через узкую горловину. Но, на самом деле, армэ, как и ларчик, открывался просто. Я приготовил для вас видеоролик именно на эту тему:

Как видите, армэ действительно весьма надежный шлем. Но даже он не давал стопроцентной гарантии на жизнь.

Взять, к примеру, случай, имевший место в июле 1559 года. Французский король Генрих II выдал свою дочь Елизавету за правителя Испании Филиппа Валуа. В честь этого события состоялся трехдневный рыцарский турнир.

Вечером второго дня отец новобрачной, король Генрих, должен был сразиться с графом Монтгомери. Противники разогнались, раздался удар, потом хруст ломающихся копий и…

Король Генрих обмяк в седле. Обломок прошел смотровую щель королевского армэ и воткнулся в его глаз.

Спустя несколько дней король умер. Вскоре после этого кто-то вспомнил о предсказании некоего Нострадамуса, тогда еще неизвестного:

«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти»

С этого четверостишия и началась его слава, хотя сам Нострадамус не раз повторял, что имел в виду вовсе не покойного короля Генриха…

Средневековые рыцари. Правда про доспехи

Насколько удобным было такое снаряжение в бою?
Правда ли, что упавший на спину рыцарь не мог , чтобы продолжить бой?
Действительно ли рыцарский шлем был столь тяжел, что голова едва удерживала его?

Специально для вас — полевые испытания полного рыцарского доспеха. Размеры, вес, толщина брони — все соблюдено в точности.

А значит все то, что выделывают эти французские хлопцы, могли повторить и средневековые рыцари, будучи одетыми в полную броню:

Доспехи для коня

Средневековые рыцари это господа не только в доспехах, но еще и верхом на конях.
А какой рыцарский конь — без специального, конного, доспеха?

В залах Арсенала выставлены несколько доспехов для коней, и вот — один из них.

На самом деле доспехи для коня, как и доспехи для человека, состоят из множества самых разных элементов. Каждый из них имеет собственное название:

Железный нагрудник еще называют «пейтель», а наголовник — «шамфрон». Его могли дополнять специальной решеткой, позволявшей защитить глаза:

Кстати, для турниров и войны использовали не только разные доспехи, но и разных коней.

Турнирный конь должен был быть высоким и тяжелым. Вся его задача — рвануть с места, максимально быстро достичь предельной скорости и дать своему седоку возможность протаранить противника копьем.

Понятно, что окажись такой конь на войне, он бы не долго протянул. Там требовались выносливость, подвижность и умение не бояться сражения. И конь, обладающий всем этим, тоже стоил весьма дорого.

Это как в нашей современной жизни, где место лошади заняла «крутая тачка». В пробках можно увидеть дорогие иномарки, тот же «Лексус» или ту же «Инфинити», но болид «Формулы-1» — никогда!

Теперь давайте посмакуем , которым тоже богат музей.

Алебарда — парадная и боевая.

Алебарда это помесь копья, топора и багра. Кинорежиссеры часто вручают их стражникам, бдящим покой короля. В числе ее предков был — одно из самых страшных видов средневекового оружия.

В Грацевском Арсенале алебарда не одна, причем есть совершенно разные экземпляры.

Например декоративные. Красивые, ажурные, но в бою с ними будет не слишком комфортно — прорезной декор ослабляет конструкцию:

Есть еще такая алебарда, украшенная узором:

Если честно, такая красавица тоже не мечта вояки — конструкции крюка ослаблена рядом отверстий. Но хватит декоративного. Алебарда, в первую очередь, оружие и ее место среди воинов:

Ну а мы отвлечемся от алебарды и обратим свои взоры на другие виды длиннодревкового оружия, которые представлены в Грацевском Арсенале.

Строевые аргументы — протазан и глефа

Вообще, средневековая мысль была неистощима на красивое и смертоносное.

На следующей фотографии оружие тоже украшено, однако его конструкция крепка и надежна. Перед нами ветераны . Древко каждого из них покрыто металлическими полосами, идущими от наконечника - специально, для защиты от перерубания противником.

Представим первый ряд, самый ближний к нам. Слева направо - два протазана, глефа и наконечник копья.

Боевой век протазана был относительно недолгим. Протазан появился в XVI столетии, а уже через столетие выродился в атрибут дворцовой стражи.

Теперь про третий слева образец, глефу. Глефа это такой большой нож на древке, достигавший 40-60 см. в длину, а в ширину 5-7 см.

Она служила оружием бургундских , отлично показала себя и в качестве строевого оружия, с помощью которого отряд воинов мог остановить конную атаку противника. Так же как алебарда и протазан, глефа была в свое время оружием дворцовой стражи, а затем канула в Лету.

Сражавшееся всем этим богатством войско могло выглядеть примерно так (обратите внимание на пики воинов - форма их наконечников такая же как на фото из Арсенала) 🙂

Двуручный меч «фламберг» и его собратья

Двуручных мечей в Грацевском Арсенале совсем немало. Многие из них с волнистым клинком:

Само слово «фламберг» (переводится с немецкого как пламя) явно говорит о внешнем виде меча. Кому-то его волнистый клинок напомнил язык пламени, с тех пор и повелось. Но не каждый двуручный меч это фламберг — здесь все зависит от внешнего вида самого клинка.

Почему то считается, что двуручный меч это некая невероятно тяжелая штука, близкая по весу к железнодорожному рельсу. Действительно, меч очень длинный, и вполне мог достигать человеческого роста. Но вот вес — это другое.

Мы с вами живем в трехмерном пространстве, где помимо длины есть еще ширина и толщина. Так вот ими то двуручный меч похвастаться не мог.

Представьте, что вам придется резать хлеб напильником. Это неудобно, для резки хлеба нужен более тонкий инструмент. Для рубки тела — тоже. Поэтому двуручный меч имел очень тонкий клинок, и, например, в 15 веке весил 3-5 килограмм, в зависимости от своей длины.

Двуручный меч фламберг из Штирии (конец 16 века).

Параметры некоторых двуручных мечей приведены в статье «The Weighty Issue of Two-Handed Greatswords», которую написал далеко не последний знаток оружия Джон Клементс. Я расположил их по весу — от самого легкого к самому тяжелому:

  • Германия, 1475-1525 гг.
    Длина меча 1382 мм, длина клинка 1055 мм, вес 1550 г.
  • Швеция, 1658 год
    Длина меча 1010 мм, длина клинка 862 мм, вес: 1735 г.
  • Германия (Золинген), нач. 17-го века.
    Длина меча 1350 мм, длина клинка 961 мм, вес: 3010 г.
  • Церемониальный меч. Германия, кон. 16-го века
    Длина меча 1817 мм, длина клинка 1240 мм, вес 3970 г.
  • Германия, кон. 16-го века.
    Длина меча 1790 мм, длина клинка 1250 мм, вес 4630 г.

И здесь вспоминается историю одного двуручного меча, которую вам обязательно расскажут в музее нидерландского города Леуварден. Прямо возле витрины, в которой он хранится. Его длина 215 см, а вес в 6,6 кг.

Оказывается, этот двуручный меч был парадным, так называемым «выносным» (выносился напоказ по особым случаям). Но однажды им завладел бывший фермер, ставший бунтовщиком и пиратом, Пьер Герлофс Дониа. Местные жители до сих почитают его как борца за независимость. Так вот этот народный герой забрал исполинский двуручный меч в качестве трофея и пользовался им в бою. Можно только догадываться, каких чудовищных размеров был этот Пьер Герлофс Дониа, который вошел в историю как «Большой Петер».

Я обязательно вернусь к теме двуручных мечей в одной из статей цикла и раскрою ее поподробнее. Так что следите за сайтом.

Длинный меч и одноручные

Помимо двуручных мечей в Грацевском Арсенале есть и более скромные образцы. Многие из них типовые, предназначены для употребления незнатным пушечным мясом.

Но есть и весьма замечательные, дорогие. Как вам такой рисунок на клинке?

Камера отъезжает и мы видим замечательный длинный меч на фоне наверное сотни мечей попроще:

Точно полководец в дорогом позолоченном доспехе на фоне своего войска!

Боевые барабаны

И заканчивается экспозиция Арсенала на четвертом этаже, где представлены музыкальные инструменты военных оркестров. Например, вот такие барабаны.

Ну и раз экспозиция пройдена, давайте я представлю вам одного интересного человека.

Знакомьтесь: Томас Сторм, директор реставрационной мастерской Арсенала. Это человек, имеющий круглосуточный доступ ко всем экспонатам Грацевского Арсенала. Многое из того, что мы видели сегодня на фото, прошло через его руки. Уверен, многие читатели этой статьи захотели бы оказаться на его месте.

Фото взято со страницы музея на Фейсбуке

Во-первых, как вам само название города - Грац? Оно явно чуждо германским языкам. Франкфурт, Берлин, Зальцбург, Базель. Это еще нормально звучит. А вот Грац… Как-то не вписывается, верно?

И правильно. Основали город словенцы. Это жители распавшейся Югославии, один из славянских народов. Впрочем, во времена, когда Грацевский Арсенал еще не стал музеем, ни о какой Югославии речи не шло. И город назывался просто городом — по словенски это звучит как Градец. Так они его до сих пор и называют, несмотря на официальное имя.

По сей день в Граце проживает множество словенцев, а до Марибора — одного из крупнейших городов самостийной ныне Республики Словении, меньше часа на автомобиле.

И еще. Знаете ли вы, что именно в Граце начинал заниматься бодибилдингом Арнольд Шварценеггер? Он жил в окрестной деревеньке Таль и ездил в город на велосипеде, что бы тренироваться. Вот только качался он штангой, а не двуручным мечом .

    Экспозиция сумасшедшая!
    А вот фотографировать там, если я ничего не путаю, к сожалению нельзя. Хотя я могу ошибаться, а политика музея — поменяться. В любом случае — оставайтесь с нами, подписывайтесь «ВКонтакте» или в «фейсбуке», потому что впереди много интересного))

    Ответить

    Я фотографировал без проблем. По-моему, даже не платил ничего.
    А вообще-то музей уникальный!
    Там надо побывать обязательно!!! Я в Граце был 3 раза. И каждый раз снова захожу туда. Ощущение, что именно таким и должно быть «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ».
    …пОлки с оружием, доспехами… Не штучные экспонаты, а целый АРСЕНАЛ… именно так, как было (в моём представлении) несколько веков назад.
    Всё равно, что разглядывать 1 солдатика и видеть целые полкИ…

    Ответить

А еще в Граце поставили памятник Шварценнегеру. Интересно, а в нем есть значит и немного славянской крови, раз он из мест,’где исконно была сильна славянская диаспора?

Ответить

С начала возникновения человеческого общества, воины защищали свое тело от ударов врагов. Первоначально доспехи защищали лишь самые уязвимые части тела, а уже к XIV веку рыцарские латы закрывали полностью все тело.


В XI веке доспех воина состоял из прочной основы, к которой были прикреплены квадратные или круглые железные пластины, заходящие друг на друга. Такая броня защищала тело и частично руки и ноги. Уже в XII веке в конструкцию доспехов были внесены изменения, что породило так называемый хауберт.


Такая броня состояла из железных чешуй, находящих друг на друга, из железных колечек, связанных между собой, или бляшек, нашитых встык. Хауберт уже закрывал голову специальным капюшоном, а руки и ноги почти полностью были закрыты. Чтобы в хауберте можно было свободно сесть на лошадь, по бокам в нем, а иногда и сзади, делались специальные надрезы. Носился хауберт поверх длинной стеганой рубахи.


В XII веке, во времена крестовых походов, когда распространилось влияние Востока на Центральную Европу, появилась кольчуга.


Она изготавливалась из переплетенных между собой сваренных или склепанных железных колец. Кольчуга закрывала голову капюшоном, а для защиты ног рыцари носили вместе с доспехами кольчужные штаны в виде чулок, которые защищали еще и ступню.


Кольчуга XII века


С XII века кольчужные штаны стали носить и вместе с хаубертом. Кольчуга стала неотъемлемой от рыцаря.


Во времена крестовых походов, когда приходилось сражаться под жарким солнцем востока, кольчуга сильно разогревалась. Чтобы уменьшить нагревание, сверху на кольчугу надевались белые накидки без рукавов с разрезами по бокам.


Шлем XII века

Если раньше хауберт был длинным, то в XIII веке он укоротился, стал достигать лишь до середины бедер, что сделало рыцарей более поворотливыми, а плечи и колени стали закрывать железными дисками. Если не прикрывались ноги кольчужной тканью, то их защищала полоса из крепкой проваренной кожи, которая застегивалась сзади.


Рыцарь XII века


Первые пластинчатые латы появились в XIII веке.


Они представляли собой железные пластины, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и кольчужных штанов.


В XIV веке для защиты передних поверхностей голеней применялись железные наголенники, а приблизительно к середине века их делают подвижными.



Для знатных рыцарей того периода изготовлялись поножи и латные башмаки.


Еще до начала XVI века поверх доспехов надевались свободные плащи и гамбизоны, но позже на их место приходит плотная прилегающая одежда, которую богато украшали шелком и вышивкой. В том же XIV веке поверх кольчуги стали надевать лентнер. В то же время капюшон кольчуги стали делать отдельно от самой кольчуги.


Уникальные турнирные доспехи Генриха VIII - посеребренные и украшенные гравировкой.


В конце XIV века рыцари стали применять железный нагрудник полукруглой формы, в котором верхняя часть была подвижной, позже появляется и наспинник такого же рода.


Стали оберегать и руки рукавицами, сделанными из железных пластин.


К концу XIV века из употребления полностью выходит кольчужная бармица, а кольчужная рубаха теперь имеет высокий ворот. Первые набедренники появились из потребности более удобной посадки на лошадь, когда к краю латной юбки пришили широкое продолжение.


А в начале XV века появляются первые наплечники с глубоким вырезом с правой стороны, для удобства ношения копья.


Пластинчатые доспехи полностью сформировались к XV веку, далее же их изменения не столь значительны или поддаются веяниям моды.


Пластинчатые доспехи XV века


С 1500 года на некоторых элементах доспехов (кроме поножен) появляются желобки и рифления.


Такое новшество сделало доспех более прочным, при том, что его вес не поменялся. Такие доспех стали называть «максимилиановскими доспехами», в честь Максимилиана I, который любил проводить реформы по преобразованию вооружения.


В XVI веке максимилиановский доспех активно используют в турнирах и сражениях, его надевают для участия на праздничных торжествах, где он преображается в богато украшенную одежду. В то время рыцарь должен был иметь несколько видов доспехов – для турниров, для сражений и для «парадного» выхода – богато украшенный. Все вместе они стоили неимоверных денег, потому оружейные мастера старались сделать доспехи универсальными, дополняя их различной гарнитурой. В это период из употребления выходит кольчуга, которую ранее носили под доспехом.


С начала XVII века каждый кавалер надевал кожаные колеты под нагрудник, полы которого доходили до половины бедра. И лишь императорские кирасиры носили еще слишком тяжелое снаряжение, напоминавшее старые пластинчатые латы. Но хоть они и были толстыми, все равно оставались бесполезными против набиравшего распространения огнестрельного оружия.

На рыцарских турнирах XVII-XVIII века доспехи были неотъемлемым атрибутом дворянского достоинства, а на парадных портретах тех времен дворяне изображались исключительно в доспехах.


Парадный портрет Людовика XIII в доспехах

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

На одном из фестивалей "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира в импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже - в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B, участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.


Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники - катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.


С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века.


В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки - огнестрельного оружия.

Английские доспехи 14 века







Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов.

Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.


Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Английские доспехи 15 века


Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом - золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа.


Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

Максимилиановский доспех

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент - Riefelharnisch, а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour, а fluted armor.

Доспех представлял собой сложное механическое сооружение, состоявшее из более чем двухсот отдельных частей, изготовленных индивидуально для конкретного лица. Для его ношения требовалась хорошая физическая подготовка, поскольку его вес без вооружения составлял не менее трех пудов (пятидесяти килограммов).


Основная часть максимилиановского доспеха - бармица, пластина с вырезом для шеи, она предназначалась для защиты ключицы и плеч. К ней крепились остальные части доспеха. Грудь и спину рыцаря защищали латы, состоявшие из двух половин. Спереди для большей надежности на латы надевался набрюшник. Его изготавливали из набора металлических пластин, соединенных шарнирами. Верхнюю часть лат усиливали оплечья, к которым прикрепляли наручи. Они состояли из двух частей, соединенных шарнирным налокотником, который позволял рыцарю сгибать руку. А ременный или пружинный механизм, соединяющий латы и оплечья, обеспечивал свободное движение рук.


Но и это еще не все. К верхней части бармицы прикреплялась специальная горловая пластина и затыльник, защищавший шею от рубящего удара сзади.

На горловую пластину опиралась нижняя часть шлема, защищавшая подбородок и нижнюю часть лица. Верхняя ого часть изнутри обивалась мягкой кожей и свободно лежала на голове рыцаря. Только при опущенном забрале части шлема соединялись в единую жесткую конструкцию.


Ноги рыцаря защищали стальные набедренники, к которым прикреплялись шарнирные наколенники. Голени прикрывались специальными поножами, состоявшими из передней и задней половины.

Не только внутренность шлема, но и поверхность доспехов обтягивалась кожей, а в местах возможных ударов под кожу вставлялись войлочные или шерстяные пластины. Снаружи максимилиановский доспех украшали разнообразными узорами и гравировкой.

Чтобы металлический доспех не натирал тело, рыцарь надевал под него гамбизон - тонкое стеганое одеяние, состоявшее из короткой куртки и штанов. После появления облегченных турнирных доспехов гамбизон перестали применять, заменив его кожаным камзолом и лосинами.

Облаченный в максимилиановский доспех рыцарь практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В боевой обстановке его постоянно сопровождал оруженосец. Он подавал необходимое оружие и помогал рыцарю сойти с коня.


Для доспехов были разработаны особые рецепты стали. Благодаря специальной закалке они защищали практически от всех видов метательного и режущего оружия. Изготовление доспехов было делом долгим и трудным, поскольку все детали выгибались вручную методом холодной ковки.

Любопытно, но жесткие металлические доспехи получили распространение только в Европе. В странах Востока максимилиановский доспех заменяла длинная металлическая кольчуга, к которой со стороны спины и груди крепились металлические пластины - зерцала.

Использование кольчуги объяснялось тем, что основным родом войск на Востоке была кавалерия, успешность действий которой обеспечивали скорость и маневренность. Но трудно даже даже вообразить, как можно было бы произвести кавалерийскую атаку, если бы в ней участвовали лошади, до предела нагруженные металлом.

турецкие доспехи


русские доспехи

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема - от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом - около семи килограммов; щита - 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

http://funik.ru/post/86053-ger...

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.



Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.



Читайте также: