Реконструкция фехтования на световых мечах. Фехтование на длинном мече Фехтование самоучитель

Меч — одно из древнейших видов оружия. Представляет собой длинный широкий нож, которым можно наносить как рубящие, так и колющие удары.

Первые мечи встречаются уже у древних египтян, и каждая культура отличается своим, характерным только ей видом холодного оружия.

Общее для всех культур — широкое прочное лезвие, прочная рукоять и простая гарда. Все техники фехтования объединяет превалирование рубящих ударов перед колющими.

История фехтования на мечах

Изготовление хорошего меча требовало хорошего знания технологии обработки металлов . Это было оружием профессиональных воинов, дворян, имеющих возможность купить или взять оружие как трофей.

Такое фехтование называется историческим.

Широкое движение исторических реконструкторов столкнулось с проблемой — распространённые в Средние века знания оказались забытыми, и техники пришлось восстанавливать буквально по крупицам.

В Азии — Индии, Китае, Японии ситуация с историческим наследием выглядит лучше вследствие традиционности общества. Там созданы целые школы, в которых преподают традиционные приёмы боя с оружием, распространяющиеся на весь мир.

Виды

В зависимости от задач отличалась техника фехтования. Короткий меч римского легионера работал совершенно иначе, чем акинак древнего скифа.

Короткий меч

Применялся для работы в стеснённых условиях массового боя, в плотном строю. Самые знаменитые представители этой группы — римский короткий меч, шотландский палаш.

Малый вес и прочность предоставляют возможность вести бой долго при средней физической подготовке.

Одноручный

Предназначался как для боя в пешем строю, так и для кавалерийских схваток. Преимущество — малый вес и манёвренность , длина лезвия позволяла повысить радиус поражения. Примеры: каролингский меч, греческий ксифос, скифский акинак.

Полуторный

Отличается большой длиной лезвия: до 1 метра. Чтобы орудовать таким оружием, требуется более длинная рукоять, которая помогает сбалансировать оружие.

Преимущественно он использовался двумя руками: одна удерживала рукоять, вторая — направляла удар. Полуторный меч можно использовался и одной рукой при необходимости, на вершине рукояти отлично балансировало лезвие.

Большая часть ударов была рубящими, так как орудие применялось для прорубания тяжёлых доспехов. Применялись короткие колющие тычки без замаха — инерция удара приводила к нарушению равновесия.

Двуручный

Самое знаменитое средневековое оружие. Длина составляет до полутора метров , некоторые экземпляры ещё длиннее. Большая масса, крепкий хват двумя руками позволял разрубать любые доспехи. Владение двуручником требовало недюжинной физической силы и выносливости, этот вид оружия применялся чаще в коротком пешем бою и на рыцарских турнирах.

Бой таким оружием — бой одного удара. Оружие выполняет роль как атакующую, так и защитную — держать щит просто нечем. Благодаря большой массе двуручник использовался как рубящее оружие.

Фото 1. Клеймор - разновидность двуручного меча, получившего распространение среди шотландских горцев в конце XIV века.

Как называется меч в Японии

Знаменитые японские клинки разных размеров покорили мир своей функциональностью и качеством. Японское фехтование кендо — завоевало адептов во всем мире.

Различается много видов японских мечей. Самые распространённые из них: длинный — катана, средний — танта и короткий — вакидзаси .

В зависимости от времени и места произведения длина и форма лезвия, вид гарды, рукояти значительно различаются.

Традиционное японское фехтование основано на балансе тела, коротких и точных рубящих и колющих ударов.

Простые и эффективные приёмы боя оттачивались много столетий феодального противостояния, которое закончилось сравнительно недавно. Многочисленные школы восточных единоборств бережно хранят историческое наследие, и японское фехтование признано одним из самых эффективных.

Вам также будет интересно:

Где можно пройти обучение бою

Современное спортивное фехтование сильно отличается от традиционных техник и берёт начало с дуэлей более лёгким оружием: саблей, рапирой и шпагой. Научиться драться можно в следующих случаях:


Сколько стоят уроки

Чтобы научиться владеть холодным оружием, потребуется не только выносливость и желание, но и некоторое количество денег:


В зависимости от местонахождения и требований к оборудованию цены могут отличаться. Экипировка стоит от нескольких сотен до десятков тысяч долларов.

Внимание! Услуги тренера иногда доходят до 50—100 долларов за занятие , тренировки в клубах значительно дешевле.

Настоящих фанатов исторической реконструкции цена не пугает — многое из оборудования создаётся своими руками или заказывается у знакомых мастеров и кузнецов.

Учебник фехтования

(Примечание от сайт – данные материалы принадлежат http://www.aemma.org/ Академии Европейских Средневековых Боевых Искусств. Позднее будут добавлены данные об авторстве и переводу текста на русский язык)

Предисловие

Этот цикл инструкций основан на трехлетнем изучении позднесредневековых и раннеренессансных манускриптов по фехтованию, дополненном натурным экспериментированием. Эти манускрипты в большинстве своем немецкого происхождения и известны как fechtbucher, или учебники боя, в значении учебников фехтования. Эти учебники берут свое начало в 1389 году с учения мастера Йоганна Лихтенауэра. Стиль, фактически, возник значительно раньше, просто так получилось, что некоторые из его студентов были среди первых мастеров, опубликовавших обстоятельные манускрипты, описывающие различные средневековые боевые искусства. Эти трактаты сосредотачивали свое внимание главным образом на боевых приемах, применявшихся в немецких судебных дуэлях. В большинстве случаев эти дуэли проводились без доспехов, а основным оружием был длинный меч.

Это исследование привело меня к определенным взглядам относительно начал и развития современного западного фехтования. Представленная здесь программа обучения составлена согласно наставлениям, представленным в разделах учебников фехтования, посвященным длинному мечу, с добавлением моего личного опыта как студента. В большинстве книг также описывается и другое оружие, такое как рапира и дюсак, но начинаются они всегда с длинного меча, который считался базовым оружием для изучения фехтования, вне зависимости от последующего выбора. К сожалению, изучение длинного меча, также как и некоторых других мечей, вышло из моды в 17 веке и теперь только часть некогда большой области дисциплин называется западным фехтованием.

Этот анализ и инструкция имеют целью содействовать возвращению длинному мечу его истинного места ключевого элемента в обширном искусстве фехтования.

1. С чего начать

2. Основные защиты/стойки

4. Смещение

5. Расцепление

7. Принципы атаки 2,3,4: Удары

8. Мастерские удары

9. Уходы и встречные уколы

11. Второстепенные стойки/защиты

12. Стойки последней надежды

1. С чего начать

Советы по экипировке

* Начинающий (вастер) Вастер из гикори

* Фехтовальная маска

* Гамбезон или подобная набивная куртка

* Жесткие рукавицы или толстые набивные перчатки

* Наколенники и налокотники

* По желанию: кираса или другая защита грудной клетки, защита плеч

Замечание: деревянное оружие применяется только начинающими, вастер не используется в дуэли. Студентам следует переходить на сталь с течение 6 месяцев. Студенты, желающие начинать со стали, должны обеспечить себя минимальной экипировкой для поединка на стали (см. ниже)

* Дуэлянт (сталь) Точно вывешенный длинный меч (от 110 до 140 см, 1,3 – 1,8 кг) без заточенных острия и лезвий.

* Подшлемник (стальной черепник – по желанию)

* Фехтовальная маска

* Наколенники, налокотники, защита плеч

* Гамбезон или т.п.

* Кираса или другая жесткая защита грудной клетки

* Наручи (кожа или сталь)

* Стальные рукавицы.

Скрещенный и открытый хват

Как видно на рисунке, существует два основных положения хвата: закрытое и свободное. Закрытый хват – это любой хват, при котором запястья скрещены. Свободный – это такой хват, при котором запястья не скрещиваются. Хват должен быть легким и расслабленным, походящим больше на держание удочки, а не бейсбольной биты. Избегайте «мертвой хватки», т.к. это снижает подвижность.

Три фазы: Открывающая, Расчищающая и Закрывающая соответствуют майеровcким и зютеровским Начальной, Средней и Конечной фазам фехтования длинным мечом. Существует грубое соответствие между тремя фазами боя и тремя фазами инструкции, представленной здесь:

* Открывающая – начальные стойки, защиты, глазомер и сохранение дистанции, простейшее зондирование и отвлекающие маневры. Главная цель открывающей фазы – получить преимущество.

* Расчищающая – открытие возможности для атаки (действие по очистке острия/клинка, достижение четкой и открытой мишени). Способ расчистки применяется в зависимости от методов раскрытия.

* Закрывающая – различные методы атаки. Различаются от уколов до рубки и бросков. Закрывающий метод зависит от метода расчистки.

Прежде и после

Прежде – все движения, начатые вами

После – все движения, начатые вашим противником.

Четыре мишени

Разделите тело на квадранты с пересечением на уровне пояса. Так получаются четыре главные мишени: верхняя, нижняя, левая и правая. Принцип четырех направляющих применяется во всех областях. Существуют четыре главные защиты, четыре основные атаки и четыре главные контратаки (т.к. существуют четыре мишени).

На рисунке мы видим изображение всего тела, разделенного на мишени. Каждая часть – это квадрант: Высокий, Низкий, Правый и Левый. Окружность вокруг тела – это окружность защиты, которая не должна быть преодолена. Квадрантов можно достичь двумя главными иетодами: уколом и рубкой.

Четыре мишени

Упражнения

Растяжка: потратьте около 10-15 минут на растяжку рук, спины и ног.

Стойки: по существу, стойка фехтовальщика, оседлавшего слона, с любой ногой впереди.

Попытайтесь открыть настолько малую зону, насколько возможно. Вполне возможно, что длинные мечи разрабатывались с более длинными рукоятями, чем их предшественники – полутораручные мечи, не только для того, чтобы увеличить рычаг при ударе, но также и потому, что более длинная рукоять позволяет держать левую кисть и левое плечо дальше позади в стойке Плуга или Глупца (см. Основные стойки). Это уменьшает зону поражения для противника.

Работа ног 1: Подшаг и проход

Приставной шаг – движение ногой, которая ближе всего к направлению движения. Например: если двигаетесь вперед, перемещаете сначала переднюю ногу, если двигаетесь назад, первой перемещаете заднюю ногу.

Проходящий шаг – пройти одной ногой мимо другой, таким образом меняя впередистоящюю ногу.

* Упражнения 1 Шаг по квадрату – хорошее упражнение. Двигайтесь вперед, затем вправо, затем назад, затем влево, пока не окажетесь в начальной позиции. Выполнять приставным шагом. Повторить с другой ведущей ногой.

* Приставной шаг передней-передней-проходящий и укол; приставной задней-задней-проходящий и защита. Исполнять с различными упражнениями для рук. Попробуйте вариации.

Работа ног 2: Рывки и выпады

Во всех учебниках говорится об одном и том же: когда атакуете слева, шагайте левой ногой, а когда атакуете справа, шагайте с правой ноги. На первый взгляд это слишком просто. Это простое правило применимо ко всем стойкам, вне зависимости от того, какая нога впереди. В этом уроке есть два момента:

1. Любой ценой избегайте пересечения вашей стойки

2. Никогда не поворачивайтесь спиной к оппоненту

Повторим правило более упрощенно: шагая влево, шагайте с левой ноги, не важно, впереди она, или нет. Шагая вправо, шагайте с правой ноги, независимо от того, впереди она или нет.

* Если ваша задняя нога проходит мимо передней в проходящем шаге, вы выполняете рывок.

* Если вы колете вперед с передней ноги, вы выполняете выпад

Упражнения с мечом

* по 20 уколов снизу с правой и левой руки.

* по 20 уколов сверху с правой и левой руки.

* 20 уколов двумя руками из правого Плуга, затем 20 – из левого.

* 20 переходов из левого в правый Бык и назад. Держите острие вперед во время всего перехода – не мельтешите (см. Основные стойки для объяснения стойки Быка).

2. Основные защиты/стойки

Существует четыре основные стойки: Плуг, Бык, Глупец и Крыша

Плуг часто путают со средней стойкой (см. ниже). Это основная en-garde позиция с любой ногой впереди. Рука у гарды немного сбоку от ведущего колена, клинок направлен прямо вперед, острие на уровне подбородка противника. Кисть на навершии немного сбоку и впереди от ведущего бедра. Как с другими мечами, «стена» должна быть представлена снаружи. Меч продолжает эту стену.

Плуг можно также закручивать, держа меч перед вытянутым бедром. Это Закрытая стойка. Она позволяет подойти вплотную к противнику, сохраняя контроль клинка.

Окно Либери или Бык Зютера. Бык также известен как двурогая стойка. В Правом быке кисть у гарды поднята на уровень уха справа (для правши). Кисть на навершии сзади, запястья скрещены. Левая нога впереди. Острие впереди и угрожает верхнему уровню оппонента.

В Левом быке стойка обратная, а хват свободный. См. также Майера, стр. 6

Глупец – это передняя свободная стойка. В этой позиции передняя рука вытянута вперед в свободном хвате. Клинок удерживается впереди и слегка вниз. Любая нога впереди.

Крыша – это высокая стойка, острие над головой. Она является единственной основной стойкой, в которой острие клинка не направлено на противника, и является, таким образом, единственной стойкой, не применяемой в методе стены. Она, подобно быку, является левосторонней стойкой и хорошо начинает все удары с плеча, также как и zwerchhau, или проламывающую атаку.

Другой вид на Глупца и Крышу – см. Голиаф, стр. 62.

Чтобы узнать больше обо всех четырех основных стойках, см. Майера «О позициях или Стойках».

3. Первый принцип атаки: Укол/Острие

Укол – принцип, следующий за Гневным острием, или Zornort. Укол – первый принцип атаки. Прямой удар.

Существует четыре принципа атаки:

* Вертикальный,

* Диагональный,

* Горизонтальный и

* Прямой, который лежит в основе четырех принципов атаки.

Гневное острие – это первая ведущая атака. Все остальные – это рубящие удары (сверху, снизу, гневный и поперечный), которые рассматриваются в главе 7.

Основные уколы должны практиковаться изо всех трех основных стоек (кроме крыши).

* уколы могут быть с простым шагом – броском вперед с ведущей ноги – выпад.

* уколы также могут выполняться с проходящим шагом – проходящий вперед с задней ноги – бросок.

Упражнения

* Из основных стоек, выполнять: вытягивание руки (длинное острие)

* укол на коротком шаге (выпад)

* укол с проходящим шагом (бросок)

Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь попадать в мишень размером с баклер или кисть в латной рукавице.

Fiore dei Liberi (1410)

Длинное острие: из плуга или закрытой стойки, вытянуть руки и острие.

Langer Ort – длинное острие. Начинать любой укол из Плуга, подняв руки в длинное острие, где «острие» понимается как акт прицеливания. Вы должны прицелиться в свою цель, чтобы поразить ее уколом.

Hans Talhoffer (1467)

Броском из Плуга: длинное острие и шаг вперед.

Sturzhau – Навесной удар

Hans Talhoffer (1467)

Укол из закрытого Быка, или закрытого острия вниз и вперед называется навесной удар. Руки будут раскручиваться при вытягивании. Эта атака наиболее эффективна при проходящем уколе или броске (см. Талхоффер, лист 2)

Zornort – Гневное острие

Гневное острие – это укол в верхний уровень из свободного хвата (см. талхоффер, лист 3)

Подрезки

* Подрезающий укол – это любой укол, который задумывался как подрезка любым лезвием, но завершился уколом острием.

* Подрезающее отдергивание – это ведение лезвия поперек оппонента во время быстрого отдергивания клинка.

Подрезки могут начинаться как с уколов, так и с ударов, и может применяться, при возвращении из чрезмерного выпада, когда клинок достаточно близко для контакта. Подрезки – способ ударить либо во время укола, либо во время отдергивания клинка.

4. Защиты: Смещение

Hans Talhoffer (1467)

Смещение гневного острия. Поместите острие/клинок сбоку, использовав смещение (Тalhoffer, лист3)

Самые простые защиты – это блоки, уводящие угрожающее острие с линии. Они также известны как смещение (Absetzen). Правильно выполненные, они открывают возможность для рипоста.

Основные защиты из Плуга – простые «железные двери», где острие либо поднято, либо опущено, а вражеский удар сбит в сторону.

Основные защиты из Глупца – смещения, которые могут изогнуться либо вверх, либо вниз во время смещения в сторону.

Основные защиты из Высоких стоек, Подвешенного острия и Быка – это простые блоки в любую сторону, острием вниз, смещающие удар.

Основные защиты должны изучаться изо всех основных стоек. Упражнение состоит в смещении простого укола парированием из всех стоек. Пытайтесь менять работу ног, сначала шагом назад при парировании, затем в сторону, затем вперед. Проверьте позицию друг напротив друга с вашим оппонентом после всех возможных движений ногами.

Затем студенты должны тренироваться в уколах и смещениях, работая в парах. Тот, кто выполняет укол, стремится поразить противника в грудь/корпус, в то время как второй пытается защитить себя. В этом упражнении необходимо обращать внимание на работу ног и ввести принцип дистанции.

Упражнения для студентов

* Из каждой основной стойки, смещение: укола с коротким шагом

* укола с проходящим шагом.

Удары наносятся из всех стоек, кроме крыши.

Fiore dei Liberi (1410)

Изображение зон поражения из De Liberi’s Flos Duellatorum. Обратите внимание, что меч, направленный прямо снизу-вверх нацелен в шею. Он показывает основной укол из Плуга. Диагональные мечи встречаются на поясе и направлены в четыре мишени, рассмотренные в предисловии. Два поперечных меча направлены в верхние мишени.


Лист из трактата Fillipo Vadi, 1485. Здесь мы видим похожее представление четырех мишеней. Обратите внимание, что поперечные клинки теперь направлены в шею, описываемую как оптимальную мишень (см. «Удары» и гл.1 Майера, чтобы узнать о целях больше).

Fillipo Vadi, (1485)

Студенты должны пытаться целиться во все четыре зоны, практикуя уколы. Студентам следует попробовать как получать, так и наносить уколы во все четыре зоны. Это способствует лучшему прицеливанию в работе острием и игре клинком.

5. Расцепление

Графический материал по теме, применительно для длинного меча, по существу нет. Расцепление больше подразумевается, чем реально изображается.

Расцепление с мечом противника – это один из центральных принципов фехтования и рассматривается как таковой в fechtbucher. Принцип расцепления заключается в том, чтобы не позволить оппоненту найти ваш клинок, при его попытке сделать это.

Сложность с длинным мечом заключается в его массе. Даже заостренный меч приблизительно на 1,5 кг тяжелее и, таким образом, инертнее, чем шпага или рапира.

* С одной стороны, это означает, что скорость освобождения будет ограничена массой и силой запястья.

* С другой стороны, мало того, что движущийся объект стремится сохранить движение. Дополнительная инертность усложняет прекращение движения.

Это – принцип шлепка, когда вы помогаете уже двигающемуся автономно клинку противника, ударив по нему в конце расцепления. Разумеется, если ваш оппонент ожидает этого, все может обернуться против вас, так как ваш шлепок тоже имеет свою инерцию. Это показано далее в двойных и множественных расцеплениях.

Простые расцепления

Выставьте свое острие и направьте его на цель. Когда клинок противника начнет смещать ваш, расцепитесь с клинком противника, проведя ваше дальнее слабое под и вокруг его клинком. Можно помочь его клинку вращением вверх и шлепком и, либо управлять его клинком в ударе, либо нацелиться в другое место.

Применимо во всех стойках и защитах с острием, направленным вперед.

Упражнение для студентов заключается в тренировке уколов и расцеплений вместе с простым смещением. Студенты должны пытаться атаковать друг друга уколами, продолжить применением смещения и ввести новое действие как продолжнение. Когда студент показывает длинное острие, а другой студент двигается для смещения, мы должны поощрять расцепление и перенацеливание в длинное острие перед уколом во вторую цель.

Двойные и множественные сцепления

Заключаются в неоднократном уклонении от клинка противника с быстрым перенацеливанием, дергаясь от одной стороны вражеского острия к другой.

Быстрое нацеливание, расцепление, перенацеливание (и, возможно, снова) – основное в атаке. Ведет к вариациям со сменой стойки, сменой цели и переориентацией клинка.

Когда вы расцепились и сделали круг для шлепка, ваш противник может отодвинуться для смещения, или даже расцепиться в свою очередь. Множественные расцепления включают в себя повторные действия по зондированию, финты, расцепление и перенацеливание.

Упражнение для студентов следует из расцепления. Мы сейчас введем множественные расцепления как часть поединка.

Круговые движения применяются часто. Представьте конус, простирающийся из вашего навершия вперед. Это – окружность атаки, из которой можно перейти в любую точку.

Круговое расцепление – это круговое движение острия над и/или под острием противника. В общем виде оно ведет к удару из круга, или удару из сходного уровня. (см. ниже представление круговых атак и уровневого соответствия).

6. Круговые действия и соответствие уровня

быстрый изогнутый удар

успешный быстрый изогнутый удар

Выше изображены листы 19 и 20 из Talhoffer’s 1467 fechtbuch. Лист 19 описывает быстрый изогнутый удар и защиту поворотом острия против этого. Лист 20 показывает успешно выполненный быстрый изогнутый удар.

Быстрое круговое расцепление, переходящее в атаку мимо острия с нанесением короткого кругового удара называется быстрый изогнутый удар.

Быстрая круговая атака может быть остановлена поднятием острия вверх и над кривой атаки. Это – защита вперед, которая обладает возможностью контратаки.

Такое круговое движение клинка можно рассматривать как «конус». В круговой атаке удар может исходить из любой точки окружности. Защиты, таким образом, могут быть либо «вперед и над», либо «вниз и под».

Замечание: Meyer’s fechtbuch, внизу страницы 14 показан Rusher, или Двигатель острия, в котором принцип кругового острия рассмотрен как открыватель удара.

Круговые атаки и расцепления ведут нас прямо к соответствию планов.

Goliath (1500)

Sutor

Эти два рисунка изображают соответствие уровня. Это когда угол клинка относительно тела определяется клинком противника, позволяя укол или удар в параллель. Эффективно против кистей и предплечий. Также эффективно против точки тела, находящейся на одной линии с уровнем позади меча.

Соответствие уровня часто выходит из кругового движения либо вверх и над, либо вниз и под острием противника. Из разных планов, расцепитесь и продолжайте кривую до тех пор, пока не станете параллельно клинку неприятеля. Когда угол совпал, рубите.

Совпадающий уровень часто приводит прямо к новому скрещиванию уровня и отбиву острия, позволяющему сменить угол атаки, прорываясь сквозь защиту острия. Это называется Сквозная смена, или Durchwechselen. См. Зютер, стр. 15 для описания удара, который соответствует, когда меняет уровень из Глупца или Подвешенного острия.

Упражнения студентов теперь должны включать эксперименты с новыми принципами активного спарринга.

Удары формируют три их четырех принципов атаки: Вертикальный, Горизонтальный и Угловой. Первый принцип атаки – это колющая атака или Гневное острие, рассмотренное в главе 3.

Существует четыре главные удара:

Гневное острие не следует путать с Гневным ударом, хотя они и адресованы одним мишеням.

Рубящие удары – это удары, в которых клинок проходит дугу. Они обычно являются атаками второго уровня, пускаемыми в ход, когда острие прошло мимо.

* Oberhau / Удар сверху – Вертикальный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Zornhau / Гневный удар – Диагональный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Mittelhau / Срединный удар – Поперечные удары, выполняемый с любой стороны.

* Unterhau / Удар снизу – Удар в нижнюю часть тела, выполняемый снизу

Итальянские термины для ударов также разделены по зонам поражения.

* Fendente – То же, что и Oberhau.

* Squalembrat – Соответствует Zornhau.

* Traversi – Поперечный удар, или Mittelhau.

* Montante – Означает кверху, или Unterhau.

Рубящие удары и зоны поражения

схема нанесения ударов

На рисунке изображен другой вид зон поражения. Здесь – не просто четыре основных крадранта, но также и линии атаки.

Линии, проходящие сквозь изображение, показывают направления рубки. Но надо запомнить, что каждый квадрант и каждая линия атаки может быть связана с острием, а не только лезвием.

Эти линии, однако, представляют чистые линии атаки, которые могут быть нанесены как рубящий удар. Защищаясь от рубящего удара помните о зонах поражения и всех линиях атаки, как для острия, так и для лезвия.

Мы видим полный вид зон поражения.

Голова рыцаря теперь выделена меньшей зоной поражения. Это связано с тем, что в голову можно бить как сверху, так и снизу, слева и справа.

Обратите внимание на две поперечные линии, проходящие через голову. Одна на уровне шеи, вторая – на уровне глаз. Они, наряду с линиями, проходящими через корпус, являются оптимальными путями для атаки.

схема нанесения ударов

Другие виды зон поражения можно найти в учебниках Майера и Зютера.

Упражнения для студентов: тренируйте все удары, о которых говорилось выше, в стиле боя с тенью.

8. Мастерские удары

Мастерские удары – это не описания ударов. Это руководящие принципы для освобождения и противодействия.

К ним относят:

* проламывание (Zwerchhau),

* скольжение (Schielhau),

* раскалывание (Scheitelhau),

* изгибание (Krumphau).

Krumphau – Изогнутый удар

Krumphau Это действие, состоящее из шага /изгиба прочь с линии атаки и контрудара. Это принцип ухода.

Если атака направлена сверху, прыгните в сторону, сбивая удар в сторону скрещенной подвешенной стойкой и нанесите контрудар в голову.

Если атака с какой-нибудь стороны, шагните (ausfallen) из-под удара в сторону и вперед (vorfallen), повернув свое тело перпендикулярно противнику, находясь близко и лицом к дуге или линии атаки. Теперь контратакуйте ударом по рукам или кистям. Это подходит как для поперечного, так и для восходящего ударов. Так можно отбить и укол.

Отрывок из Голиафа:

Krumphau: Изгибайтесь, бросая свое острие в кисти. Уворачивайтесь из стойки, которая позволяет рубить. Атака предотвращает удары и большинство рубящих движений. Когда меч падает сверху, отстранитесь и отступите от направления удара. Изогнитесь к удару, не ныряйте. Изменитесь прямо и бейте позади меча, чтобы он не знал, где защищаться.

См. также 12 стр. Зютера и Майера за подробностями.

Schielhau – Скользящий удар

Schielhau Скользящий удар – это движение по перехвату наружнего удара изнутри, заставляя клинок соскользнуть наружу во время контратаки. Встречный удар отталкивает клинок противника, чтобы завершиться на внутренней линии.

Принцип атаки заключается в том, чтобы заставить соскользнуть клинок противника.

Принцип защиты – позволить атаке соскользнуть с вашего клинка наружу, когда вы двигаетесь на встречный удар. (см. талхоффер, лист 5, 18; Зютер стр 8, Майер стр. 11).

Выдержка из Голиафа:

Schielhau: Прямое скольжение ломает удары, сбрасывая их. Бейте сбоку с вашей сильной и бросайтесь вперед при попытке уколоть его в шею. Скользите прямо с перевертыванием передней кисти в уколе, пока она не окажется на верху.

Scheitelhau – раскалывающий удар

Принцип, положенный в основу Сплиттера – это центр оси, на которой вы вращаете свой клинок над, под или вокруг клинка противника и наносите прямой удар, раскалывающий защиту.

Майер сказал, что сплиттер был верхним ударом, раскалывающим голову, и что нанести удар сквозь – duplieren.

Сплиттер Чтобы найти компромисс между мастерами, мы можем сказать, что сплиттер – это высокий удар, который начинается с рубящего удара, а завершается либо уколом, либо ударом, в зависимости от той защиты, которую он встречает.

В итоге сплиттер – это любая атака, которая вращается над или вокруг защиты.

Из Голиафа:

Scheitelhau: Раскалывание защиты достигается быстрым проходом вперед и, в зависимости от защиты, которую он принял, прямым ударом и ломанием защиты уколом и подрезкой.

Zwerchhau – Ломающий удар

скрещенный ломатель

Ломатель следует принципу встречи силы силой.
Скрещенный ломатель (другой вид)

Ломатель проламывает входящую атаку ударом клинка в клинок и последующим входом для контрудара.

свободный ломатель


свободный ломатель
Если удар с вашей левой стороны (для правши), прыгните вправо и сбейте удар скрещенной подвешенной стойкой, удерживаемой высоко, острием вниз и вперед. Теперь нанесите контрудар либо навесным ударом (sturzhau), или высоким толчком навершием.

Если удар с правой стороны (тоже для правши), прыгните влево и сбейте удар свободной защитой, взятой высоко, с острием наполовину вперед. Теперь контратакуйте навесным уколом или высоким поперечным ударом.

Ломающий удар из Плуга заключается в простом подъеме меча и силовой встрече удара, заставляя его отклониться, в то время как вам меч готов к гневному удару.(См. также Майер, стр. 12; Зютер, стр. 16 и Талхоффер, лист 12)

Отрывок из Голиафа:

Zwerchhau: Контрудар, наносимый из Крыши. Зацепитесь мечом и приложите усилия в контрударе. Если из Плуга, работает хорошо противо атак из Быка. Все, что вам нужно – это нанести встречный удар, стоя более твердо и нанося удар ниже и против силы удара. Проводите удар и шагните вперед, нанося удар с локтей. Лучшим является исполнение приема как единого движения, а не разделенного на два движения, т.к. в соединении преимущество будет потеряно.

Замечание: все принципы контратаки, описанные выше, эффективны как против ударов, так и против уколов. Любая защита, которая выводит меч противника из игры и завершается контратакой, является эффективной.

Упражнение: Продолжайте тренироваться в нанесении ударов и выполнении защиты от рубящих ударов. Студенты должны не только демонстрировать как минимум две защиты от каждого удара. Они должны теперь применять как смещение, так и контратаку для каждого удара.

9. Уходы и встречные уколы

Будь там, где нет меча.

Уход от укола – это просто шаг в сторону с линии атаки. Любая встречная атака при уходе – это принцип как krumphau, так и Wechselhau, изогнутого и изменяющегося удара.

Так как уколы – линейные атаки, уход от укола заключается в смещении в сторону, влево или вправо, вперед или назад. Это приводит к работе ног и линии атаки. Положение вашей ноги и то, какая нога впереди – вот что в значительной степени является определяющим в направлении ухода.

С правой ногой впереди и когда удар приходит справа от меча, лучше всего выполнить рывок влево и вперед в проходящем шаге, прочь от клинка противника и лицом к линии атаки.

Когда удар приходит слева от клинка, лучше всего толкнуть вправо и вперед с выпадом в сторону с поворотом лицом к линии атаки. Эти движения названы лучшими, потому что они позволяют вам закрыться, отбивая острие.

С левой ногой впереди все вышесказанное остается в силе, только меняются направления.

Принцип ухода – это тот же принцип движения, рассмотренный во введении. При движении влево, шагните своей левой ногой, независимо от того, впереди она или нет. При движении вправо шагайте правой ногой.

Отшагивание назад и поворот также позволяет избежать уколов. Снова направление поворота зависит от того, какая нога впереди, и с какой стороны клинка приходится удар.

Если ваша правая нога впереди и удар приходит с левой стороны клинка, вы можете развернуться левой ногой, чтобы стать лицом по линии атаки. Уход работает также и с левой впереди стоящей ногой – развернитесь назад и в сторону правой ногой. Нет никакого практического контрудара при отшагивании впереди стоящей ногой. Это – просто уход.

Выбор Изогнутого или Изменяющегося контрудара зависит от того, как вы располагаете клинок при уходе:

* Если вы поднимаете клинок при уходе, контрудар будет нисходящим – рубящий krumphau.

* Если ваше острие направлено на противника, контрудар будет колющим Krumphau. Если меч низко, последует восходящий удар, или Wechselhau.

Уход и контратака рубящим ударом

Выход и повторный вход в круг

Уход от рубящего удара основан на том же принципе, что и уход от укола, но с добавлением дуги атаки в противоположность линии атаки.

Уход от атаки сверху (fendente) проводится толчком вперед и наружу передней ногой с поднятием рук для контратаки и поворотом внутрь к линии атаки. Затем наносится удар по кистям или предплечьям.

Диагональные атаки:

* выполняется рывок к боку противника, противоположному атакующей стороне, вперед с внешней ноги.

o Если наружняя нога уже впереди, то вместо рывка применяется шаг толчком.

o Если наружняя нога позади, рывок будет проходящим шагом.

* Поднимите свои руки одновременно с шагом наружу и поворотом внутрь.

* Контратакуйте ударом по рукам.

Поперечная атака:

* шагните назад, подняв клинок, либо опустите его вниз. Если меч был поднят, немедленно отвечайте fendente, после того, как острием меча оппонента минует вас.

* Если вы опустили клинок, поднимите острие и шагните с уколом сразу после того, как острие противника пройдет мимо вас.

Восходящие атаки: действия сходны с уходом от диагональных атак. Отличие заключается в том, что надо всегда опускать клинок перед восходящим ударом, чтобы иметь возможность пройти под дугой атаки и напасть на противника.

Удары снизу-вверх нейтрализуются также, как и удары сверху вниз, только клинок надо опускать.

Упражнение: Студенты должны работать в парах, при экспериментах с уходами и контруколамли изо всех стоек, наносимыми по всем четырем зонам против всех четырех стоек. Затем следует продолжить работу с уходами и контрударами, нанося их вдоль всех восьми линий атаки.

10. Nachreissen: следование позади

Следование за острием

Когда ваш оппонент отдергивает острие из любой попытки или атаки, вы должны использовать возможность для следования за его острием своим собственным и попытаться поразить раскрытие, пока острие возвращается и не угрожает.

Чтобы избежать преследования, важно отступать не мечом, а ногой. Всегда пытайтесь отдернуть в длинном острие. Старайтесь не отводить руки при прицеливании разъединении и перенацеливании.

Следование под поднимающимся клинком

* Если ваш противник отводит от вас кончик меча, а ваше все еще в игре, у вас имеется возможность атаковать.

* >Когда руки вашего оппонента подняты для удара, попытайтесь следовать за движением, чтобы ударить под ними.

Для того, чтобы избежать такого следования, всегда следите за тем, чтобы острие вашего противника не было нацелено на вас, готовитесь ли вы атаковать, или нет.

Старайтесь не сбивать клинок противника, т.к. наиболее мощных ударов в клинок часто легче всего избежать. В результате острие выходит из игры, открывая вашему противнику широкий выбор места для атаки.

Голиаф, стр. 83 На рисунке изображен контрудар, где левый боец уклонился от unterhau и проследовал за поднимающимся клинком, чтобы нанести гневный укол.

11.Второстепенные стойки/защиты

Cкрещенная стойка (Schranckhut) – это блокирующая стойка со скрещенными руками, удерживаемыми впереди и сбоку. Острие направлено к земле.

J. Sutor Подвешенное острие (Hangetort) – стойка со свободными руками, в которой меч держится впереди и немного сбоку. Острие направлено немного книзу, правая нога впереди. Она похожа на свободного Быка, но более направлена вверх-вперед.

Ключ (Schlussel) является как хорошей переходной, так и провокационной стойкой. Она дает позицию «взведенной пружины», которую трудно взять стремительным натиском, хотя она выглядит уязвимой и может спровоцировать стремительный ответ. Левая нога впереди меч держится перед грудью скрещенным хватом, клинок покоится на левой руке выше запястья.

J. Sutor Смена(Wechsel) – это переходная стойка, позволяющая восходящие удары. Выполняется с любой ногой впереди.

Гневная стойка J. Sutor

Гневное острие.

Гневная стойка (Zornhut) является и угрожающей (гневная), и провоцирующей (женская стойка):

* Она провоцирует тем, что выглядит уязвимой и может вызвать стремительную реакцию.

* Она угрожает, т.к. «полностью поднята» для гневного удара.

Это стойка с левой ногой впереди, меч держится над правым плечом, клинок подвешен поперек спины острие немного вперед. Вес смещен на 2/3 на правую, или заднюю ногу.

Гневное острие (Zornort) – высокая стойка, острие направлено прямо в лицо противнику, или в верхнюю зону. Это ни что иное, как длинное острие, только немного меньше вытянутое и с высоко расположенными руками, как со скрещенными, так и со свободными. Это угрожающая или гневная стойка, позволяющая атаковать как острием, так и гранью.

13. Стойки последней надежды

Преимущество теряется в соединении

Голиаф, стр. 13

Защиты, которыми только блокируют удар – это стойки последней надежды. Они являются защитами, в которых клинки соединяются, а острие не смотрит на оппонента. Любые контратаки из этих стоек должны наноситься после того, как входящий удар сблокирован, поэтому они называются контрударами «удвоенного такта». В этом случае ваш оппонент будет иметь время для возвращения клинка и реакции на ваш контрудар.

Стойки последней надежды называются Двери, Окна и Внешние подвешенные стойки. Эти стойки часто выполняются с отшагиванием при блокировании, только подвешенные стойки позволяют небольшое движение вперед.

Высокое окно -

это стойки, при которой клинок держат горизонтально над и перед головой. Руки могут быть скрещены или свободны. Применяется против атак сверху. Эта стойка – ничего более, чем глухая защита.

Низкое окно -

стойка при которой клинок держится горизонтально внизу и перед телом. Она выводит вас из стойки и помещает в плохую позицию. Если вам необходимо использовать эту стойку, вы проигрываете.

Высокая дверь -

родственна плугу, клинок поднят, а эфес толкается в сторону. Может быть как лево-, так и правосторонней. Используется против поперечных и диагональных атак сверху. Если выполнена хорошо, легко переходит в Zwerchhau.

Низкая дверь -

низкая родственница плуга. Острие опущено, меч давит в сторону. Выполняется в правую и левую стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в Wechselhau.

Высокая внешняя подвешенная стойка -

это стойка, в которой руки и клинок подвешенны высоко и с любой стороны, острие смотрит вниз. Подвешенные стойки могут выполняться как со скрещенными, так и со свободными руками с любой стороны. При удачном исполнении высокие внешние подвешенные сойки переходят либо в бросковый Schielhau, либо в скользящий Krumphau. Применяется против поперечных и диагональных атак сверху.

Низкая наружняя подвешенная стойка -

это подвешенная стойка, удерживаемая низко и с любой стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в удар навершием.

Известный британский мастер фехтования и постановщик поединков Ричард Райан

Как вы думаете, что не так в этом поединке? Да и в общем то почти во всех художественных сценах боя на мечах есть одно очень грубое допущение, по сравнению с реальным боем. Погодите, но что может быть не так с боем на мечах? Ведь, в конце концов, существует не так уж много способов ударить острой железякой другого человека. Взгляните, например, на эту боевую сцену из фильма «Царство Господне»:

При защите рубящим мечом часто сильно непонятен аспект применения оружия. Крайне важно понимать, что защиты (противодействие, блокирующее атаки) средневековым мечом или любым заточенным рубящим клинком выполняются не гранью клинка, а плоскостью («mit der flech»). Однако поразительно, как часто эта основная истина фехтования нарушается или игнорируется. Многие продолжают наивно верить, что лезвием рубящего меча можно легко блокировать удар, или что этому следует отдавать предпочтение.

Если у меча острое сильно закаленное лезвие, или тупое и более мягкое, парирование лезвие-в-лезвие быстро приведет его в негодность (что видно во многих фильмах и видеозаписях поединков). Такое действие ускоряет поломку меча. Например: даже без заточки лезвия лучшие реплики рапир сегодня немедленно начнут получать множество мелких и заметных выбоин на своих «лезвиях», полученных от контакта клинок в клинок во время простых упражнений. Это еще больше относится к более широким мечам с лезвиями, предназначенными для рубки. Фактически, принятие сильного удара на закаленную грань настоящего меча может вызвать его поломку (это редко случается сегодня с более мягкими цементированными репликами, используемыми для театрального боя, напротив, их более толстые мягкие грани можно неоднократно бить и заново обтачивать).

У рубящих клинков грани могут быть довольно твердыми, но они очень тонкие, в конце концов. Они слишком острые для того, чтобы их умышлено помещали на пути удара. Лезвия рубящих клинков должны оставаться острыми и не иметь зарубок или щербин. Как можно эффективно рубить мятым, зазубренным и жеваным лезвием? Хотя защита может быть выполнена рубящим лезвием, когда нет другого выхода, такое действие не является подходящим в обычной ситуации. Оружие этого типа не предназначено для применения таким образом, его не следует стремиться умышленно использовать для блоков лезвием.

Все еще можно услышать сегодня такие бредовые мнения, как: блок гранью меча «сильнее», т.к. меч «рубит» поперек клинка (!). Такие комментарии отражают полное отсутствие основных знаний о природе острой стали. Гибкость рубящего меча заключается в упругой деформации клинка от одной стороны к другой, и хорошие мечи специально разработаны с таким расчетом. Очевидно, что они не могут изогнуться правильно, если удар идет поперек лезвия.

Как руководитель АRMA и эксперт по мечам, Хэнк Рейнхардт многократно обращает внимание:
Если это было не так, как тогда мы объясняем явное и хорошо документированное отсутствие существенного повреждения на большом количестве исторических мечей, дошедших для нас? Они, конечно не все отполированы.

Рейнхардт также добавляет:
Если вы еще не можете понять, почему для блокирования используется плоскость меча, то просто возьмите два больших, острых охотничьих ножа и ударьте их лезвиями друг о друга со всей силы. Тогда вы быстро поймете, что к чему.

Конечно, когда ваша жизнь под угрозой, чтобы избежать смерти вы действительно будете блокировать любым возможным способом. Но помните, что, прием клинком сильного удара может всегда закончиться его поломкой. Вы никогда не знаете, может ли ваш меч выдержать каждый блокируемый удар. Кроме того, прием клинком шлепков и ударов при парировании может позволить противнику применить любое количество приемов, направленных на соединение и подготовку ловушек для клинка, а также отбить ваш клинок в сторону и подойти вплотную.

Здесь, вероятно, надо точно определить, что понимается под «лезвием» меча. Лезвие (грань) образуется пересечением плоских сторон, которые имеют все мечи. Но оно также может определять и заточенную, рубящую часть клинка, т.е. «собственно лезвие». Все мечи имеют «грани», но не все грани острые или даже в состоянии быть таковыми. Клинок с толстым поперечным сечением и большим заострением не могут иметь хорошо заточенного лезвия, как и не смогут рубить глубоко. Существует много примеров таких клинков от средневековых эстоков до рапир и почти всех малых мечей. Вдобавок, грани мечей могут иметь разную степень заточки. Лезвие катаны не означает то же самое, что у спадона, а лезвие фальшиона не идентично сабельному.

Сегодня люди часто хотят думать, что они могут парировать лезвием, либо потому, что они видят это по телевизору, либо потому, что они не представляют себе, как это сделать иначе. Основная часть проблемы непонимания того, как парировать, вызвана театральным фехтованием и сценическим боем. Многим покажется удивительным, что почти невозможно найти пример театрального фехтования или сценического боя, где клинки не сталкиваются грань-в-грань. Причины того, что на курсах сценического боя учат так, связано больше с безопасностью, чем с реализмом боя (правильно защищаться учить долго, и неправильные методы теперь стали доктриной).

Взгляните на это видео реконструкции боя времён викингов. Обратите внимание, насколько он физичен, как его участники используют щиты и как их мечи ни разу не соприкасаются:

Фактически, в каждом примере боя на мечах в фильмах, по телевидению и даже в живых шоу бойцы блокируют непосредственно лезвиями. Это неверно и по сути своей ошибочно (несмотря на решающее, фундаментальное непонимание, подобно этому, мы часто склонны принять теорию сценического боя как, своего рода, проявление настоящего «боевого знания» со стороны исполнителей).

Уважаемый итальянский производитель мечей Фульвио Дел Тин недавно сказал по этому поводу:
…Неправильно бить мечами грань в грань … лучше отклонить меч противника. Те люди, которые исполняют бой неправильно… используют мечи в полную силу лезвие в лезвие… Я хочу, чтобы в будущем многие люди учились тому, как биться правильно, вместо того, чтобы подражать голливудским героям.

Итак, для тех, кто не схватил интуитивных или технических аспектов того, как и почему следует парировать плоскостью заточенного меча, вместо того, чтобы подставлять грань, остается только вопрос того, откуда мы знаем, что это так. Есть ли в каких-нибудь исторических боевых руководствах детальное описание того, как парировать? Фактически, по большей части ответа нет (коли на то пошло, они даже не учат, как рубить). Защиты редко определялись в точных терминах. Их описывали больше как базовые защитные действия, чем как положение меча, и идея заключалась скорее в движении уклонения и контрударе, чем в блоке. Существует даже некоторый недостаток любых примеров прямых блоков мечом в работах средневековых художников.
Не вдаваясь в технические аспекты фехтования, достаточно сказать, что попытка уйти от удара предпочтительнее попытки парировать его. Идея в том, что действеннее и эффективнее контратаковать, чем парировать и бить снова (это описано в руководствах). Существует много путей отведения ударов контрударом, вместо препятствия ему жестким блоком. Нет реальных инструкций по парированию даже среди множества средневековых боевых руководств, возможно, исключая скандинавские саги. Это может быть очень хорошо, потому что всякий раз, когда возможен блок плоскостью, подобно рубке лезвием, это считалось такой очевидной и естественной функцией меча, что об этом не надо было говорить.

В скандинавской «Саге о Кормаке», Кормак отбивает меч Берси «Хвитинг», используя лезвие меча «Скофнунга», который он позаимствовал у своего друга Скегги. Он отламывает конец у берсивского Хвитинга своим блоком, но при этом появляется глубокая зарубка на Скофнунге, и это огорчает его, т.к. это был меч Скегги и Скегги будет «очень сильно раздосадован». Вдобавок, иллюстрации в немецком манускрипте 13 века, посвященном мечу и баклеру (Tower Manuscript «I.33″) довольно ясно показывает использование плоскости в нескольких отклоняющих и шлепающих защитах. Фактически, в любом средневековом и ренессансном руководстве по мечу очень понятно именно то, что «защита», кажется, должна быть отклоняющим действием, а не прямым блоком, как в печально известных многих театральных боях.

Это также согласуется с тем, как учат блокировать катаной в традиционном японском фехтовании (где, чтобы сохранить остроту переднего лезвия используется более толстая спинка оружия — как и в случае других клинков с одним лезвием). В кендзюцу прямому блокированию также предпочитаю отведение ударов и движения уклонения.
Это сходно с методами, описанными в средневековых европейских руководствах и подкрепленными практикой современной реконструкции (но, конечно, не придуманными условиями спортивного фехтования или сценического боя). Несмотря на многие различия, как основные, так и второстепенные, физические принципы, лежащие в основе японского и дорапирного европейского фехтования, в сущности одинаковы.
В самом деле, подробные иллюстрации боевых поз и готовых стоек во многих средневековых немецких и итальянских изображают клинок, подготовленных для блокирования плоскостью, а не лезвием. Но путаница обычно возникает с теми действиями, в которых используется лезвие против лезвия, чтобы войти в соединение, надавить или поймать в ловушку после сближения. Но не замечают, что против сильных ударов существует много защит, которые могут быть выполнены правильно только при использовании плоскости клинка. Плюс к тому, самый легкий переход от эффективной защиты к сильному удару достигается только заслоном от удара плоскостью меча.

Не существует ни специального «поворота запястьем», вовлекаемого, чтобы использовать плоскость острого меча в парирующих ударах, ни происходит «колебания» или изгиба меча при защите таким образом. Существует также несколько способов отклонения и сбивания атак, вместо прямого блока. Даже рубящий удар одновременно с наносимым ударом противника — жизнеспособный прием (и опять, он является обычным в кендзюцу).

В западном фехтовании это было только с горизонтальным или «в линию» парирующим движением рапиры и позднее малым мечом (также как и некоторыми рубяще-колющими мечами), чтобы блок был введен — который спортивные фехтовальщики иногда называют «истинной защитой». Применение более быстрого и легкого оружия допускает немедленный контрукол, сделало эту возможность и необходимость. Даже тогда, с рапирой «уход» был предпочтительным средством защиты.

В более раннем фехтовании использование прямых «блоков» против ударов избегали как неэффективных, и современная практика подтверждает это. Вы сталкиваете два острых клинка вместе лезвие в лезвие, и они немедленно (и часто сильно) щербятся. Во французском тексте 1460 г. «Турнирная книга короля Рене», притупленные мечи используемые для турнира, описываются со следующим комментарием:
…поперечина должен быть такой короткой, чтобы она могла только блокировать любой удар, который случайно опустится или соскользнет вниз по лезвию к пальцам
. Если лезвие или гарда намеренно использовались для прямого блока, то, конечно, не могло быть сказано «случайно».

Недостаток внимания к прямому парированию заметен в немецких «боевых книгах» и итальянских руководствах по длинному мечу. Они также отсутствуют среди ренессансных мастеров, отстаивающих рубяще-колющий метод, таких как Джордж Силвер и Джозеф Светнам, как и в 1639 Паллас Армата и работах различных немецких мастеров.

Но, в некоторой степени, что смутило последователей исторического фехтования, так это использование защит ранними ренессансными мастерами Мароццо и Агриппой. Их трактаты полны мест, где они пишут о необходимости парировать этот или тот удар либо «правильным» (передним) лезвием, либо «ложным» (задним). Они часто точно определяют, какое лезвие использовать почти каждый раз при упоминании, какая защита должна быть сделана. Не может быть никаких сомнений, что они дрались и что они учили парировать лезвиями. Но, в отличие от жестких направленных ударов, уколы можно легко парировать лезвием, когда надо только проскользнуть и отклониться. Неудивительно тогда, что Агриппа и Бологнезские мастера Манциолино и Мароццо не упоминают в своих текстах парирования сильных рубящих атак — либо с более тяжелым мечом, либо против него (также интересно отметить, что Мароццо, как и более поздний мастер Ловино, оба коротко обсуждают использование двуручных мечей).
Но не может быть сомнений, что эти фехтовальщики не использовали средневековый рубящий меч, или настоящую рапиру без лезвий, но обучали применению сужающихся рубяще-колющих клинков. Делая акцент на использовании уколов над ударами в своем методе, они могли действительно слабо беспокоиться о всяких повреждениях, наносимых их клинкам парированием грань в грань. Вдобавок, по той же самой причине они не могли чрезмерно заниматься собственно выравниванием лезвия, необходимым для того, чтобы рубить после защиты (это трудно, когда парируешь лезвием вместо плоскости). Также очень похоже и вполне возможно, что отведение колющей атаки и последующий ответ своим уколом является тем, что приводит к их рапироподобному методу парирования лезвием. Однако, мы не можем игнорировать то, что они также придают огромное значение защите уходом.

Мароццо, Агриппа и другие ренессансные мастера защиты сражались преимущественно в городских условиях против противника, имевшего слабый или никакого доспеха. Они учили главным образом бою для дуэлей, а не для войны, и дуэли были часто непродолжительными. Так что мечи могли выдержать несколько выбоин и зарубок. Имея в виду, что в гражданских уличных драках, засадах и подзаборных стычках их эпохи, им не надо было наносить рубящие, раскалывающие удары по доспеху, чтобы рубить глубоко плоть и кости. Их удары должны были только покалечить настолько, чтобы либо заставить противника раскрыться для смертельного укола, либо удержать на расстоянии. Явная угроза жалящего, рвущего металлического лезвия, направленного на вас, может если не отклонить или отбить ваше оружие в сторону, то заставить подумать дважды об атаке. Даже на поле боя Эпохи Возрождения, удары более легкими клинками были направлены в суставы, прочь от стальных грудных пластин, а уколы были вполне полезны.
Другой главный источник непонимания относительно защиты острым клинком исходит из наложения спортивного фехтования на историческое. Неправильное представление о защите рубящим клинком является почти всегда результатом того, что шпажная/рапирная (или даже рапира/малый меч) теория неудачно применяется к рубящим мечам. В современном фехтовании их псевдооружием без граней можно блокировать любую и все возможные атаки, используя почти любую часть клинка. Хотя этот метод хорошо работает для спортивных форм, он совершенно ошибочен в применении к настоящим мечам с более плоскими, широкими рубящими клинками.

Думать в терминах слабого колющего клинка, выполняя сильные рубящие и встречные действия — неподходящая перспектива. Тогда как более легкие, быстрые клинки, сражающиеся острием, могут легко делать одиночные отклоняющие или останавливающие блоки с последующими немедленными контруколами, рубящие, ломающие клинки этого не могут. Вместо этого, должен быть сделан либо уход, контрудар (с применением отклоняющего контакта или без), либо применен прямой блок с последующей отдельной атакой. Это рассчитанный контрудар, который почти всегда предпочтителен.
Инструкторы спортивного и классического фехтования, обучающие на шпагах и имеющие небольшой опыт в более ранних военных мечах желают иногда доказать, что более широкими рубящими клинками (которые совершенно вне их компетенции) следует постоянно ставить блок лезвием. Глупо равнять методы парирования спортивными шпагами, рапирами и саблями (или даже историческими малыми мечами и рапирами) с парированием острыми рубящими мечами.

Также заслуживает внимания то, что хотя в основных защитных движениях, используемых в современном спортивном сабельном фехтовании, существует некоторое внешнее сходство с острыми средневековыми и ренессансными мечами, это не одно и тоже. Спортивные сабли также очень легкие и тонкие, их легкие хлещущие удары наносятся только запястьем. Оружие и метод, которые они пытаются воспроизводить, имеют только внешнее сходство с историческим применением средневековых и ренессансных рубящих мечей.

Исторически, многие боевые сабли имели довольно толстые лезвия и были зачастую не очень острыми. Они не были разработаны для противодействия доспеху и применялись больше для рубки и даже просто для «удара». Поэтому намного меньше уделялось внимания тому, использовалось или нет лезвие для защиты. Сходные вещи заметны в стилях фехтования китайского кунг фу и юга Тихого океана, которые редко или совсем не практикуют тест-рубку в своих тренировках. «В настоящее время некоторые практикующие ошибочно полагают, что использование лезвия так или иначе выравнивает запястье для лучшей остановки удара с более мощным сопротивлением. Все же, в действительности имеет место противоположность. Прямой блок лезвием лишает вас возможности правильно расположить клинок, что необходимо как для должной защиты, так и для ответного удара. Это также уменьшает лучший шанс сделать более эффективный ответный удар в любое открытие, созданное атакой противника. Даже известный авторитет по мечам Ewart Oakeshott, хотя он позднее изменил свое мнение, пал жертвой этой ошибки, создавая свою короткую работу «Рыцарь и его оружие» в 1960 г. (современные переиздания, однако, еще содержат ошибку).
Используя плоскость, на самом деле, лучше выровнять запястье и лезвие меча для более быстрого и спокойного ответного удара без потери времени и момента на поворот руки. Только таким образом блокирующее движение может быть превращено в более эффективный контрудар. Однако, в других действиях, таких как отклонение, соединение или удар по клинку противника, можно бить в плоскость как плоскостью, так и гранью. Опять же, это лучше всего понять после обширной практики в парировании репликами мечей и тест-рубки острыми клинками.

Проведя значительное количество времени, рубя острыми рубяще-колющими мечами, несомненно можно понять, что заточенный клинок должен оставаться настолько острым, насколько это возможно, чтобы быть эффективным в рубке.

Хотя, в отличие от более широких, тяжелых рубящих клинков, ренессансный рубяще-колющий меч обладает достаточной возможностью для парирования как уколов, так и ударов (других тонких клинков) с помощью либо лезвия, либо плоскость — хотя результатом будет значительное повреждение. Помните, что большинство одноручных мечей использовались вместе со щитом. Это был щит, применявшийся для защиты и блокирования, оставляя таким образом оружие свободным для предпочтительной и специализированной ударной работы. Это также справедливо для тех одноручных мечей, которые использовались с баклером или кинжалом. В случае двуручных мечей, роль защиты главным образом отводилась уходу, увертыванию и отклонению с противоходом.

Причина может быть связана с отсутствием выраженных граней на многих формах современного спарингового оружия (т.е. круглых палок, бамбуковых синаев, мягких «бофферов» и т.п.), что также может влиять на привычку парирования у некоторых бойцов. В результате становится непривычным использовать плоскость вместо грани.

Также важно обратить внимание на то, что приемы парирования, хорошо работающие в бою на палках или со смягченным оружием, не вполне эвивалентны тем, что применяются с тонкой полосой острого металла (т.е. настоящими мечами). Эти различия могут быть в полной мере оценены в практике защиты с незаточенными репликами мечей. Удары металла о металл могут перепрыгивать или отклоняться в сторону, самостоятельно меняя направление до момента полной остановки. Различия распространяются даже на использование затупленных театральных мечей. Большинство сценических или театральных мечей также слишком толстые и тяжелые, что делает их вполне способными выдержать неправильное блокирование лезвием. Конечно, это оружие никогда не предназначалось для рубки, не говоря уже о применении настоящими бойцами. Вдобавок, из-за большого числа дешевых имитаций, доступные мечи будут часто иметь слабый шатающийся клинок, чем смутят новичков, которые не смогут понять, каким образом надежно парировать с помощью плоскости.

В отличие от ошибочного блокирования лезвием, парирование плоскостью наоборот позволяет оставаться клинку неповрежденным, а упругость стали и форма клинка обеспечивают гибкость клинка под ударом. Помните, что в бою рубящими мечами вы пытаетесь не снова и снова бить со всей силы по мечу противника, а скорее рубить его плоть и кость. При защите вы не помещаете свой меч поперек его удара, как будто это щит, а пытаетесь отклонить удары, вынуждая удар отскочить или изменить направление движения, или даже отбить прочь своим собственным ударом. Этому не учат в театральном сценическом бою и редко, если вообще когда-нибудь показывают в живых хореографических постановках.

В сущности, чем дальше вы от рубки, тем меньше вы понимаете о защите и бое с заточенным оружием. Хуже всего — основывать понимание защиты на рафинированных приемах современного спорта, или на впечатляющих, преувеличенных искусственных движениях, предназначенных для развлечения зрителей. Наконец, что учит правильным приемам защиты с рубящим клинком — так это тренировка с правильными репликами, и практика контактных спаррингов с соответствующей экипировкой.

Федерация фехтования России и компания «Мегафон» устроили для журналистов учебный курс из пяти занятий, чтобы мы больше узнали о шпагах, рапирах, и наняли нам в тренеры чемпионов мира и Европы, чтобы мы могли познакомиться с ними лично. Но за эти две недели мы, похоже, больше узнали о самих себе.

«Не забывайте старое правило — с рапирой надо обращаться так, словно у вас в руке птица: держите ее достаточно мягко, чтобы не раздавить, и в то же время крепко, чтобы не дать ей улететь».

Занятие 1

Курс всемирной истории фехтования, которым нас встретили тренеры, был краток и вселял надежды:

— Вы не бойтесь, что у вас не получится. Фехтование — самый древний вид спорта. Он появился сразу же, как только обезьяна взяла палку и пошла драться с другой обезьяной. Так что все, кто сейчас живет на свете, — генетически хорошие фехтовальщики. Плохие исчезли в процессе естественного отбора.

В белоснежной экипировке мы чувствуем себя немного неуютно и ждем, когда нам выдадут главное — оружие. Шпага считается прямым потомком меча, в наследство от которого ей досталось такое же треугольное сечение в отличие от четырехугольной рапиры. Espadas roperas — в точном переводе означает «меч для одежды», то есть дворцовое оружие, которое носят как украшение или которое используется для обучения. Поэтому шпага нам кажется более серьезным оружием.

Вес спортивной шпаги — 700 граммов, длина — чуть больше метра, простая гарда, тонкая ручка, которую нужно держать едва ли не двумя пальцами — большим и указательным. Но легкость оружия обманчива. Спустя полчаса сосредоточенных выпадов на мишени начинает отниматься вся рука от предплечья до кончиков пальцев. Тонкое лезвие ходит из стороны в сторону, а острие готово воткнуться в любой край мишени, но только не в ту точку, которую ты наметил себе целью.

Награда за усердие — первый бой. Мы стоим друг против друга в позиции, которую хотим считать фехтовальной стойкой, машем друг перед другом шпагами и стараемся каждую свою атаку завершить неловким выпадом. Наши тренеры, кажется, с трудом сдерживают улыбки. Но нам все равно — мы чувствуем, как острие наших шпаг добирается до соперника, и это доставляет нам пугающе безумное удовольствие.

Виолетта Колобова , чемпионка Европы

— Я никогда не относилась к спортивной шпаге как к оружию. И мне никогда не доводилось держать в руках настоящую средневековую шпагу, я лишь видела такое оружие со стороны, и мне кажется, она должна быть очень тяжелой. Тем не менее я не думаю, что современное спортивное фехтование чем-то кардинально отличается от искусства того военного времени. Те же приемы, те же защитные действия, те же атакующие — все осталось. Разве что атаки в то время не были такими глубокими, как сейчас, да и тактики было поменьше.

Все было, мне кажется, более осторожно, и люди не бросались друг на друга с рискованными атаками, и приемы не были столь хитроумны. Сейчас что, получил и получил укол, есть еще время отыграть. А раньше каждый укол — это ранение, которое отнимает у тебя силы. Да и вообще, когда на кону стоит не медаль, а жизнь, это не располагает к излишнему риску.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Не забывайте, что фехтование — привилегия благородных людей. Вполне допустимо, что люди убивают друг друга, если это требует закон чести. И единственное, что можно от них требовать — это убивать друг друга достойно и по всем правилам».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 2

Фехтовальная экипировка белоснежна и элегантна: гольфы; бриджы с лямками-подтяжками; набочник — куртка, которая надевается только на правую руку и оберегает тот бок, что ближе всего к шпаге соперника; фехтовальная куртка с кучей различных застежек и молнией Все это делает из вас вполне приличного человека, даже если у вас килограммов десять лишнего веса.

Но фехтовальная маска весом в полтора килограмма к концу двухчасовых тренировок убивает в вас все человеческое.

Было время, когда маски старались делать прозрачными. Считалось, что фехтование теряет в телегеничности, когда не видно лица спортсмена. Но «стеклянные» маски не прижились — после нескольких боев на них появлялись царапины, и это сильно ухудшало обзор фехтовальщику.

Теперь наши тренеры убеждали нас, что сеточная маска — одно из самых полезных для здоровья элементов экипировки:

— Вы видели черные очки с дырочками, которые улучшают зрение? — спрашивал чемпион Европы Алексей Черемисинов. — У фехтовальной маски с ее сеткой тот же эффект. Плюс маска ограничивает доступ кислорода, а значит, у вас развиваются легкие.

На самом деле после нескольких активных трехминутных боев, которыми заканчивалась каждая из наших тренировок, легкие готовы разорваться. После первого занятия не выжила треть из всех приглашенных. Впрочем, после второго остались все, кто на него пришел.

Вдоль правого рукава под курткой мы пропускаем электрический шнур. Возле перчатки он подключается к розетке шпаги, за спиной — к другому проводу, который держит нас на привязи на фехтовальной дорожке. Ее ширина — метра два, длина — 14 метров. Теперь каждый наш укол сопровождается резким писком электронной системы.

Нас ставят друг против друга и дают задание поочередно без защиты наносить друг другу уколы, чтобы осознать, что такое пропущенный и что такое нанесенный удар.

Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк К концу этого бесконечного занятия хочется только, чтобы электронный аппарат наконец заткнулся. Но каждый хороший укол, после которого шпага выгибается на треть — это приличного вида синяк на правом предплечье или правой стороне груди.

В раздевалке без курток мы были похожи на банду наркоманов со стажем.

Виолетта Колобова , чемпионка Европы

— У нас нет какого-то четко определенного «кодекса чести» — свода неписаных правил, которые ты должна соблюдать на дорожке. Но в то же время, как и в любом спорте, есть грязные приемы. Например, если соперник разъярен или хочет тебя спровоцировать, он может ударить тебя эфесом в маску. Да, такие удары строго пресекаются судьями, но иногда их наносят исподтишка в ближнем бою, и это может остаться незамеченным со стороны. Удары такие страшны и могут нести серьезные последствия — лицо в маске находится очень близко к сетке, и бывали случаи, когда эфесом фехтовальщику выбивали зубы.

В женском фехтовании есть свои грязные приемы. Была у нас одна француженка, которая старалась непременно уколоть в голень. Это самый болезненный укол, и если несколько раз попасть в одно и то же место, все может закончиться очень серьезной травмой.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Должен признаться, я не завидую тем, кому суждено пережить войны, которые человечество будет вести лет через двадцать или тридцать».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 3

Мы все больше времени проводим в поединках. Иногда тренеры находят довольно необычную мотивацию для того, чтобы вернуть нас на дорожку:

— Не сдавайся! Тебе надо продержаться хотя бы пять минут, чтобы выжить до подхода основных сил!

Выжив эти пять минут, выживаешь следующие, и так далее — до конца двухчасового занятия. Но как же были счастливы те, кто воевал лет триста назад. Сейчас, когда смотришь фильмы-апокалипсисы, где планета погибает от очередного ядерного удара, в темных залах кинотеатров можно мечтать только об одном — оказаться в числе тех 95%, что погибнут сразу же, чтобы не гнить потом в развалинах привычного тебе мира. А те, что жили лет двести назад со шпагами в руках, даже умирая, могли надеяться на подход тех самых «основных сил».

Виолетта Колобова , чемпионка Европы

— Все, что вы видите в фильмах, к фехтованию не имеет никакого отношения. Точнее, не имеет отношения к спортивному фехтованию. Но есть целое направление — артистическое фехтование. Это уже не спорт, это — искусство. Каждый прием, каждая атака — это постановочный элемент, и все вместе больше похоже на танец, чем на бой. Все более медленно и изящно, чтобы зрители могли оценить красоту движений.

Я видела, как они готовятся. Мы часто проводим сборы на базе «Озеро круглое», и как-то одновременно с нами там оказались как раз ребята, которые занимаются сценическим фехтованием. Я приходила смотреть, как они тренируются, или, точнее сказать, репетируют. Да, интересно, но я бы не променяла спорт на него. У нас в поединках есть соперничество, у нас настоящий бой, у них — танец. Мне бы очень не хватало азарта настоящего поединка.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Мне безразлично, каков человек: силен или слаб, элегантен или неряшлив, болен чахоткой или совершенно здоров. Важно другое: со шпагой в руке он должен чувствовать превосходство над любым противником»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 4

— Чтобы чему-то научиться, вам нужно фехтовать с теми людьми, которые что-то умеют — с этими словами нам представили человека, стоя на дорожке против которого, мы поняли, что не умеем ничего.

«Человек, который что-то умеет» в поединке до пяти уколов вынес первого из нас меньше чем за минуту. Еще через четверть часа я гордился тем, что сумел отбить одну его, хочется верить, серьезную атаку. Это были чистые инстинкты: я успел два раза взять защиту, чужая шпага прочертила царапину по сетке моей маски, и через секунду я понял, что не слышу писка электронной системы.

Те же двести лет назад я наверняка бы оценил свое везение еще выше. Но и без того избежать неминуемого поражения — это тоже удовольствие.

Виолетта Колобова , чемпионка Европы

— Каждый свой бой я стараюсь завершить уколом в стопу или бедро. Можно считать это пижонством, можно — коронным приемом. Но такой свой фирменный знак, мне кажется, есть у каждого фехтовальщика. Если я разыгрываю долгую комбинацию, со множеством подготавливающих действий, и она успешно завершается таким уколом — это наивысшее наслаждение в бою.

Но настоящим пижонством у нас считается уколоть в защитном действии через первую или девятую защиту. Это очень координационно сложное действие, далеко не каждый вообще это умеет, делать это хорошо вообще могут единицы. Я не знаю, насколько обидно получить такой укол — мне редко его наносили, но сама я очень люблю так делать. Первый раз такой прием выполнила Татьяна Логунова, которая специально отрабатывала его с тренером. Теперь тот же тренер работает со мной, и у меня тоже иногда проходит этот прием.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Я всегда считал, что во время поединка могу распознать родственную душу. С рапирой в руке каждый становится таким, каков он есть на самом деле»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 5

К концу второй недели у меня появляется любимый прием: нужно, улучив момент, движением сверху вниз своим клинком заплести шпагу соперника, отвести ее чуть в сторону и нанести укол. Честно говоря, этот прием — единственный, который я могу провести в атаке осмысленно и подготовив все как следует.

С защитой все более-менее понятно. Ты можешь сделать шаг назад и отвести оружие противника в сторону. Для нашего начального уровня этого хватает. Но нам четыре занятия подряд говорили, что после защиты должен быть ответ. И чем больше поединков, тем меньше находится сил на ответ. И тогда ты идешь вперед и скорее всего нарываешься на «защиту-ответ».

На следующий день у нас был командный турнир. Каждый из нас провел по четыре боя. Два из них я проиграл именно так.

Но два других же выиграл!

«В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

В период расцвет длинного меча, как основного вида клинкового холодного оружия, в Европе существовали две большие "школы фехтования" - итальянская и немецкая, которые оставили нам письменные источники информации с описанием различных приёмов и техник.

"Итальянская школа" фехтования длинным мечом была представлена двумя дошедшими до нас манускриптами - "Flos Duellatorum" (1409 год) за авторством Фиори де Либериа, и "De Arte Gladiatora Dimicandi" (1482 - 1487 гг.), вышедшая из под пера Филиппо Вадиса.

Де Либериа в своей книге представил семь линий атаки и принципы "искусства меча" - фехтовальщик на мечах должен быть быстрым, как тигр, зорким, как рысь, храбрым, как лев и стойким, как слон.

Самый существенный вклад в развитие фехтования длинным мечом внесли именно немецкие мастера. Дело в том, что с XV века в Германии начинают бурно развиваться свободные города. Города и их граждане создавали всё большую конкуренцию для знати и были вынуждены часто отражать нападения феодалов и их разбойничьих отрядов. Свободных граждан император наделил рядом привелегий, к которым также относилось и ношение меча. На основании этого нового самосознания и необходимости защищать свои права, возник невиданный до того спрос на занятие фехтованием и соответственно на преподавателей искусства фехтования (примечательно, что почти все знаменитые фехтовальщики того времени вышли именно из средних классов общества).

До наших дней дошли имена таких прославленных мастеров фехтования, как Йоханесс Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер, Ханко Дёбрингер, Зигмунд Рингекк, Юде Отт, Паулус Калла, среди которых имя Лихтенаура и Тальхоффера стоит выделить особо, так как именно их работы сейчас являются наиболее известными.

Йоханнеса Лихтенаура можно по праву считать основоположником системы фехтования длинным мечом, в том смысле, что он за свою жизнь объездил множество европейских стран, чтобы повсюду у различных мастеров изучить искусство владения длинным мечом (об этом мы узнаём из описания священника Ханко Дёбрингера). Из своих знаний, накопленых за долгие годы странствий, Лихтенауэр создал систематическое учение и сформулировал его в зашированных рифмах. Наиболее ранняя из дошедших до нас стихов-памяток Лихтенаура была создана в 1389 году, его учеником Дёбрингером. Это учение стало началом "немецкой школы" фехтования длинным мечом. Традиции заложенные Лихтенауэром просуществовали более 250 лет и оказали влияние даже на второго выдающегося немецкого мастера Ханса Тальхоффера, издавшего в 1443, 1459 и 1467 гг. свои знаменитые труды.

Хотя система Тальхоффера основана на работе Лихтенауэра, он не только продолжил его традицию, но и развил свои собственные подходы. У Тальхоффера, наряду с описанием различных приёмов, можно найти такие аспекты, динамика движений, приёмы восстановления физической силы, а также учение о питании, можно сказать, что это был первый научный труд о физической культуре.

Некоторые приёмы фехтования длинным мечом

Наглядно фехтование длинным мечом можно рассматривать как разнообразну, но завершонную смесь ударов мечом, ударов ногами, удушающих захватов и бросков. У Лихтенауэра мы находим 17 основных приёмов, к которым наряду с пятью рубящими ударами:

  • яростный удар;
  • садящийся удар;
  • поперечный удар;
  • косой удар;
  • удар по голове;

добавлялись четыре основные оборонительные позиции:

  • бык - высокая горизонтальная указывающая;
  • плуг - "закрытая" срединная;
  • глупец - низкая срединная;
  • крыша - высокая срединная.

Стойка с длинным мечом - бык и правосторонний бык

Бык и правосторонний бык (Finestra или "окно" в итальянских школах) - острие направлено в лицо противника. Клинок удерживается гранями вертикально, рукоять за головой, так же как часто просто над ней.

Плуг - Переходить в нее лучше, делая один небольшой шаг ногой. У этой стойки есть несколько вариаций.

Глупец получается путем опускания острия и рук. Делайте шаг ногой (вперед или назад) при переходе. Эта стойка называется также "срединная железная дверь".

Крыша - поднять руки с оружием вверх (держать под углом примерно 45 градусов, не горизонтально). Удобно выполнить шаг ногой при переходе в нее.

" data-img="https://youtu.be/KA7kVNyLKM4" href="https://youtu.be/KA7kVNyLKM4">

Смена стоек - Джон Клементс (video)

Каждая из этих четырёх стоек позволяет переход в любую другую и, таким образом, они являются базовым тренировочным упражнением.

" data-img="https://youtu.be/RJwmiGOZO-g" href="https://youtu.be/RJwmiGOZO-g">

Защиты с длинным мечом - Джон Клементс (video)

Основная тактика Лихтенаура формулируется выражением "вперёд назад". "Вперд" означает, что нужно атаковать противника до того как он ударит сам, и вынудить его на отход, если это невозможно, то ждать его атаки. Атаку также отражают ударом - это и парирование и ответный удар одновременно. Инициатива перехватывается, и противника снова принуждают передвигаться.

Фехтование длинным мечом - Agilitas.tv " data-img="https://www.youtube.com/watch?v=AX6-z6mFhT8&width=800&height=600" href="https://www.youtube.com/watch?v=AX6-z6mFhT8&width=800&height=600">

Фехтование длинным мечом - Agilitas.tv (video)

Средневековое фехтование длинным мечом было чем-то большим, чем простая рубка. Многочисленные приёмы использования всех имеющихся частей меча применялись с определённой тактикой, ориентированной в зависимости от выбранной стратегии.

Тренировочный меч

В XIV - XV вв. тренировки с длинным мечом проводились преимущественно на деревянном оружии. Но в XVI веке, на иллюстрациях из учебника Иохима Майера, можно заметить интересный меч, который держат во время тренировок его ученики.

Тренировочный меч XVI века представляет собой длинный меч с узким тупым клинком. Для него особенно характерно сильно расширенное рикассо с выступающими плечами (вероятно такая конструкция помогала лучше парировать удары).



Читайте также: