Бельгия в евросоюзе. Европейский Союз (ЕС): общая характеристика

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом.

Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.

Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.

Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Цели создания Европейского Союза:
  • устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
  • создание валютного союза;
  • унификация ;
  • сближение законодательства.

На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.

Европейский союз — этапы интеграции

Отраслевой союз 1951-1957

За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор , когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран . В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации.

Зона свободной торговли 1958-1968

В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г. , когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — и более высокий , опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.

Таможенный союз 1968-1986

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз , который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний.

Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.

Общий рынок 1986-1992

С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей».

По инициативе Гельмута Шмидта и Валери Жискар д’Эстена с 1979 г. начинает действовать Европейская валютная система (ЕВС), основанная на новой коллективной расчетной единице ЭКЮ, которая представляла «корзину» валют всех стран-участниц.

Экономический и валютный союз 1993 — настоящее время

Маастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции (тема 9). Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

Сложившаяся наднациональная структура управления европейского союза включает в себя:
  • Европейский совет (директивный орган)
  • Европейский парламент (представительный и консультативный орган)
  • Совет министров ЕС (законодательный орган)
  • Европейскую комиссию (исполнительный орган)
  • Европейский суд (судебный орган), Палату аудиторов Европейского союза (контролирующий орган)
  • Европейский центральный банк
  • целый ряд фондов и другие институциональные структуры.

До сих пор наряду с углублением европейской интеграции с успехом идет процесс ее расширения. Отраслевой союз и зона свободной торговли существовали в рамках шести европейских государств. Таможенный союз включал в себя девять стран (ЕС-6) плюс Дания, Великобритания, Ирландия. В формировании Общего рынка приняли участие уже двенадцать стран (ЕС-9) плюс Греция, Испания, Португалия. С 1995 г. участниками Евросоюза являются пятнадцать стран (ЕС-12) плюс Австрия, Финляндия и Швеция. Дальнейшее расширение Союза проходит, главным образом, за счет стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — бывших членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), ориентированных на СССР, и стран Балтии.

К 2007 г. в состав Европейского Союза входит 27 стран:

  1. Бельгия
  2. Германия
  3. Италия
  4. Люксембург
  5. Нидерланды
  6. Франция
  7. Великобритания
  8. Дания
  9. Ирландия
  10. Греция
  11. Португалия
  12. Испания
  13. Австрия
  14. Финляндия
  15. Швеция
  16. Венгрия
  17. Латвия
  18. Литва
  19. Мальта
  20. Польша
  21. Словакия
  22. Словения
  23. Чехия
  24. Эстония
  25. Болгария
  26. Румыния
Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:
  • масштабность расширения;
  • низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  • усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  • приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы.

Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счет прироста ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре 2007 г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолен: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран — участниц. Союз сделал еще один шаг к созданию Соединенных Штатов Европы.

С позиции развития российской экономики продвижение Европейского союза на восток имеет свои плюсы и минусы. Россия выиграет на упорядочении разных условий торговли в странах-кандидатах, снижении таможенных пошлин и цен за транзит. Безусловным минусом является сокращение нашего товарооборота с бывшими странами СЭВ. В общем плане проигрышем является «дистанцирование» стран ЦВЕ от России.

Расширение и углубление европейской интеграции

Даты Этапы
углубления
Даты Этапы расширения

Отраслевой союз (Парижский договор о создании ЕОУС)

Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия (ЕЭС-6)

Зона свободной торговли

Римские договора о создании ЕЭС и образовании Евратома

Страны ЕЭС-6

Таможенный союз ЕЭС

“Валютная змея”

Европейская валютная система (учреждение экю)

Единый Европейский акт

ЕЭС-6 плюс Великобритания*, Ирландия, Дания*

плюс Греция (ЕЭС-10)

плюс Испания, Португалия (ЕЭС-12)

1986-1992 гг. Общий рынок (завершающая стадия)

1993 — по настоящее время.

Экономический и Валютный союз

Вступает в силу Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС) и Европейского валютного союза (ЕВС)

Амстердамский договор о ЕС

Введение наличного евро

Введение наличного евро. Отмена национальных валют ряда стран ЕС.

Рассмотрение договора о Конституции ЕС

1995 г. Плюс Австрия, Финляндия, Швеция* (ЕС-15)
2004 г. Плюс 10 стран (Не входят в состав ЕВС): Венгрия, Кипр (греч.), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (С 1 января 2007 г. словенские толары заменены на евро), Чехия и Эстония (ЕС-25)
2007 г. Болгария, Румыния

История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.

25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

14 июня 1985 года подписано Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан - договор, предусматривающий отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза при одновременном ужесточении контроля на внешних границах ЕС (вступил в силу 26 марта 1995 года).

7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.

К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.

В состав организации входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года в состав Европейского Союза официально вошли Болгария и Румыния.

Институты Европейского Союза:

Высшим политическим органом Европейского союза является Европейский совет . Как совещание глав государств на высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. На сессиях председательствует президент или премьер-министр страны, председательствующей в руководящих органах ЕС поочередно в течение полугода.

Высший исполнительный орган Европейского Союза - Европейская Комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) . Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы.

Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Депутаты объединяются в соответствии с политической ориентацией.

Судебным органом ЕС высшей инстанции является Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ). Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, дает заключения по международным соглашениям.

Европейский Cоюз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Европейский Cоюз был юридически закреплён Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. и вступившим в силу 1 ноября 1993 г. на принципах Европейских сообществ.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Европейского Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Европейский Cоюз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. 18 стран Европейского Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Европейский Cоюз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, «Большой восьмёрке» и «Большой двадцатке». Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский Союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Страны – члены Европейского Союза:

С 25 марта 1957 г. – Бельгия, Федеративная Республика Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция.


С 1 мая 2004 г. – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Кандидаты в страны – члены Европейского Союза: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория. Заявка отправлена: Албания Расцениваются как потенциальные кандидаты, которые еще не подали заявку на членство: Босния и Герцеговина и Косово.

Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании: Нормандские острова: Гернси, Джерси, Олдерни (входит в состав коронного владения Гернси), Сарк (входит в состав коронного владения Гернси), Херм (входит в состав коронного владения Гернси), Гибралтар, Остров Мэн.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра (Португалия), Мартиника (Франция), Мелилья (Испания), Реюньон (Франция), Сеута (Испания), Французская Гвиана (Франция), Сен-Мартен (Франция), Майотта (Франция).

Также, согласно ст.198 (бывшая ст.182) Договора о функционировании Европейского союза, страны-члены Европейского Союза ассоциируют с Европейским Союзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с: Данией – Гренландия; Францией – Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории, Сен-Бартелеми; Нидерландами – Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен, Карибские Нидерланды (Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус); Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии –Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Монтсеррат, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Фолклендские острова, Острова Питкэрн, Тёркс и Кайкос, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных 6 – Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции – до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский Союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 г. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Балканского полуострова, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Норвегия попыталась вступить в Европейское сообщество (позже – в Европейский союз) дважды, и после двух провалов на национальных референдумах Норвегия отказалась от намерения вступить в ЕС. Первый договор был подписан в Брюсселе 22 января 1972 г., а второй договор был подписан на Корфу 24 июня 1994 г.

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 г.: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC – European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom – European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Основные события в истории углубления евроинтеграции:

1951 г. – подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.

1965 г. – подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 г.

1973 г. – первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).

1978 г. – создание Европейской валютной системы.

1979 г. – первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.

1981 г. – второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).

1985 г. – подписание Шенгенского соглашения.

1986 г. – третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).

1986 г. – Единый европейский акт – первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.

1992 г. – подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.

1995 г. – четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).

1999 г. – введение единой европейской валюты – евро (в наличном обращении с 2002 г).

2004 г. – пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).

2007 г. – подписание Договора о реформе в Лиссабоне.

2007 г. – вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.

2013 г. – шестое расширение (присоединилась Хорватия).

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Договорами Европейского Союза являются ряд международных договоров между странами ЕС, в которых излагаются конституционные основы Европейского Союза (ЕС). Ими устанавливаются различные институты ЕС, их процедуры и цели.

Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, действует с 1958 г.) и Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор, действует с 1993 г.) в сочетании образуют правовые основы ЕС. Они также известны как «договоры основатели». С момента их подписания, они были неоднократно расширены, путем внесения поправок. Каждый раз, когда новая страна присоединится к ЕС, вносятся необходимые изменения в договор о присоединении. Дополнительные договоры также могут влиять на изменение некоторой части из основополагающих договоров. Существует также ряд целенаправленных реформаторских поправок.

Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 г. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 г. и вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001 г. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя

Согласно официальному определению главной целью Договора является завершение процесса подготовки к функционированию институтов в рамках Европейского Союза, начатого Амстердамским договором. Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать риски, связанные со вступлением большой группы новых государств-членов.

Реформируются практически все институты Евросоюза. Меняется численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется количество голосов, которое имеет каждое государство-член в Совете ЕС. Одновременно вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум и порог численного большинства, необходимый для принятия решений (обязательна сумма голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление в ЕС).

Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Вводится такая структура судовых инстанций как Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статуса суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Детали изменений, которые проводятся, фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который прилагается к Ниццкому договору и дополняется дальнейшими решениями Совета ЕС.

В 2000-е годы была предпринята попытка ввести в действие Договор о введении Конституции для Европы.

Конституция Европейского союза должна была объединить все предыдущие договоры (за исключением договора Евратома) в единый документ. Она также содержала изменения в системе голосования, упрощение структуры ЕС и увеличение сотрудничества во внешней политике. Договор был подписан в Риме 29 октября 2004 г. и должен был вступить в силу 1 ноября 2006 г., если бы был ратифицирован всеми государствами-членами. Однако этого не произошло: сначала Франция отвергла документ в ходе общенационального референдума 29 мая 2005 г. а затем, 1 июня 2005 г., это сделали и Нидерланды.

Конституция ЕС (полное официальное название – Договор о введении Конституции для Европы) – международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.

Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса – но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г.

29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов Европейского союза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 г. главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах.

Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.

Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой – согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.

Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику – ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (с 2009 г. этот пост занимает Кэтрин Эштон) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны – члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус.

Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна – один еврокомиссар», но с 2014 г. число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.

Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

Разные страны приняли различные варианты ратификации – голосованием в парламенте или на всенародном референдуме.

В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004 г., но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 г. достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» – облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г.

Таким образом, после "периода размышлений" Конституция в её первоначальном виде была пересмотрена и заменена Лиссабонским договором.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 18 государств Союза, образуя еврозону.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами – участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль слияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 г., а официальной целью валютный союз стал в 1969 г. на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 г. страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 г. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 г. были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 гг., в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.

Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств – членов ЕС.

В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 г. предложили создание банковского союза. Цели банковского союза – снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков.

С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 г., а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 г.

Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объёма выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.

ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 г. сеть должна была к 2010 г. покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента.

Другой инфраструктурный проект ЕС – система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 г. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 г. Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой США GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой. В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.

Единая сельскохозяйственная политика – старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 1970-х и 1980-х гг. на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007-2013 гг. доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

Политическое устройство Европейского Союза представляет собой совокупность многочисленных институтов Европейского союза. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно.

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Европейский Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 г., Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС. Европейский совет следует отличать от Совета Европейского союза и от Совета Европы.

Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Европейская комиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Европейская комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Совет Европейского союза (официальное название – Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) – наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Европейский парламент является собранием из 754 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского парламента – законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

В соответствии со статьями 2-6 Договора о функционировании Европейского союза:

Исключительная компетенция:

«Союз располагает исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза»: таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика, сохранение морских биологических ресурсов, общая торговая политика.

Совместная компетенция:

«Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией». «Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию»: внутренний рынок, социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, экономическое, социальное и территориальное сплочение, сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов, окружающая среда, защита потребителей, транспорт, трансъевропейские сети, энергетика, пространство свободы, безопасности и правосудия, общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, научные исследования, технологическое развитие и космос, поддержка развития и гуманитарная помощь.

«Союз определяет условия, по которым государства-члены координируют свою политику»: экономическая политика и политика занятости, общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика.

Вспомогательная компетенция:

«Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах»: охрана и улучшение здоровья людей, промышленность, культура, туризм, образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт, гражданская оборона, административное сотрудничество.

19 сентября 2012 г. главы министерств иностранных дел 11 из 27 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право – учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право – акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. С учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

В европейских институтах официально равноправно используются 24 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, хорватский, чешский, шведский, эстонский.

На рабочем уровне, как правило, используются английский, немецкий и французский.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, целью которых является региональная интеграция. Под Европейской интеграцией понимаютпроцесс производственной, политической, правовой, экономической, (иногда социальной и культурной) интеграции держав, входящих в состав ЕС.

Этапы развития Евросоюза

Стоит отметить, что основным фактором, повлиявшим на создание ЕС, были тяжелые послевоенныегода. В целях объединения Европы и создания мощной коалиции и был задуман Евросоюз.Процесс развития ЕС происходил в четыре этапа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Этап (1948-1966гг). Формирование зоны свободной торговли

В это время шесть стран принимают решение объединиться, с целью улучшения эффективности внутреннего производства. Этими странами были Германия, Бельгия, Италия, Франция, Люксембург и Нидерланды, все они являются частью Западной Европы, поэтому решение было целесообразным. С 1951 года был принят ряд законопроектов, упрощающий торговые отношения между указанными странами. Были отменены пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта. Был установлен единый тариф для торговли в отношении остальных стран. Между странами, входящими в ЕС упростился денежный оборот и обмен рабочей силой.

Этап (1968-1986гг.). Создание таможенного союза

В это время Евросоюз переживает не самые светлые времена. Этот период считается застойным, так как быстрые темпы развития, наблюдаемые вначале, серьезно замедлились. ЕС стал уступать в темпах роста экономики таким странам, как США и Япония. Однако именно в это время был сформирован Таможенный союз, упрощающий систему торговых отношений между странами участницами. В 1973 году, в ЕС вступило еще три страны: Великобритания, Дания и Ирландия. Через пять лет была создана (ЕВС), главной валютой которой стал Экю. Именно в это время интеграция стала затрагивать, в том числе кредитную и валютную сферы, промышленность и науку.

Этап (1987-1992гг.). Создание общего рынка и интеграция внешней политики

Знаменит созданием Договора о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года, в котором говорится о создании единого гражданства ЕС, которое может существовать наравне с обычным основным гражданством. В этот период государства договариваются о ведение единой внешней политики в отношении друг друга, разрабатываются методы борьбы с преступностью, а также интегрируются все остальные сферы. Разработана и внедрена новая, едина – Евро. Для СССР этот период значим подписанием договора о сотрудничестве между ЕС и СССР.


Этап (1987-2000гг). Усиление политической и экономической интеграции

В состав Евросоюза входит уже 15 государств, Евро используется только для безналичных расчетов,а с 2002 года, она становится единственной волютой, которой осуществляют расчет, в том числе и наличный. Все более совершенствуются и укрепляются внутренние политические и экономические процессы между странами-участницами.

Европейский Союз сегодня

На сегодняшний день как уже было упомянуть в ЕС входит 28 стран, это уже устоявшаяся и полностью сформирована организация со своими органами власти и управления, основная цель которых надзорная функция. Для контроля за деятельностью стран - участниц был создан Суд Европейских Сообществ, как высший судебный орган власти, регулирующий любые вопросы не только между ними, но и между странами и Евросоюзом. Для проведения международных расчетов были созданы европейская счетная палата, Единый Центральный Банк, Европейский Комитет регионов и это не весь перечень политических и финансовых органов.

Сегодня Евросоюз – это полноправный участник экономических отношений, оказывающий свое непосредственное влияние на многие политические отношения. Будучи субъектом международного права, ЕС имеет право заключать договора и участвовать в международных отношениях. По всему миру располагаются представительства Евросоюза, также они есть в каждой крупной организации, к примеру, в ВТО, Большой восьмерке, НАТО и т.д.

Требования к странам для вступления в ЕС

В 1995 году в Копенгагене был разработан перечень требований к странам, выразившим желание вступить в Евросоюз. В них говориться об обязательном наличии в стране демократических основ, принципов свободы и правового государства. Обязательным условием является наличие конкурентной рыночной экономикии признание стандартов ЕС. Стана, пожелавшая вступить в Союз должна разделять политические и финансовые взгляды Евросоюза.


Стоит заметить, что не все страны выражают желание вступить в ЕС. Есть страны, которые не раз отвергали подобное предложение. Так Норвегия отказала Евросоюзу в 1972 и 1994 годах. В Дании на референдуме было решено войти в состав Союза, однако, население отказалось переходить на Евро, поэтому кроме него до сих пор в обороте Датские Кроны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Название:

Европейский союз, Евросоюз, ЕС, EU

Флаг/Герб:

Статус:

региональный экономическое и политическое союз государств

Структурные подразделения:

Еврокомиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) - высший орган исполнительной власти Евросоюза. Имеет также производные законодательные полномочия. Председатель КЕС также входит в Совет глав промышленных государств.

Деятельность Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 25 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 25 стран-членов.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств.

Официальные языки:

английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский

Страны-участницы:

Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния

История:

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы - организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

1952-58 - Европейское объединение угля и стали.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom - European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC - European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский Союз происходил путём одновременной структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского Союза) с 6 до 25 государств (расширения союза государств).

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию - Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС - гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

1973 - 9 стран-членов. Присоединяются Великобритания, Дания (с Гренландией, но без Фарерских островов) и Ирландия. Гренландия вышла из организации в 1985.

Первая попытка в 1961-1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966-1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).

1981 - 10 государств-членов. Вступает Греция.

1985 - Из ЕЭС выходит Гренландия. 1986 - 12 государств-членов. Вступают Испания и Португалия.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Закон о единой Европе (Single European Act).

В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза.

1990 - Объединение Германии. 1995 - 15 государств-членов. Вступают Австрия, Финляндия и Швеция.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

2004 - 25 государств-членов (EU-25). В 2004 членами ЕС становятся Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.

9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППП - примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении (). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза.

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза фактически неработающим оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. В нынешней ситуации, если в любой из 25-ти стран референдум или парламентское голосование по проекту Конституции ЕС провалится, то весь Евросоюз может остаться без основного закона.

1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза - вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский Союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что ко власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая европейским стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

Примечания:

Далеко не все страны Европы намерены участвовать в европейском интеграционном процессе. Дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о вступлении в ЕС население Норвегии. Следующий референдум по вступлению в ЕС состоится в этой стране не ранее 2007.

Не входит в состав ЕС Исландия.

В соответствии со своей Конституцией является нейтральной и не входит ни в какие блоки Швейцария, которая, однако присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007.

Малые государства Европы - Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино не являются членами ЕС.



Читайте также: