Алма атинская консерватория. КНК им

Режиссер фильма-призера международных кинофестивалей встретился и обсудил картину с земляками

В рамках стартовавшего в кинотеатрах страны показа нашумевшего фильма «Айка» жители Южного Казахстана получили возможность вживую пообщаться с режиссером картины Сергеем Дворцевым и исполнительницей главной роли Самал Еслямовой.

Сначала они представили картину в Туркестане, затем провели несколько встреч в Шымкенте. Киносеансы, до этого проходившие практически в пустых залах, в дни просмотров вместе с Дворцевым и Еслямовой шли при полных аншлагах. Южане не преминули воспользоваться шансом посмотреть своими глазами на звезд теперь уже мирового кинематографа, поговорить с ними, сделать селфи. Перед сеансами и после режиссера и актрису разрывали на части многочисленные поклонники, зрители, журналисты.

Как рассказал Сергей Дворцевой, такие показы до этого прошли в Астане и Петропавловске. Инициатором их приглашения в Южный Казахстан выступила Зинаида Шинжирбаева, бывшая сотрудница газеты «Южный Казахстан». Как рассказала г-жа Шинжирбаева «Курсиву», 11 лет назад она первой из казахстанских журналистов взяла у Сергея Дворцевого интервью после его первой победы в Каннах – получения главного приза конкурса «Особый взгляд» за фильм «Тюльпан».

Между тем именно газета «Южный Казахстан», как говорил сам Дворцевой, сыграла судьбоносную роль в его жизни. В 1990 году, работая в Чимкентском авиаотряде, он увидел в этом издании объявление о наборе на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР) группы из Казахстана. Выдержав конкурс, Дворцевой поехал учиться в Москву. Первая же работа, снятая еще во время обучения в ВКСР, – курсовая короткометражка «Счастье» – получила международное признание.

Неоднократно признававшийся прежде и в этот раз в любви к родному городу, по его собственному выражению, «шымкентец до мозга костей», Сергей Дворцевой отметил, что был очень рад приехать и показать «Айку» на Родине. Предваряя показ, режиссер предупредил земляков, что это не простое зрелище, не развлекательная картина или сериал, а серьезная драма.

О сложном тяжелом характере произведения говорили после просмотра многие зрители. К слову, не все досидели до конца. Впрочем, и не все посмотревшие фильм смогли понять его смысл и адресовали возникшие вопросы непосредственно самому создателю. Режиссеру пришлось выслушивать в том числе откровенно глупые вопросы и реплики – к примеру, почему он не любит женщин. Кто-то предложил снять вторую часть «Айки» – с традиционным хэппи-эндом… Дворцевой реагировал на все с тонкой иронией и пониманием.

«К сожалению, современная публика отвыкла думать, разучилась смотреть серьезное кино, читать серьезные книги, которые заставляют размышлять, – поделился автор картины своим мнением об уровне нынешних зрителей. – А человеку это очень важно делать хотя бы иногда. Потому что иначе, если ограничиваться только развлекательными произведениями, мозг начинает деградировать».

Тем не менее Дворцевой терпеливо объяснял всем желающим «непонятную», по их словам, концовку картины, комментируя, что постичь ее совсем нетрудно. «Разве не понятно, что если героиня начала кормить ребенка, то уже не откажется от него и никому не отдаст?! – риторически вопрошал режиссер. – В этом и есть финал, самое главное».

Напомним, ранее Дворцевой говорил, что «Айка» – это фильм о матери: «Его ключевая идея в том, что как бы ты ни хотел обмануть природу, обойти ее некие законы, все равно природа, Бог, жизнь заставят тебя следовать им. Мать должна кормить ребенка – это базовый закон человека».

То, что происходит с Айкой в конце картины, – женщина, раньше не хотевшая и бросившая ребенка, кормит свое дитя и остается с ним – режиссер определил как очень позитивный финал. «Это фильм – про надежду, про то, что человек, несмотря ни на что, остается человеком, – отметил он. – Героиня вначале вроде как зверек. Но потом становится человеком».

Парадокс в том, что человеком Айка становится благодаря животному. Переломный момент в этом изменении, и это подтвердила сама исполнительница роли, наступает во время наблюдения Айкой сцены кормления молоком детенышей ощенившейся собаки.

В интервью журналистам Самал Еслямова призналась, что как только узнала, что фильм будет посвящен теме матери, ее связи с ребенком, сразу согласилась в нем участвовать. «Я считаю, что самая большая связь, которая есть у человека, это связь ребенка с матерью, – сказала актриса. – Я сама лично чувствую очень большую связь со своей мамой. Несмотря ни на какие сложности, я уверена, что связь между ребенком и мамой не может уменьшиться – она может только усилиться. Это знает и чувствует каждый человек».

«Тема материнства и ребенка актуальна в любой точке мира. Думаю, что это и высокая человечность картины и покорили Канны», – поделилась с корреспондентом «Курсива» Самал Еслямова.

На вопрос о том, как спустя несколько месяцев после триумфа фильма на Каннском и других международных фестивалях автор может объяснить причину высокой оценки работы, секрет ее успеха, Сергей Дворцевой ответил: «Он всех одинаково трогает. Всем попадает в сердце, а люди всегда все чувствуют сердцем. Наш фильм – о человеке. О душе, душе женщины, которую великолепно сыграла Самал».

Назвав Самал бриллиантом и отводя себе роль «огранщика», Дворцевой напомнил, что не искал актрису для «Айки», – фильм делался специально под Самал Еслямову.

Между тем сама Самал поделилась, что ей как нерожавшей женщине, конечно, было сложно играть роль Айки. «Мне помогло наблюдение, обсуждение, разговоры с женщинами, – рассказала артистка. – Училась у родных, близких, знакомых, спрашивала. Все эпизоды были сложными, я должна была передать пластику только что родившей женщины. Все движения были отрепетированы, не было ни одного спонтанного. Сейчас интересно на это смотреть».

А чтобы точно сформулировать, что значит в целом для нее фильм «Айка», должно пройти какое-то время, отметила актриса. «Конечно, так как мы очень долго делали эту картину, однозначно она стала частью моей жизни, частью меня, – сказала исполнительница. – И мы еще не оторвались полностью от этой картины, живем с ней».

Утверждать, что Айка стала ее главной звездной ролью, Самал Еслямова не взялась. «Я же не знаю, какие у меня еще будет впереди роли, – пояснила она «Курсиву». – Но, конечно, я прекрасно понимаю, что таких ролей, когда ты 99,9% в кадре, практически не бывает. Такие роли вообще большая редкость в мировом кинематографе. И я счастливая артистка, потому что мне выпала такая честь. Это – подарок судьбы, и спасибо большое режиссеру за такое доверие».

Как призналась Самал Еслямова, ее жизнь после триумфального шествия «Айки» практически никак не изменилась, разве что появились узнавание и популярность. К слову, в ее поведении напрочь отсутствуют какие бы то ни было признаки звездности. Мировая знаменитость оказалась очень простой в общении, скромной и улыбчивой девушкой.

Говоря о главном посыле фильма, актриса не стала впадать в морализаторство и давать оценку женщинам, оказавшимся в ситуации ее героини: «Жизнь разная, и у каждого человека свои обстоятельства. Но лично я, Самал Еслямова, считаю, что самое большое, высшее, счастье для человека – это ребенок. И если Бог его дал, нужно это счастье ценить и беречь».

Вуз: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
Город: Алматы
Образован : 30 апреля 1944
Цели ВУЗа:
Обеспечение дальнейшего устойчивого развития всех ступеней музыкального образования, т.е. его экономической и социальной эффективности;
Создание модели эффективного, конкурентоспособного творческого ВУЗа мирового уровня на базе Казахской национальной консерватории имени Курмангазы .

– ведущий музыкальный вуз Республики Казахстан, обеспечивающий профессиональную подготовку специалистов в сфере музыкального образования. За годы работы коллективом консерватории был накоплен уникальный опыт подготовки кадров высочайшего уровня, востребованных не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Наш вуз выпустил множество выдающихся исполнителей и деятелей искусств, достойно представляющих наше государство, как в ближнем, так и дальнем зарубежье.


Казахская национальная консерватория имени Курмангазы сегодня - это современный, динамично развивающийся вуз. Основная цель образовательного процесса консерватории – формирование успешного выпускника, востребованного обществом творческого специалиста, способного к саморазвитию и самоактуализации. Выпуск универсального музыканта – вот то, на что направлены сегодня разрабатываемые педагогами учебные, концертные и исследовательские программы и проекты.

К услугам студентов и преподавателей вуза современно оборудованные просторные аудитории, Большой концертный зал, Камерный зал, Малый концертный зал, спортивный, тренажерный залы, читальный зал, классный абонемент, библиотека и медиатека, компьютерные классы, Интернет, телерадиокомплекс, типография, музыкальная мастерская, столовая и многое другое. Общежитие для иногородних студентов располагает 42 репетиториями, читальным и спортивным залами, бытовой техникой и новой мебелью. Студенты консерватории занимаются на новых инструментах лучших японских и немецких фирм (Steinway&Sons, Grotrian-Steinweg, Bluthner, Seiler, August Forster, Yamaha), а также на электронных инструментах для струнного квартета.

консерваторию.

24 июля 1944 года Совет Народных Комиссаров Казахской ССР под председательством Н. Ундасынова постановил с 1 октября того же года на базе музыкально-хореографического комбината (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского) организовать Государственный институт искусств, преобразованный впоследствии в Алма-Атинскую консерваторию по образцу Московской и Ленинградской консерваторий.

В 1945 г. консерватории присвоено имя выдающегося казахского народного композитора ХIX века Курмангазы Сагырбаева.

В годы Великой Отечественной Войны в Алма-Ату из Москвы были эвакуированы выдающиеся деятели русского искусства Г. С. Уланова, Ю. А. Завадский, Н. И. Сац, В. П. Марецкая и многие другие. Их работа в Казахстане существенно повлияла на формирование феномена новой казахстанской культуры, которая за короткий срок сумела усвоить и адаптировать складывающиеся столетиями культурные традиции Европы через призму русской культуры, не утратив при этом национальной самобытности.

Ведущая роль в этом противоречивом и сложном процессе принадлежала Алма-Атинской консерватории. С первых дней своего существования ее деятельность велась по двум направлениям, определяемым воздействием европейского и казахского национального музыкального наследия. Эти две «ветви» консерватории всегда развивались гармонично, были равноценны.

До недавнего времени консерватория была единственным высшим учебным заведением страны, она по праву гордится своими достижениями. Выпускниками консерватории укомплектованы практически все музыкальные коллективы, концертные организации и учебные заведения республики.

Педагоги и студенты консерватории достойно представляют отечественное искусство в США, странах Западной и Восточной Европы, России, Китае, Турции, Египте, Катаре, Иране, Сингапуре, Таиланде, Японии, Южной Корее и других.

Здесь сложилась композиторская школа, представленная такими прославленными именами, как Ахмет Жубанов, Евгений Брусиловский, Мукан Тулебаев, Сыдык Мухамеджанов, Куддус Кужамьяров, Газиза Жубанова, Еркегали Рахмадиев.

Нурсултан Назарбаев отметил, что консерватория все 70 лет сохраняет роль ведущего музыкального учебного заведения страны.

Жания Аубакирова – ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы:

«Мы осознали, что каждый раз автоматически повышаем планку, когда ставим задачи для студентов. Это как в спорте – достигнутый результат заставляет двигаться к еще более высокому. В условиях ежедневного упорного труда вырабатывается настоящее качество. Студенты с первого курса попадают в стремительный поток событий, репетиций, выступлений. Кажется, их личностное и профессиональное «взросление» настает значительно раньше.

Мы не знаем подобных примеров в других странах, когда молодые музыканты, будучи студентами, каждый год большими коллективами выступают во всех регионах страны, а с 2011-го во всех главных концертных залах Казахстана. С 2005-го консерватория регулярно организует концерты своих коллективов, которые с ошеломляющим успехом проходят в крупнейших мировых залах в Европе, Америке, России. Мы часто радуемся успехам студентов-солистов, получающих главные премии на международных конкурсах.

Ежегодно реализуются международные проекты – это несколько научно-практических конференций, фестивалей и конкурсов с привлечением самых знаменитых музыкантов и ученых. Наша консерватория находится и в постоянном, напряженном процессе реформ, как и вся система казахстанского образования. Мы довольно быстро обучаемся новому, одновременно прилагая усилия по сохранению ценного исторического наследия, необходимого для плодотворного творчества».


15 декабря 2016 года в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы была проведена международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования музыки в ХХІ веке», посвященная 25-летию Независимости Республики Казахстан.

Конференция была организована по инициативе кафедры ансамблевого искусства, при поддержке Факультета народной музыки КНК им. Курмангазы.

Как отметила в приветственном слове ректор консерватории — Народная артистка РК, профессор : «На сегодняшний день Консерватория – это мощный творческий и научный центр, флагман музыкального профессионализма в Республике. …Конференция, которую мы сегодня открываем, свидетельствует об актуальности вопросов творческого образовательного процесса, о повышенном интересе к сфере искусства. Мы имеем возможность объединить усилия различных видов деятельности, практики и теории, обсуждая самые важные темы творческого бытования, чтобы сделать научные открытия в этой увлекательной области…».

На пленарном заседании выступили почетные гости из Москвы (Россия): Кирнарская Д.К. — доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе и связям с общественностью Российской академии музыки им.Гнесиных, Журавлев В. – канд. искусствоведения, Советник президента Московского международного Дома музыки, Никешичев М.В. – кандидат психологических наук, профессор кафедры концертмейстерского искусства Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, Заслуженный артист России, из Баку (Азербайджан) Оруджов Ф.Д. – доктор философии по искусствоведению, доцент Азербайджанского государственного университета культуры и искусства, а также видные казахстанские ученые-музыковеды Кузембай С.А. — доктор искусствоведения, член-корреспондент НАН РК, профессор Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова (Алматы), Шегебаев П.Ш. – кандидат искусствоведения, профессор, декан факультета музыки Казахского национального университета искусств (Астана), Джуманиязова Р.К. – кандидат искусствоведения, проректор по научной работе Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (Алматы).

Приветственное слово Раушан Джуманиязовой — проректора по научной работе

Пленарное заседание началось с выступления Кузембай С.А. с докладом на тему «Феномен Великой Степи в казахской музыке (к проблеме национальной идеологии «Мәңгілік Ел»)», где отмечалось, что концепция идеи «Мәңгілік Ел» получила трактовку в психологии народа через его музыкально-поэтическую сокровищницу – в легендах, сказах, эпосе, в деятельности духовных носителей народа – Коркыта, Абыза, Асан-кайгы и др. Она полнокровно воплотилась в богатейшем творческом наследии казахского народа, а так же в искусстве жырау, акынов, в произведениях авторов письменной ориентации. В данном разделе этого научного проекта выявлена и исследована идея «Мәңгілік Ел» на примере поэтических и песенных парадигм, воспевающих любовь кочевника к Великой Степи. Культурно-нравственная ценность данной национальной идеологии заключена в укреплении казахской духовности и в претворении в жизнь заветной мечты народа. Кузембай С.А. подчеркнула, что идея «Мәңгілік Ел» — неиссякаемый источник возрождения и дальнейшего самоутверждения национальной самоидентичности казахского народа, и содержит в себе мощный потенциал для укрепления государственности Республики Казахстан на новом витке истории.

Интересен был доклад Оруджова Ф.Д. о самобытности ашугского искусства и традиции наставничества. В своем выступлении он охарактеризовал творческие особенности мастеров-ашугов, подразделяя их на три группы: мастеров-ашугов, ашугов-исполнителей и народных поэтов, создающих стихи в стиле ашугской поэзии. Автор подчеркивает оригинальность, ценность ашугского творчества, пользующегося любовью и переходящего из поколения в поколение.

Особо хотелось бы отметить доклад проректора по науке КНК им.Курмангазы, канд.искусствоведения, Джуманиязовой Р.К. о казахском музыкознании в контексте мировой музыкальной культуры. Исследователь говорит об очередном переходном периоде в отечественном музыкознании, связанном с объективной сменой поколений, глобальными мировыми переменами, новыми музыкальными явлениями и запросами общества. Особый интерес вызвала диаграмма по сотрудничеству Казахстана с зарубежными странами (Clarivate Analytics InCites), основанной на данных, иллюстрирующих уровень вовлеченности наших ученых в мировую науку и количестве цитирования. Автор подчеркивает, что осознание и артикуляция собственной культурной идентичности возможны только в сопоставлении или противопоставлении другим культурам и приходит к выводу, что отечественное музыкознание, развивающееся сегодня подобно «многовекторной политике» страны, имеет бесспорный потенциал, конкретные задачи и ценность, которая может быть актуальна как для Казахстана, так и для мирового сообщества.

Интерес к истории традиционной музыки всегда остается неизменным, о чем подтверждает выступление Шегебаева П.Ш. на тему «О кобызе, Коркыте и кобызовой музыке», где исследователь приходит к выводам, что заслуга Коркыта заключается не в том, что он первый в истории кочевых народов изготовил музыкальный инструменткыл-кобыз, а в том, что он первый из шаманов-баксы бросил вызов судьбе. Также интересно заключение о том, что Коркыт не был первым шаманом, он стал святым покровителем шаманов-баксы благодаря своей духовной мощи и то, что считается кюями Коркыта, первоначально были небольшими мелодиями-сарынами, которые имели магическую функцию.

Выступление Пернебека Шегебаева

Познавательными были доклады гостей конференции – Журавлева В. «О проблеме создания и важнейших критериях существования музыкально-театрального фестиваля на постсоветском пространстве на примере Зальцбургского фестиваля конца ХХ – начала ХХІ веков» и Никешичева М.В. «Музыкальная интонация как инструмент исследований в практической культурологии». Так, Журавлев В. охарактеризовал основные тенденции фестивальной политики Зальцбурга, отмечая, что подобные примеры должны учитываться при создании фестивальных форумов на всем постсоветском пространстве. Задача создания масштабного фестивального форума видится автору важной и требующей внимания музыкантов и музыкальной общественности постсоветских стран.

Значительное оживление в атмосферу академических выступлений внес доклад Никешичева М.В.

Он рассказал о том, что музыкальная интонация стала ключевым понятием в исполнительской и исследовательской деятельности музыкантов, объединенных в ансамбле солистов Танеевского музыкального общества «Русский Моцартеум». Совместно с А.А.Спиридоновым им была создана новая дисциплина – «Практическая культурология», связавшая музыкально-исполнительскую практику и науку о музыке. Автор считает, что в противовес многочисленным «научным» рассуждениям, названым Г.В.Свиридовым «разговорами под музыку», музыкальная интонация в руках чуткого к ней исследователя может стать действенным и универсальным инструментом, источником доказательных музыковедческих выводов. М.Никешичев привел интереснейшие факты из музыкальных произведений П.И.Чайковского (аналогии со звоном часов), С.Рахманинова, сыграв на рояле некоторые фрагменты и продемонстрировав великолепное туше. Его выступление явилось как бы завершающей кульминацией пленарного заседания, оставив неизгладимое и яркое впечатление у слушательской аудитории.

Выступления докладчиков на пленарном заседании сопровождались обменом мнениями, воспоминаниями маститых ученых-музыковедов.

Далее, после небольшого перерыва, работа конференции продолжилась по трем секциям: «Актуальные проблемы музыкознания», «Вопросы исполнительства и интерпретации: история и современность», «Теоретико-методологические проблемы современного музыкального образования». Следует сказать о большом количестве докладов разной тематики, об участии в конференции представителей из других городов, регионов Республики (Астана, Атырау, Жезказган, Уральск, Усть-Каменогорск, Караганда) и других стран (Россия (Москва, Красноярск), Азербайджан (Баку), Сербия (Белград)), и что отрадно, об участии не только ученых-исследователей (музыковедов, музыкантов-исполнителей), преподавателей (КНК им.Курмангазы, КазНАИ им. Т.Жургенова, КазНУИ, КазГЖПУ, Западно-Казахстанский гос.университет им.М.Утемисова, Азербайджанский государственный университет культуры и искусства, Азербайджанская национальная консерватория, колледжи (Алматы, Караганда, Уральск, Усть-Каменогорск, Жезказган), Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат им.К.Байсеитовой), но и магистрантов, студентов (под кураторством руководителей), что свидетельствует о положительной динамике в развитии различных исследовательских уровней в музыкальной науке.

Отметим, что работа первой секции «Актуальные проблемы музыкознания» была самой продолжительной (из-за наибольшего количества выступлений, сопровождавшихся дискуссией и обсуждениями), что даже перешло границы запланированного времени.

традиционное музыка льное искусство («О критическом освоении музыкального наследия Коркута» Т.А.Коныратбай, «Вопросы метроритма в домбровой музыке» П.Ш. Шегебаев, «Қазақ жыраулық дәстүрі халық қазынасы (жыршылық дәстүрдің қазіргі)» А.Көмекұлы, «Күй өнері және домбыра аспабының шығу тарихы» Т.Т.Тоқжанов, «Религиозные мотивы в песнях Н.Наушабаева» Ш.А.Таткенова, «К проблеме нелинейной природы восточного мышления» П.М.Ахундова-Талыблы (Азербайджан), «О принципах масштабной инвариантности в азербайджанских мугамах» С.Я.Азизова (Азербайджан), «К проблеме жанровой типологии трудовых песен Карабаха» А.Ш.Сафиханова, «Некоторые вопросы возрождения традиционных форм исполнительства в казахской музыке ХХ- ХХІ веков» З.А.Сапенова, «О некоторых особенностях музыкального языка песен Казыгуртской области» Г.Сарымсакова, «Күйшілік мектептердің қалыптасуы мен дамуы» С.Ә.Құдайбергенова, «О структурных и мелодических особенностях мугама «Шуштер»» Н.Р.Мамедов);

творчество казахстанских композиторов («Балет жанрында опералық музыканы іске асырудың ерекшеліктері (Дж.Пуччини операсы мен Ғ.Жұбанованың «Мадам Баттерфляй» балетінің үлгісінде)» Т.Ө.Оспанова, «А.Серкебаевтың «Тілеп пен Сарықыз» балеті: музыкалық тілі мен драматургиясы» Ғ.Д.Калымова, Г.З.Насырова, «Степная легенда Т.Кажгалиева в контексте культуры Казахстана 80-х годов ХХ века» А.А.Тлеубергенов, Е.И.Сапарбаев, «Традиция и современность в творчестве Шамши Калдаякова» А.А.Калдаякова, «Национальные черты хоровых обработок Б.Байкадамова», «О сонате-фантазии для фортепиано А.Меирбекова» И.А.Гавриленко, «Контуры осязаемого» Санжара Байтерекова. На пути в сторону, созвучную времени» Д.Б.Бержапраков, «Основные тенденции развития органной музыки в творчестве композиторов Казахстана» М.Д.Жекенова, «Претворение казахского кюя в современном классическом жанре (на примере «Тулпар» Ляззат Жумановой)» А.А.Жукенова, «Значение импровизационности в произведениях казахстанских композиторов» В.Г.Костин, «Серикжан Абдинуров: национальные истоки в современном прочтении» Ж.Тулькубаева);

творчество зарубежных композиторов («Композитор шығармашылығындағы балаларға арналған музыка және балалықтың бейнесі» Н.Н.Нуридин, «Музыкальный памятник» Георгию Свиридову: творческое приношение Романа Леденева» А.Заозерских, М.М.Чихачева (Красноярск, Россия), «Влияние Карабахской школы искусства ханенде ХІХ века на формирование творчества Хана Шушинского» Б.Велиева (Баку, Азербайджан);

из истории музыкального искусства («Музыка жазудың партитуралық әдісінің пайда болуы» Е.С.Сансызбаев, «Опера барокко: Англия. Г.Перселл» С.В.Мухамеджанова, «Из истории русской вокальной школы» Е.А.Ярославцева, «Из истории развития камерной музыки и становления камерных оркестров и ансамблей Казахстана» Б.С.Халык);

творческие портреты музыкантов («А.В.Молодов и казахстанская хоровая культура» С.Г.Шерметов, «Фатима Балгаева үш ішекті қобыздың кәсіби орындаушысы» З.Ж.Суйекенова);

жанры и формы в музыке («Симфонический кюй как семиотический текст: взаимодействие жанровых моделей» М.Т.Кокишева, Г.А.Бегалинова, «Циклы сюитного типа в системе камерных инструментальных жанров казахстанской музыки на рубеже ХХ-ХХІ столетий» В.Е.Недлина, «Инструментальная миниатюра композиторов второй половины ХХ начала ХХІ веков. Из истории исполнительства» Ш.Ш.Унгарова);

современные тенденции в музыкальном искусстве («Специфика аудиовизуальных решений в авторском кинематографе стран дальнего Востока: к постановке проблемы» Т.С.Сергеева (Казань, Россия), «О перспективах развития научно-исследовательских центров по изучению фольклора (к проблеме сохранения культурного наследия Казахстана)» М.Ш.Мылтыкбаева, «Реализация значимых фундаментальных исследований в музыковедении Казахстана» Г.Ж.Мусагулова, «Массовая культура и современные подходы к популяризации классической музыки» М.К.Омирбекова, «Творчество азербайджанских композиторов в сфере электроакустической музыки» С.М.Мурадова (Баку, Азербайджан), «Оперная классика в современном режиссерском театре» Я.С.Кременцова, «Музыка в видеоиграх как явление музыкальной культуры ХХІ века» Т.Максимчев, «Менеджмент в классической музыке: современные модели арт-рынка» Д.Е.Кешубаева, «Эстрада как феномен культуры» М.Т.Даулетбақ);

проблемы музыкальной терминологии («Қазақтың музыкалық терминологиясының этимологиясы» С.Г.Темиргалиева, Б.А.Кулумбетова);

особенности развития исполнительских школ («Феномен фортепианного исполнительства» А.Романенко, «Исполнительское искусство гавала и азербайджанский аруз» Салах М.А. (Баку, Азербайджан),),

вопросы исполнительства («Импровизация как один из факторов исполнительской свободы» М.В.Иванова, В.А.Осипов, «Вокальная импровизация в джазе» И.Н.Воловикова, «Вопросы интерпретации фортепианного исполнительства на современном этапе» Э.С.Валиева, «О некоторых проблемах современного исполнения мугама» А.М.Исмайлова (Баку, Азербайджан), «Б.А.Төлегенованың «Бұлбұл» романсын орындау ерекшеліктері» Б.Б.Жумаханова, «Төрелер күйшілік өнерінің орындаушылық ерекшеліктері» Ш.Құрманқұлов, «Звуковой образ современного баяна в переложениях С.Ф.Найко на примере «Испанской рапсодии» Ф.Листа» А.Б.Самбуева (Красноярск, Россия) и др.);

проблемы музыкального образования: («Система Гвидо – базовый принцип музыкального развития» В.А.Шевченко, «Роль профессионально-педагогических компетенций в развитии личности педагога-музыканта» А.Б. , «Синергетический эффект: направления его развития в деятельности консерватории им.Курмангазы» Н.У.Багаева, «Музыкалық мектеп оқушыларының музыкалық қабілеттерін дамытудағы дидактикалық ойындардың маңызы» А.Б.Альчимбаева, Ж.Палманова, «Влияние музыкального образования на эмоциональный интеллект» А.С.Кунанбаева, М.Н.Мусаева, А.К.Аденова, «О педагогической подготовке студентов» Л.А.Верткова, «Модель психолого-педагогического сопровождения личности будущего педагога» К.О.Кожамжарова, А.Батырханова, А.Мамбетова, «Английский язык в процессе обучения музыканта-профессионала» А.А.Зобкова, Г.К.Мукушева, В.М.Турсумуратова, «Музыкалық- компьютерлік технологияларды қолдану ерекшеліктері» А.Б.Рузденова, Т.Ә.Қоңыратбай, «Мамандырылған музыкалық мектеп оқушыларының шығармашылық қабілеттерін қалыптастырудағы арт-терапия әдістері» М.С.Дайрабаева, С.С.Байзакова и др.).

По отзывам участников конференции, слушательской аудитории самыми яркими в первой секции были выступления профессоров Т.А.Коныратбая, П.Ш.Шегебаева, А.Көмекұлы, докторанта З.Сапеновой, магистрантов С.Шерметова, Д.Бержапракова, Я.Кременцовой, Н.Нуридина, а также студентов А.Жайсановой, Т.Максимчева.

Так, в докладе «О критическом освоении музыкального наследия Коркута» доктора филологических наук, проф.Т.Коныратбая были поставлены риторические вопросы: откуда появился ранее неизвестный науке источник о Коркуте? Почему до сегодняшнего дня мировой науке, включая филологическую и музыковедческую фольклористику, не были известны кобызовые кюи Коркута? Если мы считаем его общим для тюркоязычных народов личностью, почему его инструментальные наигрыши – кюи не сохранились у генетически родственных народов огузского происхождения – туркмен, азербайджанцев и анатолийских турков?

Автор подчеркивает, что историко-легендарный облик Коркута характеризуется наличием многочисленных факторов, характерных для культуры огузской древности. Поэтому к его музыкальному наследию нужно подходить более взвешенно, научно и аргументированно.

Профессор П.Ш.Шегебаев в докладе «Вопросы метроритма в домбровой музыке» обоснованно утверждает, что для правильного понимания ритмических закономерностей домбровой музыки недостаточно оперирования только нотным материалом, пусть даже тащтельно выверенным. Для объективного описания метроритмических закономерностей кюев необходимо учитывать органологические свойства инструмента, особенности игры на нем.

Интересным было выступление магистранта Шерметова С., посвященное творческой деятельности дирижера-хормейстера А.В.Молодова. В своем докладе он отметил, что А.Молодов внес существенный вклад в развитие казахстанской хоровой культуры, обобщая достижения предшественников и чутко улавливая современные ему тенденции. Его творчество было и остается живым источником, позволяющим прикоснуться к лучшим традициям казахстанской хоровой культуры и исполнительства. Пути и перспективы, которые открываются в результате творчества А.Молодова, как отмечает магистрант, еще предстоит оценить.

Слушателям очень понравилось выступление магистранта-композитора Бержапракова Д. «Контуры осязаемого» Санжара Байтерекова. На пути в сторону, созвучную времени», где отмечается, что в этом произведении отчетливо прослеживается тенденция, характерная для современного искусства: тембр становится одним из ведущих компонентов и выступает в качестве формообразующего, темообразующего и стилеобразующего фактора, и самое главное, в этом произведении проявляется симбиоз двух культур — Запада и Востока.

Проблема защиты и сохранения классического оперного наследия, как подчеркивает в своем докладе «Оперная классика в современном режиссерском театре» Я.В.Кременцова, естественным образом включается в актуальную и глобальную проблему экологии культуры, связанную с сохранением, защитой веками накопленных духовных ценностей человечеством. Не секрет, что современные режиссеры, придумывая что-то оригинальное, часто идут не «вглубь» авторского текста: «осовременивая» его, они, фактически, приводят к искажению сути замысла автора. Как считает докладчик, режиссеру, взявшемуся за постановку классической оперы, следует осознавать свою ответственность, чувствовать границы своей фантазии и воспитывать художественный вкус широкой аудитории.

Очень интересны были выступления Мухамеджановой С.В., Недлиной В.Е., Сапеновой З., Саримсаковой Г., Нурасыл Н., Максимчева Т., Заозерских А. и многих других.

После завершения работы в трех секциях, был проведен «круглый стол» под руководством проректора по науке Джуманиязовой Р.К.

Здесь были выслушаны сообщения модераторов, отмечены лучшие доклады, а также мнения и впечатления гостей, участников конференции.

Следует отметить высокую оценку, которая была дана организаторам, участникам проведенной конференции и единогласно признана всеми.

Конференция завершилась ярким, впечатляющим концертом.

,

Читайте также: