160 мм самоходный миномет. Отечественные миномёты в послевоенный период

Во время второй мировой войны ни одна армия мира не имела столь мощного миномета, как МТ-13. В Советском Союзе минометами этого типа с 1943 года оснащались тяжелые минометные бригады, входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва РГК. В каждой бригаде имелось три дивизиона, вооруженных 12 минометами каждый. Все эти минометные подразделения успешно использовались в наступательных операциях Красной Армии до самого конца войны.
История МТ-13 началась в 1940 году, когда для частичной замены дивизионных гаубиц ГАУ объявило конкурс на создание более дешевого 160-мм миномета, предназначенного для разрушения укреплений противника на небольшой дальности стрельбы.
В 1941 году все опытные образцы доставили на полигон. И в результате испытаний были отобраны две системы, разработанных конструкторскими бюро И. Г. Теверовского иБ. И. Шавырина - создателя лучшего в мире 120-мм полкового миномета. Все остальные образцы либо вышли из строя после 5-8 выстрелов. По результатам испытаний предпочтение было отдано системе Теверовского - говорят, что председатель конкурсной комиссии Николай Николаевич Воронов приказал напоследок прокатить миномёты по двору силами расчётов. Миномёт Теверовского двое солдат чуть ли не бегом протащили миномёт по двору, а образец Шавырина расчёт так и не смог сдвинуть с места. При разработке миномета большого калибра конструкторы столкнулись с целым рядом проблем. Так, дульное заряжание орудия было невозможно, поскольку 49-кг мину необходимо было поднять на высоту около 3 м. Поэтому заряжался миномет с казенной части: поворотом рукояти ствол отклонялся вниз, а затем, под тяжестью мины, сам возвращался в исходное для стрельбы положение. Переносить вручную орудие весом 1170 кг также было нельзя, и Теверовский, при сохранении опорной плиты, оборудовал лафет миномета колесным подрессоренным ходом. На лафете монтировались подъемный и уравновешивающий механизмы и прицельные приспособления. Стрельба велась оперенными осколочно-фугасными минами весом 40,9 кг, довольно эффективными при разрушении различных полевых укреплений противника, деревянных и кирпичных зданий в черте города.
Теверовский достиг успеха ещё и потому, что удачно совместил в своем образце достоинства и мортиры, и миномёта. Он сразу отказался от идеи переносного орудия и впервые в мировой практике поставил миномет на неотделяющийся в боевом положении колесный ход. Он сохранил главную конструктивную особенность миномета - опорную плиту, делающую ненужными противооткатные устройства и передающую огромную силу отдачи на грунт. Он применил мортирный метод заряжания с казенной части, сделав отделяющийся казенник и качающийся ствол. Достаточно было одного поворота рукоятки - и ствол занимал горизонтальное положение. После того как мина была дослана в ствол, он под действием ее веса возвращался в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание - извечный недостаток классических минометов. Если по каким-либо причинам мина не вылетала из ствола, то опускание в него второй мины приводило к немедленному разрыву ствола.
В 1943 году на Урале был изготовлен опытный образец 160-мм миномета, получившего индекс МТ-13. Разработка получила одобрение И. В. Сталина и 17 января 1944 года была принята на вооружение 17 января 1944 года под названием «160-мм миномет обр. 1943 г.». 22 января 1944 года приказом Наркомата вооружений производство миномета началось на Тульском машиностроительном заводе (завод № 535) и до конца года было изготовлено 350 миномётов. Всего же с 1944 года по август 1947 года было изготовлено 1557 миномётов МТ-13 трёх основных модификаций.
Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную систему на жестком лафете без противооткатных устройств с колесным ходом, построенную по схеме мнимого треугольника. Большой калибр миномета обуславливал главную проблему - заряжание. Классическое заряжание с дула ствола не могло осуществляться по причине его высоты - 3 метра. Заряжание производилось с казённой части, для чего был применен качающийся ствол, который в момент заряжания приводился в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал мину и вручную досылал ее в канал ствола. После того как мина была дослана в ствол, он под действием ее веса возвращался в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание - извечный недостаток классических минометов.
Устройство мины было подобно обычным 82-мм и 120-мм советским минам. Двенадцатиперая 160-мм фугасная мина Ф-852 весила 40,865 кг и содержала 7,78 кг разрывного заряда. Взрыватель головной ГВМЗ-7. Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13 от всех других отечественных минометов служила короткая гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины. Гильза была введена для обтюрации пороховых газов при выстреле.
Первым боевым испытанием для МТ-13 стала Курская битва . Его применение произвело на немцев ошеломляющее впечетлеие, и те, приняв артобстел за воздушный налёт, начали палить из зениток в пустое небо.
Боевой опыт подтвердил ожидания создателей миномета. Тяжелые мины этого орудия разрушали прочные дерево-земляные и каменно-кирпичные сооружения полевого типа, деревянные и кирпичные здания и сооружения, приспособленные противником для обороны в населенных пунктах. 160-мм:минометы образца 1943 года с успехом подавляли и уничтожали живую силу противника и его огневые средства.
Летом 1945 года была произведена первая модернизация миномета. В новом миномете, получившем название МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм, а дальность стрельбы до 7400 м. Однако ограничились изготовлением 4-х опытных образцов. В серию пошел конкурент - 160-мм миномет СКБ-21, как более дальнобойный и простой в эксплуатации.


160-мм миномет был принят на вооружение Красной Армии в 1943 году, отсюда его обозначение «160-мм миномет образца 1943 года». Первоначально он рассматривался как средство непосредственной огневой поддержки, выпуск которого требует минимальных производственных мощностей; однако вскоре выяснилось, что это весьма удачная система. После окончания Великой Отечественной войны в конструкцию миномета были внесены изменения, в том числе был установлен более длинный ствол; в результате получился 160-мм миномет М-160.

160-мм миномет М-160 образца 1943 года — видео

Одно время широко использовавшийся на самом разном уровне пехотными частями Советской Армии и армий государств - участников Варшавского пакта в качестве основного средства огневой поддержки. В настоящее время М-160 в армиях - наследницах Советской Армии остался на вооружении лишь в горнострелковых дивизиях, где максимально используется его основное преимущество - малый относительно прочих артиллерийских систем вес.

160-мм миномет М-160 имеет длинный гладкий ствол - настолько длинный, что приходится использовать механизм заряжания с казенной части. Для заряжания ствол поворачивается относительно оси в средней
части до горизонтального положения, после чего мина вставляется в казенник с зарядного подноса, поднимаемого двумя членами расчёта из семи человек. После этого ствол возвращается в положение для стрельбы. При транспортировке М-160 буксируется легким грузовиком или гусеничным тягачом за буксировочное приспособление на дуле. При стрельбе миномет остается на колесном лафете.


Миномет М-160 позволяет вести огонь минами только одного типа, фугасными. Стандартная фугасная мина - выпускаются две похожие модификации - весит 41,2 кг; максимальная дальность стрельбы составляет 8050 метров. Более поздняя модификация, имеющая более вытянутый корпус из стали (а не литой из чугуна), имеет дальность стрельбы 8500 метров и чуть легче - она весит 40 кг. Боевая скорострельность составляет от двух до трех выстрелов в минуту. Имеется семь различных типов метательных зарядов - один основной, а также дополнительные общим числом до шести.


Тактико-технические характеристики миномета М-160 образца 1949 года

Фото миномета М-160

Советский 160-мм дивизионный миномет М-160 образца 1949 года – артиллерийская крупнокалиберная казнозарядная система, поступившая на вооружение советских мотострелковых дивизий. Основное предназначение орудия – уничтожение хорошо укрепленных долговременных и полевых укреплений в полосе фронта, скопления живой силы и военной техники противника на закрытых позициях. Основной поражающий эффект достигается за счет ведения огня по круто навесной траектории и использовании мин большой мощности.

Разработка орудия и серийное производство

Основной технической базой для создания нового дивизионного миномета стал советский 160-мм миномет образца 1943 года. Разработка проекта была поручена коллективу Коломенского СКБ ГА под руководством Б.И. Шавырина. Конструкторы постарались максимально использовать хорошие тактико-технические данные 160-мм миномета, который активно применялся советскими войсками на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

К проверенной конструкции отечественного орудия решили добавить удлиненный ствол, заряжаемый с казны и поворотный механизм, облегчающий процесс заряжания и транспортировки. Буксировка должна будет осуществляться автомобильным транспортом или гусеничными тягачами.

Конструкция нового миномета, создаваемая в условиях конкурса, оказалось успешной. Ввиду высоких баллистических характеристик и огневой мощи, миномет был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением М-160 образца 1949 года. Серийный выпуск осуществлялся до 1957 года на двух предприятиях: на заводах №535 и №172. Всего было изготовлено 2353 шт.

Тактико-технические характеристики 160-мм дивизионного миномета М-160

  • Расчет - 8 человек.
  • Боевая масса - 1470 кг.
  • Начальная скорость мины - до 245 м/с.
  • Угол возвышения - 45-80 градусов, угол горизонтального наведения - 12-50 градусов.
  • Скорострельность: 3 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы - 5100 м.
  • Заряжание производится с казенной части.
  • Основной тип боеприпасов: фугасная мина.
  • Вес фугасной мины - 40,9 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 3-4 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится грузовыми автомобилями ГАЗ-63, ЗиЛ-157.

Советский 160-мм дивизионный миномет М-160 образца 1949 года стоял на вооружении мотострелковых частей Советской Армии до середины 80-х годов. Орудие поставлялось в страны Варшавского договора, на Ближний Восток, на Кубу, во Вьетнам и в Северную Корею. В боевых условиях миномет применялся в ходе многочисленных вооруженных конфликтов второй половины XX века.

Фото

160-мм миномет обр. 1943 г. (МТ-13)
Калибр , мм 160
Экземпляры 1557
Скорострельность , выстр/мин 3-4
Дульная скорость, м/с 140-245
Эффективная дальность, м 5100
Скорость возки по шоссе, км/ч 50
Ствол
Длина ствола , мм/клб 3030
Масса
Масса в боевом положении, кг 1170
Габариты в походном положении
Углы обстрела
Угол ВН , град +45°/+80°
Угол ГН , град 12° (при угле возвышения 45°)
50° (при угле возвышения 80°)
160-мм миномет обр. 1943 г. (МТ-13) на Викискладе

История

Разработка 160-мм казнозарядного миномёта началась в начале 1942 года в НИИ Наркомата вооружений под руководством Г. Д. Ширенина. С 31 декабря 1942 года работы возглавил И. Г. Теверовский. В 1943 году на Урале был изготовлен опытный образец 160-мм миномёта, получивший индекс МТ-13 , в его изготовлении участвовал главный инженер Л.Г. Шершень .

Разработка получила одобрение И. В. Сталина и была принята на вооружение 17 января 1944 года под названием «160-мм миномет обр. 1943 г. ». 22 января 1944 года приказом Наркомата вооружений производство миномета началось на Тульском машиностроительном заводе (завод № 535) и до конца года было изготовлено 350 миномётов. Всего, с 1944 года по август 1947 года было изготовлено 1557 миномётов МТ-13 трёх основных модификаций

Описание

Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную жёсткую систему на жестком (без противооткатных устройств) лафете с колесным ходом, построенную по схеме мнимого треугольника. Большой калибр миномета обуславливал главную проблему - заряжание. Классическое заряжание с дула ствола не могло осуществляться по причине его высоты - 3 метра. Заряжание производилось с казённой части, для чего был применен качающийся ствол, который в момент заряжания приводился в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал мину и вручную досылал её в канал ствола. После того как мина была дослана в ствол, он под действием её веса возвращался в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание - извечный недостаток классических минометов.

Характеристики

  • Минимальная дальность стрельбы, м: 630
  • Максимальная дальность стрельбы, м: 5150

Боеприпасы

Устройство мины было подобно обычным 82-мм и 120-мм советским минам. Двенадцатиперная 160-мм фугасная мина Ф-852 весила 40,865 кг и содержала 7,78 кг разрывного заряда. Взрыватель головной ГВМЗ-7. Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13 от всех других отечественных минометов служила короткая гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины. Гильза была введена для обтюрации пороховых газов при выстреле. Таких крупных минометов как этот не было ни в одной армии мира.

Разработка 160-мм миномета в Советском Союзе была начата еще до начала Великой Отечественной войны. 160-мм миномет рассматривался в качестве дивизионной артиллерийской системы, предназначенной для частичной замены гаубиц 122-мм и 152-мм калибра при выполнении задач по разрушению объектов противника на небольших дальностях стрельбы. Однако сложность создания такого миномета состояла в том, что при использовании хорошо зарекомендовавшей себя в минометах калибра 82 - 120 мм схемы «мнимого треугольника» с заряжанием с дульной части, необходимо было разработать устройство для подачи мины массой более 40 кг на высоту до 3 м для заряжания миномета. Из-за слишком тяжелой минометной мины подобная система неизбежно все теряла свои преимущества перед обычными артиллерийскими орудиями. В 1939 - 1941 годах над проектированием 160-мм и 240-мм минометов параллельно работали КБ четырех предприятий: завод № 7 (г. Ленинград); № 13 (Брянск); № 92 (Горький) и № 393 (Киев).

С начала Великой Отечественной войны работы по созданию нового дивизионного миномета продолжались. В ЦАКБ под руководством Грабина в 1943 – 1944 годах были спроектированы два 160-мм миномета ИС-3 и С-43. В начале 1942 года конструкторы НИИ Наркомата Вооружений СССР под руководством Г.Д. Ширенина разработали 160-мм миномет с казнозарядным заряжанием по схеме реального треугольника. Они удачно совместили в своем образце достоинства мортиры и миномета, сохранив главную конструктивную особенность миномета - опорную плиту, делающую ненужными противооткатные устройства и передающую огромную силу отдачи на грунт и использовав мортирный метод заряжания с казенной части, с отделяющимся казенником и качающимся стволом. С 31 декабря 1942 года работы по созданию этого миномета возглавил И.Г. Теверовский. Он отказался от идеи переносного орудия и впервые в мировой практике поставил миномет на неотделяющийся в боевом положении колесный ход. В начале 1943 года на Урале был изготовлен опытный образец 160-мм миномета, получившего индекс МТ-13, и вскоре он наряду с другим опытным образцом конструкции Б.И. Шавырина (КБ завода № 7) поступил на испытания. По результатам испытаний предпочтение было отдано системе Теверовского, как более простому, легкому и удобному в эксплуатации, и в январе 1944 года, после соответствующих доработок, его принимают на вооружение Красной армии под обозначением «160-мм дивизионный миномет образца 1943 года».

В этом миномете были сохранены все основные элементы обычного миномета: гладкостенный ствол, опорная плита и лафет, однако их конструктивное решение отличалось оригинальностью. Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную систему на жестком (без противооткатных устройств) лафете с колесным ходом. В связи с тем, что большая высота ствола не позволяла заряжать миномет с дула, миномет выполнен казнозарядным. Для открывания ствола при заряжании и запирания его в момент выстрела ствол был разделен на качающуюся часть и казенник. Заряжание производилось с казенной части, для чего использовался качающийся ствол, который после поворота рукоятки в момент заряжания занимал горизонтальное положение, удерживаясь механизмом стопорения. После открывания затвора на полуоси клина ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал мину и вручную досылал ее в канал ствола. После того, как мина попадала в ствол, эта часть ствола под действием собственной массы возвращалась в положение для стрельбы. Так автоматически устранилось двойное заряжание - одна из основных проблем для классических минометов. Казенник в закрытом положении надежно запирал ствол при выстреле и передавал силу отдачи на плиту. Кроме того, казенник служил основанием, на котором осуществлялось качание трубы ствола и стопорение ее при углах заряжания, а также соединение ствола с лафетом посредством пружинных амортизаторов.

Для ускорения освоения миномета в производстве его опорная плита создана на базе опорной плиты штатного 120-мм полкового миномета образца 1938 года. По периметру плиты приваривался стальной цилиндрический обод, упрочненный дополнительными ребрами жесткости. Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13 от всех других отечественных минометов была короткая гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины. Гильза служила для предотвращения прорыва пороховых газов при выстреле (обтюрации). Лафет миномета, являющийся основанием миномета в боевом и походных положения, также имел оригинальную конструкцию. Он имел колесный подрессоренный ход, не отделяющийся при стрельбе. На лафете были собраны поворотный, подъемный и уравновешивающий механизмы, ходовая часть с механизмом подрессоривания, а также прицельные приспособления.

Механизмы наведения позволяли вести стрельбу с углами возвышения от +45° до +80°. Угол горизонтального обстрела составлял 12°. Стрельба из миномета велась двенадцатиперыми фугасными минами весом 48,865 кг на дальность до 5100 м. Взрыватель мины мог быть установлен на осколочное или фугасное действие. Тяжелые мины разрушали прочные дерево-земляные и казенно-кирпичные сооружения полевого типа, деревянные и кирпичные здания и сооружения, приспособленные противником для обороны в населенных пунктах.

Буксировка миномета МТ-13 производилась механической тягой. При этом, впервые ствол стал служить прицепным устройством, поскольку проблему буксировки миномета удалось решить по новому: теперь он прицеплялся к тягачу стволом, на котором крепилась специальная шкворневая лапа. Подрессоренный колесный ход миномета позволял транспортировать его с высокой скоростью до 50 км/ч. Ствол одновременно служил и рычагом, позволявшим вывернуть опорную плиту из грунта, если при стрельбе она зарывалась в землю. Весь боевой расчет повисал на стволе, а если и это не помогало, то на него надевалась шворневую лапу, миномет цеплялся к тягачу, который выдергивал его плиту.

Во время второй мировой войны ни одна армия мира не имела столь мощного миномета, как МТ-13. 160-мм миномет МТ-13 предназначался для подавления и уничтожения навесным огнем живой силы и огневых средств противника.

С 1943 года минометами МТ-13 оснащались тяжелые минометные бригады, входившие в состав артиллерийских дивизий прорыва РВГК. В каждой бригаде имелось три дивизиона (по 12 минометов в каждом). Уже первое же боевое использование 160-мм минометов произвело на противника огромное психологическое воздействие. Выстрелы у МТ-13 были глухими, минометные мины летели по крутой траектории и падали почти отвесно, поэтому при первых же разрывах мин немцы начали подавать сигналы воздушной тревоги. В отзывах, поступавших с фронта, отмечалось, что 160-мм миномет является эффективным средством разрушения всех видов полевых укреплений и надежным средством подавления и уничтожения артиллерийских и минометных батарей противника. Эти минометы с успехом использовались в наступательных операциях Красной армии до самого конца войны, широко применялись в уличных боях в крупных населенных пунктах. Так, вооруженная 160-мм дивизионными минометами МТ-13
8-я отдельная тяжелая минометная Кенигсбергская орденов Кутузова и Александра Невского бригада под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Л.А. Колотилова, с 16 ноября 1944 года по 17 апреля 1945 года, уничтожила 14 танков и САУ, 408 станковых, ручных и зенитных пулеметов, 22 артиллерийских орудия, 4 автомашины с военными грузами, 17 минометных батарей и более 3000 германских солдат и офицеров. Крупнокалиберными минами было разрушено 20 ДЗОТов и 254 каменных дома, оборудованных огневыми точками.

В январе 1944 года производство миномета МТ-13 было освоено Тульским машиностроительным заводом № 535 и до конца 1944 года было изготовлено 350 минометов. Всего же с 1944 года по август 1947 года было выпущено 1557 минометов МТ-13. Этот миномет успешно использовался в Советской армии и в послевоенное время.

Еще летом 1945 года И.Г. Теверовский, который в это время был главным конструктором Тульского завода № 535, начал работы по модернизации своего миномета. Их целью являлось увеличение дальности стрельбы. В новой модели миномета МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм, а дальность стрельбы до 7400 м.

На испытания был представлен еще один 160-мм миномет СКБ-21, созданный в Специальном конструкторском бюро гладкоствольной артиллерии (г. Коломна) под руководством Б.И. Шавырина, который и выиграл конкурс как более дальнобойный и простой в эксплуатации. Его приняли на вооружение под наименованием «160-мм дивизионный миномет М-160 образца 1949 года».

М-160 представлял глубокую модернизацию казнозарядного гладкоствольного миномета МТ-13 на колесном ходу, и также был выполнен по жесткой схеме (без противооткатных устройств). Миномет состоял из: ствола, казенника, станка, стрелы, опорной плиты и шворневой лапы. Для уменьшения действия отдачи при выстреле миномет имел пружинный амортизатор. Ствол также представлял собой гладкостенную трубу, закрепленную в цапфенной обойме и шарнирно соединенную с амортизатором. Закрывание ствола с казенной части осуществлялось затвором, имеющим пластический обтюратор. Станок представляет собой две рамы (верхнюю и нижнюю) штампованной конструкции, шарнирно соединенных между собой. Нижняя рама станка была собрана на боевой оси. Для вертикального наведения миномета служил собранный между кронштейнами боевой оси и верхней рамой станка подъемно-уравновешивающий механизм. Поворотный механизм был собран на рейке, надетой на ось в верхней раме станка. Стрела представляла трубчатую конструкцию П-образной формы, соединенную с боевой осью при помощи кривошипов. На стреле монтировалась лебедка. Миномет имел оптический минометный прицел МП-46 панорамного типа, крепившийся в кронштейне механизма горизонтального прицела. Позже в комплект миномета М-160 был введен механизм досылания мин (для полного досылания мин). Колесный ход от автомобиля ЗИС-151. Подрессоривание - пружинного типа, при стрельбе не выключалось.

При транспортировке М-160 буксировался легким грузовиком или гусеничным тягачом за буксировочное приспособление на дуле со скоростью до 50 км/час. Дальность стрельбы из миномета составляла теперь - от 750 до 8040 м. Углы возвышения ствола при стрельбе: от 50° до 80°, угол горизонтального обстрела без перемещения стрелы и колес при угле возвышения ствола 50° равен + 12°. Скорострельность - 3 выстрела в минуту.

Время, необходимое для перевода миномета из походного положения в боевое (на заранее подготовленной огневой позиции) – составляло не более 6 минут. В боекомплект миномета М-160 входили только фугасные десятиперые чугунные (массой 41,2 кг) и шестиперые стальные мины (массой 40 кг). Обе мины оснащались головным взрывателем, имеющим две установки: на фугасное действие и на осколочное действие. Для стрельбы из миномета М-160 использовались два типа зарядов: полный переменный и дальнобойный.

В 1949 году миномет М-160 был запущен в серийное производство на заводе
№ 535. В 1952 году его производство было перенесено на завод № 172, где продолжалось до 1957 года. Всего с 1949 года по 1957 год было изготовлено 2353 миномета М-160. Дивизионные минометы М-160 использовались в Советской армии вплоть до 1980-х годов.

Годы выпуска – 1943 – 1947 (МТ-13); 1949 – 1957 (М-160)

Всего выпущено – 1557 ед. (МТ-13); 2353 ед. (М-160)

Калибр – 160 мм

Масса в боевом положении – 1170 кг (МТ-13); 1470 кг (М-160)

Длина ствола – 3030 мм (МТ-13); 4550 мм (М-160)

Расчет - 7 человек

Скорость движения – до 50 км/час

Скорострельность – 3 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы - 5100 м (МТ-13); 8040 м (М-160)

Дальность прямого выстрела – 750 м

Углы обстрела:

По горизонтали - при угле возвышения 50° - ±12°; при угле возвышения 80° - ±50°

По вертикали +50° +80°



Читайте также: