Урок первобытные земледельцы и скотоводы. Эпоха неолита

Задание №13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия»

1. Закрасьте древнейший район земледелия

2. Напишите названия рек — Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг

Задание №14. Впишите недостающие слова

Земледелие и скотоводство возникло в Западной Азии более 11 тыс. лет назад.

Первое домашнее животное — это собака .

Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: корова, овца, коза, свинья

Задание №15. Впишите недостающие слова

Новое ремесло — обработка металлов — появилось в Западной Азии около 9 тыс. лет назад.

Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, назывался медь .

Украшения изготавливались из таких металлов, как золото, серебро .

Задание №16. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколько родовых общин, живших в одной местности

Задание №17. Найдите ошибки

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
— Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного и они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь травму и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной»

В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их

а) когда возникло земледелие, люди уже имели облик современного человека, б) родовая община уступала место соседской, в) руководителем общины мог быть только старейшина, г) первые земледельцы пользовались серпами, сделанными из кремня, медь научились обрабатывать намного позже, д) железо не было известно в то время, е) собака была приручена человеком задолго до возникновения земледелия, ж) мамонты к тому времени вымерли

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства

2. Как вы понимаете слово "прогресс"? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

Прогресс - это улучшение в процессе развития.

Появился счет времени

3. Почему, по вашему мнению, появилось неравенство людей?

Потому что каждый считал по-своему год

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы . Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы)

1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад)

2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

3. Как назывался первый человеческий коллектив ?

4. Чем первый человек отличался от животных?

5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и...

6. Каменный век - это...

7. Первые занятия человека - ... и...

8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек..

9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове­ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?

10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов-

11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...

13.Вставьте пропущенные слова:

Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди­лись..., имели... имущество (..., ..., ...).

14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда

15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер­вобытным.

II. Новая тема

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие)

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела­ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше­ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по­селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При­сваивающее)

Во главе родовой общины стоял старейшина .

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста­рейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч­ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте­ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не­му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри­бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо­леть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на­блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала че­ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю­дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро­сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте­пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло скотоводство.

Запись в тетради:

Охота - скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке , бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство - земледелие.

Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название?

Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва)

Щрочитайте третий абзац n. l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой?

Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства?

(С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня­лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото­ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси­лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю­ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплочен­ными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. З, назови­те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли­вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.)

Домашнее задание:

1) Прочитайте §4.

2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22.

3) Выучите понятие «производящее хозяйство».

4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила

Учитель: Время с III тысячелетия до н. э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз.

история древнего мира

Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201)

Древний Восток:

Египет (см. стр. 31)

Вавилон (см. стр. 66)

Китай (см. стр. 101)

Индия (см. стр. 93)

Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32.

Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст­во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям.

На доске:

РОДОВАЯ ОБЩИНА

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА

ГОСУДАРСТВО

«Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так.

Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор.

Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги­пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо­ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го­сударства.

Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть».

Власть - способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей.

Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу­дарства? Кто ею распоряжался?

(В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу­ществляли старейшины, вождь . Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет , уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.)

2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя?

Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно­стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца­ря выполняли чиновники - люди, находившиеся на службе госу­дарства.

3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене­нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества.

(Не было угнетения, никто не заставлял никого тру­диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де­лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко­торым было важным условием выживания.)

Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции:

Объединяет население, проживающее" на определенной тер­ритории, для решения общих дел;

Регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^

Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор­ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА

на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст­ва:

1. Во главе государства стоит царь.

2. Власть царя передается по наследству.

3. Государство имеет свою территорию.

4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему?

5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна.

6. С появлением государства возникла письменность. Она спо­собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т. е. собственности).

Завоевание Персии казалось Александру началом великого пoxo^ {о для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонск о войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. пе идских мальчиков и обучать их военным приемам.

Недовольство македонцев поведением Александра в Египте обос 1илось в Персии, когда царь стал одевать персидские царские одежды. Ср> (и приближенных к Александру появились персы, в то время как быв1ш подвижники отходили на второй план.

Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. И о тал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успех* iii и даже жизнью.

Вдохновителями заговора были объявлены старейший и почитае 1ый македонцами полководец Парменион и его сын Филот, один из храб

командиров македонской конницы. После жестоких пьли был казнен, а Парменион тайно убит по приказу царя.

На пиру в порыве гнева Александр убил своего друга К лившегося упрекнуть своего царя.

Найдите слова Клита в п. 3, абз. 5, стр. 196. Прав ли был л

Прочитайте название п. 4.

О чем оно говорит?

На доске:

326г. до н. э. - Александр достиг берегов реки Гидаспу i территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя \ вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8

Македонская армия одержала победу, но потери были месте битвы царь основал город Никею («победа»), на реке Гидасгп Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от ти).

Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии бь го непокоренных племен, и македонянам приходилось вести оже бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспо строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже было заставить воевать ни угрозами, ни обещаниями, после чего Але! ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столице! империи Александр сделал город Вавилон.

Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там бено.

А огромная империя, созданная им, распалась.

Домашнее задание:

1) Прочитайте §42, ответьте на вопросы к параграфу.

2) Выучите даты.

3) Составьте рассказ о походе Александра Македонского на I

Более 2 миллионов лет люди жили, занимаясь охотой и со-бирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Поэтому охоту и собира-тельство называют присваивающим хозяйством .

Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни — научиться самим производить продукты пита-ния, то есть перейти к производящему хозяйству . Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледелие и скотоводство .

Земледелие и скотоводство возникли одновременно около 10 тысяч лет назад .

Приручение животных и возникновение скотоводства

После потепления на земле, когда были изобретены лук со стрелами, ловушки и капканы, некоторые племена сумели приручить диких живот-ных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь хорошо вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Родовые общины помогали друг другу в трудные вре-мена. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники переста-ли сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокой-ных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров.

А самым первым приручённым животным была собака. Ди-кие собаки старались жить возле людей, сами следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Собаки помогали людям в охоте. Они охраняли стада приручённых жи-вотных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам.

На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захороне-ния. В одном из них нашли дорогое ожерелье.

Возникновение земледелия

Возможно, появлением земледе-лия человечество обязано наблю-дательности женщин. Занимаясь собирательством, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорас-тают, а из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Жен-щины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедоб-ных растений, которые научились выращивать. Например, роди-ной ячменя, риса и чая является Азия, пшеницы — Азия, Африка и Европа, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнеч-ника, какао и тыквы — Америка. Материал с сайта

Земледелие было тяжёлым делом. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Поле рыхлили мотыгой, ко-торая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Древнее земледелие учёные называют мотыжным . Через несколько тысяч лет был изобретён плуг . На смену мотыжному земледелию пришло плужное .

Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте. Рядом с поселениями зелене-ли поля, на лугах пасся скот. Но не все племена на планете од-новременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

Вопросы по этому материалу:

  • Объясните значение слов и понятий: присваивающее хозяйство, произ-водящее хозяйство .

  • Семена дикорастущих растений, то можно вырастить урожай, который обеспечит их пищей на долгое время. Эти люди и стали первыми земледельцами. Они выращивали пшеницу, а также разводили овец и коз, которых им удалось одомашнить. Теперь у них появился постоянный источник пропитания, и им не нужно было кочевать с места на место, охотясь на диких животных (см. статью « «) и собирая съедобные растения. Поэтому они начали строить жилища возле обрабатываемых участков земли, переходя к оседлому образу жизни. В теплом и сухом климате Ближнего Востока на склонах холмов в изобилии произрастала дикорастущая пшеница. Люди собирали зерна пшеницы точно так же, как плоды или орехи. Собранные зерна приносили на стоянку, где их перетирали в муку двумя тяжелыми камнями. По всей видимости, некоторые зерна падали на землю и прорастали рядом с хижинами. Со временем люди заметили, что пшеница вырастает из упавших на землю зерен. Они начали разбрасывать зерна по расчищенному участку земли возле стоянки и ждать, когда из них вырастут колосья пшеницы. Когда урожай созревал, они собирали зерно, обеспечивая себя пищей сразу на несколько месяцев. Чтобы удобнее было срезать колосья, они изобрели специальные орудия, именуемые серпами (см. так же статью « «). Крестьяне делали серпы из осколков кремня, прикрепленных к рукоятке. Рукоятки делались из дерева, челюстной кости животного или же оленьего рога.

    Первые домашние животные

    На Ближнем Востоке жили дикие предки современных овец, коз, свиней и коров. Они и стали первыми домашними животными. Люди охотились на этих животных и иногда приносили маленьких ягнят или козлят к себе в деревню. Со временем эти животные становились ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре деревня обзаводилась целым стадом домашних животных. Крестьяне ухаживали за своим стадом и защищали его от диких зверей. Они пили молоко домашних животных и забивали их, когда им нужны были мясо или шкуры. Так что надобность в охоте для них отпала.

    Деревня земледельцев

    Стены домов возводились из смеси глины и соломы, которая, высыхая на , становилась весьма прочной. Правда, дожди постепенно размывали такие стены, и весной их приходилось ремонтировать. Крыши крыли соломой, которую сверху покрывали слоем глины. Некоторые из домов имели по нескольку комнат, а полы устилались циновками, сплетенными из тростника. Одна из построек выполняла роль зернохранилища, или амбара. Во внутреннем дворике стояла большая печь, сооруженная из высушенной глины.

    Выпечка хлеба

    Во дворе рядом с домом стояла большая печь, в которой женщины пекли хлеб. Эта печь строилась из высушенной глины, а внутри нее разводился огонь. Женщины размалывали зерна пшеницы в грубую коричневую муку. Затем эту муку смешивали с и получали тесто, которое раскатывалось в плоские круглые лепешки. Лепешки укладывали на камни, раскаленные в печи, и в итоге получался тонкий и твердый хлеб.

    1. Потепление на Земле. Около 13 тысяч лет назад в Европе вновь наступило потепление. Ледник таял и отступал на север. Земля освобождалась ото льда. Она покрывалась лесами и кустарниками. Животные, привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли совсем.

    По мере отступления ледника люди также продвигались на север и заселяли освободившиеся земли.

    2. Новые орудия труда из камня и дерева. Первобытные люди продолжали изготовлять орудия труда из камня, кости и дерева.

    Люди заметили, что согнутые гибкие прутья распрямляются с большой силой, и начали изготовлять из них луки. Стрелой, пущенной из лука, охотник поражал животное на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

    Рис. Человек с топором. Древнее изображение.

    Рис. Лодка с гребцами. Древнее изображение на камне.

    Прикрепив заостренный камень к палке, люди сделали топор. Чтобы крепче насадить топор на палку, они просверливали в нём отверстие. Сверлили камень костью, подсыпая на него мокрый песок.

    Работать каменными топорами было очень тяжело. Однако ими можно было не только вырубить кустарник, но и срубить большие деревья.

    Из двух-трёх связанных брёвен делали плот. Это было первое судно человека. Затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев.

    Изобретение лука со стрелами помогло людям перейти к скотоводству, а изобретение топора помогло им перейти к земледелию.

    3. Приручение животных. Поблизости от посёлков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Своим лаем собаки предупреждали жителей посёлка о приближении к нему других животных. Собаки, привыкнув к людям, стали жить в посёлке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя.

    Собака была первым домашним животным — помощником охотника и верным сторожем.

    Охотники, вооружённые луками и стрелами и сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Нередко уже случалось, что у рода было достаточно пищи. Тогда охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в посёлок. Так люди приручили свиней, коз, овец и коров.

    4. Мотыжное земледелие. Женщины, собирая съедобные зёрна растений, сделали замечательное открытие: они заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, вырастает растение, которое даёт новые зёрна. Отсюда возникло земледелие.

    Мужчины топорами расчищали от кустарника участки для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами, перетирали комья земли руками и зарывали зёрна в землю. Такое земледелие называется мотыжным. Оно требовало огромного труда. Целый род мог обработать только небольшой участок земли.

    Посевы нужно было охранять днём и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай.

    Земледелие появилось не одновременно во всех странах. Там, где для него были особенно благоприятные условия — тепло, много воды, плодородные почвы, оно возникло около 7 тысяч лет назад. В других странах оно стало возникать значительно позже.

    Цветная иллюстрация IV. Родовой посёлок древних земледельцев и скотоводов. На картине, на переднем плане слева — женщины жнут колосья костяными серпами; в такие серпы вставлялись острые осколки камня. В глубине картины справа — жилища людей и хозяйственные постройки.

    5. Род и племя. Расчистить участок для посева и оберегать поле от диких животных было непосильно для одного человека. Справиться с этим могла только целая родовая община. Родичи сплотились ещё теснее, чем раньше. Собранный урожай, скот и другое имущество принадлежали всему роду. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины — самые старшие и опытные из родичей.

    Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Всё племя говорило на одном языке.

    Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между родами места для охоты, рыбной ловли и земледелия, разбирал споры между ними.

    Рис. Женщина, растирающая на зернотёрке зёрна в муку.

    Старейшины действовали в интересах всего племени. Поэтому они пользовались общим доверием и всё племя беспрекословно выполняло их приказания.

    Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всего племени.



Читайте также: