Урок окружающего мира "Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в школьный парк" (УМК "Начальная школа XXI века")

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия

2.Развитие внимания и памяти

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи)

4.Развитие общей и мелкой моторики

5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

Оборудование: картинки: «Что происходит с листьями», «Помоги Незнайке», «Лабиринт».

Ход занятий

1. Оргмомент

2. Вводная беседа

Какие времена года знаете?

Назовите осенние месяцы.

Какой первый осенний месяц? Последний?

3. Беседа о первом осеннем месяце (по книге Шорыгиной Т.А. «Какие месяцы в году?»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

А.С. Пушкин

Сентябрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц - сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Осень- художница

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народная пословица.

Вопросы и задания

1.Почему сентябрь называют «златоцветом»?

2.Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

4. Отгадай загадки

Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья)

На потолке, в уголке

Висит сито -

Не руками свито.

(Паутина)

Без рук,

А холст ткет.

(Паук)

5. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Расположи по порядку и составь рассказ по картинкам.

6. Физкультминутка «Мы - осенние листочки»

Мы - осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)

Дунул ветер - мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)

Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)

Полетели, полетели

И на землю сели. (Садятся на корточки.)

Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)

И на землю опустил. (Садятся на корточки.)

7. Продолжение беседы.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)

В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Осень

Закружила осень -

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Вопросы и задания

Какая погода в сентябре?

8. Отгадай загадки:

Маленький Егорка

Упал в озерко,

Сам не потонул

И воды не всколыхнул.

(Лист)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

9. Упражнение «Помоги Незнайке»

Незнайка гулял в парке и собрал вот такой красивый осенний букет, но не знает с какого дерева веточки и листики. Помоги Незнайке определить из веточек и листов каких деревьев собрал букет?

10. Продолжение беседы

В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике - орехи, на болоте - клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок - зимой будет пирожок».

1. Какие плоды созревают в сентябре?

2. Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

11. Отгадай загадки

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

(Гриб)

Маленький Иван,

Костяной кафтан.

(Орех)

У одной матери

Тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

12. Упражнение «Лабиринт»

Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком. Потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка дубовый. И т. д.)


13. Итог занятия

История происхождения месяца сентябрь. Приметы сентября. Поговорки сентября. Пословицы сентября. Народные праздники сентября.

Современное название месяца происходит от латинского September — «седьмой», поскольку первоначально в Древнем Риме год начинался с марта и этот месяц оказывался седьмым. После календарной реформы Юлия Цезаря сентябрь стал девятым месяцем, но название его осталось прежним. В Древней Руси сентябрь тоже занимал седьмое место, когда счет велся от марта — тогдашнего начала года. С XV века он становится первым месяцем, а с 1700 года — девятым.

Исконное славянское название месяца (в Древней Руси) — рюень. Близкие ему сохранившиеся народные наименования (ревун, рувень), производные от глагола «реветь», подчеркивают погодные характеристики сентября и особенности поведения животных: рев осенних ветров и зверей, в первую очередь оленей, у которых начинается брачный период (течка). Другое название сентября — хмурень — тоже указывает на обычную для этого месяца погоду и состояние природы: ночи становятся длиннее и сумеречное время растягивается, небо часто заволакивают серые тучи и идет мелкий осенний дождь. Не зря в народе говорят про эту пору: погода начинает «смотреть сентябрем».

Вообще о сентябрьской погоде немало поговорок, отражающих разные изменения в природе.

Поговорки про сентябрь

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь! («с полуночи», т. е. «с севера»)".

Первый осенний месяц меняет облик леса, поведение его обитателей.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

В сентябре синица просит осень в гости.

Наступающая осень обязывает и людей расставаться с летним образом жизни, переключаться на иные заботы и работы.

В сентябре держись крепче за кафтан.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям (сентябрь загоняет людей в избы).

Зажигай огонь с сентября в избе и на поле (все раньше и раньше темнеет, в поле жгут сухую траву, остатки жнивья).

В сентябре мужика не изба греет, а цеп.

Правда, распространенная поговорка утверждает: Холоден сентябрь, да сыт.

Сиверко, да сытно.

Август варит, сентябрь к столу подает.

Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Сентябрь без плодов не бывает.

Действительно, уже собран урожай, пекутся пироги и хлеб из новой муки, радует обилие овощей и фруктов, да и в лесу еще, как говорят в народе, «живут грибы», на севере России и в средней полосе созрела брусника и поспевает клюква. Для охотников наступает долгожданная пора — осенний отстрел диких птиц, зайцев, откормившихся за лето.

Наблюдательный крестьянский глаз примечал самые разные проявления осени, предсказывая по ним сроки наступления холодов, характер будущей зимы, даже возможные цены на хлеб. Долго удерживаемое за сентябрем представление о начале годового круга делало его, по мысли земледельца, наиболее благоприятным для всякого рода прогнозов, за которыми признавалась особая сила достоверности.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.

В начале сентября появляется «богородицына пряжа» — тенетник (это переселяются маленькие паучки).

Народ примечал: Паутина стелется по растениям — к теплу. Осенний тенетник — на ясную погоду, на вёдро.

Если много тенетника, скворцы не отлетели — осень будет протяжная и сухая.

Много желудей в сентябре на дубе — к лютой зиме.

Если на дубах много желудей, ожидай много снегу перед Рождеством.

Сентябрьские частые и сильные туманы, особенно без ветра, причиняют людям различные болезни.

Сентябрь славен кратким «возвратом лета» — теплыми солнечными днями, обязательно вклинивающимися в непогодье. Такие дни называются бабьим летом. Обычно бабье лето приходится на неделю с Семенова дня (14/1 сентября) до Рождества Богородицы (21/8 сентября), но может длиться дольше и распадаться на два-три периода. Утверждают, что в некоторые годы случается три бабьих лета — молодое, среднее и старое.

Бабьему лету особенно радовались женщины: С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы.

В самом деле — приход первых холодов и сокращение светового дня заставляло больше времени проводить в избах, переходить к традиционному женскому рукоделию: начинались посиделки, засидки, вечерки — когда несколько женщин собирались вместе в одну избу и занимались пряжей, вязанием, шитьем и т. п. В разных местностях открытие посиделочной поры приурочивалось к разным дням сентября, что объясняется и сложившейся традицией, и типом хозяйства, и, конечно, климатическими условиями.

Научить детей распознавать признаки осени, находить изменения в природе в осеннее время; развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; познакомить с осенними праздниками; прививать любовь к природе через поэзию, художество, музыку.

Планируемые результаты : выучить главные особенности осени, грамотно описать иллюстрацию с осенним пейзажем, используя эпитеты и сравнительные обороты, выучить осенние праздники и приметы каждого месяца.

Оборудование: картинки с изображением природы осенью, композиция П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь».

Предварительная работа: подготовить репродукции, композицию.

План урока:

I. Организационный момент.

II . Повторение ранее изученного, проверка домашнего задания.

III . Сообщение темы и целей урока.

IV . Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI. Закрепление новой темы.

VII. Итог урока.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина С. Андрияка "Золотая осень". Поезд Красноярск-Москва" , 1983, бум., акв., 10х14

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие с детьми, проверка готовности к уроку.

II. Повторение. Закрепление знаний, полученных на прошлом уроке, проверка домашнего задания. Оценивание активных учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока. На доске висят картинки с изображением осени. Учитель предлагает рассмотреть их и самостоятельно определить тему сегодняшнего занятия. (осень) Правильно, сегодня мы будем говорить о прекрасной поре года - осени.

IV. Новый материал.

Осень наступила

Урок начинается с того, что учитель предлагает детям закрыть глаза и прослушать композицию П. И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь». При этом тихим голосом прочитать стихотворение Алексея Плещеева «Осень».

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Учитель просит открыть глаза и проводит коллективное обсуждение о том, что представляли дети во время прослушивания. Далее рассматривая иллюстрации на доске детям даётся задание придумать имена для осени? (золотая, пёстрая, разноцветная, жёлтая, многогранная, цветная, урожайная, бархатная, глубокая, ранняя, поздняя). Молодцы, а кто может перечислить осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь) Определите, какому месяцу соответствуют картины на доске? (картинки необходимо подбирать, чтобы на них чётко рассматривались особенности каждого месяца)

Осенние месяцы

Сентябрь

Лето кончилось привольное,

Наступает время школьное,

И по правде говоря,

Он любимый и желанный,

Долгожданный, долгожданный

Звонкий праздник сентября!

Итак, первый месяц осени - это сентябрь. А кто расскажет, по каким признакам это можно определить? (день становится короче, деревья «переодеваются» в жёлтые наряды-листья, в лесу люди собирают орехи и грибы, а на огородах овощи)

Какие праздники отмечают в сентябре? (1 - День знаний, 8-Международный день грамотности) Кто знает приметы про осень?

  • В сентябре огонь и в поле, и в избе;
  • В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина;
  • В сентябре синица просит осень в гости;
  • В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Октябрь

Чтение стихотворения Михаила Садовского "Октябрь"

Листья опали,

Птицы пропали,

Всё, что цвело

Притаилось в опале.

Заняты норы,

Замерли споры,

Заиндевели утром заборы...

Что же так сладко в этой поре,

В сердце сжимающем нам октябре?!

Какие отличительные особенности можно отнести к октябрю? (деревья стоят без листьев, птицы улетели в тёплые края, появляются первые заморозки)

О каких октябрьских праздниках помните? (Международный день музыки, День учителя, Международный день Врача)

Знаете ли вы приметы про октябрь?

  • Октябрь — месяц близкой пороши;
  • Октябрь ни колеса, ни полоза не любит;
  • Октябрь плачет холодными слезами;
  • Октябрь развезет — ноябрь подберет;
  • Октябрьский гром — зима бесснежная.

Ноябрь

Чёрный лес

Неотразимый

Прорисован до корней,

За ноябрьским предзимьем

Снега ждёт душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белых плясок хоровод,

За терпенье и печали

Долгожданный Новый год!

Задаются вопросы:

Что можно рассказать о ноябрьских днях? (Стало заметно холодно, появляется первый снег, короткий день, рано темнеет)

Какие праздники в этом месяце? (День милиции, Всемирный день ребенка, День буквы "Ё")

Какие приметы есть про ноябрь?

  • Ноябрь — ворота зимы;
  • Ноябрь — сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной батюшка;
  • Ноябрь — сумерки года;
  • Ноябрь пригвоздит — декабрь намостит;
  • Ноябрьские ночи до снега темны.

V Физминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложили назад,

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

Далее предлагается провести игру. Учащиеся делятся на две команды. Дети друг за другом выходят к доске и пишут в колонку слова связанные с осенью. У первых задание «Огород», у вторых «Одежда и принадлежности». Провести коллективную проверку. Побеждает та команда, у которой слов будет больше.

VI. Закрепление темы

Предлагается решить кроссворд.

  1. Первый месяц осени (сентябрь)
  2. В каком месяце празднуют День учителя? (октябрь)
  3. У какого растения листья краснеют? (Рябины).
  4. Со стихотворениями какого автора мы сегодня познакомились? (М. Садовский)
  5. Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют. (листья)

7. Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

8. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

9. Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (гриб)

VII. Подвести итоги , поблагодарить детей за урок, оценить и выставить оценки.

VIII. Задание на дом. Нарисовать рисунок красками для конкурса. Тему задают разную, первый ряд - «Ранняя осень», Второй -«Золотая осень», третий - «Поздняя осень».

Каждый год, в соответствии с законами природы, к нам приходит сентябрь месяц. Рады ли мы приходу сентября? Конечно. Но вот сам сентябрь, порой, не торопится прийти. Почему? Об этом мы узнаем из сказки…

«Из-за чего расстраивался Сентябрь?»
Автор сказки: Ирис Ревю

Знаете, из-за чего расстраивался Сентябрь? Из-за того, что он идёт вслед за летними месяцами, и люди не хотят его прихода. Они желают, чтобы лето не заканчивалось никогда.

— А вот и неправда, — сказали люди Сентябрю. — И хотя Сентябрь осень начинает, ветреной погодой славится, плотными тучами гордится, днями короткими похваляется, а любим мы этот месяц.

— Сентябрь холоден, да сыт, — молвит народ. – Хмурен батюшка-сентябрь, да кормить горазд. А кто же покушать-то не любит?

Природа и люди должны отдохнуть. Не всё же время бороновать, пахать, копать, сеять, рыхлить…

А первого сентября ребятишки школу идут. За знаниями, за умениями, за навыками, за дружбой. Как же нам без Сентября-то?

Успокоили люди Сентябрь месяц.

Он и рад стараться. Нарисует жёлтые, багряные пряди листве, птиц в дорогу соберёт. В садах-полях-огородах урожаем порадует. Теплыми днями во второй половине сентября похвалится. «Бабьим летом» такие дни называются.

Теперь Сентябрь с удовольствием к нам приходит. А мы и рады!

Вопросы к сказке про сентябрь?

Из-за чего расстраивался Сентябрь?

Ждут ли люди Сентябрь?

За что мы любим сентябрь?

В каком месяце дети идут в школу?

Какие пословицы о сентябре ты знаешь?

Какой твой любимый месяц?

Диагностическая контрольная работа №1

Диктант

Сентябрь

Сентябрь – первый осенний месяц. Всё в природе прощается с солнцем, теплом, хочет последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой праздничный наряд и запереть его в серебряный сундук зимы.

Лес разукрасился в желтые, красные, золотистые краски осени. Воздух чисти свеж. Пахнет грибами и опавшей листвой.

В осеннем лесу чаще всего раздаются голоса грибников. Прячутся грибы за опавшими листьями. Нагнёшься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках останется только лист осины. Заденешь желтый берёзовый листок, а под ним вдруг увидишь гриб.

От дерева к дереву протянулась тонкая паутинка. Она окутывает грибника со всех сторон, словно не хочет выпустить из объятий осеннего леса.

Доносятся с полей грустные «разговоры» птиц о близком путешествии. (112 слов)

Грамматическое задание

1. Произвести синтаксический разбор предложения

Лес разукрасился в желтые, красные, золотистые краски осени.

1 вариант лес

2 вариант осени

3.Произвести фонетический разбор слов

1 вариант сентябрь

2 вариант листьями

Контрольная работа №2 по теме «Повторение»

Диктант

Замечательный день

Лето кончилось. В зеленой листве берез уже появились желтые прядки. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи.

А иной раз будто тёмная туча покажется издалека и быстро приближается. Но я хорошо знаю, что это не тучка, а несметное скопище скворцов летит плотной стаей, чтобы с оглушительным криком, свистом и щебетом опуститься вдруг на куст прибрежного лозняка.

Но лес теперь даже ещё лучше стал, потому что в нём появились грибы.

Грибов в лесу было много, особенно подосиновиков. Они повсюду весело

выглядывали из пожелтевшей травы. А вот белые грибы попадались редко.

Я долго не мог найти самостоятельно ни одного белого гриба. И вдруг среди дороги я увидел сразу два белых гриба. Да каких ещё! Вот находка! (114 слов)

Грамматическое задание

1.Произвести синтаксический разбор предложения

1 вариант из первого абзаца 2 предложение

2 вариант из первого абзаца 3 предложение

2.Разобрать слова по составу появились, подосиновиков

3.Произвести морфологический разбор слов

1 вариант грачи

2 вариант ласточки

Контрольная работа №3 по теме «Причастие»

Диктант

Волчье логово

Однажды опытному следопыту удалось выследить незамеченное волчье логово,

находящееся в заросшем лесном овраге. В яме под вывороченными корнями старой

сосны, поваленной во время бури, помещалось это разбойничье гнездо. Решили

караулить волков ночью около оленя, кем – то подбитого и лежащего на полянке. Чтобы

волки не почувствовали человечьих следов, на место охоты, поехали на лошади,

запряжённой в узкие лёгкие дрожки. Из – за леса, темневшего с левой стороны, выплыла

луна. Сразу всё кругом посветлело. Только комары, не дававшие покоя, совсем замучили

нас. Охотники ждали, когда придут кормиться волки. Вот какая – то тень, мелькнувшая на

поляне, осторожно стала приближаться. Это лиса подходила к оленьей туше. Но вдруг

она отскочила и понеслась в лес. В этот миг на другом конце показались другие тени. Мы

ясно различили двух сильных волков, смело шедших к добыче. (125 слов)

Грамматическое задание

1.Произвести морфологический разбор причастия

2.Выделить причастные обороты

Контрольная работа №4 по теме «Деепричастие

Диктант

Гроза

Молчаливо надвигалась ночь. Тёплыми огнями переливалось небо. Засыпал огромный край, не преодолев истомы жаркого дня. Различная ночная живность наполняла сумрак таинственным оживлением. А там, где только что погас румянец зари, народилось тёмное облачко. Оно росло, расползалось, затягивая небо. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот, пугливо пронеслась неизвестная птица, бесшумно взмахивая в воздухе крыльями.

Вернувшись в палатку, я долго читал, не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды. Далеко сквозь тьму поблёскивала молния, бросая на палатку мигающий свет.

Но вот всё на минуту замерло. Я хотел подняться, чтобы застегнуть палатку, как вдруг тёмный свод неба над лагерем разорвался и молния осветила грозные контуры туч.

Гроза чесанула по краю скалы, ухнул лес, и холодные капли дождя забарабанили по брезенту. Разразился ливень. Удары грома потрясали горы. (120 слов)

Грамматическое задание

1.Произвести синтаксический разбор 3 предложения из первого абзаца

2. Произвести морфологический разбор деепричастия

Контрольная работа №5 по теме «Наречие»

Диктант

Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окружённые несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой очень спокойного залива. Январское солнце по – весеннему ярко отражалось в золотившейся глади.

Круг птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.

Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива, раскинув крылья и отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны. Точно белые сказочные корабли, плавали лебеди.

В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника. (120 слов)

Грамматическое задание

1.Найти наречия и определить их разряды

2.Произвести морфологический разбор наречия

Контрольная работа №6 по теме «Предлоги»

Диктант

Зверьки – переселенцы

Я ещё мальчиком узнал, что белки обитают не только в таёжной Сибири, но и в нашем степном крае.

Ставропольские белки – редкий зверёк.

Незадолго до Великой Отечественной войны в горной части нашего края, на территории заповедника, были выпущены алтайские белки, завезённые из лесистых районов горного Алтая. В течение нескольких лет зверьки хорошо освоились на новом месте, обжились.

Вскоре они были замечены в прилегающих к заповеднику районах. А впоследствии, расселяясь всё дальше, белки оказались далеко от тех мест, где их выпустили. Пушистого зверька обнаружили в лесах Кавказского государственного заповедника.

С каждым годом алтайские белки проникают в новые районы Кавказа. Наши леса с их обильным урожаем буковых орешков обеспечивают белок достаточным питанием.

Так люди расширили районы обитания ценного пушного зверька.

Далёкая незнакомка прижилась в лесистых горах Кавказа. (116 слов)

Грамматическое задание

1. Произвести морфологический разбор предлогов

1 вариант из последнего абзаца

2 вариант из первого абзаца

2.Проивести синтаксический разбор последнего предложения

Контрольная работа №7 по теме «Союзы»

Диктант

После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, дымились очищенные от снега крыши.

Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи – этих неутомимых связных весны.

За городом тоже чувствовалась весна. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха множества подтаявших льдинок, от стекающей капля за каплей где – то в тайниках сугробов талой воды. Снег искрился оттого, что в каждой рождённой капле, в каждой осыпавшейся крупице зернистого снега отражалось солнце.

Лесная дорога местами превращалась в реку. По низинам то здесь, то там блестели озерки талой воды, а в оврагах уже в открытую клокотали потоки.

Всё вокруг пришло в движение. (119 слов)

Грамматическое задание

1.Произвести синтаксический разбор предложения 2 предложения из 4 абзаца

2.Произвести морфологический разбор двух союзов

3.Разобрать по составу слова пришло, бессчётного, дымились

Контрольная работа №8 по теме «Служебные части речи»

Диктант

Медленная весна

Ночью не было мороза. День сложился серый, но не тёплый. Весна движется: в пруду, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

Продолжается пахота. Исчезают последние клочки снега. Но нет того парного тепла от земли, нет уюта возле воды. Нам этот ход весны кажется медленным, хотя весна всё – таки ранняя. Неуютно кажется потому, что снега не было зимой, выпал он недавно, и теперь преждевременно открытая земля не по времени холодна. Орех цветёт, но ещё не пылит, птичка зацепит серёжки, и ещё нет дымка. Листва из – под снега вышла плотно слежалая, серая.

Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву, чтобы достать из – под неё червяка. В это время мы подошли, и он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листьев старой осины. (118 слов)

Грамматическое задание

1.Выписать все служебные части речи, указать их

2.Произвести морфологический разбор слов

1 вариант из-под

2 вариант что

3.Разобрать слова по составу

1 вариант растаявшем, продолжается

2 вариант медленным, высунулись

Итоговая контрольная работа №9

Диктант

Лоси

Как – то я ловил рыбу на одном из заливов речки Липка. Вдруг справа за мысом раздался незнакомый звук. Присмотревшись к крупным волнам, идущим из- за мыса в мою сторону, я неожиданно заметил плывущую лосиху. На середине водоёма она обернулась назад, посмотрела, круто развернулась и поплыла обратно.

Я оставил удочки и осторожно обошёл лес, примыкающий к мысу. Лосиха уже подплыла к берегу и стояла возле маленького лосёнка, задние ноги которого опирались о край берега, а передние увязли в трясине. Лосёнок, видимо, испугался, поэтому и застыл в таком положении, ожидая помощи.

Лосиха подошла к своему малышу, осторожно толкнула его в спину и не спеша поплыла к противоположному берегу.

Лосёнок некоторое время медлил, а потом, преодолев испуг и нерешительность, пошёл вперёд и вдруг поплыл. (120 слов)

Грамматическое задание

1.Выписать из текста предложение с деепричастным оборотом и сделать синтаксический разбор

2.Выписать из первого абзаца /1 вариант/ причастие и разобрать по составу

Выписать из 2 второго абзаца/ 2 вариант/ причастие и разобрать по составу

3.Выполнить морфологический разбор слов

1 вариант неожиданно




Читайте также: