Тема лес грибы ягоды в старшей группе. Детям о грибах

Продолжать знакомить детей с ягодами леса: малина, черникой, брусникой, волчьи лыком. Учить по внешнему виду отличать съедобных ягоды от несъедобных. Расширять словарный запас: съедобный, несъедобный, малина, черника, брусника, волчье лыко. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомимся с ягодами

Непосредственно образовательная деятельность.

Цель: Продолжать знакомить детей с ягодами леса: малина, черникой, брусникой, волчьи лыком. Учить по внешнему виду отличать съедобных ягоды от несъедобных. Расширять словарный запас: съедобный, несъедобный, малина, черника, брусника, волчье лыко. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудования: презентация (картинки).

Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций (презентаций), чтение стихов, вопросы поискового и репродуктивного характера.

Предварительная работа: беседа о правилах поведения дома, рассматривание иллюстраций по теме.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня у куклы Тани день рождения. Придут гости. Чем мы будем угощать гостей?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вареньем.

Воспитатель: Из чего мы будем варить варенье?

Ответы детей.

Воспитатель: А где мы возьмем ягоды?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Давайте пойдем в лес за ягодами. Во что же мы будем собирать ягоды?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы возьмем корзинки и ведерки.

Видят, скачет по лужайке прикладывают руку ко лбу - «смотрят».

Быстроногий серый зайка. Прыгают на двух ногах

Посмотрите, что в корзине

Эта ягода - черника.

Темно - синяя она,

Для детей незаменима,

И полезна, и вкусна.

Дети по лесу гуляли, идут по кругу.

Ягоды в траве искали. Приседают.

Видят, мишка косолапый прикладывают руку ко лбу - «смотрят».

Ягоды собирает лапой. Идут на внешнем своде стопы.

Эта ягода - малина.

Витаминами полна,

Для детей незаменима,

И полезна, и вкусна.

Дети проговаривают ее название. Продолжают выполнять движения соответственно тексту.

Дети по лесу гуляли, идут по кругу.

Ягоды в траве искали. Приседают.

Видят, вышла на опушку прикладывают руку ко лбу - «смотрят».

Лиска, рыжая подружка, виляют хвостиком, подражая лисе.

А в лукошке у нее. Разводят руки в стороны

Красной ягодки полно,

Это ягодка брусника,

Она красна и круглолика.

И полезна, и вкусна.

Дети проговаривают ее название. Продолжают выполнять движения соответственно тексту.

Дети по лесу гуляли, идут по кругу.

Ягоды в траве искали. Приседают.

Видят, вот крадется волк, прикладывают руку ко лбу - «смотрят».

Он зубами щелк да щелк.

Что у тебя в ведерке там,

Покажи скорее нам!

Ягода похожа на бруснику,

А зовется она волчьим лыком.

Есть ее нельзя, друзья, -

Несъедобная она.

Дети проговаривают ее название.

Воспитатель: Кого мы с вами встретили на полянке?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним и посмотрим с какими ягодами нас познакомили животные.

Просмотр презентации «Лесные ягоды»

Называют название ягод дети с которыми они познакомились на занятие. Воспитатель: А какую вы знаете несъедобную ягоду?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы уже много ягод насобирали, теперь пора в детский сад, варить варенье.

Выполняются движения соответственно тексту.

По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке, Подскоки на левой ноге.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, бег на месте.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. Прыжки на месте на обеих ногах.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. Ходьба на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с родителями "Знакомимся с профессиями"

В нашей группе мы уже традиционно проводим всречи детей с родителями,на которых родители рассказывают о своих профессиях.Очень интересно о работе с людьми пожилого возраста рассказала псих...

Конспект занятия средней группы "Знакомимся с ягодами"

Продолжать знакомить детей с ягодами леса: малина, черникой, брусникой, волчьи лыком. Учить по внешнему виду отличать съедобные ягоды от несъедобных. Расширять словарный запас: съедобный, несъедобный,...

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Зверята»

Цели:

Закреплять знания детей о количестве, величине, форме, цвете.
Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя.
Путем опытной деятельности сформировать у детей понятия о значении понятий «мало», «половина», «полный».
Упражнять детей в наклеивании и лепке, умении сортировать предметы, согласовывать свои движения с образцом воспитателя и словами песни.
Развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Фигурки настольного театра (мышка, лягушка, ежик, заяц, лиса, волк, медведь).
Чудесный мешочек.
Соленое тесто красного цвета. Арбузные семечки. Заготовка-фон «арбузная корка».
Картинка-фон с изображением большого и маленького ёжика, силуэтные картинки больших и маленьких грибов, клеящий карандаш.
Прищепки красного, желтого, зеленого и синего цветов, силуэтные картинки воздушных шаров из плотного картона тех же цветов.
Муляжи грибов и ягод, шишки, тарелка, корзина, коробка.
Коррегирующая дорожка, пеньки, скамейка, тоннель.
Картинка-фон с изображением бутербродов с разной начинкой, каждый из которых залеплен сверху пластилином, стеки.
Картинка-фон с изображением конфет с пустой серединой в виде геометрических фигур, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)
Кукольная посуда: чайники и чашки. Чай.
Аудиозапись: «Заинька, попляши».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Опускайте по-очереди руку в мешочек и доставайте по одной фигурке. Давайте посмотрим все вместе какие фигурки вы достали из чудесного мешочка. Назовите, кто у вас? Мышка, лягушка, ежик, заяц, лиса, волк, медведь.
Их всех можно назвать одним словом - «звери», а раз они такие маленькие, то про них можно сказать «зверята». Сегодня зверята в гостях у вас - у ребят.

Аппликация «Ёжик и грибы»

- Ёжик любит грибы. На спину колючки большого ёжика наклейте большие грибы, а на колючки маленького ежонка наклейте маленький грибок.

Сколько грибов несет маленький ежонок? Один гриб.
- Сколько грибов несет большой ёж? Два гриба.

Дидактическая игра «Разложи конфетки»

Медведь очень любит сладкие конфетки. Давайте разложим конфеты в фантики подходящей формы. Круглую конфетку - в круглый фантик, квадратную конфетку - в квадратный фантик, овальную конфетку - в овальный фантик, треугольную конфетку - в треугольный фантик, прямоугольную конфетку - в прямоугольный фантик. Какая эта конфетка? Круглая. А эта?

Упражнение «Бутерброд»

А волк любит бутерброды. Кушает он много бутербродов с самой разной начинкой.
Вот сейчас мы и узнаем, с какой начинкой волчьи бутерброды. Берите стеки и снимайте верхний кусочек хлеба - пластилин.

Скажи пожалуйста, с чем этот бутерброд? А этот? А у этого бутерброда какая начинка?

Динамическая пауза «Прогулка в лес»

Дети идут по коррегирующей дорожке, по пенькам, по скамейке, пролезают в тоннель. Затем воспитатель рассыпает по полу муляжи грибов, ягод, шишек.

Дидактическое упражнение «Разложи по местам»

Разложите ягоды в тарелочку, грибы - в корзинку, а шишки - в коробку.

Лепка «Арбуз»

А лиса очень любит арбуз. Угостим ее арбузом.

Из соленого теста красного цвета дети круговым раскатыванием лепят шар, сплющивают его в лепешку, затем стеком разрезают на две половины. Каждую половину прикладывают и прижимают к заготовке-фону «арбузная скибка». Затем вдавливают арбузные семечки.

Упражнение с прищепками «Шарики для лягушки»

Лягушка любит играть с воздушными шарами. Подбирайте к шарику прищепку-палочку подходящего цвета: к красному шарику - красную прищепку, к желтому шарику - желтую прищепку, к зеленому шарику - зеленую прищепку, к синему шарику - синюю прищепку.

Музыкально-ритмическое упражнение «Заинька, попляши»

А зайка-заинька любит танцевать. Потанцуем и мы с вами!

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни по показу воспитателя.

Упражнение «Наливаем чай»

Угощение для гостей готово. Теперь нужно налить чай. Возьмите чайники и налейте в чашку мало чая, чуть-чуть. Теперь нужно долить чай до половины чашки. А теперь налейте полную чашку, но постарайтесь не разлить.

Зверятам пора домой, наше занятие тоже закончено.

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опёнок, маслёнок, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница;
прилагательных : съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий; глаголов : искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; наречий : быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов : на, под, из-под, из-за, возле, между.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Упражнение «На¬зови ласково» (детям от 4 лет)
Гриб – грибок
Боровик – боровичок
Сыроежка – сыроежечка
Подосиновик – подосиновичек

Образование множественного числа существительных в Им.п.и Род.
Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик - боровики - много боровиков
Сыроежка – сыроежки - много сыроежек.
Опенок – опята - много опят. И т. д.

Образование прилагательных от существительных (гриб - грибной).
Игра «Скажи по-другому».
Суп из грибов - грибной суп.
Место, где растет много грибов- грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,- грибная пора.
Начинка из грибов - грибная начинка.
Пирог с грибами - грибной пирог.
Образование сложных слов
под березой - подберезовик
под осиной – подосиновик

Знакомство с многозначностью слов
лисичка-гриб, ласковое название животного

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Для детей 6-7 лет усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка…)
1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.

Упражнение «Где спрятался грибок» (отработка предлогов)
Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

Упражнение "Скажи наоборот, заканчивая предложение" на подбор антонимов.
Старый гриб большой, а молодой - ...
У боровика ножка толстая, а у подосиновика - ...
Опята съедобные грибы, а мухоморы - ...

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Самомассаж подушечек пальцев

(на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):
Вылезли на кочке мизинец
мелкие грибочки: безымянный
грузди и горькушки, средний правая рука
рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, . указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец

Пальчиковая гимнастика

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: Показывают удивление,
«Сколько здесь грибов вокруг!» разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках,
Боровик, лисичка, груздь - начиная с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки
Пусть останется в лесу! отставляют, грозят ему.

Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб - любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)

Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Стоит мужичок -
Коричневый колпачок. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (Подосиновик)

Пока дети - каждый в берете,
Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)

Выучить стихотворение (любое)

Боровик.
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

Народная песенка
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку - березовики,
По сосновым пням - опеночки,
А под елкой - белый гриб-боровик.

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится - спать пора.
Н.Саконская

Маслёнки
Несмышленыши-маслёнки
Запелёнуты в пелёнки,
А маслёнки-старички
Носят все воротнички.

Белый гриб (Боровик)
Поддаваться не привык:
Целый день в лесу бродили
Все его не находили.
Наконец, нас пожалел он
И шагнул навстречу смело.
Ай да гриб, богатырь!
Вот ведь как раздался вширь,
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко!

Желтые Лисички
Елку стерегут,
Желтые Лисички
Нас к себе зовут.
Соберем их быстро
Мы без суеты,
Только вот скажите:
Где у вас хвосты?
Каждая лисичка
Быть должна с хвостом,
А иначе имя
Это ни при чем!

* * *
С красной шляпкой в белых точках
Здесь красуются грибочки.
Словно все сошли с картинки -
Так и просятся в корзинку,
Тут набрать их можно гору.
Да ведь это Мухоморы !
Очень гриб собой хорош,
Только нас не проведешь,
Потому что он, по слухам,
Вреден всем, не только мухам!

Лексическая тема «Ягоды. Грибы»

в старшей группе.

Ребенок должен знать: названия садовых и лесных ягод, где растут ягоды, как растут ягоды (На деревьях, больших или маленьких кустах). За садовыми ягодами ухаживают люди, а лесные - растут сами. Ребенок должен знать названия грибов, различать ядовитые и съедобные грибы.

Стихотворения

В лес по ягоды.

Корзина малины

В руках у Аленушки.

А у Танюшки в корзине – на донышке.

Вздохнула Танюша

И маме сказала:

«Малину я в рот

По ошибке бросала»

Т.Дмитриев.

«Земляника»

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад наклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

Ю.Кушак.

Пальчиковая гимнастика.

Цель : развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Игра “Большой- маленький

Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Гриб- грибок, грибочек

ягода- ягодка


Дерево- деревце

куст- кустик

малина - малинка
земляника – земляничка

черника – черничка

клюква-клюковка

Игра “Один- много”

Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса.
Гриб- грибы

ягода- ягоды


Дерево- деревья

куст- кусты

Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

Игра “Подскажи словечко ”.

Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.

Цель: учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.

Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

Упражнение «Эхо»

Цель : развивать умение говорить с разной громкостью.

Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цель: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И.Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцем правой руки.)

Скороговорка

Цель: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Игра «Кто заблудился?»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за

правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Осень - время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и

ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

-Бабушка, - спрашивала Катя. - Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

-А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

- Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

-Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

-Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

- А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цель: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и

«садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём

(начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква,

черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цель: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и

начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цель: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл.

Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

-Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрализемляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

-Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

-Что ж ты, Саня, - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала.

-Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

- Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?





Читайте также: