Полное название катюши. История создания легендарной «Катюши

Типичный меч Средневековья произошёл от германской спаты – длинного одноручного меча. Впоследствии этот тип клинкового оружия был заимствован и соответственно модернизирован многими народами. Так у франков был широко распространен меч, названный по династии королей Меровингов, правивших в эпоху раннего Средневековья.

Франки начали завоевание Галлии с III века, и к VI веку окончательно сформировывается Франкское государство. Имя династии Меровингов дал Меровей, преемник второго по счету короля франков. Хоть основатель новой династии и правил всего около десяти лет, но он дал начало новой ветви королей, в наше время известных как короли-чудотворцы. С ними связывают много тайн и загадок, увлекательных исследований и магических возможностей. Это не были просто удачливые военные вожди, меровингские короли вели свое происхождение от родовой франкской знати, а их род воплощал в себе единство всего народа франков. Меровингская династия просуществовала с V века и до середины VIII, последний представитель этого могущественного рода Хильдерик III был свержен в 754 году.

Легендарный король Артур жил в эпоху меровингских мечей и владел самым лучшим мечом. Самый известный нам роскошный меч был найден в Саттон-Ху (Sutton Hoo). Его обнаружила в Эдит Мэри Притти в мае 1939 года в курганном некрополе восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк, где в 1938-1939 гг. были сделаны, возможно, самые значительные археологические находки в истории Великобритании, включая нетронутый погребальный корабль англосаксонского короля рубежа VI и VII вв.

Лицо, погребённое в Саттон-Ху, не установлено. Вероятнее всего, могила принадлежит восточно-английскому королю Редвальду (около 599-624). Легендарный король Артур (англ. и валл. Arthur, ирл. Art?r от кельтского «медведь») по преданиям, великий государь королевства Логрес, легендарный вождь бриттов V-VI века, разгромивший завоевателей-саксов жил примерно в то же время. До сих пор историки не нашли доказательств исторического существования Артура, хотя многие допускают существование его исторического прототипа. И уж точно король Артур владел таким же мечом, как найденный в кургане.

Меч меровингского типа, как и древнегерманская спата первоначально не имел острия. Окончание его клинка плоское (не граненое) или немного закругленное. В отличие от спаты меровингский меч выковывался из разных сортов стали и сначала в сечении напоминал ромбовидную форму, а позже появился дол. Рукоятка меча короткая и плоская, с массивным навершием. Плоский клинок шириной в 5-6 см имел двухстороннюю заточку и практически не сужался от рукояти к концу. Широкий и неглубокий дол идет с двух сторон и по всей длине меча, заканчиваясь примерно в 2-3 см от острия. Несмотря на кажущуюся массивность за счет наличия долов вес меча обычно не превышал 2 кг. С V по VIII век клинок меровингского меча удлиняется с 60 до 85 сантиметров. Крестовина была короткой, иногда чуть изогнутой в сторону острия. Навершие рукояти могло быть грибовидной, дисковидной формы или «бразильский орех».

У обнаруженного меча, есть рисунок стали, названный "дым Саттон-Ху". Сперва кузнец брал несколько железных прутьев и выжигал из них углерод. Затем складывал их вместе с другими прутьями, содержащими много углерода и проковывал между собой. В итоге, из-под его молота выходила длинная неровная пластина, которую он скручивал винтом, и снова плющил. Эта пластина становилась сердцевиной клинка. На нее, с помощью кузнечной сварки, наваривали металл похуже. Затем клинок зачищали и полировали. Такая кузнечная техника продержалась в Европе вплоть до конца Х века, когда на смену ей пришли более революционные технологии. Стоимость хорошего меча могла доходить до тысячи золотых динариев.

Вес 1000 динариев примерно 4,25 кг золота. А значит королевский меч стоит около десяти миллионов рублей, хотя статусный меч из Златоуста, весь раззолоченный редко стоит дороже полумиллиона. В среднем хорошо сделанный меч сейчас стоит от 1500 до 4000 Евро, но встречаются мечи (новоделы) просто заоблачной цены.

К VIII веку меровингский меч уже был широко распространенным в Европе и превращается в главное оружие средневекового феодала. Но пришло время и на смену кожаному доспеху приходит металлический. Еще больше возрастает роль кавалерии, бои часто ведутся в тесноте городских узких улочек, за стенами замков и домов. Также постепенно становятся популярными рыцарские турниры и дуэли. И в связи с этим клинковое оружие вновь модифицируется: рубящий меч эволюционирует в колюще-рубящий. Такое клинковое оружие как меч даже претерпевающее необходимые изменения еще долгое время будет использоваться воинами и окончательно сменится другими видами вооружения лишь в XVII веке.

Большинство мечей Европы и Британии в 6-8 веках выглядели как меч из Саттон-Ху. Оригинал датируется примерно 630 годом. Длина - 89 см, вес 1020 грамм.

Считается, что мечи с кольцами принадлежали вождям, принимавшим на них клятву верности. Кольцо, символ бесконечности - тоже считалось культовым предметом. Косвенно в пользу этой версии говорит малое количество мечей с кольцами. А поскольку, древнейшие их экземпляры встречаются на территории современной Англии, можно предположить, что придумали их именно там. На кольцо крепился кожаный ремешок, затруднявший выхватывание меча из ножен. Назывался он «ремешок добрых намерений», и применялся во время разного рода переговоров на высшем уровне. Хотя ни один ремешок не дошел до нашего времени, истлев в веках, в сагах о нем часто вспоминают:

На нем была шапка из Гардарики и серый плащ с золотой брошью на плече, а в руке он держал меч. К нему подошли два мальчика. Старший сказал: «Что за человек благородного вида сидит здесь? Я никогда не видел более красивого или более достойного мужа». Торкель ответил: «Ты прав, меня зовут Торкель». Тогда мальчик сказал: «Должно быть, меч, что в твоей руке, очень дорогой; могу я взглянуть на него?» Торкель ответил: «Это необычная просьба, но я позволю тебе это сделать». Мальчик взял меч, повернул, развязал ремешок добрых намерений и достал его. Когда Торкель это увидел, то заметил: «Я не сказал, что ты можешь достать меч». - «А я и не спрашивал позволения», - ответил мальчик; затем он взмахнул мечом, ударил Торкеля по шее и срубил ему голову».

Носили мечи, разумеется, в ножнах. Конструкция классическая - деревянный каркас, обтянутый кожей. Иногда ножны прокладывались изнутри мехом. Об этом рассказывают и саги, и сами мечи. Ворсинки просто запеклись в ржавчине, покрывшей клинки за столько лет отдыха. Мечи носили на поясе, и через плечо под мышкой, а не за спиной, как уверены в Голливуде. Зависело от случая - оружие на поясе удобно пешему, через плечо под мышкой - конному. К ремню они подвешивались с помощью специальной петли, вроде тренчика. Вариант, видимо, достаточно удобный. По крайней мере, древние китайцы, сарматы и кельты с удовольствием пользовались аналогичными приспособлениями. Еще ножны украшались металлическими накладками на кончике и возле устья. Что интересно, все мечи четвертого типа отличались весьма простыми накладками. Такое спартанство только подчеркивало блестящую красоту их рукоятей.

Помимо богатых украшений, мечи могли снабжаться кольцами и «камнями жизни». Одним из главных героев саги о конунге Хрольфе Краки стал меч, прозванный Скофнунг. «Он был лучшим из всех мечей, какие только встречались в северных землях», - говорит о нем сага. Когда Хрольф Краки был похоронен, вместе с ним в курган положили и его меч. Но на этом история меча не закончилась. Прошло приблизительно двести лет и в 9 веке могилу конунга разорил некто Скегги. Он «сошел на берег, ворвался в гробницу Хрольфа Краки и взял Скофнунг, меч конунга». Скофнунг встречается нам в нескольких сагах и мы видим, что он часто проявляет характер. Оказавшись в руках невежды, он обрекает его на поражение, а в руках внимательного и чуткого к магии воина - приносит победу. Как подобает мечу такого уровня, его наделяли магическими свойствами.

Так, например, рану, нанесенную Скофнунгом, можно было исцелить только одним способом – потереть «камнем жизни». Этот камень всегда был вместе с мечом, так что его хозяин становился очень значительной фигурой. Он мог убивать и лечить по своему усмотрению. Вообще «камень жизни» часто упоминается в сагах, но, видимо, это было совершено обыденное для людей того времени понятие. Поэтому найти описание того, как именно он выглядел и как крепился к мечу, пока не удалось.

Однако часто, при раскопках могил III-V веков, археологи находят рядом с мечом усопшего крупные бусины из камня, керамики, стекла или пенки. Иногда они бывают оправлены в золото. Бусины просверлены насквозь и видимо раньше крепились к оружию с помощью кожаного шнурка. Английский исследователь Эварт Окшотт считал, что эти бусины вполне могли быть теми самыми «камнями жизни».

Меровинги постепенно были вытеснены появившимися в VIII веку каролингами и к Х веку практически вышли из обращения, оставшись в истории мечом Великого переселения народов.

Легендарный меч короля Артура. Под именем Калибурн (Caliburnus в латинском оригинале) он впервые появляется в «Деяниях королей Британии» Гальфрида Монмутского, причем создатель официальной биографии короля Артура утверждает, что Калибурн был откован на Аваллоне.
В ранних французских рыцарских романах этот меч некоторое время находился в пользовании Гавейна, но уже ко времени формирования цикла «Вульгата» он стал собственностью исключительно Артура. В некоторых текстах Экскалибур называется также Мечом в Камне, что противоречит общему руслу традиции, согласно которой он появился из озера.


The Lady of Lake Telleth Arthur of The Sword Excalibur. Illustration by Aubrey Beardsley, 1894.



Есть все основания утверждать, что меч Экскалибур – не выдумка Гальфрида или авторов рыцарских романов, причем первоначальное название этого меча было все же «Калибурн», а «Экс-» является усилительной частицей. Существует две теории происхождения имени меча: одна из них – кельтская – считается практически общепринятой, а вторая – сармато-латинская – несколько сомнительной.
Первая теория опирается на то, что под именем Каледфолх (Caledvwich) волшебный меч появляется уже в самых ранних сказаниях о короле Артуре – в валлийской повести «Килох и Олвен». История Каледфолха в общих чертах сходна с историей Экскалибура. Каледфолху существует также параллель в ирландских сагах – Каладболг (Caladbolg), меч ирландского героя Фергуса мак Ройга, имя которого, в свою очередь, связано с мечом-молнией языческого бога-громовержца. Поскольку в бретонском языке звук «v» легко переходит в «b», а буквой «w» обозначается иногда звук «о», то сходство между названиями меча в разных традициях даже большее, чем кажется на первый взгляд. Была предпринята попытка подкрепить эту параллель (и связь на уровне мифа Калибурна с молнией) за счет лингвистического анализа. Ирландский филолог О"Рейли проследил связь корня bolg/vwich в названии меча – через индоевропейский корень «bhel» (со значением «молния, вспышка») – с именем валлийского божества грома и молнии Бели.
Сторонники второй теории исходят из того, что в «Калибурн» превратилось в бретонском (валлийском) заимствованное из латыни «chalybs» (сталь), последнее же происходит от Kalybes, сарматского племени кузнецов на Кавказе.
Что касается судьбы меча, чудесным образом появившегося из озера и в озеро же вернувшегося, то она связана скорее всего с ритуальной символикой оружия Северной Европы. Римский историк Страбон описывает ритуал затопления оружия у кельтов в окрестностях Тулузы. Однако подобные ритуалы не были исключительно кельтскими. На протяжении всего прошлого столетия в озерах на территории Северной Германии и Ютландии находили оружие, датируемое III–IV вв., причем, по мнению В. Краузе, оно попало туда не случайно, а было намеренно затоплено. Среди извлеченного из воды оружия на удивление мало пришедших в негодность или случайно поврежденных клинков. Более того, характер повреждений говорит о том, что нанесены они были в процессе неких ритуалов. Известны сходные находки и на территории Ирландии. Клады с оружием были найдены в озерах Длин Фаор (Морганног) (среди прочего – боевые топоры, датируемые VI в.) и Длин Керриг Бах в Энглесси (оружие этого клада датируется промежутком от II в. до н.э. до I в. н.э.).
Озера, в которых находили особенно богато украшенные клинки, еще в прошлом столетии были окружены различными поверьями, что дает основание предположить, что в первые века нашей эры они считались священными. Так что мотив «меча в озере», возможно, имеет историческую или ритуальную подоплеку – в особых случаях жрица, в ведении которой находилось данное озеро, могла извлечь меч для воина при условии, чтобы после его смерти клинок был возвращен в священный водоем.

Сюжеты артуровской легенды с мечом
Столкнувшись с Пелинором, преследующим Зверя Рыкающего, Артур в поединке с этим рыцарем лишился меча. Сопровождающий юного короля чародей Мерлин привез Артура к зачарованному озеру, из самой середины которого поднялась сжимавшая чудесный меч рука в рукаве белого шелка. В обмен на некий дар Владычица Озера, которая пришла по воде к юному королю и его чародею, позволила Артуру забрать волшебный меч и ножны к нему. Несмотря на восхищение Артура прекрасным и искусно украшенным клинком, Мерлин предупредил короля, что ножны много ценнее самого меча, поскольку они защитят владельца от любых ран.


How Sir Bedivere Cast the Sword Excalibur into the Water. Illustration by Aubrey Beardsley, 1894.



Ножны от меча были утеряны в результате предательства Морганы Ле Фей. Не зная о ненависти к нему Морганы и о ее желании избавиться от своего мужа, короля Уриенса, Артур однажды оставил у сводной сестры меч, с помощью которого она попыталась лишить короля жизни.
Моргана уговорила своего возлюбленного Акколона Галльского выступить с Экскалибуром в поединке против Артура. Перед поединком посланница Морганы подала королю похожий на Экскалибур меч в ножнах со словами, что его посылает брату сама Моргана Ле Фей. На самом деле Артуру были прислан поддельный клинок и поддельные же ножны – точная копия тех, в которые был вложен волшебный меч. В ходе поединка Артур ослабел от ран. Когда меч Артура переломился у рукояти, присутствовавшая при поединке ученица Мерлина, чародейка Нимуэ, навела чары на Экскалибур, так что он выпал из руки Акколона, а Артур немедленно подхватил принадлежащий ему меч.
Позднее Моргана Ле Фей вновь по пыталась выкрасть у Артура Экскалибур, когда король залечивал свои раны в монастыре. Монахини не осмелились перечить сестре короля и пустили ее в покой, где спал Артур. Моргана надеялась забрать у брата Экскалибур тайком, но обнаружила, что Артур спит, крепко сжимая рукоять обнаженного меча, поэтому она забрала с собой только ножны. Проснувшись, Артур хватился ножен и отправился в погоню за Морганой. Видя, что от погони ей не уйти, чародейка закинула ножны – чтобы они не достались брату – далеко в озеро, мимо которого как раз случилось ей проезжать. Ножны тотчас же пошли на дно, поскольку были богато украшены золотом и драгоценными камнями.
В третий и последний раз Экскалибур появляется в повествовании о последних часах земной жизни короля. С этим мечом Артур сражался с Мордредом и смертельно ранил своего противника. Зная, что умирает от полученных ран, Артур приказывает Гирфлету бросить меч в зачарованное озеро с тем, чтобы тот не попал в недостойные руки. Дважды Гирфлет ослушивается его приказа: в первый – выбросив собственный меч вместо Экскалибура, и во второй – выбросив в воду ножны от собственного меча. Дважды пристыженный королем, он наконец бросает меч в озеро, где над самой водой его подхватывает появившаяся из воды рука, чтобы с ним исчезнуть. В некоторых редакциях этого эпизода место Гирфлета занимает Бедивер. Существует также версия этого эпизода, согласно которой Экскалибур был положен подле короля в барку, которая увезла Артура на Аваллон.

Читайте также: