Внеклассное мероприятие на неделе географии. Природа материальный мир Вселенной

районного смотра-конкурса чтецов

на тему «Наш дом - Земля!»

Цель мероприятия:

Задачи:

Образовательные:

Знакомство с музыкальными произведениями П.И. Чайковского.

Воспитательные:

Активизация творческого общения участников конкурса;

Развивающие:

Формирование у участников интереса и привычки к чтению высокохудожественной поэзии.

Форма мероприятия : второй (районный) этап конкурса чтецов;

Участники: учащиеся 1-11 классов (21 участник).

Организаторы: Серебряно-Прудское Управление по образованию, МОУДОД «Серебряно-Прудский Дом детского творчества»

Оформление: на сцене баннер на экологическую тематику, название мероприятия. В фойе выставка - стенд с календариками на экологическую тему (коллекция учителя МОУ «Мочильская СОШ» Баковкиной Н.Н.).

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийное оборудование, экран;

Слайдовая электронная презентация - сопровождение мероприятия (использованы рисунки участников конкурса художественного творчества на тему «Цвети, планета!»);

Аудиоаппаратура;

Музыкальные произведения П.И. Чайковского;

Коллекция календариков учителя МОУ «Мочильская СОШ» Баковкиной Н.Н.

Программное время конкурса - 2ч. (подведение итогов жюри - 30 мин.)

Методы: словесный, наглядный, методы стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности.

Ведущий: педагог-организатор МОУДОД «Серебряно-Прудский Дом детского творчества» Мальцева Г.Н.

Методические рекомендации к подготовке мероприятия: участники конкурса - победители школьного этапа конкурса чтецов. На районный этап конкурса участники подготавливают выступление в соответствии всех требований Положения. Заявки на участие и текст выступлений сдаются организаторам за 10 дней до конкурса. При написании сценария все выступления участников соединяются смысловыми связками, отвечающими замыслам, целям и задачам организаторов.

Ход мероприятия

За 15-20 минут до начала мероприятия

звучат фрагменты из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

На экране слайды (рисунки на экологическую тематику).

Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители! Здравствуйте, дорогие участники! У всех бывали минуты, когда, устав от обыденных дел, вы вдруг замирали и начинали размышлять о том, что нас окружает. Это состояние может возникнуть летом в походе у костра, или на берегу реки, когда вы смотрите на пробегающие волны. Чаще всего эти размышления приходят к вам, когда вы смотрите на ночное звездное небо. И тогда начинают возникать вопросы: что такое Жизнь? Что такое Мир? Для чего живет Человек? И как надо жить, чтобы всегда было голубое небо и всегда светили звезды? У всех вопросы к самому себе разные, а суть в них одна: мы - частица целого мира, мы часть окружающей природы. Сегодня мы собрались на районный конкурс чтецов, посвященный Году охраны окружающей среды.

Слово для открытия ежегодного конкурса предоставляется ведущему специалисту Управления по образованию Светлане Николаевне Егоровой.

Представляем жюри конкурса:

Нина Петровна Гуляева - методист информационно-методического центра;

А сейчас давайте начнем наше путешествие по планете. У нас двадцать одно выступление. У каждого участника свой взгляд на мир, свой способ выразить мнение свое и писателя, чье произведение он читает. Мы услышим разные произведения. Некоторые полны счастья, радости жизни. В некоторых раздумья об отношениях человека и природы. Прозвучат и печальные, грустные произведения о настоящем экологическом состоянии планеты. Мотыльковый образ жизни человека, незрелость, недальновидность во взаимоотношениях с окружающей средой, состояние, когда наука опередила человеческую нравственность - к сожалению, это наша реальность на сегодняшний день. Произведения разные, и начнем мы конкурс с выступления ученика 3 класса Узуновской школы Елисова Михаила. «Наша планета» Яков Аким.

Каждое произведение сопровождают

тематические слайды (2-5 на стихотворение)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Ведущий: Выступает Асеева Валерия, ученица 8 класса Глубоковской школы. Стихотворение Евгения Кошелева «Моя цветущая планета».

Моя цветущая планета,

Мой заповедный край родной.

Каких чудес здесь только нету!

Ты душу красоте открой!

Край древних гор, озер глубоких,

Лесов безбрежных, трав высоких.

Здесь наблюдать без устали готов

Я за движеньем легких облаков.

К Инзеру выйду погулять

И обо всем на миг забуду.

Осот березовый кивать

Мне будет весело повсюду.

Шумит по камешкам Инзер.

Прозрачны, как стеклышки, воды

И создан сказочный пейзаж

Рукою матери-природы.

Моя цветущая планета,

Мой заповедный край родной.

Как много здесь добра и света!

Моя душа живет с тобой!

Ведущий: Растения… Они привычны и в то же время загадочны. Никто не станет отрицать, что они живы, но мало кому приходит в голову считать их живыми в полном смысле этого слова. Эти прекрасные создания служат источником нашей жизни, украшают наш мир, дают нам все, начиная с чашки целебного напитка и кончая тенью в жаркий полдень. И при всем при этом не досаждают и не предъявляют претензий.

Абысова Ирина, 6 класс Шеметовской школы. Стихотворение Муссы Джалиля «Дуб».

Тот дуб на скрещенье дорог,

Стоит он - совсем одинок.

Он стар, даже слышит едва,

О чем ему шепчет листва…

Тому уже тысяча лет -

Мальчишка, а может быть дед,

Веселый, а может быть нет,

Оставил навечно свой след.

Он ямку копал - напевал,

Он желудь землей засыпал.

Кем был он? неважно, кем был:

Он жизнь, он природу любил.

Остался в земле его пот.

Летели столетья, и вот

Поднялся, могуч и высок,

Тот дуб на скрещенье дорог.

Здесь путник - который уж век! -

Находит приют и ночлег.

И песню листвы и ветвей

Он вспомнит под крышей своей.

А если обрушится дождь -

По листьям проносится дождь,

И ливень сильней и сильней,

Но сухо у старых корней.

Здесь дремлют в тени косари

В полуденный зной до зари,

Здесь лунною ночью одним

Мечтать хорошо молодым.

Бывает в той местности вдруг

Бело от буранов и вьюг,

И если б не дуб, то пути

Сквозь белый костер не найти.

Мой предок далекий, мой друг!

Я славлю тепло твоих рук;

Вот памятник - бронзы прочней -

В честь юности вечной твоей!

Уж если живет человек -

Пусть память продлит его век,

Пусть каждый оставит свой след, -

Глубокий, на тысячу лет!

Ермилова Екатерина нам прочитает стихотворение Ивана Бунина «Полевые цветы». Екатерина учится в 4 классе Серебряно-Прудской школы.

В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой.

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они.

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

Ведущий: Человек построил сеть оросительных каналов для полей. Казалось бы, что плохого в том, что человеку хотелось получить больше хлопка для производства ткани и больше риса для питания? Добрые намерения! Но не все так просто в природе! Высыхает целое море, повышается уровень соли в воде, как следствие - гибнет рыба - основной продукт питания населения, ветер с обнажившегося морского дня поднимает миллионы тонн соли, падает урожайность полей, сокращается продолжительность жизни и т.д. и т.д.…

«Монолог Аральского моря». Выступает Косташ Максим, 8 класс, Совхозная школа. Автор произведения Виктор Калитин.

Я Арал, слывший издавна морем,

Но сегодня в соленой пыли

С перерезанным насухо горлом

Исчезаю с лика Земли.

В летний зной я пытаюсь цепляться

За соломинки на берегах.

Но мои ослабевшие пальцы

Обгорают в каленых песках.

Я зимою воплю, я зубами

Удержать жажду каждый рубеж,

Но в прибрежье, усыпанном льдами

Лишь теряю осколки надежд.

У кормилицы снежные груди,

Где-то там, среди гор, далеко

По долинам текло изумрудным

Направляясь ко мне, молоко.

Я вбирал его ширью лакавшей,

Растворяя весеннюю синь

Опрокинутой утренней чаши

Колыбельного неба пустынь.

Моя мать - вся земная природа,

Но меня умертвили глупцы,

Те, кто против родного народа,

Те, кому не указчик отцы…

Я исчез, мне не выдержать долга,

Чей за мною наступит черед?..

Я Байкал…

Я Чернобыль…

Я Волга…

Я Россия…

Так что же нас ждет?

Ведущий: Приглашаем на сцену Никитину Кристину, ученицу 3 класса Дмитриевской школы. Стихотворение Олега Литвинова «Бобровая семья»

В Канаде в давние года

В лесу на речке тихой

Жила бобровая семья,

Не предвкушая лиха.

Плотины строили они,

И речка небольшая

Поила всех, кто рядом жил

В черте лесного края.

И птицы пели по утрам,

И гризли - серый великан

Гулял здесь без опаски.

И было все, как в сказке.

И люди приходили в лес,

И дань добычей брали,

Но никогда баланс тех мест

Они не нарушали.

Потом другие в лес пришли,

Кому все было мало.

Бобров потомство извели,

И красоты не стало.

Едва струился ручеек

И лес поить уже не мог.

Засохли клены, ели

И разбежались звери.

Но вот явился человек,

Который понял важность рек,

Решил он все поправить

И стал запруды ставить.

Поставил, а через денек

В ней сделал дырку ручеек.

Строитель дырку залатал,

Строитель дырку залатал,

А ручеек опять прорвал.

Ах, как помощники нужны

И осенило тут - бобры!

Не говоря ни слова,

Все сделают толково.

И первозданная краса

Вернулась в дикие леса.

Ведущий: Люди смотрят на небо, голубое и вечное, текут реки, шумят леса, поют птицы, а человек строит, борется, завоевывает. А ведь в пылу борьбы за мимолетные радости, мнимые ценности можно потерять множество невстреченных друзей...

Лапшина Татьяна, Серебряно-Прудская школа, 11класс. Произведение Андрея Дементьева «Дельфин».

Дельфин плыл к берегу…

Порезанный винтами, он так кричал,

Что море содрогалось.

А мы лежали на песке прибрежном

И ничего не знали о беде.

Мы только волны слышали в то утро.

Дельфин плыл к берегу в надежде,

Что мы его заметим над волнами

И побежим навстречу,

Как однажды он кинулся на помощь человеку

И до земли ему доплыть помог.

Дельфина мы заметили случайно,

Когда вблизи взметнулся он высоко,

И кто-то громко крикнул:

Посмотрите! Дельфин играет…-

Дельфин все ближе подплывал,

Все чаще показывалось тело над волнами.

Какой-то мальчик бросил в море булку.

Но булка до него не долетела.

Дельфин исчез.

Быть может, испугался?

А мы опять уткнулись в наши книги,

Жевали фрукты, в шахматы играли.

Смеялись анекдотам.. и не знали,

Что наш дельфин, отчаянью поддавшись,

Навеки опустился в глубину.

И только мальчик все смотрел на море.

Ведущий: Словосочетание «экологическая катастрофа» сейчас звучит очень часто. И люди срочно начинают искать пути спасения в экстренных мерах, которые опираются на достижения цивилизации - от безотходных технологий до строгих природозащитных законов. Все это, конечно, необходимо. Но при этом, главные пути спасения надо искать глубже: в духовном отношении человека к среде своего обитания, будь-то лес и река рядом с деревней, «малая родина» провинциальной глубинки или бескрайние просторы огромного государства, которое мы называем Отечеством. Трагедия природы предопределена падением духовности и нравственных идеалов человека. Философ Кант говорил: «Две вещи неизменно восхищают меня! Это звездное небо надо мной и моральные ценности во мне».

«Баллада о двух погибших лебедях». Владимир Высоцкий. Стихотворение читает Пономарева Вероника, ученица 10 класса Клемовской школы.

Трубят рога: скорей, скорей! -

И копошится свита.

Душа у ловчих без затей

Из жил воловьих свита.

Ну и забава у людей -

Убить двух белых лебедей!

И стрелы ввысь помчались…

У лучников наметан глаз,

А эти лебеди как раз

Сегодня повстречались.

Она жила под солнцем - там,

Где синих звезд без счета,

Куда под силу лебедям

Высокого полета.

Вспари и два крыла раскинь,

В густую трепетную синь

Скользи по божьим склонам -

В такую высь, куда и впредь

Возможно будет долететь

Лишь ангелам и стонам.

Но он и там ее настиг -

И счастлив миг единый,

Да только был тот яркий миг

Их песней лебединой…

Крылатым ангелам сродни,

К земле направились они -

Опасная повадка:

Из-за кустов, как из-за стен,

Следят охотники за тем,

Чтоб счастье было кратко.

Вот отирают пот со лба

Виновники паденья,

Сбылась последняя мольба:

«Остановись, мгновенье!»

Так пелся этот вечный стих

В пик лебединой песни их -

Счастливцев одночасья.

Они упали вниз вдвоем,

Так и оставшись на седьмом,

На высшем небе счастья…

Ведущий: Если, вступив на путь насилия, пытаться хватать за горло пространство вокруг себя, незачем обвинять солнечные пятна в своих бедах. Необходимо понять, что человек разумный, гомо сапиенс, это уже наше прошлое. Будущее за человеком сознательным, осознающим свои действия и поступки.

«Пожар в лесу». Стихотворение Татьяны Новиковой читает Кузнецова Дарья. Совхозная школа, 3класс.

Однажды, в компьютерный, атомный век

По лесу разумный шагал человек.

Он бросил окурок в траву под кустом,

Он вовсе не думал, сто будет потом.

Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,

И сразу весь лес охватил сильный жар.

Все звери и птицы спешили туда,

Где рос самый умный дуб у пруда.

Огонь мчался следом, огонь все съедал,

Вот пламенем красным и дуб запылал.

Он вдруг застонал впервые за век:

«О, что ты, разумный, творишь, человек?

И сколько беды ты несешь за собой!

И сколько несчастья творится тобой!

О будущем думаешь ты ли едва…»

Оборванной фразой застыли слова,

А крошечный зайчик ждал с неба чудес.

Он лапки сожженные к небу поднял.

«Спасите! Спасите!» - он тихо шептал.

И небо услышало тоненький зов,

И тучу послало с дождем и грозой.

Вот туча открыла ответный удар,

Нескоро затих бушевавший пожар.

И сколько успел нанести он беды,

Хотя ведь пожара могло и не быть,

Но просто по лесу в компьютерный век

Разумный и сильный шагал человек.

И хочется дереву, хочется птице

К тебе, человек, всей душой обратиться.

«Планета едина для вас и для нас,

Беречь ее надо не завтра - сейчас!

Ты техникой новой творишь чудеса,

А мусор вывозишь в поля и леса.

В науке открытий немало творя,

Ты грязную воду сливаешь в моря

Постой и подумай - природа больна.

Твоя ей забота сегодня нужна».

Любить надо с детства, беречь надо с детства.

Чтоб сильной планету оставить в наследство.

Ведущий: Ученица 5 класса Крутовской школы Лаврухина Ксения прочитает нам стихотворение Роберта Рождественского «Ожидание».

Так любимых не ждут у порога.

Так к больному не ждут и врача…

Пыль на рыжих степных дорогах - хоть картошку пеки -

Люди мнут фуражки в руках,

от полей глаза отводя…

Я впервые увидел,

ждут дождя.

Ждут, выдумывая всевозможные сроки,

ждут, надеясь на чудо,

ждут, матерясь:

Пусть дороги развозит!

Плевать на дороги!

Лишь бы дождь.

Пусть тогда хоть по горло грязь.

А земля горит.

От жары - как в броне.

А земля говорит:

Помогите мне!

Без воды, без дождя

больше я не могу…

Помогите!

не останусь в долгу! -

Как ей скажешь: - Выдержи! Подожди!

Чем поможешь?

Минуты, как вечность идут...

Люди ждут и молчат.

Люди курят и ждут.

Ты мне пишешь:

в Москве у вас снова дожди.

Снова дождь.

По бульвару опять не пройдешь.

Снова дождь.

По обочинам мчат ручейки.

Дождь идет по Москве - теплый, ласковый дождь...

Там скрываются от него, - чудаки! -

надевают плащи,

открывают зонты,

начинают погоду ругать с утра,

ходят хмурые...

Если б увидела ты,

как, негаданно вымахнув из-за бугра,

мчит дороги не разбирающий,

через поле к нам напрямик,

так пылящий, будто пылающий,

сельсоветовский грузовик.

Председатель выпрыгивает на ходу,

он кричит,

а глаза блестят, как от голода:

Будет дождь!

мне сейчас... звонили из города...

Туча... мне звонили... свернула сюда...

к нам идет...

Если мимо, то... быть... беде...

Ты мне пишешь, что вам надоела вода.

напиши мне об этой воде!

О дождях напиши мне!

О том, как тяжел

Воздух перед грозой...

На погоду не жалуйся!

Напиши, чтоб он был, этот дождь.

чтоб он шел!

Пожелай нам ливня,

пожалуйста.

Ведущий: Настоящую радость людям может дать только творчество. Композитор будет счастлив, когда напишет прекрасную музыку, которая нравится людям и нужна им. Музыкант будет счастлив, если прекрасно исполнит ее, поэт - когда напишет хорошие стихи, изобретатель - если он придумает что-то новое для улучшения жизни людей. Но творить можно не только музыку, картины, стихи и изобретения. Можно творить прекрасные отношения с людьми, воспитывать в себе прекрасные черты характера, то есть творить самого себя. Человек может даже не обладать особыми талантами, но сколько радости он приносит людям, если он прекрасный человек - добрый, чуткий, отзывчивый, любящий и заботливый.

Выступает Баранова Любовь, Совхозная школа, 2 класс. «Бездомная кошка». Автор Алексей Дмитриев.

Однажды я встретил бездомную кошку.

Как ваши дела?

Ничего, понемножку...

Я слышал, что вы тяжело заболели...

Так значит, лежали в постели?

Лежала на улице много недель -

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным».

Вы слышите, кошка? Пойдемте со мной -

Темнеет, и значит, пора нам домой!

Мы шли с ней по улице гордо и смело -

Я молча, а кошка тихонечко пела.

О чем она пела? Возможно о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

Ведущий: Тюрин Егор нам расскажет стихотворение Эдди Огнецвет «Рябинка». Подхоженская школа, 4 класс.

Она среди деревьев взрослых

Расти недавно начала,

Ей все в новинку - травы в росах,

Тропинка, ласточка, пчела…

Она торчала хворостинкой,

И мимо каждый проходил.

Но подружился я рябинкой,

Водицей свежею полил.

Вот первый лист махнул ладошкой,

Захлопал рядышком близнец…

Шел мимо дерева дорожкой

Один дворовый сорванец.

Он вдруг нагнул мою рябинку!

Уйди! - я крикнул сам не свой.

А он в ответ: - Смотри, как двину!

И я вступил в кулачный бой.

Я ростом меньше был, однако

Он с поля боя убежал!

Ему-то что - пустая драка,

А я рябинку защищал!

Она была такою тонкой,

Такою милой и живой!

И благодарно, как девчонка

Мне всё кивала головой.

Ведущий: Понятие «доброта» настолько бесхитростно и обыкновенно, что по всем канонам не может быть «волшебным». Но все же, и лампа Алладина имела вид обыкновенной жестянки, и чаша Грааля не из золота. Все великое непостижимо просто - ему незачем красоваться или прятаться. Пустое и бесполезное, напротив, скрывается под покровом значительности и тайны.

Выступает Горбунов Максим, ученик 1 класса Глубоковской школы. «Покормите птиц». Александр Яшин.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ведущий: Нарушить равновесие в природе бывает очень легко, восстановить его, к сожалению, во многих случаях невозможно. Уважаемые «человеки - цари природы», не слишком ли рано мы надели на себя корону? Может, стоит сначала познать то богатство, что лежит у наших ног, исследовать проблему со всех сторон, прежде чем приниматься за реализацию грандиозных и, как нам кажется, выгодных проектов?

Выступает Калмыкова Вера, Серебряно-Прудская СОШ им. В.И. Чуйкова, 7 класс. Стихотворение Роберта Рождественского «Кромсаем лед, меняем рек теченье…»

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думай неохота.

Сейчас нам не до этого…пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы.

Все больше - окружающей среды.

Ведущий: «И только ахает природа…». Стихотворение Глебова читает ученик 11 класса Подхоженской школы Храпов Дмитрий.

И только ахает природа…

Весна! Ручьи не умолкают,

Потоки в буйстве - там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренье, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку -

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек, и сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек?

Иду таежною долиной…

И снова горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах - черные болячки.

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь смачно:

А что? Кислотные дожди…

… Лес плакат, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой -

Шибали запахи волной.

Не море - сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы -

Ее созданье - Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химический новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек?

Ведущий: За последние 150 лет размах хозяйственной деятельности человека достиг таких размеров, что изменения в природе ведут к полному разрушению того гармоничного согласного порядка, который сложился в природе за тысячелетия. Только увидев нашу планету с космоса, люди поняли, как мала земля и как она нуждается в защите. От кого защищать ее? От своего неразумного к ней отношения, потому что, как выяснилось, на Земле нет более сильного и беспощадного разрушителя, чем человек.

Сафарьянц Сергей. Стихотворение Дмитрия Тухманова «Мы рождены, чтоб жить на свете долго». Сергей учится в 8 классе Дмитриевской школы.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить

Спроси себя: готов ли ты к работе -

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету, растоптать наркотик?

Взгляни вокруг: прекрасная Природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Ведущий: Во все века реки прокладывали путь для своего русла, а посреди равнин росли горы. Пустыни и леса, суша и море и сегодня отвоевывают территории друг у друга, весной все так же благоухают яблони, а осенью идет нудный дождик. Парадоксальное соединение несоединимого: конечность жизни цветка, бабочки, человека и бесконечность мерцающих в ночи звезд. Некая связь, которую Марина Цветаева определила словами: закон звезды и формула цветка… Цвети, наша планета!

Приглашаем на сцену Моисееву Аллу, ученицу 8 класса Совхозной школы. «Морозный лес». Вероника Тушнова.

Морозный лес.

В парадном одеянье

Деревья-мумии, деревья-изваянья…

Я восхищаюсь этой красотой.

Глаз не свожу, а сердцем не приемлю.

Люблю землею пахнущую землю

И под ногой листвы упругий слой.

Люблю кипенье, вздохи, шелест, шорох,

Величественный гул над головой,

Брусничники на рыжих косогорах,

Кочкарники с каемчатой травой…

Труд муравьев и птичьи новоселья,

И любопытных белок беготню…

Внезапной грусти, шумного веселья

Чередование по сто на дню.

Люблю я все, что плещется, струится,

Рождается, меняется, растет,

И старится, и смерти не боится…

Не выношу безжизненных красот!

Когда январским лесом прохожу я

И он молчит,

В стоцветных блестках сплошь,

Одно я повторяю, торжествуя:

«А все-таки ты скоро оживешь!»

Ведущий: Выступает ученик 2 класса Шеметовской школы Медведев Данила. «Опять черемуха в цвету». Автор Владимир Суслов.

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою…

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы -

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями -

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои…

Ведущий: «Все это называется природой…». Стихотворение Михаила Пляцковского читает ученик 3 класса Петровской школы Корниец Кристина.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природой.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета.

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это.

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня снежинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это.

Давайте же любить ее всегда!

Ведущий: Святой Франциск Азисский у католиков почитаем так же, как у православных христиан Николай Чудотворец. Притча о Святом Франциске Азисском гласит: Говорит святой Франциск своему ученику: «Пойдем в город и будем проповедовать». Долго они ходили по городу, вели беседу между собой, потом повернули назад. Ученик спрашивает: «Учитель, а когда же мы будем проповедовать?» «Так мы и проповедуем, - отвечает святой Франциск, - Мы мирно идем, говорим о высоких вещах. Люди смотрят на нас и думают о хорошем. И души их становятся чище. Это и есть проповедь». Подумайте над этой притчей. Может быть, действительно, каждому из нас стоит своим поведением, своими действиями проповедовать любовь к миру, и тогда не придется призывать, перевоспитывать, сочинять новые Международные дни защиты и охраны чего-то в природе.

Выступает ученица 10 класса Совхозной школы Шутова Александра. «Русская природа». Всеволод Рождественский.

Ты у моей стояла колыбели,

Твои я песни слышал в полусне,

Ты ласточек дарила мне в апреле,

Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы

И обжигала сердце горечь слез,

Со мною, как сестра, ты говорила

Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной

Меня учила (помнишь те года?)

Врастать в родную землю, словно сосны,

Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,

Его души бескрайние поля,

Задумчивая русская природа,

Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо - и все былое,

Все будущее вижу наяву,

Тебя в нежданной буре и покое,

Как сердце материнское, зову.

И знаю, в этой колосистой шири,

В лесных просторах и разливах рек -

Источник сил и все, что в этом мире

Еще свершит мой вдохновенный век!

Ведущий: Мудрые древние майя оставили надпись. Ей три тысячи лет: «Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Ты спросишь, кто мы? Кто мы? - спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю, землю страдания и землю любимую! Кто мы? - Мы земля!»

Приглашаем на сцену Солопову Анастасию, ученицу 7 класса Глубоковской школы. «Песня о Земле». Автор Зоя Леждей.

Яркая, родная,

Сердцу дорогая,

Из волшебной сказки, как живой цветок.

С синими морями,

С дивными краями

В мирозданьях разных славный «закуток».

С дней какого века

Роста человека

До Творца Вселенной ты упорно ждешь?

Мир твой разноцветен,

Радостен и светел,

Среди всех созвездий нас к себе зовешь!

И почуяв это

С мягким лунным светом,

Мимо всей планеты нам не проскользнуть!

Чтоб с мечтой прекрасной

Жить под солнцем ясным,

Выстроив счастливый, гармоничный путь!

Потерпи, родная,

Ты поможешь, знаю,

Осознать и выправить человеку быт!

С чистым устремленьем,

Верю, несомненно,

Даже к равнодушию будет путь закрыт!

Грязное и злое

Канет все в былое.

Совершенно верным станет Человек!

Он поймет ошибки,

Как росточек гибкий,

Выпрямит свой стебель, - не сломить вовек!

Матушку-планету

И зимой, и летом

Станет чутким сердцем он оберегать!

Мудрым нежным взором

И любви узором,

Теплотой дозора будет восхищать!

Вновь скажу об этом, -

Верь, Земля-планета,

Голубая звездочка, милая навек, -

В добрых откровеньях,

В лучших намереньях

Оправдает в будущем званье - Человек!

Ведущий: Этой светлой нотой заканчиваются выступления конкурсантов. Наш мир наполнен удивительной красотой разнообразных существ. Попробуйте научиться видеть красоту и в кровожадном хищнике - уссурийском тигре и маленькой древесной квакше, крошечной божьей коровке и гигантском эвкалипте. Попробуйте ценить лес не только за кубометры древесины и тонны собранных плодов. Попробуйте осознать себя, как частицу мира.

Сейчас жюри мы попросим подвести итоги в другом помещении, а зрители и участники конкурса могут посмотреть в фойе выставку коллекции учителя Мочильской школы Натальи Николаевны Баковкиной. А на экране вы увидите слайды с видами нашей прекрасной планеты и ее обитателей.

Звучит фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковского. На экране слайды с видами растительного и животного мира нашей планеты. После перерыва звучит заключительное слово председателя жюри.

Подведение итогов. Награждение (призы, грамоты, благодарности, сертификаты участников).

Приложение1

«Согласовано» «Утверждаю»

Начальник Управления Директор ДДТ

по образованию

Е.А. Гузеева _________ С.Д. Федорова

П О Л О Ж Е Н И Е

О ПРОВЕДЕНИИ РАЙОННОГО СМОТРА-КОНКУРСА ЧТЕЦОВ

«НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ!»

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Цель мероприятия: содействовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природе через восприятие художественной литературы и приобщение юных исполнителей к лучшим образцам отечественной литературы.

Задачи:

Знакомство с литературными произведениями русских поэтов;

Воспитание бережного и уважительного отношения к природе, осознание себя как частички мира;

Развитие эстетического вкуса у подрастающего поколения через восприятие произведений литературного, музыкального и художественного искусства;

Формирование у участников интереса и привычки к чтению высокохудожественной поэзии;

Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи.

  1. ОРГАНИЗАТОРЫ

Управление по образованию, районный Дом детского творчества.

  1. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

14 мая 2014 года в культурном центре «Наследие» по адресу: п. Серебряные Пруды, м-н Центральный, д.1

  1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

4.1. В районном смотре-конкурсе принимают участие чтецы 1-11 классов.

Конкурс проводится по трем возрастным группам:

1-4 кл. - младшая группа,

5-8 кл. - средняя группа,

9-11 кл. - старшая группа.

4.2. Смотр-конкурс проводится в два этапа:

март - апрель - школьный конкурс чтецов;

май - районный смотр-конкурс чтецов;

4.3. По итогам первого этапа конкурса школа представляет трех участников (по одному от каждой возрастной группы).

4.4. Чтецы представляют художественное произведение или фрагмент (стихи или прозу). Произведения должны соответствовать тематике конкурса, воспитывать у детей и подростков разумное отношение и любовь к природе.

  1. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

5.1. Каждый участник исполняет одно произведение.

5.2. При выступлении возможно звуковое фоновое сопровождение.

5.3. Продолжительность выступления не более 3 - 4 минут. За каждые 30 с лишнего времени снимаются два балла.

5.4. Заявку на участие в районном конкурсе и конкурсное произведение подать в Дом детского творчества не позднее 30 апреля (Приложение). Заявку заполнять разборчивым почерком.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

Оценки выступающим выставляются по пятибалльной шкале.

Критерии оценок:

Исполнительское мастерство;

Техника речи;

Артистизм и эмоциональность;

Сценическая культура;

Внешний вид.

Победители смотра-конкурса по каждой возрастной группе награждаются грамотами РУО.

ПРИБЫТИЕ участников смотра-конкурса чтецов осуществляется за счет направляющих организаций.

  1. ОРГКОМИТЕТ

Егорова С.Н. - ведущий специалист РУО,

Федорова С.Д. - директор ДДТ,

Мальцева Г.Н. - педагог-организатор ДДТ.

Телефон для справок: 3-22-19 (Дом детского творчества)

Мальцева Г.Н.

Приложение

к Положению

о проведении районного

конкурса чтецов

«Цвети, планета!»

Заявка

на участие в районном смотре-конкурсе чтецов

«НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ!»

от _

(название учреждения)

Дата и время проведения школьного конкурса _________________________________

Младший возраст (1-4 классы) ___________ __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(ФИО полностью)

Средний возраст (5-8 классы)

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, чтеца полностью, класс)

_________________________________________________________________________

Педагог, подготовивший участника __________________________________________

(ФИО полностью)

Старший возраст (9-11 классы)

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, чтеца полностью, класс)

_________________________________________________________________________

Педагог, подготовивший участника ___________________________________________

(ФИО полностью)

Примечание ______________________________________________________________

Руководитель учреждения Подпись

Приложение 2

АНАЛИЗ

проведения районного смотра-конкурса чтецов

«Наш дом - Земля!»

  1. Смотр-конкурс чтецов состоялся 14 мая 2014г. в культурном центре «Наследие».
  1. Программное время конкурса - 2ч.05 мин. (подведение итогов жюри - 30 мин.)
  2. Всего приняли участие 21 учащийся школ района: 14 учащихся младшего возраста, 13 - среднего возраста и 14 - учащихся старшего школьного возраста, юных поэтов - 3 (из Мочильской и Серебряно-Прудской школ).
  3. Ведущая - педагог-организатор ДДТ Мальцева Г.Н.
  4. Жюри:

Нина Петровна Гуляева - методист информационно-методического центра

Оксана Евгеньевна Воронина - руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы;

Ирина Николаевна Денисова - библиотекарь Центральной районной библиотеки.

  1. Было прослушано 21 номер. В перерыве, во время подведения итогов жюри, зрителям было предложено посмотреть слады природы и обитателей Земли, коллекцию календарей учителя МОУ «Мочильская СОШ» Баковкиной Н.Н..
  1. Итоги конкурса:

Младший школьный возраст .

1 место - Тюрин Егор, 4 кл. Подхоженская СОШ (педагог Ерасова Антонина Николаевна)

2 место - Кузнецова Дарья, 3 кл. Совхозная СОШ (Андрюшина Наталья Михайловна)

3 место - Баранова Любовь, 2кл. Совхозная СОШ (Ильина Алла Викторовна)

Благодарность - Горбунов Максим, 1 кл. Глубоковская ООШ (Погудина Наталья Васильевна)

Средний школьный возраст.

1 место - Моисеева Алла, 8кл. Совхозная СОШ (Алексеева Ольга Николаевна)

1 место - Косташ Максим, 8 кл. Совхозная СОШ (Алексеева О.Н.)

2 место - Абысова Ирина, 6 кл. Шеметовская СОШ (Тюпина Татьяна Александровна)

3 место - Солопова Анастасия, 7 кл. Глубоковская ООШ (Исаева Наталья Васильевна)

Старший школьный возраст .

1 место - Асеева Валерия, 9 кл., Глубоковкая ООШ (Безрукова Елена Васильевна)

2 место - Пономарева Вероника, 10 кл., Клемовская СОШ (Демидова Л.П.)

3 место - Лапшина Татьяна, 11 кл. Серебряно-Прудская СОШ (Рогова Татьяна Васильевна)

Благодарность - Храпов Дмитрий, 11 кл. Подхоженская СОШ (Корчагина Людмила Яковлевна)

  1. Награждение

Победителям конкурса вручены грамоты, благодарности и памятные подарки. Всем участникам конкурса были вручены сертификаты. Горбунов Максим (1 кл. Глубоковская ООШ) получил памятный подарок, как самый младший участник районного конкурса чтецов.



В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира символ спокойствия, мирной жизни и дружбы и солидарности народов. И в то же время это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле


22 апреля 1970 года американский сенатор Г. Нельсон создал группу студентов, которые призывали население к защите окружающей среды и сохранению благоприятного климата на земле. В последствие студенческое шествие переросло в национальное движение сначала в США, а затем распространилось и по всему миру. Сейчас праздник имеет уже международное значение и является днем напоминания об экологических катастрофах, о том, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение экологии на планете и быть ответственным за состояние окружающей среды вокруг себя. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о праздновании 22 апреля Всемирного Дня земли. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля это наш общий дом, который надо содержать в порядке


Человечество начинает открывать для себя Новый Закон о сохранении жизни на Земле с помощью своего Сознания. Чем ты занимаешься? - Спасаю мир. Именно так понимают свою деятельность те, кто работает в «Гринпис» («Greenpeace» - Зеленый мир). Организация существует уже 37 лет. «Гринпис» образовался в 1971 году, в Америке. Тогда группа ученых-энтузиастов и идеалистов, которые мечтали «о чистом мире без войн и насилия», собралась в городе Ванкувер провели акцию протеста по проведение подземных испытаний ядерного оружия. В девяностые годы «Гринпис» заговорил о том, что загрязнение воздуха и разрушение озонового слоя приведет человечество к катастрофе. Главное в нашей жизни - воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры Сохранить природу – сохранить жизнь




Вот экология - модное слово, Раньше природа не знала такого, Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали И сокрушается Природа: Зачем все это, Человек?! Волна чудовищных мутаций Грозит планету затопить. Все может быть, все может статься… Вопрос ребром: быть иль не быть? И только ахает Природа: Да сын ли ты мне, Человек? И только ахает Природа



Родился 05.03.1941г.в г. Пенза. Образование среднетехническое. Работал на административных должностях в ЖКУ г.Заречного, ПО ЗИФ, Пензмаш.С 1966г. жил в г.Заречном Пензенской обл.Стихи писать начал в армии.Член ЛИТО "Радуга" г.Заречного Пензенской обл. Печатался в газетах: "Суворовский натиск"(раннее, армейское) г.Хабаровск, "Любимая газета" г.Пенза, "Пензенская правда", "Про город" г.Пенза, "Курьер" г.Пятигорск, а так же в сборниках ЛИТО "Радуга": "Многоцветие радуги", "Женщины Заречного". Лауреат городского конкурса поэзии, посвященного 65-летию Победы ВОВ.
На сайте с 15 декабря 2013г. Номинирован на премии "Поэт года2014", "Поэт года 2015", "Поэт года 2016". Член Российского союза писателей с августа 2015г.
Умер 19 мая 2016г.

Я - жена Виктора, Глебова Валентина Васильевна, приглашаю на страничку Виктора.
Читайте, оставляйте свои отзывы о его творчестве.

О поэтах Алеша Крылов мудро сказал: "Они не умирают, лишь уходят, оставив нам свой мир, свои слова."

"Всем любящим стихи!"

Вам посвящаю эти строки,
Всем тем, кто любит и любим.
Волнуюсь я как на уроке,
Давно уж не был вот таким.

Я в мир стихов Вас приглашаю,
В нём Муза милая живёт.
И я живу в нём и мечтаю,
И тянет с ней меня в полёт.

Для Вас в него открыты двери,
Грустит тот мир, не видя Вас.
И тот, кто в силу Музы верит,
Заулыбается сейчас!

Прошу ВАС, чаще заходите,
Всё, что написано, для Вас.
Стихи, как малый мир открытий,
В котором всех поэтов "Глас"!
Виктор Глебов2, 2015г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(для учащихся 7-8 классов)

Разработчик:

Ибрагимов Садиг Советович,

учитель биологии

Новокузнецк, 2012

kФорма: экологическая конференция.

lЦель: формирование у школьников бережного отношения к природе.

Задачи:

● сформировать у детей чувство ответственности за природу, экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации, преодолеть потребительское отношение к природе;

● дать характеристику понятию “экологическая среда”, углубить знания детей о сложившейся экологической ситуации в мире;

● развить познавательный интерес у школьников к глобальным экологическим проблемам.

mВозраст: 14-15 лет (7-ой класс).

nПродолжительность мероприятия: 90 минут.

oОформление и оборудование:

1) Парты расставить в форме буквы “П”, на партах должны быть: белые скатерти, вазы с настоящими цветами, бутылки с минеральной водой, стаканы;

1) Стихотворение В. Глебова “И только ахает Природа…”;

2) Плакат: “Структура биосферы” (образец смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1);

3) Иллюстрации редких и исчезающих животных (бизон , благородный олень, белорукий гиббон, европейский бобр, вилорогая антилопа, гаур, джейран, зебра Греви, зубр, амурский тигр, морж, снежный барс) (образец смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 2);

4) Раздаточный материал: листы бумаги, фломастеры, маркеры, цветные карандаши;

5) Значки “Всемирный фонд охраны дикой природы” (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);

6) Стихотворение Е. Евтушенко “Берегите эти земли, эти воды…”;

7) Плакат: стихотворение Е. Евтушенко “Берегите эти земли, эти воды…” (образец смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 4).

pПодготовительный этап:

1) ученику 3-го класса поручить выучить стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…», освободить его в соответствующий день от занятий;

2) команде врачей подготовить следующие материалы: влияние загрязнённого атмосферного воздуха и загрязнённой воды на человеческий организм);

3) команде экологов подготовить материал об основных источниках загрязнения атмосферного воздуха;

4) команде экономистов подготовить по материалам периодической печати и других источников литературы статистический анализ, отражающий перечень основных заводов-загрязнителей г. Новокузнецка и их вклад в загрязнение окружающей среды ; также подготовить материал о влиянии на экономику снижения численности промысловых животных и сокращения лесных угодий;

5) команде горожан, используя житейский опыт и литературу, подготовить материал о бытовых способах очистки воды.

qХод мероприятия:

Вступление

Ученик (читает стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…») :

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озёр и рек,

И сокрушается Природа:

Зачем всё это, Человек?!

Иду таёжною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берёз осыпалась листва,

На травах – чёрные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Её создание – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Всё может быть, всё может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто из нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем всё час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Учитель биологии: – Миллиарды лет несётся в космосе наша голубая планета. Человек появился на ней совсем недавно – в геологическом исчислении почти вчера. История человеческого общества насчитывает каких-нибудь десять-пятнадцать тысяч лет. Но как сильно уже успело изменить это общество лик Земли, природу и животный мир! Сейчас вам никто не поверит, если вы скажете, что когда-то в Греции и Ближнем Востоке были буйные леса (полные зверьми и птицами), живописные долины, чистые рыбные реки и плодородные поля, которые теперь превратились в унылые безлесные и пыльные пустыни, изнывающие от засухи. Всё это правда. Но в те отдалённые времена человек с его очень примитивной техникой истощал природные ресурсы хотя и неуклонно, однако медленно – веками, даже тысячелетиями. С развитием цивилизации, и в особенности промышленности, воздействие человека на природу резко усилилось, и оно стало проявляться быстро. Потребовалось всего одно-два столетия, чтобы девственная природа Северной Америки, с бескрайними лесами и степями, с необыкновенным обилием зверей, птиц, рыб и других животных, – обнищала. За небывало короткий срок американцы перестреляли несколько десятков миллионов бизонов, нередко только из-за шкур, языка или даже просто так; начисто уничтожили чудесных птиц – странствующих голубей, несметные стаи которых при перелётах на несколько часов закрывали небо; переловили почти всех бобров, которых при открытии Нового Света было так много, что они казались неистребимыми. Бесчисленные и часто непоправимые беды принесли животным и бескровные, но тоже губительные деяния человека – вырубка лесов, распашка прерий, загрязнение среды обитания. Каков же характер воздействия человека на окружающую среду? Есть ли пути и методы её охраны? Давайте в рамках этой конференции постепенно ответим на все эти вопросы. Я передаю слово своей коллеге – учителю экологии.

Учитель экологии: – Да, я полностью согласна с учителем биологии. Именно такие проблемы мы обозначим в рамках нашей конференции. Человек – часть природы, но современные люди всё чаще стали забывать об этом! В стихотворении, которое прочитал третьеклассник, очень ярко рассказывается о пагубном воздействии человека на природу. Ребята, сегодня все мы собрались здесь, чтобы обсудить ту катастрофическую ситуацию, в которой оказалась наша планета и найти оптимальные, по-вашему мнению, пути выхода из неё. У нас сегодня присутствуют: команда врачей, команда экологов, команда экономистов и команда горожан. Почётными гостем сегодня у нас является главный эколог нашего города и заместитель главы администрации Орджоникидзевского района.

Учитель биологии (обращаясь к командам ): – Уважаемые друзья и коллеги! Тема нашего сегодняшнего разговора – “Сохранить природу – сохранить жизнь” (пишет тему на доске ). Но сначала давайте выясним, что, по-вашему мнению, означает слово “природа”? (дети отвечают ) Да, всё это верно. В науке есть более точное понятие о природе, и называется оно “биосфера”. Биосфера – эта область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В общем, биосфера представляет собой взаимодействие живых организмов с окружающей их средой. (вывешивается плакат: “Структура биосферы” )

Учитель экологии: – Да, именно в биосфере происходят основные жизненные процессы. Но день за днём экологическая обстановка на планете становится всё хуже и хуже. Посмотрите, мы, взрослые и дети, потребляем электричество, для вырабатывания которого существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и отравляют наш воздух выхлопными газами. Ещё есть заводы и фабрики, которые загрязняют нашу воду и почву, выбрасывая тонны отходов. Чем же всё это обернётся для нас и всех последующих поколений? (ответы детей )

Учитель биологии: – Я думаю, что экологическую катастрофу ещё возможно предотвратить. Но для этого потребуется, чтобы все люди поняли и осознали, что необходимо беречь и охранять окружающую среду!

Учитель экологии: – Что же самое дорогое и ценное для человека? Конечно, воздух! Жизнь человека без воздуха невозможна! Как сказывается загрязнение атмосферного воздуха на здоровье человека? (слово команде врачей )

Учитель биологии: – Какими способами происходит загрязнение атмосферного воздуха? (слово команде экологов )

Учитель экологии: – Уважаемые экономисты, расскажите, пожалуйста, какие же заводы есть в нашем городе и какова их роль в загрязнении окружающей среды? (команда экономистов излагает заранее приготовленный статистический материал по данным города Новокузнецка )

Учитель биологии: – Ужасные данные. А ведь этим воздухом дышим не только мы, но животные и растения. (обращается к командам ) Коллеги, проблему загрязнения воздуха нужно как-то решать. Просто закрыть глаза на эту проблему не получится. Какие же меры борьбы с загрязнением атмосферного воздуха вы можете предложить? Посовещайтесь в командах и вынесите свой вердикт . (команды обсуждают поставленный вопрос )

Учитель биологии: – Теперь мы послушаем, что же предлагают нам врачи, экологи, экономисты и горожане. (ответы детей )

Учитель экологии: – Да, вопрос с загрязнением воздуха необходимо решать. Некоторые пути решения мы сейчас услышали.

Учитель биологии: – Спасибо за ваши рациональные решения. Но существует ещё одна проблема, которая связана с водой… Как же удобно современному человеку: повернул кран и вода побежала. Гораздо труднее было нашим предкам, им приходилось селиться по берегам рек, что быть в непосредственной близи к воде. А ведь для того, чтобы вода так просто “пришла” в наш дом, нужна работа огромных сооружений. Вода – необходимое сырьё во всех сферах современной промышленности.

Учитель экологии: – Не стоит забывать и о том, что все живые организмы состоят из воды, то есть даже самые сложные живые системы содержат в себе воду. Да, вода важна и как среда обитания многих животных и растений. Но человеческая цивилизация не пощадила даже воду. Ежедневно в мировой океан сбрасываются миллионы тонн промышленных отходов. Из-за этого страдают многие живые существа!

Учитель биологии: – Проблема загрязнения гидросферы очень актуальна. Я предлагаю вам подумать над тем, какими способами можно уберечь воду от промышленного и других видов загрязнения? (обсуждение в командах, ответы детей )

Учитель экологии: – Каково же действие загрязнённой воды на организм человека? (отвечает команда врачей )

Учитель биологии: – Да, воду мы непосредственно пьём. Как же можно в бытовых условиях очистить воду? Хочу услышать мнения на сей счёт горожан. (горожане отвечают )

Учитель экологии: – Да, проблемы загрязнения воды и атмосферного воздуха в современном мире стоят очень остро. А кто-нибудь слышал такое понятие как “лёгкие планеты”? (ответы детей ) Несомненно, лёгкие планеты – это леса, которые являются одними из главных “поставщиков” кислорода на планете.

Учитель биологии: – Но леса постепенно, к сожалению, исчезают! Наступает человеческая цивилизация! А ведь лес – колыбель человечества и богатство планеты. Тут и лесное хозяйство и лесная химия, красота природы и прикладное искусство, история лесов и охрана природы . Лес – это не только источник древесины, которой человечеству требуется всё больше и больше. Он выполняет много других полезных функций. Лес – местообитание диких животных, защита воздуха, воды и почвы, место отдыха для человека. Всем этим целям удовлетворяют естественные леса, которые дают хотя и низкие, но непрерывные урожаи древесины, а кроме древесины – ягоды, орехи, грибы, целебные травы. Лес играет важнейшую роль в нормальном функционировании природных экосистем. Он поглощает атмосферные загрязнения антропогенного происхождения, защищает почву от эрозии, регулирует нормальный сток поверхностных вод, препятствует снижению уровня грунтовых вод и заиливанию рек, каналов и водохранилищ . Лес имеет огромное значение для промышленности. Изготовление мебели, производство бумаги , каучука, целлюлозы, вискозы, древесного спирта и сахара, пластмасс, добыча живицы, канифоли, скипидара, дубильных веществ – всё это опять-таки связано с лесом. Деревянные дома, мебель, посуда, игрушки, тара, тысячи других предметов – всё это продолжает оставаться деревом, древесиной, из которых они сделаны. Лес имеет и эстетическое значение. Его красота, свежесть воздуха и девственность благоприятно влияет на человека. Порой, только в лесу человек находит душевное успокоение, слушая пение птиц и шелест листьев. Вырубая леса, человек лишает животных их естественной среды обитания. Иногда снижение численности животных связано ни сколько с вырубкой леса, распашкой прерий, а сколько с истреблением этих животных самим человеком. Грустно, но такие некогда многочисленные животные как зубр, бизон, благородный олень, снежный барс, амурский тигр и др. оказались буквально на грани исчезновения! Неужели и их ждёт печальная судьба тарпана, тура, морской коровы, сумчатого волка, зебры-квагги и странствующего голубя. Нет, этого нельзя допустить! (демонстрация изображений редких животных )

Учитель экологии: – Сохранить то, что осталось – вот одна из задач современного человеческого общества. Но как это сделать? Какие меры по защите животных и охране лесов вы можете предложить, коллеги? (дети обсуждают поставленный вопрос и выносят коллективное решение ) Скажите, уважаемые экономисты, ведь леса и промысловые звери – важное звено в экономике любой страны. Как смотрит на проблему уничтожения и загрязнения лесов, уменьшения численности промысловых животных экономика? (отвечают экономисты )

Учитель экологии: – Итак, все мы дышим одним и тем же воздухом, пьём одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам… Живём в одном и том же мире. Что же мы можем сделать для того, чтобы уберечь его, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся обстановку к лучшему? Наверное, стоит сначала начать с себя! Я предлагаю всем командам на листе бумаги нарисовать рисунки, демонстрирующие призыв к охране и бережному отношению к природе. (команды рисуют ; рисунки вывешивают на доске, команды оценивают свои рисунки )

Финально-аккордная часть

Учитель экологии: – Вы, знаете, что существует известная организация: “Всемирный фонд охраны дикой природы” и сегодня вы все получаете значки этой организации в качестве награды за проделанную вами работу (раздаются значки ). Сегодня мы затронули очень важную тему: тему экологической ситуации в мире. Мы убедились, что не только взрослые, но и дети способны приложить усилия на улучшение состояния окружающей среды. Каждый человек на протяжении своей жизни должен принимать участие в защите и охране нашей необъятной планеты – Земля!

Учитель биологии: – Я хочу сказать спасибо всем участникам конференции. В заключении хочу прочитать вам небольшое стихотворение Е. Евтушенко (на доске должен висеть плакат ):

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

rЛитература:

1) Верзилин Н. Лес и Жизнь: книга для детей / Н. Верзилин, В. Корсунская. – Л: Детская литература, 1966.

2) Константинов позвоночных: учебник для студ. биол. фак. пед. вузов / , . – М.: Академия, 2000.

3) Криксунов: учебник для 9-го класса / , . – М: Дрофа, 1995.

4) Кучеренко у себя дома: книга для широкого круга читателей / . – Хабаровск: Книжное издательство, 1979.

5) Соколов млекопитающих: учебное пособие для университетов / . – М.: Высшая школа,1973.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Классный час в 6 классе

Классный руководитель

Ткачева Н.Е.

2009

Цель: воспитание эстетических чувств, уважения ко всему живому, осознанности своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

Ф. Жолио – Кюри

Учитель.Ребята, прежде чем объявить тему нашего классного часа, прошу вас ответить на вопрос: о каких чудесах света вы знаете?

Вы назвали достаточно много объектов, признанных чудесами света, но никто из вас не назвал самого главного чуда – планета Земля. Пока что это единственное место во Вселенной, где есть живые существа. И мы в том числе. И с самого своего появления человек был и остается очень сильно зависимым от природы-матушки. И пытается эту зависимость ослабить или убрать совсем. А получается, как всегда…

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Эти строки написал Роберт Рождественский.

Ученик. (с тихи Р.Рождественского «Просьба»)

Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится. На траве кровавой вздрагивает птица. Птица, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля! Люди - исполины, люди - великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце, сердце человечье. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля! Люди - человеки , страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! А земля без зверей - не земля!

Учитель. Возможно, вы думаете, что проблемы экологические появились недавно. Вы ошибаетесь, еще Ярослав мудрый запретил охоту на бобров, лебедей и некоторых других редких и красивых птиц и животных. Указ Петра I от 1718 г. предписывал (проекция на экран слов из Указа) «п реслушников , которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и учиня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Прошли века. Человек все больше пользуется дарами природы и думает, что все безгранично, безмерно. Так ли это?

(демонстрация таблицы «Природные ресурсы» - расчет количества ресурсов.

А вот фотография. Внимательно посмотрите на нее. (Проекция на экран) Что вы скажете? Узнаете ? Привычный пейзаж? А почему так происходит? Что нужно делать?

Учитель. Ежегодно человек извлекает из земных недр около 200 млрд. тонн горных пород, сжигает более 9 млрд. тонн условного топлива, рассеивает на полях до 3 млрд. тонн пестицидов и т.п.

В результате антропогенной деятельности человека на земном шаре по данным Института Всемирного наблюдения происходит( проекция на экран) :

* ежегодное уничтожение влажно-тропических лесов на площади 11 млн. гектаров;

* ежегодное возникновение на земном шаре антропогенных пустынь на площади около 6 млн. гектаров;

* ежегодная потеря 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель;

* повреждение в результате кислотных дождей леса на площади более 31 млн. гектаров.

Это в мире. А какие проблемы у нас в крае? (текст на экране, обращается внимание на самые важные проблемы, существующие у нас в станице)

Экологические проблемы, характерные для нашего края.

На основании информации, полученной государственными органами контроля о состоянии окружающей среды, определены экологические проблемы характерные для Краснодарского края. О них периодически сообщают средства массовой информации (СМИ). Схематично их можно представить следующим образом:

§ имеет место истощение рыбных запасов;

§ деградация водных объектов (обмеление, заиливание рек, протоков, исчезновение малых рек, заболачивание, зарастание лиманов и пр.);

§ эрозия берегов (размыв в районах населенных пунктов и сельхозугодий);

§ деградация особо важных природных объектов (разрушение природных ландшафтных памятников, национальных парков, исчезновение некоторых видов растений, животных и т.д.);

§ физическая деградация экосистем курортных районов (сокращение территорий, загрязнение пляжей, лечебных грязей, минеральных вод);

§ физическая деградация почв (ветровая, водная эрозия почв, сокращение площадей пастбищ, разрушение природной структуры обрабатываемых площадей, снижение плодородия почв, засоление, заболачивание и пр.);

§ сбросы городских запрещенных сточных вод (синтетические моющие средства, нефтепродукты нефтехимической промышленности, интенсивное загрязнение сточных вод органическими веществами и пр.);

§ свалки твердых бытовых отходов (пыль, дым, неприятный запах, смывы в водоемы и пр.);

§ выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, пятиокиси ванадия (районы тепловых станций и др. объектов энергетики, возможность образования кислотных дождей и пр.);

§ загрязнение природной среды токсичными промышленными отходами (нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, станкостроительная, приборостроительная, фармацевтическая, пищевая промышленность и пр.);

§ радиоактивное загрязнение территории г. Краснодара

Ребята нашей школы несколько лет подряд «диагностировали» состояние воды в нашей реке Смирнова. И вот что выяснилось

(диаграмма на экране)

Давайте попробуем проанализировать эту диаграмму и сделать вывод.

Ученики. Стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».

1) Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек?!

2. Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?!

3. Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

4. Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек?

В одном из стихотворений М. Дудин пишет:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите…

Учитель. Так для кого мы должны охранять природу?

А от кого мы должны её охранять?

Входя к себе в дом, мы снимаем обувь или хотя бы вытираем её, стараемся не занести сор в комнату. Мы стараемся не ссориться с близкими, друзьями. Мы стараемся все свое сберечь, а если, не дай Бог, что-то случится с нашим жилищем, мы поострим новый дом или найдем приют у соседей. А в общепланетном доме, который у нас один, и другого не построить, и к соседям не уйти, человек ведет себя как хулиган.

А теперь я попрошу вас ответить на вопросы анкеты (вопросы на экране)

Личностный тест.

(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и записать оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

Вопросы

Да

Нет

По-разному

1. Хорошо ли ты относишься к природе?

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых ?

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

4. Заслуживают ли внимания явления природы?

5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно?

6. Все ли явления природы тебя интересуют?

7. Проявляется ли этот интерес в поступках?

8. Ценишь ли ты новизну в природе?

9. Влияет ли природа на твои переживания?

10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?

11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

13. Влияет ли природа на твое поведение?

14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

15. Часто ли прогуливаешься среди природы?

16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?

18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?

19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?

20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й?

21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.

Посмотритена две фотографии (проекция на экран). Как вы думаете, что на них ?

На первый взгляд, это практически одна и та же местность с небольшими изменениями. А на самом деле вверху – это село Придолинное Тепилинского района Оренбургской области, а внизу – станица Хоперская, въезд на ул. Солнечную со стороны хутора Ленинского. Огромна наша Родина, но она общая для всех нас. Охраняя ее природу, мы охраняем себя, свою страну, свою Родину. И не важно, будем ли мы в Оренбурге или в своей станице. Родина у нас одна.

ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интереснее, - начни выполнять конкретные действия по охране природы со своего двора, класса, улицы.

1-й ученик: Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любые времена года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

2-й ученик: Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я –

Здравствуй, Родина моя!

В разработке использованы материалы сайтов:

http://www.sval.21308s01.edusite.ru/

http://laptschool.narod.ru/Toporina1.htm zaitseva - irina . ru

и литература:

Классные часы. 6 класс./Сост. З.А.Ефанова .- Волгоград: Учитель-АСТ , 2005.

Фотографии сделаны учащимися школы (Колесниковой Светланой, Логиновым Иваном) и учителем. Диаграмма взята из исследовательской работы учащихся школы (Колесниковой С., Герасименко Е., Изотиковой Т).

Анализ анкет

Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы. – 2 человека

От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным. – 4 человека

От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее. – 7 человек

2 человека неправильно заполнили листы.

Итак, к 1 группе относятся 15 % учащихся класса, ко второй – 30%, к третьей – 54 %, то есть большая половина класса, к сожалению, пока что к природе почти равнодушна. Делайте выводы сами.



Читайте также: