Почемучка. детские вопросы

Все детки любят дождик! После него так весело пробежаться по лужам, запустить бумажный кораблик, ловить капельки ртом или придумать еще множество увлекательных игр, которые чаще всего заканчиваются мокрыми ножками и сетованиями мамы. Дождь - это такое явление природы, которое никак не может пройти мимо любознательного ребенка, поскольку иногда занимает целые дни его жизни. Естественно, что рано или поздно у него появляется логичный вопрос: почему капает дождь? С водой из крана все более-менее ясно, а вот капельки из неба - это уже что-то необыкновенное и требующее более подробного объяснения.

Не надо прилагать особых усилий, чтобы заметить: дождь начинается только после того, как белые облака превращаются в серые и тяжелые тучи, нависшие низко над городом. Именно из них дождь и берется, поскольку они состоят из воды. Вот если посмотреть ночью на ясное небо, то можно увидеть невероятное количество звездочек, подсчитать которое просто нереально. Так вот, каждая тучка, которую мы видим невооруженным глазом, состоит из еще большего количества капелек. Миллионы тысяч маленьких капель собираются в одном месте. Когда тучке становится слишком тяжело, то она, как через сито, выпускает из себя излишек этих капелек на землю, которые мы и называем дождем.

Как капельки попадают в тучу

Когда-то в школе наши малыши на уроке биологии обязательно ознакомятся с процессом круговорота воды в природе. Но это будет совсем не скоро, а им уже так интересно побольше знать об окружающем их мире. Рассказать ребенку о том, как происходит этот круговорот, совсем не сложно. Тем более, если он часто бывает на природе. Начните с изучения глобуса. Покажите, что на нашей планете есть суша, а есть и огромное количество рек и речушек, озер, морей и даже целых океанов. Все они наполнены пресной и соленой водой. А вода умеет испаряться. Малыш наверняка поймет, что это такое, на примере фокусника и кролика в шляпе. Но вода не исчезает в никуда. Она просто из больших капель превращается в такие маленькие, что даже сложно разглядеть без специальных приборов. Солнышко своими лучиками их нагревает, и они улетучиваются в небо в виде пара. Всем приходилось наблюдать, как такой же пар поднимается с кастрюли, в которой мама варит суп, или от горлышка закипевшего чайника.

Но маленькие капельки не могут в небе летать сами по себе слишком долго. Ветер разносит их в разные стороны, но они, как и детки в садике, побегав некоторое время в одиночестве, начинают собираться в группки и играть все вместе. Вот такие группки капель и называются облаками. Они могут быть большими или маленькими, а также приобретать разные формы. Со временем капель в облаке становится слишком много. Солнышко уже их совсем не греет. Именно поэтому они назад собираются в те тяжелые и темные капли, которыми и были изначально в лужах, реках или океанах. Милое облако превращается в грозную тучу, а ветер собирает их вместе и закрывает ими солнце и синее небо.

Воздуху тяжело удерживать такое количество воды, поэтому и происходит то, с чего мы начинали свой рассказ: туча роняет большие капли на землю в виде дождя. Чем больше и чернее туча, тем сильнее дождь , который называется ливнем. Земля вбирает в себя каждую капельку небесной влаги. Она прячет в себе множество подводных речушек, которые уносят воду опять туда, откуда она начинала свой путь: в реки и озера. И тогда все начинается сначала. Поэтому, водоемы никогда не высыхают, а из неба очень часто капает дождь.

Маленькие почемучки с удовольствием проведут с вами несколько экспериментов с водой, посмотрят, как она испаряется. Также обязательно смотрите на дождевые тучи. Поинтересуйтесь, отличается туча с маленьким дождиком от той, которая посылает на землю целый ливень. Мир природы очень богат и разнообразен. Знакомство с его маленькими секретами расширит горизонты ребенка и научит его любить окружающий мир.

ПОЧЕМУ ИДУТ ДОЖДИ?

Дождь - самое обыкновенное явление природы. А что вы о нем знаете? Вы что-то неясное лепечете о тучах: что, мол, в тучах все дело. Ну, а откуда берутся тучи?
Словом, как ни верти, а придется рассказать вам сейчас, почему бывает дождь, как собираются тучи и многое другое!
Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.
Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха, потому что теплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх.
Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый знойный летний день, очень холодно, как зимой.
Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды.
Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, парят и все время перемещаются, потому что их подталкивают все; новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.
Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз; так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз; они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.
Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.
В верхней части облака капельки замерзают - там очень холодно; они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее; снова становятся капельками воды, сливаются вместе - и на землю идет дождь.
Случается иной раз, что вместе с дождем падают на землю ледяные шарики, и мелкие и крупные - как когда.
Вы уже догадались, что это град!
Он образуется в тех случаях, когда кусочки льда не успевают по дороге растаять и ледяными шариками ложатся на землю.
Но бывают совсем особенные летние дожди, короткие, веселые; идут они удивительным образом - с ясного неба, при свете яркого солнца!
Туч на небе нет, только висит в воздухе легкая белая дымка.
Это водяной пар. Он низко над землей попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.
Он быстро проходит, этот дождь, сияет солнце, и нет больше в воздухе белой дымки, она пролилась на землю «слепым дождиком» - так почему-то называют этот летний дождь без облаков.

Полная противоположность слепому, летнему, - дождь осенний, моросящий. Тот как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, словно его кто-то там наверху распыляет из пульверизатора, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь... Хорошо, что осень в конце концов пройдет и снова будет лето.
Вода - путешественница. Совершая свой великий круговорот в природе, она все время меняется, превращается то в прозрачный легкий пар, то в крохотные капельки воды, то в льдинки; у нее много всяких приключений, и она удивительно прилежна - всегда трудится!
Она течет по земле ручьями, реками, наполняет озера, моря и океаны.
Она течет и под землей, - и здесь тоже есть свои ручьи, реки, озера; и здесь неустанным трудом маленьких капелек создан целый мир громадных пещер, подземных дворцов с переходами, арками, мостиками, балками, нарядными залами. Это королевство вечного мрака. Там царит полная темнота, но и там есть жизнь. Бесцветные и безглазые животные населяют тихие озера: им не нужны глаза, все, что им необходимо знать, чтобы жить, они угадывают без ошибки по запаху, на ощупь. В темных пещерах проводят долгие месяцы спячки ночные животные - летучие мыши, здесь они выводят своих детенышей. Встречаются в подземном королевстве и ночные птицы - совы, филины.
Странный, удивительный мир, молчаливый, непроницаемо-темный, создан долгим и терпеливым трудом капелек воды - вечных странниц и вечных тружениц.
В очень отдаленные, как говорят, незапамятные времена, когда бродили по земле первобытные племена охотников и рыболовов, люди находили приют и тепло в подземных пещерах - тогда ведь они не умели еще строить себе дома. А пещеры, созданные самой природой, давали им надежное убежище от холода, от свирепы зверей. Эти дикие люди зажигали в пещерах костры, грелись возле них, готовили себе пищу.
Ученые находят в некоторых пещерах следы наших далеких предков - обглоданные кости в давным-давно остывшей золе древних костров, отточенные камни, которые служили людям ножами или топорами, а иной раз и цветные рисунки на стенах пещер. Их рисовали первобытные художники, и делали это выразительно, талантливо.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о природном явлении - дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека. Растений и животных

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); понимать значение дождя и ветра для живой природы, наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их;

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения.

Познавательные: наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные результаты

Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Основные понятия и определения

Явления природы, дождь, ветер.

Подготовка к усвоению нового материала

Научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра.

Вспомните (по своим наблюдениям), какие бывают дожди. Какой бывает ветер?

Изучение нового материала

ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?

Выполните задания.

1.По этой картинке расскажите о дождях. К каким дождям подойдут названия: ливень, косохлёст, ситничек?

Ответ.

1.Ливень — проливной дождь.

2.Ситничек — мелкий дождь, как из сита.

3.Косохлёст — косой дождь.

2. Попробуйте объяснить, почему идёт дождь?

Ответ. Если появились тучи, жди дождя. Туча — это тёмное густое облако. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжёлые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.

3. По картинке расскажите о ветре. Какие слова подойдут для описания ветра: сильный, зелёный, холодный, сырой, сладкий, тёплый, пёстрый, порывистый, слабый, широ-кий.

Ответ.

Для описания ветра подойдут слова: силь-ный, холодный, сырой, тёплый, порывистый, слабый.

4. Попробуйте объяснить, почему дует ветер.

Ответ.

Ветер — это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается сол-нечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устрем-ляется на его место. Вот и возникает ветер.

Как растения и животные радуются дождю!

Сочините сказку по рисунку.


Вывод

Дождь идёт потому, что тяжёлые капель-ки воды, из которых состоят тучи, пада-ют на землю. Ветер дует потому, что при нагревании земли солнечными лу-чами тёплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.

Самостоятельное применение знаний

1.Что нового вы узнали о дожде и ветре? 2.Почему идёт дождь? 3. Почему дует ветер?

Почему идёт дождь Почемучка

Откуда берется дождь. Энциклопедия для детей

Почему идет дождь? Детям про дождь.

Почему дует ветер . Почемучка .

Энергия ветра



Читайте также: