План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект организованной деятельности с детьми старшего возраста по формированию целостной картины мира. Подъем и спуск с дерева

Из различных вариантов подъема мы используем следующие:

  1. С помощью двух петель. Один конец веревки прикреплен к индивидуальной страховочной системе (ИСС), а другой конец охватывает ствол дерева на удавку через карабин. Ноги ставятся на лесенку, закрепленную на каждой из петель. Последовательно перемещая петли вверх по стволу, можно, находясь всегда на страховке, подниматься к вершине дерева.

    Если внизу диаметр дерева слишком большой, то лучше использовать лестницу, которая позволяет добраться до места, где возможно забросить первую петлю, и далее, как уже описано чуть выше.

  1. Второй способ предусматривает передвижение по уже закрепленной на дереве веревке. Последовательность действий для навешивания веревки следующая. Сначала забрасывается в намеченное место кроны груз на конце очень тонкой веревки, сделанной из максимально скользкого материала. Под своим весом груз опускается до земли. К концу тонкой веревки привязывается более толстая, диаметром приблизительно 7 мм, и за тонкую протягивается через место заброски. Далее к более толстой привязывается уже основная веревка (диаметром 9-10 мм), по которой будет подниматься верхолаз, и так же протягивается через место заброски. Внизу на более длинной части веревки завязывается узел "ездовая петля", через который пропускается конец веревки, за который тянули. Затем, потянув за этот же конец, подтягиваем узел к точке забрасывания. Таким образом, получается, что, потянув за один конец, можно сбросить веревку с дерева, а нагрузив другой конец, можно забраться на дерево. Эта веревка остается на дереве все время работы древолаза. При необходимости ее можно использовать для повторного залезания, если вдруг что-то упущено в работе, а также она необходима с точки зрения безопасности. По ней может залезть спасатель для оказания помощи пострадавшему работнику.

    По закрепленному концу веревки верхолаз поднимается известным способом: "грудь-нога", "нога-нога" или каким-либо другим. При этом он несет с собой конец основной веревки Ф 11–12 мм, на которой он будет работать.

    Отдельно надо выделить способы забрасывания груза на тонкой веревке в крону дерева. Мы применяем в зависимости от ситуации четыре способа.


    Нет ничего универсального. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. В конкретном случае надо выбирать оптимальный.

Спуск

После подъема к вершине дерева организуется точка спуска. Здесь опять существуют разные варианты. Мы используем основных два.

  1. Наверху конец основной веревки закладывается за ствол через сук и пристегивается карабином к ИСС рабочего. На другой половине веревки, идущей через сук, завязывается, например, двойной схватывающий узел и пристегивается к ИСС. Ослабляя одной рукой схватывающий узел, можно спускаться вниз.
  1. Второй вариант предусматривает использование специальной петли, которая вешается на вершине дерева и на которой закреплен блок-ролик. Основная веревка, на которой работает древолаз, протягивается в этом случае уже не через сук, а через блок-ролик. При этом схема передвижения вниз такая же, как и в первом варианте, но только вместо схватывающего узла используется специально для этих целей разработанный зажим , так как при движении веревки через ролик трение очень мало. Верхняя петля сделана и закладывается таким образом, что если внизу на земле потянуть за соответствующий конец веревки, то верхняя петля сбрасывается вместе с другим концом веревки. Сбрасывание петли происходит за счет заклинивания уже имеющегося коуша на конце веревки в специальной скобе на верхней петле. Чтобы можно было использовать обычные веревки без коуша, нами придумано приспособление — шарик, который закрепляется на самом конце веревки. Он не мешает завязать узел. И в тоже время после развязывания узла внизу на земле и протягивания веревки за другой конец, он, проскальзывая через блок-ролик, заклинивается в скобе, тем самым позволяя сбросить верхнюю петлю.

Конспект организованной деятельности с детьми старшего возраста по формированию целостной картины мира.

Тема: Викторина "Знатоки леса"

Предварительная работа:

1. Изучения правил поведения в лесу.

3. Рассматривание иллюстраций деревьев, грибов, ягод, птиц, животных, насекомых.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о лесе.

2. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ на вопрос.

3. Развивать логическое мышление, воображение.

4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношения к ней.

Технологии: игровые, здоровье-сберегающие, коммуникативные, личностно-ориентированные.

Матерьялы и оборудование.

1. Загадки о деревьях.

2. Карточки с изображением животных птиц, насекомых.

3. Кроссворды "Грибы", "Ягоды".

5. Лесная газета.

6. Мультимедийное устройство.

Ход организованной деятельности.

Дети сегодня к нам в д/с пришло письмо от Лесовичка. Оно очень грустное. Лесовичок пишет, что в лесу стало неуютно, печально, много больных, голых деревьев, поломанных кустарников, разоренных гнезд, кругом валяется мусор.

Как вы думаете, почему все это произошло? (Дети и взрослые сломали, ветки, вырезали на стволах рисунки, вырвали с корнем грибы, молодые побеги, разорили птичьи гнезда, разбрасали мусор, жгли костры).

Дети вы хотите помочь Лесовичку спасти лес? (Да)

А как же мы сможем помочь?

Давайте создадим отряд экологов защитников леса иными словами "Зеленый патруль" и примем свой закон об охране природы.

Но не каждый может стать членом "Зеленого патруля" а только тот, кто хорошо знает лес и его обитателей, а самое главное любит их.

Лесовичок прислал нам вопросы и различные задания чтобы проверить наши знания о лесе.

Первое задание: вы должны назвать правила поведения в лесу.

1. Нельзя ломать ветки деревьев, кустарников и рубить деревья.

2. Нельзя засорять лес.

3. Нельзя разжигать костры.

4. Нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники.

5. Нельзя шуметь в лесу и слушать громкую музыку.

6. Нельзя рвать с корнями цветы и грибы.

7. Нельзя отлавливать бабочек, змей, лягушек, ящериц, ежей.

Следующее задание.

Вам нужно отгадать загадку.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Какие бывают леса? (хвойные, лиственные и смешанные)

Я сейчас буду загадывать загадки о деревьях, вам надо отгадать и сказать из какого леса это дерево из хвойного или лиственного.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год. (Елка) хвойный лес.

У меня длинней иголки чем у елки

Очень прямо я расту - в высоту.

Если я не на опушке

Ветки только на макушке. (Сосна) хвойный лес.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница) лиственный лес.

Накинута на спинку

Зеленая косынка

А платьице в полоску

Ты узнаешь (Березку) лиственный лес.

Корешки пустил вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз ни туч

Я накормлю свиней и белок

Ничего что плод мой мелок. (Дуб) лиственный лес.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все ж обижают

Шкуру тонкую сдирают. (Липа). лиственный лес.

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пара настала

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха) лиственный лес.

Из лесочка деревцо

Пришло к дому на крыльцо

С доброй славой, с головой кудрявой

С красными кистями

С пернатыми гостями (Рябина) лиственный лес.

Что летом и зимой в рубашке одной. (Ель) хвойный лес.

Молодцы вы знаете деревья и хвойного и лиственного леса.

А кому нужны деревья в лесу?(животным, птицам, насекомым)

У меня карточки с изображениями животных, птиц, насекомых.

Вы вытаскиваете карточку и рассказываете для чего этому животному, птице или насекомому нужен лес.

1. Белка- строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу.

2. Дятел из- под коры деревьев добывает насекомых.

3. Медведь питается плодами и ягодами устраивает под деревьями берлогу.

4. Лоси питаются листьями и побегами с деревьев.

5. Заяц зимой питается корой деревьев.

6. Гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник.

7. Кабанам нужны желуди с дуба.

8. Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.

А скажите мне зачем люди ходят в лес?

(собирают грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, шишки, плоды, перья для поделок, отдыхают летом: ходят на прогулки и в поход, слушают птиц, наслаждаются тишиной,ароматом и красотой леса.)

Следующее задание нужно разгадать кроссворды "Грибы", "Ягоды".

Мальчики будут разгадывать кроссворд "Грибы", а девочки кроссворд "Ягоды".

Молодцы вы знаете и грибы и ягоды. А сейчас, поиграем. Игра "Блиц- опрос" : короткие вопросы, требующие коротких ответов.

Кого называют шатуном? медведь

На каких деревьях растут шишки? хвойные

Каким животным помогает хвост? белке

Какие растения помогают при болезни? крапива, шиповник, клюква, брусника.

Какую птицу называют птицей мира? голубь

Что собирают пчелы на цветущих растениях? мед

Кто быстро забирается на дерево? рысь

У кого из животных есть иголки? еж

Кто в лесу всю зиму спит? медведь, еж, барсук

Какое животное можно назвать длинноухим? заяц

А теперь мы будем прослушивать записи "Голоса птиц". Нужно определить, какой птице принадлежит голос.

Следующее задание: нужно соединить цифры от 1 до 10 по порядку, догадаться, что здесь изображено.

Следующие задание: под музыку изобразить движения медведя, зайца, змеи, лягушки.

Ребята, а еще Лесовичок прислал нам лесную газету. Но почему-то животные забыли под ней подписаться.

(Дети самостоятельно читают угадывают от кого объявления.)

1. Тому, кто найдет мой хвост. Оставьте его себе на память я успешно выращу новый. (Ящерица)

2. Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом. (медведь)

3. Из птенцов за короткое время сделаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (сова)

4. Добрым но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов. Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (кукушка)

Ребята вы доказали что вы настоящие знатоки леса. С честью выдержали экологический экзамен на знание леса и я предлагаю вам принять закон об охране природы внимательно слушайте его, запоминайте и всегда ему следуйте.

1. Закон певчего соловья - будем воспевать красоту родной земли, как соловей!

2. Закон красной калины - будем украшать землю добрыми делами, как калина - рощу!

3. Закон заботливой белочки- будем брать от природы только то, что необходимо, заботясь об обновлении природных богатств.

4. Закон мудрой совы - будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответсвенность за свои поступки.

5. Закон золотого подсолнуха - каждое существо, которое живет на Земле, - незаменимо. Оно имеет право на солнце, воздух и воду.

6. Закон настойчивого дятла - будем настойчивыми и неутомимыми, как дятлы. И тогда увидим нашу Землю цветущей и здоровой.

Я предлагаю эти законы об охране природы отправить Лесовичку, чтобы они помогли ему охранять лес, чтобы он мог объяснить людям, не соблюдающим правила поведения в лесу, на природе, какой это может обернуться бедой для всего живого на Земле.

А теперь я предлагаю поиграть в игру " У медведя во бору"

После игры:

Релаксация "Отдых в лесу".


Как быстро пролетело лето уже наступила осень желтеют листья на деревьях чаще стали лить дожди скоро и птицы улетят в тёплые края на решение "Как быстро

пролетело лето!Уже наступила осень,желтеют листья на деревьях,чаще стали лить дожди,скоро и птицы утетят в теплые края." учитель поставил тройку

1. Обезьяна сидела на дереве.

2. Филипок посмотрел на учителя и заплакал.
3 Муравей спустился к ручью.
4. Олень спрятался от охотников в виноградник.
5. Подавился волк костью.
6. Сокол поймал зайца.
7. Сын приехал из города к отцу в деревню.

! Разберите одно из имен существительных как часть речи.
Образец: (На) дереве - имя существительное,обозначает предмет,отвечает на вопрос на чём?, начальная форма -дерево. Неодушевленное,среднего рода.Употреблено в форме предложного падежа,единственного числа. В предложении является второстепенным членом.

Катя списала рассказ и расставилаКатя списала рассказ и расставила запятые. Проверь, во всём ли ты согласишься с ней. Запиши рассказ, исправляя

ошибки в постановке знаков.
Васька вышел погулять во двор и даже подпрыгнул от удивления. На старой липе висел воздушный змей.
Васька забрался на дерево,и освободил змея из плена. Тут вдруг налетел сильный ветер. Змей резко рванулся вверх и потащил Ваську за собой.
Они поднимались всё выше и выше. Вскоре Васька и змей уже плыли над облаками ПРАВЕР СЕБЯ:В ТЕКСТЕ ОДНА ЛИШНЯЯ ЗАПЯТАЯ.

свой текст.
Текст
Гнездо белка построила ещё весной, на старой ёлке. Беличье гнездо - из тонких веток, как шар, и сбоку вход. Всё лето белки кормят бельчат. Если их потревожит какой-нибудь зверь или человек, белки переносят бельчат в зубах в другое место.Осенью бельчата разбегутся по лесу, будут запасать на зиму орехи, жёлуди, накалывать на острые веточки грибы.Не только для себя запасает белка грибы. Другая белка найдёт зимой её запасы и съест. Вот и получается, что белки запасают грибы для всех белок.Любимый корм белки - сосновые семена, орехи, грибы. По деревьям белка лазает, как обезьянка. И в хвойном лесу она почти не спускается на землю, только разве перебежать лесную поляну и скорей взобраться на дерево. На сосне, на ёлке белка сорвёт шишку и быстро-быстро выгрызет из неё семена.Летом шерсть у белки рыжая, а зимой отрастает пушистый голубоватый мех.

Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на

дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идет – по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Дорога везде чародею, Чу! ближе подходит, седой. И вдруг очутился над нею, Над самой ее головой! Забравшись на сосну большую, По веточкам палицей бьет И сам про себя удалую, Хвастливую песню поет: «Вглядись, молодица, смелее, Каков воевода Мороз! Навряд тебе парня сильнее И краше видать привелось? Метели, снега и туманы Покорны морозу всегда, Пойду на моря-окияны – Построю дворцы изо льда. выписать существительные во множественном числе с управляющими словами. Указать подеж существительных, одушевлённые они или неодушевленные.

М.А.Зила 06-12-2005 16:17


(Монтерские когти побовал - удобно, но носить тяжело)

taupin 06-12-2005 16:23

ДЕРЕВО С СУЧКАМИ!!!
ударение на второй слог.

Туранчокс 06-12-2005 16:37

М.А.Зила. Представьте себе Вы в зимнем лесу, идете на лыжах. В стволах троечка например, а тут медведь шатун прет прямо на Вас. Влезете на любое дерево, даже без сучков, причем не снимая лыж. Короче стресс нужен!

Ochotnik 06-12-2005 16:49

quote: Originally posted by М.А.Зила:
Например, чтобы сделать засидку, а то ко всем деревьям лестниц не наделаешься. У кого есть в арсенале кикие-нибудь приспособы, поделитесь ПЛЗ.
(Монтерские когти побовал - удобно, но носить тяжело)

А зачем на каждом дереве засидки делать?

Эверест 06-12-2005 16:53

Из толстой витой веревки делаете кольцо вокруг ствола такого диаметра, чтобы с двух противоположных сторон можно было бы одним полуоборотом - вперед от себя - создать две петли диаметром под Вашу обувь. Вставляете ноги в эти петли, обняв дерево на уровне груди, максимально ближе подтягиваете ноги с петлей, затем распрямляя ноги почувствуете, что петля зафиксировалась на стволе. Встаете во весь рост и т.д.

ВВЧ 06-12-2005 18:41


http://www.cabelas.com/cabelas/en/templates/index/index-display.jsp?id=cat20049&navAction=jump&navCount=1&parentId=cat20712&parentType=category&cmCat=MainCatcat20712
Носить, правда, "ко всем деревьям" тоже нелегко будет. Но ведь и не на всех деревьях засидки надо делать

Amateur 06-12-2005 18:42

Залезть проще, а кто снимать тебя с этого дерева будет

Larsen 06-12-2005 19:00

quote: Originally posted by ВВЧ:
вот тут куча буржуйских вариантов:
http://www.cabelas.com/cabelas/en/templates/index/index-display.jsp?id=cat20049&navAction=jump&navCount=1&parentId=cat20712&parentType=category&cmCat=MainCatcat20712
Носить, правда, "ко всем деревьям" тоже нелегко будет. Но ведь и не на всех деревьях засидки надо делать

Значиться так - бывает, иногда, так складываются обстоятельства, что необходим временный насест. Оговорюсь, я не имею ввиду браконьерсие лабазы. просто иногда лабаз нельзя оставить в данном месте - он, либо будет разрушен местными варварами, либо будет как бельмо в глазу. К примеру - в псковской губернии множество брошенных деревень и усадеб с великолепными яблоневыми садами. Туда ходят все - и аборигены, за дармовыми яблоками, и медведи - за тем же. Причем последние часто пугают первых для профилактики. Имея лицензию на медведя грех таким местом не воспользоваться. Кабелас в этом поможет информативно.
Что сделали мы. Купили лестницу "трансформер". Таких сейчас полно в строительных - хочешь она прямая на 8-12 метров, хочешь - буквой "Г", хочешь - "П или V"-образка. Приделали к ней сьемную сидуху с ограничителями (в нашем случае сиденье садовое, пластиковое, складное, с ограничителем, чтобы не наеб....ся ненароком).
Применение - приехали, соориентировались, поставили - лидо прислонили к дереву (получилось выше, зафиксировали троссовой "удавкой" с нятяжителем), либо тупо посреди поля.

Серрргей 06-12-2005 20:31

quote: Originally posted by Эверест:
Из толстой витой веревки делаете кольцо вокруг ствола такого диаметра, чтобы с двух противоположных сторон можно было бы одним полуоборотом - вперед от себя - создать две петли диаметром под Вашу обувь. Вставляете ноги в эти петли, обняв дерево на уровне груди, максимально ближе подтягиваете ноги с петлей, затем распрямляя ноги почувствуете, что петля зафиксировалась на стволе. Встаете во весь рост и т.д.

У нас на работе кошка убежала "погулять", молодая, чего-то испугалась и влезла на тополь. Пробовали такой метод - фигня, наверное так только туземцы с лумумбии могут лазить. И веревочные и ременные петли скользят. Усилия применяешь огромные, а продвигаешься на пару сантиметров. У нас не Африка, зимой на деревьях наледь.

По поводу медведя. Знакомый охранял где-то на северах аэродром. Как-то в гости к нему белый медведь зашел. Так вот, в валенках и караульном полушубке, парень запрыгнул на крыло истребителя. Оно довольно высоко от земли. Потом он пробовал специально влезть, даже налегке не смог... адреналин понимаешь.

taupin 06-12-2005 20:33

Ну считай меня ПАПУАСОМ
Я таким методом спокойно залезаю.
Вот тока зимой да проблематично.

серж 06-12-2005 20:49

На ногах нужно когти наростить...

Amateur 07-12-2005 02:59

С когтями у нас за шишками лазиют на кедрач

dikiy 07-12-2005 03:54

quote: Originally posted by Amateur:
С когтями у нас за шишками лазиют на кедрач

Вот и я видел когти у шишкарей. Небольшая площадка, которая крепится в обуви. А к ней приварено пару зубов сбоку, под углом в вертикали.
Объяснил бестолково. А рисовать - худой и з меня художник.

taupin 07-12-2005 10:42

Можно использовать "Мягкие" альпинистские кошки. На любые трекинговые ботинки одеваются.
Правда на некоторых не очень удобно.
Но можно и потерпеть.

dikiy 07-12-2005 11:11

ВВЧ 07-12-2005 11:59

quote: Originally posted by dikiy:
А вообще, я подумал, что если делать засидку, то нужно и лестницу делать. А то поза засидку делать на кошках не налазишся, да и сидеть как? На ветках, как рябчик или тетерев...
Вырубили жердей и прибили к дереву, на котором засидка. Вот и лестница. Притащить то всего пару десятков лишних гвоздей

Абсолютно верно.
На засидке придется значительное время неподвижно сидеть. На суку долго не просидишь (проверено )
Поэтому, оптимально - взять пилу, молоток, гвозди, веревку и какуюн-ть доску, которая станет сидушкой, и из всего этого добра сколотить лестницу с лабазом.

Когда возникает необходимость залезть на столб без лестницы или дерево без веток, приходится использовать различные методы. Профессионалы используют для этого комплекс приспособлений.

Существует несколько надежных способов решить проблему:
1. Лестница.
2. «Балерина» специализированный подъемник корзины на стреле.
3. Пригласить профессионала.

Если надежные способы невозможны, рассмотрим как самому залезть на дерево.
Перед тем, как залезать на дерево или столб позаботьтесь о страховке. Если страховка веревкой, закрепленной выше невозможна, постарайтесь одеть что-либо из грубой ткани. Можно одеть куртку пуговицами на спину, чтобы не травмировать грудь, живот или еще что-нибудь важное при неверных движениях.
Основа лазания - это обеспечить необходимое сцепление с поверхностью дерева.

Страховочный пояс/ус

Без него практически никак не обойтись. Пояс можно сделать самому из прочной веревки. Одна часть веревки должна огибать столб, другая - спину в пояснице. Отклоняясь от столба мы обеспечиваем должное трение веревки о ствол. Для того, чтобы веревка меньше давила на спину, можно связать две-три веревки одинаковой длины параллельно и к ним уже привязывать огибающую часть.

Когти и шпоры

Металлические когти представляют из себя основу для ступни и загнутый прут с наваренными внутри шипами. Шпоры - устройства для закрепления на ноги с одним острым шипом, который врезается в кору и массив дерева. Для лазания по столбам подойдут только когти.

Ленты/Стремена

Ленты или веревки, привязанные к ногам и/или рукам также помогу обеспечить необходимое трение о столб. Таким способом пользуются некоторые народы для добывания плодов с деревьев, лишенных сучков, например, с пальм.

Набойки

При необходимости залезать на высоко дерево, напиливают деревянный брус на отрезки длиной 15-25 см, вколачивают в каждый два гвоздя и вбивают их в ствол дерева на необходимом расстоянии друг от друга. При этом получается подобие лестницы, которая избавляет от необходимости когтей или шпор. Способ достаточно трудоемкий, поэтому использовать его лучше, когда есть необходимость несколько раз залезать на дерево или невозможно обеспечить достаточную безопасность другими способами.

Трос

Веревка, перекинутая через высокую ветку, позволит легко взбираться на любое дерево. В данном способе есть сложность - перекинуть веревку. Для облегчения можно воспользоваться легкой веревкой или леской, а уж затем с ее помощью протянуть основной трос. Закинуть веревку можно кошкой, спиннингом, луком/арбалетом или рогаткой, построенной на земле.



Читайте также: