Первый ксерокс. История компании Xerox

Человека, которому офисные работники и не только они обязаны созданием копировального аппарата, звали Честер Карлсон. Его отец практически всю свою жизнь работал парикмахером, но из-за обнаружившегося заболевания туберкулёзом был вынужден оставить работу. Вскоре выяснилось, что мать тоже больна.

Для семейства Карлсон настали совсем трудные времена. В 14 лет Честер оставил учёбу в школе и устроился на свою первую в жизни работу. В 17 лет Честер лишился матери и остался вдвоём с тяжело больным отцом, по настоянию которого поступил в Калифорнийский технологический институт на физический факультет. Чтобы оплатить учёбу и прокормить семью, молодой человек работал в трёх разных местах. В 24 года, как раз во время выпускных экзаменов, Честер Карлсон лишился и отца.

Разразившаяся через несколько лет Великая депрессия лишила молодого мистера Карлсона даже работы, что у него была. Надо отдать должное упорствую будущего миллионера: он не опустил руки, а продолжал рассылать свои резюме и ходить на собеседования, даже когда отказы сыпались один за другим.

По словам его биографов, Честер Карлсон получил место фотографа заявок в патентном бюро после 82 или 83 отказов в других местах. Работы в бюро было много, несмотря на экономический кризис, но вот скорость выполнения оставляла желать лучшего: Честер порой засиживался на работе до трёх часов ночи.

Молодому человеку хотелось хоть немного оптимизировать производственный процесс и он решил сделать так, чтобы можно было скопировать заявку без использования фотографирования. Ему было 28 лет.

Изобретение копировального аппарата

Над созданием чудо-аппарата пришлось работать дома. Первый ксерографический процесс, осуществлённый Карлсоном, был проведён 22 октября 1938 года и "изнутри" выглядел следующим образом: на стеклянном листе Карлсон чернилами написал дату и место эксперимента: 10-22-38 Astoria. Астория – это громкое имя большого сарая, где производился опыт.

Потом из всех сил потёр хлопчатобумажной тряпочкой покрытую серой металлическую пластинку, чтобы она наэлектризовалась. Затем подставил эту пластинку под стекляшку с надписью и включил яркую лампу.

Под действием света электрический заряд "стекает" с тех участков пластинки, которые не накрыты буквами. Затем изобретатель посыпал пластинку ликоподием (это порошок из спор плауна), сдул излишки, и прижал к пластинке навощённую бумагу.

Так была получена первая ксерокопия. В современных копировальных аппаратах происходят ровно те же процессы. Только ликоподий заменили тонером, который яркая лампа "приваривает" к поверхности бумаги.

Распространение ксерокопирования

Убедившись, что копировальный метод вполне осуществим, Честер отправился по крупным компаниям, предлагая своё изобретение. Его рабочий инструмент не производил на потенциальных потребителей должного впечатления и на первых порах новое устройство никого особо не интересовало.

Производством копировальных аппаратов заинтересовалась компания "Haloid" из Рочестера, выпускавшая в те годы фотоплёнку. Дела компании шли не лучшим образом, требовалось найти новый продукт. Поэтому руководство просматривало все сообщения об изобретениях и патентах.

В апреле 1945 года им попалась заметка о достижениях Карлсона. Президент компании Джо Уилсон приехал в институт и сам повторил все опыты, после чего решил вложить в это дело деньги. Развернули активную маркетинговую кампанию, результаты которой были не особо позитивными. Потенциальные потребители задавали вопросы о стоимости аппарата, его производительности и размерах новой чудо-техники.

Несмотря на возникшие сложности, "Haloid" выступила инвестором проекта. Ксерографическую машину принялись доводить до ума. Следующей трудностью стал поиск сотрудников: выпускники технических факультетов предпочитали работать над радарами и ракетами .

Руководство решило пойти на хитрость: по соседству с лабораторией, где велась работа над усовершенствованием копировального аппарата, была открыта лаборатория космических исследований, куда потянулись молодые специалисты. Конечно же они заглядывали в лабораторию ксерокопии. Многие заинтересовавшиеся оставались там работать.

Признание изобретение Честера Карлсона получило только в 1948 году, ровно через 10 лет с момента "рождения". Случилось это благодаря вмешательству Филиппа Роджерса Маллори, основателя компании Duracell по производству батареек.

К 1950 году был собран первый серийный аппарат. Чтобы получить одну копию, нужно было совершить с этим деревянным ящиком 12 разных манипуляций. Для офисов такая машина была слишком медленной, но машине нашли другое применение: её дешевизна (37 центов за форму-ксерокопию) и возможность относительно быстрого изготовления копий заинтересовала книгоиздателей.

Теперь для подготовки печатной формы не надо было выплавлять шрифт, чтобы получить первый оттиск – им могла быть ксерокопия. Теперь книгу в 200 страниц можно было напечатать всего лишь за полгода.

Ещё через 10 лет на свет появилась и была запущена в массовое производство та самая модель копировального аппарата, которую мечтал создать Карлсон: положил страницу, нажал кнопку, и вышла копия.

Схема работы ксерокса

В общих чертах процесс копирования можно описать следующим образом:

  • считывается информация с оригинала,
  • информация об оригинале переносится на копию в виде придания различного
  • электростатического заряда на поверхности листа копии,
  • тонер распределяется на листе копии в соответствии с распределением зарядов,
  • изображение копии закрепляется высокотемпературным валиком.

Для считывания информации используется сочетание галогеновой лампы холодного свечения и датчика. В зависимости от размеров аппарата либо движется крышка аппарата с оригиналом, а лампа неподвижна, либо лампа движется, а оригинал остается неподвиж­ным.

Схема работы копировального аппарата представлена на схеме справа и состоит из следующих основных этапов:

  1. Зарядка,
  2. Экспонирование,
  3. Проявление,
  4. Перенос изображения,
  5. Отделение бумаги,
  6. Очистка барабана,
  7. Разрядка.

И напоследок - пара интересных фактов из истории этой замечательной офисной техники:

У первых копировальных аппаратов краска плохо закреплялась на странице, ее приходилось сильно нагревать. Поэтому первые ксероксы время от времени загорались. С 1950 по 1960 годы они выпускались со встроенным огнетушителем.

Генеральный менеджер компании "Xerox" ("Ксерокс") решил сам представить аппарат представителям разных торговых организаций. Он собрал их на конференцию и сказал: "Ребята наконец сделали такой аппарат, что даже я работать могу". Потом взял страницу какого-то документа, положил ее куда следует и нажал кнопку. Из машины выполз совершенно белый лист.

Менеджер всего лишь перепутал и положил лист белой стороной вниз. Первым это понял начальник службы связей с общественностью. Он тут же подбежал к аппарату и перевернул страницу. Вышла прекрасная копия. Менеджер после долго трясся и повторял: "Нельзя перегружать менеджеров инженерными задачами".

Владимир Фридкин

Доктор физико-математических наук профессор Владимир Михайлович Фридкин известен читателям "Науки и жизни" как литератор, автор увлекательных рассказов, в том числе об А. С. Пушкине и его времени. (Кстати, издательство "Физматгиз" собирается выпустить его новую книгу "Непридуманные рассказы о любви".) На просьбы написать научно-популярную статью по своей основной специальности - физике твердого тела Владимир Михайлович неизменно отвечал отказом. Говорил, что о физике не хочет писать популярно. Однако на этот раз он поступился своим принципом. И поводом послужило следующее событие. В мае этого года Международный комитет по фотографической науке (International Committee for Imaging Science) наградил В. Фридкина премией Берга за "выдающийся вклад в развитие необычных (бессеребряных) фотографических процессов и международное сотрудничество в этой области". Ксерография - фотографический процесс, опирающийся на чисто физические явления. В 1953 году В. М. Фридкин, только что окончивший Московский университет, создал первый ксерокс, а впоследствии развил теорию ксерографии. Сейчас ксерокс стоит в каждом учреждении и без ксерографии невозможны факсимильная связь и десятки других технологий. А пятьдесят лет тому назад это было чудо. И чудо это родилось в России. По поводу юбилея наш глубокоуважаемый автор согласился написать первую научно-популярную статью.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Первооткрыватель ксерографии Честер Карлсон (1906-1968). Фото с дарственной надписью В. М. Фридкину (1965).

Болгарский академик Георгий Наджаков (1896-1981), открывший фотоэлектреты.

Международный комитет по фотографической науке наградил В. Фридкина (в мае 2002 года) премией Берга. Ее вручают один раз в четыре года за выдающийся вклад в этой области.

Первая электрофотография, полученная В. М. Фридкиным осенью 1953 года (фото с оригинала).

Так выглядел ЭФМ-1, первый ксерокс. 1953 год.

Основные стадии электрофотографии на фотоэлектрете: 1 - поляризация при освещении (через негатив); 2 - заземление электродов; 3 - проявление; 4 - перенос проявленного изображения с поверхности фотоэлектрета на бумагу; 5 - фиксация; 6 - очистка поверхности

Академик Алексей Васильевич Шубников (1887-1970) - известный русский кристаллограф, основатель Института кристаллографии АН России, учитель и наставник В. М. Фридкина.

Честер Карлсон и В. М. Фридкин (справа) в Институте кристаллографии РАН (1965) (одна из первых электрофотографий, снятых с натуры).

В лаборатории НИИПолиграфмаша. Справа налево: И. С. Желудев, Георгий Наджаков, Х. Билялетдинов, Т. Герасимова, В. М. Фридкин, А. А. Делова, Никифор Кашукеев (сотрудник Наджакова) (1956

Коллоквиум по электрофотографии в Мюнхене (1981). Слева - В. М. Фридкин - создатель первого ксерокса на фотоэлектретах. Справа - профессор Х. Кальман, благодаря работам которого ксерография на фотоэлектретах нашла применение в космосе.

На фото слева направо: русский ученый А. Шленский, профессор Жак Левинер - директор института, В. М. Фридкин.

В этой заметке я хочу рассказать об истории создания первого ксерокса. Тем более, что сделан он был в Москве и к этой истории я имею прямое отношение. Сегодня ксерография - основа множительной техники. Без нее не было бы ни факсов, ни принтеров компьютера.

Но рассказывать надо по порядку. Ведь ксерография - часть современной фотографии. Ее еще называют бессеребряной или сухой фотографией (от греческого слова "ксерокс" - сухой).

Датой рождения фотографии считают 1837 год, когда француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первые изображения на пластинке, покрытой слоем светочувствительного асфальтового лака и подвергнутой освещению. Метод основан на том, что освещенные и неосвещенные участки пленки по-разному растворялись в лавандовом масле. Год спустя Луи Жак Дагер получил фотоизображение на пленке йодистого серебра. В пленке под действием света происходила фотохимическая реакция и возникало скрытое изображение, проявлявшееся парами ртути. Сейчас эти первые дагеротипы можно увидеть в Шалоне, в музее фотографии, недалеко от Парижа. (Фотография родилась в год гибели Пушкина. Поэтому его фотографий мы не знаем. А вот дагеротипы его детей известны.)

Современная галоидосеребряная фотография создана в 70-х годах XIX века, когда в качестве фотографического материала стали использовать бромосеребряные пленки, сенсибилизированные молекулами красителей. Молекулы красителя поглощают свет в видимой спектральной области, что в сотни раз увеличивает светочувствительность фотографических пленок. Это открыло путь к изобретению кино и применению фотографии в астрофизике, ядерной физике, физике элементарных частиц - практически во всех областях науки и техники. И не только в науке и технике. Без фотографии нельзя представить себе ни сегодняшней жизни, ни современной истории человеческой цивилизации.

До середины прошлого века фотография как наука была частью фотохимии, так как и образование скрытого изображения, и его проявление основывались на фотохимических процессах. Ксерография - новый фотографический процесс, опирающийся на чисто физические явления, использующие фотопроводимость полупроводников. И здесь надо рассказать обо всем, что привело к созданию первого ксерокса.

Основные события произошли независимо друг от друга в 1938 году по разные стороны Атлантики.

В небольшой комнате отеля "Астория" в Нью-Йорке (Лонг-Айленд) Честер Карлсон (1906-1968), физик, служивший в патентной конторе, проделал такой опыт: наэлектризовал трением пластинку поликристаллической серы и через пленку, несущую изображение, осветил ее. Сера - фотопровод ник. При освещении в фотопроводнике возникают носители тока, электроны, или дырки. Они разряжают освещенные участки фотопроводника, поэтому после световой экспозиции на поверхности серы возникает скрытое изображение, образованное заряженными и разряженными участками. Если опылить такую поверхность заряженным порошком, несущим противоположный заряд, частицы порошка проявят изображение. Для проявления Карлсон использовал трибоэлектрический эффект, давно известный в физике. Он смешал порошки сурика и серы (частицы которых, контактируя друг с другом, заряжаются противоположными зарядами) и опылил пластинку серы. Частицы красного сурика проявили скрытое изображение. На поверхности пластинки проступили строки: "Астория", 22 октября 1938 года. Эту дату и следует считать днем рождения ксерографии.

Конечно, в основе современной ксерографии лежит усовершенствованная технология. Заряжают фотопроводник не трением, а коронным разрядом. С его же помощью проявленное изображение переносится на бумагу, а затем фиксируется. В качестве фотопроводника используют материал более светочувствительный, чем сера, например аморфный сплав селена с теллуром.

В том же 1938 году работал в Париже на улице Воклен в институте Марии и Пьера Кюри молодой физик Георгий Наджаков (когда-то именно здесь супруги Кюри открыли естественную радиоактив ность радия). В лаборатории, которой руководил знаменитый французский физик Поль Ланжевен, Г. Наджаков открыл так называемые фотоэлектреты. Он обнаружил, что при освещении внешнего электрического поля некоторых фотопроводников в них возникает внутренняя электрическая поляризация, которая длительное время сохраняется в фотопроводнике. Внешне это напоминало магнитную поляризацию ферромагнетиков. Поэтому (по аналогии с магнитом) Наджаков назвал фотопроводник с постоянной электрической поляризацией электретом. Поляризацию фотоэлектрета можно разрушить при повторном освещении фотопроводника в отсутствие внешнего поля.

Сейчас механизм образования фотоэлектрета хорошо изучен. Он связан с локализацией носителей заряда (электронов и дырок) в глубоких ловушках, что и обеспечивает поляризации "долгую жизнь". Интересное совпадение: в качестве материала для фотоэлектрета Наджаков, как и Карлсон, использовал поликристаллическую серу.

Через пятнадцать лет эти два открытия неожиданно встретились и дали жизнь первому ксероксу. И здесь уже надо рассказывать о себе.

Физический факультет МГУ я закончил в декабре 1952 года, когда в стране бушевало "дело врачей". Окончил с отличием, еще студентом опубликовав две научные статьи. На работу меня не брали, а мать, врача-гематолога, выгнали из больницы. Не на что было жить. Отец, погибший в войну, был полиграфистом. Его друзья устроили меня в НИИПолиграфмаш: маленький институт при заводе, ютившийся в домиках-развалюшках за Текстильным институтом. Там за кульманами сидели несколько конструкторов, чертивших детали полиграфических машин. Физикой, как говорится, и не пахло. Директор, друг отца, завел меня в пустую комнату, где стояли стол и два стула, и сказал: "Займи себя чем-нибудь. Авось, скоро полегчает". Никто еще не знал, что полегчает через два года, после ХХ партийного съезда.

Времени я не терял. Ходил в Ленинку, читал журналы по физике, приобрел кое-какое оборудование. И вот тогда случайно наткнулся в литературе на статьи Наджакова и патент Карлсона. Мне пришла в голову идея осуществить новый фотографический процесс (я его назвал электрофотографией), в котором фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта (как у Карлсона). Новый фотографический процесс задумывался еще и как метод создания оптической памяти, поскольку, в отличие от процесса у Карлсона, фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Скрытое изображение могло храниться довольно долго, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции.

Макет был сделан быстро. Следуя примеру Наджакова, я использовал поликристаллическую серу, а затем и другие фотопроводники, например сульфид цинка и кадмия. Проявление производилось порошком асфальта. На фото читатель может видеть самое первое изображение, полученное осенью 1953 года (оригиналом служил диапозитив). Вскоре на заводе сделали аппарат, который назвали ЭФМ-1 (электрофотографическая множительная машина). Цифра "1", видимо, означала, что за первой моделью последуют другие. Этот "исторический" аппарат изображен на рисунке, заимствованном из моей книги, вышедшей много лет спустя . Работа его понятна из схемы, показанной на рисунке.

На электрофотографию сбегалась смотреть "вся Москва". Ее показывали в кино и по телевидению. Приехал министр, и в институте состоялось совещание. Обсуждали, что делать дальше, как внедрять. В Вильнюсе под руководством талантливого инженера и изобретателя Ивана Иосифовича Жилевича организовали научный центр и назвали его "Институт электрографии" (до этого группа И. И. Жилевича в Вильнюсе считалась филиалом нашей лаборатории). В Кишиневе нашли завод, которому директивно поручили выпуск ЭФМ (в 1954 году слово "ксерокс" еще не вошло в употребление, а сам ксерокс появился на западном рынке только в конце 50-х годов).

Много лет спустя я узнал, что в США, в компании "Галоид" (позже переименованной в "Ксерокс"), в это же время стали появляться первые модели. Но, как я уже сказал, их работа основывалась на другом принципе.

Директор моего института купался в лучах славы: "Вот видишь, - говорил он, - я же тебе предсказывал..."

В 1955 году академик Алексей Васильевич Шубников, директор Института кристаллографии (где я работаю и поныне), пригласил меня в аспирантуру. Его заинтересовала тема электретов. Под непосредственным руководством профессора И. С. Желудева я написал диссертацию "Фотоэлектреты и электрофотографический процесс". Изменилось не только время, но и место работы: академический институт, богатая лаборатория и библиотека, условия для творческой работы. Однажды Алексей Васильевич предложил мне рассказать о моей работе на семинаре у П. Л. Капицы - в "капишнике", и Петр Леонидович очень тепло отозвался о работе, предсказав ей большое будущее.

Теперь, работая в Академии наук, я был связан и с внешним миром. Оказалось, что Георгий Наджаков, первооткрыватель электретов, стал вице-президентом Болгарской академии наук, у нас с ним завязалось тесное сотрудничество. В июне 1965 года нашу лабораторию в Институте кристаллографии посетил Честер Карлсон. Основатель ксерографии заинтересовался моими статьями. Нас вместе сфотографировали с помощью электрофотоаппарата на электрете. В конце 50-х годов профессор Колумбийского университета Хартмут Кальман с сотрудниками повторил мои эксперименты по электрофотографии на фотоэлектретах и нашел ей интересное применение в космической связи. Об этом он рассказал на коллоквиуме в Мюнхене, где мы встретились в 1981 году. За эти работы американское фотографическое общество наградило меня медалью Козара, а немецкое и японское - избрали почетным членом. Побывал я с докладом и в Институте Марии и Пьера Кюри в Париже, где когда-то Наджаков открыл фотоэлектрет.

Все эти годы я не порывал связи с НИИПолиграфмашем и перевез свой аппарат на новое место работы, хотя в начале 60-х занялся другой тематикой, и ЭФМ задвинули в дальний угол комнаты. В то время ксероксы у нас были редкостью. Они покупались за валюту и имелись только в важных учреждениях. Стояли они в специально охраняемых комнатах, где под расписку высокие начальники снимали копии документов. В нашем же институте каждый сотрудник мог снять копию нужной статьи или документа. Но это продолжалось недолго.

Как известно, в 60-х годах началась борьба с "самиздатом". Рукописи А. И. Солженицына и других запрещенных авторов ночами размножались на пишущих машинках на тонкой папиросной бумаге. А тут ксерокс стоит без присмотра! Ко мне пришли из дирекции и объявили, что машину следует разобрать и уничтожить. Я долго объяснял, что моя экспериментальная установка - первый в мире ксерокс, работающий по новому принципу. Все оказалось бесполезным. К Алексею Васильевичу я не пошел. Ксерокс разобрали и выбросили на свалку. Но одна деталь сохранилась. Пластинка фотоэлектрета имела зеркальную поверхность, и наши женщины приспособили ее в качестве зеркала в туалете. Мыла и туалетной бумаги там не было никогда, а вот зеркало появилось. Так бесславно завершилась судьба первого в мире ксерокса.

Читатель спросит, а как же завод в Кишиневе, Институт электрографии в Вильнюсе? Где они, советские ксероксы? Почему мы покупали и покупаем за валюту? Если бы только ксероксы... Наша российская наука во многих областях стояла и стоит во главе мирового прогресса. Но и по сей день мы не продаем изделий высокой технологии и кормимся нефтяной "трубой". Почему? На этот вопрос пусть ответит читатель.

V. M. Fridkin. The Phisics of the Electrophotographic Process. Focal Press, London, 1973.

Копирование и размножение документов, разумеется, возникли одновременно с самими документами. Но в целом делать копии люди начали гораздо раньше возможно, в тот момент, когда древний художник захотел изобразить на стене пещеры точно такого же мамонта, как в жилище соседа. А поскольку никаких технических средств для этого еще не существовало, надеяться приходилось только на свою память и глазомер что не могло не отразиться на идентичности копии.

Тысячелетия спустя были изобретены технологии гравирования и печати, которые давали возможность получить новый текст или рисунок в необходимом количестве экземпляров, но копировать уже имеющийся документ приходилось все так же вручную: вырезать гравировочную матрицу с образца, набирать текст и делать его оттиск или вообще по старинке перерисовывать или переписывать. Можно было скопировать оригинал, наложив на него прозрачную бумагу, или использовать камеру-обскуру но это не решало проблему.

В 1714 г. англичанин Генри Милл изобрел пишущую машину, позволявшую быстрее и проще записывать, а также копировать и размножать печатный текст. К сожалению, машина делала всего один экземпляр документа, и лишь в 1806 г. Пеллегрино Турри изобрел копировальную бумагу, и стало возможным получать до пяти копий одновременно.

Гектограф.

Кроме того, с помощью пишущей машины можно было делать трафареты-восковки для изобретенного Томасом Эдисоном мимеографа (ротатора), производившего значительное количество копий. Еще одним множительным устройством был предложенный российским инженером Михаилом Алисовым гектограф он давал до 100 копий с желатиновой матрицы.

И все же, строго говоря, все эти устройства еще не были копировальными в буквальном смысле этого слова. С их помощью можно было сделать набор или промежуточный оттиск, а затем получить несколько одинаковых экземпляров документа, но, к примеру, копию книжной страницы они выполнить не могли. Иначе говоря, это было не факсимильное (дающее точную копию), а полиграфическое воспроизводство исходного документа. Чтобы добиться настоящего копирования, нужно было изобрести нечто вроде фотографии на бумаге. Такие аппараты, использовавшие химические проявители, инфракрасное излучение и специальную бумагу, появились в середине XX в., но процесс копирования, ставший общеупотребительным в последние десятилетия, опирается на физические явления, в частности на фотопроводимость полупроводников.

В 1934 г. американский физик Честер Карлсон, имевший опыт работы в патентном бюро и знавший цену хорошим копиям документов, начал свои исследования, связанные с фотографическим и печатным процессами. Его внимание привлекла публикация о том, что электропроводимость определенных материалов меняется под воздействием света. Этот принцип он и решил положить в основу своей разработки.

В своей лаборатории в подсобном помещении гостиницы «Астория» на Лонг-Айленде Карлсон проделал любопытный опыт. Наэлектризовав трением пластинку поликристаллической серы, он осветил ее через пленку, несущую изображение. Сера является фотопроводником, при освещении в ней возникают носители тока, которые разряжают освещенные участки. Поэтому после световой экспозиции на поверхности серы возникает скрытое изображение, образованное заряженными и разряженными участками. Если опылить такую поверхность порошком с противоположным зарядом, крупинки порошка притянутся к соответствующим участкам, и изображение проявится. Для проявления Карлсон использовал давно известный в физике трибоэлектрический эффект. Он смешал порошки сурика и серы, частицы которых, контактируя друг с другом, заряжаются противоположными зарядами, и опылил пластинку серы. Частицы красного сурика проявили скрытое изображение. На поверхности пластинки проступили слова: «Астория, 22 октября 1938 года». Эту дату можно считать днем рождения ксерографии.

Ч. Карлсон.

Первый ксерографический отпечаток.

В 1942 г. Карлсон запатентовал свое изобретение, которое назвал электрофотографией, и занялся внедрением его в производство. Он демонстрировал опытный образец представителям различных компаний, доказывая, что копировальный аппарат необходим для успешного ведения бизнеса, однако повсюду получал отказы. Их мотивировали тем, что аппарат очень громоздкий, к тому же в процессе копирования сильно загрязняет листы бумаги. Только через два года изобретателю удалось продать лицензию на дальнейшую разработку и производство копиров фирме Haloid Company.

Название «электрофотография» показалось покупателям слишком «научным», и к сотрудничеству привлекли профессора-филолога, который нашел более приемлемое в коммерческом плане наименование «ксерография», от греческих слов xeros «сухой» и grapho «пишу». Это название Карлсон сократил до привычного нам «ксерокс». В 1948 г. копировальные аппараты появились на рынке, первая модель называлась просто Model А.

Принцип действия копира заключался в следующем. Перед печатью фотобарабан заряжался коронным электрическим разрядом, после чего производилось экспонирование при помощи лампы и системы зеркал. Покрытие барабана в освещенных местах теряло диэлектрические свойства, что приводило к стеканию в этих местах электрического заряда на массу. Затем красящее вещество (тонер) с вала проявки переносилось на разряженные участки за счет своего противоположного заряда. Лист бумаги прокатывался по барабану и попадал в узел термозакрепления (фьюзер), где тонер расплавлялся и впрессовывался в структуру листа.

Копия первого копировального аппарата Ч. Карлсона.

Одна из первых моделей фирмы Xerox Model D.

В том же 1948 г. немецкий изобретатель Эйсбен независимо от Карлсона создал свой копировальный аппарат, использующий тот же принцип, но несколько отличающийся с точки зрения конструкции. Основанная Эйсбеном фирма Develop Corp., владеющая 16 патентами на множительную технику, до сих пор выпускает копиры. Через некоторое время производить копировальную технику стали и другие американские и европейские компании.

В 1953 г. выпускник Московского университета Владимир Фридкин, основываясь на исследованиях болгарского физика Георгия Наджакова, создал копировальный аппарат, использующий несколько иной принцип. Наджаков обнаружил, что при освещении внешнего электрического поля некоторых фотопроводников в них возникает сохраняющаяся длительное время внутренняя электрическая поляризация. Такой фотопроводник с постоянной электрической поляризацией был назван фотоэлектретом. В аппарате Фридкина фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта как у Карлсона. Однако фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Оно могло храниться скрыто, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Опытный образец аппарата ЭФМ-1 был изготовлен на заводе «Полиграфмаш». В Вильнюсе была открыта лаборатория электрофотографии, а на одном из кишиневских заводов готовились к массовому выпуску копировальных аппаратов, но по политическим соображениям работа была прекращена: доступность множительной техники правительству показалась опасной.

Тем временем Haloid Company в 1959 г. выпустила полностью автоматическую модель копировального аппарата Xerox 914. Чтобы получить копию, достаточно было загрузить в него оригинал, самую обыкновенную (а не специальную, как у других производителей) бумагу и нажать кнопку. Новая модель сразу же завоевала настолько большую популярность, что компания сменила название на Xerox Corporation. Для рынка копировальной техники Xerox 914 стал тем же, чем знаменитый «Форд-Т» для автомобильного рынка.

Здание корпорации Xerox.

Компания не только продавала свои довольно дорогие аппараты, но и сдавала их в аренду, тем самым еще больше укрепив свои позиции. Позднее она разработала и выпустила на рынок первый аппарат факсимильной связи, ставший предшественником современного факса. В 1966 г. была изготовлена модель, габариты которой оказались в шесть раз меньше, чем у Xerox 914, она легко помещалась на письменном столе. К концу 19б0-х годов торговый оборот компании перевалил за миллиард долларов.

В 1968 г. копировальные аппараты компании Xerox появились в СССР, а в 1974 г. в Москве было открыто представительство компании. В русском языке название торговой марки стало нарицательным для обозначения любой копировальной техники, правда только зарубежного производства: появившиеся примерно в то же время отечественные копиры «ЭРА» и «РЭМ» ксероксами не называли. Любопытно, что в Монголии, куда первыми начала поставлять копиры компания Canon, копировальная техника называется «канонами».

В рамках борьбы с монополизацией Федеральная торговая комиссия США в 1970-х годах обязала Xerox безвозмездно предоставить основные патенты на изобретение Карлсона всем заинтересованным в этом компаниям. В результате японские компании Ricoh, Canon и Sharp молниеносно заполнили американский и европейский рынки своей качественной и более дешевой продукцией. К чести корпорации Xerox, она справилась с возросшей конкуренции и продолжает занимать ведущие позиции в производстве копировальной техники.

Сотрудница Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина за копировальной машиной. 1974 г.

Цветной Xerox 6500. 1973 г.

Совершенствование копировальных аппаратов продолжается полным ходом. В последние десятилетия появились цифровые лазерные копиры. Лазерный луч наносит на фотобарабан темные участки изображения, тонер при этом «прилипает» только к незаряженным участкам барабана, а от остальной поверхности его отталкивает одноименный электрический заряд. И хотя в будущем использование бумажных документов в связи с переходом на электронные носители неизбежно сократится, до тех пор ксероксам предстоит еще немало потрудиться.

Высокоскоростной копировальный автомат Konica.

Согласно последней оценке консалтинговой компании Infotrends, с помощью копировальной техники компании Xerox Corporation по всему миру было сделано более 3 трлн копий и распечаток. Компания имеет представительства в 130 странах мира, около 55 тыс. сотрудников и более 5 млн заказчиков. Годовой оборот Xerox превысил 15 млрд долларов.

8 апреля 1906 года на свет появилась компания The Haloid Photographic Company - производитель фотобумаги из Рочестера (США, штат Нью-Йорк), ставшая одной из самых крупных IT корпораций планеты. Спустя 109 лет деятельности, десятки кризисов, более 58 000 патентов и нескольких переименований Xerox Corporation по-прежнему входит в рейтинги самых успешных компаний мира.

Именно на первом тру-персональном компьютере Xerox Alto, так и не вышедшем из лабораторий компании, Стив Джобс впервые увидел графический интерфейс и принцип WYSIWYG (What You See is What You Get), компьютерную мышь, растровую графику и работу в локальной сети нескольких компьютеров. В Alto впервые был использован объектно-ориентированный язык программирования Smalltalk. Возможно, вся компьютерная и печатная индустрии обязаны своим появлением и развитием Xerox Corporation.

Это история одной из самых инновационных компаний двадцатого века, название которой стало нарицательным. Но, как это часто бывает, начиналось все с десятилетий неудач.

Честер Карлсон

В 1930-ых годах во всем мире начинается Великая Депрессия, повлекшая за собой сотни тысяч увольнений, жертвой которой стал и Честер Карлсон, физик из Калифорнии, получивший степень бакалавра по физике в 1930 году. Выйдя из стен института, он начал поиск первой работы, но 82 компании отказали ему из-за огромных собственных проблем - кризис, всё-таки.

Последней надеждой стала вакансия инженера-исследователя в Bell Telephone Laboratories, дочерней фирме Alcatel и AT&T в Нью-Йорке. Честер проработал там год, а после устроился ассистентом юриста-патентоведа и занялся делами по защите авторских прав. Здесь он впервые столкнулся с проблемой копирования огромного количества документов. Технологии того времени были бесконечно унылы и требовали много времени и сил. В основном, документы дублировали «копиркой», так как другие методы были значительно дороже.

Эта работа подтолкнула его к поиску нового, лучшего способа копирования. Еще будучи инженером в Bell Labs, он начал записывать идеи для изобретений в свой блокнот - полезная привычка, возможно, определившая его судьбу. Его ранние эксперименты, проходившие на собственной кухне, были основаны на записях в его блокноте, коих к тому времени было больше 400. Эксперименты не были безопасны - взрывы, задымление и вонь стали частыми явлениями в доме. В одном эксперименте Честер наблюдал за реакцией кристаллической серы и пластины цинка, подогретой над пламенем кухонной плиты, что заканчилось горением серы и жуткой вонью во всем здании.

Понимая важность патента, Карлсон документировал каждый свой шаг в своих исследованиях и подавал предварительные заявки на патенты. В 1938 году жена настояла на том, что эксперименты должны происходить в другом месте, и физик-злодей арендовал второй этаж в доме тещи. Вместе со своим ассистентом, безработным австрийским физиком Отто Корнеи, Карлсон продолжил эксперименты.

Честер знал, что крупные компании тоже искали новые решения в копировании, но они двигались в другом направлении. The Haloid Company владели Photostat - копировальной машиной компании Eastman Kodak, которая специализировалась на копировании чертежей и фотографий. Кроме того, все решения тех лет требовали специальных химических средств и бумаги.

Электрофотография и 9 лет скитаний

22 октября 1938 года был напечатан первый оттиск, полученный методом электрофотографии. Упрощенный принцип работы аппарата: фотобарабан заряжается с помощью коротрона; при помощи лампы и системы зеркал происходит экспонирование, в результате чего фотобарабан теряет диэлектрические свойства там, куда упал свет. Тонер с чернилами, имеющими противоположный заряд, проходит перед фотобарабаном, в результате чего чернила притягиваются к заряженным местам барабана. Прокатывается лист бумаги, чернила фиксируются на нем с помощью термообработки, тонер барабана очищается.

6 лет Карлсон пытался доказать бизнесменам, что его изобретение крайне необходимо миру, но в ответ получал лишь замечания о несовершенности продукта - огромные размеры, постоянно пачкающиеся листы и малая скорость работы. Ему отказали более двадцати организаций, в том числе IBM и нуждающийся в «сухой» печати ВМФ США, не увидевшие в технологии ничего инновационного.

В 1944 году, когда Карлсон был близок к отказу от своей идеи, в его агентстве появился молодой инженер из института Battelle Memorial, Расселл Дейтон, вызванный экспертом для апелляции очередного дела. Он произвел на Честера впечатление «заинтересованного инновациями» человека. И хотя раньше Расселл никогда не помогал изобретателям, ему очень понравилась идея электрофотографии.

Они отправились в Колумбус, где показали изобретение инженерам и ученым института. Карлсон сказал:

Возможно, это выглядит сырым продуктом. Но вы впервые увидели репродукцию чего-либо, полученную без единой химической реакции и сухим способом.

Bastelle взялись за идею физика, хотя работа казалась им странной. Она не была основана не на каких научных работах, принципы не были сформулированы и обобщены - это были просто наброски, идеи и череда явлений, в результате которых и появлялась копия. Однако лишь результат имел значение. А тот факт, что Карлсон сделал все без специальных приборов и вне «благоприятной научной атмосферы», вызывал уважение, ведь многие ученые тоже занимались исследованиями в этом направлении.

Осенью 1945 года Battelle согласился выступать в качестве гаранта Карлсона для его патентов, платить за дальнейшие исследования и развивать идею. Battelle пытался заинтересовать крупные компании, занимающихся печатью и фотографией, вроде Eastman Kodak и Harris-Seybold, лицензировать эту идею, но безрезультатно.

The Haloid Photographic Company

18 апреля 1906 года в Рочестере впервые заработала фабрика новой компании, занимающейся производством и продажей фотобумаги. Предприниматель M.H. Kuch проявил интерес к развивающейся нише фототехники, так как именно в период с 1902 по 1907 года происходило быстрое развитие в области цветной фотографии. Последующие 32 года (!) компания умеренно росла вместе со своим рынком, лишь расширяя свою продукцию фототехникой и аксессуарами.

В пятидесятых годах Haloid начали искать пути развития, так как соседняя компания Eastman Kodak полностью затмила их, что представляло большие проблемы для бизнеса. John Dessauer, глава исследовательского отдела, прочитал в газете об изобретении Карлсона и увидел в этом новую нишу, в которой они могут опередить Kodak.

В 1946 году Bastelle и The Haloid Phorographic Company заключили сделку, предусматривающие права Haliod на использование электрофотографии. Институт продолжал развитие технологии - уменьшение размеров и неточности печати, а компания занялась производством коммерческого продукта.

В 1948 году глава Haloid Джозеф Уилсон убедил US Army Signal Corps - госкорпорацию, обеспечивающую абсолютно всем армию США - начать финансирование производства и исследований технологии «сухой» печати. Государство опасалось ядерной войны, из-за которой могли бы быть выведены из строя все современные фото-, рентген- и копировальные устройства. Радиация сильно влияла как на пленку, так и на химические реакции при старых методах копирования. Как итог, половина доходов Haloid в этом десятилетии пришлась на правительственные контракты.

В это же время, профессор-филолог из Bastelle замечает, что термин «электрофотография» неблагозвучен и предлагает «xerography» (зирография, от греческого ξηρός «сухой» и γράφω «пишу»). Карлсону эта идея не очень нравится, но Haloid одобряют, принимают и начинают продвигать этот термин.

После десяти лет работы Bastelle замедляют развитие технологии и пересматривают контракт, отдав почти все права на использование Haloid. Карлсон с семьей переезжает в Рочестер, став консультантом компании.

Xerox. Начало

Продолжается разработка первого коммерческого продукта, начинается тестирование первого полностью автоматического ксерокопира приемлемых размеров. В ходе пяти лет разработок, удалось уменьшить размеры прототипов более, чем в два раза и значительно увеличить скоростные качества моделей. Так, в 1949 году на свет появился Xerox Model A.

Это был очень компактный копир с очень трудным процессом использования. Приходилось делать 39 шагов для получения печати, в основном руками. Model A нельзя назвать очень удачным продуктом, но он показал готовность индустрии к производству необходимого типа бумаги в нужных масштабах.

В 1958 году совет директоров соглашается на старую идею генерального директора Уилсона переименовать компанию. Отныне компания называлась Haloid Xerox, чем заявила о своих приоритетах.

Xerox 914

Самый важный продукт компании за всю ее историю. Большие размеры относительно Model A компенсировались достоинствами полностью автоматизированного процесса копирования и выгодных схем распространения - машину можно было арендовать за 25 долларов в месяц. Вместе с покупкой бумаги выходило меньше 50 долларов в месяц, что было отличным решением для любого бизнеса.

Интересно, что при первой демонстрации продукта один из двух копиров воспламенился, полностью сгорев, в то время как второй отлично выполнил работу. Но даже такое представление не повлияло на продажи устройства. После выхода Xerox 914 прибыль компании выросла в два раза. Это подтолкнуло к очередному изменению названия, теперь на Xerox Corporation.

Журнал «Fortune» назвал эту машину весом в 36 кг «возможно, самым прибыльным из всех когда-либо производимых в США товаров». Остальное вы знаете - к 1968 году объем продаж компании превысил 1 миллиард долларов.

Джек Траут, маркетолог

Для Честера Карлсона Xerox 914 стал «венцом творения» - это было именно то устройство, которое он всегда мечтал создать. После выхода этой модели, участие Карлсона в жизни компании становилось все меньше и меньше и он занялся благотворительностью.

Над созданием лазерных принтеров Xerox начала работать в 1969 году. Успеха в данном направлении добился в 1978 сотрудник компании Гэри Старкуезер, который смог добавить к технологии работы существующих копиров Xerox лазерный луч, создав таким образом первый лазерный принтер. Полнодуплексный Xerox 9700 мог печатать 120 страниц в минуту (он, кстати, до сих пор остается быстрейшим лазерным принтером в мире). Но высокая цена — 350 000 долларов и огромные размеры поставили крест на успешных продажах.

Xerox PARC и Apple

70-ые годы едва не стали последними в истории компании. В 1970 году было выбрано новое направление развития компании, озвученное на встрече акционеров:

«Xerox и IBM - две специализирующиеся исключительно на информационных технологиях крупные компании. В руках у IBM находятся средства обработки данных, в наших руках - технологии их переноса на бумагу. Но границы между ними размываются: отличать одно от другого становится все сложнее и сложнее. Уже в 1970-ых годах мы должны быть в состоянии заявить любому крупному клиенту: «Мы можем удовлетворить любые ваши информационные потребности. В том числе и в обработке данных».

Питер Макколоу - CEO Xerox Corporation в 1970 году

Компания решила заниматься другими отраслями - информационными технологиями и инновациями. Так был основан Xerox PARC - Palo Alto Research Center. Одна из самых важных IT организаций в истории. Компания начала большую битву на поле IBM, не зная, что их ждет поражение на своем.

Недооценив японских производителей, Xerox потеряли 86% рынка копировальной техники США, будучи монополистом несколько лет назад. Более дешевая и простая техника Canon была нацелена на малый бизнес и домашние системы, чем смогла покорить почти весь рынок менее, чем за десятилетие.

Однако курс был выбран, и в 1973 году в лабораториях PARC был собран Xerox Alto - компьютер, сыгравший самую важную роль в истории персональных компьютеров. Роль эта заключалась в том, чтобы попасться на глаза Стиву Джобсу.

Произошло это вопреки всему. Джеф Раскин, специалист по компьютерным интерфейсам, был убежден, что графический интерфейс Xerox Alto - будущее компьютеров.

«Раскин уговаривал Джобса и коллег из Apple съездить в Xerox PARC, чтобы посмотреть на Alto. Но это было не так-то просто. Джобс считал Раскина занудой-теоретиком, называл его «долбаным тупицей». Пришлось Раскину привлечь на свою сторону своего ученика Билла Аткинсона, который по классификации Джобса попадал в категорию «гениев»; только так удалось заинтересовать Стива проектами Xerox PARC.

Уолтер Айзексон , Steve Jobs: A Biography

24-летний Стив Джобс, впервые увидев инновации Xerox, как говорит он сам, «был слеп». Тем не менее, поняв потенциал изобретений, Apple выкупили права использовать все, что увидели в лабораториях PARC, взамен дав возможность Xerox выкупить часть акций компании Apple перед ее выходом на IPO. В таком случае, если внутренние изобретения Xerox будут иметь успех - они смогут на этом заработать. Так и вышло, купленные на 1 000 000 долларов акции, к моменту выхода компании на биржу стоили уже 17 600 000 долларов. Встречам Apple с Xerox PARC посвящена целая глава в биографии Джобса.

Сам Джобс говорил, что Xerox могли стать монополистами рынка, так как владели самыми передовыми решениями, как программными, так и хардверными. Но из-за того, что у инженеров не было представлений о конечном продукте, компания потеряла эту возможность навсегда.

Получив желаемое, команда Apple принялась за усовершенствование прототипов. Трехкнопочную мышку и софт для нее посчитали неудобными, и Джобс потребовал полностью ее изменить - управление должно было быть основано на одной кнопке, курсор должен был двигаться плавнее, для чего было необходимо использовать «колесико». Как это часто случалось, управляющий отделом разработки был уволен и заменен за реплику о том, что это невозможно. То же сказали и люди, занимающиеся дисплеем - требовалось сделать его белым, а шрифт черным, что было важно для осуществления принципа «WYSIWYG» — Вы получаете то, что видите. Однако задача была выполнена.

Графическая часть также была сильно изменена. Требованиями были максимальная плавность и возможность работы с несколькими программами сразу - концепция «окон», названных в компании «областями». Вывод растрового изображения на экран сам по себе был очень ресурсоемким занятием - все компьютеры тогда имели люминесцирущие темно-зеленые линии на экране. Нажал кнопку - появился символ. В мониторе с пикселями каждый пиксель должен обрабатываться системой. Поэтому перед инженерами Apple стояли очень сложные задачи.

Через три года руководство Xerox смекнуло, что в этом направлении нужно что-то делать, и разработки продолжили. Apple напрягся. В 1981 году в продажу поступил Xerox 8010, известный как Star. Он был рассчитан на корпоративный сегмент - стоимость самого компьютера составляла 16 000 долларов, а рабочая станция со всем дополнительным оборудованием добавляла к ценнику еще 75 000 долларов.

Джобс считал, что у Xerox был шанс, но они его угробили, чем дали понять, что не представляют опасности.

IBM и информатизация

Следуя по пути порабощения сферы информации, компания пыталась создавать инфомационные сети. Сначала в пределах комнаты — несколько машин, являющихся одной рабочей станцией, позже в пределах офиса, для локальной сети и серверов. Последней стадией должна была стать огромная телекоммуникационная система в Америке, а позже и по всему миру, соединяющая сотни офисов разных корпораций.

Основой для Xerox Telecommunications Network должна была стать компания Western Union, которая была незамедлительно куплена. Спустя три года разработок, идею признали ошибкой, а все купленное было продано с огромными убытками. Возможно, это было очередной ошибкой Xerox, ведь такая сеть за 10 лет развития могла трансформироваться во что-то, похожее на современный интернет.

Примечательно, что компания пыталась не столько заниматься новыми направлениями, сколько перестать ассоциироваться только с принтерами и канцелярским делом. Так считает известный маркетолог Джек Траут в своей книге «Большие бренды — большие проблемы». Он с большим скепсисом относится к деятельности компании после 1970-ых годов, считая, что Xerox каждый раз занималась именно тем, что в данный момент делать не надо было. Это касалось как огромных ресурсов компании, вложенных в продвижение идеи «Xerox это больше, чем печать», так и принципы экономической политики. Траут считает, что сумей компания остаться лидером в своей сфере, они бы стали IBM от мира печати.

Мы не знаем, насколько бы замедлилось развитие компьютеров, если бы в 1970-ых годах у IBM не появилось столько конкурентов, в первую очередь Apple. Однако совершенно точно можно сказать, что ключевую роль в этом сыграли именно Xerox.

Конец двадцатого века, наши дни

После выпуска Memorywriter, электронной пишущей машинки, компания предприняла еще несколько попыток поменять представление о себе. Покупки страховых компаний, предоставление аналитических услуг, организация фондов благотворительности - ничто так и не повлияло на общественное мнение.

Компания так и осталась Xerox («зирокс»). Той самой компанией, что делает принтеры и офисную технику. Однако это не мешает ей оставаться успешной корпорацией сегодня, обладающей невероятным прошлым. И кто знает, может самые большие открытия ждут Xerox в будущем.

у нас мог быть отечественный «ксерокс». Попытки создать аналогичную технику проводились ещё в середине 1950-х, одновременно с разработками самого Xerox. Но государство тогда видело для себя угрозу в неконтролируемом распространении данных, поэтому намеренно тормозило инновации.

«Ксерокс» Фридкина

Считалось, что в Советском Союзе при плановой экономике вопрос оперативного копирования документов не стоял так остро, как в странах со свободным рынком. В многочисленных советских учреждениях эту проблему поначалу решали фотографическим способом и микрофильмованием. Техническую и конструкторскую документацию приходилось переносить вручную на кальку, размножать с помощью светокопирования. Всё это было долго, сложно и неудобно.
Пожалуй, что самая любопытная история связана с учёным Владимиром Фридкиным, чьё изобретение предвосхитило развитие индустрии на целое десятилетие.
Фридкин окончил в 1952 году с красным дипломом физфак Московского госуниверситата. Но долго не мог начти работу по специальности из-за проблем «по пятому пункту». Антисемитская кампания, проводившаяся в то время, сводила к нулю преимущества красного диплома.
Лишь спустя несколько месяцев Владимиру Фридкину удалось устроиться в НИИ полиграфического машиностроения, хотя изначально он хотел стать ядерным физиком.

В НИИ Фридкину предоставили для работы совершенно пустой кабинет - там стояли лишь стол и стул. Делать что-то продуктивное в таких условиях было непросто.

Фридкин много времени проводил в читальном зале библиотеки имени Ленина, где хранилось большое собрание документов, научных работ и книг со всего мира. Однажды он прочитал статью американского физика Честера Карлсона, которая была посвящена фотокопированию. Тогда в Советском Союзе ничего подобного не было. Фридкин загорелся идеей создать копировальный автомат.

Он обратился в отдел электротехники своего НИИ и попросил выделить ему генератор тока высокого напряжения. На родном физфаке МГУ он раздобыл кристаллы серы и необходимый фотоувеличитель. Все эксперименты изобретатель проводил в своём маленьком кабинете. Ему удалось собрать устройство, названное «Электроскопическим копировальным устройством №1». Цифра «1» в названии подразумевала, что за первой моделью последуют другие.

Владимир Фридкин:

Времени я не терял. Ходил в Ленинку, читал журналы по физике, приобрел кое-какое оборудование. Мне пришла в голову идея осуществить новый фотографический процесс в котором фотоэлектрет служил фоточувствительным слоем, а проявление проводилось с помощью трибоэлектрического эффекта. Процесс задумывался ещё и как метод создания оптической памяти. Фотоэлектрет не только формировал, но и запоминал изображение. Скрытое изображение могло храниться довольно долго, и его можно было проявить через длительное время после экспозиции. Макет был сделан быстро. Я использовал поликристаллическую серу, а затем и другие фотопроводники, например сульфид цинка и кадмия. Проявление производилось порошком асфальта.

Сначала Фридкин пробовал копировать страницу из книги, приказы по институту, затем перешёл к фотографиям. Однажды он сделал копию со снимка московской улицы и показал её директору своего НИИ. Тот восторженно воскликнул: «Ты хоть сам-то понимаешь, что изобрел?!».

Инженерам института тут же был отдан приказ довести до ума существовавшие наработки и собрать образец машины, который смог бы делать фотокопии. Таким образом, Фридкин создал первую в СССР копировальную машину. Стояла осень 1953 года.

Владимир Фридкин:
Много лет спустя я узнал, что в США, в компании «Галоид», позже переименованной в «Ксерокс», в это же время стали появляться первые модели. Но их работа основывалась на другом принципе.

Первый советский копировальный аппарат представлял из себя коробку высотой около одного метра и шириной полметра. На ней был закреплён генератор тока и два цилиндра. Устройство оказалось удивительно простым и понятным. Посмотреть на изобретение приезжал лично министр. Он был настолько впечатлён увиденным, что поручил организовать массовое производство новых аппаратов на заводе в Кишинёве. А в Вильнюсе открыли специальный НИИ, занимавшийся исследованиями электрографии.
Владимир Фридкин, которому тогда было всего 22 года, стал заместителем директора института. Он получил хорошую денежную премию. Про изобретателя даже сняли телефильм, посвящённый достижениям советской науки.

В 1955 году создатель советского копировального аппарата перешёл на работу в Институт кристаллографии. Собственное изобретение он забрал с собой. Почти каждый день к нему кабинет заходили коллеги, чтобы скопировать какую-нибудь научную статью из иностранного журнала. Но в 1957 году всё это закончилось. «Как-то ко мне пришла заведующая спецотделом - такие отделы были в каждом институте - и сообщила, что ксерокс надо списать», - рассказывал Фридкин. КГБ считала, что машина может быть использована для распространения запрещённых в СССР материалов.

Власти тогда не поощрали развитие связи. Например, каждый радиоприёмник в обязательном порядке регистрировался. Органы госбезопасности требовали хранить оттиски со всех печатных машинок, если потребуется установить автора распечатки. Шла борьба с «самиздатом». Рукописи запрещённых авторов ночами размножались на пишущих машинках. А тут обнаружился оцелый копировальный аппарат без присмотра.

Вскоре было закрыто и производство новых аппаратов. Первую из собранных моделей разобрали на части. По легенде, наиболее её ценную часть - пластину полупроводника - сохранили и повесили в женском туалете института как зеркало.

Спустя годы Советский Союз стал закупать копировальные аппараты за границей. Это была техника фирмы Xerox. Один из таких аппаратов был привезён и в Институт кристаллографии, в котором продолжал работать Фридкин. Но использовать технику уже было можно только под надзором специального человека, следившего за тем, что и кем копируется.

«РЭМ» и «Эра»

В конце 1960-х в СССР вернулись к идее создания своих копировальных аппаратов. На Казанском оптико-механическом заводе начали собирать устройство «РЭМ» - ротационную электрографическую машину. Её выпускали в двух модификациях - РЭМ-420 и РЭМ-620. Цифры обозначали ширину рулонной бумаги. Мощность электрооборудования первых аппаратов была очень большой. Например, РЭМ-620 потреблял почти 8 кВт электроэнергии. Весили они около тонны и работало на них по два человека.

Чуть позже аналогичные аппараты стали делать другие заводы - БелОМО и Грозненский завод полиграфических машин под маркой «Эра». Примечательно, что в Грозном делали малоформатные аппараты под А3 и А4, которые работали не только с рулонной бумагой, но и с отдельными листами.

«РЭМ» и «Эра», в отличие от аппарата Фридкина, по принципу действия и оптической схеме во многом повторяли «ксероксы» 1950-60-х годов. Но когда западные модели делались всё более надёжными, эргономичными и компактными, главным преимуществом советских была низкая стоимость расходных материалов.
Первые копировальные аппараты советского производства были ещё и достаточно пожароопасны. При остановке движения бумаги она практически сразу же загоралась под действием потока тепла от инфракрасного излучателя. В помещениях, где стояла техника, приходилось устанавливать специальную систему пожаротушения, а на корпусе аппарата крепить углекислотный огнетушитель.

Среди тех, кто работал с аппаратами «Эоа» и «РЭМ», бытовала такая поговорка - «Оператор, который не горел и не тушил аппарат, как танкист, который в бою не был». При приёме на работу кадровики всерьёз спрашивали: «Сколько раз горели?».

Подобную технику производили до конца 1980-х годов. На этом история советских «ксероксов» закончилась.

Владимир Фридкин:
В 1965 году нашу лабораторию в Институте кристаллографии посетил Честер Карлсон. Основатель ксерографии заинтересовался моими статьями. Нас вместе сфотографировали с помощью электрофотоаппарата на электрете. В конце 50-х годов профессор Колумбийского университета Хартмут Кальман с сотрудниками повторил мои эксперименты по электрофотографии на фотоэлектретах и нашёл ей интересное применение в космической связи. Об этом он рассказал на коллоквиуме в Мюнхене, где мы встретились в 1981 году. За эти работы американское фотографическое общество наградило меня медалью Козара, а немецкое и японское - избрали почетным членом.

Кроме того, в 2002 году Международный комитет по фотографической науке (International Committee for Imaging Science) наградил Владимираа Фридкина премией Берга за «выдающийся вклад в развитие необычных (бессеребряных) фотографических процессов и международное сотрудничество в этой области».

Сейчас изобретателю 83 года.



Читайте также: