Первые организации будущих декабристов. История России XIX–XX вв

В 1815 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: в складчину готовили обеды, а после играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты, обсуждали острые вопросы. Вскоре Александр дал знать, что такого рода «сборища» ему не нравятся. Офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов российской действительности.

В 1816 г. возникла первая тайная офицерская организация, названная «Союзом спасения». Его возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В число основателей входили также князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро были участниками Отечественной войны и заграничных походов. Якушкин отличился в Бородинском сражении. Позднее в «Союз» вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права.

Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с большим трудом удалось его отговорить.

«Союз спасения» строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями остро встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям.

К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Осуществление этих реформ сделало бы бессмысленным существование замкнутой офицерской организации.

В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят свои усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» - в Петербурге, Москве и некоторых других городах.

Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». Одной из главных своих целей «Союз» считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов.

Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза». Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, «истреблять» продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия». Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза». Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала.

Знакомство с «Зеленой книгой» показывает, что ее авторы были передовыми людьми - с широким кругозором и добрым сердцем. Существовала и вторая часть «Зеленой книги», известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели - введение конституции и уничтожение крепостного права.

За короткое время своего существования «Союз благоденствия» успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных.

Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев- Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Сразу же воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. в полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны, остальные солдаты разосланы по отдаленным гарнизонам.

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские корпуса и высланы из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк.

Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, который располагался недалеко от Черниговского. Так оказались на юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того чтобы «споспешествовать правительству», надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная “Союзом спасения”. Его возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В число основателей входили также князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро были частниками Отечественной войны и заграничных походов. Якушкин отличился в Бородинском сражении. Позднее в “Союз” вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений 0боленскнй и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе “Союза” говорилось, что если царствующий император “не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия”. Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с большим трудом удалось его отговорить.

“Союз спасения” строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями остро встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Осуществление этих реформ сделало бы бессмысленным существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят свои усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

В 1818 г. в Москве “Союза спасения” был упразднен и вместо него основан “Союз благоденствия” - новая, более широкая по составу, организация. Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные “управы” - в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый “Союз” носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе (“3еленой книге”) говорилось, что “Союз” считает своей обязанностью “распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия”. Одной из главных своих целей “Союз” считал развитие благотворительной деятельности, смягчение и гуманизацию нравов.

Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, “истреблять” продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства. Большое значение “Союз благоденствия” придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены “Союза”, имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. “Союз” ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению “различные племена, состояния, сословия”. Развитие производительных сип Отечества тоже входило в цели “Союза”. Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

Для достижения своих целей члены “Союза” должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала. Существовала и вторая часть “Зеленой книги”, известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели - введение конституции и уничтожение крепостного права.

За короткое время своего существования “Союз благоденствия” успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир (Шварц).

Выступление Семеновского полка способствовало росту радикальных настроений в среде декабристов, т.к. свидетельствовали, по мнению многих из них, о готовности армии к выступлению. Будущие декабристы не участвовали в выступлении Семеновского полка, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские корпуса и высланы из столицы, 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, который располагался недалеко от Черниговского. Так оказались на юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа “Союза благоденствия” не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы “споспешествовать правительству”, надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. На настроениях декабристов сказались и события 1820 - 1821 гг. в Испании, где армия стала главной силой переворота. Среди членов Союза распространялась мысль о необходимости насильственных мер для уничтожения крепостничества и самодержавия, убеждение, что без тайной организации этот переворот неосуществим. В 1821 г. тайный съезд “Союза благоденствия” в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

В первой половине XIX века государство и общество в России в том же состоянии, что и ранее, государственные основания не менялись. На этот период дворянство все так же является не доминирующей, очень небольшой частью населения. При этом оно занимает господствующую, привилегированную позицию. Помещики на данный момент не несут никакой службы, не имеют обязанностей по отношению к государству. В результате они становятся потребительским классом, их функции практически полностью заключаются в рабовладении. Дворяне идут работать в канцелярии, пополняя собой бюрократический аппарат Российской империи. Реформ в этот период практически не предпринималось, даже то, что делалось правительством, было заслонено фактом существования в России крепостного права.

“Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн душ обоего пола, – писал В.О. Ключевский в своем “Курсе русской истории”, – целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времен дяди Тома” .

Такое положение вызывало столкновение двух идеологий: либеральной и консервативной. В результате возникают различные тайные общества, апофеозом же данного движения становится выступление декабристов.

Сегодня становится важным изучение этого первого в России факта социального и политического протеста, возникшего со стороны верхушки общества, актуальность исследований в этом направлении не вызывает сомнения.

Цель нашей работы – рассмотреть планы государственных преобразований декабристов.

Эта цель реализуется в решении следующих задач:

Рассмотреть причины возникновения движения декабристов;

Описать общие для различных групп декабристов взгляды на будущие необходимые государственные преобразования;

Проанализировать отдельно пути государственных преобразований в «Конституции» Н.М. Муравьева и в «Русской правде» П.П. Пестеля.

Объективные причины возникновения движения декабристов были вызваны началом формирования в недрах феодального общества капиталистического уклада. С начала XIX в. слабо, но начинают проявляться сковывающие развитие страны рамки крепостничества и самодержавия.

Однако главным фактором возникновения движения стал субъективный. Большую роль в формировании идеологии декабристов сыграли Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. Война сблизила передовое дворянское офицерство с простым солдатом, с крестьянином-ополченцем, вызывала сочувствие к бедам и нуждам простого народа. Заграничные походы познакомили их участников с передовыми европейскими течениями общественной мысли, с жизнью людей на Западе. Сравнение уровня и образа жизни населения в Европе и России, европейских и российских порядков было далеко не в пользу последних. Размышления над причинами такого положения привели будущих участников тайных организаций к выводам о том, что для улучшения жизни в России стране требуется привнесение в нее западноевропейского общественного устройства. Влияние на настроение передовой молодежи оказали и революции в Неаполе (1820-1821), Пьемонте (1821), Испании (1820-1823). Главные цели декабристов, свелись к уничтожению крепостного права и самодержавия.

Первые тайные общества в стране возникли в среде офицерства. К ним относились основанные в 1814 году «Священная артель», во главе с А.Н. Муравьевым, «Орден русских рыцарей» во главе с М.Ф. Орловым и др. В них рассматривались планы преобразований в России.

Первой организацией декабристов считается созданный в 1816 году «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества». Численный состав организации составлял 30 человек. В ней рассматривались различные способы ликвидации крепостного права и самодержавия, вплоть до цареубийства.

Цель данной организации – освобождение крестьян от крепостного права и достижение в России конституционного правления. Через два года общество самораспустилось и на его основе был создан «Союз благоденствия» (1818-1820). Он насчитывал в своем составе более 200 человек. Члены союза ставили своей задачей привлечение на свою сторону общественного мнения, которое, по их мнению, и правило миром. Многочисленный и пестрый состав участников общества, не позволял его радикально настроенным членам надеяться на эффективность деятельности «Союза благоденствия». В результате он был распущен и на его основе возникли Северное (Петербург) и Южное (Украина) тайные общества. И Южное, и Северное общества собирались изменить строй в России, с целью чего и подготавливали планы-проекты по переустройству государства.


2.Общие цели Северного и Южного обществ

Северное (Петербург) и Южное (Украина) тайные общества имели следующие общие цели :

1) уничтожение крепостного права;

2) уничтожение самодержавия; построение в России республики или конституционной монархии, при этом предполагалось создание и развитие представительных учреждений, необходимых для достижения этой цели;

3) законодательное закрепление равенства перед законом всех сословий общества, упразднение дворянства;

4) для достижения вышеобозначенных целей предполагалось проведение «военной революции». Решающей силой здесь были офицеры, которые должны были, используя военную силу, вынудить правительство уйти в отставку.

Подобный план действий возник у членов тайных обществ прежде всего в результате влияния успешных военных революций в других странах (например, в Испании).

Хотя во многом деятели Южного и Северного обществ были солидарны, но на фоне общих целей имелись и некоторые разногласия, которые касались прежде всего некоторых задач и способов решения этих задач. Имеющиеся разногласия касались вопросов:

1) о земле;

2) о политических правах;

3) о форме правления;

4) о форме государственного единства будущей России;

5) о способах преобразования государственного и общественного строя.

В Южном обществе его руководитель Павел Пестель разработал «Русскую Правду», в Северном Никита Муравьев - «Конституцию». Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права.

Рассмотрим эти документы с точки зрения содержащихся в них планов государственных преобразований.

Проекты Конституции составил Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.). Первые два проекта сохранились в бумагах членов общества, третий был написан Н.М. Муравьевым в каземате крепости по указанию следственного комитета .

В общем «Конституция» рассматривала будущую Россию как конституционную монархию с федеративным устройством, предусматривала сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшим участком земли. Принятие «Конституции» предполагалось Учредительным собранием.

Существовало несколько проектов Конституции. Планы государственных преобразований менялись в этих проектах.

Так, в первом варианте проекта отмечалось: «Земли помещиков остаются за ними» . Предусматривалось здесь даже возмещение убытков, которые могли быть причинены переселением людей из одного места в другое.

В третьем по счету проекте утверждалось уже совсем другое: «Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их» .

В проектах Н.М. Муравьева оговаривалось, что наделение политическими правами связано с величиной имущественного ценза. Здесь для Н.М. Муравьева существовала прямая зависимость .

На совещании 1820 года Н.М. Муравьев согласился с Пестелем в том, что необходима республика. Однако уже в 1821 году он изменил свое мнение и признал преимущества монархии, которую, по его мысли, необходимо строить на разделении властей.

По конституции Н.М. Муравьева, законодательная власть должна была осуществляться Народным Вечем. Народное Вече подразделялось на Верховную Думу и Палату представителей.

Верховная исполнительная власть в государстве должна принадлежать государю императору: «Император есть верховный чиновник российского правительства» . Император приносит присягу перед Народным Вечем, причем частью присяги является клятва сохранять и защищать конституционный устав России. Несмотря на достаточный объем прав императора, его деятельность, а также и деятельность чиновников исполнительной власти подлежит контролю и оценке Народного Веча.

Высшим органом судебной власти является «Верховное судилище». В проекте предусматривались также системы судов, которые состояли их областных, уездных заседаний с участием присяжных.

Республика допускалась Н.М. Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях. Необходимость для России именно монархического правления Н.М. Муравьев аргументировал прежде всего большими территориями государства, которые невозможно охранять без сильной единоличной власти.

Н.М. Муравьев отмечал также, что эта сила власти может столкнуться с началами свободы, здесь могут возникнуть противоречия. Для согласования начал власти и начал свободы необходим повышенный контроль представительных учреждений за действиями аппарата исполнительной власти.

В связи с этим «Конституции» говорится: “Всякий чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие, никто не может оправдываться полученным приказанием... и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждений (если же сам император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которое, в таком случае, учреждает регентство посредством особого закона)” .

Будущая Россия представлялась Н.М. Муравьеву и его сторонникам федерацией, которая будет состоять из нескольких держав и областей или только из областей (по первому проекту – 14 держав и 2 области, по второму – 13 держав и 2 области, по третьему проекту – 15 областей). Державы и области группируются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каждой из держав избиралось двухпалатное «законодательное» (правительствующее – по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществлял «Державный правитель», избранный Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного Веча) избиралась собраниями держав.

Н.М. Муравьев полагал, что военная революция произойдет в столицах и других частях страны, где имеются вооруженные силы, руководимые офицерами – членами тайных обществ. Сенат будет принужден к опубликованию Манифеста об отмене крепостного права, о равенстве всех перед законом, о свободе печати и других свободах и правах; предполагалось избрание выборных представителей народных, которые учредят на будущее порядок правления и государственное законоположение.

Еще более радикально те же проблемы решал Павел Иванович Пестель (1793–1826 гг.). Им написана «Русская Правда» – программный документ Южного общества. По своим философским взглядам П.И. Пестель был материалистом и атеистом.

По «Русской правде» Россия должна была стать республикой с унитарным государственным устройством, предполагалось наделение крестьян землей. Введение в действие «Русской правды» предполагалось революционным правительством, обладающим диктаторской властью.

Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля – главный источник «пропитания человечества». Но согласно современным положительным законам установлена частная собственность, и право собственности так глубоко укоренилось в сознании людей, что полностью сломать его невозможно, тем не менее необходимо найти пути объединения этих двух тенденций и разрешения противоречия между ними. План П.И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. «Первая представляет собственность общественную, вторая – собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П.И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но тем не менее каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Переход «из нынешнего состояния» к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.

Аграрный проект П.И. Пестеля основан на том, чтобы, освободив крестьян, улучшить их положение, «а не мнимую свободу им даровать» . Для достижения этой цели земли каждой волости предполагалось поделить на две части, одна из этих частей будет являться общественной собственностью, другая – частной собственностью. Общественные, или волостные, земли предоставляются в пользование всем гражданам, их не изымают у них; эти земли не могут продаваться или закладываться.

Каждый россиянин имеет право получить в своей волости участок земли, достаточный для пропитания одного тягла (муж с женою и тремя детьми). Земли частные свободно продаются и покупаются; они «будут служить и доставлению изобилия» . Цель аграрного проекта – обеспечить каждому россиянину прожиточный минимум, защищающий его от нищеты и от произвола «аристокрации богатств».

Одним из первых отечественных мыслителей П.П. Пестель отразил в теории новые общественные противоречия, складывающиеся в развитых странах Запада: «Отличительная черта нынешнего столетия, – писал он, – ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрацией, во время коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной» . Возникновение в России «аристокрации богатств» неизбежно, поскольку в гражданском обществе будут обеспечены собственность, свобода промыслов, частная инициатива и конкуренция. Именно поэтому, считал Пестель, следует принять особые меры против всевластия богатых и обнищания масс.

Пестель выступал против имущественного ценза: «Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества». По «Русской Правде» все русские, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав.

Пестель был сторонником республики. По его проекту верховную законодательную власть в России будет осуществлять Народное Вече, избираемое на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). Заветные (конституционные) законы «обнародуются и на суждение всей России предлагаются».

Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодно избирается Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы). Верховный Собор должен проверять законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.

В отличие от Н.М. Муравьева, П.П. Пестель являлся сторонником единого русского централизованного государства. В России же он считал федерацию особенно пагубной и вредной, так как Россия – страна, где множество племен и народов, языков и вер. В будущей России, полагал П.П. Пестель, все эти племена и народности обрусеют: «Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский» .

Для осуществления “Русской Правды” предполагалось установление Временного Верховного правления на срок не менее 10 лет. Временное правительство из пяти директоров при опоре на тайные общества и воинские части должно провести размежевание общественных (волостных) и частных земель, предупредить и подавить возможные волнения и беспорядки.

В «Русской правде» говорится: «Рабство должно быть решительно уничтожено и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми» .

В итоге разногласия Северного и Южного обществ помешали их объединению. «Южная и Северная думы приняли два различных направления: первая положила себе целью демократический переворот, вторая – монархически-конституционный, – писал впоследствии один из декабристов. – Несмотря на это разногласие целей и средств, обе думы, не действующие совокупно, не прекращали сношений между собою. Двигателем по Южной думе был Пестель, по Северной – Никита Муравьев» .

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года. Революционный переворот планировался на лето 1826 г. Однако, неожиданная смерть Александра I внесла коррективы в их планы. Пользуясь возникшим междуцарствием, 14 декабря 1825 г. члены Северного общества обманом вывели войска (около 3-х тыс. человек) на Сенатскую площадь Петербурга. Плохая подготовка восстания, разногласия среди руководителей, в частности, отсутствие назначенного «диктатора» С.П. Трубецкого, обрекли восстание на поражение. К вечеру оно было подавлено. Выступление в Петербурге пытались поддержать лидеры Южного общества. Они подняли восстание Черниговского полка, которое также закончилось неудачей.

Декабристы были арестованы и судимы. Пятеро из них были казнены. Остальные были сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь.

Главной причиной поражения движения декабристов неготовность российского общества к серьезным либеральным преобразованиям.

В советское время движение декабристов оценивалось однозначно положительно: они воспринимались как передовые люди, впервые начавшие борьбу за свободу трудового народа. Однако поражение их движения объяснялось незрелостью общества, недостаточной организованностью и т.п.

На сегодняшний день в исторической литературе существует множество оценок движения: от выступления предателей, посягнувших на священные устои русского государственного строя до «первенцев свободы», героев, положивших начало революционному освободительному движению в стране. Такой разброс мнений связан, прежде всего, с изменившейся политической ориентацией России и обращению к монархии как истокам русского общества.

1. История политических и правовых учений: Учебник [Текст] / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 420 с.

2. Муравьев, Н.М. Конституция [Электронный ресурс] // Материалы к истории движения декабристов.

3. Пестель, П.П. Русская правда [Электронный ресурс] // Материалы к истории движения декабристов.

4. Семенова, А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов [Текст]. - М.: Мысль, 1982. – 206 с.

Организации декабристов

Первые офицерские кружки образовались сразу после возвращения армии из Заграничного похода. Уже в 1814 г. генерал М.Ф. Орлов создал полулегальную организацию "Орден русских рыцарей". Орлов предполагал отменить крепостное право и ограничить самодержавную власть императора. Царь лишался права вести войну, изменять законы, вводить налоги без согласия Сената, включающего 200 представителей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий.

Тогда же возникла «Священная артель», возглавляемая офицерами Генерального штаба – братьями Николаем и Александром Муравьевыми. Артель не имела ни программы, ни устава, но в ней систематически велись беседы о желательности изменения существующего строя.

Самой крупной из преддекабристских организаций была артель Семеновского полка, в которую входили будущие лидеры декабристов: князь С.П. Трубецкой, Ф.П. Шаховской, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин и др. В 1815 г. Александр I, узнав о существовании этого общества, приказал распустить его.

Первое, собственно, декабристское общество возникло в феврале 1816 г. Оно называлось «Союзом спасения», а после принятия устава (1817 г.) – «Обществом истинных и верных сынов Отечества». Это была тайная, хорошо законспирированная организация, в состав которой входило около 30 человек. Основал «Союз спасения» А.Н. Муравьев, членами его являлись князь С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин, И.Д. Якушкин и др.

По своей структуре и организации «Союз» напоминал масонскую ложу (многие из декабристов были масонами). Единоначалие отсутствовало, но существовала строгая иерархия и дисциплина. Все члены общества делились на три категории (ступени): «боляре» (учредители), «мужи» (долго состоявшие в организации) и «братия» (вновь принятые). При вступлении в «Союз спасения» человек давал торжественную клятву верности. Как уже отмечалось, имелся устав общества – «статут». Основными целями организации считались отмена крепостного права и введение конституционного строя с народным представительством. Но круг обсуждаемых вопросов был шире: от установления контроля за деятельностью чиновников до борьбы с засильем иностранцев в государственном аппарате.

У общества не было четкой программы действий, и поэтому самой сложной проблемой оказался выбор методов борьбы. Здесь мнения расходились. Кто-то выступал за вооруженное восстание, многие склонялись к заговору, а некоторые (М.С. Лунин, И.Д. Якушкин) активно поддерживали идею цареубийства.

В конце 1817 г. «Союз истинных и верных сынов Отечества» исчерпал себя и был распущен, а на смену ему в январе 1818 г. пришел «Союз благоденствия» – вторая тайная декабристская организация.

С самого момента основания она отличалась большей открытостью (около 200 человек). Ее костяк составили бывшие члены «Союза спасения», но, разумеется, присутствовали и новые лица: князь С.Г. Волконский, П.Я. Чаадаев, Н.И. Тургенев и др.

Организацией руководила Коренная управа (Коренной союз) – 29 человек, избиравший из своих рядов Временный совет Коренного союза – 6 человек во главе с председателем Совета, полномочия которого продолжались два месяца. Каждый член Коренного союза организовывал вокруг себя ячейку тайного общества – побочную управу. Всего было создано 15 таких управ.

Устав «Союза благоденствия» назывался «Зеленой книгой» (по цвету переплета). В нем были зафиксированы основные программные задачи и методы борьбы. В отличие от «Союза спасения», новая организация делала особый акцент на создание общественной атмосферы, благоприятной для проведения революции. Каждый член «Союза благоденствия» обязан был всеми силами способствовать гуманизации общества, развитию просвещения, заниматься благотворительностью, честно и достойно выполнять свой служебный долг. Говорилось и о том, что «Союз» готов помогать правительству «к возведению России на степень величия и благоденствия». Разумеется, не забывали и о главной «сокровенной» задаче: отмене «унизительного крепостного рабства», а также «введении конституции и законно-свободного правления».

К 1820 г. в «Союзе благоденствия» обнаружились серьезные противоречия между сторонниками радикальных действий и теми, кто склонялся к умеренной просветительской деятельности. В январе 1820 г. П.И. Пестель выступил на заседании Коренной управы. Он отстаивал идею военного революционного переворота и доказывал преимущество республиканской формы правления. Большинство руководителей организации поддержали его.

Император прекрасно знал о существовании тайной революционной организации, но проявил свойственное ему в конце жизни равнодушие. «Не мне их судить», – сказал он.

Гораздо большее воздействие на Александра I оказало возмущение гвардейского Семеновского полка (октябрь 1820 г.). Солдаты отказались выполнять приказы и требовали заменить ненавистного командира-садиста полковника Е.Ф. Шварца. Дело дошло до того, что весь полк был посажен в Петропавловскую крепость! 2 ноября император издал указ о расформировании Семеновского полка, а его солдат и офицеров разослали по разным частям.

В январе 1821 г. съезд представителей управ принял решение о роспуске «Союза благоденствия». Таким способом, лидеры организации стремились избавиться от ненадежных людей и отвлечь от себя внимание правительства, напуганного «семеновской историей».

В марте 1821 г. вместо распущенного «Союза благоденствия» сформировались Южное (с центром в Тульчине) и Северное (с центром в Петербурге) тайные общества .

Южное общество

Во главе тульчинской Коренной управы (Директории) стояли П.И. Пестель (председатель) и А.П. Юшневский (блюститель). Командир Вятского пехотного полка, П.И. Пестель, сконцентрировал в своих руках все нити управления Южным обществом и обладал, по сути, диктаторской властью . Многие, кто знал этого человека, отмечали его мощный ум, эрудицию, дисциплинированность и … деспотичность, непомерное честолюбие, приверженность доктрине «цель оправдывает средства». Один из современников так говорил о Пестеле: «Особенно отличался он высоким лбом и длинными передними зубами. Умен и зубат!», а А.С. Пушкин писал просто: «Умный человек во всем смысле этого слова».

В соответствии с «Русской правдой» устанавливалась республика, верховную власть в которой получало временное революционное правительство, облеченное диктаторскими полномочиями. После установления твердого порядка вступал в действие принцип разделения властей.

Законодательные полномочия передавались избранному народом однопалатному парламенту – Народному вече.

Исполнительная власть осуществлялась правительством – Державной думой, а контрольно-судебные функции осуществлял Верховный собор. Первые два органа насчитывали 500 и 5 человек соответственно и избирались (Думу избирало Вече) на пятилетний срок, а третий состоял из 120 членов и избирался пожизненно.

Избирательное право получали все мужчины, достигшие двадцати лет. Уничтожались всякие сословные различия.

Гарантировались основные гражданские и политические права и свободы.

Столицей Российской республики должен был стать Нижний Новгород.

Не менее радикально Пестель решал и крестьянский вопрос. Крепостное право отменялось, безусловно. Все земли сельскохозяйственного назначения делились на две приблизительно равные части – общественный и частный фонды. Земли общественного фонда принадлежат волостной общине, находятся в пользовании крестьян и не подлежат отчуждению (продажа, заклад, обмен и т.д.). Любой человек, приписанный к волости, может получить достойный надел из общественной земли. Второй фонд предназначался «для изобилия», и поэтому владельцы частной земли вольны распоряжаться ею по своему усмотрению.

Северное общество

Альтернативный проект преобразований был разработан Н.М. Муравьевым – лидером Северного общества, которое окончательно оформилось только в 1822 г. Деятельностью этой организации руководила Дума: Н.М. Муравьев, М.С. Лунин, Н.И. Тургенев. Активное участие в работе Общества принимали также князь С.П. Трубецкой и князь Е.П. Оболенский (вскоре они вошли в состав Думы, заменив Лунина и Тургенева), а также И.И. Пущин, К.Ф. Рылеев (с 1823 г.) и др.

Программный документ, составленный М.Н. Муравьевым, получил название «Конституция». Лидер Северного общества предполагал, что после военного переворота в России должна быть установлена не республика, а конституционная монархия. При этом вводилось федеративное административно-территориальное деление (14 крупных автономий и две области). По мнению Муравьева, это обезопасит Россию от формирования деспотического режима.

Верховная законодательная власть в стране должна принадлежать двухпалатному парламенту – Народному вече. Депутаты обеих палат выбирались на шестилетний срок.

Высшие исполнительные полномочия сохранял за собой император, обладавший также правом «вето» на решения Народного вече.

Помимо того, создавалось Верховное судилище, причем суд должен быть гласным, бессословным, состязательным и с участием присяжных заседателей.

Сословное деление общества упразднялось, в выборах могли участвовать все мужчины, достигшие 21 года и прошедшие имущественный ценз.

«Конституция» М.Н. Муравьева провозглашала всех крестьян свободными и наделяла их соответствующими гражданскими правами. Однако помещичье землевладение сохранялось, а выдаваемый крестьянам надел (2 десятины) не мог стать основой благополучного хозяйства.

Также Н.М. Муравьев выступал за упразднение военных поселений, отмену рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности.

Подводя итог анализу содержания обоих программных документов, важно подчеркнуть, что «Конституция» носила преимущественно либеральный, реформаторский характер и именно поэтому вряд ли была реализуема в российских условиях. Радикальный, революционный проект П.И. Пестеля, подразумевавший формирование диктаторского режима, более четко соответствовал духу русского народа, его истории и культуре. Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно со времени декабристов берет свое начало спор русских либералов и радикалов, закончившийся, как известно, победой последних в октябре 1917 г.

1824–1825 гг. – период наиболее активной деятельности обеих декабристских организаций. В Петербурге проходят встречи лидеров для обсуждения наиболее важных вопросов и выработки единой программы. Быстро растет число заговорщиков. В 1825 г. к декабристам присоединилось «Общество соединенных славян», выступавшее за создание в Европе панславянского государства. Начинается непосредственная подготовка к вооруженному перевороту. Совместное выступление было назначено на лето 1826 г., но внезапная смерть императора Александра I (19.11.1825 г.) заставила революционеров изменить свои планы.



Читайте также: