O Региональные конфликты в современном мире. Современные региональные конфликты

В эпоху двухполюсного мира и «холодной войны» одним из главных источников нестабильности на планете были многочисленные региональные и локальные конфликты, которые и социалистическая, и капиталистическая системы старались использовать в своих интересах. Эти конфликты наносили огромный ущерб экономике, социальному и политическому развитию многих стран, приводили к гибели миллионов людей - в первую очередь в развивающихся странах. Изучением таких конфликтов стал заниматься специальный раздел

политологии - конфликтология, а в системе политической географии возникла геоконфликтология.
После окончания конфронтации двух систем и «холодной войны» число конфликтов несколько уменьшилось. Например, путем переговоров удалось найти решение конфликтов в Юго- Восточной Азии (Камбоджа), в Африке (Намибия, Ангола), в Латинской Америке (Никарагуа, Сальвадор), в зарубежной Европе, в странах СНГ. Тем не менее региональные и локальные конфликты и в начале XXI в. продолжают угрожать международной безопасности. К тому же многие из них обладают способностью порождать своего рода террористическую волну и выплескивать ее подчас далеко за пределы самих конфликтных зон. Словом, без понимания природы конфликтов нельзя, до конца понять и современную политическую карту мира. Поэтому мы последовательно рассмотрим несколько связанных с ними вопросов.
Вопрос первый - о количестве конфликтов. Такие цифры встречаются в литературе, но зачастую сильно не совпадают. Если довериться наиболее авторитетным данным специального института по изучению конфликтов, который находится в Гейдельберге (Германия), то в 2005 г. общее их число достигало 249! По подсчетам международных организаций в подобных конфликтах со времени окончания Второй мировой войны до середины 90-х гг. погибло около 40 млн человек, что сравнимо со всем населением Польши или Испании.
Вопрос второй - о масштабах конфликтов. В конфликтологии он не разработан достаточно четко, но в принципе, очевидно, все конфликты можно подразделить на более крупные - региональные, и менее крупные - локальные.
Региональные конфликты, которых и ныне в мире довольно много, естественно, представляют наибольшую угрозу международной безопасности. Не имея возможности рассмотреть их все, мы ограничимся отдельными примерами таких конфликтов. Наверное, вы уже и сами подумали о регионе Ближнего Востока, который на протяжении всего послевоенного периода играет роль «пороховой бочки», готовой в любой момент подорвать устои всей системы международной безопасности. В самом деле, это - чувствительный нервный узел планеты, где исторически сформировалось очень сложное переплетение культур и религий и сталкиваются интересы не только стран этого региона, но и многих других стран Европы, Азии, Америки.

В основе этого регионального конфликта лежат, как вы знаете, израильско-палестинские (и шире - израильско-арабские) противоречия, которые имеют уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание всего мира, проблемой. Уже не одно поколение израильтян и арабов выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций, включая шесть войн Израиля с соседними арабскими странами, продолжавшуюся несколько лет интифаду (по-арабски - восстание). Некоторый перелом к лучшему наступил только в начале 90-х гг., когда на части территории государства Израиль была создана Палестинская автономия (рис. 31).
Но многие спорные вопросы еще остаются, так что суверенного Палестинского государства на политической карте мира нет.
Этот конфликт еще более осложнился в начале 2006 г. после победы на парламентских выборах в атономии радикально-исламистской группировки ХАМАС.
Помимо этого основного конфликта в данном регионе существуют и другие: между Ираком и Ираном, который привел к кровопролитной продолжительной войне между ними в 80-х гг., между Ираком и Кувейтом, который вызвал агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. В остальной части Азии к числу региональных конфликтов можно отнести также долговременный конфликт в Афганистане, противостояние Индии и Пакистана в Кашмире, а в зарубежной Европе -
конфликты, связанные с политическим переустройством бывшей Югославии.
Локальных конфликтов, т. е. конфликтов относительно меньшего масштаба, в современном мире большинство. Но вы должны принимать во внимание и то, что зачастую четкую грань между региональными и локальными конфликтами бывает довольно трудно провести.
Вопрос третий - о политическом статусе конфликтов, которые принято подразделять на внешние (международные) и внутренние (внутригосударственные).
Яркими примерами крупных международных конфликтов могут служить уже упоминавшиеся израильско-арабский конфликт, конфликт Индии и Пакистана в Кашмире, конфликты в Афганистане и Ираке, на территории бывшей Югославии. А вот конфликты на национальной почве, например, в Бельгии или Канаде, а также в СНГ можно отнести к числу внутригосударственных. Из упомянутых выше 249 конфликтов в 2005 г. межгосударственными были 71, внутригосударственными - 178.
Вопрос четвертый - о подразделении конфликтов по характеру. При таком подходе обычно выделяют насильственные (вооруженные) и ненасильственные конфликты. Вы понимаете, что первые из них представляют наибольшую угрозу и международные организации следят за ними особенно тщательно.
Рассмотрим сначала насильственные (вооруженные) конфликты, т. е. собственно «горячие точки» нашей планеты. Хотя официально крупномасштабным считается вооруженный конфликт, в котором потери превышают 1 тыс. человек, во время конфликтов в Афганистане, в Руанде счет жертвам шел на миллионы, во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине (1992-1996 гг.) - на сотни тысяч. В Африке уже в постколониальный период было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в которых погибло в общей сложности около 10 млн человек.
По данным института в Гейдельберге, в 2005 г. в мире было 24 насильственных конфликта, которые подразделялись на две категории (рис. 32). К первой из них фактически были отнесены войны в основном внутригосударственные, за исключением Ирака. Очаги серьезных кризисов с применением силы конфликтующими сторонами или по крайней мере угрозами ее применения были отнесены ко второй категории и в том числе один международный (между Индией и Пакистаном),

alt="" />

а остальные внутригосударственные. Из 24 вооруженных конфликтов большинство происходило в Африке и в Азии, включая Ближний и Средний Восток.
Важнейшую роль в предотвращении и мирном урегулировании вооруженных конфликтов играет Организация Объединенных Наций, главная цель которой и заключается в поддержании мира на нашей планете. Операции ООН по поддержанию мира включает и дипломатические меры, и прямое вмешательство миротворческих сил этой организации в ход военных конфликтов. За время существования ООН такое «принуждение к миру» было осуществлено в нескольких десятках стран. Однако опыт 90-х гг. показал, что само по себе присутствие «голубых касок» в зоне конфликта не способно прекратить военные действия. Тем не менее, в 2005 г. число таких миротворческих операций составило 18 (в Судане и Руанде, в Израиле и Палестине, в Индии и Пакистане, на Кипре, в Сьерра-Леоне и т. д.). Одновременно были сокращены и военно-полицейские контингенты, причем теперь в их составе 90% составляют солдаты и офицеры не западных стран, а Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала. Но одновременно Совет Безопасности ООН утвердил понятие активные миротворческие действия, разрешив миротворцам применять даже тяжелую военную технику. Самая масштабная и жесткая из таких операций в последнее время проводится ими против мятежников в ДР Конго.
Вы должны учитывать и то, что с некоторых пор миротворческими операциями стал заниматься и блок НАТО. В качестве примеров такого рода можно привести прямое вмешательство НАТО в вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии в 1989 г., в конфликт между Ираком и Кувейтом в 1990- 1991 гг. (операция «Буря в пустыне»), организацию свержения правящего афганского движения «Талибан» в 2001-2002 гг. Но, конечно, самая большая военная акция США и их союзников по НАТО, хотя и не только их, была предпринята в 2003 г. в Ираке для свержения диктаторского режима Хусейна. Добавим, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также имеет несколько своих миссий в зонах европейских, да и внеевропейских конфликтов, где военные действия велись еще сравнительно недавно.
Ненасильственных конфликтов в мире теперь подавляющее большинство, но эта ситуация в известной мере обманчива. Ведь многие из этих конфликтов еще не так давно
тоже были «горячими точками», служили ареной гражданских войн и терроризма. Вот почему их иногда называют скрытыми, или тлеющими, конфликтами, которые опасны тем, что здесь в любой момент от случайной искры снова может возгореться пламя войны.
Яркие примеры такого рода - те самые самопровозглашенные, но непризнанные государства (квазигосударства), о которых мы кратко уже говорили. По некоторым оценкам их общее число превышает 120 и даже 160, но эти цифры представляются все же сильно завышенными. Образование таких государств часто бывает сопряжено с военными конфликтами, гражданскими войнами и оккупациями, где затем было достигнуто временное, но не окончательное политическое урегулирование.
К числу подобных самопровозглашенных, но не признанных государств на постсоветском пространстве относятся Нагорно-Карабахская Республика (НКР), провозглашение которой привело фактически к полному разрыву политических и экономических отношений между Арменией и Азербайджаном, Республики Абхазия и Южная Осетия, из-за которых обострились отношения между Россией и Грузией, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). А самопровозглашение Чеченской Республики Ичкерия, как вы знаете, привело Россию к двум чеченским войнам и очень большим усилиям по восстановлению конституционного порядка в зоне этого конфликта. В качестве других примеров самопровозглашенных государств, где конфликты вроде бы улажены, но продолжают «тлеть», можно привести территорию бывшей Югославии, Кипр, Сахарскую Арабскую Демократическую Республику на северо-западе Африки, непризнанные государства в Нигерии и др. Особо следует отметить, что во многих непризнанных государствах развивающихся стран господствуют авторитарные, клановые правящие режимы, а их экономика является не только отсталой, но и криминальной (контрабанда, наркобизнес). Поэтому они оказывают на политическую карту мира особенно отрицательное воздействие.
Вопрос пятый - о причинах возникновения конфликтов.
По существу это вопрос об их типологии, который с позиций социально-экономической географии, пожалуй, наиболее интересен. В литературе вы можете встретить различные суждения по этому вопросу. Но если подойти к нему с самых генерализованных позиций, то правильнее всего вести речь о трех главных причинах возникновения конфликтов: во-первых, о территориальных спорах, во-вторых, о разного рода внутриполитических разногласиях и, p-третьих, о конфликтах этнорелигиозного характера.
Конфликты, связанные с территориальными спорами, существуют во всех частях света. В Европе примером такого рода может служить Гибралтар - единственное из оставшихся в этом регионе колониальных владений, спор из-за которого уже давно ведут Великобритания и Испания. В Азии таких споров более 30. Это давние территориальные споры Израиля с Палестиной, Турции с Грецией (из-за Кипра и островов в Эгейском море), Ирака с Кувейтом и Ираном, Саудовской Аравии с несколькими соседними странами, Индии и Пакистана из-за Кашмира, Китая с Индией, Вьетнамом, КНДР, Японией, а до недавнего времени и с Россией, России с Японией из-за южных Курильских островов и т. д.
Не меньше территориальных споров и в Африке, где в колониальную эпоху метрополии проводили границы своих колоний без всякого учета этнических границ. Подсчитано, что на современной политической карте Африки 44% всей длины государственных границ проходит по меридианам и параллелям, 30% - по геометрически правильным линиям. В особенности это относится к Западной Африке, где народ фульбе, например, еще в XIX в. оказался разделенным между 12 английскими и французскими колониями. Но территориальные споры, уже не раз приводившие к военным конфликтам, существуют и в Северной Африке (например, между Марокко и Западной Сахарой, Мавританией), и в Восточной Африке (например, между Сомали, Эфиопией и Эритреей), и в Южной Африке (например, между Намибией и ЮАР).
В Латинской Америке территориальных споров насчитывается около 20, и они также неоднократно приводили к военным действиям. Достаточно вспомнить хотя бы конфликт Великобритании с Аргентиной из-за спорных Фолклендских островов, которые Аргентина в 1982 г. попыталась присоединить к себе. Территориальные споры есть также в Австралии и Океании.
Обратимся теперь к внутриполитическим конфликтам, связанным с острым противоборством враждующих политических партий и группировок, которые вносят разлад не только в политическую, но также в экономическую и социальную сферы жизни. На современной политической карте мира к числу стран с подобной политической нестабильностью, чреватой вооруженными конфликтами, можно отнести прежде всего многие африканские страны - такие как Алжир, где местные исламисты ведут борьбу со светским государством, Либерию, Берег Слоновой Кости, Центральноафриканскую Республику, ДР Конго, Сомали, Уганду. На политической карте Азии в эту группу стран входят раздираемый внутренними противоречиями Афганистан, Непал, Лаос, а в Латинской Америке - Колумбия, Гватемала.
И все-таки большинство конфликтов на современной политической карте мира происходит на этно-религиозной почве. В их основе лежит, как правило, воинствующий национализму который находит выражение в усилении тенденций к суверенизации большие и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, t растущей нетерпимости к национальным меньшинствам. Эти же центробежные тенденции можно выразить и с помощью понятия сепаратизм (от лат. separatus - отдельный), означающего стремление к обособлению, отделению, т. е. завоеванию какой-то частью страны полной политической независимости или, по крайней мере, автономии. Представляется, что подобные конфликты правильнее всего было бы называть сепаратистскими на национально-этническо-религиозной основе.
В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее влияние на весь мировой геополитический порядок. И это не удивительно. В первой книге «Географической картины мира» вы можете увидеть карту основных очагов сепаратизма, которых всего 53 и которые в совокупности занимают территорию в 12,7 млн км2 с населением 220 млн человек. Некоторые ученые не без основания связывают возникновение этих очагов с так называемыми «геополитическими разломами» или «буферными зонами», которые характерны для пограничья между мировыми этнокультурными цивилизациями.
Если же говорить об отдельных странах, то вы, очевидно, уже догадались, что очагами воинствующего национализма, сепаратизма и, соответственно, этно-религиозных конфликтов в первую очередь становятся многонациональные государства, которых всего в мире порядка 60, и государства с более или менее значительными национальными меньшинствами, которых примерно столько же. Конфликты в этих странах имеют большей частью сложный, противоречивый и долговременный характер, а в их основе могут лежать и территориальные споры, и исторически накапливавшиеся обиды, связанные с национальным угнетением, длительная взаимная отчужденность и вражда.
Как это ни странно на первый взгляд, но сепаратистские конфликты на национальной и религиозной основе имеют место и во многих экономически высокоразвитых и демократических по режиму государствах Запада. Яркйй пример тому - зарубежная Европа, где уже в течение многих десятилетий, несмотря на все усилия, не удается добиться полной ликвидации конфликтов ни в Северной Ирландии (Ольстер), где по крайней мере до середины 2005 г. сохранялось противостояние католиков и протестантов, ни в Стране Басков, где крайние националисты и сепаратисты ведут борьбу за создание независимого государства басков за счет территории Испании и Франции, ни в Бельгии между фламандцами и валлонами.
Но, конечно, особое место в этом регионе занимают сепаратистские конфликты на национально-религиозной почве, возникшие при распаде бывшей Югославии. К главным из них следует отнести два. Во-первых, это уже упоминавшийся нами конфликт в Боснии и Герцеговине, население которой составляют сербы, хорваты и мусульмане, не пожелавшие жить в одном государстве и после кровопролитной войны провозгласившие Мусульмано-Хорватскую федерацию и Республику Сербскую, которые пока не признаны ни одним государством мира. По мандатту ООН в стране размещены силы стабилизации ООН - 36 тыс. человек, с ядром из военнослужащих НАТО. Во-вторых, это автономный край Косово и Метохия на юге Сербии, где 90% населения составляют албанцы-мусульмане. Когда начался распад СФРЮ, косовские албанцы провозгласили создание независимой Республики Косово, что привело к гражданской войне между ними и сербами, а затем к оккупации самопровозглашенной республики военными миротворческими силами НАТО - KFOR (рис. 33). Можно сказать, что в Боснии и Косово установился «холодный мир». Еще один яркий пример подобного рода конфликта в странах Запада являет собой канадская провинция Квебек с преимущественно франкоязычным населением. Это тоже застарелый конфликт, в котором наиболее радикальные франкоязычные силы выступают за выход Квебека из состава федеративной Канады.
Но главная арена таких конфликтов - развивающиеся страны с их зачастую особенно сложным этническим и религиозным составом. В первую очередь это относится к зарубежной Азии и к Африке.
В зарубежной Азии подобного рода конфликты характерны для всех четырех ее субрегионов. В Юго-Западной Азии это конфликт вокруг Курдистана, разделенного политическими границами между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном, вокруг


Рис. 33. Автономный край Косово и Метохия (по В.Н. Холи ной, А. С. Наумову)
Кипра, вокруг Афганистана. В Южной Азии - это целая серия конфликтов в самой многонациональной стране мира - Индии. О конфликте Индии с Пакистаном из-за Кашмира мы уже говорили в связи с территориальными спорами, но это в равной мере и сепаратистский конфликт на этно-религиозной основе с давним противостоянием индуистов и мусульман. А по соседству с Кашмиром расположен еще один «конфликтный» штат Индии - Пенджаб, населенный сикхами.
Культурно-религиозное, а затем и политическое обособление сикхской общины от индуизма началось еще в первой половине XX в. Когда же в середине столетия возникли самостоятельные Индия и Пакистан, Пенджаб вошел в состав Индии, но тогда же выдвинул идею создания суверенного государства Халистан, которое могло бы стать своего рода буфером между Индией и Пакистаном. И хотя этот план осуществить не удалось, сикхские сепаратисты продолжают на нем настаивать, что вносит разлад в их отношения с государством. Не лишне вспомнить в этой связи, что в 1984 г. два сикхских телохранителя убили премьер-министра Индии Индиру Ганди.
Вооруженные сепаратистские конфликты на этно-религи- озной основе характерны и для многих других районов Индии, а также для Шри-Ланки. Из стран Юго-Восточной Азии в этот же список попадают Индонезия, Камбоджа, Мьянма, Филиппины, из стран Восточной Азии - Китай (Синьцзян-Уйгур- ский автономный район, Тибет).
На политической карте Африки тоже нет ни одного субрегиона, где бы не происходили подобные конфликты.
В Северной Африке опасным очагом таких конфликтов давно уже стал Судан, где его основу составляют противоречия между нилотскими народами юга этой страны, исповедующими христианство, и народами северной части Судана, которые приняли ислам. В Западной Африке, отличающейся особой этнической пестротой, конфликты на этно-религиозной основе характерны для многих стран, но в особенности для Нигерии, отличающейся к тому же очень нестабильной внутриполитической обстановкой. В Восточной Африке в данный перечень попадают Эфиопия, Эритрея, Сомали, Уганда, Кения, Руанда, Бурунди, в Центральной Африке - ДР Конго, Ангола, в Южной Африке - ЮАР. Но особого выделения безусловно заслуживает межэтнический конфликт в Руанде, вспыхнувший в 1994 г. и приведший к такому геноциду, который сравним с геноцидом армян со стороны Турции в 1915 г., с действиями фашистской Германии в оккупированных странах или «красных кхмеров» в Камбодже.
Бывшая бельгийская колония Руанда получила независимость в 1962 г. Однако это не привело к примирению двух населяющих ее и издавна враждующих этнических групп - скотоводов тутси и земледельцев хуту. Хотя тутси составляют всего 15% населения страны, они заняли в ней фактически все руководящие позиции. Эта давняя вражда переросла в гражданскую войну, в завершение которой тутси уничтожили в 1994 г. 500 тыс. хуту и заставили бежать из страны еще 2 млн человек. Весь цивилизованный мир буквально содрогнулся от жестокости, которой сопровождался этот конфликт.
В итоге можно сказать, что именно за Африкой в первую очередь утвердилось наименование «континента конфликтов». Что же касается наиболее радикального пути решения этой сложной проблемы, то не раз уже выдвигалось предложение перекроить доставшуюся в наследство от колониальной эпохи политическую карту Африки, создав на этом континенте по возможности одноэтнические государства. Но практически это осуществить совершенно невозможно. Этнографы подсчитали, что в таком случае число государств на континенте должно было бы возрасти до 200-300!
В заключение можно добавить, что большинство конфликтов на территории стран СНГ, которые мы уже упоминали, также относятся к категории сепаратистских на национально-религиозной основе. Что касается России, то в ней главной зоной подобных конфликтов был и остается Северный Кавказ.
Хотелось бы надеяться, что теперь вы обладаете основными подходами к такой сложной проблеме, как региональные и локальные конфликты на современной политической карте мира. Хотя мы использовали также отдельные, что называется, крупномасштабные примеры таких конфликтов, все же в основном вы встретитесь с их характеристикой в региональной части курса социально-экономической географии.
Контрольные вопросы Объясните, как подразделяются конфликты по их масштабу и характеру. Что вы знаете об основных причинах возникновения конфликтов? Приведите примеры конфликтов на политической карте зарубежной Европы и стран СНГ. Приведите примеры конфликтов на политической карте зарубежной Азии. Объясните, почему Африку часто называют «континентом конфликтов».
Литература к теме 3
Основная Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - 14-е изд. - М., 2006 г. Максаковский В.П. Географическая картина мира: учебник для вузов. - М., 2006. Кн. 1. Общая характеристика мира. Тема 1. Холина В.Н., Наумов А.С. География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира. Пособие для учащихся. - М., 2004.
Дополнительная Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. Элементарный курс. - М., 2003. ГаджиевК.С. Введение в геополитику. 2-е изд. - М., 2003. География: пособие для поступающих в вузы. - М., 2003. - Гл. 28. Гпадкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для вузов. - М., 2006. - Ч. 3. Голубчик М.М. Политическая география мира: учебное пособие для вузов. - Смоленск, 1996. Колосов В.А, Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: учебник ля вузов. М., 2001. Лобжанидзе А А, Горохов С. А, Заяц Д. В. Этногеография и география религий. - М., 2005. - Гл. 5. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты: дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. - М., 2006. - Раздел 1. Нартов Н.И. Геополитика: учебник для вузов. 3-е изд. - М., 2004. Пугачев В.П., Соловьев АИ. Введение в политологию. - М., 2005. Родионова И.А. Политическая карта мира: учебно-справочное, пособие по географии. - М., 2000. Родионова И.А. Экономическая география: полный курс для поступающих в вузы. - М., 2003. - Гл. 8. Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира: пособие для поступающих в вузы. - М., 1998. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник для вузов / Под ред. В.В. Вольского. - М., 2001.- Гл. 4. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. 2-е изд. - М., 2001. - Раздел 1. Холина В.Н., Бунакова Т.М. География: пособие для поступающих в вузы. - М., 2004. - Темы 1, 2, 3.

Распад мировой системы социализма, исчезновение с политической карты мира Советского Союза привели к появлению на мировой арене новых центров силы борьба между которыми за сферы экономического и политического влияния получила новый импульс. Зоной соперничества между этими центрами становится пространство бывшего СССР, где по периметру границ российского государства складывается череда кризисов, а также для стран Восточной Европы и «третьего мира».

Почему возникают конфликты в отношениях между государствами?

До недавнего времени вотечественнойконфликтологии главною причиной межгосударственных конфликтов считался «фактор внешнего вмешательства империализма». Это означало, что любую войну или международный конфликт надлежало рассматривать только как звено в единой цепи агрессивной политики империализма, выражающие свои классовые интересы на мировой арене. Именно политика западных держав, направленная против СССР и его союзников, объявлялась основным источником международной напряженности и нестабильности. Зеркальным отражением «наших взглядов» на природу народных конфликтов является официальная западная наука, которая рассматривала эти явления как следствие вмешательства СССР, как «руку Москвы», и установления ее влияния в освободившихся, и только развивающихся странах. В результате практически весь «третий мир» с его социальными потрясениями и международными конфликтами рассматривался главным образом в контексте соперничества между востоком и западом. Разумеется причин, ведущих к конфликтам между государствами, в том числе и третьем мире значительно больше. Так, до конца 2 мировой войны многие вооруженные конфликты происходит на почве нерешенных территориальных проблем. После 1945 г. к традиционным причинам конфликтов добавились новые, связанные с экономической стагнацией, задолженностью, наркобизнесом, ухудшением состояния окружающей среды, ростом народонаселения и расширение миграции, с тех пор вооруженные конфликты стали постоянным элементом международной жизни.

За период с 1945- 1985 г.г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, 151 из которых приходился на развивающиеся страны. Свыше половины государств, составляющих мировое сообщество, были за этот период вовлечены в конфликт хотя бы один раз. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 до 35 млн. человек.

В широком смысле под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение(чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитете того или иного государства или возникшее на почве политических противоречий внутри государства.


В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора- люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений. Однако после эйфории конца 80- начала 90-х г.г. , связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток- непосредственно к границам России.

Современная общественная практика показывает, что после распада СССР во многих бывших его «горячих» точках- на Кавказе(Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия. Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер. Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Яркий пример такого рода конфликтов- события недавнего прошлого в Югославии. Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане

Наибольшую опасность представляют межэтнические конфликты. Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Обычно они начинались на территории какого- либо территориально- этнического образования. Национальное меньшинство подвергается дискриминации: ущемляются права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обостряются социальные противоречия, создаются национальные вооруженные формирования, осуществляется силовое и моральное давление на государственные органы, и, это прежде всего, суды, прокуратура, милиция. Различные органы управления. В органы государственной власти и управления пытаются проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникают перестрелки, причем каждая из сторон обвиняет друг друга в нападении. Резко обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств. В вооруженный конфликт активно втягивают гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев.

Каждому гражданину, прежде всего следует знать, что война как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий.

Нормы Международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899, 1907 г.г.), Женевской конвенции о защите жертв войны(1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта(1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН(1968)

Следует подчеркнуть, что стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами. Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России- чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые зачистки. Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий.

Таким образом, можно говорить о том, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности- достаточно распространенное явление в современном мире. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий

Проблема региональных конфликтов и современных вызовов и угроз глобальной безопасности всему миру уже сегодня представляет собой клубок трудноразрешимых вопросов, имеющих жизненно важное значение для всех регионов планеты.
В силу современной геополитической специфики глобальная конкуренция становится неявной, реализуясь в отдельных, ограниченных по масштабам, то есть региональных, формально не связанных друг с другом конфликтах, которые приобретают долгосрочный, тлеющий характер. Их активизация и привлечение к ним внимания мирового общественного мнения создают новые поля на «великой шахматной доске».
В прошлом конкуренция двух систем носила прежде всего не экономический, а идеологический характер. Борьба в первую очередь шла за «души людей», за привлечение на свою сторону большего числа сторонников. Сегодня «силовым полем», направляющим глобальную конкуренцию, является осознание недостаточности природных ресурсов для продолжения развития прежними темпами на базе прежних технологий. Цивилизационная конкуренция, таким образом, превращается в борьбу за ресурсы.
Ресурсный голод (для большинства стран мира еще потенциальный) подстегивает экспансию и направляет ее в регионы с «бесхозными» богатствами, то есть с такими, освоить которые не под силу обладающим ими государствам. В первую очередь это Африка и постсоветское пространство, включая Россию.
Новым вызовом глобальной стабильности и безопасности после окончания «холодной войны» и распада Советского Союза стало развитие конфликтных и кризисных ситуаций на региональном и внутригосударственном уровнях. В настоящее время трудно найти какой-либо регион без потенциально возможного, тлеющего или активно действующего вооруженного конфликта.
В условиях развивающихся процессов глобализации и растущей взаимозависимости стран мира, стабильность Кавказа и те проблемы, с которыми здесь сталкиваются, однозначно оказывают влияние на безопасность в общемировом масштабе. В этой связи изучение конфликтных ситуаций на Кавказе, их предупреждение и своевременное предотвращение является задачей приоритетного значения для всех заинтересованных государств.
Страны Кавказа на протяжении 15 лет после распада Советского Союза переживают сложный период своего самостоятельного развития, который, зачастую сопровождается различными социальными, экономическими и политическими потрясениями, развитием межэтнических, территориальных конфликтов, проявлением терроризма, религиозного экстремизма и т.п.
Несмотря на усилия международного сообщества, самих государств региона на Кавказе продолжается дальнейшее развитие старых и появление новых конфликтов. До сих пор не создана действенная структура региональной безопасности, которая бы позволила странам региона вырабатывать конкретные подходы по предотвращению конфликтных ситуаций, противодействию современным вызовам и угрозам безопасности в региональном масштабе.
Общей причиной роста напряженности в этом районе, безусловно, являются причины экономического порядка. Практически все государства региона столкнулись с проблемой деиндустриализации. Сегодня для всех нас характерны не столько гудки заводов и фабрик, сколько шум мини и мега рынков, а также заметный рост сектора услуг. При сохранении определенного уровня занятости в сельскохозяйственной сфере, избыток рабочих рук привел к вытеснению существенной части сельского населения в города, где оно не может найти стабильного заработка. Попадая, как правило, в сферу торговли и услуг, жители села привнесли в город и систему деревенских отношений, которые вошли в противоречие с моделью функционирования города.
В крайне сложном положении находится социальная сфера. Проблема выплаты пенсий, пособий и невозможность поддержания системы здравоохранения и образования на достаточном уровне привели к появлению тенденций ретрадиционализации.
Все вышеизложенное является актуальным и реально таит в себе источники угроз для жизни региона, в частности - причины для возникновения новых и разгорания старых региональных конфликтов.

1 Понятие и типы конфликтов

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту. Они могут быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, межконфессиональными, языковыми и др.
Конфликты могут различаться по степени зрелости, характеру и остроте своего разрешения. В зависимости от конкретной исторической ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, к разрешению в результате субъективного фактора, либо к обострению конфликтной ситуации, к эскалации. Последняя состоит в вовлечении в противоборство все больших масс людей, в расширении зоны конфликта, в переходе от «цивилизованных» его форм к более проблемным, порой жестким, доходящим до вооруженной борьбы и возникновения экстремальной ситуации для самого существования противоборствующих сторон.
В самом общем виде конфликты принято классифицировать по следующим основаниям 1:
    с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;
    по степени и характеру их нормативной регуляции;
    по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности сторон, интенсивность кризисов и противоречий;
    по темпоральным (временным) характеристикам: долговременные и кратковременные. Некоторые конфликты в политической жизни можно завершить в течение предельно короткого времени, тогда как другие могут быть соотнесены с жизнью целых поколений;
    в соотношении со стремлением и организацией режима правления. В данном случае как правительственные выделяются конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи одного ряда субъектов с носителями власти).
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX века. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, а впоследствии и К.Боулдинг, Л.Козер, А.Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики лежащей в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.
Однако в политической науке существует и противоположное мнение. Э.Дюркгейм, М.Вебвр, Д.Дьюи и ряд других авторов исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум в политическую систему. С их точки зрения единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешить существующие конфликты и обеспечить стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика в свою очередь наделялась целями поддерживания «социальной стабильности» (Э.Дюркгейм), или оказания «педагогического воздействия» на общество (Д.Дьюи) для воспрепятствования конфликтам.
В целом политический конфликт представляет собой не что иное, как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов) оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт, сигнализируя обществу и власти о существующих противоречиях, разногласиях, несовпадении позиций, стимулирует действия способные поставить ситуацию под контроль. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия или элементарного игнорирования этих коллизий.
Конфликтологи считают, что если энергия людей распылены на решение множества властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможности поддерживать стабильность своего развития. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В странах же с гибкой и развитой системой представительства, выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы.
Под межнациональном конфликтом можно одновременно понимать взаимодополняющие реалии сосуществующие на двух различных уровнях. С одной стороны на уровне общественного сознания он означает определенный тип отношения к другому народу, который отличается конфронтационной установкой. На место пассивного неприятия приходят отношения активного противостояния. С другой стороны о межнациональном конфликте, как реальном феномене политического процесса, можно говорить, когда возникают и формируются относительно влиятельное национальное движение, ставящее своей целью изменение ранее существующего положения. Отличительной чертой межнационального конфликта, является то, что хотя бы одна из его сторон опирается на общественные структуры, т.е. в первую очередь на самоорганизующихся профессионалов.
Межгосударственный характер будет иметь политический конфликт на почве несовпадения национальных отношений, если в нем противоборствующими сторонами открыто выступят независимые государства. В чрезвычайных обстановках - погромы, убийства, изгнание соотечественников из соседней республики, они могут использовать в своих целях контроль над транспортными путями и средствами связи, вооруженные формирования. Межгосударственные конфликты могут быть классифицированы как вооруженные и невооруженные. Вооруженные конфликты представляют собой попытку достичь реализации своих интересов при помощи военной силы. Их опасность в возможности вовлечения новых сил, выхода из под контроля. Невооруженные межгосударственные конфликты проявляются как дипломатическое противоборство, как таможенные, финансовые и другие действия выражающие экономические и политические интересы тех или иных государств.
Этнический конфликт. Этнический конфликт - частная форма конфликта. В зависимости от особенностей противоречащих сторон выделяют 2 класса этнических конфликтов.
1) «горизонтальные» конфликты между этническими группами (например, осетино-ингушский конфликт или ферганский конфликт между узбеками и турками- месхетинцами);
2) «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (например, чеченский или карабахский конфликты). В своем определении А. Ямсков концентрирует внимание на конкретных действиях участников конфликта: «Этнический конфликт - это динамично меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона, («исход», «массовое переселение»), существенно изменяющей местный этнодемографический баланс в пользу «других», остающихся этнических групп;
б) создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения существующего положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов власти и/или политическую мобилизацию другой (других) местной этнической группы в защиту статус-кво, вполне удовлетворяющего последних;
в) спонтанных... акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов» 2 .
Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающаяся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.
Под этнотерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выдвигается «от имени» этнической группы.
Еще в 1991 году было зафиксировано 76 этнотерриториальных споров внутри СССР, через год (на постсоветском пространстве) их численность возросла до 180. К настоящему моменту сохраняют актуальность около 140 этнотерриториальных притязаний.
В ряде случаев эти притязания подкрепляются «силой оружия»: с конца 80-х годов на территории СССР зафиксировано пять «этнических» войн - длительных вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия (Карабахский, Абхазский, Юго-осетинский, Приднестровский и Чеченский конфликты) и около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождавшимися жертвами среди мирного населения (наиболее значительные из них - Ферганский, Ошский, осетино-ингушский конфликты, а также Бакинский и Сумгаитский погромы). Примерная численность убитых в этих конфликтах составляет около 100.000 человек, однако вооруженное противостояние коснулось значительно большего числа людей - в зонах кровавых столкновений проживает не менее 10 миллионов человек.
Следует отметить, что современное международное право запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования.
Одним из видов политического конфликта является региональный конфликт. Рассмотрим его более подробно.

2 Региональный конфликт: понятие и особенности

В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. 3 ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».
Что такое региональный вооруженный конфликт - война? Региональная война - это ограниченный конфликт, причина которого - неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев) 4 .
Всего в период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных региональных конфликтов, в то время как за предшествующие почти шесть десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.
Региональный конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации) 5 .

3 Прогнозирование и урегулирование региональных конфликтов

В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира в последнее время появилась необходимость в их прогнозировании и выработки моделей урегулирования.
Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени; выявить варианты развития конфликта; определить возможные варианты поведения участников конфликта; определить возможные пути разрешения конфликта,
В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос – «что будет, если будут иметь место определенные основания» 6 . В том случае, когда региональный конфликт развился и приобрел собственную политическую, а порой и военно-политическую динамику, прогнозируется уже ход его развития и возможные перспективы его реализации и разрешения.
Власти могут выбрать одну из трех моделей поведения: игнорирование конфликта, давая ему возможность тлеть и самовозобновляться; избегать четкой публичной оценки его природы; активно участвовать в урегулировании конфликта.
Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных процедур:
    Взаимный и оперативный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах участвующих в конфликте сторон.
    Сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации.
    Объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт.
    Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.
    Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт.
    Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.
Конфликт может оказаться и неразрешенным, тогда создается положение, которое ведет не к его окончанию, а как бы «круговому движению». Такая ситуация требует поиска новой стратегии и тактики контролирования конфликта. Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и пр.).
Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая:
    механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками;
    многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;
    универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН - использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное - урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры 7 .
В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.
Современный крупный социолог и исследователь М. Кастельс в своей книге «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» пишет, что в развитых демократических странах быстро пришли к трем выводам относительно условий необходимых для того, чтобы сделать войну более или менее приемлемой для общества 8 .
1. Она не должна затрагивать простых граждан, т.е. должна вестись профессиональной армией, к принудительному набору нужно прибегать только в случае действительно чрезвычайных обстоятельств, а они предполагаются маловероятными.
2. Она должна быть короткой, даже мгновенной, чтобы результаты не заставляли себя ждать, истощая человеческие и экономические ресурсы и поднимая вопрос об оправданности военной акции.
3. Она должна быть чистой, хирургической, с разумной величиной разрушений (даже у противника) и скрытой от взгляда общества настолько, насколько это возможно, что приводит к тесной связи обработки информации, создания образов и ведения войны.
Впрочем, мгновенные - хирургические, закрытые, технологические - войны являются привилегией технологически господствующих наций. Повсюду в мире тянутся год за годом полузабытые жестокие войны, ведущиеся часто примитивными средствами, хотя глобальное распространение высокотехнологичного оружия захватывает и этот рынок.

4 Основные группы предпосылок региональных конфликтов в СНГ

Региональные конфликты на территории СНГ могут иметь различные предпосылки в зависимости от того, какой характер приобретает сам региональный конфликт. Рассмотрим это более подробно.
Социально-экономический конфликт. Развивается под лозунгом выравнивания неравенства уровня жизни, централизованном распределении средств либо в сравнительном социально профессиональном положении народов;
Культурно-языковые конфликты. Связаны с задачами защиты или возрастания функций родного языка, национальной культуры и обеспечения прав на реальную культурную автономию.
Территориально-статусные конфликты. Их участники требуют изменения границ, повышения статуса, увеличения объема прав или создания новых национально- государственных (административных) образований;
Сепаратистские конфликты. Вызваны требованиями полной независимости 9 .
К четвертому типу приблизилось в 1990 г. национальное движение Чечни, Грузии и Армении. Ко второму - ситуация греко-грузинская, талышско-азербайджанская, лезгино-азербайджанская. Из-за религиозной и культурной близости и малой численности обострения ситуации и эскалации конфликта можно избежать.
Конфликтные ситуации первого типа не столь заметны из-за обилия и остроты более серьезных противостояний, но в случае вовлечения в них достаточно многочисленных народов конфликтные ситуации, как правило, возникшие с признаками первого и второго типов имеют тенденцию к углублению и приобретают черты третьего и даже четвертого типов. Примером может служить карабахский кризис: первоначально он локализовался в НКАО и отличался переплетением первых двух типов конфликтов. Позднее конфликт вовлек в свою орбиту население Армении, а затем и Азербайджана, приобретает черты третьего типа. После прямого вовлечения в события союзного правительства конфликт вплотную подошел к ситуации четвертого типа.
Вероятно, уже сам факт проживания представителей нескольких народов в одном государстве, в силу характерной для всех стран и эпох неравномерности развития разных регионов и различных социальных слоев - обуславливает появление межнациональных конфликтов первого и второго типов. Однако, часто наблюдавшаяся в СССР тенденцию к перерастанию подобных конфликтов в третий тип, как и само существование территориально-статусных конфликтов, обусловлены, прежде всего, совокупностью устаревших принципов национально-государственного устройства страны. Этот уровень межнациональных конфликтов, промежуточный между требованиями полноценной культурной автономии, социального равноправия и, с другой стороны, собственной изолированной государственности, мог бы видимо отсутствовать или проявляться слабее при ином государственном устройстве.

5 Грузино-Абхазский конфликт: причины, история и последствия

На южных границах России христианство соседствует с исламом, а славяне - с грузинами, армянами, тюркскими и иранскими народами. В результате получается невероятная мешанина народов и религий. Абхазы - тюркоязычный и, главным образом, мусульманский народ - подпали под власть Грузии тысячелетие назад. Сама Грузия была поглощена Российской империей в XIX веке.
Абхазия, как и Чечня, в XIX веке воевала с Россией, а после революции в России тоже установила у себя Советскую власть. Однако из-за слабости России в то время грузинские меньшевики свергли Советскую власть в Абхазии и присоединили ее к Грузии. С советизацией Грузии (февраль 1921 г.) образовалась (3 марта 1921 г.) независимая Абхазская Советская Республика и заключила с Грузией договор, войдя в ее состав. В апреле 1925 г. Абхазский съезд советов утвердил Конституцию республики. Как только появилась политическая возможность присоединения к России (после передачи Крыма Украине) абхазы начали политическую борьбу за присоединение их к Краснодарскому краю. Но руководитель Грузии Мжаванадзе уверенно пообещал всех недовольных присоединить к Красноярскому краю.
и т.д.................

Региональные конфликты – такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, они охватывают значительные географические и социальные пространства.

Особенности региональных конфликтов:

1. Они непосредственно связаны с глобальными. С одной сторон, они выступают, как одна их форм назревающих глобальных конфликтов. С другой стороны, они могут ускорить процесс созревания глобальных конфликтов;

2. Поскольку в основе региональных конфликтов лежат экономические, политические, религиозные и идеологические противоречия, постольку они проявляются в форме национально-этнических и религиозных столкновений. Они носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на всю систему международных отношений;

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов (административно-территориальные образования, этнические группы, государства или коалиции). Основную роль среди субъектов играют политические, экономические и национальные элиты;

4. Региональные конфликты отличаются зонами распространения. Они охватывают большие географические пространства (регионы) и значительные массы людей;

5. Региональные конфликты отличаются динамикой. Так, формирование образа конфликтной ситуации направляется элитами и происходит с активным использованием СМИ, а иногда – средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций, идеологического противоборства.

Основными причинами региональных конфликтов являются 1) несовпадение административно-политических границ с этническими; 2) территориальные притязания; 3) религиозная. Наибольшую опасность для международного мира представляют вооружённые конфликты (наиболее проблемный регион – Африка), а также одними из самых известных конфликтов является «тройной» кризис на Ближнем Востоке, Балканская проблема и проблема Западной Сахары.

Турецко-курдский конфликт - вооружённый конфликт между правительством Турции и бойцами Рабочей партии Курдистана, ведущими борьбу за создание курдской автономии в составе Турции, продолжающийся с 1984 года до настоящего времени.

На начало XXI века курды остаются крупнейшим из народов без собственной государственности. Севрский мирный договор между Турцией и Антантой (1920) предусматривал создание независимого Курдистана. Однако этот договор так и не вступил в силу и был аннулирован после подписания Лозаннского договора (1923). В 1920-1930-е годы курды несколько раз безуспешно восставали против турецких властей.



Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) -этнополитический конфликтв Грузиимежду центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия(с конца 1980-х гг.по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССРи стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства (развитием сепаратизмав Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавшийраспад СССР.

Арабо-израильский конфликт -противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населенияподконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреевза собственное государство.

Современные региональные конфликты приобретают и определенную политико-географическую направленность. Они возникают в регионах, которые относятся к развивающимся или находящимся в процессе перехода от авторитарных режимов правления к демократическим.

Еще одной характеристикой региональных конфликтов является локализованность. Большинство конфликтов являются географически замкнутыми, т. е не выходящими за пределы установленных конфликтом границ. В качестве примера можно привести конфликт в Демократической республике Конго – длившее на протяжении десятилетий насилие происходило в основном на востоке страны.



И, наконец, последней характеристикой региональных конфликтов является влияние процессов глобализации на их возникновение. Нередко причиной региональных конфликтов становится борьба за контроль нефтяных или водных источников (Ближний Восток) или месторождений полезных ископаемых (алмазные месторождения в Африке), обеспечение безопасности газо- и нефтепроводов.и т.д.

Региональные конфликты часто являются затяжными по своему характеру, возникают в регионах с преобладанием развивающихся стран, являются локализованным в пределах определенной территории. Высокая степень насилия и борьба за обладание ресурсами также являются характерными особенностями современных региональных конфликтов.

Не существует единого мнения по критериям (основаниям) классификации конфликтов. Наиболее часто используется типология, в основу которых положены критерии субъектности (межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные, расовые), количества участников (двусторонние, многосторонние), объекта (предмета) спора, сферы конфликта (экономической, политической, национальной, религиозной), его географии (локальные, региональные, глобальные конфликты), степени опасности для всеобщего мира, а также критерии причинности. Однопричинных (моноказуальных) конфликтов значительно меньше тех, в которых переплетается множество причин.

Когда речь идет о региональном конфликте, имеется в виду конфликт между двумя или более государствами, затрагивающий обстановку в конкретном регионе и зачастую проходящий с прямым или косвенным участием великих держав, или с вовлечением воен- но-политических объединений международного характера.

Причиной современных региональных конфликтов нередко становится несовпадение административно-политических границ с этническими. Фактор территориальных притязаний сегодня еще достаточно силён, хотя современное международное право предлагает человечеству норму цивилизованных отношений: принцип нерушимости границ и отказ от территориальных претензий.

ЛЕКЦИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ» (Тема 9).

Особое место в конфликтологии занимает проблема глобальных, региональных и социальных конфликтов. Они непосредственно связаны с глобальными проблемами современности, поэтому их изучение выходит за рамки социологии конфликта и требует использования философских и политических подходов. Тем не менее, эти разновидности конфликтов имеют специфические особенности собственно конфликтологического характера.

1. Понятие глобальных конфликтов и управление ими.

Глобальный конфликт по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.

· Глобальные конфликты – это конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации.

Рассмотрим связь глобальных конфликтов и глобальных проблем современности. Их соотношение представлено в таблице 1.

Табл. 1

Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов

в современном мире

п.п

Глобальные проблемы современности

Реальные и возможные глобальные конфликты

Социальные последствия

Проблема войны и мира

1. Мировая термоядерная война

2. Военно-политическое противостояние между Западом и Востоком («холодная война 1950-1980 гг.)

1. Гибель цивилизации;

2. Гонка вооружений;

3.Накопление запасов ядерного оружия

Проблема Севера и Юга (дисбаланс в развитии государств)

Конфликты между развивающимися и развитыми странами

1. Обострение духовных проблем;

2. Нарушение прав человека;

3. Геноцид (уничтожение) народов;

4. Несправедливое распределение природных богатств

Экологическая проблема

1. Экологический кризис

2. Энергетический кризис

1. Экологическая катастрофа;

2. Гибель цивилизации

Демографическая проблема

Демографические кризисы

1. Обострение социально-экономической ситуации в результате перенаселения;

2. Депопуляция населения

Выделим особенности глобальных конфликтов:

1. Глобальные конфликты отличаются прежде всего масштабом охвата, когда в сферу конфликтного взаимодействия включены большие группы людей или даже все человечество. В рамках таких конфликтов противоборствующие субъекты неотделимы от человечества как единого, целостного социального организма;

2. Опасность возникновения глобальных конфликтов на современном этапе возрастает. Это объясняется расширением границ вмешательства человека в природу, что сопровождается изменением принципов социального взаимодействия людей, их потребностей и духовной культуры;

3. Глобальные конфликты дисфункциональны, так как они несут угрозу всему человечеству. Таким образом, конструктивная функция глобальных конфликтов не выражена. Следовательно, главная задача мирового сообщества состоит в недопущении возникновения и развития таких конфликтов;

4. Глобальные конфликты обладают симптомами, которые не менее опасны для человечества, чем сами конфликты. Указанные симптомы выступают в форме обострения противоречий в системах «человек-природа» и «человек-техника». Симптомы проявляются в глобальных авариях и катастрофах (авария на ЧАЭС, авария на химзаводе в Словакии; отключение электричества в США).

· Управление глобальными конфликтами сводится к их прогнозированию и своевременному предотвращению. Однако низкая эффективность управления объясняется отсутствием единого субъекта управления, адекватного объекту.

Прогнозирование глобальных конфликтов строится на основе анализа жизненно важных противоречий (противоречия между развитыми и развивающими странами, между ядерными и неядерными державами, демографические противоречия);

Предотвращение глобальных конфликтов связано с разрешением противоречий глобального характера.

Переходим к изучению региональных конфликтов.

2. Региональные конфликты, их особенности и классификация.

· Региональные конфликты – такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, они охватывают значительные географические и социальные пространства.

Особенности региональных конфликтов:

1. Они непосредственно связаны с глобальными. С одной сторон, они выступают, как одна их форм назревающих глобальных конфликтов. С другой стороны, они могут ускорить процесс созревания глобальных конфликтов;

2. Поскольку в основе региональных конфликтов лежат экономические, политические, религиозные и идеологические противоречия, постольку они проявляются в форме национально-этнических и религиозных столкновений. Они носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на всю систему международных отношений;

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов (административно-территориальные образования, этнические группы, государства или коалиции). Основную роль среди субъектов играют политические, экономические и национальные элиты;

4. Региональные конфликты отличаются зонами распространения. Они охватывают большие географические пространства (регионы) и значительные массы людей;

5. Региональные конфликты отличаются динамикой. Так, формирование образа конфликтной ситуации направляется элитами и происходит с активным использованием СМИ, а иногда – средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций, идеологического противоборства.

Региональные конфликты классифицируются по четырем направлениям, а именно:

1. По масштабу:

1.1. Конфликты между государствами и коалициями;

1.2. Конфликты между субъектами социального взаимодействия внутри государства;

2. По особенностям географического положения:

2.1. Конфликты в Азии;

2.2. Конфликты в Африке;

2.3. Конфликты в Латинской Америке.

3. По сфере проявления:

3.1. Экономические конфликты;

3.2. Политические конфликты;

3.3. Духовно-идеологические конфликты;

3.4. Военные конфликты.

4. По национально-этническим особенностям:

4.1. Этнические конфликты;

4.2. Религиозные конфликты;

4.3. Этнополитические конфликты.

Остановимся на одной из самых распространенных разновидностей – политических конфликтах.

· Политический конфликт – столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Политические конфликты делятся на внешнеполитические и внутриполитические, но могут проявляться на межличностном уровне, на уровне малых групп, на уровне больших групп, на региональном и глобальном уровне. Политические конфликты могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции.

Переходим к изучению социальных конфликтов.

3. Социальные конфликты.

· Социальные конфликты – это особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением их прав и гарантий в социальной сфере.

У социальных конфликтов имеется объективная основа, заключающаяся в противоречиях социальной сферы, к которым относятся:

1. Противоречия в условиях труда, быта и отдыха;

2. Противоречия в степени доступности культурных благ и услуг (образование, информация, искусство);

3. Противоречия в гарантиях жизнеобеспечения и безопасности (охрана здоровья, трудоустройство, социальное обеспечение);

4. Противоречия в возможностях социальной мобильности и жизненного самоопределения (выбор профессии, места жительства).

Основной формой проявления социальных конфликтов является недовольство граждан, их протест против существующей ситуации, которая сложилась не по их воле. В определенных условиях социальный конфликт может привести к бунту .

· Протест – решительное возражение против чего-либо, заявление о несогласии с чем-либо, о нежелании чего-нибудь.

· Бунт – острая и открытая форма социального конфликта, представляющая собой стихийное, неорганизованное выступление народных масс в защиту своих интересов и против несправедливости, чинимой социальной группой или индивидом, владеющими собственностью или властью.

Сформулируем вывод по изученной теме:

· Глобальные, региональные и социальные конфликты затрагивают интересы больших масс людей, поэтому их изучение требует междисциплинарного подхода. Вместе с тем, все эти конфликты имеют общие признаки, общие характеристики и общие принципы. Управление такими конфликтами сводится к прогнозированию и предупреждению конфликтного взаимодействия.


Задание 9.

Используя материалы средств массовой информации, проанализируйте 1-2 глобальных и 2-3 региональных конфликта: определите тип, причину и возможные последствия. Данные сведите в таблицу.

п.п.

Описание конфликта

Тип

Причина

Возможные последствия



Читайте также: