Новый китайский вертолет. Музей ВВС Китая ч.6: Вертолеты

На Airshow China 2016 Китай не только похвастался новинками своего оборонно-промышленного комплекса, но и заключил несколько соглашений о поставках зарубежной техники. В частности, китайская корпорация Jiangsu Baoli Aviation Equipment подписала контракт с холдингом «Вертолёты России» о покупке нового лёгкого вертолёта «Ансат» и транспортных машин Ми-171 и Ка-32.

Решение Китая приобрести российские машины можно было бы трактовать как успех нашего холдинга на международном рынке, если бы не малый объём поставки — всего лишь три вертолёта. Результаты прошлого года также не впечатляют: в 2015 году Jiangsu Baoli заключила соглашение на поставку четырёх Ка-32. Заместитель гендиректора холдинга «Вертолёты России» Игорь Чечиков заявил, что КНР проявляет интерес практически ко всей линейке гражданских вертолётов. Но почему в таком случае Поднебесная приобретает так мало российских машин?

  • Вертоле Ка-32 на демонстрационных учениях
  • РИА Новости

Заимствуя и улучшая

Вертолётостроение Китая ориентировано на воспроизводство и поэтапное совершенствование иностранных машин. С 1970-х годов Китай занимался созданием клонов советских и западных (в большей степени французских) моделей. Многоцелевые вертолёты Z-5 и Z-6 — это фактически советские Ми-4 и Ми-17. Лёгкий вертолёт Z-11 — это французский AS.350 Écureuil, противотанковый вертолёт Z-9 — Aérospatiale Dauphin, а тяжёлый вертолёт Z-8 — SA.321 Super-Frelon.

В конце 1990-х китайский авиапром стал менять вектор развития, стараясь не копировать, а перерабатывать иностранные технологии и на этой основе производить некие подобия оригинальных машин. Последним успешным примером является ударный вертолёт Z-10, который был продемонстрирован публике на Airshow China 2012.

Около 20 лет назад эскиз машины был создан на ОКБ имени Камова. Затем англо-итальянская корпорация AgustaWestland разработала трансмиссию, североамериканская Pratt & Whitney поставила двигатели, а французское подразделение Eurocopter помогло с остальной техникой. Впрочем, вклад Китая в проект Z-10 не ограничился лишь сборкой. Сейчас вертолёт летает уже на китайских двигателях, хотя на экспортной версии установлены импортные агрегаты.

На сегодняшний день компания Aviation Industry Corporation of China тесно сотрудничает с франко-германской корпорацией Airbus Helicopters (бывший Eurocopter). С 2008 года они работают над проектом среднего многоцелевого вертолёта Z-15 (в Европе — H175). Также Китай проводит испытания Z-20 (китаизированной версии американского многоцелевого вертолёта UH-60 Black Hawk) и различных вариаций Z-8.

  • Китайский тяжёлый вертолёт Z-8
  • Reuters

С Россией КНР связывает проект тяжёлого вертолёта, получившего название Advanced Heavy Lift (AHL). Переговоры между двумя государствами идут на протяжении восьми лет, но, как сообщил 1 ноября гендиректор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев, соглашение должно быть подписано через два-три месяца. Прототип будет разработан к 2018 году. О дате старта производства пока ничего не известно.

Примечательно, что машина будет предназначена исключительно для нужд Китая. «Для российского рынка она не нужна, так как у нас универсальные вертолёты семейства Ми-17 перекрывают все необходимые потребности, а для сверхтяжёлых грузов применяется модернизированный Ми-26. Промежуточный вариант нам неинтересен. Поэтому мы работаем здесь для китайцев по их техзаданию», — заявил в апреле 2016 года директор по международному сотрудничеству и региональной политике «Ростеха» Виктор Кладов.

Экспорт технологий

Главный редактор журнала Moscow Defense Brief, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин рассказал RT об особенностях российско-китайского сотрудничества в сфере авиационных технологий. В первую очередь он объяснил «поштучный метод» закупки российских машин на Airshow China 2016. По его словам, спрос на гражданском рынке КНР невелик, и пока у страны нет потребности в массовых закупках.

«Важно различать военный и гражданский вертолётные рынки Китая. Например, для вооружённых сил Китая были закуплены у нас сотни многоцелевых Ми-17. Но российские среднетяжёлые машины на гражданском рынке продаются слабо. Причина в том, что они достаточно дорогие и предназначены для специфических целей. В небольших количествах их закупают не только в Китае, но и в нашей стране», — отметил Кашин.

  • Вертолёты Ми-17
  • РИА Новости

Эксперт не отрицает, что Пекин, сотрудничая с Москвой в сфере военной и гражданской авиации, настаивает на передаче технологий производства и подчас добивается своего. В этом контексте стратегическая цель Китая в совместном проекте AHL — наладить массовое производство собственной машины.

«По сути, мы окажем китайцам помощь в создании оригинального типа тяжёлого вертолёта, который будет адаптирован к китайским требованиям. Мы полностью разрабатываем вертолёт, производим отдельные компоненты, а китайцы берут на себя вопросы сборки, реализации проекта и соответствующие коммерческие риски», — сказал Кашин.

«Какой в этом смысл для России? Во-первых, мы получаем деньги и возможность участвовать в производственной кооперации. Это обеспечит загрузку наших заводов. В нынешних экономических условиях экспортные контракты выручают российские предприятия. Также я предполагаю, что в контракте будут предусмотрены ограничения на экспорт в третьи страны. То есть мы ограждаем себя от конкуренции со стороны КНР», — пояснил эксперт.

Кашин призвал не искать в подобном проекте подводных камней. Передача технологий государству со столь крупным рынком — нормальная практика: «Китай просто не будет осуществлять массовые закупки без передачи технологий. В большинстве случаев разумнее пойти навстречу Китаю, и никакой катастрофы не произойдёт. Во-первых, Россия не передаёт КНР технологии завтрашнего дня. Во-вторых, полученные деньги будут вложены в новые разработки, а это дополнительный стимул для развития конструкторской мысли и производства».

  • Reuters

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что Китай полностью повторяет путь Советского Союза, прилагавшего огромные усилия для создания самобытной конструкторской школы в сфере военной техники. По его мнению, Поднебесной удалось сделать колоссальный рывок в научно-техническом развитии, и вскоре она способна будет самостоятельно производить конкурентную продукцию.

«Китай копирует советский опыт. В 20-е, 30-е и частично 40-е годы СССР производил вооружения в основном на базе заимствованных технологий. Советские инженеры тоже производили клоны и добывали доступ к зарубежным технологиям любыми возможными способами. Качественный перелом произошёл позже. И только в 70-е годы вся советская техника представляла собой уникальные образцы», — заявил RT Храмчихин.

Эксперт уверен, что Пекин ведёт вполне успешную охоту за технологиями: «Всё, что есть у китайцев, — это копии без единого исключения. Их никогда не волновали вопросы интеллектуальной собственности».

Алексей Заквасин

В полку легких боевых вертолетов пополнение, и вновь прибывший боец снова родом из Китая. Z-19E, который уже прозвали «Черным торнадо», выглядит действительно неплохо: небольших размеров вертолет больше походит на стелс-беспилотник, чем на ударную боевую машину. Но найдется ли футуристической машине место за пределами КНР?
При каждой демонстрации китайской авиационной техники возникает стойкое ощущение дежавю. Словно уже было, причем недавно, но особенно нигде не прижилось. Китайские авиастроители по части насыщения новостных лент громкими заголовками – безусловные молодцы. Очевидные достижения китайских ученых, инженеров и инвесторов – это прикладное, сиюминутное производство с незначительными изменениями. Такой путь сулит китайским промышленникам крупный куш уже сегодня, однако насколько хорош продукт, который предлагают покупателю внутри страны и за ее пределами?Потребность в современной боевой винтокрылой машине в целом определяется всего тремя основными параметрами. Их еще называют правилом ЗВС – Защита, Вооружение, Стоимость. Защищенность современной боевой машины, к великому счастью, или наоборот, к сожалению, в послаблениях не нуждается. Конфликты, даже локальные, изобилуют множеством средств поражения даже в том случае, если ведутся они там, где воюют в основном камнями и скрепленными изолентой автоматами.Даже мало-мальски активный конфликт сопровождается большим количество пулеметов крупного калибра и старой, но вполне действующей зенитной артиллерией. Еще со времен операции советских войск в ДРА стало понятно, что бронезащита корпуса и остекления – первый и зачастую важнейший эшелон в борьбе за жизнь машины и экипажа.Со временем уроки афганской войны и боевого применения вертолетов большинством производителей старательно забывались. Не должно, мол, случиться такой же войны с такими же условиями и огневым противодействием. Не могут, дескать, боевые вертолеты привозить по 80– 100 пробоин от пуль крупного калибра и осколков.Свято веруя в правильность собственных доводов, зарубежные консорциумы стали разрабатывать и собирать то, что очень скоро специалисты назвали стелс-вертолетами. Уникальные во многих отношениях боевые машины с узким фюзеляжем, корпусом из композитов и легких сплавов стали главной темой выставок вооружений. Одной из первых машин в таком классе стал Eurocopter Tiger – совместная разработка инженеров из Франции и Германии. Сами разработчики на выставках частенько говорили, что кевларовый корпус и бронеперегородки позволяют утверждать, что франко-германский вертолет может пережить даже попадания 23-мм снарядов советской ЗСУ «Шилка».
У опытных летчиков, отлетавших в Афганистане не одну сотню часов под лавиной пуль ДШК и «зушек», от таких заявлений, как правило, глаза лезли на лоб. На вопрос о том, а где, собственно, документальные подтверждения таких заявлений, разработчики Tiger вежливо отмалчивались, ссылаясь на секретность и уникальность разработок и невозможность дальнейшего общения по этой теме. Если спросить любого летчика, особенно выполнявшего боевые задачи в Афганистане, на что способны четыре ствола ЗСУ «Шилка», то после развернутого объяснения вопрос надежности и целесообразности применения сверхлегкого ударного вертолета отпадает сам собой.«Во время боевых действий (в ДРА) иной раз привозили по десятку пробоин от крупнокалиберных пулеметов на борт. Машина могла надолго выйти из строя, ее долго ремонтировали, но свою задачу всегда выполняла – экипаж возвращался на аэродром. Но Ми-24 и весит десять с лишним тонн! Что будет с вертолетом из полимеров при попадании какого-нибудь ОФЗТ, я лично даже предположить боюсь. Материалы сейчас, конечно, шагнули далеко вперед, но так и старые боеприпасы тоже никуда не делись. И кто выйдет победителем в таком соревновании, это еще большой вопрос», – пояснил в интервью телеканалу «Звезда» ветеран боевых действий в Афганистане штурман-оператор вертолета Ми-24 подполковник запаса Юрий Погребняк.Китайские военные концерны, выполняющие государственные подряды на разработку и производство авиационной техники, безусловно, выбрали самый простой путь, по которому идут до сих пор. Лицензионные копии зарубежных вертолетов со временем превращаются в отечественные изделия, и тому есть целая масса причин, о которых эксперты говорили неоднократно. Однако боевые вертолеты, хорошо защищенные и вооруженные, еще никогда в современной истории не были востребованы, как сейчас.
Китайские военные тем не менее уже давно располагают современным и вполне хорошим боевым вертолетом. Вопреки расхожему мнению стоит отметить, что китайский ударный вертолет WZ-10 разрабатывался не только с оглядкой на опыт СССР и России в создании вертолетов. Значительное влияние на проект оказали итальянские вертолетостроители, спроектировавшие и построившие Agusta A 129 «Mangusta». WZ-10 даже внешне сильно смахивает на итальянскую винтокрылую машину, однако конструктивно отличается от нее.Главным отличием является, прежде всего, взлетная масса, которая много говорит и о бронировании машины. Для А129 «Mangusta» нормальной взлетной массой считается четыре тонны. Китайский WZ-10 почти вдвое тяжелее – семь тонн нормальной взлетной массы. Для НОАК построено около 100 вертолетов WZ-10, которые нигде, кроме учений, не применялись и не продавались ни в одну из стран на экспорт. Испытаний на обстрел, жесткую посадку и применение вооружения с этим вертолетом китайские военные никогда не публиковали и, вероятно, никогда не опубликуют. Такая уж традиция – хранить все в секрете.Недавно презентованный Harbin Z-19, который с чьей-то легкой руки окрестили «Черным торнадо», согласно всем потребностям современной войны, даже самой незначительной, не должен был появиться на свет. Силовая установка, экранированные двигатели, фенестрон и идея пониженной заметности при философии «цифрового борта» крайне похожи на то, что французы и немцы пытались создать в ходе работ над вертолетом Tiger почти 30 лет назад. Максимальная взлетная масса нового китайского вертолета в 4,5 т практически с ходу проясняет его боевые возможности.
Для сравнения: нормальная взлетная масса ударного вертолета Ми-28Н, активное применение которых в Сирии на пару с «Аллигаторами» Ка-52 уже изучается зарубежными специалистами, – почти 11 тонн. Бронирование корпуса позволяет выдерживать попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, а лопасти несущего винта продолжают работать даже при попадании 30 мм снарядов и осколков. До лавров своего старшего брата WZ-10, наделавшего шума на выставке Heli-Expo самим фактом своего существования, вертолету Z-19 пока далеко.Однако ряд вопросов относительно целевого использования китайского вертолета у специалистов уже возник. Главными из них являются боевая обстановка и насыщенность района выполнения боевой задачи зенитной артиллерией и вероятным исходом противостояния 23-мм боеприпасов и легкой композитной брони Z-19. Номинально Z-19 обладает неплохим стрелково-пушечным и управляемым ракетным вооружением. 23-мм автоматическая пушка и до восьми ПТУР на пилонах могут позволить бороться с техникой вероятного противника. Однако для чего Поднебесной понадобился существенно уступающий по боевым возможностям вертолет взамен уже принятого на вооружение, большой вопрос.Вероятной причиной появления Z-19 на свет могут служить экспортные амбиции китайского ВПК. В подтверждение этой догадки стоит сказать, что специалисты авиационного холдинга Guizhou Aircraft Industry Corporation, производящего учебно-боевые самолеты, завершили сборку первого реактивного JL-9. Всего согласно контракту планируется поставить до шести таких машин, а в качестве вероятного покупателя военные эксперты называют... Судан. Вертолет Z-19 может стать легким продуктом для прощупывания спроса на китайские вертолеты.
Однако производителям и маркетологам Harbin Aircraft Industrial Corporation при покорении экспортных вершин стоит задуматься над несколькими обстоятельствами сразу. На большие контракты вроде поставок 40 и более машин китайским производителям рассчитывать не стоит. Крупные заказчики, занятые омоложением собственных ВВС, предпочитают брать тяжелобронированные и вооруженные вертолеты, способные потягаться с танковой группой и выдержать с десяток попаданий снарядов и нескольких ракет. Z-19 при всем уважении к стелс-технологиям такими показателями похвастаться не сможет.Прописная истина современной войны даже спустя десятилетия после вывода советских войск из ДРА остается неизменной. Исход боя решают бронирование, вооружение и скорость. Узкий фюзеляж из ПКМ, современные кевларовые бронепанели в качестве силка для пуль калибра 12,7 мм в современных условиях годятся для небольшой прогулки и быстрого отхода «домой», но никак не для серьезной войсковой операции.

1 ноября в китайском Чжухае стартовала аэрокосмическая выставка Airshow China 2016. Это мероприятие традиционно является одной из главных площадок для демонстрации последних достижений авиационной промышленности Китая, из-за чего на нем всегда показывают новейшие образцы вооружений и техники, созданные китайскими предприятиями. В этом году одной из новинок выставки стал легкий многоцелевой вертолет Z-11WB. О существовании этой машины было известно и раньше, однако первый официальный показ широкой публике состоялся только в самом начале ноября.

Проект многоцелевого вертолета Changhe Z-11WB является очередной разработкой семейства Z-11. Напомним, еще в конце восьмидесятых годов китайская корпорация Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) приступила к созданию нового легкого вертолета, способного решать широкий круг задач. Для ускорения работ было решено использовать некоторые зарубежные наработки. С точки зрения основных положений конструкции, вертолет Z-11 стал доработанной версией европейской машины Eurocopter Ecureuil, измененной в соответствии с возможностями китайской авиационной промышленности. Интересной особенностью проекта Z-11 являлся подход к разработке. Это был первый китайский вертолет, созданный только с использованием систем автоматизированного проектирования.

Общий вид вертолета Z-11WB с полезной нагрузкой. Фото Karelmilitary.livejournal.com

Базовый многоцелевой вертолет легкого класса Z-11 впервые поднялся в воздух в конце 1994 года. Испытания продолжались несколько лет и завершились только осенью 2000 года. После этого машина получила все необходимые разрешения и пошла в серию. На базе исходной конструкции было создано несколько специализированных модификаций, отличающихся друг от друга основными характеристиками и предназначением. Так, Народно-освободительной армии Китая поставлялись вертолеты Z-11W, оснащенные легким вооружением, а также CW-11W, являвшиеся полноценной боевой машиной с возможностью применения управляемого ракетного .

В последние годы корпорация CAIC занималась разработкой очередной модификации существующего многоцелевого вертолета под обозначением Z-11WB. На этот раз целью работ было создание машины, способной осуществлять разведку и наносить удары по некоторым целям. Основным изменениям в новом проекте подвергся состав бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. За счет применения новых систем с повышенными характеристиками планировалось улучшить возможности вертолета при решении основных задач. В итоге, как утверждается, Z-11WB способен эффективно решать задачи патрулирования и поиска различных объектов, а также уничтожать противника при помощи ствольного и ракетного вооружения.

Основные работы по созданию нового вертолета были завершены в прошлом году. В сентябре 2015 года опытный Z-11WB впервые поднялся в воздух. За прошедшее с тех пор время машина прошла, как минимум, часть необходимых испытаний. Также в течение прошлого и этого годов осуществлялись некоторые доработки проекта. По ряду причин, вертолет новой модели не стал экспонатом прошлогодней выставки в Чжухае. Тем не менее, к следующему салону корпорация-разработчик сочла возможным представить новую разработку в лице полноценного опытного образца. В одном из павильонов выставки Airshow China 2016 находится прототип вертолета, оснащенный полный набором оборудования и с различным вооружением на внешней подвеске. Кроме того, некоторые виды оружия представлены рядом с вертолетом, что демонстрирует широту номенклатуры совместимых авиационных средств поражения.


Z-11WB ранней версии в полете. Фото Defence-blog.com

Являясь очередной модификацией существующего вертолета, новый Z-11WB сохраняет определенные его черты. Так, без значительных изменений осталась схема машины, ее общая архитектура и обводы основных агрегатов. Установка нового оборудования осуществлялась без значительных переделок имеющейся конструкции. Вертолет сохранил классическую схему с несущим и рулевым винтами, кабину для пилотов и стрелков, лыжное шасси и т.д. При этом, однако, Z-11WB имеет некоторые заметные внешние отличия от предыдущих машин своего семейства, в первую очередь связанные с установкой нового оборудования.

Вертолет новой модели вновь получил фюзеляж сложной формы, близкой к каплеобразной. Большая часть его объемов отдается под грузопассажирскую кабину. Передняя часть кабины выделяется под размещение летчиков и установку органов управления, в центре имеется объем для пассажиров или полезной нагрузки, а кормовой отсек вмещает часть агрегатов машины. Имеется сужающаяся хвостовая балка, служащая основанием для рулевого винта и киля. На крыше основной части фюзеляжа помещен кожух, прикрывающий агрегаты силовой установки и трансмиссии. На бортах, позади кабины, находятся устройства для внешней подвески вооружения или специального оборудования.

Носовая часть машины сохранила крупное остекление, обеспечивающее максимально возможный обзор. Для посадки в вертолет предлагается использовать две пары бортовых дверей, имеющих остекление. При необходимости задние двери могут сниматься, что обеспечивает удобное применение вооружения.

Как и предшественники, новый вертолет Z-11WB оснащается одним турбовальным двигателем необходимой мощности. Предыдущая техника семейства использовала двигатели типа WZ-8D мощностью 684 л.с. Схожая силовая установка присутствует и на новой машине. Двигатель располагается в хвостовой части фюзеляжа, над отсеком для прочего оборудования. Непосредственно перед ним находится главный редуктор, связанный с несущим винтом и выдающий крутящий момент на рулевой. Вновь использован трехлопастной несущий винт диаметром около 11 м.


Носовая часть машины. Видны блок оптико-электронного оборудования и макет РЛС. Фото Twitter.com/xinfengcao

Одной из главных задач перспективного вертолета является слежение за обстановкой и обнаружение различных объектов, как с целью получения разведывательных данных, так и для выполнения атаки. Большинство существующих вертолетов семейства Z-11 при решении таких задач могли рассчитывать только на зрение экипажа. В новом проекте предлагается использовать оптико-электронное оборудование, способное обеспечить наблюдение за местностью в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Под носовым обтекателем фюзеляжа Z-11WB помещается блок оптико-электронного оборудования. Непосредственно к силовому набору машины присоединяется опорное устройство, на котором находится П-образная опора основного блока. Все оптические приборы помещены внутри сферического обтекателя с несколькими окнами, обеспечивающими наблюдение. Подобная конструкция оптико-электронных систем неоднократно была проверена на практике и хорошо зарекомендовала себя. Благодаря возможности поворота оптики в двух плоскостях экипаж может следить за всей нижней полусферой и некоторыми участками верхней.

Сообщается, что новый китайский вертолет получил видеокамеру, тепловизор и лазерный дальномер. Все это оборудование может использоваться для поиска целей и определения их местоположения, в том числе с измерением дальности. Кроме того, в боевой конфигурации вертолета блок оптико-электронного оборудования также должен решать задачи прицеливания и целеуказания. В частности, лазерный дальномер может использоваться для подсвета целей при применении управляемого вооружения соответствующих типов.


Вид на правый борт, видны управляемая ракета и вооружение в кабине. Фото Karelmilitary.livejournal.com

Заметным отличием нынешнего образца Z-11WB от ранее замеченных прототипов является новый носовой обтекатель. Как следует из объявленных данных, в ходе доработок разведывательный вертолет получил малогабаритную радиолокационную станцию. Макет этого прибора так же демонстрируется в ходе выставки. Характеристики РЛС не уточняются, однако сам факт ее использования может привести к заметному повышению потенциала машины с точки зрения пилотажа и разведки.

В настоящее время одним из самых эффективных средств разведки являются беспилотные летательные аппараты. В комплекс бортового оборудования вертолета Z-11WB были введены системы управления подобной техникой. Вместе с разведывательным вертолетом предлагается использовать беспилотник типа SW6. Этот образец БПЛА адаптирован к использованию легкими вертолетами: конструкция аппарата выполнена таким образом, что он может транспортироваться к месту использования на внешней подвеске, а затем запускаться к цели.

SW6 получил фюзеляж большого удлинения, имеющий сечение в виде эллипса. В носовой части изделия, с некоторым сдвигом к центру, находятся шарнирные крепления для раскладываемых консолей крыла, оснащенных элеронами. Перед ними имеется дополнительная вертикальная плоскость. В хвосте шарнирно крепятся еще две консоли с вертикальными стабилизаторами-законцовками. Хвостовой срез фюзеляжа отдан под размещение винтомоторной группы. В транспортном положении высокорасположенное переднее крыло складывается поворотом назад, при этом его плоскости ложатся на фюзеляж. Заднее крыло большего размаха укладывается под фюзеляжем, поворачиваясь вперед. Габариты консолей таковы, что вертикальные стабилизаторы помещаются перед носом фюзеляжа. На левом борту беспилотника имеются крепления для установки на пилон носителя. При сбросе носителем аппарат должен раскладывать крылья и начинать самостоятельный полет под управлением оператора, находящегося на борту вертолета.


БПЛА SW6 в рабочем положении. Фото Twitter.com/xinfengcao

Состав бортового оборудования изделия SW6 пока не оглашался, но известно, что аппарат имеет системы дистанционного управления и оптико-электронные средства наблюдения. Также имеются сведения о возможном оснащении БПЛА боевой частью, которая позволяет использовать его в качестве одноразовой разведывательно-ударной системы.

Имея на борту собственный беспилотник, вертолет-разведчик может повысить эффективность наблюдения за указанным районом. В отличие от сравнительно крупного вертолета, малогабаритный БПЛА имеет больше шансов незаметно приблизиться к изучаемому объекту и собрать все необходимые данные. Некоторые вопросы пока вызывает возвращение беспилотной техники из разведывательного вылета. Очевидно, что вертолет Z-11WB по определению не может принять на борт запущенный ранее летательный аппарат. Вполне возможно, что сведения об использовании боевой части соответствуют действительности. В таком случае более не нужный «одноразовый» беспилотник может быть направлен на обнаруженную цель и использован в качестве управляемого оружия.

Предполагается, что Z-11WB в будущем будет использоваться не только для разведки, но и в целях нанесения ударов по различным объектам. Для этого машина может нести различное ствольное, ракетное и бомбовое вооружение. В пассажирской кабине выставочного образца, на месте правого пассажирского места, смонтировали легкую тумбовую установку, на которой могут размещаться различные ствольные системы. Предлагается использование шестиствольного 7,62-мм пулемета CS-LM12 с вращающимся блоком стволов или 40-мм автоматического гранатомета LG-3. Это оружие управляется стрелком, находящимся у левого борта. Для большего удобства использования оружия при установке пулемета или гранатомета правая бортовая дверь снимается со своего места.


SW6 на пилоне вертолета (отмечен стрелкой). Фото Bestchinanews.com

На бортах фюзеляжа размещены устройства внешней подвески с четырьмя точками крепления для различного вооружения или систем иного назначения. На правых пилонах выставочный образец, представленный в Чжухае, «несет» управляемую ракету «воздух-земля» AG-300M и беспилотник SW6 в транспортном положении, на левых – пусковую установку для четырех управляемых ракет TL-6. При этом подобный состав вооружения является исключительно демонстрационным и далеко не в полной мере отражает реальные возможности многофункциональной машины. В зависимости от поставленной задачи, вертолет Z-11WB может брать на борт различное другое вооружение.

Показывая номенклатуру совместимых вооружений вертолета, китайские промышленники поместили перед ним дюжину различных авиационных средств поражения разных классов и типов. Вертолет является носителем неуправляемых и управляемых ракет, бомб и других систем. Для стрельбы реактивными снарядами калибра 57 мм используется пусковая установка с несколькими направляющими. Управляемые ракеты предлагается подвешивать по одной. Могут использоваться ракеты типов AG-300M, HJ-8, BA-7 и CM-502KG. Для защиты от авиации предлагается применять ракеты «воздух-воздух» TY-90. Также предусмотрено использование пулеметных и пушечных подвесных контейнеров существующих типов. С вертолетом совместимы комплекс радиоэлектронной борьбы KG-600 и система противодействия зенитным ракетам CLA-01W MIR, выполняемые в виде подвесных контейнеров.

Несмотря на значительные изменения конструкции и использование новых узлов и агрегатов, по своим габаритам вертолет Z-11WB незначительно отличается от предыдущих машин семейства. Длина вертолета не превышает 11,5 м, диаметр несущего винта – около 11 м. Вес пустой машины определен на уровне 1274 кг. Полезная нагрузка – 976 кг. При этом максимальный взлетный вес составляет 2,25 т. Как и предшественники, вертолет может развивать скорость не более 275-280 км/ч. Крейсерская скорость ниже и составляет 240 км/ч. Практический потолок – 5,2 км. За счет использования новой топливной системы с баками общей емкостью 535 л вертолет может пролететь до 680 км.


Беспилотник на внешней подвеске (внутренний пилон). Фото Twitter.com/xinfengcao

Новейший вертолет Z-11WB позиционируется в качестве многоцелевой машины, способной решать самые разные задачи, связанные с ведением наблюдения или атакой целей. Развитый комплекс систем наблюдения позволяет вести непосредственную разведку поля боя или искать замаскированные объекты противника во время скрытных операций, используя как собственное оптико-электронное оборудование вертолета, так и беспилотный летательный аппарат. Широкий выбор совместимого вооружения позволяет эксплуатанту осуществлять удары по найденным объектам или оказывать непосредственную поддержку войск на боле боя. Таким образом, облик вертолета позволяет заказчику выбирать наиболее эффективные методики его применения, используя заложенный в проекте потенциал.

Китайские авиастроители утверждают, что оригинальный облик нового вертолета обеспечивает высокую эффективность в различных миссиях и высокую живучесть над полем боя. С такими возможностями вертолет Z-11WB может быть интересен вооруженным силам и силовым структурам различных государств, в том числе и Китая. Тем не менее, насколько известно, пока речи о массовых заказах на подобную технику не идет.

Вскоре после появления первых сведений о новом проекте появились предположения о возможном заказе некоторого количества машин Z-11WB Народно-освободительной армией Китая. Высказывались прогнозы о возможном дополнении такой техникой имеющегося парка ударных вертолетов CAIC Z-10, являющихся самыми новыми представителями своего класса в китайских вооруженных силах. Тем не менее, каких-либо подтверждений или опровержений эти предположения за прошедшее время не получили. Более того, отсутствует любая информация и о том, что китайская армия вообще заинтересовалась перспективными вертолетами Z-11WB как средством обновления парка армейской авиации.

В то же время, возможно появление заказа на поставку техники другой китайской структуре. В октябре в зарубежных средствах массовой информации появились первые сообщения о возможном строительстве многоцелевых вертолетов Z-11WB по будущему заказу Народной вооруженной милиции Китая. Такие пока остаются на уровне слухов, однако все же могут учитываться при прогнозировании будущего техники. Имеющиеся слухи говорят о том, что новая техника не смогла заинтересовать армию, но привлекла внимание внутренних войск. Нельзя не отметить, что облик и возможности вертолета больше соответствуют особенностям работы именно внутренних войск, но не армии.


Вертолет Z-11WB и его вооружение. Фото Twitter.com/xinfengcao

В новом проекте корпорации Changhe Aircraft Industries Corporation были реализованы несколько важных идей и решений, часть которых уже была отработана и проверена практикой. В связи с этим вертолет Z-11WB, оснащенный современным оптико-электронным оборудованием и способный нести различные вооружения, может представлять большой интерес для различных зарубежных заказчиков. Тем не менее, пока о реальном коммерческом потенциале китайской машины говорить рано. Сообщения о переговорах с возможными покупателями еще не поступали. Возможно, это связано с тем, что официальная «премьера» новой разведывательно-ударной машины состоялась только сейчас, из-за чего потенциальные покупатели еще не успели инициировать переговоры по возможным контрактам.

В качестве возможных покупателей вертолетов Changhe Z-11WB можно рассматривать различные азиатские и африканские страны, нее располагающие крупными военными бюджетами. Такие государства являются основными покупателями китайских вооружений и военной техники, которые при приемлемой цене имеют неплохие характеристики. Заявленные возможности нового вертолета прямо говорят о его соответствии существующим китайским подходам к созданию образцов для экспортных поставок. Таким образом, в ближайшем будущем Z-11WB действительно может стать предметом контракта с тем или иным зарубежным государством.

Являясь дальнейшим развитием достаточно старых вертолетов, новая китайская машина Z-11WB выглядит достаточно интересно и многообещающе. Установка современного разведывательного оборудования, а также оригинальная идея, касающаяся применения специального складного беспилотника, могут привлечь внимание специалистов, широкой общественности и потенциальных заказчиков. Сможет ли оригинальный проект многоцелевого вертолета продвинуться дальше испытаний, пойти в серию и найти покупателей – покажет время.

По материалам сайтов:
http://defence-blog.com/
https://shephardmedia.com/
http://sinodefence.com/
http://bestchinanews.com/
http://janes.com/
http://imp-navigator.livejournal.com/

В самом дальнем углу музея,на открытом воздухе собраны представители нескольких поколений вертолетного парка китая. Начиная от наших Ми-4,далее их лицензионные копии Z-5, глубоко модернизированный китайцами Ми-4,превратившийся в Z-6 и наконец снова наши Ми-8 и Ми-6.


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Парочка наших обосновались на этой открытой площадке.Первый зеленый Ми-4 с бортовыми номерами 7272.

В нашей стране отдельные вертолеты этой модели эксплуатировались до 1980-х годов. Решение о списании всех находившихся в эксплуатации вертолётов Ми-4 в СССР было принято по результатам расследования катастрофы Ми-4А, произошедшей 2 февраля 1988 года в Читинской области

Ми-4 стал первым серийным вертолётом, оснащенным встроенным вооружением.
В подфюзеляжной гондоле была установлена подвижная стрелковая установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом ТКБ-481М

Но и здесь разбито стекло. Я уж не полез внутрь,кто его знает,как отреагируют китайцы.

Мне порой кажется,что китайцы слегка приукрашивают действительность на табличках с описаниями самолетов-вертолетов.Попытка заглянуть внутрь салона. Не удалась,но зато понятно,что я все же был в этом музее:-))

мощные стойки шасси.Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700х850 мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100х150 мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором.

Вид сзади,видны грузовые двери.У многих экспонатов стоят огнетушители,но не у всех. Означает ли это,что борт более пожароопасен,чем остальные?

Вид справа. Еще раз отметим круглые иллюминаторы у наших вертолетов.

второй Ми-4,белого цвета,номер 8673.

У этого вертолета присутствуют крепления по бокам,для дополнительного оборудования и возможно вооружения? Или только баки?

Хвостовое оперение.Рулевой винт диаметром 3,6 м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане.За ним видим три из четырех Ми-8.

вид сзади:Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4,15х1,70х1,6 м и объемом 16 м3 с задним грузовым люком размерами 1,86х1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками.

Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.

Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальным оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2 л и противообледенительной спиртовой системой;

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 г. прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0,62 м, профиль лопасти NАСА 23012, ресурс лопасти 2500 ч. До 1960 г. несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500 ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0,8 м и на конце 0,325 м, профиль лопасти МАСА 230.

а вот и этот дополнительный подвес,что это такое?

В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ 181 калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т.

С передними колесами у него какие-то нелады.

Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним.

Далее переходим к Z-5, перед нами вертолет,которым управляли верные солдаты Chen Xiu-wen,которые смогли предотвратить предательство группы Lin Biao:-))) Вот они,три штуки. Внешнее различие от родных Ми-4,это прямоугольные иллюминаторы вместо круглых у Ми-4.

Z-5 (Zhishengji-5) - многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе советского вертолета Ми-4. Разработка вертолета была начата в 1958 году(а на табличках написано,что успешно был клонирован Ми-4 в 1950 году?:-))).

Необходимая документация была передана китайским авиастроителям в 1958 году,сборку вертолета Ми-4 поручили предприятию в Харбине. Машина получила обозначение Z-5 (Zhishengji-5), это был первый вертолет, который строился на данном заводе.

первый опытный вертолет китайской сборки был облетан 14 декабря 1959 года, а сертификация была завершена в конце того же месяца. Уже в 1959 году было начато серийное производство вертолета.

По имеющейся информации, первая партия китайских Ми-4 оказалась настолько плохого качества, что почти все были быстро сняты с эксплуатации.

После перевооружения предприятия дела пошли лучше, и 20 августа 1963 года в воздух поднялся первый "приемлемый" вертолет Z-5. Первоначально лопасти несущего винта китайского Ми-4 изготавливались из китайской ели, а не из сосны, но вскоре стали выпускать металлические лопасти - первая такая машина поднялась в воздух 22 июня 1966 года.

Производство вертолета было закончено в 1980 году. Всего было построено 545 вертолетов для НОАК и гражданской авиации.

Общий вид слева,иллюминаторы не только прямоугольные,но и расположены в других местах.

Появились полноценные допбаки.

Дверь слева не имеет грузовой дополнительной двери.

А так ми-4 и ми-4

Тут нет и грузовых дверей сзади. Похоже,что это некий вип борт с номером 3685.Вертолет находится на сохранении.

Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178 об/мин. Система управления впервые в практике отечественного вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем каналам, работа которых- обеспечивается от основной и дублирующей гидросистем с рабочим давлением 3,9 - 5,9 мПа, 40 - 60 кг/см2.

рулевой винт

вид справа

Ангары с симуляторами

Еще один борт-вертолет скорая помощь Harbin Z-5 б/н 3529.

Удивительно,но у него похоже также отсутствуют все грузовые двери. Как они больных грузили и с чем такая штука связана? Не могли добиться достаточной жесткости фюзеляжа?

Кабина и основной винт

Вид спереди

вид справа

И наконец Z-5 8919

в 2007 году этот вертолет был окрашен совсем по другому и стоял на постаменте.

Этот вертолет использовался как военно-транспортный,а также для чрезвычайных работ в зоне стихийных бедствий.Участвовал в обороне архипелага островов Xisha и Treasure.

вид спереди.

ЛТХ: Модификация Z-5 Ми-4 Диаметр главного винта, м 21.00 Диаметр хвостового винта, м 3.60 Длина,м 16.80 Ширина,м 2.00 Высота,м 4.40 Масса, кг пустого 5270 5100 нормальная взлетная 7200 7150 максимальная взлетная 7800 7550 Внутренние топливо, л 1000 + опционально 500 800 плюс 400 внешнее Тип двигателя 1 ПД Harbin Huosai-7 1 ПД Швецов АШ-82В Мощность, л.с. 1 х 1700 1 х 1700 Максимальная скорость, км/ч 210 185 Крейсерская скорость, км/ч 170 140 Практическая дальность, км 400 500 Дальность действия, км 250 410 Скороподъемность, м/мин 336 Практический потолок, м 5500 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 14 солдат или 1500 кг груза Вооружение: один 12.7-мм или 7.62-мм пулемет Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 2 ПУ 8х55-мм или 16х55-мм НУР или 2 легкие противолодочные торпеды

общий вид вертолетов

Переходим к Z-6 - многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе вертолета Z-5 (советский вертолет Ми-4).

На вертолеты были установлены ГТД Zhuzhou (ZARI) Wozhou-5 (китайский вариант советского ГТД АИ-24А) мощностью в 1790 кВт.
Вертолет мог перевозить до 12 солдат.

Первый прототип (No.6001) был изготовлен в 1967 году и использовался для статических испытаний. В 1968 году был подписан контракт на производство вертолетов для военных и гражданских целей.

25 декабря 1969 года второй прототип вертолета (No.6002) совершил первый полет. В 1970 году году производство было передано в корпорацию Changhe Aircraft Factory (сегодня Changhe/Jingdezhen Aircraft Industry Corporation).

Серийное производство вертолета было начато в 1977 году. Всего произведено 15 штук.

Вид спереди

Мощная выхлопная система,а для чего в иллюминаторах отверстия? Или это уже в музее сделали,чтобы влажность урегулировать внутри?

Хвостовое оперение просто один в один от Ми-4

Сзади стоит второй борт Z-6.

Ребята явно наглядевшись на наш ми-8,пытались из ми-4 сделать нечто подобное:-)))

Здесь есть уже полноценный грузовой люк,как на ми-4

видно,что хвостовое оперение Z-6 и Z-5/Ми-4 одинаково

Вид сзади

А это второй борт,его сохранность явно хуже.

Отверстия не закрыты,как у предыдущего вертолета.

А зачем эти ручки на фюзеляже?

вид сзади на оба борта

вид справа,здесь стекло разбито,дверь открыта...

вот,что мы видим в салоне:а зачем они сюда плиту притарабанили?

ЛТХ:
Модификация Z-6
Диаметр главного винта, м 21.00
Диаметр хвостового винта, м 3.60
Длина,м 18.20
Высота,м 4.40
Масса, кг
пустого 5450
нормальная взлетная 7100
максимальная взлетная 7600
Внутренние топливо, л 1000 + опционально 500
Тип двигателя 1 ГТД Zhuzhou (ZARI) Wozhou-5
Мощность, кВт 1 х 1790
Максимальная скорость, км/ч 192
Крейсерская скорость, км/ч 168
Практическая дальность, км 651
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3500

Ну и кабина в отвратительном состоянии

Далее идут наши Ми-8,их китайцы не производили сами.
был первым вертолетом,который в сильный дождь вылетел на обследование зоны разрушений после землетрясения в Tangshan,под правлением Xu Jin-yang

Этот вертолет с бортовым номером 756 в более-менее нормальном состоянии.

А вот рядом борт с выбитыми окнами и разграбленными внутренностями.

вот его кабина

нос

Еще дальше располагается еще один Ми-8 с бортовым номером 770. Он нормальный.

и между двумя самолетами еще один борт Ми-8

4 ми-8,1 ми-6,2 ми-4,2 z-6 и 3 z-5

Создается впечатление,что все эти экспонаты потихоньку возвращают к жизни.

У меня сложилось впечатление,что сюда публика забредает редко. при огромном количестве китайских школьников,кушающих под всеми самолетами,здесь я был один.

Тяжёлый военный транспортный вертолёт (НАТО - "Hook"), 0122, c/n 710745, это один из трех экземпляров купленных китаем в 60e годы. Вертолет был реставрирован в 2010 году.

мощные крылья

вид слева сзади

вид слева спереди

вид на нос

отломанные пвд

вот для чего и почему они писали "аккумуа яторы"?

общий вид справа

Хотя при изготовлении винтокрылого гиганта и будут использованы российские разработки и часть деталей (остальные будут предоставлены китайцами), его едва ли можно назвать нашим "соотечественником". Как выяснил Лайф, эксклюзивные права на его производство будут только у китайцев, тогда как у России останутся права только на свою интеллектуальную собственность.

К созданию вертолёта Advanced Heavy Lift (AHL) стороны шли очень долго. Ведь в менталитете обоих народов неспешность - одно из отличительных качеств. Русские перед быстрой ездой долго запрягают, а китайцы долго всё обдумывают и готовят такой же стремительный прыжок в технологическое будущее. Первые разговоры о том, что Пекин хотел бы получить собственного гиганта на базе российского Ми-26Т, начались ещё в 90-е, рассказывает Лайфу осведомлённый источник в Минпромторге.

Только к началу 2010-го стороны начали обсуждать технические требования к будущей технике. В мае 2015 года было подписано рамочное соглашение между "Вертолётами России" и Корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC). Генеральный контракт пока прорабатывается сторонами, уточнил собеседник.

Как выяснилось позднее, России вертолёт не нужен, его рынок - это Китай и другие государства, как говорил в конце апреля директор по международному сотрудничеству и региональной политике "Ростеха" Виктор Кладов.

"Проект абсолютно коммерческий, для "Вертолётов России", курирующих российскую зону ответственности, это неплохой способ заработать на экспорте своих технологий в Китай, где будет собираться вертолёт"

Впрочем, ирония судьбы заключается в том, что даже если Россия и захочет, она не сможет воспроизвести вертолёт на своей территории. По данным источника в Минпромторге, в предварительном проекте соглашения за нашей страной сохраняются права только на свою часть разработок, то есть на те детали, которые были созданы до начала проектных работ исключительно российской стороной.

Права на интеллектуальную собственность, созданную китайской стороной в рамках реализации ПТВ, будут принадлежать Пекину, а права на интеллектуальную собственность, созданную российской стороной, будут принадлежать обеим странам в равных долях, - говорит он.

Китай при этом получит права, по сути, на весь вертолёт - его "интеллектуальной собственностью" будут считаться как свои, так и российские разработки, за исключением тех, что Россия сделала ещё до этого проекта.

Вертолёт будет собираться на китайской территории. Местный партнёр "Вертолётов России", государственная Avicopter (подразделение AVIC), берёт на себя проектирование, постройку опытных образцов, испытания, сертификацию, серийное производство и продвижение вертолёта, говорит знакомый с соглашением чиновник.

С китайской стороны также поступит вся основная бортовая электроника и части кабины, а российская займётся тонкостями аэродинамики машины, трансмиссией и противообледенительной системой, говорил в конце сентября прошлого года заместитель главного инженера AVIC Хуан Чуаньюэ. В "Вертолётах России" не смогли пояснить, какие из деталей будут разработаны специально под проект, вопросы "производственного характера" будут обсуждаться после подписания генерального соглашения, говорит их представитель.

Очевидно, что собрать вертолёт собственными силами Россия при таких условиях не сможет - для полного комплекта не хватает систем управления, навигации и транспортировки грузов, на которые у нашей страны не будет прав, рассуждает высокопоставленный менеджер из "Вертолётов России". С другой стороны, технологии можно взять от уже разработанных, смежных по оснастке российских моделей, к примеру, того же Ми-26.

Сколько Россия потенциально может получить за свои разработки, ему неизвестно. В соглашении, говорит источник в Минпромторге, прописывается, что Москве заплатят как за разработку технологий, так и за каждую отдельную деталь, поставленную при начале серийного производства вертолёта. Под последние будут заключены отдельные контракты.

По его оценке, ориентировочная стоимость готовой машины может быть в районе $25-30 млн, в зависимости от используемых запчастей. Примерно на $10 млн дороже, чем Ми-26.

Китай намерен создать вертолёт грузоподъёмностью порядка 12-14 тонн, то есть промежуточный вариант между средним и тяжёлым классом. Это машина для китайского рынка. Для российского рынка она не нужна, так как у нас универсальные вертолёты семейства Ми-17 перекрывают все необходимые потребности, а для сверхтяжёлых грузов применяется модернизированный Ми-26. Промежуточный вариант нам неинтересен. Поэтому мы работаем здесь для китайцев по их техзаданию, - пояснял Кладов из "Ростеха".

По данным китайской стороны, расчётная масса AHL будет составлять 38 тонн, максимальная грузоподъёмность - 300 км/ч, дальность полёта - 630 км, а высота - 5,7 тыс. метров. Для сравнения, самый грузоподъёмный вертолёт в мире - Ми-26Т - может подниматься на 4,6 тыс. метров. В ходе разработки вертолёта планировалось использовать двигатели компании "Мотор Сич", но украинцы опровергли участие в проекте.

В феврале 2016 года заместитель гендиректора "Вертолётов России" Александр Щербинин сообщил, что вопрос с двигателем "прорабатывается". По оценкам главы "Ростеха" Сергея Чемезова, создавать двигатель могут "два-три года".

Сейчас проект финального соглашения проходит согласование с несколькими ведомствами, в том числе с Минэкономразвития и подконтрольным ему Роспатентом, который пока не успел детально рассмотреть соглашение. Заместитель руководителя ведомства Михаил Жамойдик через пресс-службу сообщил Лайфу, что документ только пришёл и его изучают.

Предварительно можно отметить, что предлагаемый порядок распределения прав на интеллектуальную собственность в целом не противоречит положениям Протокола между Правительствами наших стран о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность, подписанного 25 февраля 1999 года (проект Соглашения как раз ссылается на этот протокол), - считает чиновник Роспатента.

С правовой точки зрения здесь нет каких-либо противоречий, соглашается генеральный директор компании "Ваш Патент", патентный поверенный Анна Григорьева, здесь скорее стоит вопрос коммерческой обоснованности такого соглашения.

Однако, добавляет она, из условий соглашения неясно, кому юридически будут принадлежать права на сам вертолёт. Соглашение является "рамочным", детали его реализации могут сильно отличаться от конкретных формулировок в итоговом контракте, замечает Руководитель патентной практики юридической компании "Патентус", патентный поверенный Алексей Михайлов.

Судя по всему, подразумевается, что практически все разработки осуществляет российская сторона, при этом китайская на основе готовых разработок осуществляет незначительную адаптацию и доводку. Причём основной массив интеллектуальной собственности российской стороны передаётся в совместную с китайской стороной собственность, в то время как права на адаптацию и доводку будут принадлежать только китайской стороне. Это означает, что по завершении разработки Пекин сможет изготавливать и поставлять вертолёты независимо от воли Москвы, в то время как российская сторона - нет. Для изготовления и продажи вертолётов ей придется получать лицензии у Китая либо обходить его патенты (но это уже будет другой вертолёт), - считает Михайлов.

Вертолёт должен впервые подняться в воздух в 2020 году, говорил глава AVIC Линь Цзомина. По данным "Вертолётов России", сертификат на AHL ожидается лишь к 2025 году. По оценкам китайской стороны, в ближайшие 30 лет Пекину понадобится не менее 200 AHL, к примеру, местному МЧС. По оценкам AVIC, мировой спрос на такие машины составляет около 2 тыс. единиц, это около 25% рынка машин этого класса (по размерам создаваемый вертолёт меньше, чем российский Ми-26Т, но больше американского СH-47F Chinook).



Читайте также: