Продолжение
Первая кровь
До начала войны Рыцари были рассредоточены по нескольким аэродромам недалеко от Батайницы. Когда стемнело, поступила информация о том, что авиация НАТО поднялась в воздух и «Рыцари» получили последний сигнал: «Pripravnost No.1». Пристегнутые в своих кокпитах, все они ждали последних команд на взлет. Большинство из них находились в томительном ожидании более часа, до того как пришел приказ. Связь осуществлялась как с помощью радиостанций, так и по личным мобильным телефонам.
Первыми взлетели два «Рыцаря» с авиабазы Ниш. В первой схватке как раз перед 20.00 (по местному времени) участвовал майор Илья Аризанов (все ранги указаны на время тех событий) на самолете б/н 18112, который получил команду на взлет в 19.50. За ним последовал майор Драган Илич в 20.12 на самолете б/н 18104.
Аризанов был проинструктирован патрулировать в районе Сува Река/Дъяковица на высоте 3000м и поддерживать связь с наземным оператором наведения, находившимся на Мальен (горный хребет рядом с Вальево) для получения дальнейших инструкций. Однако в воздухе он не смог связаться ни с оператором Мальена, ни с операторами Голес и Капаоник. Его радиостанция было неисправна, и он продолжил этот полет в радиомолчании. Он включил на свою БРЛС, отметив, что его СПО была неработоспособна.
В интернете и различных авиационных периодических изданиях есть много теорий о тактике использования Мига-29 в операции «Союзническая сила». Большинство теорий совершенно не соответствуют действительности и показывают полное непонимание реальной ситуации. Полет на предельно малой высоте, по наведению с земли, без использования БРЛС, затем вертикальный набор высоты, пуск ракеты с ИК ГСН, пикирование и уход на большой скорости. Логически звучит хорошо и на самом деле, похожая тактика предлагалась пилотами 127 истребительной эскадрильи, так как они были лучше осведомлены о сильных и слабых сторонах своих самолетов. Тем не менее, командование отбросило эту идею, и запретило пилотам применять такую тактику «в интересах обороны». Ни в одном случае такая тактика не использовалась. Когда майор Аризанов подлетал к Приштине с северо-востока, его БРЛС обнаружила цель по правому борту, на дальности менее 15 км. Он развернул самолет навстречу, но контакт был потерян. Возможно, велась постановка помех. Через некоторое время его радар обнаружил множество целей выше, по левому борту, Аризанов снова развернул самолет на встречу. Увеличив скорость до 900 км/ч и набирая высоту, он начал готовить к пуску две свои Р-27, одновременно пытаясь взять цель на сопровождение. В этот момент он получил удар в носовую часть, пламя вырвалось из его двигателей. Самолет потерял управление, и он решил катапультироваться. Это было около 20.20.
После посадки его испытания не закончились. Он оказался в окрестностях реки Сува - центре албанского сепаратизма. Перейдя через горы к Приштине он в конечном итоге добрался до авиабазы Слатина утром 26 марта.
Взлетев в 20.12 второй пилот - Драган Илич проследовал к своей патрульной линии, Дьяковица-Пек, так же на высоте 3000м. Над Куркумлия оператор Мальена предупредил его о крылатой ракете летящей параллельно ему, на дальности 90 км и высоте 75 м. Он включил свой радар и обнаружил, что он не работает. Вторая отметка проследовала мимо Мальена под углом 220 градусов и на расстоянии 30 км. Сближаясь с этой отметкой, он начал набирать высоту, затем оператор наведения сообщил ему, что о другой цели летящей в 12 км и на высоте 100 м. Другая крылатая ракета. Затем появилась третья цель на дальности 60 км и высоте 10000 м. После набора высоты 4500 м, СПО предупредила о радарном захвате и почти сразу он получил удар в носовую часть самолета. Самолет сохранил управляемость и двигатели работали нормально, но фонарь был сильно поврежден.
Оператор Мальена порекомендовал ему повернуть к авиабазе Ниш, хотя базы Приштины, Сженики и Потгорики были ближе - две из них были под ударами авиации НАТО. Илич не встретив трудностей в пути успешно приземлился в 20.42. Его самолет был впоследствии уничтожен кассетными бомбами, во время удара по авиабазе Ниш в середине мая.
Боевое применение |
В составе ВВС Ирака несколько самолетов этого типа использовались в ходе боевых действий в районе Персидского залива в январе-феврале 1991 г. Несмотря на утверждения западных средств массовой информации о том, что истребителям ВВС США F-15С удалось сбить шесть самолетов МиГ-29, по признанию начальника штаба ВВС США, сделаному в ходе пресс-конференции в Москве осенью 1991 г., у него не имелось информации о том, что хоть один МиГ-29 был уничтожен авиацией союзников. В то же время, по утверждению иракской стороны, самолетами МиГ-29 было уничтожено несколько истребителей многонациональных сил (в том числе, как минимум, один самолет Панавиа «Торнадо» английских ВВС, сбитый над северо-западным районом Ирака).
По характеристикам маневренности, разгона и скороподъемности самолет МиГ-29 превосходит все серийные зарубежные истребители. В ходе учебных воздушных боев МиГ-29 ВВС ФРГ с самолетами ВВС США Макдоннелл-Дуглас F-15С «Игл» было продемонстрировано некоторое преимущество МиГа над американской машиной в маневре, а также в возможностях бортовой РЛС. Аналогичные результаты дали и учебные бои МиГ-29 с самолетами Дженерал Дайнэмикс F-16С и Дассо «Мираж»2000 - наиболее современными истребителями ВВС стран НАТО. ;
МиГ-29 в Югославии
Западные источники перед началом операции НАТО оценивали парк югославских МиГов 29 в 15 машин. Реально же югославское командование могло рассчитывать не более чем на 13 истребителей МиГ-29 и не более двух учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ, поставленных из СССР в 1987-89 годах. При этом стоит учитывать тот факт, что в результате эмбарго ООН на поставки в Югославию вооружения и военной техники часть этих машин находилась в небоеспособном состоянии. Все МИГ-29 были сведены в 127-ю авиационную эскадрилью "Витязи" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Батайница (к северу от Белграда). Западные источники оценивали парк югославских МиГов 29 в 15 машин.
По всей видимости, МиГи же первыми и вступили в бой. Еще до официального начала боевых действий 24 марта истребитель под управлением майора Нейбоши Николича во время патрульного облета был подбит истребителями НАТО. В 20.30 подполковник Любиша Кулачин поднял в воздух свой МИГ-29 с задачей прикрыть товарища. Кулачин провел в течение 15 мин маневренный воздушный бой с несколькими истребителями противника, после чего благополучно приземлился на запасном аэродроме. Николич сумел выйти из боя, оторвавшись от противника, однако летчику пришлось покинуть тяжело поврежденную машину.
Еще раньше в этот день произошел и другой бой. Майор Илия Аризанов получил приказ о вылете в 19.00. После отработки команд наведения он встретился с большим числом самолетов противника, шедших встречным курсом. Чуть не столкнувшись с одним из "натовцев", сербский летчик, выполнив энергичный маневр, зашел в хвост другому истребителю противника и выпустил ракету. Истребитель противника вошел в штопор и рухнул на землю, однако и югославский самолет, получивший попадание ракеты, загорелся. Майору Аризанову удалось благополучно катапультироваться. Уже на земле он наблюдал, как догорали обломки сбитого им самолета, летчику которого, очевидно, спастись не удалось.
Всего же 24 марта победы над МиГ-29 записали американские летчики (на F-15C) Родригес Цезар Антонио и Майкл Шоуэрс из состава 1493 Expeditionary Fighter Squadron. В этот же день пилот голландского F-16 (J-063) из состава 322 эскадрильи сбил ракетой AIM-120B еще один МиГ-29.
Произошло несколько боев и 26 марта. Правда, детали столкновений неизвестны. Однако победы себе записали американские пилоты Джефф Хванг (F-15C (86-0186)) и Джо МакМарри (F-15C (84-0014)).
Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик - капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По всей видимости, события разворачивались следующим образом: в 20.45 подполковник Гвоздень Дьюкач, перехватил и сбил малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стелс" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС). По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла летчика в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиана (северная Италия). Однако в ходе выполнения поисково--спасательной операции по поиску и эвакуации летчика был потерян по меньшей мере один американский вертолет с бойцами спецназа на борту. По версии сербов летчик попал в плен и был обменян. Частично это подтверждают русские добровольцы, находившиеся в этот момент в югославской армии.
Было еще и несколько боев в воздухе с участием МиГ- 29. Вот как (в изложении НАТО) проходил воздушный бой между нидерландскими и югославскими истребителями 30 марта: взлетев в 19.30 по местному времени, четыре истребителя F-16AM дозаправились в воздухе над Адриатическим морем, пересекли территорию Албании и вторглись в воздушное пространство Сербии. Вскоре от самолета ДРЛО Е-3 "Сентри" они получили информацию о том, что с аэродрома Батайница в районе Белграда взлетели три истребителя МИГ-29 из состава эскадрильи "Витязи".
Получив направление на цель, F-16AM начали поиск истребителей противника своими БРЛС. Вскоре один из "мигов" был взят на сопровождение всеми четырьмя F-16AM. Когда самолеты сблизились на дистанцию разрешенного пуска, командир звена выпустил одну УР AIM-120B, поразившую югославский истребитель через 30 с на дистанции 18 км. При этом, под докладам летчиков, была видна вспышка взрыва, а по информации с самолета Е-3 изображение югославского истребителя на экране радиолокатора исчезло. Контакт с остальными тремя "мигами" был потерян, однако по сообщению ВВС США, примерно в это же время двумя истребителями F-15C были сбиты два самолета МИГ-29.
По утверждению представителей НАТО, один сербский МИГ- 29 4 мая был сбит на взлете противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM, запущенной с борта истребителя F-16. Вот как, по описанию офицера воздушного наведения одного из самолетов Е-3 ВВС США, проходил воздушный бой американских самолетов с югославскими истребителем 7 мая: через 41 минуты после прибытия в зону воздушного патрулирования был зафиксирован взлет скоростной воздушной цели с аэродрома Батайница. Практически одновременно взлет югославских самолетов был зафиксирован и другой патрульной машиной ДРЛО. Через 3 минуты цель была опознана как и на нее началось наведение двух самолетов F-16. Еще через 3 минуты один из F-16 произвел пуск двух ракет AIM-120B AMRAAM, и еще через 1 минуту летчик американского истребителя доложил, что наблюдал вспышку взрыва, а операторы самолета ДРЛО, оценив радиолокационную обстановку, пришли к выводу, что цель уничтожена... по всей видимости, это был последний воздушный бой с участием МиГ-29 в небе Балкан.
В течение первых пяти первых недель войны авиация союзников выполнила, в общей сложности, 11410 боевых вылетов: 4000 из них пришлось на долю ударных самолетов, а 3500 - на истребители воздушного прикрытия и завоевания господства в воздухе. За это время, по заявлению высокопоставленных представителей МО Великобритании, было разрушено более 200 различных объектов, в том числе девять из 17 имеющихся на территории Сербии аэродромов, 31 стационарный центр связи, большинство стратегических нефтехранилищ, а также уничтожено "более 70 из 450 имевшихся у Югославии боевых самолетов, в том числе 23 из 83 истребителей МиГ-21 и четыре МиГ-29".
ВВС Югославии объявили об уничтожении в воздушных боях двух самолетов F-15C (эта информация отчасти подтверждена и видеокадрами), малозаметного ударного самолета F-117A, а также ЛА других типов (предположительно "Торнадо", F-16 и F/A-18C). По данным командования НАТО, к 30 апреля ВВС Югославии сохраняли в боеспособном состоянии 60% всех имевшихся к началу войны истребителей типа МИГ-29. Эти машины активно использовались и в мае, свидетельством чему явились новые сообщения о потерях боевых самолетов союзников, а также ракеты класса "воздух--воздух" американского производства, нередко падающие на территорию сопредельных с Югославией государств.
Несколько позже, в середине мая, представители ВВС НАТО заявили, что в составе ВВС Югославии осталось лишь три боеспособных истребителя МиГ-29. Однако регулярные воздушные удары по аэродрому Батайница свидетельствуют о том, что даже единичные "миги" являлись объектом постоянной "головной боли" командования НАТО.
Однако югославские истребители действовали преимущественно в одиночку, что противоречит современным формам боевого применения истребительной авиации и объясняется, очевидно, нехваткой самолетов и стремлением атаковать максимально возможное число целей. При сближении с самолетами противника югославские истребители использовали малые высоты и складки местности, что позволяло уклоняться от встречи с самолетами прикрытия вплоть до выхода в атаку.
- Одна из версий, которую я считаю наиболее достоверной:
Одна из российских разведок подкупила какого-то унтера из штаба НАТО, непосредственно задействованого в тамошних бумажных делах и он продал им копии плановых таблиц, где указывалось время, маршруты и профили полётов F-117-ых. В самой Югославии была заблаговременно отобрана группа из 5-6 лучших лётчиков-истребителей, которые не участвовали в других боевых действиях по перехвату натовских самолётов, а только охотились за F-117. Получив информацию, один из этой группы вылетел в ожидаемый квадрат, на МиГ-29, не включая БРЛС. И ему повезло - с относительно небольшого расстояния он сумел его увидеть, подошёл сзади на расстояние несколько сот метров, не включая БРЛС (поэтому и лётчик F-117 ни о чём не подозревал), используя ОЛС, пустил ракеты с ТГС (вроде - Р-60). С такого расстояния ГСН захватили двигатели и F-117 был поражён.
Всё.
http://www.army.lv/index.php?s=563&id=132&v=2
27 марта в 20.45 ВВС США потеряли малозаметный ударный самолет F-117 к-на К.Двилли. После некоторой заминки пресс-служба НАТО объявила о том, что самолет сбит ракетой ЗРК С-125 советского производства. Министр обороны России И.Сергеев, комментируя случай, сказал, что уничтожил "стелс" расчет ЗРК -Квадрат", другие российские источники говорили о комплексе "Стрела-10". По югославской версии, F-117 сбил летчик 127-й эскадрильи Г.Дьюкач на МиГ-29. Он обнаружил противника визуально и поразил первой же УР малой дальности.http://win.www.airwar.ru/history/loc.../mig29yug.html
Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик - капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По всей видимости, события разворачивались следующим образом: в 20.45 подполковник Гвоздень Дьюкач, перехватил и сбил малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стелс" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС). По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла летчика в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиано (северная Италия).Какие самолеты были сбиты на МиГ-29?
F-117 и, возможно, F-16 в Югославии.
И в Африке:
http://www.acig.org/artman/publish/article_192.shtml
ERAF/Eritrea 25Feb1999 MiG-29A 5 Sqn ? 2xR-27R MiG-23BN 3 or 4 FBS/EtAF
ERAF/Eritrea 26Feb1999 MiG-29A 5 Sqn Ethiopian volunteer R-73 MiG-21MF/bis 1 or 2 FBS/EtAF
EtAF/Eritrea 18May2000 MiG-29A 5 Sqn Eritrean 2xR-27R MiG-21MF/bis 1 or 2 FBS/EtAF
EtAF/Eritrea 18May2000 MiG-29A 5 Sqn Eritrean 30mm MiG-21MF/bis 1 or 2 FBS/EtAFСколько МиГ-29 были сбиты?
Воздушные победы авиации НАТО в воздушном пространстве бывшей ЮгославииДата Время Тип Подразделение Место воздушного боя
28.02,94 05.45 G-2 «Галеб» ВВС Югославии центральная Босния
28.02.94 05.45 G-2 «Галеб» ВВС Югославии центральная Босния
28.02.94 05.45 G-2 «Галеб» ВВС Югославии центральная Босния Все три самолета сбил на F-16C майор Боб Райт из 526-й эскадрильи ВВС США. Первый «Галеб» уничтожен УР AIM-120 AMRAAM, два других - УР AIM-9 «Сайдуиндер»
28.02.94 05.45 G-2 «Галеб» ВВС Югославии центральная Босния Сбит летчиком F-16C с радиопозывным «Knight 25» УР AIM-9 «Сайдуиндер»
24.03.99 20.52 МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда Сбит летчиком F-16A 332-й эскадрильи королевских ВВС Нидерландов УР AIM-120 AMRAAM
24.03.99 ? МиГ-29 127-я эскадрилья Косово Сбит полковником Цезарем «Рико» Родригесом на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
24.03.99 ? МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда Сбит летчиком F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
26.03.99 ? МиГ-29 127-я эскадрилья район Тузлы. Босния Сбит летчиком с радиопозывным «Claw» на F-l 5C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
26.03.99 ? МиГ-29 127-я эскадрилья район Тузлы, Босния Сбит летчиком с радиопозывным «Boomer» на F-15C из 439-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
20.05.99 12.46 МиГ-29 127-я эскадрилья район Белграда Сбит летчиком с радиопозывным «Dog» на F-16CJ из 78-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США УР AIM-120 AMRAAM
И отсюда:
http://www.rjlee.org/aakill.html
DATE CALLSIGN UNIT PILOT AIRCRAFT SERIAL/BUNO TARGET(S) ORDNANCEВ Африке:
http://www.acig.org/artman/publish/article_192.shtml
Country Date Aircraft Unit Pilot Weapon Victim Country
EtAF/Ethiopia 25Feb1999 Su-27S 5 Sqn Russian mercenary 4xR-27R MiG-29A 5 Sqn ERAF
EtAF/Ethiopia 25Feb1999 Su-27S 5 Sqn Russian mercenary 2xR-27R MiG-29 5 Sqn/ERAF
EtAF/Ethiopia 25Feb1999 Su-27S 5 Sqn Russian mercenary R-73 MiG-29 5 Sqn ERAF
EtAF/Eritrea 26Feb1999 Su-27S 5 Sqn Asther Tolossa R-73 or 30mm MiG-29UB 5 Sqn/ERAF
EtAF/Ethiopia 18Mar1999 Su-27S 5 Sqn ? 2xR-27R MiG-29A 5 Sqn/ERAF
EtAF/Ethiopia 16May2000 Su-27S 5 Sqn Ethiopian 2xR-27R MiG-29A 5 Sqn/ERAF
EtAF/Ethiopia 18May2000 Su-27S 5 Sqn Ethiopian 2xR-73 MiG-29A 5 Sqn/ERAF
Западные источники перед началом операции НАТО оценивали парк югославских МиГов 29 в 15 машин. Реально же югославское командование могло рассчитывать не более чем на 13 истребителей МиГ-29 и не более двух учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ, поставленных из СССР в 1987-89 годах. При этом стоит учитывать тот факт, что в результате эмбарго ООН на поставки в Югославию вооружения и военной техники часть этих машин находилась в небоеспособном состоянии. Все МИГ-29 были сведены в 127-ю авиационную эскадрилью "Витязи" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Батайница (к северу от Белграда). Западные источники оценивали парк югославских МиГов 29 в 15 машин.
По всей видимости, МиГи же первыми и вступили в бой. Еще до официального начала боевых действий 24 марта истребитель под управлением майора Нейбоши Николича во время патрульного облета был подбит истребителями НАТО. В 20.30 подполковник Любиша Кулачин поднял в воздух свой МИГ-29 с задачей прикрыть товарища. Кулачин провел в течение 15 мин маневренный воздушный бой с несколькими истребителями противника, после чего благополучно приземлился на запасном аэродроме. Николич сумел выйти из боя, оторвавшись от противника, однако летчику пришлось покинуть тяжело поврежденную машину.
Еще раньше в этот день произошел и другой бой. Майор Илия Аризанов получил приказ о вылете в 19.00. После отработки команд наведения он встретился с большим числом самолетов противника, шедших встречным курсом. Чуть не столкнувшись с одним из "натовцев", сербский летчик, выполнив энергичный маневр, зашел в хвост другому истребителю противника и выпустил ракету. Истребитель противника вошел в штопор и рухнул на землю, однако и югославский самолет, получивший попадание ракеты, загорелся. Майору Аризанову удалось благополучно катапультироваться. Уже на земле он наблюдал, как догорали обломки сбитого им самолета, летчику которого, очевидно, спастись не удалось.
Всего же 24 марта победы над МиГ-29 записали американские летчики (на F-15C) Родригес Цезар Антонио и Майкл Шоуэрс из состава 1493 Expeditionary Fighter Squadron. В этот же день пилот голландского F-16 (J-063) из состава 322 эскадрильи сбил ракетой AIM-120B еще один МиГ-29.
Произошло несколько боев и 26 марта. Правда, детали столкновений неизвестны. Однако победы себе записали американские пилоты Джефф Хванг (F-15C (86-0186)) и Джо МакМарри (F-15C (84-0014)).
Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик - капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По всей видимости, события разворачивались следующим образом: в 20.45 подполковник Гвоздень Дьюкач, перехватил и сбил малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стелс" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС). По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла летчика в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиана (северная Италия). Однако в ходе выполнения поисково--спасательной операции по поиску и эвакуации летчика был потерян по меньшей мере один американский вертолет с бойцами спецназа на борту. По версии сербов летчик попал в плен и был обменян. Частично это подтверждают русские добровольцы, находившиеся в этот момент в югославской армии.
Было еще и несколько боев в воздухе с участием МиГ- 29. Вот как (в изложении НАТО) проходил воздушный бой между нидерландскими и югославскими истребителями 30 марта: взлетев в 19.30 по местному времени, четыре истребителя F-16AM дозаправились в воздухе над Адриатическим морем, пересекли территорию Албании и вторглись в воздушное пространство Сербии. Вскоре от самолета ДРЛО Е-3 "Сентри" они получили информацию о том, что с аэродрома Батайница в районе Белграда взлетели три истребителя МИГ-29 из состава эскадрильи "Витязи".
Получив направление на цель, F-16AM начали поиск истребителей противника своими БРЛС. Вскоре один из "мигов" был взят на сопровождение всеми четырьмя F-16AM. Когда самолеты сблизились на дистанцию разрешенного пуска, командир звена выпустил одну УР AIM-120B, поразившую югославский истребитель через 30 с на дистанции 18 км. При этом, под докладам летчиков, была видна вспышка взрыва, а по информации с самолета Е-3 изображение югославского истребителя на экране радиолокатора исчезло. Контакт с остальными тремя "мигами" был потерян, однако по сообщению ВВС США, примерно в это же время двумя истребителями F-15C были сбиты два самолета МИГ-29.
По утверждению представителей НАТО, один сербский МИГ- 29 4 мая был сбит на взлете противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM, запущенной с борта истребителя F-16. Вот как, по описанию офицера воздушного наведения одного из самолетов Е-3 ВВС США, проходил воздушный бой американских самолетов с югославскими истребителем 7 мая: через 41 минуты после прибытия в зону воздушного патрулирования был зафиксирован взлет скоростной воздушной цели с аэродрома Батайница. Практически одновременно взлет югославских самолетов был зафиксирован и другой патрульной машиной ДРЛО. Через 3 минуты цель была опознана как <истребитель типа МИГ-29> и на нее началось наведение двух самолетов F-16. Еще через 3 минуты один из F-16 произвел пуск двух ракет AIM-120B AMRAAM, и еще через 1 минуту летчик американского истребителя доложил, что наблюдал вспышку взрыва, а операторы самолета ДРЛО, оценив радиолокационную обстановку, пришли к выводу, что цель уничтожена... по всей видимости, это был последний воздушный бой с участием МиГ-29 в небе Балкан.
В течение первых пяти первых недель войны авиация союзников выполнила, в общей сложности, 11410 боевых вылетов: 4000 из них пришлось на долю ударных самолетов, а 3500 - на истребители воздушного прикрытия и завоевания господства в воздухе. За это время, по заявлению высокопоставленных представителей МО Великобритании, было разрушено более 200 различных объектов, в том числе девять из 17 имеющихся на территории Сербии аэродромов, 31 стационарный центр связи, большинство стратегических нефтехранилищ, а также уничтожено "более 70 из 450 имевшихся у Югославии боевых самолетов, в том числе 23 из 83 истребителей МиГ-21 и четыре МиГ-29".
ВВС Югославии объявили об уничтожении в воздушных боях двух самолетов F-15C (эта информация отчасти подтверждена и видеокадрами), малозаметного ударного самолета F-117A, а также ЛА других типов (предположительно "Торнадо", F-16 и F/A-18C). По данным командования НАТО, к 30 апреля ВВС Югославии сохраняли в боеспособном состоянии 60% всех имевшихся к началу войны истребителей типа МИГ-29. Эти машины активно использовались и в мае, свидетельством чему явились новые сообщения о потерях боевых самолетов союзников, а также ракеты класса "воздух--воздух" американского производства, нередко падающие на территорию сопредельных с Югославией государств.
Несколько позже, в середине мая, представители ВВС НАТО заявили, что в составе ВВС Югославии осталось лишь три боеспособных истребителя МиГ-29. Однако регулярные воздушные удары по аэродрому Батайница свидетельствуют о том, что даже единичные "миги" являлись объектом постоянной "головной боли" командования НАТО.
Однако югославские истребители действовали преимущественно в одиночку, что противоречит современным формам боевого применения истребительной авиации и объясняется, очевидно, нехваткой самолетов и стремлением атаковать максимально возможное число целей. При сближении с самолетами противника югославские истребители использовали малые высоты и складки местности, что позволяло уклоняться от встречи с самолетами прикрытия вплоть до выхода в атаку.