Княжеский древнейший род Салтыковых. Культурное, религиозное и научное наследие

29 августа исполняется 70 лет со дня рождения протоиерея Александра Салтыкова. С юбилеем его поздравляют друзья – известные московские священники.

Протоиерей Александр Салтыков

Протоиерей Владимир Воробьев,

ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Николая Угодника в Кузнецкой слободе:

– Семидесятилетие – это такой возраст, когда естественно обернуться назад, вспомнить свою жизнь и поблагодарить Бога за всё то, что Он дал в этой жизни испытать, пережить, за тех людей, которых Он дал встретить.

А для родных и близких, для духовных чад это день, когда мы можем поздравить юбиляра, вместе усердно помолиться за него, вспомнить пройденный им путь и поблагодарить его за труды и за его любовь.

Протоиерей Александр Салтыков происходит из древнего боярского рода Салтыковых, корни которых уходят во времена Рюриковичей. Его далекий предок служил в дружине святого князя Александра Невского.

Он родился в глубоко верующей церковной семье. Его отец – Александр Борисович Салтыков – окончил историко-филологический факультет Московского университета с той плеядой замечательных молодых людей, которые тогда оказались на последнем курсе, учившемся по дореволюционной программе. У них преподавали старые профессора, многие из которых потом были высланы за границу.

Многие студенты из этого курса принадлежали мечевской общине (может быть, благодаря о. Сергию Мечеву, который окончил исторический факультет). Александр Борисович тоже пришел на Маросейку в 1922 году, еще застал и стал духовным сыном отца Сергия Мечева.

В это время разворачивались гонения безбожной власти на Церковь, и перед каждым верующим человеком стоял вопрос: как ему жить, как вести себя в ситуации коммунистических гонений?

Александр Борисович прислуживал в храме и был церковным человеком. В 1930-м году он был арестован. Александр Борисович отказался давать показания на следствии и в течение пяти месяцев ждал расстрела. Но приговор был смягчен – его осудили на пять лет лагерей, и он отбыл свой срок в Мариинских лагерях.

Освободившись, он, как бывший заключенный, долгое время не мог жить в Москве, но, по милости Божией, перед войной смог получить московский паспорт и вернуться к своей профессиональной деятельности – истории материальной культуры. Он работал сотрудником Исторического музея, заведовал отделом фарфора. Впоследствии он заведовал отделом в Историческом музее и преподавал в Московском университете, был секретарем Союза художников, написал целый ряд книг по народному искусству.

Такой была жизнь, в которой вырос отец Александр, и главным содержанием ее были вера в Бога, верность Церкви и посильный труд по спасению русской христианской культуры. Великий дар горячей веры в Бога отец Александр получил от родителей.

Закончив исторический факультет Московского университета, о. Александр с 1965 года стал работать в музее им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где работает и до сих пор, почти уже 50 лет.

В 1970-х годах он стал духовным чадом и находился под духовной опекой старца иеромонаха Павла (Троицкого). По их благословению в 1983 году он был рукоположен во диакона, а через год во священника. Вскоре он стал клириком Николо-Кузнецкого храма.

Когда наступила «перестройка», мы вместе с отцом Александром и другими священниками создавали Свято-Тихоновский институт. Он сразу был выбран деканом факультета церковных художеств, который создавал с самого начала. Через несколько лет он был назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах.

Сейчас прошло более 25 лет священства отца Александра. Мы знаем его большую общину, знаем его как ревностного пастыря, замечательного духовника, благоговейного совершителя Божественной литургии, знаем, как много сил отдает он своему храму и своему факультету. Это требует от него большого самоотвержения, Слава Богу, недавняя тяжелая операция на сердце прошла успешно, и отец Александр снова в строю – он служит, руководит храмом, возглавляет факультет и трудится в Рублевском музее.

Отцу Александру присуще глубокое понимание церковного искусства и искусства вообще. Он много лет преподавал историю Русской Церкви в Московской духовной семинарии и в ПСТГУ. Отец Александр является одним из замечательных преемников духа того удивительного поколения, которое выстояло в годы безбожных гонений, беспощадных войн и передало свою веру во Христа своим детям и внукам. Общаясь с отцом Александром, можно прикоснуться к этому духу.

Хочется выразить отцу Александру свою любовь и пожелать помощи Божией в его трудах, любви его паствы, сил душевных и телесных и доброго здоровья на Многая лета!

Отец Димитрий Смирнов. Фото Юлии Маковейчук

Прот. Дмитрий Смирнов,

председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области:

– Отец Александр – замечательный человек, благородный человек в полном смысле этого слова. Я не нахожу нужных слов о нем – настолько он мне мил.

Он является спасителем Кадашей и настоящим воином Христовым. Во время я поражался его выдержке и терпению, он вел себя с незаконными застройщиками совсем не так, как я бы себя с ними вел. Но я вижу результат – он победил.

Отец Александр очень хорошо знает и чувствует древнее искусство. Он собрал вокруг себя много хороших людей и воспитал плеяду отличных художников. Он человек стойких убеждений, основательный человек и основа эта – христианство. Отец Александр для всех нас – пример нелицемерной любви. Для меня отец Александр – предмет восхищения, я перед ним благоговею.

Что я могу ему пожелать? Одно его присутствие в мире доставляет нам радость и утешение. Я счастлив, что являюсь его современником.

Андрей Борисович Ефимов,

зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, профессор, доктор физико-математических наук:

Андрей Борисович Ефимов

– Я знаком с отцом Александр уже бесконечное количество лет. Уже и не помню дату, когда я с ним познакомился.

Сейчас вспоминаются случаи из нашей с ним жизни. Я помню, как в юности мы с ним ездили в экспедиции спасать иконы.

Вот приехали мы в одну деревню. Это было недалеко от Софрино, село Могильцы, имение Гагариных, впоследствии стало домом отдыха. Там стоял храм. Мы пришли туда. В конторе сидел человек в военном френче, подпоясанный широким офицерским ремнем, за огромным столом, покрытым красным кумачом (не исключено, что красный кумач был добыт в результате разграбления какой-то церкви).

Он начал спрашивать нас, что мы делаем, зачем мы ездим, собираем иконы? «У нас никаких икон не сохранилось», – говорил он. Мы отвечаем, что мы аспиранты, отец Александр, тогда еще Александр Александрович, сотрудник музея им. Андрея Рублева.

«Сколько же вы получаете в Рублевском музее»? – спросил он. Отец Александр сказал: «70 или 80 рублей в месяц». «Что же, вы на эти деньги живете? Ведь жизнь же в деньгах»! – сказал этот, с виду нормальный, человек. Эта фраза «жизнь в деньгах», которая так не соответствует отцу Александру, запомнилась нам на всю жизнь.

Помню другой случай. Мы приехали под Переславль. Там в каком-то селе стояла огромная колокольня и остатки храма. Нам сказали, что около десятка лет назад, во время войны храм был закрыт. Из закрытой церкви местные жители тащили иконы по домам. Мы зашли в один дом, (как потом оказалось, хозяин во время войны был немецким полицаем), и видим, что у него из икон построен хлев для коров! Стены и все остальное было сделано из икон, сбитых огромными гвоздями! Прекрасные иконы XVIII века – пророки, святые, самые разные иконы, составляли стены в этом хлеву. А кормушка, из которой кушала корова, была сделана из иконы XVI века, в ней топором было вырублено отверстие. Икона эта сегодня является одним из главных экспонатов музея им. Андрея Рублева. Мы взяли инструменты – топоры, гвоздодеры – и очень осторожно разобрали этот хлев, при ужасном негодовании «хозяина» икон. Потом у него нашли еще иконы. Мы вывезли оттуда целую машину икон.

Он сам ездил по разным городам нашей родины и спасал божественную красоту. Значительная часть икон, находящаяся в запасниках музея им. Андрея Рублева, была вывезена с его участием. Служение прекрасному, божественной, нетварной красоте, которая запечатлена в иконах, есть основное в жизни отца Александра Салтыкова. Вот чем занимался отец Александр в самой ранней юности.

Его служение всегда несло характер борьбы. Я ведь не рассказал подробностей, как мы сражались с этим полицаем… И каждая такая экспедиция представляла собой битву. Отец Александр постепенно стал серьезным, закаленным бойцом, который, бывало, и рисковал. На самом деле, противостояние, не просто неправде, а противостояние разорителям прекрасного, этим несчастным людям, одержимым духом сатанинской ненависти, которых очень много появилось после кровавой революции 1917 года, в жизни отца Александра было всегда.

Это же противостояние, продолжилось и в Кадашах. Сначала это было противостояние с мастерскими им. Грабаря, которые реставрировали иконы, поврежденные во время советской власти иконоборцами нашего времени, потом с нечестными бизнесменами, живущими по принципу «жизнь в деньгах».

Я желаю отцу Александру, чтобы эта борьба добра со злом, правды с неправдой, «сынов света и сынов тьмы», которую Церковь ведет постоянно, и в которой участвуем все мы, была победной.

Подготовил Александр Филиппов

Александр Салтыков входит в группу основоположников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Возглавляет факультет художеств в этом же университете, состоит в Союзе художников России.

Жизненный путь

Родился в Москве на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы - 29 августа 1941 года. Его отец Александр Борисович был известным искусствоведом. Его род очень древний, берет свое начало где-то в конце XII - начале XIII вв. Салтыковы были выходцами из рода бояр Салтыковых.

Александр посещал 59-ю школу, а после поступил и окончил МГУ по специальности "Искусствоведение". После завершения обучения он устроился работать в Музей им. Андрея Рублева, где трудится и сейчас. 12 лет (1980-1992 гг.) он преподавал в церковных, среднем и высшем, православных учебных заведениях Москвы.

Затем он ушел из преподавательской деятельности, так как участвовал в создании начальных образовательных церковных православных курсов. Именно из них впоследствии был создан Православный институт, который позже преобразовали в Православный Свято-Тихоновский богословский Университет (ПСТБГУ).

Стал священником РПЦ в 1984 году. С 1993 года является настоятелем Кадашинского Храма Воскресения Христова и главным защитником культурного наследия - храмового комплекса-памятника в Кадашах.

Отношение к политике

Протоиерей Александр - убеждённый антикоммунист. Он считает, что коммунисты и сочувствующие коммунистам должны предаваться анафеме, потому что Ульянов-Ленин является богоборцем и гонителем церкви, а коммунисты одобряют и применяют ленинские заветы, действия и взгляды. Еще патриарх Тихон предавал анафеме гонителей церкви.

Княжеский древнейший род Салтыковых

Александр Николаевич родился 27 декабря 1775-го в семье «паркетного», то есть кабинетного, генерал-фельдмаршала Николая Ивановича Салтыкова. Мать, урожденная Долгорукова Наталья Владимировна, родилась в 1737 году и умерла в 1812 году. Он был вторым сыном.

Уже с рождения Александра приписали к Преображенскому полку в звании унтер-офицера. Позже он служил в Семеновском полку подпоручиком, дослужился до камер-юнкера, затем до действительного камергера. Через 2 года безупречной службы занял пост тайного советника. После смены еще нескольких должностей его назначают товарищем (заместителем) министра в МИД Российского государства.

В апреле 1801 года он предложил руку и сердце Наталье Юрьевне Головкиной (1787-1860 гг.), которая была дочерью и наследницей графа Ю. А. Головкина. Наталья Юрьевна взяла двойную фамилию - Салтыкова-Головкина. У них было 6 детей: 4 девочки - Елена (1802—1828); Екатерина (1803—1852); Софья (1806—1841); Мария (1807—1845) и 2 мальчика: Юрий (ум. 1841), Алексей (1826—1874) - прадед Александра Салтыкова.

Весной 1812 года ему доверили координировать Коллегию и МИД. В этом же году он увольняется по собственному желанию и отстраняется от выполнения своих обязанностей в МИД. А весной 1817 года прекращает свою работу в коллегии. Уходит по состоянию здоровья и умирает в январе 1837 года.

Настоятель

Вот такая славная родословная у Александра Салтыкова. Отец Александр, приняв сан протоиерея, назначен в Замоскворечье, в Кадаши, где служит настоятелем Храма Воскресения Христова. Храм старинный, был построен еще в конце XIV века из дерева, правда, находился чуть южнее существующего. В настоящее время на месте старого храма стоит маленькая церковка Иова Почаевского.

Действующий храм Воскресения восхищает своими пропорциями и богатым убранством. Много раз он реставрировался и расписывался знаменитыми художниками. После революции 1917 года храм сильно пострадал, и только в 1958 году потихоньку началось восстановление.

В 1992 году была создана и зарегестрирована община, настоятелем которой в 1993 году стал отец Александр Салтыков. Богослужения начались гораздо позже, только в 2006 году, сначала в верхней церкви, а потом и в нижней. Рядом расположен дом диакона, который хотели снести, но слобожане во главе с настоятелем встали на защиту и отстояли его, хотя разрушители успели немного развалить его.

После реставрации его и соседнего здания, возведенного в XVIII веке, прихожанами с помощью настоятеля был создан музей В нем хранится более 3000 ценных артефактов, найденных археологами на раскопках и подаренных местными жителями. Здесь проходят известные Кадашевские чтения общества православной культуры, занятия со школьниками в художественно-ремесленной мастерской, экскурсии, лекции.

Культурное, религиозное и научное наследие

Протоиреем Салтыковым написаны и изданы 2 книги по истории церкви конца XIX - начала XX века; одна книга об искусстве Древней Руси, одна книга о музее им. А. Рублева. Выпущено множество заметок, лекций и проповедей о церковной истории Древней Руси, а также по русской иконописи. Он давал интервью на радио «Радонеж», читал проповеди «Вечность в камне, или почему разрушают Москву», «Кадаши: наличность или вечность?», создал видео в память новомучеников и исповедников российских, видео «Новомученики и колесница смерти» и т. д.

Протоиерей Александр Салтыков поддержал движение «Живи, малыш!» и выступил за то, чтобы в России запретили аборты.

В своих лекциях он рассказывает о канонах церковной иконописи, рассуждает с другими церковными деятелями об охране русской культуры от западного влияния, говорит о том, что если русскому народу нужна культура, он должен ее защищать.

Протоиерей Александр Салтыков: «Постных дней у нас много, и в этом сила Церкви» Начался Рождественский пост, и, как это часто бывает в дни духовных испытаний, вновь некоторых начинает смущать искусительный вопрос: а так ли уж обязательно столь долго – 40 дней – поститься? Корреспондент «Православия.ру» обратился к протоиерею Александру Салтыкову – настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах, декану факультета церковных художеств ПСТГУ, автору многих книг и публикаций – с просьбой объяснить, для чего пост необходим христианину, в чем смысл и значение постов вообще и Рождественского поста в частности.

Протоиерей Александр Салтыков. Вот что сказал отец Александр: Пост дисциплинирует человека – Почему необходим пост? По нескольким причинам. Самая очевидная и самая наглядная причина (и наиболее, я думаю, понятная) заключается в том, что человеку просто-напросто нужно иметь внутреннюю дисциплину. И в этом смысле пост есть некое дисциплинирующее начало. Нельзя же жить по принципу «хочу»: хочу того, хочу этого, хочу, чтобы всё у меня было… Из-за этого необузданного «хочу», когда, например, дети не встречают никаких препятствий со стороны старших и опытных людей, нередко вырастают преступники. Не всегда, конечно, но бывает и так, и нередко. Поэтому очень важно, чтобы дисциплинирующее начало существовало в жизни каждого человека. Таким дисциплинирующим началом в христианской жизни являются посты. Причем, обратите внимание, они строго соблюдаются Православной Церковью. И именно почти только Православной Церковью, по существу. В этом большой плюс и сила Православной Церкви! А ведь очень многие люди говорят, что им, например, трудно поститься. Помню, однажды побывал в Италии, а у меня с собой были карманные календарики, в которых помечены праздничные и постные дни. Я стал дарить их нашим друзьям католикам. Они поинтересовались: «Что здесь обозначено синим цветом? Зачем эти синие квадратики?» Я объяснил: «Синие квадратики – это постные дни, а красные – это дни праздничные». А они в ответ с осуждением: «Как много постных дней, очень много…» Да, у нас много постных дней, и в этом как раз сила нашей Церкви, потому что самоограничение необходимо человеку. Только ограничивая себя, он становится настоящим человеком! Становится борцом, воином, приобретает силу – это очень хорошо. Отказ от поста ослабляет сопротивляемость злым силам – Пост – это одно из правил Церкви, очень полезное для воспитания духа. Но у поста, кроме дисциплинирующей, есть и сакральная сторона. И пост становится некоей духовной дисциплиной тогда, когда он нами совершается в духовных целях. Почему так? Священное Писание отвечает нам на это словами Господа нашего Иисуса Христа: «Сей род (диавольский) изгоняется только молитвой и постом».

Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru. И то, что сегодня многие отказываются от поста, ссылаясь на какую-то невозможность его соблюдения, крайне ослабляет их сопротивляемость злым силам – как внутренним, так и внешним, всем злым силам. Род сей, дорогие друзья, ничем не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Это каждый должен понять. У каждого из вас в жизни встречается множество тяжелых ситуаций, мы часто ощущаем действие какой-то враждебной силы, кто-то непонятно почему нам мешает, у нас что-то не получается, и мы часто не думаем: «видно в поле бес нас водит и кружит по сторонам», как совершенно правильно отметил Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому, чтобы не заблудиться в этой вьюге, в этой пустыне, где так мало человеческих лиц встречается в наше время, нужны молитва и пост. В Царствие Небесное ведет узкий путь

– Смотрите, какое огромное внимание Церковь уделяет посту! Уже начался Рождественский пост, он будет продолжаться 40 дней (по протяженности он равен Великому посту), по прошествии которых мы будем праздновать Рождество. Потом наступят Святки, пройдет некоторое короткое время до Великого поста – и снова 40-дневный пост, Великий, с подготовительной неделей, со Страстной седмицей. Потом – Пасха и Светлая седмица, Пятидесятница… А дальше – опять пост! То есть у нас посты идут подряд. Это, конечно, непросто… Как видим, что первое полугодие каждого года (даже раньше, с декабря предыдущего) – это посты и праздники. Духовная нагруженность православного христианина чрезвычайно велика. Я не знаю, где еще можно встретить такую высокую духовную нагруженность! Но это очень хорошо… Постных дней много у нас, и, повторяю, в этом сила Церкви. Мы с вами должны понять: христианство для нас актуально или нет? Каждый разумный человек должен себя об этом спросить честно. Ведь в результате потрясений XX века мы в огромной степени ушли от традиционного христианства. Оно стало для нас просто некоей такой бытовой традицией – в этом именно смысле мы ушли от его традиционности. Ну, конечно, как православные христиане мы не отходим от каноники православной, но от бытовой стороны мы уже давно ушли. И поэтому каждый из нас должен спросить себя: «Что для меня христианство? Насколько оно для меня является важным в жизни?» Вот если оно для нас подлинно важно, то надо точно сформулировать, в чем именно его важность, что оно дает нам, зачем оно нам нужно. А если ты не видишь в христианстве ничего важного для себя, если для тебя в христианстве ничего замечательного нет, то ведь дверь открыта! Никто никого никуда не тянет, ни к чему не принуждает! Душа человеческая свободна, как она была свободна у Адама и Евы. Они хотели – и слушали Бога; захотели – послушались сатану. Так что, пожалуйста: всегда остается у каждого человека выбор. Но если все-таки мы с вами делаем выбор стороны Бога, если мы выбираем Господа и путь Господа, то мы должны понимать, что это – путь трудный, что «узкий путь и тесные врата ведут в Царствие Небесное». Значит, нам нужно приготовиться к трудностям, нужно приготовиться к испытаниям. А их мы боимся, да? Но есть же песни, в которых мы поем, что «не боимся испытаний»! Вот так всегда воспитывали нашу молодежь: что, наоборот, мы идем как раз узкой тропой… Мы любим об этом говорить, а на деле что же? А сила христианства именно в том, что оно ведет нас безусловно узкой тропой! Мы должны хоть в чем-то себя ограничить, если мы помним о Христе – Но вы спросите: а куда эта узкая тропа ведет? В жизни ведь так много радостей, так много приятного… Вот тут как раз и надо задать вопрос: а что такое вечность для меня? Есть ли вообще эта вечность, и что я жду от нее, от вечности? Вообще, люди очень мало думают о вечности, но ведь жизнь на самом деле очень коротка! В молодости она кажется бесконечной, и это справедливо, потому что она бесконечна в самом деле. В старости она для верующего человека тоже кажется бесконечной, потому что смерть – противоестественна. Но она неизбежна… Поскольку противоестественность смерти мы преодолеть не можем, мы должны понять, что она есть и что следует за ней. Нет никакого сомнения, что смерть есть последнее испытание в человеческой жизни. А человек ведь никогда не соглашается с кратковременностью своей жизни. Он всегда протестует против нее и хочет, действительно, бесконечного ее продолжения. То есть он хочет вечности как раз. И она есть! Потому что есть Бог, и «Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых», как нам говорит Священное Писание. Но, чтобы нам как следует приготовиться к этому самому большому переходу, к самому серьезному испытанию, нужно какие-то подготовительные действия совершить. Нужно подумать о том, как и какими средствами себя укрепить. А обойти это препятствие нельзя, значит, нужно идти, как говорится, «на прорыв». Я такое военное слово специально употребляю, потому что именно так учили всегда отцы Церкви с древнейших времен. Они всегда сравнивали Церковь с воинством, а христианина – с воином. А воину всегда приходится иметь лишения: он недоедает, он не всегда может выспаться, на него может быть совершено нападение, его могут даже убить, как известно. Ну, духовного убийства, конечно, нам весьма нежелательно, но всякие опасности существуют на этом пути. Итак, мы либо идем такой военной тропой – трудным путем христианина, опасным путем, «путем опасным, как военная тропа» (как где-то сказано, а он таковым как раз и является) – это наше понимание пути к вечной жизни. И символизируется оно Распятием Христа. Потому что Распятие Христа – это единственный в мире религиозный символ, который говорит о главном. Масса символов существует и в других религиях, но это все пустяки какие-то или глупости, например звездочки какие-нибудь там или невесть какие лунки… Но страдания человека – это действительно важнейшая тема для всего человечества, основная тема. Страдания… И поэтому Распятие, изображающее страдающего Человека, есть подлинно живой и настоящий богочеловеческий символ. И он нам всё объясняет. Поэтому, приближаясь к Распятию, мы должны хоть в чем-то, хоть немного себя ограничить. Если мы помним о Христе, если Он нам дорог, если Он нам нужен, если мы хоть отчасти вникаем в Евангельские тексты, так подробно повествующие о страданиях Христа за человечество, – так давайте хоть в чем-нибудь за ним и пойдем. Хоть в чем-то, хоть немного ограничим свои часто не совсем хорошие потребности и совсем ненужные желания. Тогда мы будем более близки ко Христу и будем более достойными людьми, потому что мы сможем обуздать свои страсти, свои пылкие (часто ненужные) желания и следовать в жизни более высокому призванию. К Рождеству Спасителя необходимо подготовиться – Начался пост Рождественский. Он начался на день апостола Филиппа, и уже само по себе это не случайно. Потому что апостольский подвиг – это, конечно, подвиг людей, особенно преданных Христу и Ему наиболее близких. Апостольский подвиг всегда был связан с лишениями, страданиями, с отважным стремлением пройти через любые препятствия, дойти до любых глубин, ничего не боясь, чтобы всем засвидетельствовать о Христе.

Поклонение волхвов. Фреска XII в. пещерной церкви, Каппадокия. И именно с памяти апостола Филиппа, по особому Промыслу Божию, мы начинаем движение к Рождеству Христову. Пусть апостол Филипп укажет нам этот путь. И пусть его святая память будет для нас как бы руководящей звездой на этом пути, если хотите. Мы знаем, что молитвами апостолов на этой земле освящены все дороги, ведущие ко Христу, потому что начали эти дороги именно святые апостолы. А через несколько дней мы будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Именно в этот день, который по новому стилю приходится на 4 декабря, в храмах начинают исполнять Рождественские стихиры «Христос рождается, славите!» Пречистая Дева, будучи малым ребенком, вводится во храм, Она целиком посвящается Господу, и ангелы поют, воспевают и пророчествуют об этом особом служении Пречистой Девы, избранной от всего рода человеческого. А затем идут у нас другие праздники: день апостола Андрея, день святителя Николая, далее мы вспоминаем праотцев – вспоминаем родословную Христа, свидетельствуя о том, что воистину Христос стал Богочеловеком. Он воспринял плоть человеческую, не был призрачным явлением или чем-то еще – Он был именно Богочеловеком. А родился Он как человек – и это именно очень важно для всех нас. Ибо существует масса сект, например ислам, которые считают, что всё это было призрачным. Что было какое-то особенное созданное Богом существо избранное, но не Сын Божий. Нет, мы с этим не согласны. Самое главное в Боге – это любовь, а любовь Христа в том, что Он сошел на землю, воспринял плоть человеческую, родился как человек. В этом был уже кенозис Христа, то есть его добровольное самоуничижение. В этом был и Его Божественный подвиг, который увенчался Его распятием. Поэтому нам важно помнить и о телесной природе происхождения Иисуса Христа. Он родился, как человек, но, в то же время, и не как человек: Пречистая Дева не знала болезней рождения. Она была как бы вместилищем, Она дала Свою плоть Божественному Логосу – Слову Божию, пришедшему на землю. А болезней рождения, как это присуще всем людям, Она не знала. Это случилось под действием благодати Божией: поэтому Она и так велика, поэтому Она выше ангелов, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Поэтому мы Ее и особенно почитаем через Рождество Христово. И второй день Праздника Рождества есть Праздник Собора Пресвятой Богородицы. Это отправная точка нашего почитания Христа, Его пришествия на землю через Рождество, к которому мы с вами можем только постепенно приготовиться. Чтобы понять его, мы должны вдуматься в это Божественное воление, в Его величие, в Его таинственность, в Его полную и окончательную исключительность. А на это нужно время и сосредоточенность духа. Время нам дается отсчетом дней поста, сосредоточенность духа нам дается постом и молитвой. Дается нам также она богослужением и покаянием. Вот к этому всему мы и должны с вами обратиться – для того, чтобы к Рождеству Христову текущего года подойти уже с новым, более высоким пониманием, сделав хотя бы небольшой шаг к более глубокому проникновению в смысл учения Нового Завета; чтобы приблизиться к заповедям Божиим, которые мы должны исполнить для того, чтобы пройти разные испытания, вплоть до смертных, и войти в вечную жизнь. Это непростая задача, но Господь нас призывает к ней и помогает нам ее решить. С протоиереем Александром Салтыковым беседовал Николай Бульчук

29 августа исполняется 70 лет со дня рождения протоиерея Александра Салтыкова. С юбилеем его поздравляют друзья – известные московские священники.

Протоиерей Александр Салтыков

Протоиерей Владимир Воробьев,

ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Николая Угодника в Кузнецкой слободе:

– Семидесятилетие – это такой возраст, когда естественно обернуться назад, вспомнить свою жизнь и поблагодарить Бога за всё то, что Он дал в этой жизни испытать, пережить, за тех людей, которых Он дал встретить.

А для родных и близких, для духовных чад это день, когда мы можем поздравить юбиляра, вместе усердно помолиться за него, вспомнить пройденный им путь и поблагодарить его за труды и за его любовь.

Протоиерей Александр Салтыков происходит из древнего боярского рода Салтыковых, корни которых уходят во времена Рюриковичей. Его далекий предок служил в дружине святого князя Александра Невского.

Он родился в глубоко верующей церковной семье. Его отец – Александр Борисович Салтыков – окончил историко-филологический факультет Московского университета с той плеядой замечательных молодых людей, которые тогда оказались на последнем курсе, учившемся по дореволюционной программе. У них преподавали старые профессора, многие из которых потом были высланы за границу.

Многие студенты из этого курса принадлежали мечевской общине (может быть, благодаря о. Сергию Мечеву, который окончил исторический факультет). Александр Борисович тоже пришел на Маросейку в 1922 году, еще застал отца Алексея Мечева и стал духовным сыном отца Сергия Мечева.

В это время разворачивались гонения безбожной власти на Церковь, и перед каждым верующим человеком стоял вопрос: как ему жить, как вести себя в ситуации коммунистических гонений?

Александр Борисович прислуживал в храме и был церковным человеком. В 1930-м году он был арестован. Александр Борисович отказался давать показания на следствии и в течение пяти месяцев ждал расстрела. Но приговор был смягчен – его осудили на пять лет лагерей, и он отбыл свой срок в Мариинских лагерях.

Освободившись, он, как бывший заключенный, долгое время не мог жить в Москве, но, по милости Божией, перед войной смог получить московский паспорт и вернуться к своей профессиональной деятельности – истории материальной культуры. Он работал сотрудником Исторического музея, заведовал отделом фарфора. Впоследствии он заведовал отделом в Историческом музее и преподавал в Московском университете, был секретарем Союза художников, написал целый ряд книг по народному искусству.

Такой была жизнь, в которой вырос отец Александр, и главным содержанием ее были вера в Бога, верность Церкви и посильный труд по спасению русской христианской культуры. Великий дар горячей веры в Бога отец Александр получил от родителей.

Закончив исторический факультет Московского университета, о. Александр с 1965 года стал работать в музее им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где работает и до сих пор, почти уже 50 лет.

В 1970-х годах он стал духовным чадом отца Всеволода Шпиллера и находился под духовной опекой старца иеромонаха Павла (Троицкого). По их благословению в 1983 году он был рукоположен во диакона, а через год во священника. Вскоре он стал клириком Николо-Кузнецкого храма.

Когда наступила "перестройка", мы вместе с отцом Александром и другими священниками создавали Свято-Тихоновский институт. Он сразу был выбран деканом факультета церковных художеств, который создавал с самого начала. Через несколько лет он был назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах.

Сейчас прошло более 25 лет священства отца Александра. Мы знаем его большую общину, знаем его как ревностного пастыря, замечательного духовника, благоговейного совершителя Божественной литургии, знаем, как много сил отдает он своему храму и своему факультету. Это требует от него большого самоотвержения, Слава Богу, недавняя тяжелая операция на сердце прошла успешно, и отец Александр снова в строю – он служит, руководит храмом, возглавляет факультет и трудится в Рублевском музее.

Отцу Александру присуще глубокое понимание церковного искусства и искусства вообще. Он много лет преподавал историю Русской Церкви в Московской духовной семинарии и в ПСТГУ. Отец Александр является одним из замечательных преемников духа того удивительного поколения, которое выстояло в годы безбожных гонений, беспощадных войн и передало свою веру во Христа своим детям и внукам. Общаясь с отцом Александром, можно прикоснуться к этому духу.

Хочется выразить отцу Александру свою любовь и пожелать помощи Божией в его трудах, любви его паствы, сил душевных и телесных и доброго здоровья на Многая лета!

Отец Димитрий Смирнов. Фото Юлии Маковейчук

Прот. Дмитрий Смирнов,

председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области:

– Отец Александр – замечательный человек, благородный человек в полном смысле этого слова. Я не нахожу нужных слов о нем – настолько он мне мил.

Он является спасителем Кадашей и настоящим воином Христовым. Во время битвы за Кадаши я поражался его выдержке и терпению, он вел себя с незаконными застройщиками совсем не так, как я бы себя с ними вел. Но я вижу результат – он победил.

Отец Александр очень хорошо знает и чувствует древнее искусство. Он собрал вокруг себя много хороших людей и воспитал плеяду отличных художников. Он человек стойких убеждений, основательный человек и основа эта – христианство. Отец Александр для всех нас – пример нелицемерной любви. Для меня отец Александр – предмет восхищения, я перед ним благоговею.

Что я могу ему пожелать? Одно его присутствие в мире доставляет нам радость и утешение. Я счастлив, что являюсь его современником.

Андрей Борисович Ефимов,

зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, профессор, доктор физико-математических наук:

Андрей Борисович Ефимов

– Я знаком с отцом Александр уже бесконечное количество лет. Уже и не помню дату, когда я с ним познакомился.

Сейчас вспоминаются случаи из нашей с ним жизни. Я помню, как в юности мы с ним ездили в экспедиции спасать иконы.

Вот приехали мы в одну деревню. Это было недалеко от Софрино, село Могильцы, имение Гагариных, впоследствии стало домом отдыха. Там стоял храм. Мы пришли туда. В конторе сидел человек в военном френче, подпоясанный широким офицерским ремнем, за огромным столом, покрытым красным кумачом (не исключено, что красный кумач был добыт в результате разграбления какой-то церкви).

Он начал спрашивать нас, что мы делаем, зачем мы ездим, собираем иконы? "У нас никаких икон не сохранилось", – говорил он. Мы отвечаем, что мы аспиранты, отец Александр, тогда еще Александр Александрович, сотрудник музея им. Андрея Рублева.

"Сколько же вы получаете в Рублевском музее"? – спросил он. Отец Александр сказал: "70 или 80 рублей в месяц". "Что же, вы на эти деньги живете? Ведь жизнь же в деньгах"! – сказал этот, с виду нормальный, человек. Эта фраза "жизнь в деньгах", которая так не соответствует отцу Александру, запомнилась нам на всю жизнь.

Помню другой случай. Мы приехали под Переславль. Там в каком-то селе стояла огромная колокольня и остатки храма. Нам сказали, что около десятка лет назад, во время войны храм был закрыт. Из закрытой церкви местные жители тащили иконы по домам. Мы зашли в один дом, (как потом оказалось, хозяин во время войны был немецким полицаем), и видим, что у него из икон построен хлев для коров! Стены и все остальное было сделано из икон, сбитых огромными гвоздями! Прекрасные иконы XVIII века – пророки, святые, самые разные иконы, составляли стены в этом хлеву. А кормушка, из которой кушала корова, была сделана из иконы XVI века, в ней топором было вырублено отверстие. Икона эта сегодня является одним из главных экспонатов музея им. Андрея Рублева. Мы взяли инструменты – топоры, гвоздодеры – и очень осторожно разобрали этот хлев, при ужасном негодовании "хозяина" икон. Потом у него нашли еще иконы. Мы вывезли оттуда целую машину икон.

Он сам ездил по разным городам нашей родины и спасал божественную красоту. Значительная часть икон, находящаяся в запасниках музея им. Андрея Рублева, была вывезена с его участием. Служение прекрасному, божественной, нетварной красоте, которая запечатлена в иконах, есть основное в жизни отца Александра Салтыкова. Вот чем занимался отец Александр в самой ранней юности.

Его служение всегда несло характер борьбы. Я ведь не рассказал подробностей, как мы сражались с этим полицаем... И каждая такая экспедиция представляла собой битву. Отец Александр постепенно стал серьезным, закаленным бойцом, который, бывало, и рисковал. На самом деле, противостояние, не просто неправде, а противостояние разорителям прекрасного, этим несчастным людям, одержимым духом сатанинской ненависти, которых очень много появилось после кровавой революции 1917 года, в жизни отца Александра было всегда.

Это же противостояние, продолжилось и в Кадашах. Сначала это было противостояние с мастерскими им. Грабаря, которые реставрировали иконы, поврежденные во время советской власти иконоборцами нашего времени, потом с нечестными бизнесменами, живущими по принципу "жизнь в деньгах".

Я желаю отцу Александру, чтобы эта борьба добра со злом, правды с неправдой, "сынов света и сынов тьмы", которую Церковь ведет постоянно, и в которой участвуем все мы, была победной.

29 августа исполнилось 70 лет со дня рождения протоиерея Александра Салтыкова , настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета церковных художеств ПСТГУ, члена Союза художников России.
Отца Александра поздравил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, а также преподаватели и студенты.

Прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Николая Угодника в Кузнецкой слободе:

- Семидесятилетие это такой возраст, когда естественно обернуться назад, вспомнить свою жизнь и поблагодарить Бога за всё то, что Господь дал в этой жизни испытать, пережить, за тех людей, которых Он дал встретить. А для родных и близких, для духовных чад это день, когда мы можем поздравить юбиляра, вместе усердно помолиться за него, вспомнить пройденный им путь и поблагодарить его за труды и за его любовь.

Отец Александр Салтыков происходит из древнего боярского рода Салтыковых, корни которых уходят во времена Рюриковичей. Его предок служил в дружине святого князя Александра Невского. Он родился в глубоко верующей церковной семье. Отец отца Александра - Александр Борисович Салтыков - по своей профессии был историком материальной культуры, окончил историко-филологический факультет Московского университета с той плеядой замечательных молодых людей, которые тогда оказались на последнем курсе, учившемся по дореволюционной программе. У них преподавали старые профессора, многие из которых потом были высланы за границу. Многие студенты из этого курса принадлежали мечевской общине (может быть, благодаря о. Сергию Мечеву, который окончил исторический факультет). Александр Борисович тоже пришел на Маросейку в 1922 году, еще застал отца Алексея Мечева и стал духовным сыном отца Сергия Мечева .

В это время разворачивались безбожные гонения на Церковь и пред каждым верующим человеком стоял вопрос: как ему жить, как вести себя в ситуации коммунистических гонений? Александр Борисович прислуживал в храме и был церковным человеком. В 1930-м году он был арестован. Александр Борисович отказался давать показания на следствии и в течение пяти месяцев ждал расстрела. Но приговор был смягчен – его осудили на пять лет лагерей, и он отбыл свой срок в Мариинских лагерях. Впоследствии он заведовал отделом в Историческом музее и преподавал в Московском университете, был секретарем Союза художников, написал целый ряд книг по народному искусству. Такой была жизнь, в которой вырос отец Александр. Вера в Бога, верность Церкви и посильный труд по спасению русской христианской культуры.

Закончив исторический факультет Московского университета, о.Александр с 1965 года стал работать в музее им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где работает и до сих пор, почти уже 50 лет.

Отец Александр великий дар горячей веры в Бога получил от родителей. В 1970-х годах он стал духовным чадом отца Всеволода Шпиллера и находился под духовной опекой старца иеромонаха Павла (Троицкого). По их благословению в 1983 году он был рукоположен во диакона, а чрез год во священника. Вскоре он стал клириком Николо-Кузнецкого храма.

Когда наступила «перестройка», мы, вместе с отцом Александром и другими священниками, создавали Свято-Тихоновский институт. Он сразу был выбран деканом факультета церковных художеств, который создавал с самого начала. Через несколько лет он был назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах . Сейчас прошло более 25 лет священства отца Александра. Мы знаем его большую общину, знаем его как ревностного пастыря, замечательного духовника, благоговейного совершителя Божественной литургии, знаем, как много сил отдает он своему храму и своему факультету. Это требует от него большого самоотвержения, Слава Богу, недавняя тяжелая операция на сердце прошла успешно, и отец Александр снова в строю – он снова служит, руководит храмом, возглавляет факультет и трудится в Рублевском музее.

Отцу Александру присуще глубокое понимание церковного искусства и искусства вообще. Он много лет преподавал историю Русской Церкви в Московской духовной семинарии и в ПСТГУ. Отец Александр является одним из замечательных преемников духа того удивительного поколения, которое выстояло в годы безбожных гонений, беспощадных войн и передало свою веру во Христа своим детям и внукам. Общаясь с отцом Александром, можно приобщиться этому духу.

Хочется выразить отцу Александру свою любовь и пожелать помощи Божией в его трудах, любви его паствы, сил душевных и телесных и доброго здоровья на Многая лета!



Читайте также: