Как понять среднесуточная температура воздуха. Среднемесячная и среднегодовая температура

Просматривая статистику посещения нашего блога я заметил, что очень часто фигурируют такие поисковые фразы как, например, «какая должна быть температура теплоносителя при минус 5 на улице?» . Решил выложить старый график качественного регулирования отпуска тепла по среднесуточной температуре наружного воздуха . Хочу предупредить тех, кто на основании этих цифр попытается выяснить отношения с ЖЭУ или тепловыми сетями: отопительные графики для каждого отдельного населенного пункта разные (я писал об этом в статье ). По данному графику работают тепловые сети в Уфе (Башкирия).

Так же хочу обратить внимание на то, что регулирование происходит по среднесуточной температуре наружного воздуха, так что, если, например, на улице ночью минус 15 градусов, а днем минус 5 , то температура теплоносителя будет поддерживаться в соответствии с графиком по минус 10 о С .

Как правило, используются следующие температурные графики: 150/70 , 130/70 , 115/70 , 105/70 , 95/70 . Выбирается график в зависимости от конкретных местных условий. Домовые системы отопления работают по графикам 105/70 и 95/70. По графикам 150, 130 и 115/70 работают магистральные тепловые сети.

Рассмотрим пример как пользоваться графиком. Предположим, на улице температура «минус 10 градусов». Тепловые сети работают по температурному графику 130/70 , значит при -10 о С температура теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети должна быть 85,6 градусов, в подающем трубопроводе системы отопления — 70,8 о С при графике 105/70 или 65,3 о С при графике 95/70. Температура воды после системы отопления должны быть 51,7 о С.

Как правило, значения температуры в подающем трубопроводе тепловых сетей при задании на теплоисточник округляются. Например, по графику должно быть 85,6 о С, а на ТЭЦ или котельной задается 87 градусов.


Температура
наружного
воздуха
Тнв, о С
Температура сетевой воды в подающем трубопроводе
Т1, о С
Температура воды в подающем трубопроводе системы отопления
Т3, о С
Температура воды после системы отопления
Т2, о С
150 130 115 105 95
8 53,2 50,2 46,4 43,4 41,2 35,8
7 55,7 52,3 48,2 45,0 42,7 36,8
6 58,1 54,4 50,0 46,6 44,1 37,7
5 60,5 56,5 51,8 48,2 45,5 38,7
4 62,9 58,5 53,5 49,8 46,9 39,6
3 65,3 60,5 55,3 51,4 48,3 40,6
2 67,7 62,6 57,0 52,9 49,7 41,5
1 70,0 64,5 58,8 54,5 51,0 42,4
0 72,4 66,5 60,5 56,0 52,4 43,3
-1 74,7 68,5 62,2 57,5 53,7 44,2
-2 77,0 70,4 63,8 59,0 55,0 45,0
-3 79,3 72,4 65,5 60,5 56,3 45,9
-4 81,6 74,3 67,2 62,0 57,6 46,7
-5 83,9 76,2 68,8 63,5 58,9 47,6
-6 86,2 78,1 70,4 65,0 60,2 48,4
-7 88,5 80,0 72,1 66,4 61,5 49,2
-8 90,8 81,9 73,7 67,9 62,8 50,1
-9 93,0 83,8 75,3 69,3 64,0 50,9
-10 95,3 85,6 76,9 70,8 65,3 51,7
-11 97,6 87,5 78,5 72,2 66,6 52,5
-12 99,8 89,3 80,1 73,6 67,8 53,3
-13 102,0 91,2 81,7 75,0 69,0 54,0
-14 104,3 93,0 83,3 76,4 70,3 54,8
-15 106,5 94,8 84,8 77,9 71,5 55,6
-16 108,7 96,6 86,4 79,3 72,7 56,3
-17 110,9 98,4 87,9 80,7 73,9 57,1
-18 113,1 100,2 89,5 82,0 75,1 57,9
-19 115,3 102,0 91,0 83,4 76,3 58,6
-20 117,5 103,8 92,6 84,8 77,5 59,4
-21 119,7 105,6 94,1 86,2 78,7 60,1
-22 121,9 107,4 95,6 87,6 79,9 60,8
-23 124,1 109,2 97,1 88,9 81,1 61,6
-24 126,3 110,9 98,6 90,3 82,3 62,3
-25 128,5 112,7 100,2 91,6 83,5 63,0
-26 130,6 114,4 101,7 93,0 84,6 63,7
-27 132,8 116,2 103,2 94,3 85,8 64,4
-28 135,0 117,9 104,7 95,7 87,0 65,1
-29 137,1 119,7 106,1 97,0 88,1 65,8
-30 139,3 121,4 107,6 98,4 89,3 66,5
-31 141,4 123,1 109,1 99,7 90,4 67,2
-32 143,6 124,9 110,6 101,0 94,6 67,9
-33 145,7 126,6 112,1 102,4 92,7 68,6
-34 147,9 128,3 113,5 103,7 93,9 69,3
-35 150,0 130,0 115,0 105,0 95,0 70,0

Прошу не ориентироваться на диаграмму в начале поста — она не соответствует данным из таблицы.

Расчет температурного графика

Методика расчета температурного графика описана в справочнике (Глава 4, п. 4.4, с. 153,).

Это довольно трудоемкий и долгий процесс, так как для каждой температуры наружного воздуха нужно считать несколько значений: Т 1 , Т 3 , Т 2 и т. д.

К нашей радости у нас есть компьютер и табличный процессор MS Excel. Коллега по работе поделился со мной готовой таблицей для расчета температурного графика. Её в свое время сделала его жена, которая трудилась инженером группы режимов в тепловых сетях.

Для того, чтобы Excel расчитал и построил график достаточно ввести несколько исходных значений:

  • расчетная температура в подающем трубопроводе тепловой сети Т 1
  • расчетная температура в обратном трубопроводе тепловой сети Т 2
  • расчетная температура в подающем трубопроводе системы отопления Т 3
  • Температура наружного воздуха Т н.в.
  • Температура внутри помещения Т в.п.
  • коэффициент «n » (он, как правило, не изменен и равен 0,25)
  • Минимальный и максимальный срез температурного графика Срез min, Срез max .

Все. больше ничего от вас не требуется. Результаты вычислений будут в первой таблице листа. Она выделена жирной рамкой.

Диаграммы также перестроятся под новые значения.

Также таблица считает температуру прямой сетевой воды с учетом скорости ветра.

1. Как определить среднюю температуру суток, месяца, года?

Суммировать температуры и разделить на количество наблюдений.

2. Как изменяется температура воздуха с изменением высоты, поры года и географической широты? Почему?

Температура воздуха с высотой уменьшается, поскольку воздух нагревается от земной поверхности, то чем дальше от поверхности, тем ниже температура.

Поры года имеют так же разные температуры. Холодная пора года – зима, теплая лето, весна и осень – переходные периоды. Температура по порам года зависит от удаленности земного шара от Солнца и угла падения солнечных лучей.

От экватора к полюсам угол падения солнечных лучей уменьшается и температуры так же уменьшаются.

3. Как вы думаете, при какой погоде – облачной или безоблачной - суточная амплитуда температур бывает выше? Почему?

Амплитуда температур выше при безоблачной погоде, поскольку облака задерживают тепло в атмосфере. При их отсутствии земная поверхность сильно прогревается днем и больше выхолаживается ночью.

4. *Объясните, почему на островах Новая Земля средняя температура самого теплого месяца не превышает +20С, несмотря на большую продолжительность солнечного сияния.

Новая Земля находится в субарктических широтах и угол падения солнечных лучей очень мал, поэтому поверхность не прогревается. Так же, снег и лед имеют высокую отражающую способность.

Практические задания

1. Определите среднесуточные температуры воздуха и суточную амплитуду температур согласно данных таблицы.

Данные измерений температуры воздуха, 0С

1 день – средняя -6,50С, амплитуда 80С

2 день – средняя -10С, амплитуда 50C

3 день – средняя +3,50С, амплитуда 30С

2. Среднемесячные температуры воздуха следующие: I - -100C, II - -100C, III - -40С, IV - +50С, V - +130С, VI - +160С, VII - +180С, VIII - +160С, IX - +120С, X - +60С, XI - -30С, XII - -90С. Определите среднегодовую, годовую амплитуду температур и постройте график годового хода температур. Проанализируйте график.

Среднегодовая +40С

Амплитуда – 280С

График годового хода температур и вычисленная амплитуда дает возможность говорить о том, что речь идет о умеренном умеренно континентальном климате с холодной зимой и теплым летом.


3. Во время полет стюардесса уведомила, что температура воздуха за бортом - -280С, а возле поверхности Земли - +150С. Определите высоту полета самолета.

Температура опускается на 6 0С на каждый 1 км подъема. Разница температур 430С.

4. Альпинисты поднимаются на гору Джомолунгма высотой 8848 м, около подножья которой температура составляет +240С. Определите, какая температура будет на вершине.

Если учесть что с каждым 100 метрами подъема температура будет снижаться на 0,6 градуса.

составляем уравнения.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями температуры воздуха;
  • Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
  • Научить школьников выполнять практические задания по измерению температуры воздуха.

ХОД УРОКА

I. Приветствие учащихся

Учитель. Какую оболочку Земли мы начали изучать?

Ответ. Атмосферу.

Учитель. Что такое атмосфера?

Ответ. Газообразная или воздушная оболочка Земли.

Учитель. Какими качествами или показателями мы можем охарактеризовать воздух? (По ходу ответов учащихся учитель заполняет на доске схему).

На доске нарисована лестница из нескольких ступеней, на каждую ступень учитель помещает лист с написанной на нем проблемой. И проговаривает проблему.

Учитель. Сегодня мы с вами изучим только одну из характеристик – температуру воздуха. И за время урока поднимемся по лестнице знаний, решая следующие проблемы:

Учитель. Также научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

II. Запись темы урока в тетрадь

Учитель. Итак, решаем первую проблему.
Наблюдая за температурой и проводя ее измерения, люди заметили, что в течение дня температура воздуха меняется. Утром довольно холодно. К полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца. Почему в течение дня температура воздуха меняется?

Заслушиваются мнения учащихся.

III. Демонстрация опыта

Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).

  1. Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг.
  2. С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг.

Учитель. Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему?
А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.

Учитель прикрепляет на доску три изображения Солнца в разном положении над горизонтом в течение дня. И демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод. От чего же зависит изменение температуры воздуха?

Ответ: температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей.

Учитель. Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему. Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?

IV. Объяснение учителя

Учитель. Воздух прозрачен, он пропускает через себя солнечные лучи и не нагревается. Лучи ударяются о непрозрачную земную поверхность и нагревают ее, а уж от земной поверхности нагревается воздух. С одинаковой ли скоростью будет нагреваться вода и суша?
Вода нагревается медленно и остывает медленно.

Учитель. Сделайте вывод по данной проблеме.

Ответ: днем над поверхностью воды воздух будет прохладнее, а ночью теплее, чем над сушей.

Учитель. Температуру воздуха измеряют с помощью термометра (демонстрация термометра). Почему термометр нельзя устанавливать на солнце?
Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке.
Давайте посмотрим, что представляет собой будка для измерения температуры воздуха на рисунке 68, стр.107 учебника. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают.

Учитель. Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

Демонстрация прикрепленного к доске самодельного термометра для измерения температуры воздуха.

Учитель. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 0 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.
Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.

Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:

Время

Температура воздуха
6 часов
10 часов
14 часов
18 часов
22 часа

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.

Запись решения учащимися в тетрадь.

1 0 С – (–8 0 С) = 9 0 С.

V. Работа в группах

Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным показателям.

Группа №1

Температура воздуха

6 часов
10 часов
13 часов
19 часов

Группа №2

Температура воздуха

6 часов
10 часов
13 часов
19 часов

Группа №3

Температура воздуха

6 часов
10 часов
13 часов
19 часов

Группа №4

Температура воздуха

6 часов
10 часов
13 часов
19 часов

Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

  1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;
  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Время

Температура воздуха
6 часов
10 часов
14 часов
18 часов
22 часа

Запись решения учащимися в тетрадь

– 8 0 С + (– 7 0 С) + (– 4 0 С) = – 19 0 С.
0 + 1 0 С = + 1 0 С.
– 19 0 С + 1 0 С = – 18 0 С.
– 18 0 С: 5 = – 3,6 0 С.

Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 4 0 С.
Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.

Учитель. А теперь пришло время проверить, чему вы научились за урок и выполнить контрольное задание.

VI. Закрепление полученных знаний

Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.

Вопросы

На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 47 0 С;
Б) – 2 0 С;
В) + 15 0 С.

7ч. +3 0 С.
13ч. +4 0 С.
19ч. + 8 0 С.

Суточная амплитуда температуры воздуха равна:

А) 11 0 С.
Б) 4 0 С.
В) 5 0 С.
Г) 7 0 С.

Определите среднесуточную температуру воздуха

7ч. +3 0 С.
13ч. +4 0 С.
19ч. + 8 0 С.

О) + 5 0 С.
П) + 15 0 С.
Р) + 3 0 С

Ответы

Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.

Учитель. Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы:

  • Что вы сегодня на уроке узнали новое?
  • Чему научились?

VII. Выставление оценок

Объявление домашнего задания:

  • Параграф “Температура воздуха”
  • Ответьте на вопрос: почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре.

В течение суток температура воздуха меняется. Самая низкая температура наблюдается перед восходом Солнца, самая высокая — в 14-15 часов.

Чтобы определить среднесуточную температуру, надо измерять температуру четыре раза в сутки: в 1 час ночи, в 7 часов утра, в 1 час дня, в 7 часов вечера. Среднее арифметическое этих измерений и является среднесуточной температурой.

Температура воздуха меняется не только в течение суток, но и в течение года (рис. 138).

Рис. 138. Головой ход температуры воздуха на широте 62° с. ш.: 1 — Торсхавн Дания (морской тин), средняя годовая температура 6,3 °С; 2- Якутск (континентальный тип) — 10.7 °С

Среднегодовая температура — это среднее арифметическое температур за все месяцы года. Она зависит от географической широты, характера подстилающей поверхности и переноса тепла из низких широт в высокие.

Южное полушарие в целом холоднее Северного из-за покрытой льдом и снегом Антарктиды.

Самый теплый месяц в году в Северном полушарии — это июль, а самый холодный — январь.

Линии на картах, соединяющие пункты с одинаковой температурой воздуха, называются изотермами (от греч. isos — равный и therme — тепло). Об их сложном расположении можно судить по картам январских, июльских и годовых изотерм.

Климат на соответствующих параллелях Северного полушария теплее аналогичных параллелей Южного полушария.

Самые высокие годовые температуры на Земле наблюдаются на так называемом термическом экваторе. Он не совпадает с географическим экватором и находится на 10° с. ш. Это объясняется тем, что в Северном полушарии большую площадь занимает суша, а в Южном полушарии, наоборот, — океаны, которые затрачивают тепло на испарение, а кроме этого, сказывается влияние покрытой льдом Антарктиды. Среднегодовая температура на параллели 10° с. ш. составляет 27 °С.

Изотермы не совпадают с параллелями несмотря на то, что солнечная радиация распределяется зонально. Они изгибаются, переходя с материка на океан, и наоборот. Так, в Северном полушарии в январе над материком изотермы отклоняются к югу, а в июле — к северу. Это связано с неодинаковыми условиями нагревания суши и воды. Зимой суша охлаждается, а летом нагревается быстрее, чем вода.

Если анализировать изотермы в Южном полушарии, то в умеренных широтах их ход очень близок к параллелям, поскольку там мало суши.

В январе самая высокая температура воздуха наблюдается на экваторе — 27 °С, в Австралии, Южной Америке, центральной и южной частях Африки. Самая низкая температура января отмечена на северо-востоке Азии (Оймякон, -71 °С) и на Северном полюсе -41 °С.

Самой «теплой параллелью июля» является параллель 20° с.ш. с температурой 28 °С, а самое холодное место в июле — южный полюс со средней месячной температурой -48 °С.

Абсолютный максимум температуры воздуха зарегистрирован в Северной Америке (+58,1 °С). Абсолютный минимум температуры воздуха (-89,2 °С) был отмечен на станции «Восток» в Антарктиде.

Наблюдения выявили существование суточных и годовых колебаний температуры воздуха. Разность между наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой, а в течение года - годовой амплитудой температуры.

Суточная амплитуда температуры зависит от ряда факторов:

  • широты местности — уменьшается при движении из низких в высокие широты;
  • характера подстилающей поверхности — она выше на суше, чем над океаном: над океанами и морями суточная амплитуда температуры равна всего 1-2 °С, а над степями и пустынями достигает 15-20 °С, так как вода нагревается и остывает медленнее, чем суша; кроме этого, она возрастает в районах с оголенной почвой;
  • рельефа местности — вследствие опускания в долину холодного воздуха со склонов;
  • облачности — с ее увеличением суточная амплитуда температуры уменьшается, так как облака не позволяют земной поверхности сильно нагреваться днем и остывать ночью.

Величина суточной амплитуды температуры воздуха — один из показателей континентальности климата: в пустынях ее значение намного больше, чем в районах с морским климатом.

Годовая амплитуда температуры имеет закономерности, сходные с суточной амплитудой температуры. Она зависит главным образом от широты местности и близости океана. Над океанами годовая амплитуда температуры чаще всего не больше 5-10 °С, а над внутренними районами Евразии — до 50-60 °С. Вблизи экватора средние месячные температуры воздуха мало отличаются друг от друга на протяжении года. В более высоких широтах годовая амплитуда температур возрастает, и в районе Москвы она составляет 29 °С. На одной и той же широте годовая амплитуда температуры увеличивается с удалением от океана. В зоне экватора над океаном годовая амплитуда температуры равна всего Г, а над континентами — 5-10°.

Различные условия нагревания воды и суши объясняются тем, что теплоемкость воды в два раза больше, чем суши, и при одинаковом количестве тепла суша нагревается вдвое быстрее воды. При охлаждении происходит обратное. Кроме этого, вода при нагревании испаряется, при этом расходуется значительное количество тепла. Немаловажным является и то, что на суше тепло распространяется практически только в верхнем слое почвы, а в глубину передастся лишь небольшая его часть. В морях и океанах же идет нагрев значительной толщи. Этому способствует вертикальное перемешивание воды. В результате океаны накапливают тепла гораздо больше, чем суша, удерживают его дольше и расходуют более равномерно, чем суша. Океаны медленнее нагреваются и медленнее охлаждаются.

Годовая амплитуда температуры в Северном полушарии составляет 14 °С, а в Южном — 7 °С. Для земного шара средняя годовая температура воздуха у земной поверхности составляет 14 °С.

Тепловые пояса

Неравномерность распределения тепла на Земле в зависимости от широты места позволяет выделить следующие тепловые пояса, границами которых являются изотермы (рис. 139):

  • тропический (жаркий) пояс расположен между годовыми изотермами + 20 °С;
  • умеренные пояса Северного и Южного полушарий — между годовыми изотермами +20 °С и изотермой самого теплого месяца +10 °С;
  • полярные (холодные) пояса обоих полушарий расположены между изотермами самого теплого месяца +10 °С и О °С;
  • пояса вечного мороза ограничены изотермой 0 °С самого теплого месяца. Это царство вечных снегов и льдов.

Рис. 139. Тепловые пояса Земли

Температуру воздуха определяют по термометру . На метеорологических станциях термометр помещают в метеорологическую будку, которая всегда устанавливается так, чтобы шарики термометров были на высоте двух метров от поверхности земли. Дверца метеорологической будки должна открываться с северной стороны. Делается это для того, чтобы при отсчёте температуры солнечные лучи не попадали внутрь будки и не нагревали термометр. Если на термометр будут по-падать солнечные лучи, то он покажет не температуру воздуха, а температуру нагретой солнцем стеклянной трубки и других частей термометра.

Если верхний конец столбика ртути или спирта в термомет-ре показывает температуру выше 0°, то перед цифрой ставят знак «+» (плюс). Напри-мер, пять градусов тепла обозначают сокращённо: +5°. Темпе-ратуры ниже 0° обозначают знаком «-» (минус); например, пять градусов мороза: -5°.

Среднесуточная температура

Чтобы узнать среднюю температуру за день , находят среднее арифметическое этих температур. Например, надо найти среднюю температуру за сутки, если за этот период она изменялась следующим образом:

Время

Температура

Время

Температура

в 1 час ночи

в 1 час дня

в 4 часа утра

в 4 часа дня

в 7 часов утра

в 7 часов вечера

в 10 часов утра

в 10 часов вечера

Сумму этих температур следует разделить на число изме-рений:

94°: 8 = +11 3 / 4 °.

Если в течение суток были как положительные, так и отрицательные температуры, то для вычисления средней суточной надо сначала сложить те и другие в отдельности, затем из большего числа вычесть меньшее и разность разделить на число измерений. При этом у частного сохраняется знак делимого. Например, если в течение суток температура изменялась следующим образом: -6°, -7°, -9°, -12°, +4°, +2°, -4°, -4°, то средняя температура будет -4 1 / 2 °.

Среднемесячная и среднегодовая температура

Чтобы найти среднюю месячную температуру , надо сложить средние температуры каждого дня и сумму разделить на количество дней в месяце. А если сложить все средние месячные температуры и разделить на 12, то получим среднюю температуру года .

Для получения графика температуры необходимо соединить в календаре пого-ды прямыми линиями все точки, показывающие температуру воздуха каждого дня. Глядя на этот график будет сразу видно, как изменялась днев-ная температура в течение месяца, когда она была выше нуля, когда ниже. Подобным образом составляется график изме-нения температуры в течение года.

Изменение температуры воздуха с высотой

Подсчитано, что при подъёме в тропосфере на каждый ки-лометр температура воздуха в среднем понижается на 6°. Поэтому, если средняя температура воздуха летних месяцев у подножия Кавказских гор около +20°, то на высоте 5 км она будет -10°. А при этой температуре, как известно, снег и лёд не тают (рис. 110).

Вот почему на вершинах высоких гор в течение года лежат вечные снега и льды, которые частично тают в летнее время и дают начало горным рекам .

Нагревание воздуха над сушей и водной по-верхностью

Поверхность земного шара неоднород-на. В одних местах боль-ше суши, в других на ты-сячи километров прости-рается водная гладь оке-ана. Известно, что суша нагревается солнечными лучами быстрее, чем вод-ная поверхность, но зато быстрее и остывает. Во-да же, наоборот, нагре-вается медленнее и мед-леннее остывает.

Днём пе-сок пляжа горячий, а вода прохладная. Зна-чит, днём и воздух над пляжем более тёплый, чем над водой. Вечером же, после захода солнца, песок быстро остывает, а вода в это время ещё тёплая.



Читайте также: