Как найти глухариный ток весной. Глухариный ток

Морис Метерлинк
Жизнь пчел

Морис Метерлинк. Жизнь пчел

Часть I. На пороге улья

Я не намерен писать трактат по пчеловодству или руководство по уходу за пчелами. Все цивилизованные страны уже владеют превосходными руководствами, которые было бы бесполезно переделывать: Франция – Дадана, Жоржа де Лайенса и Бонне, Бертрана, Гаме, Вебера, Кемана, аббата Коллена и т.д.; страны, говорящие на английском языке, имеют руководства Лангстрота, Бивана, Кука, Чешайра, Кована, Рута и их учеников. Германия имеет Дзиерзона, Ван-Берлепша, Поллмана, Фогеля и многих других.
Но моя книга не будет также ни научной монографией об apis mellifica, ligustica, fasciata и т.д., ни сборником новых наблюдений или исследований. Я не скажу почти ничего такого, что не было бы известно всем тем, кто хоть сколько-нибудь имел дело с пчелами. Чтобы излишне не загромождать этот труд, я оставил для другой, предназначенной уже для специалистов, работы целый ряд опытов и наблюдений, проведенных мною в течение двадцати лет занятий пчеловодством, – наблюдений, достаточно специальных, и потому имеющих весьма ограниченный интерес. Я просто хочу рассказать о «белокурых пчелах» Ронсара так, как рассуждают о предмете, который знают и который любят, говоря с теми, кто его не знает совсем. Я не собираюсь ни подкрашивать истину, ни причислять себя к числу тех занимавшихся пчелами лиц, которых Реомюр справедливо упрекал в замене действительно чудесного нравившимся им чудесным-фантастическим. В улье много чудесного, но это не основание для преувеличений. Кроме того, я уже давно отказался искать в этом мире более интересное и более прекрасное чудо, чем истина или чем усилие человека ее постигнуть. Не будем тратить сил на поиски величия жизни в неведомом. Вещи, самые обычные, полны величия, и мы до сих пор не исследовали основательно ни одной из них. Поэтому я буду говорить только о фактах, или проверенных мною лично, или таких, проверка которых являлась излишней ввиду их полной установленности в апидологии. Моя задача ограничивается тем, чтобы представить факты столь же научно, но в более живой форме, связать их с некоторыми наиболее глубокими и наиболее свободными размышлениями о них и придать им очертания более гармоничные, чем то возможно сделать в руководстве, в практическом учебнике или научной монографии. Тот, кто прочтет эту книгу, конечно же, не будет в состоянии руководить ульем, но он узнает приблизительно все, что известно о его обитателях достоверного, любопытного, интимного и глубокого. Но все это, конечно, ничто в сравнении с тем, что кроме этого предстоит ему изучить. Я обойду молчанием все традиционные заблуждения, которые по-прежнему продолжают оставаться легендой улья в деревнях и во многих сочинениях. Когда возникнет сомнение, разногласие, гипотеза, когда я столкнусь с неизвестным, – я честно сознаюсь в этом. Вы увидите, что нам часто придется останавливаться перед неизвестным. Кроме крупных и значительных актов внутреннего управления и деятельности легендарных дочерей Аристея Аристей, сын Аполлона, который, согласно мифическому преданию, научил людей пчеловодству. – Прим. пер.

О них неизвестно ничего всецело достоверного. По мере того как совершенствуется культивирование пчел, все чаще приходится убеждаться в незнании подлинных глубин их существования; но такое незнание уже само по себе лучше бессознательного и самодовольного невежества, которое составляет основу нашей науки о жизни. Да, по всей вероятности, этим и ограничивается все, что человек может надеяться узнать в этом мире.
Существует лиеще труд о пчелах, подобный настоящему? Лично мне не попадалось ничего в этом роде, – хотя думаю, что я прочел практически все, что о них писалось, – кроме главы, посвященной этому предмету Мишле в конце его книги «L"Insecte», и этюда на ту же тему знаменитого автора «Силы и Материи» Людвига Бюхнера, в его книге «Geistesleben der Thiere» Можно было бы еще раз указать на монографию Кирби и Спенса в их «Introduction to Entomology», но она носит исключительно технический характер.

Мишле едва коснулся этого предмета; что касается Бюхнера, то его этюд довольно полон, однако, прочитав его рискованные утверждения, легендарные факты, ссылки на давным-давно отброшенные источники, я подозреваю, что он никогда не выходил из своей библиотеки, дабы вопросить непосредственно своих героинь, никогда не открывал ни одного из тех сотен шумных, словно пламенем охваченных крыльями, ульев, в которые необходимо проникнуть прежде, чем наш инстинкт приспособится к их тайне, прежде, чем удастся напитаться атмосферой, ароматом, духом и таинствами трудолюбивых девственниц. В книге Бюхнера нет аромата меда и духа пчел; она страдает тем же недостатком, что и многие наши ученые книги, в которых выводы часто предвзяты, а их научное построение есть не что иное, как огромное нагромождение недостоверных анекдотов, взятых где попало. Но мне нечасто придется сталкиваться с ним в своем труде, потому что наши отправные пункты, наши точки зрения и наши цели полностью различны.

Библиография пчел – одна из наиболее обширных (мы начнем с книг, чтобы скорее от них отделаться и направиться к самому их непосредственному источнику). Это странное маленькое существо, живущее обществом, управляемое сложными законами и совершающее во мраке удивительные работы, с незапамятных времен притягивало к себе внимание человека. Аристотель, Катон, Варрон, Плиний, Колумелла, Паладиус занимались пчелами, не говоря уже о философе Аристомахе, который, по словам Плиния, наблюдал их в течение пятидесяти восьми лет, и о Филиске из Тасоса, который жил в пустынных местах, чтобы не видеть никого, кроме пчел, и был прозван «Диким». Но именно у них-то и находится легенда о пчелах и все, что оттуда можно извлечь, т.е. нечто, почти равное нулю, изложено вкратце в четвертой песне «Георгик» Вергилия.
Непосредственно история пчелы начинается в XVII веке с открытия великого голландского ученого Шваммердама. Однако к этому необходимо прибавить еще одну малоизвестную подробность, а именно: еще до Шваммердама фламандский натуралист Клутиус высказал по этому поводу несколько важных истин, в том числе ту, что царица является единственною матерью всего ее народа и что она обладает атрибутами обоих полов; но он этого не доказал. Шваммердам изобрел истинные методы научного наблюдения, создал микроскоп, придумал сохраняющие инъекции, первый анатомировал пчелу, открытием яичников и яйцевода окончательно установил пол царицы, которую до тех пор считали царем, и неожиданным лучом пролил свет на все внутренние отношения улья, как основанные на материнстве. Наконец, он произвел разрезы и сделал рисунки, настолько совершенные, что они по сей день служат иллюстрацией для многих трактатов по пчеловодству. Он жил в шумном и беспокойном Амстердаме, сожалея о «мирной деревенской жизни», и умер в сорок три года, изнуренный трудом. Он изложил свои наблюдения в большом труде «Bybel der Natuure», написанном в благочестивом и строгом стиле. В этой книге прекрасные и простые порывы веры, которая боится быть поколебленной, относят все к славе Создателя; столетием позже она была переведена доктором Бергавом с нидерландского языка на латинский под заглавием «Biblia Naturae» (Лейден, 1737 г.).
Затем следует Реомюр, который, оставаясь верным тем же методам, произвел в своих шарантонских садах множество любопытных опытов и наблюдений над пчелами и отвел им целый том своих «Memoires pour servir a I`histoire des insectes». Его можно прочесть с пользой и без скуки. Изложение книги ясно, положительно, искренно и не лишено известной прелести, хотя грешит некоторой грубоватостью и сухостью. Прежде всего он стремился развеять огромное количество древних заблуждений, и в то же время распространил несколько новых; отчасти он разъяснил причины образования роя, политический режим цариц, одним словом – установил несколько важных истин и навел на след многих других. Своими исследованиями он первым делом подтвердил чудеса архитектуры улья, и все, что он об этом говорит, никем не было сказано лучше. Ему мы также обязаны идеей стеклянных ульев, которые потом, будучи еще более усовершенствованы, обнажили всю скрытую жизнь этих ретивых работниц, начинающих свое дело в ослепительном сиянии солнца и завершающих его только во тьме. Я должен был бы для полноты предмета назвать также изыскания и работы более поздних исследователей – Шарля Бонне и Ширака (который разрешил загадку царского яйца), но я ограничусь только главным и укажу на Франсуа Губера, учителя и классика науки о пчелах.
Губер, родившийся в Женеве в 1750 г., ослеп еще в ранней молодости. Заинтересовавшись вначале опытами Реомюра, которые он хотел проверить, Губер вскоре пристрастился к этим исследованиям, и с помощью разумного и преданного слуги, Франсуа Бюрненса, посвятил всю свою жизнь изучению пчелы. В летописях человеческих страданий и побед нет ничего более трогательного и более поучительного, чем история этого терпеливого сотрудничества, где один, видевший только духовный свет, руководил умом, руками и глазами другого, наслаждавшегося светом реальным; где человек, никогда, как уверяют, не видевший собственными глазами медового сота, тем не менее провидел сквозь пелену своих мертвых очей, – удваивавшую ту пелену, которой природа окутывает все существующее, – самые глубокие тайны гения, созидавшего этот невидимый для исследователя медовый сот; все это совершалось как бы для того, чтобы показать нам, что нет такого положения, при котором мы должны отказаться от надежды обрести истину. Я не буду перечислять, чем наука о пчелах обязана Губеру, я скорее мог бы указать, чем она ему не обязана. Его «Nouvelles observations sur les abeilles» («Новые наблюдения над пчелами») остались щедрым и верным сокровищем, из которого черпают многое все исследователи пчел; первый том этого сочинения был написан в 1789 году в форме писем к Шарлю Бонне, а второй появился только двадцать лет спустя. Правда, там встречается несколько ошибок, несколько несовершенных истин; со времени его книги было достигнуто немало успехов в микрографии, в практической культуре пчел, в способах обращения с царицами и т.д., но ни одно из его главных наблюдений не было опровергнуто или признано неверным: они остаются неприкосновенными в наших современных опытах и составляют их основу.

После открытий Губера следует несколько лет молчания; однако вскоре Дзиерзон, священник из Карлсмарка (в Силезии), открывает партеногенез, то есть девственное деторождение цариц, и изобретает первый улей с подвижными сотами, благодаря которым пчеловод мог отныне брать свою долю сбора, не предавая смерти свои лучшие колонии и не уничтожая в одно мгновение работу целого года. Этот улей, еще очень несовершенный, был существенно усовершенствован Лангстротом, который изобрел собственно подвижные рамы, с необыкновенным успехом распространенные в Америке. Рут, Куинби, Дадан, Чешайр, де Лайенс, Кован, Геддон, Говард и др. вносят в это изобретение еще несколько ценных улучшений. Чтобы избавить пчел от необходимости вырабатывать воск и строить магазины, на что им приходится расходовать много меда и самое лучшее время, Меринг придумал давать пчелам механически приготовленные восковые соты, которые немедленно принимаются пчелами и приспособляются к их нуждам. Грушка изобретает «smelatore» , который применением центробежной силы позволяет извлекать мед, не разбивая сот, и т.д. В несколько лет рутина пчеловодства разрушена; продуктивность и плодовитость улья утроены; везде устраиваются обширные и производительные пчельники. С этой минуты прекращаются бесполезные избиения самых трудолюбивых поселений и безобразный обратный подбор, являвшийся следствием таких избиений. Человек действительно становится господином пчел, господином тайным и неведомым, который всем управляет, не давая приказов, и держит все в повиновении, оставаясь не узнанным. Он вводит свою волю туда, где раньше все находилось в зависимости от сезона; он исправляет недочеты всего года; он соединяет враждебные республики; он уравнивает богатства; он увеличивает или сокращает число рождений; он регулирует плодовитость царицы; он ее свергает с трона и замещает другой, вырывая ловкостью трудно дающееся на это согласие народа, который возмущается при одном подозрении о непонятном вмешательстве. Найдя это нужным, он мирно нарушает тайну священных покоев и всей хитрой и предусмотрительной политики царского гинекея. Он по пять-шесть раз подряд отбирает плоды трудов этих сестер доброй неутомимой обители, не нанося им вреда, не отнимая у них мужества и не доводя их до разорения. Он соразмеряет склады и житницы их жилищ с жатвою цветов, рассыпанных весною в ее торопливом движении по склонам холмов. Он заставляет их сократить пышный штат возлюбленных, ожидающих рождения принцесс. Одним словом, он делает с ними что хочет и получает от них то, что требует, с тем, однако, условием, чтобы его требование подчинялось их свойствам и их законам, потому что поверх воли этого неожиданного бога, который завладел ими, поверх этой воли, – слишком обширной, чтобы быть замеченной, и слишком чуждой, чтобы быть понятой, – пчелы видят дальше, чем видит сам этот бог, и в своем непоколебимом самоотречении они думают только о выполнении таинственного долга их расы.

Теперь, когда книги уже сказали нам все, что они имели сказать нам существенного относительно весьма древней истории пчел, оставим науку, приобретенную другими, и взглянем на пчел нашими собственными глазами. Один час, проведенный среди пчельника, покажет нам вещи, может быть, менее точные, но бесконечно более живые и плодотворные.
Я еще не забыл первый пчельник, который я увидел и по которому научился любить пчел. Это случилось много лет тому назад в простой деревушке зеландской Фландрии, – опрятной и грациозной Фландрии, которая еще больше, чем сама Зеландия, этот рефлектор Голландии, сконцентрировала в себе вкус к ярким цветам и ласкает взгляд своими, подобными красивым и серьезным игрушкам, башнями и остроконечными крышами, своими ярко раскрашенными тележками, своими блестящими в глубине коридоров шкафами и стенными часами, своими маленькими, вытянувшимися вдоль набережных и каналов, как будто в ожидании наивной и благодетельной церемонии, деревьями, своими с разукрашенной кормой барками и лодками, своими дверьми и своими окнами, подобными цветам, своими безукоризненными шлюзами, своими миниатюрными и разноцветными подъемными мостами, своими отполированными, как изящная и сверкающая утварь, домиками, откуда выходят, украшенные золотом и серебром и похожие на колокольчики, женщины, отправляющиеся доить коров в окруженные белыми оградами луга или растягивать белье на ковре из вырезанных овалами и ромбами нежно-зеленых и усеянных цветами лужаек.
Там укрылся старый мудрец, довольно похожий на старца Вергилия,
Равный царям человек и подобный богам,
И, подобно последним, спокойно довольный, –
сказал бы Лафонтен;

Философское эссе Метерлинка "Жизнь пчел" - своеобразное продолжение его прославленного "Разума цветов". Перед читателем весьма необычное произведение. В нем тончайшие наблюдения за жизнью насекомых служат основой для размышлений о социальном развитии человечества, о попытке "вписаться" в современное общество, не отказываясь от уникальности своего "я" - по Метерлинку оно состоит в неразрывной связи человека и природы. Природы, в которой ему надлежит почерпнуть высшую мудрость...

Однако в идеальных ли отношениях состоит Природа и Общество?

Морис Метерлинк. Жизнь пчел

Часть I. На пороге улья

I

Я не намерен писать трактат по пчеловодству или руководство по уходу за пчелами. Все цивилизованные страны уже владеют превосходными руководствами, которые было бы бесполезно переделывать: Франция – Дадана, Жоржа де Лайенса и Бонне, Бертрана, Гаме, Вебера, Кемана, аббата Коллена и т.д.; страны, говорящие на английском языке, имеют руководства Лангстрота, Бивана, Кука, Чешайра, Кована, Рута и их учеников. Германия имеет Дзиерзона, Ван-Берлепша, Поллмана, Фогеля и многих других.

Но моя книга не будет также ни научной монографией об apis mellifica, ligustica, fasciata и т.д., ни сборником новых наблюдений или исследований. Я не скажу почти ничего такого, что не было бы известно всем тем, кто хоть сколько-нибудь имел дело с пчелами. Чтобы излишне не загромождать этот труд, я оставил для другой, предназначенной уже для специалистов, работы целый ряд опытов и наблюдений, проведенных мною в течение двадцати лет занятий пчеловодством, – наблюдений, достаточно специальных, и потому имеющих весьма ограниченный интерес. Я просто хочу рассказать о "белокурых пчелах" Ронсара так, как рассуждают о предмете, который знают и который любят, говоря с теми, кто его не знает совсем. Я не собираюсь ни подкрашивать истину, ни причислять себя к числу тех занимавшихся пчелами лиц, которых Реомюр справедливо упрекал в замене действительно чудесного нравившимся им чудесным-фантастическим. В улье много чудесного, но это не основание для преувеличений. Кроме того, я уже давно отказался искать в этом мире более интересное и более прекрасное чудо, чем истина или чем усилие человека ее постигнуть. Не будем тратить сил на поиски величия жизни в неведомом. Вещи, самые обычные, полны величия, и мы до сих пор не исследовали основательно ни одной из них. Поэтому я буду говорить только о фактах, или проверенных мною лично, или таких, проверка которых являлась излишней ввиду их полной установленности в апидологии. Моя задача ограничивается тем, чтобы представить факты столь же научно, но в более живой форме, связать их с некоторыми наиболее глубокими и наиболее свободными размышлениями о них и придать им очертания более гармоничные, чем то возможно сделать в руководстве, в практическом учебнике или научной монографии. Тот, кто прочтет эту книгу, конечно же, не будет в состоянии руководить ульем, но он узнает приблизительно все, что известно о его обитателях достоверного, любопытного, интимного и глубокого. Но все это, конечно, ничто в сравнении с тем, что кроме этого предстоит ему изучить. Я обойду молчанием все традиционные заблуждения, которые по-прежнему продолжают оставаться легендой улья в деревнях и во многих сочинениях. Когда возникнет сомнение, разногласие, гипотеза, когда я столкнусь с неизвестным, – я честно сознаюсь в этом. Вы увидите, что нам часто придется останавливаться перед неизвестным. Кроме крупных и значительных актов внутреннего управления и деятельности легендарных дочерей Аристея , о них неизвестно ничего всецело достоверного. По мере того как совершенствуется культивирование пчел, все чаще приходится убеждаться в незнании подлинных глубин их существования; но такое незнание уже само по себе лучше бессознательного и самодовольного невежества, которое составляет основу нашей науки о жизни. Да, по всей вероятности, этим и ограничивается все, что человек может надеяться узнать в этом мире.

Существует лиеще труд о пчелах, подобный настоящему? Лично мне не попадалось ничего в этом роде, – хотя думаю, что я прочел практически все, что о них писалось, – кроме главы, посвященной этому предмету Мишле в конце его книги "L"Insecte", и этюда на ту же тему знаменитого автора "Силы и Материи" Людвига Бюхнера, в его книге "Geistesleben der Thiere" . Мишле едва коснулся этого предмета; что касается Бюхнера, то его этюд довольно полон, однако, прочитав его рискованные утверждения, легендарные факты, ссылки на давным-давно отброшенные источники, я подозреваю, что он никогда не выходил из своей библиотеки, дабы вопросить непосредственно своих героинь, никогда не открывал ни одного из тех сотен шумных, словно пламенем охваченных крыльями, ульев, в которые необходимо проникнуть прежде, чем наш инстинкт приспособится к их тайне, прежде, чем удастся напитаться атмосферой, ароматом, духом и таинствами трудолюбивых девственниц. В книге Бюхнера нет аромата меда и духа пчел; она страдает тем же недостатком, что и многие наши ученые книги, в которых выводы часто предвзяты, а их научное построение есть не что иное, как огромное нагромождение недостоверных анекдотов, взятых где попало. Но мне нечасто придется сталкиваться с ним в своем труде, потому что наши отправные пункты, наши точки зрения и наши цели полностью различны.

II

Библиография пчел – одна из наиболее обширных (мы начнем с книг, чтобы скорее от них отделаться и направиться к самому их непосредственному источнику). Это странное маленькое существо, живущее обществом, управляемое сложными законами и совершающее во мраке удивительные работы, с незапамятных времен притягивало к себе внимание человека. Аристотель, Катон, Варрон, Плиний, Колумелла, Паладиус занимались пчелами, не говоря уже о философе Аристомахе, который, по словам Плиния, наблюдал их в течение пятидесяти восьми лет, и о Филиске из Тасоса, который жил в пустынных местах, чтобы не видеть никого, кроме пчел, и был прозван "Диким". Но именно у них-то и находится легенда о пчелах и все, что оттуда можно извлечь, т.е. нечто, почти равное нулю, изложено вкратце в четвертой песне "Георгик" Вергилия.

Непосредственно история пчелы начинается в XVII веке с открытия великого голландского ученого Шваммердама. Однако к этому необходимо прибавить еще одну малоизвестную подробность, а именно: еще до Шваммердама фламандский натуралист Клутиус высказал по этому поводу несколько важных истин, в том числе ту, что царица является единственною матерью всего ее народа и что она обладает атрибутами обоих полов; но он этого не доказал. Шваммердам изобрел истинные методы научного наблюдения, создал микроскоп, придумал сохраняющие инъекции, первый анатомировал пчелу, открытием яичников и яйцевода окончательно установил пол царицы, которую до тех пор считали царем, и неожиданным лучом пролил свет на все внутренние отношения улья, как основанные на материнстве. Наконец, он произвел разрезы и сделал рисунки, настолько совершенные, что они по сей день служат иллюстрацией для многих трактатов по пчеловодству. Он жил в шумном и беспокойном Амстердаме, сожалея о "мирной деревенской жизни", и умер в сорок три года, изнуренный трудом. Он изложил свои наблюдения в большом труде "Bybel der Natuure", написанном в благочестивом и строгом стиле. В этой книге прекрасные и простые порывы веры, которая боится быть поколебленной, относят все к славе Создателя; столетием позже она была переведена доктором Бергавом с нидерландского языка на латинский под заглавием "Biblia Naturae" (Лейден, 1737 г.).

Затем следует Реомюр, который, оставаясь верным тем же методам, произвел в своих шарантонских садах множество любопытных опытов и наблюдений над пчелами и отвел им целый том своих "Memoires pour servir a I`histoire des insectes". Его можно прочесть с пользой и без скуки. Изложение книги ясно, положительно, искренно и не лишено известной прелести, хотя грешит некоторой грубоватостью и сухостью. Прежде всего он стремился развеять огромное количество древних заблуждений, и в то же время распространил несколько новых; отчасти он разъяснил причины образования роя, политический режим цариц, одним словом – установил несколько важных истин и навел на след многих других. Своими исследованиями он первым делом подтвердил чудеса архитектуры улья, и все, что он об этом говорит, никем не было сказано лучше. Ему мы также обязаны идеей стеклянных ульев, которые потом, будучи еще более усовершенствованы, обнажили всю скрытую жизнь этих ретивых работниц, начинающих свое дело в ослепительном сиянии солнца и завершающих его только во тьме. Я должен был бы для полноты предмета назвать также изыскания и работы более поздних исследователей – Шарля Бонне и Ширака (который разрешил загадку царского яйца), но я ограничусь только главным и укажу на Франсуа Губера, учителя и классика науки о пчелах.

Мой метод поиска токов глухаря не отличается большой оригинальностью. Скорее это дальнейшее развитие метода отыскания большой концентрации глухаря в утренние и вечерние часы весной, с последующим уточнением тока методом «подслуха». Моё «ноу-хау» заключается в том, что я привлекал для поиска концентрации глухарей свою собаку. Собака имела широкий поиск и страсть к поиску птиц рода тетеревиных. Она любила искать глухарей и находила их часто, что сильно повышало мои возможности отыскать ток. Собака облаивала глухарей с таким азартом и страстью, эксперт сказал бы - агрессивно, что подойти к птице у меня было мало шансов. Глухарь срывался с дерева задолго до того, когда я успевал подойти на приличную дистанцию. Собака несколько раз прослеживала переместившегося глухаря, но в конце концов теряла. Я не расстраивался, в поиске токов мне был важен сам факт присутствия птицы в этом районе. Найдя район концентрации глухаря, оставалось только прийти туда вечером «на подслух» или утром до восхода и уточнить район тока, который находился, как правило, достаточно близко от этого места. Метод не 100%, но при должной настойчивости может принести успех. Таким образом, я нашёл четыре «личных» тока, про которых не говорил даже самым близким друзьям, а показывал лишь тем, про которых точно знал, что они без меня его не найдут. Тогда ещё не было навигаторов.

В один весенний день я не спеша двигался по просеке в сторону ночлега. Моя собака шустро прочёсывала близлежащий массив леса по обе стороны просеки, иногда показываясь мне на глаза. В очередной раз мелькнув впереди, она тотчас подняла копалуху которая с квоханьем улетела. Пройдя метров 200 – 250 я вышел на перекрёсток просек. На самом перекрёстке сохранился не растаявший сугроб снега, сплошь истоптанный глухариными следами. Несомненно, перекрёсток и этот сугроб являлся центром тока. Затоптав сапогами эти следы, чтобы уберечь их от лишних глаз я отправился дальше.

На это место я явился за долго до рассвета. Расположившись у квартального столба, стал дожидаться начала рассвета. Когда сидишь в темноте, то время движется со скоростью черепахи. Устав ждать, я чиркнул спичкой, чтобы посмотреть на часы, и в ту же секунду был оглушён грохотом крыльев двух глухарей, сидевших почти надо мной. Своим не осторожным действием я ток разогнал. Дождавшись рассвета, я всё не уходил на что то надеясь, и оказался прав. Солнце стояло уже высоко, когда по просеке прилетел глухарь и уселся на так любимый им сугроб. Глухарь был добыт без традиционного подскакивания.

Весьма осторожная птица, глухарь иногда проявляет не объяснимую беспечность. В одну весну счастливцы, получившие лицензии на глухаря, собрались в старом доме охотника, доставшийся обществу после получения охотничьего угодья. Егерь был один, а охотников много. Мне он показал направление на ток и на пальцах объяснил где его найти. Исхлестав в темноте «физию» ветками я безуспешно пыталсь услышать глухаря. С восходом солнца, разочарованный, направился назад, и вот тогда услышал песню. Глухарь токовал на отдельно стоящем дереве на середине довольно большой поляны. Место было совершенно открытое, и подойти скрытно не было ни какой возможности. Шансы были нулевые, но я всё же решил хотя бы попытаться. По открытому месту, под песню, (хотел написать начал прыгать) но я был на лыжах и поэтому делал два редко три шага. Для верного выстрела оставалось пройти ещё немного, но на моём пути выявилось препятствие в виде толстого ствола дерева лежащего поперёк. Обходить его, было не чего и думать. Под песню я закинул концы лыж на ствол, и под песню перескочил его, причем задние концы лыж остались на стволе. Стоять в таком положении невозможно, и я ухватился за ствол маленькой берёзки, берёзка качнулась и глухарь замолк. Сколько я стоял в "раскоряку" я не знаю, но по ощущению очень долго. Я уже не надеялся, что глухарь запоёт вновь, но он защёлкал, а потом вновь начал издавать трели. Подождав пока глухарь распоётся, я под песню слез со ствола дерева, и приняв вертикальное положение снял его третьим номером дроби. Удивительная беспечность птицы, которая не могла не видеть меня на совершенно открытом месте при ярком солнце. После охоты на базе при разговоре я услышал, что большинство охотников стреляли нулёвкой и даже крупнее, что совершенно излишне.

Глухариный ток.
Все мужчины Химдыма были заядлыми рыбаками и охотниками. Охотничьим промыслом они не занимались, им,некогда"" было, точнее лень и вечные пьянки мешали, а на уровне любителей им было мало равных. Как-никак постоянная практика в любое время года и на любую дичь. Естественно, сроки охоты устанавливали сами и сами себе не гадили злостным браконьерством.
Весной любили ходить на глухариные тока. В кратце это выглядит так. Глухари начинают токовать еще затемно. Скорее, поздней ночью, чем ранним утром. Часа в 2, 3 ночи. Поэтому приходили в район тока с вечера и коротали ночь у костра. Ночью же и начинают охоту. В темноте проще подкрасться к токующему глухарю. Стрелять, правда неудобно, приходится выглядывать силуэт птицы на фоне звезд и часто, в таких случаях, расстреливали беличьи гнезда вместо сидящих на соседней ветке удивленных глухарей.
В тех краях охота на глухариных токах начиналась еще по снегу и на току, в основном бегали на лыжах. Глухарей в тех местах было много, и встречались тока где только токующих глухарей было больше пятидесяти. Прибавьте к токующим самцам еще столько же не токующих молодых петушков, так называемых скрипунов, и приплюсуйте сюда еще самок-курочек всех возрастов, в количестве чуть большем, чем все самцы любого возраста и вместе взятые. Сколько получилось? Весь этот курятник расположен на участке примерно в четверть квадратного километра. Птички своими сборищами привлекают всех окрестных хищников от крохотный ласки до медведя, и от совы сплюшки до филина и орлов. Охотники-люди порой на таких сборищах выглядели откровенно лишними.
Теперь представьте себе четырех охотников идущих на глухариный ток в темнеющей тайге. Бобер, я и двое молдаван. Идея сходить на ток возникла слишком поздно, собирались недолго и вот спешим, идем в темнеющую тайгу. В последних отблесках зари дошли до места и уже разбираем съестные припасы у только что разведенного костра в самом центре тока. Заодно слушаем сколько глухарей прилетело на ток.
Глухарь садится на ветку шумно, он на своем месте считает себя хозяином. С шумом отряхивается и дает знать другим петухам о своем присутствии. Курочки и скрипуны садятся потихоньку, им привлекать внимание к себе не хочется. Иногда глухари начинают репетицию и с полчасика, час могут потоковать. Скрадывать их в это время практически бесполезно. Зрение у глухарей намного лучше человеческого и человека он увидит издали. Подсмотреть (с биноклем) глухаря вечером можно, но на ружейный выстрел глухарь не подпустит.
Мы у костра заняты другой проблемой, самогонки и закуски много, а стаканьев и кружек оказывается не взяли. Вопрос: как будем пить чай? Все правильно, из одного котелка и через край когда чай остынет. Самогонку тоже. Когда рассветет, стаканчики можно будет сделать из бересты, но к тому времени стаканы будут уже не нужны. На Химдыме чаю напьемся.
Соли тоже не взяли. Супчик придется есть несоленым. Зато патроны есть у всех и к взятым ружьям подходят по калибру. В общем сплошные ХИ-ХИ и ХА-ХА.
На сосну рядом с костром уселся скрипун. Решили не стрелять и ток не портить. Скрипун будто знает о своей безопасности, ходит по ветке и рассматривает сидящих у костра. Подкинутая вверх шапка глухаря не пугает, нацеленные ружья тоже. В конце концов, к глухарю привыкаем и на его шевеление уже не обращаем внимания.
Закопченный котелок пачкает губы, снегом оттираться надоедает и скоро все сидим у костра с чумазыми лицами. Самогонку допили, спать не хочется, рассказываем анекдоты и страшные истории. Котелок с чаем остывает в снегу. К полуночи разговоры становятся вялыми и вот уже все спят. Спят как могут. В основном сидя и облокотившись на колени. Поза неудобная, затекает спина.
Бобер выдвигает предложение расстрелять скрипуна и двигать на Химдым. Аргумент веский. Утром можем запросто оказаться с пустыми руками, а тут верная,Синичка"" в руках. До скрипуна видимо дошла сама суть разговора и он, не дослушав до конца всех доводов, спешно улетает в темноту. На что Бобер торжественно заявляет, что один вопрос с повестки снят. Опять укладываемся, но сон не идет. Каждый вспоминает упущенного глухаря.
В конце концов, час ИКС наступил и все услышали, как где-то недалеко от костра защелкал и заточил глухарь. Бобер советует ориентироваться по звездам, точнее по Полярной звезде и ковшу Большой Медведицы, чтоб не заходить в чужой сектор. У каждого свой сектор и направление. Расходимся.
Отойдя метров на пятьдесят от костра, я стою и приучаю свои глаза к темноте. Слышу нескольких токующих глухарей. Выбираю самого ближнего и войдя в ритм глухариного точения успеваю сделать пару шагов. Щелкает, стою и слушаю. Заточил, успеваю сделать пару шагов. Скоро уже не дожидаюсь точения и по щелчкам определяю когда начнется точенье и синхронно с глухариным точением делаю два шага. Больше не получается. До глухаря еще далеко и пара ошибок в синхронности пока не страшны. На фоне белого снега торчат черные стволы деревьев и дымкой кустарник. Закрыл глаза и двигаюсь на звук, видимость не намного хуже. Открываю глаза, чтоб не врезаться в дерево и не оступиться. На ясном небе яркие звезды, проблескивают среди ветвей. Глухарь замолчал, прислушивается. Я тоже затаился и слушаю. Вдали щелканье и шипенье других глухарей, где-то далеко забормотали тетерева, но я слушаю то, что творится в непосредственной близости от себя. Кто-то идет и шуршит по насту, но не на лыжах. Тишина, шедший тоже затаился и слушает. Глухарь защелкал, но точить не стал. Провоцирует противника и противник шагнул-прошуршал.
Глухарь захлопал крыльями и улетел. Послышалось гуканье. Это росомаха скрадывала того же глухаря, что и я. Леша Хохол предупреждал, что на этом току видел следы двух росомах и двух лисиц. Лисицы обычно молчком переживают неудачу или (несолидно) тявкают, а росомаху я услышал впервые. Пошел в ее сторону, гуканье прекратилось. Росомаха, почуяв меня, убежала. Я сориентировался по звездам и пошел скрадывать другого петуха. По пути вспугнул целый выводок самок, и опять пришлось менять направление и токующего глухаря.
В ночи уже чувствовалось приближение утра. Было что-то неуловимо не так. Немного было обидно, только разгулялся и скоро конец охоте. Очередной глухарь заливался как автомат и я подходил к нему все ближе. Но рядом со мной еще кто-то скрадывал этого же глухаря. Я посмотрел на звезды, попробовал сориентироваться. Вполне возможно, что это именно я закрутился и перепутал участки. Шел к глухарю и ждал встречи с кем-то из своих.
Вот уже вижу тень на фоне снега. Кто это разобрать невозможно, слишком темно. Фигура какая-то странная. Зачем он пригнулся-то, в темноте все равно не видно как подходишь к глухарю. И вообще участок скорее всего мой. Сейчас сойдемся и пусть этот захватчик и перепутальщик в такой же позе уматывает на свою территорию. Идем, сближаемся под глухариное точенье. Два шага под песню и стоим, опять два шага и опять стоим. Вот сейчас обойдем кустики и встретимся. Это явно не Бобер, у Бобра глаза по всему телу. Его научили осматриваться. Это кто-то из молдаван. Надо будет заодно этому молдаванину намекнуть, чтоб по сторонам лучше смотрел, на всякий случай. Тайга вокруг все-таки.
Между нами расстояние метров пять, шесть. Кустики кончаются, впереди полянка, я стою и жду выхода молдаванина. Выходит под песню (глухаря) вовсе не молдаванин, а медведь...
Смотрим друг на друга и под глухариное точение, разворачиваемся и расходимся в разные стороны. Два шага прошли и стоим ждем, в основном подлянки друг от друга. Опять два шага под глухариную песню и опять ждем когда запоет-заточит глухарь... Отойдя подальше, я зарядил ружье пулями и пошел за медведем. По шуршанью определил, что мишка зашел на чужую территорию. Стал скрадывать под песню. Впереди медведь, позади я. Приближаюсь все ближе и ближе, можно стрелять. Беру на мушку и жду когда мишка выйдет на открытое место. Вышел молдаванин…
В темноте я оказывается, скрадывал молдаванина. Молдаванин прошел мимо, не заметив меня. Я тут же прислонился к ближайшему дереву и закурил, выкурил подряд, наверное, штук пять сигарет. Стало светлее, охотиться расхотелось, да и толку от охоты уже не было, я пошел к костру. У костра сидел Бобер, кипятил чаек. Я рассказал ему о своем приключении. Бобер тоже, оказалось, пытался обезопасить остальных от этого медведя, и точно также ему расхотелось охотиться. Кого из нас он скрадывал, так и не сказал. Предложил мне не принимать случившееся близко к сердцу. Ошибки у всех бывают.
Скоро подошли молдаване, и подсели к костру. Все были без добычи и вспоминали вечернего глухаря-скрипуна. Получилось как предсказывал Бобер. Опять ХИ-ХИ и ХА-ХА. В это время, метрах в семидесяти на корабельной сосне уселся скрипун. Бобер потихоньку командует, стреляем на раз-два. Выстрелом из всех стволов мы его достанем. Прицелились и по команде пальнули. Глухарь комом повалился на землю, но перед самой землей оправился и спланировал куда-то за деревья. Одели лыжи и побежали искать добычу.
Искали долго, когда услышали выстрел, пошли к костру. Точно, один из молдаван несет уже закостеневшего глухаря и рябчика. Говорит, что услышал посвист рябчика и после выстрела увидел недалеко от убитого рябчика засыпанного снегом глухаря. Снег был с водой и видимо поэтому, глухарь так быстро застыл.
Часам к девяти (утра) подошли к Химдыму. Солнце изрядно припекало. Еще издали были слышны детские крики. Бобер расцветал, прям на глазах. Он думал, что это играют его дети. Подошли (на лыжах) поближе и увидели, что это дети Леши Хохла купаются в луже на дороге. Разделись до нага и бегали с брызгами, по луже туда и сюда. Нас, случайно встречал сам Хохол, и он на экстремальные игры своих детей не обращал никакого внимания. Насчет нашего глухаря он сказал, что для скрипуна глухарь больно черен и слишком бородат. Он дней десять назад потерял там подранка и возможно этот глухарь его.
Действительно, у глухаря были уже запавшие глаза и он полноправно принадлежал Хохлу.
Продолжение следует в

За более чем двадцать лет охоты, довелось в разных местах найти много глухариных токов – думаю не меньше десятка. Должен вам признаться, что момент обнаружения заветных глухариных чертежей на плотном снегу, эмоционально мало уступает моменту, когда, наконец, в апреле услышишь на краю слуха, заветные щелчки и точение древней монументальной птицы, реликта наших северных лесов - глухаря.

Хочу рассказать о своем прошлогоднем мартовском путешествии в самую середину огромного мохового болота, начинающегося километрах в пяти от деревенского ”поместья” моих знакомых.

Итак, 10 марта, прошлого года. Раннее утро. Настолько раннее, что еще почти совсем темно и только где-то на востоке появилась еле заметная розовая полоска. На небе постепенно блекнут мириады звезд. Мороз на градуснике у крыльца показывает колючие минус восемь.

Быстро завтракаем и садимся в Ниву, предварительно кинув в нее старые лыжи «Тайга», небольшой рюкзак с запасом еды и питья на весь день. Это кусок хлеба, кусок сала, луковица, пара яблок и две маленькие пластиковые бутылки с простой водой и байкалом. Для поддержания сил должно хватить на весь день.

Еще в рюкзаке две пары шерстяных носков, лёгкая водолазка, запаянные в полиэтилен охотничьи спички, лёгкий топорик. В кармане охотничьей куртки обязательные компас и копия карты этого района. Шапка, перчатки, брюки на синтепоне и зимние сапоги - вот, пожалуй, и вся экипировка. Да еще конечно хороший охотничий нож на ремне.

В таком виде меня и забрасывают километров за двадцать пять по живописным ”зимним” проселкам, мимо спящих деревушек на дальний край мохового болота. К моменту выгрузки как раз светает. Короткое расставание после договоренности связаться после обеда по телефону и убытие транспортного средства на базу. Остаюсь на дороге один, а впереди за километровыми полями, начинаются незнакомые леса и болота. И где-то там, в глубине этих болот уже поют глухари. Один только и есть вопрос - где именно? На этот вопрос и предстоит постараться сегодня ответить.

Полный вперед. Входя в сосновый лес, через зарастающую мелятником опушку, сверяюсь с компасом. План следующий - следуя на северо-запад, пройти километров шесть - семь, после чего повернуть строго направо и челноком, подобно сеттеру, работающему по коростелю, осматривая островки высокого соснового леса среди моховых болот, добраться до дома. Вроде бы все очень просто! Хватит ли на эту задумку одного дня - ведь впереди километров тридцать, буреломы, выворотни, ручьи, под уже тонким подмытым льдом, и вообще неизвестно что.

Поживем, как говориться - увидим! На лыжах не стоял уже года три, хотя и совершил за это время пару безуспешных вылазок по насту километров по 12-15 пешком. Это когда снег не глубокий, а ночной мороз превращает наст в субстанцию подобную асфальту. В том же году снега было по пояс и забираться черте-куда без лыж, с риском, что наст к обеду отпустит и перестанет держать, не очень-то хотелось. Повторять подвиг Алексея Маресьева ни к чему.

Так что, не спеша, вспоминая технику ходьбы на лыжах без палок, шварк да шварк углубляюсь в лес. Отойдя километра два от опушки, среди старого не густого ельника натыкаюсь на следы лося и еще много более мелких следов вокруг. Немного пройдя по этой колее, вижу темный снег на вытоптанном участке. Ковыряю в этом месте снег ногой и ножом.

Под плотной коркой появляется спрессованный снег красного цвета. Внимательно осматриваю следы уходящие дальше. Следов человека нигде не видно - значит лося по насту достали волки. Никогда ранее не встречал в этих краях их следов, правда, никогда ранее именно тут и не был! Дальше иду по следам волчьего ”преступления”. Метров за тридцать вижу усыпанный лосиной щетиной, вытоптанный пятачок. Посреди него видна торчащая из снега и сама лосиная шкура. Пытаюсь в этом месте расковырять ножом снег.

Почти ничего не выходит - снег перемешанный с кровью спрессовался как камень. Хватит терять время! Достаю из рюкзака топорик и сую его под ремень на боку. Зря не взял ружье или карабин! Лучше в случае чего заплатить штраф в тысячу рублей, чем посреди огромного болота нарваться на волчью стаю, особенно в случае вынужденной ночевки! Но не отступать же теперь. Вперед и только вперед.

Все дальше углубляясь в лесной массив, иду по ельникам. Кое-где приходится буквально продираться через еловый молодняк. На подъемах лыжи скользят. Несколько раз падаю в снег и, пробив не толстый наст, погружаюсь в него целиком. Выбираться крайне тяжело, снег, точно как говорил Васков из незабвенного « А зори здесь тихие », по... - в общем барышням по пояс будет. При этих падениях есть опасность сломать коленом лыжу и стать пешеходом.

Если это случится километрах в пятнадцати от ближайшей дороги, то сегодня я домой не приду и ночевки в зимнем лесу не избежать. После второго падения вырубаю из сухой елки палку-посох. Преодолевая подъемы, опираюсь на нее. Риск падения уменьшается многократно. Приходит далеко не новая мысль, что давно бы пора подбить лыжи камусом!

Километров через пять впереди замаячили просветы. Неужели добрался до болота? Подъезжаю действительно к болоту, покоящемуся под метровым снежным саваном. Но болото явно не моховое. Видимо это заболоченный ручей. Везде видны верхушки выворотней и продолговатые бугры от, наваленных друг на друга, упавших стволов. Да тут и черт ногу сломит. Отличнейшее место для волчьего логова. Где-то тут они вероятно и выводят волчат.

Поперек болота напрямую ломиться и думать нечего — сломаешь не только лыжи, но и шею. Не поможет никакой камус. Пытаюсь ехать краем. С трудом объезжая бурелом, и кое-где сойдя с лыж и взяв их в руки, перебираюсь через завалы. Наконец перехожу ручей по стволу упавшей сосны, сбивая перед каждым шагом с нее снег. Вроде бы начинаются сосняки — жить становиться легче. Сажусь передохнуть на валежину, перевести дух и перекусить.

Как же чертовски приятен бутерброд с салом и кружочком лука. Пока сижу, остываю от недавнего форсирования ручья, как раз из-за облаков выходит солнце, и мир вокруг сразу же преображается. Сосновая хвоя становится изумрудно зеленой, снег матово искрится, солнечные блики красиво играют на сосновых стволах. И жить хорошо, и жизнь хороша! На часах мобильника еще нет и десяти — весь день впереди. Ну ладно поели, передохнули и пошли, то есть поехали дальше.

Начинают попадаться стручки глухариного помета. Но он явно старый, зимний - не токовой. Проехав еще пару километров, забираю вправо. Вот вроде и начинается моховое болото. Сосны становятся чахлыми, а поверхность впереди более ровная. Попадаются следы зайца, лисы. Кое-где виден помет рябчика и тетерева, а кое-где и следы тетеревов. Может быть, тоже уже начали подтоковывать.

Далее стараюсь высмотреть участки соснового леса повыше. Это, как правило, небольшие возвышенности. Переезжаю от одного островка к другому и постепенно углубляюсь в это огромное моховое болото. Вскоре пейзаж со всех сторон стал одинаковым. Чахлые сосны, сухие корявые елки да редкие тонкие березки. Пару часов пейзаж не меняется.

Это значит, что прочелночил в общем направление на восток километров 6-7. Все - перекур и рекогносцировка. Примерно определяю свое место, но точность конечно никакая. Надо покупать GPS навигатор - он сэкономит кучу времени! Правда, полагаться только на это чудо техники нельзя, он может глюкануть отсырев, могут сесть батарейки — тогда без умения ориентироваться, можно попасть впросак и вообще попасть.

Куда ж теперь податься? Решаю забирать севернее, что бы перебраться за центр болота, которое в поперечнике километров 16 на 25. В центре вроде обозначены возвышенности. Может быть, на них и есть то, что я ищу? Действительно, вскоре болотистый сосняк сменяется болотистым частоколом березняка. Пошел неуклонный подъем. Вот оно верховое болото.

Начали попадаться свежие следы лосей, и не мало. Это радует. Лося в здешних местах не видел очень давно, хотя местные говорили, что, еще каких-то лет двадцать назад, на километровом пути от деревни к большому лесу гарантированно видели пару-тройку лосей в полях, на краях кустов и перелесков. Тогда в эти места вела тракторная колея.

Насыпанная перед перестройкой дорога открыла доступ к хорошим местам и вот итог. Постепенно многолюдье и дальнобойные карабины загнали лосей в непроходимые дебри. Ибо, перед тем как войти в лес, видел целые дороги, накатанные снегоходами и даже гусеничными вездеходами, а в лесу и на болоте следов человека нет и в помине. Летать всевозможные квадро, гидро и всякие другие циклы и каты пока еще к счастью не научились.

Но собственно вот, похоже, и то, что я ищу - след глухаря. Стройный рядок крестиков пересекает мой путь. Следов от маховых перьев по бокам не видать. Чего ж ты тут шлялся - друг сердешный? Иду по следу. Глухарь долго гулял по окрестностям и в двух местах пощипал маленькие сосенки. Столовался. В конце следа лунка и следы крыльев. Покушал и улетел! Были бы глухари, найдутся и тока.

Далеко впереди значительно левее моего маршрута видна полоска сосняка. Хочешь, не хочешь, а надо идти смотреть иначе ничего не найдешь. Издалека сосняк кажется высоким, но приподъезде становится ясно, что высок он на фоне невысоких березок. Небольшие островки сосняка сменяются березняком несколько раз. Смотрим время.

Ого! Дело идет к двум часам. Солнце перевалило зенит, а я ориентировался последние часа два, думая, что часов 11. Потерял время и, наверное, забрал вправо. Теперь черт его знает, где я, но точно где-то в самой сердцевине. Смотрю компас и карту. Странное дело. Компас показывает какую-то ерунду. Два часа - солнце уже потихоньку пошло от юга к западу, а компас показывает, что оно то на северо-западе, то на севере. Сбрендил. Верю глазам, а не прибору.

Подворачиваю и вперед на северо-восток, а сам думаю — хорошо еще день ясный. Так, поперся бы по компасу и вышел бы к вечеру на реку километрах в двадцати от дома. Справа впереди виден сосновый лес, а левее какое-то открытое пространство. Это еще что? Вроде никакого земледелия тут быть не должно. Довольно высокому сосняку предшествует участок с редкими сосенками.

Открытое пространство уже хорошо просматривается. Это уходящая за сосняк длиннющая полоса ветровала шириной метров в шестьсот. Надо бы подъехать к границе бурелома. Выбираю оптимальный маршрут. Внимание приковано к приближающейся абсолютно непроходимой полосе, поэтому не сразу замечаю, что еду среди чахлых сосенок, по насту, истоптанному какой-то живностью. Начинаю всматриваться и как описать этот миг, с чем сравнить его. Вот оно наконец-то. От натоптанного участка уходит свежий след глухаря с черчением. Ощущение радости, победы, гордости — хочется петь, махать руками и прыгать.

Еес! Все-таки нашел! Нашел! Ай да молодец. Иду дальше. Сосняк становится выше, вот токовой след еще одного глухаря и его помет. Этот ходил кругами. В оном месте перестал токовать и, поклевав сосновых иголок, снова распустил крылья. Только-только еще начинают играть. Задержали морозы и снегопады начала марта.

Сажусь на первую валежину бурелома, звоню и взахлеб, с упоением рассказываю минут пять, как искал, как нашел. Короткий сигнал в телефоне оповещает, что деньги кончились. Забыл про роуминг! Прощаюсь с Омаром. От радости проболтал все деньги и остался без связи. Рассчитывать на помощь в случае чего не приходится и главное теперь не сломать лыжу.

С волчьим аппетитом быстро доедаю хлеб с салом и луковицей, пью полбутылки Байкала. Силенки теперь понадобятся. Решаю доехать до границы тока. Токовые следы попадались на всем протяжении сосняка метров пятьсот. Токует штук пять, не меньше. Время, однако, уже четыре. Место точно не известно, погрешность плюс минус километров пять, исправный компас продолжает дурить в этом болоте.

Прикидываю по солнцу направление, но это уже тоже все равно, что ткнуть пальцем в небо. Ладно, двигаю к дому на восток, северо-восток. В конце- концов вылезу же к потемкам на какую-нибудь дорогу. Ну, ошибусь километров на пять и ладно. Ведь главное еще запомнить обратный маршрут, а как это сделать без компаса? Привязался к ветровалу и пошел.

Вскоре дорогу начали перегораживать новые ветровалы, но уже не сплошные. Кое-как пробираюсь среди выворотней и упавших стволов, лавирую, объезжаю. Словом выехал на поля уже тогда, когда солнце нырнуло за дымку на западе.

Мороз усилился и потянул ветерок. Ошибка моя составила не пять, а все десять километров, но место выхода из леса я запомнил и направление тоже. Будь деньги на телефоне я бы избавил себя от необходимости ломаться до дома еще несколько часов, но увы! Домой пришел уже в кромешной, морозной тьме.

Эпилог.

Конечно, не удержался и решил сходить проведать свою находку в конце апреля, когда почти полностью сошел снег. После заброски на машине пошел к току с вечера, и припозднившись, потерял маршрут. Была ночевка посреди мокрого мохового болота у костра на лежбище из сухих еловых стволиков, устланных лапником и сложенных между двумя здоровыми кочками.

Была тишина и мириады звезд над головой. Блики костра освещали причудливые очертания корявых сухих елок, похожих на кикимор. Были уже основательно подзабытые ночные ощущения одинокого бродяги и мысли о том, как огромен мир и как мал человек.

Был медленно наступающий рассвет с легким морозцем и утренний поход, но увы, в потемках прошлого вечера меня снова унесло куда-то не туда. Зато нашел отменный тетеревиный ток. Штук двадцать- тридцать косачей гудели так, что слышно было издалека.

Начался новый год. Наступил новый март и будет новый апрель, будем снова искать глухариный ток и, конечно, теперь - обязательно найдем!



Читайте также: