Где родился николай коперник. Краткая биография и ключевые открытия николая коперника

Радоница является особым днем в православной вере, который заключается в посещении кладбища и поминания всех погибших родных и близких людей. В этот день принято посещать всех усопших родственников, собираться всем родным, чтобы помянуть почивших, вспомнить о них и произвести молитву. Посещение кладбища на Радоницу является обязательным ритуалом для каждого человека, которую пришлось испытать горечь потерь. Рассмотрим, что нужно делать на Радоницу, а также когда дата Радоницы в 2018 году.

Когда Радоница в 2018 году у православных

Каждому православному человеку важно знать, когда Радоница, какого числа и как ее принято отмечать. В 2018 году Радоница будет праздноваться 17 апреля . Вычислить дату празднования этого дня достаточно просто. Ежегодно Радоница отмечается на 9-й день после Пасхи.

В этот православный праздник каждый правоверный человек обязан посетить усопших родственников на кладбище. И это касается не только близких и родных людей, которые погибли недавно. В этот день принято посещать даже далеких родственников, молится за них, а также собираться с самыми близкими и родными людьми, чтобы помянуть усопших.

Что это за праздник

Название праздника Радоницы походит от имени божества, которое олицетворяет усопших. Именно этим божествам приносили жертвы, чтобы почтить память покойных родственников. С приходом христианства Радоница стала весенним праздником, когда принято вспоминать и почитать память усопших. И этот праздник не зря отмечается весной. Ведь именно в эту пору считается особенно важно задобрить покойников, чтобы природа ожила и расцвела.

Что нужно делать в этот день

Радоница представляет собой празднование Пасхи на могилах усопших родственников. Именно сюда приносят куличи, крашеные яйца, сладости и сдобу. На кладбище принято собираться всей семьей, чтобы помянуть души усопших. Некоторую часть поминальной еды следует отдать бедным людям, чтобы они помянули души ваших родных. Считается, что именно в этот день удается пообщаться с усопшими близкими. А возможность общения с усопшими родными объясняется тем, что даже после смерти они остаются членами Церкви.

Все чаще происходит посещение кладбища на саму Пасху. Однако по древнему обычаю делать это до девятого дня после Пасхи не рекомендуется. Даже если человек умирал на Пасху, то хоронили его по специальному чину.

Ходить на кладбище в Пасху не советуют и священники, ведь для этого существует особый день. Многие считает, чтобы смысл Радоницы заключается в том, чтобы оставить на могилках еду. Однако это заблуждение. Оставлять еду на могилах усопших родственников является языческим обрядом, который имеет мало общего с православием. К тому же ни в коем случае нельзя оставлять на могилках водку с хлебом.

Также многие люди готовят в этот день на кладбище настоящие пиршества, на которых также присутствуют и спиртные напитки. Но по канонам православия приносить на кладбище спиртные напитки и употреблять их является большим грехом. На Радомицу разрешается выпить, но напиваться нельзя ни в коем случае. Лучше потратить время и силы на то, чтобы помолиться за усопших.

Еду, которые многие люди предпочитают оставлять на могилках, рекомендуется отдать бедным людям, чтобы они помянули ваших усопших родных. Это является символом того, что даже после своей смерти усопшие люди могут помогать людям. После посещения кладбища единственное, что должно остаться на могиле, это зажженная свеча, которую оставляют после общения с родными и произношения молитв. Священники рекомендуют в этот день сходить на могилки родных и близких, убраться на могилке и вспомнить о том, какими были ваши погибшие родственники при жизни. А устраивать пышное застолье на кладбище не стоит. Лучше собраться дома и помянуть усопших с самыми близкими и родными людьми.

Перед походом на кладбище, чтобы помянуть родственников, священники советуют посетить храм. Также следует заказать панихиду и произнести молитву за всех почивших близких и родных людей.

На девятый день после великого праздника Пасхи православные отмечают Родительский день -Радоницу. В церквях проходят службы, поминаются усопшие. Православные исповедуются, причащаются, посещают кладбища и раздают сладости детям с просьбой помянуть их ушедших из жизни близких людей. Из-за разницы дат Пасхи, меняющихся каждый год в календаре, дата Родительского дня также изменяется. В этом году Радоница 2016 приходится на 10 мая - девятый день после Светлого Христова Воскресенья 1 мая 2016.

Радоница в 2016 году — какого числа начинается праздник

Службы, посвященные Радонице, начинаются в 7 утра 10 мая 2016 года. Верующим рекомендуется посетить церковь и причаститься. Праздник Пасхи продолжается, поэтому и день поминовения усопших становится радостным, праздничным. Считается, что всё это время (от Пасхи до вторника Родительского дня) души умерших людей восхваляют воскрешение Иисуса и радуются вместе с живыми. В день Радоницы они возвращаются в свои обители и ждут, когда их могилы навестят живые родственники. В церквях совершаются панихиды, пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбища почтить память усопших. С первого дня пасхи до Радоницы могилы не посещают. Православная церковь полагает, что во время всеобщей радости все печали, даже светлые, должны быть временно забыты.

Радоница — что это за праздник?

Православная церковь считает девятый день от Пасхи (на календаре даты различаются каждый год) официальным днем усопших, датой поминовения ушедших из жизни людей. Радоница отражает веру православных в то, что и после физической смерти усопшие остаются членами православной церкви. Общение с ушедшими из жизни родственниками, поминовение их в храмах и семьях умаляет скорбь от их кончины. Поминая близких в Родительский день, верующие обращаются к ним, как к живым, желают им покоя в загробном мире. Если Вы давно не причащались и не исповедовались, в этом году у Вас есть прекрасный повод сходить в церковь - 10 мая на Радоницу 2016 посетите храм. Напишите на бумаге имена умерших родственников и передайте её батюшке. Во время службы священнослужитель зачитает их, а все верующие, стоящие рядом с ним, помянут усопших.

День поминовения в Радоницу

Современные люди иногда не знают, что делают на Радоницу и какого числа наступает праздник. Верующие, посещающие кладбища на Радоницу, приносят на могилы близких куличи, пасхи, блинчики, куличи, крашеные яйца. До этого угощенья освящаются в храмах, а освящающие их люди - причащаются.

Можно ли оставлять на могилах угощенье?

Оставленные на могилах угощенья не зазорно съесть неимущим, бедным, детям, голодным. Угощаясь яствами, оставленными родственниками усопшего на его могиле, нашедший еду поминает ушедшего из жизни. Прочтя имя на могильной плите или памятнике, он произносит его вслух, желает ему покоя в Царстве Мёртвых. Такой обычай - гуманен. Оставивший на кладбище пищу, родственник умершего знает, что его близкого помянут и другие люди. Голодные и нищие остаются сыты и радуются вместе со всеми продолжению пасхальных дней.

Почему некоторые люди против пищи, оставленной на кладбище?

Некоторые полагают, что оставлять на кладбище пищу не нужно. Они призывают верующих разделитьугощенье между нуждающимися, накормить детей. Действительно, если погода во время Родительского дня дождливая или ветреная, пища, оставленная на улице, может намокнуть и испортиться. Тогда угощенье раздают детям и соседям, прося их помянуть ушедших близких. Если же на улице стоит солнечная, тёплая погода, а кладбище полно народа, просящего милостыню, куличи и пасхи можно оставить на столике у могилы. Их обязательно найдут нуждающиеся люди, а Ваш любимый человек, которого уже нет рядом с Вами, будет помянут.

Оставленная на могилах еда: язычество или православие?

Служители церкви спорят на тему, что делают на Радоницу с пищей. Часть из них считает еду, принесённую и оставленную на кладбище, языческими обычаями. Другие священники не против такой традиции. Они полагают, что всё, что делается от чистого сердца и делает людей немного счастливее, кормит голодных и радует детей, — правильным. Лишь спиртное, оставленное на могильной плите или столике у надгробия, бывает неуместным, особенно в Родительский день.

Поминая близких в Радоницу 2016 , не переживайте по поводу их смерти. Они ушли из этого мира, как уходят все, чтобы быть ближе к Господу. Вспомните своих усопших родных с улыбкой, расскажите о хороших и даже смешных эпизодах из их жизни. Поминая наших родных, мы не даём нашей памяти навсегда их похоронить. Ушедшие от нас физически навсегда, они незримо присутствуют рядом с нами постоянно, пока мы помним о них.

Какого числа отмечается Радоница в 2016 году?

По христианским канонам, день празднования Радоницы отмечается через 9 дней после праздника Пасхи. Следовательно, время Радоницы год от года меняется, однако для 2016 года точная дата празднования известна – это 10 мая.

Что за праздник Радоница?

Радоница – день поминовения безвременно ушедших, отмечающийся весной. Празднование Радоницы является общим для всех славянских народов, однако в зависимости от местности дата празднования Радоницы могла немного изменяться: так, в Беларуси и в Центральной Украине Радоница отмечалась в понедельник, а в северных губерниях России – в воскресенье, следующее после Пасхи. Празднование Радоницы уходит корнями в глубь веков, в те далёкие времена, когда Русь ещё не приняла христианство. В отличие от большинства других языческих праздников, Радоница органично вписалась в календарь христианских праздников и была горячо одобрена митрополитами Русской Православной Церкви. Радоница в 2016 году будет отмечена традиционными богослужениями и литургиями, а многие граждане нашей страны возьмут в этот день выходной и отправятся на кладбища.

Как празднуют Радоницу?

В разных регионах нашей страны были приняты различные способы празднования Радоницы.

  • На Кубани усопших родственников и друзей поминают на кладбище не только в день Радоницы, но и в день Пасхи, что противоречит древнейшим церковным уставам, гласящим, что в наисветлейший пасхальный день нет места радости и горю, а ежели кто умер в пасхальную ночь, то хоронят такого человека по особому чину. Традиция поминать усопших непосредственно в Пасху появилась одновременно с приходом советской власти, которая отменила выходной на Радоницу.
  • На Смоленщине в древности в день Радоницы после завершения церковной службы женщины готовили яйца, блины или лепёшки, а также большую чашку каши, после чего клали всё в две чаши, связывали тряпками и отправлялись на кладбище; хозяин дома, несмотря на запреты Церкви, готовил полштофа водки и также отправлялся на место захоронения, где вся семья располагалась и начинала поминать ушедших.
  • На северо-востоке в день, предшествовавший Радонице, хозяева подворья готовили для усопших баню (мыли полотенца, топили печь, подготавливали принадлежности для мытья), но вечером и ночью никто к бане не подходил. Наутро баню открывали и искали в золе, оставшейся от дров, следы посетивших баню душ.
  • В Черниговской губернии существовало поверье, что умершие деды в день Радоницы приходят проведать живущих в свой дом, специально для них на подоконниках оставлялись крошки, выставлялась вода, а кое-где даже и полный обед. Традиции на Радоницу В Костромской и Тульской губерниях существовало поверье, что на Радоницу обязательно должен пройти дождь. Если дождя не было с утра, примерно к полудню дождь начинали окликать, и занимались этим преимущественно дети, наперебой кричавшие всевозможные просьбы небу. Когда дождь начинался, все жители поселения высыпали на улицу, чтобы умыться благодатным дождём: считалось, что человек, умывшийся радоницким дождём, притягивает счастье.

За несколько дней до Радоницы, в течение радоницкой недели, во многих губерниях на Руси устраивались своеобразные смотрины – все девушки, желающие выйти замуж, прогуливались под распускающимися деревьями, на место прогулок приходили женихи и обливали понравившуюся девушку водой, что автоматически обозначало, что жених намерен свататься к невесте.

В последний день перед Радоницей справлялся «Вьюнец» - праздник молодожёнов, обвенчавшихся за зиму. Во время Вьюнца все дома поселения обходила веселившаяся толпа, если в доме проживала молодая пара, то толпа стояла под домом и пела песни до тех пор, пока молодые сами не выходили на крыльцо с различными угощениями.

Биография

Ранние годы

Торунь: дом, где родился Коперник

Вопрос об этнической принадлежности Коперника до сих пор остаётся предметом (довольно-таки бесперспективной) дискуссии. Мать его была немкой (Barbara Watzenrode ), национальность отца неясна. Тем самым, этнически Коперник был немцем или наполовину немцем, хотя сам он, возможно, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности). Писал он на латинском и немецком, ни одного документа на польском языке, написанного его рукой, не обнаружено; после ранней смерти отца он воспитывался в немецкой семье матери и дяди. Никколо Комнено Попадополи распространил недоказанную - и, по мнению современных историков, им же самим выдуманную - историю о том, что Коперник якобы записался в Падуанском университете поляком. Надо отметить, что понятие национальности в те годы было гораздо более размыто, чем в наши дни, и часть историков предлагает считать Коперника поляком и немцем одновременно.

В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: Андрей, впоследствии каноник в Вармии, и две сестры: Барбара и Катерина. Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни.

Бюст Коперника в Кракове

Потеряв 9-летним ребёнком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Луки (Lucas ) Ватценроде (Ватцельроде) , Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет , где с одинаковым усердием изучал математику , медицину и богословие , но особенно его привлекала астрономия .

Для продолжения образования Коперник уезжает в Италию () и поступает в Болонский университет . Помимо богословия, права и древних языков, он имеет там возможность заниматься и астрономией. Небезынтересно отметить, что одним из профессоров в Болонье был тогда Сципион дель Ферро , с открытий которого началось возрождение европейской математики. Тем временем, благодаря стараниям дяди, в Польше Коперника заочно избирают каноником в епархии Вармии.

Смерть

А. Лессер. Смерть Коперника

Книга Коперника осталась как выдающийся памятник человеческой мысли. С этого момента датируется начало первой научной революции .

Могила

Местонахождение могилы Коперника длительное время оставалось неизвестным, однако в ноябре 2008 г. анализ ДНК подтвердил находку его останков .

Научная деятельность

Гелиоцентрическая система

Небесные сферы в рукописи Коперника

Титульная страница «De revolutionibus orbium coelestium»

В предисловии к книге Коперник пишет:

Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцев и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания.

Нюрнбергский теолог Озиандер, которому Ретик поручил печатание книги Коперника, из осторожности снабдил её анонимным предисловием, в котором объявил новую модель условным математическим приёмом, придуманным для сокращения вычислений. Одно время это предисловие приписывалось самому Копернику, хотя тот в ответ на просьбу Озиандера сделать подобную оговорку решительно отказался. Вслед за предисловием следуют хвалебное письмо кардинала Шёнберга и посвящение папе Павлу III .

По структуре главный труд Коперника почти повторяет «Альмагест » в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13). В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома - Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а «мнение древних» убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.

Во второй части даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.

В третьей говорится о годовом движении Земли и прецессии (предварении равноденствий), причём Коперник правильно объясняет её смещением земной оси, из-за чего перемещается линии пересечения экватора с эклиптикой .

В четвёртой - о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержится звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений.

Предположение I: Солнце является центром мироздания и, следовательно, неподвижно. Все считают, что это заявление нелепое и абсурдное с философской точки зрения, и кроме того формально еретическое, так как выражения его во многом противоречат Священному Писанию, согласно буквальному смыслу слов, а также обычному толкованию и пониманию Отцов Церкви и учителей богословия.
Предположение II: Земля не есть центр мироздания, она не является неподвижной и движется как целостное (тело) и к тому же совершает суточное обращение. Все считают, что это положение заслуживает такого же философского осуждения; с точки зрения богословской истины, оно, по крайней мере, ошибочно в вере.

Оригинальный текст (лат.)

Propositio I: Sol est centrum et omnino immobilis motu locali. Censura: omnes dixerunt dictam propositionem esse stultam et absurdam in philosophia et formaliter hereticam, quatenus contradicit expresse sententiis sacrae Scripturae in multis locis, secundum proprietatem verborum et secundum expositionem et sensum SS, Patrum et theologorum doctorum. Propositio II: Terra non est centrum mundi nec immobilis, sed secundum se totam movetur etiam motu diurno. Censura: omnes dixerunt hanc propositionem recipere eandem censuram in philosophia et spectando veritatem theologicam ad minus esse in fide erroneam..

Самым известным следствием этого решения в XVII веке стал суд над Галилеем (1633 год), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира».

Вопреки устоявшемуся мнению, сама книга Коперника «» была формально запрещена инквизицией лишь на 4 года, однако подверглась цензуре. В 1616 году она была внесена в римский индекс запрещённых книг с пометкой «до исправления». Требуемые цензурные поправки, которые необходимо было внести владельцам книги для возможности дальнейшего использования, были обнародованы в 1620 году. Эти исправления в основном касались утверждений, из которых следовало, что гелиоцентризм является не просто математической моделью, но отражением реальности. Сохранилось множество экземпляров первого (Нюрнберг , ), второго (Базель , ) и третьего (Амстердам , ) изданий, принадлежавших, в частности, известным астрономам и другим историческим личностям, в которых владельцы выполнили предписания цензуры с разной степенью лояльности: от полного затушёвывания требуемых фрагментов Коперника и надписывания рекомендуемого текста, до полного игнорирования предписаний. Около 2/3 сохранившихся копий из Италии были исправлены их владельцами, в то время как подавляющее большинство копий из других стран не правились. Испанский индекс запрещённых книг явным образом разрешал книгу. Интересно, что экземпляры второго и третьего издания привезли в Китай иезуитские миссионеры в 1618 году во время формального действия запрета. Книга была исключена из римского Индекса запрещённых книг в 1835 году . .

Другие достижения в астрономии

Коперник одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении. В одном из его писем говорится:

Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как некоторое стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой.

Он уверенно предсказал, что Венера и Меркурий имеют фазы, подобные лунным . После изобретения телескопа Галилей подтвердил это предвидение.

Экономика

Коперник первым обратил внимание на закономерность, известную как Закон Коперника - Грешема (независимо обнаружен также английским банкиром Томасом Грешемом). Согласно этому принципу, более устойчивые по своему курсу деньги (например, золотые) будут вытесняться из обращения, так как люди будут накапливать в них сбережения, а в реальном обороте будут участвовать «худшие» (например, медные) деньги.

Список произведений

  • N.C. Meditata XV. Augusti anno domini MDXVII. ,
  • Tractatus de monetis ,
  • Monetae cudendae ratio ,
  • De Revolutionibus Orbium Coelestium - Нюрнберг , Германия :

Увековечение памяти

Памятники

В честь Коперника названы:

См. также

Примечания

Литература

Сочинения

  • Коперник Николай. О вращении небесных сфер. Пер. И. Н. Веселовского. М.: Наука, 1964.

О нём

  • Амбарцумян В. А. Коперник и современная астрономия. Доклад на Юбилейном заседании Общего собрания Академии наук СССР, посвященном 500-летию со дня рождения Н.Коперника, 6 марта 1973 г. «Вестник Академии наук СССР», № 5, 1973, стр. 46-56.
  • Ахутин А. В. Новация Коперника и коперниканская революция. В кн.: Ахутин А. В. Тяжба о бытии. М.: РФО, 1997, с. 181-243.
  • Белый Ю. А. Коперник, коперниканизм и развитие естествознания . ИАИ, Вып. XII, с. 15.
  • Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Коперник, 1473-1543. М.: Наука, 1974.
  • Герасименко М. П. Николай Коперник - выдающийся экономист эпохи раннего капитализма. Киев: Изд-во АН УССР, 1953.
  • Гребеников Е. А. Николай Коперник. М.: Наука, 1982.
  • Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника: Ненаучные корни научной революции. Изд-во СПб ун-та, 2006.
  • Идельсон Н. И. Этюды по истории небесной механики . М.: Наука, 1975.
  • Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика . - 2009. - № 6.
  • Николай Коперник (1473-1543). К четырёхсотлетию со дня смерти . М.-Л.: Изд. АН СССР, 1947.
  • Энгельгардт М. А. Николай Коперник. В книге: Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас и Эйлер. Кетле. Биографические повествования (библиотека Ф. Павленкова, том 21, стр. 5-73). Челябинск, «Урал», 1997.
  • Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции . Издательство С.-Петербургского университета, 2006.


Читайте также: