Биографии. История жизни великих людей


Известный драматург, принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают все свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в истории литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи, не идущие ни в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из русских писателей Грибоедов с поразительным контрастом между "Горе от ума" и позднейшими пьесами. Таков Чаадаев, занявший своим "Философическим письмом" одно из первых мест в истории русской общественной мысли и затем проживший еще 20 лет в полном обладании блестящего ума, но не написавший более почти ни одной строки. Таков из второстепенных талантов Гирс, возбудивший началом романа "Старая и новая Россия" очень большие надежды и ничем их не оправдавший. Таков, наконец, С.-Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы Кречинского", созданной пятьдесят лет тому назад, в течение которых даровитый автор не написал ничего, кроме двух пьес совершенно второстепенного значения ("Дело" и "Смерть Тарелкина"). До известной степени столь редкая в истории истинных талантов непродуктивность С.-Кобылина может быть объяснена обстоятельствами личной его жизни; все три его пьесы написаны по случайным мотивам, чуждым чисто литературных побуждений. Сам автор в предисловии к драме "Дело" говорит о себе, что "класс литераторов так же мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же спешит заявить, что его пьеса "не есть, как некогда говорилось, плод досуга , ниже, как ныне делается, поделка литературного ремесла , а есть в полной действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело ". Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания, которое С.-Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он несчастным стечением обстоятельств был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам С.-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще больше огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных порядков С.-Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес - "Деле". Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где колоритности и силы, она в общем производит впечатление недостаточно художественного и крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с печальными испытаниями молодости автора литературный первенец Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей, разработал в драматической форме ходивший в московском обществе рассказ об известном тогда светском шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Как бы сами собою создались у С.-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара. "Свадьба Кречинского" не выдерживает критики, если ее рассматривать с точки зрения правдоподобия. Она написана почти по правилам ложноклассического триединства; все совершается в течение одного дня, и все концентрируется так, что результаты поступков действующих лиц немедленно обнаруживаются перед зрителем. Но в этих нереальных рамках автор достиг полной правды психологической, дав в замечательно сжатой и сгущенной форме полный душевный очерк своих героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно даровитая натура, которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько сама артистичность проделки а также широкие перспективы будущих шулерских подвигов. Не просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того, чтобы "таскать пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского, ни Расплюева нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е. лица, мало связанные с условиями быта, - что, между прочим, обеспечивает пьесе долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву также яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную речь ("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "он перед ним мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского" особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью Тарелкина", в которых автор неудачно старался развить некоторые положения и характеры, в основной пьесе только намеченные, но зато с большою яркостью. В результате получился какой-то драматический комментарий, где первое место занимают пояснения, рассуждения и подчеркивания. "Дело" с его мрачным колоритом в общем гораздо выше "Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость. Постановка на сцене "Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть Тарелкина" была допущена к представлению только осенью 1899 г. (под измененным заглавием: "Расплюевские веселые дни", и с переделками), но успеха не имела. Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской губ. около 1820 г. В доме отца, ветерана 1812-го года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета - Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и др., дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (гр. Сальяс). В сороковых годах С.-Кобылин учился в Московском университете и пристрастился к философии, которою усердно занимается по настоящее время; позднее много путешествовал и во время пребывания в Париже свел роковое для него знакомство с Диманш. "Свадьба Кречинского", написанная в начале 50-х годов, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 г. была поставлена на сцену в бенефис Шумского и стала одною из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии изданы в 1869 г. под заглавием: "Картины прошлого".

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Сухово-Кобылин, Александр Васильевич (дополнение к статье)

Драматург; в 1902 г. избран в почетные академики; умер в 1903 г.

{Брокгауз}

Сухово-Кобылин, Александр Васильевич

Выдающийся русский драматург. Род. в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Образование получил на физико-математическом отделении философского факультета. Под влиянием своего друга детства - А. И. Герцена - С.-К. увлекся философией, к-рую он впоследствии считал своим истинным призванием. По окончании ун-та С.-К. вел светскую жизнь, проводя большую часть времени за границей. В 1850 спокойное течение жизни С.-К. было прервано трагической смертью (убийством) француженки Луизы Симон-Деманш, находившейся с ним, по определению официальных документов, "в любовной связи". К следствию по делу были привлечены сам С.-К. и его крепостные, бывшие в услужении у Симон-Деманш. С.-К. был дважды арестован. В 1854 в тюрьме С.-К. написана создавшая ему славу драматурга комедия "Свадьба Кречинского", задуманная и начатая им во время одного из заграничных путешествий. "Свадьба Кречинского" впервые была поставлена в 1855 на сцене московского Малого театра, а в следующем году была напечатана в "Современнике". У публики пьеса имела большой успех. Критика же недооценила эту замечательную комедию.

В 1857 закончилось следствие по делу об убийстве Симон-Деманш, давшее С.-К. обильный материал для последующих частей его трилогии и наложившее резкий отпечаток на его творчество. Дело окончилось оправданием всех обвиняемых. Тем не менее вопрос о причастности драматурга к убийству породил обширную литературу. В настоящее время этот вопрос можно считать разрешенным в отрицательном смысле.

Вторая часть трилогии - драма "Дело" - была написана С.-К. спустя семь лет после постановки "Свадьбы Кречинского". Пьеса была запрещена к постановке из-за резко отрицательного изображения чиновничьего мира. Впервые она была напечатана за границей. В русской же печати она появилась лишь в 1869. В 1882 удалось осуществить первую постановку пьесы в значительно урезанном виде на сцене Александрийского театра.

Не менее тяжелые испытания ожидали последнюю часть трилогии - "Смерть Тарелкина". Эту пьесу С.-К. закончил после многочисленных переделок в 1868. В следующем году она была опубликована вместе с первыми двумя частями трилогии под общим названием "Картины прошедшего". Поставлена же впервые лишь в 1900 в переработанном виде и под измененным названием "Расплюевские веселые дни".

Оставшиеся лежать под спудом, лишенные доступа на сцену, "Дело" и "Смерть Тарелкина" не получили достойной оценки современной С.-К. критики. Столь различные по своему направлению и эстетическим критериям журналы, как "Вестник Европы" и "Дело", сходились в оценке этих произведений. Оба журнала отмечали несценичность "Дела", отсутствие в нем драматического действия, живых и глубоких характеров. И совсем уничтожающей была оценка "Смерти Тарелкина" - пьесы, которую сам драматург считал своим лучшим произведением. "Это довольно пустой фарс, основанный на переодевании и самом невероятном анекдоте", - писал "Вестник Европы". Аналогичной и не менее резкой была оценка "Дела".

Отсутствие заслуженного признания со стороны критики, трудности продвижения пьес на сцену сыграли не последнюю роль в отходе писателя от литературы. Вторую половину своей жизни С.-К. провел за границей, частью в своем родовом имении, где он посвятил себя хозяйству и занятиям философией. Пожар, произошедший в 1899 в имении С.-К., уничтожил его философские работы и переводы Гегеля. В 1902 литературная деятельность С.-К. получила признание: он был избран почетным членом Академии наук. В 1903 он умер за границей.

Трилогия С.-К. представляет собой одну из самых ярких и своеобразных страниц в истории русской драматургии. С огромной художественной силой и сатирической остротой С.-К. обнажил в своих пьесах язвы и уродства самодержавно-крепостнической России. Алчность и стяжательство, неограниченная и тупая власть бюрократически-полицейского аппарата, проникающего во все поры общественной жизни; взяточничество и вымогательство, охватывающие все звенья административно-судебной системы, - таковы разоблаченные С.-К. стороны русской действительности. Все эти черты запечатлены в отдельных частях трилогии с различной степенью обобщения. Творческий путь С.-К. - это путь от бытовой комедии к острой социальной сатире-памфлету, от бытового реализма к реалистическому гротеску, осложненному эксцентрикой и буффонадой.

В "Свадьбе Кречинского" действие происходит в старозаветной помещичьей семье, попавшей в столицу. Автор сочувственно относится к своим героям из дворянской среды (Муромский, Нелькин, Лида), наделяя их положительными моральными качествами. Но в то же время он подчеркивает косность, ограниченность, умственную неповоротливость Муромского. В эту патриархальную среду врываются враждебные веяния новой жизни в лице столичного авантюриста Кречинского. Кречинский ("Наполеон", как называет его Расплюев) - ловкий, изобретательный, смелый авантюрист широкого размаха, типический образ хищника-афериста, любыми средствами пробивающегося к заветному "миллиону".

Благополучный конец пьесы - разоблачение авантюры Кречинского и торжество "добра" - был признан критикой, не знавшей еще всего замысла трилогии, слишком оптимистическим, снижающим сатирическую остроту комедии. Это было в свое время замечено в статье "Современника": "Не была ли бы "Свадьба Кречинского" оригинальнее и не имела ли бы она более сильного значения, если бы автор не допустил своего героя сорваться... а окончил комедию благополучным браком, если бы Кречинский остался прав, а Нелькин виноват?.. Наказанный порок не успокоил бы его (зрителя. В. Г. ), как теперь. Вот в чем заключалось бы, по нашему мнению, нравственное комедии".

По своим формальным особенностям "Свадьба Кречинского" восходит к стилю французской комедии и к сценическим традициям французских театров малых форм. "Я писал "Свадьбу Кречинского", - рассказывал С.-К., - и все время вспоминал парижские театры, водевиль, Бюффе..." Четкая конструкция пьесы, стремительность действия, острота интриги, легкий, изящный диалог - все эти качества своего мастерства С.-К. развил изучением французской комедии, в частности драматургии Скриба.

Блестящая форма комедии заслонила перед современными драматургу критиками значительность комедии в целом, глубину созданных им характеров. Между тем образы Кречинского и Расплюева по своей скульптурной законченности, типичности и оригинальности могут быть поставлены на одном художественном уровне с героями Гоголя и Грибоедова.

С лучшими образцами русской драматургии "Свадьбу Кречинского" сближает язык пьесы - сочный, меткий, афористичный. Крылатые словечки персонажей комедии прочно вошли в обиходную, разговорную речь.

Вторая часть трилогии - драма "Дело" - намечает новый этап творческого развития С.-К. От бытовой комедии-интриги драматург перешел к жанру политической пьесы. Сюжет "Дела" - история о том, как чиновники замучили дворянина, попавшего "в капкан, волчьи ямы и удилища правосудия". Мрачен колорит пьесы. Тема накопления, обогащения, знакомая нам уже по "Свадьбе Кречинского", звучит в "Деле" с необычайно возросшей силой. У Варравина и особенно Тарелкина жажда наживы приобретает характер одержимости, маниакальности, мрачного, почти аскетического фанатизма.

Основная направленность "Дела" - это страстное, негодующее обличение общественной неправды. Личное оскорбление и обиды, которые пришлось претерпеть С.-К. от чиновников в связи с делом Симон-Деманш, раздуло в ненависть прирожденную неприязнь драматурга к чиновничеству, обусловленную его социальной природой родовитого аристократа. ""Дело" - это моя месть. Я отмстил своим врагам. Я ненавижу чиновников".

Власть бюрократии, торжество ее над дворянством, бессилие дворянского "бунта" Муромского - таково содержание "Дела". Острая ненависть к бюрократии, сознательная обличительная тенденция помогли С.-К. создать произведение громадной обобщающей силы.

Вопреки идеологии автора, "Дело" выросло в грозное обличение всей императорско-бюрократической России. Однако драматургия С.-К. не только обличает феодально-бюрократический режим во всем его глубочайшем растлении, она отражает проникновение новых, капиталистических отношений в типичных для эпохи авантюристических формах. Трилогия в целом направлена против разрастающейся власти денег. Во всех трех пьесах деньги являются движущей силой сюжета; уголовщина, авантюры вырастают на почве беззастенчивого обогащения: авантюра мечтающего о миллионе Кречинского, грабительство "под сенью законов" Варравина, погоня Тарелкина за ускользающим богатством. В пьесах С.-К. появляются кредиторы, ростовщики, шулера, взяточники, аферисты.

По своим стилевым особенностям "Дело" знаменует углубление творческой манеры С.-К., переход его от жанрового показа- людей и событий к социально-обобщенной типизации образов и сценических ситуаций. Построение сюжетных линий и характеристики персонажей имеют своей целью предельна раскрыть типические стороны действительности, дать памфлетно-заостренный сгусток ее.

Родственность дарования С.-К. творческой манере Гоголя, сказавшаяся уже в "Свадьбе Кречинского", обнаруживается в "Деле" со всей полнотой. Отдельные персонажи "Дела" перекликаются с образами из "Ревизора" и "Мертвых душ". Памфлетная заостренность, сгущенность красок в изображении чиновников, давшая повод некоторым критикам говорить о недостатке в пьесе живой психологии, бесспорно восходит к художественной системе Гоголя. Наделение персонажей схожими фамилиями (Ибисов и Чибисов; Герц, Шерц и Шмерц) повторяет комический прием, использованный автором "Ревизора" (Бобчинский и Добчинский).

Вместе с тем в "Деле" в полной мере проявляется сатирическая острота дарования С.-К., приближающая его к Салтыкову-Щедрину. Наряду с этим придание в отдельных сценах комедийным ситуациям фарсового характера (напр. принятие содовой воды князем) свидетельствует об использовании С.-К. приемов французской буффонады.

В стремлении к обобщению драматург использует приемы иронической символизации, аллегорических характеристик, гротескных масок. Так, аллегорично членение действующих лиц на категории: "начальства", "силы", "подчиненности", "ничтожества" или "частные лица" и "не-лицо". Символически обобщены место действия "частью в залах и апартаментах какого ни есть ведомства" и общественно-профессиональная среда в авторской характеристике Варравина: "Правитель дел и рабочее колесо какого ни есть ведомства". Той же цели символического обобщения служит характеристика Герца, Шерца и Шмерца, как "колес, шкивов и шестерен бюрократии". Но все эти приемы у С.-К. ведут не к искажению действительности, а к ее более яркому, острому раскрытию, укрупненному сатирическому показу, остающемуся всецело на почве реальности. Характеристики действующих лиц полны глубокой и конкретной жизненной правды. Сам С.-К. подчеркивал реалистичность и типичность созданной им картины действительности. Он заверяет, что его пьеса "Дело" - "из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело". В послесловии к "Смерти Тарелкина" он пишет: "Где же это я все-таки такие картины видел?., нигде... и - везде...". Сочетание глубочайшего реализма с гротескной заостренностью сценических ситуаций, составляющее драматургический стиль "Дела", находит свое завершающее выражение в последней части трилогии - "Смерти Тарелкина".

"Смерть Тарелкина" названа С.-К. комедией-шуткой. Назначение ее - согласно авторскому предисловию - доставить публике "несколько минут простого, веселого смеха". Близость сценического стиля пьесы традициям французских театров малых форм подчеркнута самим драматургом. Из творческой практики этих театров заимствовал С.-К. элементы эксцентрики и буффонады, приемы трансформаций и переодеваний. Но сквозь эксцентрически-водевильную внешнюю форму открыто проступает полная негодования и презрения обличительная тенденция драматурга. В "Смерти Тарелкина" сатира С.-К. достигает большого напряжения. По своей бичующей силе и язвительности "комедия-шутка" С.-К. стоит на уровне крупнейших произведений русской обличительной драматургии. В "Смерти Тарелкина" нет положительных персонажей. Зловещий колорит пьесы не смягчает ни одно светлое пятно. Подобная взаимному пожиранию пауков в банке - борьба Тарелкина с Варравиным образует сюжет пьесы. В развитии сюжетной линии драматург показывает все варварские методы следственного производства в полицейском застенке. Благодаря сатирической смелости в обрисовке характеров изображаемые в пьесе события поднимаются до высокого уровня обобщений. Образ прощелыги и шулера Расплюева в новой для него роли блюстителя порядка и "спасителя отечества", подвергающего всю Россию полицейскому просмотру, - крупнейший вклад драматурга в литературную сокровищницу отрицательных образов крепостнически-самодержавной России. Не уступая по художественной законченности своему предшественнику из "Свадьбы Кречинского", он значительно превосходит его по социальному значению. Надгробное слово Тарелкина над собственным трупом - шедевр сатирического изобличения либерализма, напоминающий лучшие образцы сатиры Щедрина.

Остро отточенные, разящие афоризмы разбросаны по всей пьесе. Такие крылатые словечки, как "хочешь честь или хочешь есть", "у меня одно: деятельность и повиновение", "все наше. Всю Россию потребуем", "какой же черт произвол, когда моя необходимость", - могли бы обогатить разговорную речь, если бы они своевременно прозвучали со сцены.

Густые сатирические краски, положенные на облик основных персонажей, создают беспримерно-мрачную картину российской действительности. Вся Россия во власти бессмысленно-жестокого полицейского произвола, - таков объективный вывод из этой "комедии-шутки".

Разоблачающая сила творчества С.-К. значительно превосходит авторские намерения. Столкнувшись в своем личном жизненном опыте с тяжелыми явлениями современной ему жизни - бюрократизмом, произволом, взяточничеством, - он не сумел понять, что эти явления коренятся в самой природе самодержавно-крепостнического строя, и приписал их торжеству нового порядка, разрушившего патриархальную правду жизни. С большой смелостью разоблачая отрицательные стороны действительности, С.-К. не мог ничего противопоставить мрачному окружающему. Далекий от революционного движения крестьянства, драматург не видел тех положительных общественных сил, которые могли бы служить ему социальной опорой в отрицании действительности.

Отсюда - глубокий пессимизм, проникающий "Дело" и "Смерть Тарелкина", лежащая на этих пьесах печать бескрылости, отсутствие в них освежающего дыхания больших прогрессивных идей.

Но тем не менее познавательная и художественная ценность творчества Сухово-Кобылина огромна. Значение его правильно определил сам драматург. Сетуя на то, что цензура надела на него пожизненный намордник, С.-К. писал: "За что? за то, что его сатира произведет не смех, а содрогание, когда смех над пороком есть низшая потенция, а содрогание - высшая потенция нравственности".

Творчество С.-К., отобразившее с беспощадным реализмом самодержавно-крепостническую Россию, объективно служило революционно-демократическому движению.

Библиография: I. Картины прошедшего. Писал с натуры А. Сухово-Кобылин, М., 1869; Трилогия, Гослитиздат, М., 1938.

II. Гуpевич Л. Я., А. В. Сухово-Кобылин (Литературный портрет), "Вестник и библиотека самообразования", 1903, № 20; Дpизен Н. В., Драматическая цензура двух эпох (1825-1881), изд. "Прометей" Н. Н. Михайлова, без места и года изд., стр. 198-200 (первоначально в журн. "Русский библиофил", 1916, № 2, стр. 43-45); Гроссман Л., Преступление Сухово-Кобылина, 2 изд., "Прибой", Л., І928; Его же, А. В. Сухово-Кобылин (Жизнь, личность и творчество), вступ. ст. в кн.: Сухово-Кобылин A.B., Трилогия, М. - Л., 1927; Сахновский В., Театральная судьба Трилогии Сухово-Кобылина, там же; Смирнов Кр. А., Драматург-гегельянец А. В. Сухово-Кобылин, "Труды Ярославского педагогического института", т. III, вып. I - Литературно-лингвистический сбор., Ярославль, 1929.

III. Кашин Н. П., Библиограф. обзор изданий А. В. Сухово-Кобылина и литературы о нем, в кн.: Сухово-Кобылин А. В., Трилогия, 1927.

В. Гольдинер.

{Лит. энц.}

Сухово-Кобылин, Александр Васильевич

Писатель, философ. Род. в Москве, в старинной дворянской семье. Окончил физ.-матем. отделение филос. ф-та Моск. ун-та (1838). Изучал филос. и право в Гейдельберге и Берлине. С 1902 - почетный акад. по разряду изящной словесности. В осн. филос. соч. "Учение Всемира" С.-К. развил представление об абсолютной идее как основе мира. "Абсолютный Всемир" есть органическое единство трех ступеней, тело к-рого - "бесконечная Вселенная", центр - бог, радиус - человечество. Универсальный закон развития Всемира - раздвоение на противоположности (экстремы). Поступательное развитие идей происходит путем эналакса (перехода) противоложностей. Идеальный эналакс связывает мир чистых сущностей с физ. миром. Др. эналакс ведет из физ. мира к дух.-человеч. История человечества триа-дична: 1) этап земного человечества; 2) этап солярного (солнечного) человечества, сопровождающийся выходом в солнечную систему; 3) этап сидерического (звездного) человечества. Вырвавшись к звездам, человечество будет расселяться в Космосе и, рано или поздно освободившись от телесности, станет всемирно воплощенным Разумом. Будущее человечества на Земле - всемирное гос-во, к-рое возглавит наиболее умная, гуманная и сильная раса, способная обеспечить всеобщий мир и братство. (См.: Г.Корхова. "ФЭ". Т.5. С. 166.)

Соч.: Картины прошедшего. М. , 1869 ; Из дневника А.В.Сухово-Кобылина // Русская старина. 1910. № 5 ; Письма А.В.Сухово-Кобылина родным // Труды публичной библиотеки им. В.И.Ленина. Вып.3. М. , 1934 ; Отрывки из дневника. 1852-1903 // Литературное наследство. 1949. Т.51 , 52 ; Трилогия. М. , 1966. Философия духа или социология (учение Всемира ) [Отрывки из рукописи , ЦГАЛИ ] // Русский космизм. Антология философской мысли. М. , 1993.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Сухово-Кобылин, Александр Васильевич" в других словарях:

    Александр Сухово Кобылин А. В. Сухово Кобылин. Портрет начала 1850 х годов Имя при рождении … Википедия

    Сухово Кобылин (Александр Васильевич) известный драматург, принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно назвать авторами одного произведения. Эти писатели сразу развертывают все свое дарование, дают произведение,… … Биографический словарь

    Александр Васильевич Сухово Кобылин. СУХОВО КОБЫЛИН Александр Васильевич (1817 1903), русский драматург. В драматической трилогии Свадьба Кречинского (постановка 1855), Дело (написана в 1861; запрещалось цензурой более 20 лет) и Смерть Тарелкина… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич (17.9.1817, Москва — 11.3.1903, Больё, Франция) — драматург, почетный академик Петербургской Академии наук (1902).

Обучался на философских факультетах Московского(1834−38), а затем Гейдельбергского и Берлинского(1838−40) университетов, поклонник и переводчик Г.-В.Ф. Гегеля. По идеологическим убеждениям монархист, свято веривший в «разумную дворянскую Аркадию», в патриархальный рай прошлой дворянской усадьбы.

В 1850 Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве своей гражданской жены француженки Луизы Симон Деманш. В ходе следствия писатель дважды заключался в тюрьму. Уголовное дело было прекращено лишь в 1857. Коллизии, связанные с этим трагическим событием в жизни Сухово-Кобылина, во многом предопределили материал будущих драматических произведений и точку зрения автора на них.

Сухово-Кобылин — класссик русской драматургии, автор трех пьес, которые он объединил в трилогию: комедии« Свадьба Кречинского»(пост. 1855, опубл. 1856), драмы« Дело»(1856−61, опубл. 1869, пост. 1882), комедии« Смерть Тарелкина» 1869, пост. 1900). В истории отечественной драматургии он синтезировал гоголевскую традицию« общественной комедии» и реалистический пафос социально-бытовой драмы Островского. Сатирик по природе своего художественного дарования, Сухово-Кобылин исследовал в трилогии различные варианты одной проблемы — соотношение бездушной государственной машины и возможностей человеческой личности.

Материалом для пьес драматурга служил не только жизненный опыт, но и реалии Ярославской губернии. Одно из родовых имений Сухово-Кобылин — с. Новое — находилось в Мологском уезде Ярославской губернии(ныне с. Новое Некоузского р-на). Он часто бывал в имении и, по свидетельству современников, хорошо знал подробности местного помещичьего быта. Установлено, что водевильный сюжет« Свадьбы Кречинского» заимствован драматургом из ярославской жизни. По свидетельству В. А. Гиляровского, «именно в Ярославском крае Сухово-Кобылин познакомился с людьми, черты характера которых он передал своим героям Муромскому, Кречинскому и Расплюеву». Об этом свидетельствует и прямое авторское указание на происхождение П. К. Муромского, одного из главных персонажей пьесы(«зажиточный ярославский помещик, деревенский житель»). Даже отдельные фразы героев комедии указывают на связь с Ярославской землей, неслучайно Муромский бросает реплику: «Попробовали бы Вы похозяйничать у нас в Ярославской губернии, так другое бы заговорили. У нас агрономия нужна, без агрономии ничего не сделаешь…». Однако исторически локальный материал под пером драматурга приобретал вневременное значение.

Сухово-Кобылину принадлежат также философские опыты. Просветитель по сути своих идеологических устремлений, он организовал в 1871 в усадьбе Новинскую учительскую семинарию, которая просуществовала до 1914, а затем была переведена после пожара в Углич. Одним из выпускников этого учебного заведения был самобытный художник Ефим Честняков. Усадебные постройки помещичьего имения Сухово-Кобылина сгорели в 1914, до настоящего времени сохранился лишь усадебный флигель и старый парк.

Идеологическое и литературное одиночество драматурга отчасти искупалось контактом со зрителями. Сухово-Кобылин присутствовал на торжествах, посвященных 150-летию первого русского театра и проходивших в Ярославле в 1900.

Театральная жизнь драматургической трилогии(без цензурных сокращений) началась лишь в 1917 постановкой В. Э. Мейерхольда, осуществленной в Александринском театре.

Алекса́ндр Васи́льевич Су́хово-Кобы́лин (17 сентября , Москва - 11 марта , Больё-сюр-Мер , Франция) - русский философ, драматург , переводчик , почётный академик Петербургской Академии наук ().

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ 2000584 Сухово-Кобылин Александр Васильевич "Свадьба Кречинского".

Субтитры

Биография

Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне - поселок Птичное , Троицкий административный округ города Москвы). Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне.

В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета . Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине . Получает золотую и серебряную медали за предоставление на конкурс сочинения (одно математическое «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое - гуманитарного характера) .

Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с Луизой Симон-Деманш, ставшей его любовницей. Он несчастным стечением обстоятельств был вовлечён в дело об убийстве Деманш, семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных , у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были близки к каторге [ ] . Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания [ ] . «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», - уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление.

Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов «Учение Всемира». В 1900 году переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной Луизой в Больё-сюр-Мер , недалеко от Ниццы , где и скончался 24 марта 1903 года. Был похоронен на местном кладбище. В 1988 году прах А. В. Кобылина и, умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом, дочери Луизы, был извлечён из могил и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище.

Характеристика творчества

«Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряженность, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или мысль; мысль излить на бумагу <…> и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества», - писал А. В. Сухово-Кобылин. Трагические обстоятельства личной жизни создали этот «избыток электричества, заряд», необходимый для творчества .

Первая часть трилогии - комедия «Свадьба Кречинского» писалась в то время, когда А. В. Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве и находился под арестом. В ней сказалось своеобразие его литературных симпатий и интересов, увлечение Н. В. Гоголем . В качестве сюжета был выбран ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере , который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера . Как бы сами собою создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара. В это время, в Москве, а затем и в Петербурге с огромным успехом была исполнена комедия Островского «Не в свои сани не садись ». Сюжет и проблематика пьес Островского и Сухово-Кобылина очень сходны. Показав обеднение и деградацию дворянства, показав нравственное превосходство патриархальных провинциалов над развращенным светской жизнью столичным дворянством, писатели с симпатией относились к разным слоям общества: так, если Островский с глубокой симпатией рисовал купечество, в своих нравственных понятиях сохранявшее традиции крестьянства, то для Сухово-Кобылина «естественный», неиспорченный человек - провинциальный помещик, рачительный хозяин. Более того, в пьесе Сухово-Кобылина цинизм дворянина вступает в своеобразное соревнование с хищничеством «именитых», уважаемых в обществе купцов .

Весь ход действия в драме «Дело» показывал, что попытки «лояльными» путями, обращаясь из одной в другую бюрократические инстанции, воздействовать на чиновников, разоблачить злоупотребления - безнадежны; и как итог прозвучали знаменательные слова: «…светопреставление уже близко…, а теперь только идет репетиция».

И в следующей пьесе «Смерть Тарелкина» уже изображается это «светопреставление»; здесь впервые изображается противоречие внутри бюрократического лагеря. Оказывается, сами угнетатели угнетены, создатели зла в мире ненавидят мир за это зло. Все герои этой пьесы равны, но равны не своей человечностью, а своей бесчеловечностью: «людей нет - все демоны», по выражению Тарелкина . В пьесе, названной Сухово-Кобылиным комедией-шуткой, нет положительных персонажей. Зловещий колорит пьесы не смягчает ни одно светлое пятно. «Смерть Тарелкина» была допущена к представлению только осенью 1899 года (под изменённым заглавием: «Расплюевские весёлые дни», и с переделками), но успеха не имела . Полностью трилогия была поставлена лишь в Всеволодом Мейерхольдом в Александринском театре.

Дело и Смерть Тарелкина совершенно иные по тону. Это сатиры, рассчитанные, по словам самого автора, не на то, чтобы зритель рассмеялся, а на то, чтобы он содрогнулся. Злость этой сатиры такова, что рядом с этими пьесами Салтыков кажется безобидным. <…> Сухово-Кобылин использовал тут метод гротескного преувеличения и неправдоподобного окарикатуриванья, типа того, что применял Гоголь , но гораздо бесстрашнее и яростнее…

Современный исследователь характеризует творчество Сухово-Кобылина следующим образом:

В самом деле, по малочисленности и значимости опубликованного Сухово-Кобылин сопоставим с Грибоедовым . Правда, «случай Грибоедова» спроектировал как бы всю «правильную» линию русской литературы; «случай Сухово-Кобылина» дал сжатую формулу её «искажений».

Эффект «искажений» достигается, в частности, в результате смешения, совмещения двух текстовых плоскостей - драматического и «гегелевского» . В ткань пьес, в диалоги персонажей трилогии вставлены обрывки, фразы, фрагменты переводов гегелевских сочинений; в свою очередь, черновики сухово-кобылинских переводов пестрят автоцитатами пьес; реплики из «Смерти Тарелкина» попадаются особенно часто. Такое «удвоение» гегелевской мысли, параллелизм текстов достигается за счет невольного изобретения «крапленой речевой карты». Гегель переписан языком кабацким, языком купеческим. В столкновении двух речевых органик - отдельный, самостоятельный конфликт, другая драма, по-своему театральная, фарсовая, очень наглядная. Только герои новой пьесы - речевые структуры, одновременно подчиненные переводчику и выходящие из подчинения.

Увековечение памяти

Библиография

Пьесы

Философия

  • Учение Всемир: Инженерно-философские озарения / С предисл. ред.-сост. - к.т. н. А. А. Карулина и И. В. Мирзалиса. - М., 1995. - 123, с.: ил. - ISBN 5-88075-005-1 .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гроссман Л. П. Преступление Сухово-Кобылина. 2-е изд., доп. - Л., 1928.
  • Гроссман Л. П. Театр Сухово-Кобылина. - М.-Л., 1940.
  • Гроссман Л. П. Нераскрытое убийство. Чем мешала Александру Сухово-Кобылину Луиза Деманш. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2008.
  • Гроссман В. А. Дело Сухово-Кобылина. - М.: Художественная литература, 1936.
  • Милонов Н. А. Драматургия А. В. Сухово-Кобылина. - Тула: Тульское книжное издательство, 1956. - 112 с.
  • Рудницкий К. Л. А. В. Сухово-Кобылин: Очерк жизни и творчества. - М., 1974.
  • Старосельская Н. Д. Сухово-Кобылин. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 336 с. - (

(1817-1903) русский драматург

По рождению драматург принадлежал к одному из самых старинных русских дворянских родов. Все мужчины в семье по традиции становились военными. Отец Сухово-Кобылина участвовал в Отечественной войне 1812 г. и вышел в отставку в чине генерала. Он считал, что его детям необходимо прежде всего получить хорошее образование, поэтому и Александр, и три его сестры с раннего детства занимались с домашними учителями.

В доме Сухово-Кобылиных еженедельно собирался литературный салон, душой которого был профессор университета и литературный критик Н. Надеждин. Старшая сестра Елизавета (по мужу Салиас де Турнемир) впоследствии стала известной писательницей. Младшая сестра Софья стала первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Александр занимался не только с домашними учителями, но и с вскоре сменившими их профессорами Московского университета. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Тогда же Александр Сухово-Кобылин подружился с Александром Герценом и Н. Огаревым. В 1838 г. он закончил курс университета со степенью кандидата, однако отец настоял, чтобы Александр продолжил учебу в Германии. Он слушает лекции сначала в Гейдельбергском, а затем в Берлинском университете.

В Берлине Александр Сухово-Кобылин вступил в гражданский брак с француженкой Луизой Симон-Диманш. Отдавая себе отчет в том, что его действия приведут к разрыву с семьей, он оставил подругу и вернулся в Россию один. Действительно, узнав о поступке сына, отец отказал ему в содержании, и будущему драматургу пришлось поступить на службу в канцелярию московского генерал-губернатора. Александр Васильевич Сухово-Кобылин показал себя аккуратным и исполнительным чиновником, и вскоре его произвели в титулярные советники.

Он снимает в Москве квартиру, куда приезжает из-за границы его гражданская жена. Постепенно отношения с отцом налаживаются, осенью 1847 г. Сухово-Кобылин отправляется в поездку по семейным имениям. Ему удается восстановить регулярное поступление доходов и организовать работу на принадлежащих семье золотых приисках. Вернувшись из поездки, Александр Сухово-Кобылин получает от отца права на управление имениями и другой собственностью. Став обеспеченным человеком, он выходит в отставку и вместе с женой и дочерью поселяется в родовом доме семьи в Харитоньевском переулке.

Казалось, жизнь Сухово-Кобылина наладилась. Однако ночью 8 ноября 1850 г. его камердинер вместе с горничной убивают Л. Симон-Диманш. Сам он тогда находился в отъезде и не смог представить алиби, поэтому стал основным подозреваемым, поэтому его арестовали и заключили в тюрьму. Через неделю ему удалось освободиться под денежный залог. Следствие велось медленно, и только через год суд подтвердил невиновность Александра Сухово-Кобылина, а его крепостных приговорил к каторжных работам.

После суда он сразу же уехал из Москвы в одно из имений, где начал работать над своей первой комедией «Свадьба Кречинского». Сюжет пьесы драматург заимствовал из рассказа одного из своих знакомых. Конкретная житейская история становится поводом для обличения провинциального быта. Работа над комедией была неожиданно прервана, так как по требованию адвоката против Сухово-Кобылина было возобновлено уголовное дело. Обвинение постепенно продвигалось по инстанциям, и 6 января 1854 г. по распоряжению Николая I была организована чрезвычайная следственная комиссия.

Александр Васильевич Сухово-Кобылина вновь арестовали, и теперь он проводит в тюрьме почти полгода. За это время он заканчивает комедию и передает рукопись своему другу, актеру Малого театра П. Садовскому. Чтение проходило в доме актера, по просьбе Садовского дирекция театра направило пьесу на цензуру. Выйдя из тюрьмы, Сухово-Кобылин узнал о том, что его комедия запрещена по указанию Третьего отделения. Только через полгода, после того как он был полностью оправдан, запрет был снят. 1 июня 1855 г. комедия была разрешена к постановке в Малом театре.

Пока шли репетиции пьесы, комедия успела разойтись в рукописных списках. В конце сентября 1855 г. в «Московских ведомостях» появляется восторженный отзыв о постановке «Свадьбы Кречинского» в Малом театре. Практически одновременно драматург узнает, что против него снова возбуждено уголовное дело. Вскоре после премьеры комедии он едет в Петербург, почти три месяца тратит на хождение по инстанциям, но ему так и не удается отвести от себя нелепые подозрения.

Во время пребывания в Петербурге Александр Сухово-Кобылин знакомится с Н. Некрасовым. Одновременно с премьерой комедии в Александрийском театре она выходит в пятом номере «Современника». Автор начинает работу над своей второй комедией - «Дело». В одном из писем он указывает на то, что постарался отразить свои переживания, которые испытал во время хождения по инстанциям.

Сухово-Кобылин продолжал добиваться окончательного решения по своему делу. Но только через год, осенью 1857 года, Государственный совет окончательно оправдал драматурга, который при этом был приговорен к церковному покаянию за незаконную любовную связь. Приговор сразу же утвердил Александр II, тем самым закончив семилетнее преследование писателя. Узнав о решении по своему делу, Александр Сухово-Кобылин завершает все свои дела в стране и в начале 1858 г. уезжает за границу. Перед отъездом драматург показывает свою новую комедию Михаилу Щепкину , тот приходит в восторг, но признается, что в России ее не удастся поставить.

В Германии Александр Сухово-Кобылин живет на разных курортах, постепенно возвращается к обычной светской жизни. На одном из приемов он познакомился с недавно овдовевшей французской баронессой Мари де Буглон. Дружеские отношения вскоре перешли в любовные, и в августе 1859 г. Сухово-Кобылин женился. Однако семейное счастье продолжалось недолго, так как через год жена умерла от туберкулеза, а драматург остался с дочерью от первой жены.

В начале 1861 г. он завершил комедию «Дело» и напечатал ее в одной из лейпцигских типографий с пометой «для частного пользования». Переехав во Францию по приглашению своего друга П. Анненкова, Александр Сухово-Кобылин вновь пытается возобновить светскую жизнь. Он знакомится с английской писательницей Э. Смит, у них завязывается роман. Но в середине 1862 г. драматург, узнав о тяжелой болезни матери, уехал в Россию. Похоронив мать, он начал хлопоты с целью получения разрешения на постановку комедии. Его поддерживал Александр Островский , который тогда возглавлял театральный комитет при дирекции императорских театров. Однако управляющий Третьим отделением запретил не только постановку пьесы, но и печатание ее в России. Сухово-Кобылин вновь отправляется за границу и из Германии пересылает текст комедии вместе с письмом императрице.

Осенью 1867 г. писатель женился на Э. Смит. Супруги поселились в поселке Болье, расположенном неподалеку от Ниццы. Вскоре Сухово-Кобылин приобрел дом и попытался наладить семейный быт. Однако в конце сентября 1867 г. неожиданно умерла его младшая сестра, а в конце января следующего года - и жена.

Александр Васильевич Сухово-Кобылин вернулся в Россию, где узнал, что по просьбе императрицы ему разрешили напечатать тексты своих комедий. Он был погружен в работу над заключительной пьесой - «Смерть Тарелкина», практически безвыездно проживая в своем имении Кобылинка вместе с отцом. В апреле 1873 г. умер отец, и драматург поселился там вместе со своей овдовевшей сестрой Елизаветой. Он переделывает тексты комедий, через год получает цензурное разрешение напечатать произведения под новыми названиями.

Пьеса «Отжитое время» ставится сначала в Малом, а затем в Александрийском театре. С середины 1882 г. пьесы Сухово-Кобылина идут по всей России. К драматургу приходит литературная известность. Однако пьеса «Смерть Тарелкина» не была разрешена к постановке, и только в 1899 г. она была поставлена под названием «Расплюевские красные дни».

Александр Сухово-Кобылин ведет интенсивную литературную жизнь: пишет статьи, памфлеты, работает над воспоминаниями. Он пытается получить разрешение на издание неискаженного цензурой текста произведений, но терпит неудачу, хотя его пьесы не сходят с театральных подмостков.

В 1895 г. торжественно отмечают сорокалетие постановки «Свадьбы Кречинского». По инициативе П. Садовского выходит подарочное издание пьесы с иллюстрациями фотографа Фишера, запечатлевшего сцены из разных постановок спектакля.

Драматург продолжает основное время проводить в своем имении. В декабре 1899 г. размеренное течение его жизни опять нарушается: во время его отъезда в Москву в имении происходит пожар, в огне погибают библиотека и архив. Драматург тяжело пережил утрату, в начале 1900 г. он вновь уехал за границу и поселился в Болье. Не разрывая связей с Россией, он добивался разрешения на постановку пьесы «Смерть Тарелкина», готовил к изданию полный текст трилогии.

В январе 1901 г. Александр Васильевич Сухово-Кобылин познакомился с Антоном Чеховым , между ними завязываются дружеские отношения. Они регулярно встречаются до отъезда Чехова в Баденвейлер. Сухово-Кобылин восстанавливает измененный финал пьесы «Смерть Тарелкина» и редактирует французский перевод «Свадьбы Кречинского». В начале 1902 г. он даже приезжает в Париж, чтобы присутствовать на генеральной репетиции пьесы. Но в то время у него открылся туберкулезный процесс, и драматург был вынужден вернуться в Болье, не дождавшись премьеры. Там он узнал о своем избрании почетным академиком Академии наук. Силы драматурга были уже на исходе, и ранней весной 1903 г. Александр Сухово-Кобылин умер на руках своей дочери.

Сухово-Кобылин Александр Васильевич

С ухово-Кобылин (Александр Васильевич) - известный драматург, принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают все свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в истории литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи, не идущие ни в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из русских писателей с поразительным контрастом между "Горе от ума" и позднейшими пьесами. Таков , занявший своим "Философическим письмом" одно из первых мест в истории русской общественной мысли и затем проживший еще 20 лет в полном обладании блестящего ума, но не написавший более почти ни одной строки. Таков из второстепенных талантов , возбудивший началом романа "Старая и новая Россия" очень большие надежды и ничем их не оправдавшие. Таков, наконец, Сухово-Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы Кречинского", созданной пятьдесят лет тому назад, в течение которых даровитый автор не написал ничего кроме двух пьес совершенно второстепенного значения ("Дело" и "Смерть Тарелкина"). До известной степени столь редкая в истории истинных талантов непродуктивность Сухово-Кобылина может быть объяснена обстоятельствами личной его жизни; все три пьесы написаны по случайным мотивам, чуждым чисто литературных побуждений. Сам автор в предисловии к драме "Дело" говорит о себе, что "класс литераторов также мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же спешит заявить, что его пьеса "не есть, как некогда говорилось, плод досуга, ниже, как ныне делается, поделка литературного ремесла, а есть в полной действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело". Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания, которое Сухово-Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он несчастным стечением обстоятельств был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткой вырвали признание в мнимом совершении преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще больше огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных порядков Сухово-Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес - "Деле". Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где колоритности и силы, она в общем производит впечатление недостаточно художественного и крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с печальными испытаниями молодости автора литературный первенец Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей, разработал в драматической форме ходивший в московском обществе рассказ об известном тогда светском шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Как бы сами собой создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара. "Свадьба Кречинского" не выдерживает критики, если ее рассматривать с точки зрения правдоподобия. Она написана почти по правилам ложноклассического триединства; все совершается в течение одного дня и все концентрируется так, что результаты поступков действующих лиц немедленно обнаруживаются перед зрителем. Но в этих нереальных рамках автор достиг полной правды психологической, дав в замечательно сжатой и сгущенной форме полный душевный очерк своих героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно даровитая натура, которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько самая артистичность проделки, а также широкие перспективы будущих шулерских подвигов. Не просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того, чтобы "таскать пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского, ни Расплюева нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е. лица, мало связанные с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает пьесе долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву также яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную речь ("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "он перед ним мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского" особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью Тарелкина", в которых автор неудачно старался развить некоторые положения и характеры, в основной пьесе только намеченные, но зато с большой яркостью. В результате получился какой-то драматический комментарий, где первое место занимают пояснения, рассуждения и подчеркивания. "Дело" с его мрачным колоритом в общем гораздо выше "Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость. Постановка на сцене "Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть Тарелкина" была допущена к представлению только осенью 1899 г. (под измененным заглавием "Расплюевские веселые дни" и с переделками), но успеха не имела. Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской губернии, около 1820 г. В доме отца, ветерана войны 1812 г., постоянно бывали молодые профессора Московского университета - ,



Читайте также: