Анаэробное разложение органических веществ. Аэробное и анаэробное разложение клетчатки

Лев Оборин — поэт и литературный критик, чей журнал литературных новостей мы читаем с завидным постоянством и удовольствием, провел смотр новейшей поэзии.

Александр Беляков — Ротация секретных экспедиций


Ярославский поэт занимается сближением, казалось бы, не совместимых в одном контексте концепций и образов и делает это с явным удовольствием. Больше всего это напоминает лабораторию увлеченного физика, в чьем арсенале имеются всевозможные приборы, от амперметра до портативного коллайдера. Стихи Белякова лаконичны, но при этом в них спрессовано много смыслов, что сближает его поэзию с метареалистической традицией, ну, а техника письма, сочетающая «потоковость» речи с отсылками к поп-культурным, научным и религиозным контекстам, заставляет вспомнить об еще одном замечательном поэте — Алексее Цветкове .

***
зомби поют чтобы голод унять
киборги в ратуше держат совет
праведник ставит будильник на пять —
что если завтра последний рассвет?

День усыхает до самых корней
за диаматом грядёт тиамат
эта шумерская ночь мудреней
хмурого утра грядущих утрат

Василий Бородин — Лосиный остров



Собачья песня

Ва в ва
в ва в ва
вы в вы
в вы Ы в вы в
ваАв в ав в, а
вы Ы в вы… в рррррррр

Я слаб я с лап
морду не поднимаю
хотя не сплю
и идут к сараю воры
а я хозяина не люблю
но он прибьёт
если не укушу
и вот поднимаюсь
ноги трясутся
воры глядят
то на меня, то на дверь
— бедный ты, — говорят, —
бедный зверь

Томас Венцлова — Искатель камней



***
Кремнёвая, отсюда в полумиле,
в скрещенье автострад, искрит гряда.
Деревья в роднике стопы омыли,
в рост не вместившись. Вздрагиванье льда.

Горчайшее — в начале. Нелюдимым
забудется земля прозрачным сном,
и даже Бог, прикинувшийся дымом,
развеется совсем. Я не о том.

Верь холодам. Благословенны сводки
зимы. Гордись, что нет пути домой.
Как беженец, на дне свернувшись лодки,
дыши солёной ясностью и тьмой.

Холмы Итаки спят уже, и дети,
обид не помня, спят, и вещество —
небесный пух — летит куда-то к смерти,
и музыка, и больше ничего.

Владимир Гандельсман — Разум слов



Жена (Из цикла «Жизнь моего соседа»)

Не поздний вечер. Восемь пятнадцать.
Жена ушла спать и прикрыла дверь.
Она сумасшедшая. Восемь шестнадцать.
На площади за окном отдыхает сквер.

Я слушаю ветер. Восемь семнадцать.
В него вплетается щебет птиц.
Жена любит каждый день просыпаться
и плыть на работу, где скопище лиц.

Она на чулочной фабрике двумя руками
девять часов шьет целый день,
им выдают зарплату иногда коврами,
мы отдаленно не знаем, куда их деть.

Она садится на пристани в белую лодку,
в пять десять отчаливает, пока я сплю.
Я поздно лег, я жалел жену-идиотку.
Я сам не знаю, как эту жизнь дотерплю.

Наталья Горбаневская — Избранные стихотворения



***
Анкор-анкор наперекор
тому, что чает рок,
наперерез и рек и гор
судьбе, трубящей в рог,

Куда сияющий чертог
огнями круглый год
обвалят в бешеный поток
и галл, и франк, и гот,

И славянин, и славное,
но без оружья воинство,
а это значит: главное —
не потерять достоинство.

Виктор Iванiв — Дом грузчика



***
Гляди сквозь синь на солнечный восход
Прикрыт снежком убор саней летящих
И достигает вечный небосвод
Своей последней темной чащи

Висят огарки в воздухе шевелит хвою
Окошко темный свет и в нем поет январь
Он дует на поверхность над водою
Колеблет невеселый как трамвай

Ведущая в овражек твой барашек
Твой чучело мяучило рассвет
В котором день рожденный и вчерашний
В котором быстро нет

Юрий Казарин — Стихотворения



***
Смерть пахнет голодом и глиной,
и осенью, когда нежны
и дым воды, как выдох длинный,
и тёмный пламень глубины.
Когда беды недетский лепет
уста разлепит и сомкнёт.
И серебрится чёрный лебедь,
когда вода водой зевнёт.
Когда в воде видны проходы
огнеопасные — туда,
где, как в аду, пылают воды
и, как в раю, растёт вода.

Неведомой сути забытые грани… Из современной венгерской поэзии



Дело в

Все дело в шляпе, мой отец
носил ее с азартом
и перед стартом

Полутерновый свой венец
чуть поправлял с улыбкой,
нетвердой, зыбкой —

Прицельно бьющей не в меня, —
и шел к себе в контору.
Нет шляпы, нет и спору.
Все в рамках трудодня,

Обычно и несложно.
Полуулыбка. Сильный ход.
Он доживет, переживет —
И выживет, возможно.

Федор Сваровский — Слава героям



Сорок лет на Луне
сорок лет на Луне
в тишине

На поросшем деревьями
берегу

Если на озере ветер
то волны
достигают середины стволов

Неоправданно
толстые птицы на ветках

Запах пыли ледяной ветер
ночью из пустыни

Одна шестая тяжести
одна шестая жизни
одна шестая испепеляющей любви

На сердце как-то легко
да и легкие легче обычного

Внучка говорит перед сном:
там синяя круглая вещь
в окне

Собака во дворе лает
но
никогда не воет

Один из мастеров «золотого века» советского пианистического искусства Лев Оборин родился в Москве в 1907 году. Его родители, хоть и не имели профессионального музыкального образования, часто музицировали дома, в кругу семьи. Лев увлекался литературой, языками, театром, с детства проявлял интерес к живописи и скульптуре. В детстве он слышал -пианиста, Скрябина. Это отложило отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.

С юности он начал брать уроки у Елены Гнесиной по классу фортепиано, и по окончании Гнесинского училища в возрасте 14 лет был принят в Московскую консерваторию (в класс фортепиано и класс композиции ).

Одарённому пианисту очень повезло с учителями. Игумнов рекомендовал и старался раскрыть «его» репертуар, который был бы близок пианисту, а Мясковский в конечном итоге повлиял на то, что Оборин перестал заниматься активной композиторской деятельностью в пользу фортепианной карьеры. Как говорил сам Лев Николаевич, в классе Мясковского, во время работы над своими сочинениями, он осознавал, что работа с «чужими» произведениями даётся ему легче и проще, чётче виден «замысел» композитора.

Но до настоящего времени некоторые сочинения Оборина всё же сохранились, например, цикл пьес для фортепиано, трио для скрипки, альта и фортепиано, романсы на слова А.А.Ахматовой, В.В.Казина и А.А.Фета, «Фантастическое скерцо» для симфонического оркестра.

Из класса Игумнова вышли многие в будущем знаменитые пианисты – , Мария Гринберг, Роза Тамаркина, Наум Штаркман и другие. На их фоне Лев Оборин нисколько не затерялся, и вскоре стало ясно, что в ученики к Игумнову он попал по праву.

С первого курса консерватории Оборин (кстати, отличник) активно даёт концерты и совершенствует свой репертуар. Большое влияние на него оказывает учитель. Сам пианист отмечал, что Игумнов буквально заставил его обратить внимание на произведения , Рахманинова.

Тогда же, уже к окончанию консерватории, складывается личный стиль Оборина-исполнителя. Склонный к глубокому анализу сочинения, пианист привносит в игру цельность, ясность замысла, интеллектуальность. И при этом с техническими трудностями справляется легко, даже играючи. Как отмечали современники, это была не «напускная простота».

Третья грань Оборина-пианиста – тонкий лиризм. Как ученику Игумнова, Оборину был интересен романтический репертуар, в котором Лев Николаевич смог раскрыть своё дарование пианиста-лирика с быстрыми и лёгкими руками. Но «…Он был артистом подлинно русской складки – по своему характеру, облику, мироощущению, художественным вкусам и привязанностям. Не почувствовать всего этого в его искусстве было просто нельзя», как отметил музыковед Геннадий Цыпин.

Репертуар Льва Оборина условно можно разделить на две части. Первая – классика русской композиторской школы: Чайковский, Лядов, Рахманинов, « » . А вторая – произведения . Оборин чаще других обращался к музыке Шопена и всегда отмечал для себя ценность этого композитора.

Именно с именем «великого поляка» связан главный триумф в карьере Оборина-пианиста. В 1927 году Лев Николаевич выигрывает первую для СССР премию и первый приз на международном музыкальном конкурсе в Варшаве. Для пианиста это стало началом блестящей международной карьеры. Но этого могло бы и не произойти. Конкурсный репертуар пианист узнал за три недели до начала смотра, но сумел сконцентрироваться и подготовил программу вместе с Игумновым. Что интересно – вместе с Обориным в делегации как пианист на конкурс был отправлен и , уже достаточно известный композитор (на конкурсе он получит только диплом).

В Варшаве Льва Оборина ждала громкая победа. Эта победа стала знаковой не только для него, но и для всех советских пианистов. Оборин был первым – он открыл для пианистов «дорогу» на международные конкурсы и своим примером доказал, что советские музыканты могут составлять конкуренцию Западу.

В феврале 1927 года, когда в Москву пришла новость о победе Льва Оборина, в Большом зале консерватории шёл авторский концерт . Концерт прервали для того, чтобы объявить о том, что золотой медалист Московской консерватории Лев Оборин выиграл Первую премию. Прокофьев был настолько впечатлён этим фактом, что даже оставил о нем запись в своём дневнике.

Впоследствии Прокофьев посвятит пианисту свою . Оборин вместе с станут её первыми исполнителями.
Лев Оборин после победы на конкурсе (в возрасте 21 года) был приглашён преподавать в своей альма-матер, став одним из самых молодых преподавателей за всю историю вуза, и оставался преподавателем до конца жизни. Оборин-преподаватель воспитал немало достойных учеников – Тиграна Алиханова, Михаила Воскресенского, и многих других. Ученики отмечали его интеллигентность, требовательность к питомцам и очень тщательную проработку изучаемого материала.

Во время Великой Отечественной войны Лев Николаевич, как и многие артисты, в составе фронтовых бригад ездит с выступлениями по фронтам и частям, где выступает перед защитниками Родины. Именно во время этих поездок происходит ещё одно знаковое событие в жизни пианиста: складывается камерный ансамбль Оборин–Ойстрах–Кнушевицкий.
Первый же совместный выход на сцену был окружен большим успехом, и этот успех не покидал ансамбль до конца их выступлений (после смерти Кнушевицкого в 1963 году ансамбль распался).

В ансамбле Оборин получил новый вектор развития. Он смог отойти от виртуозных сольных пьес и начал играть ансамблевые сонаты Шостаковича, Бетховена и многих других авторов. Запись десяти сонат Бетховена для скрипки и фортепиано, где с Обориным играл Давид Ойстрах, считается эталонной.

Огромная эрудиция и интерес к различным видам искусства (Оборин брал уроки у самого , дружил со многими выдающимися людьми своего времени – Мейерхольдом, Гариным, художниками, физиками, скульпторами) помогали пианисту быть убедительным в любом репертуаре, а глубочайшее знание предмета и воспитание стали основой его преподавательского стиля.

Лев Николаевич Оборин был отмечен многими наградами, в том числе, зарубежными.

Пианист скончался в 1974 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, вместе с супругой, О.Н.Обориной.

Архив пианиста находится в РГАЛИ.

В 2007 году про него был снят документальный фильм «Первый из страны Советов». Также о творчестве Льва Оборина написана монография, ему посвящена глава в справочнике «Портреты пианистов».

В 2017 году отмечается 110-летие со дня рождения Л.Н.Оборина.

Все права защищены. Копирование запрещено

Профессор (1935).
Лауреат Сталинской премии (1943).
Народный артист СССР (1964).
Награжден Государственной премия РСФСР им. М. И. Глинки (1966), орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».
Лауреат I Международного конкурса им. Ф. Шопена (Варшава, 1927, I премия).

Педагогическая деятельность:

Педагогическая деятельность Оборина связана с Московской консерваторией.

С 1928 г. он начал преподавать камерный ансамбль, с 1930 г. - специальное фортепиано (в 1954-1959 гг. и с 1965 г. заведовал кафедрой). С 1962 г. - председатель Совета профессоров фортепианного факультета.

Ученики:

Среди учеников Оборина (всего около 150): пианисты Т. Алиханов, В. Ашкенази, А. Бахчиев, М. Воскресенский, Т. Кравченко, Е. Новицкая, А. Севидов; композиторы, музыковеды, дирижеры В. Дельсон, Г. Рождественский, С. Хентова, Г. Цыпин, Б. Чайковский и др.

Концертная деятельность:

В концертный репертуар Оборина входили произведения Ф. Шопена, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна (он посвятил Оборину свой Концерт для фортепиано с оркестром) и др. Прославился как камерный исполнитель.

В 1930-е гг. постоянными партнерами Оборина были Д. М. Цыганов, затем Д. Ф. Ойстрах и С. Н. Кнушевицкий (выступал с ними в дуэтах и трио свыше 20 лет). Среди сочинений, исполненных в ансамбле - все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано (совместно с Д. Ф. Ойстрахом), Трио Ф. Шуберта (грамзапись удостоена Гран-при Французской академии звукозаписи), Трио № 2 (памяти И. И. Соллертинского) Д. Д. Шостаковича и др.

Сочинения:

Научные труды. Издания. Публикации:

  • О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968
  • Роль педали в процессе исполнения музыкального произведения: Стенограмма открытого урока / МГОДЛК им. П. И. Чайковского. М., 1971
  • Стенограмма открытого урока Л. Н. Оборина 17 ноября 1970 г. Тема: работа над звуком / МГДОЛК им. Чайковского
  • Композитор-исполнитель // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973
  • Воспоминания о К. Н. Игумнове // Пианисты рассказывают. Сост. М. Соколов. М., 1979
  • Горизонты недавнего прошлого (Беседа с С. Хентовой) // Пианисты рассказывают. Сост. М. Соколов. М., 1979

Публикации об этом педагоге:

  • Гайдамович Т. А. Выдающиеся камерные исполнители - профессора Московской консерватории (творческий портрет трио Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий): Научно-метод. работа. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1960
  • Хентова С. М. Лев Оборин. Л., 1964
  • Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1962 (2-е изд. 1970). Рабинович Д. А. Лев Николаевич Оборин
  • «Кто писал о музыке»: Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР / Сост. Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. В 4-х томах. Т. 2. М., 1971
  • Гайдамович Т. А. Трио Оборин, Ойстрах, Кнушевицкий // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972
  • Аджемов К. Х. Лев Николаевич Оборин // Аджемов К. Х. Незабываемое. Воспоминания. М., 1972
  • Алиханов Т. А. Оборин-ансамблист: Научно-метод. работа за 1976 г. МГДОЛК им. П. И. Чайковского
  • Оборин Л. Н. Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения / Сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. М., 1977
  • Богданов-Березовский В. М. Концерт Льва Оборина // Богданов-Березовский В. Статьи, воспоминания, письма. Л., 1978. С.С. 136-137
  • Дедова Л. С. На уроках Л. Оборина: Научно-метод. работа / МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1978
  • Алиханов Т. А. Традиции русского камерного искусства и ансамблевое искусство Л. Н. Оборина: Научно-метод. работа. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1979
  • Кулова Е. К. Черты современности в исполнительском творчестве Л. Н. Оборина // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей. Вып. 1 / Сост. М. А. Смирнов. М., 1988
  • Л. Н. Оборин - педагог: Сб. статей / Сост. Е. К. Кулова. М., 1989
  • Биглер Л. В. Л. Н. Оборин - педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности (На материале занятий в классе фортепиано): Дисс. канд. пед. наук. М., 2004

11 сентября 1907 года родился выдающийся пианист и педагог Лев Николаевич Оборин. Вспоминая его уроки, Михаил Воскресенский с большой теплотой отзывается о своем учителе: «Оборин принадлежал в чем-то к интеллигенции XIX века. Огромная культура, энциклопедические знания, большой талант и в то же время благородство натуры и тонкая деликатность во всем. Будучи и композитором, и дирижером, и блестящим пианистом, Оборин никогда не давил своим авторитетом, давал свободу выражения ученику, но был непримирим к мельчайшему искажению вкуса и стиля».

«Ему не грешно поклониться, ибо он творит красоту» - говорил К.Шимановский о Л.Оборине.

С именем Льва Оборина связано зарождение и формирование всей советской исполнительской школы. Одержав блестящую победу в 1927 году на Первом международном конкурсе имени Шопена, 19-летний московский музыкант выдвинул отечественный пианизм на мировой уровень.

Его талант развивался в лучших русских традициях. Пианист начинал свою карьеру параллельно с композиторской деятельностью. После занятий с Е.Ф. Гнесиной в музыкальном училище Оборин поступил в консерваторию сразу на два факультета. По композиции он учился сначала у Г.Э. Конюса и Г.Л. Катуара, а затем у Н.Я. Мясковского. Его сочинения заслужили положительную оценку В.Я. Шебалина. С большой симпатией к его творчеству относился и В.Э. Мейерхольд, с которым молодого пианиста связывала дружба и общая работа (Оборин занимался музыкальным оформлением некоторых театральных постановок режиссера, а также писал к ним музыку). И хотя дальнейшего развития его творчество не получило, композиторский опыт оказывал исполнителю неоценимые услуги.

По фортепиано в консерватории и аспирантуре он занимался в классе К.Н. Игумнова и стал прямым продолжателем его лучших традиций. Как и его учитель, Оборин не терпел ничего крайнего, чрезмерного, преувеличенного. Творческие замыслы пианиста отличали безупречный вкус и гармоническая уравновешенность. Стиль его игры был прост и лаконичен. Его пианизм прославился особой певучестью, вокальностью.

Лев Оборин считался одним из лучших интерпретаторов Шопена, Чайковского, Рахманинова. Однако его репертуар не ограничивался только музыкой романтического направления. Очень близки Оборину были сочинения Бетховена, которые принесли музыканту немало творческих удач. Значительное место в исполнительской практике пианиста принадлежало современной фортепианной литературе: он исполнял произведения Н. Мясковского, В. Шебалина, А. Хачатуряна; всегда охотно музыкант играл С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Запомнился слушателям Оборин и как превосходный ансамблист. Сонатные вечера с Д. Ойстрахом, выступления в трио с Д. Ойстрахом и С. Кнушевицким, концерты с Квартетом им. Бородина, Квартетом им. Бетховена вошли навсегда в золотой фонд камерного музицирования.

Л.Н. Оборин начал педагогическую деятельность в Московской консерватории в 1930 году. Завершилась она в декабре 1973 года, накануне его кончины. Школа Оборина успешно развивается сегодня в деятельности его учеников и получила международное признание; более двадцати лауреатов, подготовленных Обориным, успешно концертируют в различных странах мира. Среди его воспитанников – Г. Рождественский, К. Хачатурян, Б. Землянский, В. Ашкенази, М. Воскресенский, Э. Миансаров, А. Бахчиев, Т. Алиханов, Д. Сахаров, А. Селивохин, Л. Дедова, А. Севидов и многие другие известные музыканты.

Самым распространенным органическим соединением в при­роде является клетчатка. В состав клетчатки входит более 50% всего органического углерода биосферы. Синтезируют целлюлозу, в основном, высшие растения. Высшие растения на 15% - 20 %, а некоторые на 40% - 70 % состоят из целлюлозы. При гибели расте­ний она подвергается разложению микроорганизмами, в результа­те чего и высвобождается углерод. Именно этот процесс обеспе­чивает возврат основной массы углекислоты в атмосферу.

Целлюлоза состоит из цепочек b-D-глюкозы. В каждой цепочке содержится около 14000 молекул глюкозы. Целлюлозные волокна пред­ставляют собой пучки микрофибрилл, покрытых общей оболочкой.

В природе распад клетчатки происходит повседневно в почве, водоемах, навозе, пищеварительном тракте травоядных благодаря ферментам, которые выделяют различные микроорганизмы. Разло­жение клетчатки происходит в аэробных и анаэробных условиях.

Аэробное разложение клетчатки наиболее интенсивно проис­ходит под влиянием следующих трех широко распространенных в природе микроорганизмов: Cytophaga - подвижные, с заостренны­ми концами палочки; Cefacicula - короткие, с заостренными конца­ми палочки; Cevirio - длинные, слегка изогнутые, палочки. Кроме них, в аэробных условиях значительная роль в разложении целлю­лозы принадлежит актиномицетам и грибам родов Aspergilius и Peniciliium. Они превосходят по активности бактерии, особенно при разложении клетчатки в кислых почвах.

Подобно другим высокомолекулярным веществам, целлюло­за не может непосредственно усваиваться клетками. Она должна пройти предварительное разложение деполимеразами, которые яв­ляются экзо ферментам и микроорганизмов. Разложение клетчатки происходит в несколько стадий. На первом этапе клетчатка под­вергается ферментативному гидролизу. Под действием фермента целлюлазы нерастворимая в воде целлюлоза превращается в целлобиозу. Далее целлобиоза расщепляется до глюкозы, которая за­тем разлагается в аэробных условиях до углекислого газа и воды. В анаэробных условиях глюкоза в зависимости от типа брожения разлагается на спирты, молочную, масляную кислоту, углекислоту, водород, метан и другие соединения.

Многостадийный процесс расщепления глюкозы в живой клет­ке (гликолиз) имеет важное биоэнергетическое значение, т.к. при этом происходит выделение и накопление энергии в молекулах АТФ.

В настоящее время известно несколько различных метаболи­ческих путей расщепления глюкозы. Первый из них гликолитический путь Эмбдена - Мейергофа - Парнаса (ЭМП) (рис. 29). В аэроб­ных условиях окисление (брожение) переходит в дыхание с образо­ванием углекислоты и воды. В аназробных условиях брожение за­канчивается образованием спирта, органических кислот (уксусной, янтарной, молочной и т.д.). В результате расщепления одной моле­кулы глюкозы образуются две молекулы пирувата и две молекулы АТФ. Эффективность пути ЭМП составляет около 51%.

Путь ЭМП называют также гексозодифосфатным, т.к. он проходит стадию образования фруктозо-1,6-дифосфата. Позднее было установлено, что существует и иной путь расщепления угле­водов, который получил название гексозомонофосфатный (ГМФ), или, по имени авторов, путь Варбурга-Диккенса. Этот путь харак­теризуется тем, что при расщеплении глюкозы идет образование рибозо-5-фосфата, необходимого для синтеза РНК и удовлетворе­ния потребностей клетки микроорганизма в пентозофосфатах, которые хранят большие запасы энергии.

Использование пентозофосфата в качестве источника энер­гии в анаэробных условиях характерно для гетероферментативных молочнокислых и маслянокислых бактерий, а также семейства Enterobacteriасе.

Рис. 29. Пути метаболизма глюкозы

1 - путь Эмбдеиа-Мейергофа-Парнаса; 2 - путь Энтнера-Дудорова;

3 - путь Варбурга-Диккенса

ГМФ-путь в два раза менее эффективен, чем ЭМП-путъ, так как при разложении одной молекулы глюкозы образуется лишь одна молекула АТФ. Однако в ходе окисления глюкозы образуется не никотинамидадениндинуклеотид (Н(НАД(И), а никотинамидадениндинуклеотидфосфат (Н(НАДФ(Н), который необходим клетке для восстановительных биосинтетических реакций.

Третий путь носит название путь Энтнера-Дудорова. Этот путь используется лишь небольшим числом микроорганизмов, в основ­ном, аэробными из рода Pseudomonas и гомоферментативными мо­лочнокислыми бактериями. Появление этого пути изначально было вызвано высокой потребностью микроорганизма в пирувате. Поэто­му преобразование глюкозы в пируват происходит в результате всего четырех ферментативных реакций, в то время как ЭМП-путь насчи­тывает девять ферментативных реакций. Как и в случае ГМФ-пути, в ходе превращений, характерных для пути Энтнера-Дудорова, обра­зуется лишь одна молекула АТФ на каждую молекулу глюкозы.

Дальнейшее окисление пирувата, образующегося при разло­жении глюкозы и других Сахаров, микроорганизмы осуществляют в циклическом процессе, который именуется Циклом трикарбоновых кислот, или Циклом Кребса.

Разложение целлюлозы происходит не только в почве, но и в организме животных. В рубце жвачных животных целлюлоза раз­лагается преимущественно бактериями. Основными источниками углеводородов для жвачных животных является солома, сено и тра­ва. В сухой траве половину углеводов составляют фруктозаны и ксиланы, а половина приходится на долю целлюлозы. Целлюлоз­ные компоненты кормов были бы недоступны для животных, если бы в процессе эволюции не возникли симбиотические взаимоот­ношения с микроорганизмами, способными к разложению целлюлозы.



Читайте также: