Звонкие согласные звуки русского языка. Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б] [б’]
[п] [п’]
[д] [д’]
[т] [т’]
[з] [з’]
[с] [с’]
[г] [г’]
[к] [к’]
[в] [в’]
[ф] [ф’]
[ж]
[ш]

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л] [л’]

(эль)

[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[й’]

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка - точка

б очка - почка

ш ар - жар

удочка - уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
б бал б" битва
в вой в" веко
г гараж г" герой
д дыра д" дёготь
з зола з" зевок
к кум к" кеды
л лоза л" листва
м март м" месяц
н нога н" нежность
п паук п" песня
р рост р" ревень
с соль с" сено
т туча т" терпение
ф фосфор ф" фирма
х худоба х" химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных -

Десять гласных отнимите,

Знаки - твердый, мягкий -

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж - тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й - только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон - используем в игре.

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч - [ч’] м - [м], [м’], й - [й’] т - [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз -
Я, как сосулька, весь п ромёрз .

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса .

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в "домик" пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит , вдруг , город , завод , карандаш , класс , молоток , мороз , народ , обед , платок , рисунок , ученик , язык .

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные - самые опасные!
В корне ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы "опасными", потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это "ошибкоопасные" места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб , будет и обед . 2. Был бы пирог , найдётся и едок . 3. Кто ленив , тот и сонлив . 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медвед ь неуклюж , да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медвед ь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз . Сердит мороз .
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб , и дуб замёрз .
Насквоз ь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз , снег , вяз , озяб , дуб , замёрз , насквоз ь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличк е Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И ча ю с молоком,
А пёс бульдог по кличк е Дог -
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты...
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком...
Строчки про бульдога - небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка - чáш ка укá[с]ка - укáз ка
лó[ш]ка - лóж ка кá[с]ка - кáс ка
лá[ф]ка - лáв ка лó[к]ти - лóк ти
кó[ф]та - кóф та кó[к]ти - кóг ти
шá[п]ка - шáп ка лó[т]ка - лóд ка
шý[п]ка - шýб ка щё[т]ка - щёт ка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чаш ка (чашечка), лож ка (ложечка), лав ка (лавочка), коф та - словарное слово, надо запомнить, шап ка (шапочка), шуб ка (шубы), указ ка (указочка), кас ка (касочка), лок ти (локотки), ког ти (коготки), лод ка (лодочка), щёт ка (щёточка).

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóг ти, загáд ка, скóльз кий, моркóвный, моркóв ка, рóб кий, сторóж ка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóб ок) рóб кий, (сторож и́ть) сторóж ка, (загáд ывать) загáд ка, (нóг оть) нóг ти, (скольз и́ть) скóльз кий, (моркóв ный) моркóв ка.

Упражнение 28, с. 14

28 . Прочитайте. Назовите сказки.

1. З олушк а , убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Б елос нежк а очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дуб ки́ - дубы́, я́год ка - я́годы.
Лóв кий - лóвок, бли́з кий - бли́зок.
Лóж ка - лóжечка, булáв ка - булáвочка.
Прóс ьба - проси́ть, сторóж ка - сторожи́ть.
Вéжлив - вéжливый, хорóш - хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я глад кий
И на вкус приятно слад кий.
Знает каждый карапуз ,
Что зовут меня .

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́в ки, голуб цы́, пирож ки́, водолáз .
2. Вдруг , блýз ка, сапóж ки, рубáш ка.

Лишние слова - водолаз , вдруг , так как орфограмма на конце слова, а в остальных - в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб , шуруп , ошиб ка, кноп ка, гиб кий.
Г? К?
Айсберг , цирк , лёг кий, юг , мяг кий.
В? Ф?
Остров , жираф , коф та, лов кий, клюв .
Д? Т?
Йод , взгляд , клет ка, загад ка, крот .
Ж? Ш?
Чиж , вареж ка, ёрш , лягуш ка, книж ка.
З? С?
Груз , соус , салаз ки, мас ка, сказ ка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод . По реке плывёт плот .
2. В руках у мальчика прут . В деревне глубокий пруд .
3. Красив летом цветущий луг . На грядке вырос зелёный лук .
4. На клумбе рос куст алых роз .

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1. Сам худ , го ло ва с пуд , как ударит - крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег , не лёд , а сере бром де ревья убе рёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Я нварь!
Для меня ты меся ц лучший -
Мо ло дой, бо льшой, скри пучий,
Зо ло тистый, как янтáрь !
Солнце, снег , о гонь, мо роз -
Пламя белое бе рёз !

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?

Янтарь - окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёг кий мо роз , бо льшой сугроб , сере бристый ине й, Сне гурочка, сне гопад, Дед Мо роз , пуши стые сне жи нки, мяг кий снег , ко ньки, глад кий лёд , сне говик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Звонкие и глухие согласные звуки

4.7 (94%) от 10 голосующих
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Глухие и звонкие согласные

Глухие и звонкие согласные

§ 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме - перед разделительными ъ и ь , см. § 27-28). Примеры:

Согласные в корнях и суффиксах:

1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ), грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ), крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ), малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); ср. изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить );

2) перед согласными:

а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ), рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ), Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ), ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек ); ср. вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект );

б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ), свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ), бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике (латинском). О соотношениях типа прогноз - прогностический, диагноз - диагностика см. § 81, п. 2, Примечание 1.

Примечание. В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

Согласные в приставках (перед глухим или парным звонким согласным, кроме в ): в ходить, в бивать (ср. войти, влезать ), над колоть (надрезать, надорвать ), об тесать, об жарить (оборвать, обрубить, объехать ), от говорить, от зыв, от советовать (отучить ), под кинуть, под бросить, под сылать (поднести, подослать ), с делать, с хитрить (суметь, смочь, свалить ), Пред карпатье (Предуралье ).

Примечание. О правописании приставок, оканчивающихся на з , см. § 82.

§ 80. Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: аб сент, аб солютный, анек дот, ап тека, ап сида, ас бест, аф ганцы, в друг, вок зал, в торой, г де, зиг заг, космонав т, об щий, оп том, оф сет, рюк зак, с бруя, тог да, ф тор, фут бол, эк замен .

Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.

Приставки. Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс . Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс ; ср., однако, дизассоциация, дизъюнкция , где перед гласным и перед j произносится и пишется з .

Суффиксы. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий ?вш (ий ), ?вши, ?в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав ; буква ж - в суффиксе наречий ?жды: дважды, единожды, четырежды ; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на ?дцать, ?надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать .

Окончания. Буква в пишется на конце форм род. п. мн. ч. существительных типа домов, городов, стульев ; буква т - на конце форм 3-го лица ед. и мн. ч. глаголов: знает, спит, пишут, рисуют, ходят, ворчат ; буквы шь - на конце формы 2-го лица ед. ч. наст. - буд. времени: знаешь, пишешь, ходишь, дашь .

§ 81. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд . В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд , а есть только основы на зг, зд (ь ); пишутся: мозг (мозга ), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно ), здесь, здоровье, здание ; исключение: сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст (ь ); пишутся: пуск (пуска ), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск , прилагательные с суффиксом ?ск- (царский, приморский, заводской ); хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть , слова с суффиксами ?ист (гитарист, футболист ), ?ость (смелость, жадность ), ?ист (ый ) (холмистый, прерывистый ), ?аст (ый ) (глазастый, зубастый ). То же сочетание ст - в суффиксах ?ств (о ) (богатство, колдовство, казачество ), ?ственн (ый ) (женственный ), ?ствова (ть ) (злобствовать, бодрствовать ), в приставке пост- (постмодернизм, постсоветский ), в окончании ?ст (даст, надоест ).

В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Примечание 1. Буквосочетание ст в составе основ существительных и прилагательных пишется также в тех словах, где на месте ст в других родственных словах имеется сочетание зм , напр.: саркастический (ср. сарказм ), спастический, спастика (спазм ), атавистический (атавизм ), афористический, афористика (афоризм ), снобистский (снобизм ), большевистский (большевизм ), энтузиаст (энтузиазм ); в нескольких словах (иноязычных заимствованиях) сочетанию ст соответствует в однокоренных словах согласная з : прогностический, прогностика (прогноз ), диагностический, диагностика, диагност (диагноз ), парафрастический (парафраза ), перифрастический (перифраза ).

Примечание 2. Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк - только на стыке корня и суффикса ?к- , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка . Во всех этих случаях согласная з проверяется по общему правилу § 79.

§ 82. Приставки, оканчивающиеся на з/с . Приставки без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз- (роз- ), через- (чрез- ) пишутся по особому правилу: перед буквами, передающими глухие согласные (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), в них пишется буква с , а в остальных случаях - буква з , напр.: бесполезный, вспахать, воспользоваться, искусать, иссохнуть, исчислить, ниспровергнуть, растоптать, расфасовать, расхожий, расценка, расшевелить, расщепление, роспись, чересполосица; но: бездарный, безвольный, безвкусный, безотказный, вздремнуть, возбудить, избить, износить, низвести, разрубить, розыск, череззерница, чрезмерный .

Примечание. В составной приставке испод- пишется буква с : исподлобья, исподтишка, исподнизу .

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги автора

2.15. Звонкие и глухие согласные Согласные различаются не только по твердости / мягкости, но и по звонкости / глухости. При произнесении конечные звонкие согласные оглушаются: дуб – ду[п], залив – зали[ф], стог – сто[к]. Однако замена при произношении звонкого согласного [г]

Из книги автора

§ 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба –

Из книги автора

§ 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка - смазать, молотьба -



Читайте также: