Знаменитые советские эмигранты. Судьбы советских и российских знаменитостей в эмиграции (50 фото) Артисты эмигрировавшие из ссср

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает 70-летие. В 1974 году, во время гастролей труппы Большого театра в Канаде, он принял решение не возвращаться в СССР. Как и для многих "невозвращенцев", для него это решение было непростым. Но главным аргументом за стала свобода творчества. РИА Новости вспоминает советских артистов балета, которые остались на Западе.

Рудольф Нуреев

Свой знаменитый "прыжок в свободу" Рудольф Нуреев совершил во время парижских гастролей в 1961 году. Побег означал для него, как и для всех "невозвращенцев" не только полный разрыв с родственниками, но и заочный приговор — Нуреев был осужден по статье "Измена родине" и приговорен в СССР к семи годам заключения.

В своих интервью он часто говорил о том, что жизнь на Западе дала ему прежде всего творческую свободу. Известно, что Нуреев был человеком непростым, со вздорным характером. Но в чем ему действительно никто не мог отказать, так это в невероятной преданности профессии и какой-то сверхчеловеческой работоспособности.

Рудольф Нуреев прославился не только как выдающийся танцор, но и как реформатор балета: именно благодаря ему во второй половине ХХ века стал развиваться мужской танец. Творческое наследие Нуреева огромно: он создал множество редакций классических постановок, долгие годы танцевал с Марго Фонтейн, позже руководил балетной труппой Парижской оперы. Будучи тяжело больным, попробовал себя в качестве дирижера.

Наталья Макарова

© AP Photo Наталья Макарова и Михаил Барышников в сцене из балета "Жизель" в Нью-Йорке

В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.

Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым.
В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко "Онегин". Сейчас живет в США.

Михаил Барышников

© AP Photo / Marty Lederhandler Михаил Барышников во время репетиции бродвейского спектакля "Метаморфозы"


© AP Photo / Marty Lederhandler

Уроженец Риги, Михаил Барышников был выпускником Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Так же как и Нуреев, он окончил класс выдающегося преподавателя Александра Пушкина.

Оставшись в 1974 году на Западе во время гастролей Большого театра в Канаде, Барышников сразу же получил приглашение в одну из лучших трупп мира — American Ballet Theatre (ABT). Позже его пригласил к себе танцевать Джордж Баланчин, а в 1988 году Барышников вернулся в ABT уже художественным руководителем.

Как танцор, он славился своим невероятным прыжком. Известно, что его творческие поиски никогда не ограничивались классическим репертуаром: Барышников активно занимался современным балетом, пробовал себя в качестве драматического актера на сцене и в кино (в его послужном списке есть номинация на "Оскар" и участие в популярном сериале "Секс в большом городе").

© AP Photo / Randy Rasmussen

© AP Photo / Randy Rasmussen

Одноклассник Барышникова по Рижскому хореографическому училищу, артист Большого театра Александр Годунов остался в Америке во время гастролей в Нью-Йорке в 1979 году. Его супругу, балерину Людмилу Власову, которая также была в этой поездке, советские власти решили отправить обратно в Москву. События развивались драматично: американские представители самолет задержали, в итоге Власова вылетела на родину лишь три дня спустя. Воссоединиться пара так и не смогла, в 1982 году был оформлен их развод.

Высокого роста, статный блондин и прекрасный танцор, Годунов неизменно привлекал внимание публики, танцуя в Большом, был желанным партнером для многих солисток. Однако в Америке его сценическая карьера не сложилась. Получив первоначально приглашение в тот же American Ballet Theatre, где танцевал и Барышников, позже он не смог продлить контракт с труппой. Злые языки поговаривали, что бывший одноклассник Барышников видел в Годунове серьезного конкурента и, пользуясь своим влиянием, помешал его карьере.

В 1985 году Годунов прекратил танцевать и начал сниматься в кино, сыграв несколько ролей второго плана. В 1995-м скончался в возрасте 45 лет.

Ирина Шмелева снималась в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины”. Фото из личного архива Ирины Шмелевой

Люди, которые рассуждают о переезде из одной страны в другую, делятся на 2 категории: одни говорят, что все к лучшему, а другие вздыхают со словами “ну, кому же я там нужен”. После долгих лет проживания в Америке у актрисы Ирины Шмелевой сформировалась четкая позиция и ответ для всех, кто сейчас в раздумьях: “Если человек думает, что он никому не нужен, он прав. Если думает, что будет успешным, он тоже прав. Я абсолютно верю, когда человек говорит, что будет чемпионом или Президентом. Жаль, что когда я только переехала в США, я не сказала себе, что буду сниматься в Голливуде”.

Ирина Шмелева — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации . Вы видели ее в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины” и других.

20 лет назад Ирина Шмелева эмигрировала в США. О том, с какими сложностями ей пришлось столкнуться, насколько тяжело было сменить профессию и не жалеет ли она о том, что пришлось отказаться от звездной карьеры, Ирина рассказала в интервью ForumDaily.

20 лет назад актриса эмигрировала в США. Фото из личного архива Ирины Шмелевой

Готовилась мыть полы

Как отмечает Ирина, расцвет ее кинокарьеры совпал с закатом советского кино. В 1995 году Шмелёвой было присвоено звание заслуженной артистки России , а в 1998-м она уже переехала в Америку к своему мужу, который к тому времени несколько лет жил и работал в Штатах.

“Я готова была ко всему, даже научилась профессионально петь, чтобы подрабатывать в ресторанах, — говорит Ирина. — Думала, и полы мыть буду. Не получилось: муж уже подготовил для меня безбедное существование, поэтому я сразу пошла учиться”.

Роль в фильме «Кин-дза-дза!» (1986). Фото kino-teatr.ru

Сначала Шмелева осваивала английский язык, потом училась в NYU, а затем открыла компанию, которая занималась маркетингом, работала на русском телевидении, а вдобавок ко всему — освоила профессию риэлтора. Пробовала себя в разных сферах и подготовилась, так сказать, на все случаи жизни.

“Дело в том, что я перестала говорить, что я — актриса, — объясняет Ирина. — Тем более, термин “заслуженная” тут никто не понимает. Конечно, в Америке нужно себя продавать и рассказывать, какой ты замечательный. А вообще, в этой стране все артисты: кому стукнуло в голову, тот и артист. У меня есть знакомый, который ушел на пенсию и в 70 лет решил, что он — актер. В России же, чтобы стать артистом, ты должен получить специальное образование, иначе в театр не возьмут, снимать не будут. А тут… Гвинет Пэлтроу, например, не училась этому, но актриса — потрясающая”.

Ирина готова была ко всему — и мыть полы, и петь в ресторанах, но муж подготовил для нее безбедное существование. Фото из личного архива Ирины Шмелевой

Советские советы и сожаления

Когда Ирина переезжала в США, у нее был простой план: получится — останусь, нет — вернусь. Делать карьеру актрисы в Штатах у Ирины и в мыслях не было. Как она признается: всему виной стереотипы, навязанные на Родине.

“Я приехала из России, где всегда говорили, что “наш” человек никогда не может быть актером в Америке, — рассказывает Шмелева. — И теперь я понимаю, какая это глупость.

Слушаю, как Шварценеггер говорит — это какой-то ужас! Бешеный акцент! А Сальма Хайек? Я просто не могу в это поверить.

Надо было спокойно заниматься актерством, потому что я еще в детстве так решила. Но мой посыл, что нужно учиться и овладевать разными профессиями, сбил меня с толку, несмотря на то, что петь и мыть, необходимости не было”.

Билет в киношное настоящее

Несмотря на то что Ирина решила поставить точку в карьере, ей поступали предложения сниматься в российских фильмах и сериалах. Она бралась за роли, но признается: чтобы быть в кадре, нужно быть в тусовке, постоянно дружить и вертеться в нужной среде. Тем более, по словам артистки, сейчас появилось много новых режиссеров, которые и не знают, кто такая Ира Шмелева.

Роль в фильме «Акселератка» (1987). Фото kino-teatr.ru

“Помню, через несколько лет после моего переезда, мне позвонили и пригласили на съемки одной картины, но потом заявили, что весь бюджет фильма равен моему билету на самолет” , — улыбаясь, рассказывает актриса.

Шмелева признается, что несколько раз летала на съемки в Россию за свой счет, а в Америке, например, вообще принято это делать: работа — это тебе надо, а как ты доберешься — никого не волнует.

Ирина Шмелева на съемках сериала «Час Волкова». Фото Ruskino.ru

“Я бы с удовольствием ездила сниматься, я очень легкая на подъем, — говорит Ирина. — Я, кстати, только что летала. Сижу, читаю книжку “Money ” и вдруг мне звонят: “Приезжайте сниматься, нам нужна девушка, которая долгое время жила в Америке и может половину сценария по-русски, а половину — по-английски, название картины “Деньги”. Я с удовольствием примчалась и снялась. Тем более, в этот раз оплатили и проезд, и гостиницу. Организация на площадке была потрясающая!”.

Случайные понты

Шмелева рассказывает, что когда она заходит в кадр, помимо основного текста, ее просят добавить американский сленг. “Я помню раньше, когда русские приезжали из США, я не понимала, с какого это перепуга они вставляют английские слова. Что за понты такие? — смеется Ирина. — Теперь прекрасно понимаю. Сама, когда нахожусь в России, стою перед продавцом в магазине, вспоминаю, как то или иное слово на нашем, на родном”.

Роль в фильме «Бабник» (1980). Фото kino-teatr.ru

Новая роль

Актриса признается, что кино для нее сейчас — как хобби, больше для души. Уже много лет Ирина работает риэлтором в Манхэттене и в Нью-Джерси, получая большое удовольствие от профессии.

“Когда я только приехала, муж сразу советовал отучиться и начать работать специалистом по недвижимости. Я отмахивалась и говорила, что только идиоты этим занимаются. Сейчас же понимаю, как ошибалась! Очень сложная профессия. Туда легко попасть и очень сложно что-то сделать. Люди вкладывают самые большие деньги в своей жизни в квартиры и дома, а это для них — большой стресс”, — рассказывает Шмелева.

Всем, кто переезжает в США и думает, что выбрать: сразу испытать шок от большого города (актриса считает, что та же Москва по темпу жизни в 10 раз медленнее Нью-Йорка) или выбрать “Одноэтажную Америку”, Ирина советует селиться в мегаполисе:

“Вся работа в городе, развлечения тоже, поэтому цены на недвижимость здесь быстро растут”, — объясняет она.

Сама Шмелева много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити и очень этому рада: всего лишь одна остановка до Манхэттена, чисто и спокойно. “12 лет, как я живу здесь, — говорит Ирина. — Раньше никто не говорил по-русски. Сейчас очень много наших, ведь они всегда селятся там, где получше”.

Ирина много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити. Фото из личного архива Ирины Шмелевой.

Сделаны в СССР

Когда СССР распался, Америка еще сильнее стала казаться для многих раем, и туда уезжали и артисты, и певцы, недовольные тем, что их не ценили на родине. Узнав, какие гонорары платят в Голливуде, звезды кино, недовольные недостойными условиями жизни, искали пути для отъезда. Они покидали родную страну в поисках лучшей жизни и нового опыта, но сложно сказать, нашел ли кто-то из них то, что искал.

Савелий Крамаров, Олег Видов, Наталья Андрейченко, Виктор Ильичев, Елена Соловей эмигрировали в США.

Звезда советского кино 1960-1970-х гг. Олег Видов («Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Всадник без головы») вынужден был бежать из СССР, поскольку бывшая жена – дочь генерала КГБ – повлияла на то, чтобы его больше не приглашали сниматься. В 1983 г. в багажнике автомобиля друг вывозит его из Югославии в Австрию, затем он уезжает в Италию, а потом – в Америку. Он редко снимался в кино, но ему и этого было достаточно для того, чтобы входить в 10% голливудских актеров, ежегодно подтверждающих свой профессиональный статус, пишет издание «Культурология «.

Наталья Андрейченко («Сибириада», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.) эмигрировала в 1991 г. в США к мужу, Максимилиану Шеллу. Она снялась в нескольких голливудских фильмах, но эти роли вряд ли можно считать достойной реализацией для актрисы, привыкшей работать с лучшими режиссерами. В воспоминаниях она писала: «Мне пытались внушить, что я должна измениться – говорить без акцента, играть американские роли. Но ведь тогда, без своих русских корней, я буду совсем другой – переделанной, «сломанной» русской, а американкой при этом так и не стану». В 2005 г. она вернулась в Россию.

Виктора Ильичева прославили роли в советском кино 1970-1980-х гг. («Искренне ваш», «Зеленый фургон», «Самая обаятельная и привлекательная»). Наибольшую популярность ему принесла роль Фабио в «Собаке на сене». В начале 1990-х работы не было, а его жену пригласили преподавать в американской балетной школе. И хотя работы для себя актер так и не нашел и тяжело переживал невостребованность, назад он уже не вернулся.

Савелий Крамаров: главный контракт напоследок

В 70-е годы в СССР его полюбили все. Его невозможно было не заметить: яркие образы в лучших фильмах (“12 стульев”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Джентльмены удачи”), цитаты его героев до сих пор на языке, а фильмы с его участием хочется пересматривать, независимо от времени.

Карьера Крамарова закончилась из-за политической ситуации: еврей, да еще и увлекался йогой. В Израиль переехать не удалось — Савелия не пустили, “чтоб не наболтал лишнего”, а вот с Америкой сложилось.

Конечно, в США Савелий мог играть только русских, а именно — космонавтов, кэгэбэшников и прочих персонажей «из-за железного занавеса». Но нужно отдать ему должное — он не канул в лету. В 84-м вышли заметные картины «Москва на Гудзоне» с Робином Уильямсом и «Космическая одиссея 2010» с Роем Шайдером, а потом актера можно было увидеть в популярной комедии «Вооружен и опасен», и боевиках «Красная жара» со Шварценеггером и «Танго и Кэш» со Сталлоне. Жаль, что это были лишь эпизодические роли.

Говорят, он очень скучал по Родине и даже вернулся. Но, увидев ситуацию с российским кино в 90-е, снова уехал в Голливуд, где подписал контракт на главную роль и… ушел из жизни. Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года, на 61-м году жизни, в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульт а, после борьбы с раком.

Илья Баскин: свой среди “чужих”

Кстати, именно по приглашению Ильи Баскина Савелий Крамаров уехал в США. Актеры познакомились и подружились на съемках «Большой перемены» в 1972 году.

Надо сказать, что Баскин — один из немногих советских актеров-эмигрантов, у кого успешно сложилась карьера в США. Но это случилось не сразу. Он работал в ресторане, затем страховым агентом и в русскоязычной газете. Но в итоге актер добился своего — на Баскина обратили внимание режиссеры.

Сейчас он активно снимается в кино и в телесериалах, его партнерами были такие звезды, как Шон Коннери и Хеллен Мирен. Конечно же, в основном, актеру предлагают роли русских или советских персонажей (например, в году в “Трансформерах-3 ” он сыграл космонавта Дмитрия) , но, тем не менее, Баскину удалось — он прочно вписался в голливудский цех.

О том, как живет сейчас артист, ForumDaily рассказывал в статье « »

Елена Соловей: главная роль — в семье

Самая женственная актриса советского кино уехала в Америку в 1991 году. Конец карьеры в самом ее расцвете… На первом месте у актрисы всегда была семья. Как раз в стране наступили неспокойные времена. Елена Соловей с мужем - художником Юрием Пугачем - приняли решение переехать в США, чтобы быть спокойными за детей.

Елена без колебаний променяла жизнь известной актрисы на жизнь домохозяйки. Соловей признается, что никогда не питала иллюзий, что покорит Голливуд. Первое время она занималась исключительно домом, детьми, внучкой. Семью обеспечивал муж, который устроился художником по камню в ювелирную мастерскую.

Дом Елены Соловей в США. Фото kulturologia.ru

Спустя какое-то время Елена начала преподавать актерское мастерство в университете Нью-Йорка, работала на русском радио, а в 2001 году организовала студию, где проводились занятия по музыке, рисованию и танцам для детей из русскоязычных семей. Снималась в эпизодических ролях в кино и сериалах, в том числе «Клан Сопрано «.

О своей жизни в Америке актриса рассказала в статье « «.

Сегодня многие российские актеры, стремящиеся построить карьеру в Голливуде - например, «русский Шварценеггер» Александр Невский, - признают, что мало просто переехать в США, нужно стать настоящим американцем по складу ума и отношению к жизни. А наши звезды если не на 100, то на 99 процентов были советскими людьми, с советским менталитетом и отношением к ремеслу актера. И артистическая школа у него была русская, кардинально отличающаяся от голливудской.

Даже более молодые певцы и актеры, часто отбывающие за «американской мечтой», возвращаются в итоге на родину к тому зрителю, который их любит и ценит. Либо, симают корону, которую надели на них поклонники, и, засучив рукава, идут в новую профессию, играют совсем другую роль.

Нуриев стал первым невозвращенцем. В июне 1961 года Кировский (ныне Мариинский) театр поехал на гастроли в Париж. Нуриев очень ждал этой поездки, он давно мечтал увидеть Европу и даже несколько раз подавал прошения о туристической визе, но каждый раз получал отказ.

После гастролей во Франции Нуриев должен был продолжить выступления в Англии, имя артиста уже было внесено в списки на поездку в Лондон, но властям ничего не стоило задержать Нуриева в последний момент и снять с гастролей, что, собственно, и случилось.

Во Франции артист балета очень быстро сдружился с парижской богемой, что раздражало сотрудников КГБ, которые всегда следили за соотечественниками в зарубежных поездках. 3 июня в отчётах КГБ появилась такая запись: “Нуриев Рудольф Хаметович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты”.

Только мне стоило высунуть нос из двери отеля, как тут же мелькала быстро исчезающая тень полицейского, которому было поручено не спускать с меня глаз. Однажды мой друг весь вечер прождал меня на нижнем этаже отеля, пока я тщетно пытался избавиться от наблюдения. Я понимал, что только и ждут, чтобы поймать меня на каком-нибудь ошибочном шаге, результатом которого была бы немедленная отправка домой

из автобиографии Рудольфа Нуриева

Балетовед Виолетта Майниеце подтверждает, что Нуриев жил так, как он хотел, и в Париже вёл себя так, как советским людям не разрешалось.

Это и стало одной из причин его невозвращения. А вообще он был в восторге от датского премьера Эрика Бруно, которого увидел во время его гастролей в России. Оказавшись на Западе, он с ним познакомился, и между ними возникла долголетняя дружба и любовь, - говорит Майниеце. - Нуриев понимал, что если он ведёт себя не так, как положено советскому человеку, и возвращаться назад ему не следует.

16 июня, когда труппа театра должна была вылететь на дальнейшие гастроли в Лондон, КГБ задержал Нуриева в аэропорту Лё Бурже и хотел насильно отправить его в Советский Союз. По словам балетоведа Натальи Зозулиной, именно тогда артист принял решение не возвращаться.

Он понял, что в СССР его ждут трудности: если он вернётся - ему грозит арест сроком до 7 лет. До гастролей Нуриев не думал об эмиграции. Есть несколько фактов, подтверждающих это: он собирался домой, мыслил о творчестве в труппе, покупал костюмы, - говорит Наталья.

И Нуриев, без багажа и с 30 франками в кармане, совершил знаменитый "прыжок к свободе" из зоны контроля в аэропорту в руки парижской полиции и попросил политического убежища у французских властей. По словам Виолетты Майниеце, с итуация в Лё Бурже была несколько приукрашена журналистами:

Никакого прыжка он не делал! И вообще, это была заранее оговорённая ситуация - что он должен отдаться в руки французских полицейских и попросить политического убежища.

Нуриев остался в Париже, но Парижская опера не пригласила его работать по той простой причине, что Франция не хотела осложнений с Советским Союзом. Не побоялась предоставить ему место в труппе "Ковент-Гардена" Англия, у которой были плохие отношения с Москвой. Там он стал главной звездой.

Наталья Макарова

Когда осенью 1970 года Макарова приехала на гастроли в Лондон с труппой Кировского театра, то у неё не было мыслей не возвращаться в Советский Союз. Балерина никогда не ругала свою страну и не выдвигала политических лозунгов. Для этого и не было причин - Макарова была ведущей балериной Мариинского театра. Лондонские гастроли прошли с успехом, имя Макаровой было первым в списке гастролёров. Она купила себе автомобиль, родным - подарки. Но когда приехала в аэропорт, чтобы лететь вместе с труппой обратно в Ленинград, неожиданно попросила у властей политического убежища.

Балетовед Виолетта Майниеце считает, что Макарова так поступила в силу того, что она импульсивный человек:

Она решила внезапно, что останется там, и осталась. Посчитала, что на Западе жизнь будет лучше и интереснее. У неё там были знакомые, но уверенности, что сразу же ей предоставят работу, не было.

В труппе на следующий день, разумеется, поднялся переполох - начались пересуды, для всех известие о моём defection было как удар грома. Ещё бы, и я сама не ожидала такого оборота. Особенно, как мне рассказывали, убивалась моя костюмерша Валечка. Она напилась и рыдала, приговаривая: "Кто бы мог подумать, что Наташка, наша Наташка останется! Все думали - Барышников, Барышников

из автобиографии Натальи Макаровой

По мнению балетоведа Натальи Зозулиной, причина невозвращения Макаровой кроется в том, что в СССР у неё не было возможности себя раскрыть.

Творческому человеку очень сложно жить, когда нет работы, нет нового, когда заставляют существовать без развития. И когда человек понимает, что есть возможность совершенно по-другому реализовать себя в творчестве, он принимает подобное решение, до этого не предполагая, что так сделает. А она и не могла предполагать, ей была неизвестна западная жизнь, - считает Зозулина.

Макарова хотела танцевать в лондонском "Ковент-Гардене", но артисты королевского театра заявили дирекции, что не выйдут с Макаровой на сцену. Наталья Зозулина считает, что труппа отказалась с ней работать, потому что Макарова была лучше, а они просто испугались конкуренции - никто не хотел такой соперницы.

Вскоре Макарова отправилась в США, откуда получила приглашение от Американского балетного театра. И там она смогла добиться мирового признания.

В СССР все видели в ней потенциал, но не было хореографов, которые поставили бы балет, рассчитанный на её талант, - говорит Зозулина. - Когда с ней начали работать гениальные западные хореографы - Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Энтони Тюдор, Серж Лифарь, Глен Тетли - тогда она раскрылась и стала мировой звездой. Но ей, как и другим невозвращенцам, удалось сделать карьеру на Западе, потому что она была прекрасно выучена у нас в стране.

Михаил Барышников

Летом 1974 года гастрольная группа из самых знаменитых артистов балета СССР отправилась в Канаду, от Кировского театра в ней участвовали только Ирина Колпакова и Михаил Барышников. Через несколько дней к Барышникову прилетел его бывший коллега Александр Минц, эмигрировавший в США двумя годами раннее. Минц хотел не просто повидать друга, но и передать, что Барышникова хотят принять в труппу Американского балетного театра, он не стал уговаривать артиста, а просто дал ему время подумать.

Барышников всю жизнь мечтал быть американцем, - рассказывает Виолетта Майниеце. - Он знал, что он великолепный танцовщик, и хотел, чтобы его ценили не только в плане творческого успеха, но и материально. Миша говорил: "Я всё танцую-танцую, а еле-еле на какую-то машину заработал".

Окончательное решение не возвращаться в Советский Союз Барышников принял за два дня до завершения гастролей в Торонто. Артист сильно нервничал: на последних спектаклях во время поддержек у него даже дрожали руки.

Мне было ясно, что мне легче прыгнуть, как говорят в России, очертя голову с моста в воду сейчас, чем вернуться

Михаил Барышников

29 июня перед заключительным концертом Барышников встретился с адвокатом и подписал бумаги, где просил политического убежища. После спектакля его должны были встретить на машине друзья и отвезти в безопасное место. После выступления Барышников оставил в гримёрке записку для Колпаковой: "Прости и прощай. Не будь злой на меня", - а далее по плану труппы артист должен был ехать на банкет в сопровождении агентов КГБ.

Когда Барышников вышел из театра, его ожидала толпа зрителей. Он подписал несколько программок, а потом извинился и сказал, что ему нужно отойти на минутку, и пошёл вдоль улицы. Из машины, в которой его ждали агенты КГБ, закричали: "Ты куда?". И тогда Барышников побежал.

Артист так разнервничался, что пробежал мимо автомобиля, где его ждали друзья. Машина поехала за ним, и Барышников на ходу вскочил в неё. Преследователи их не догнали, и они благополучно доехали до фермы под Торонто. Как только были сделаны все необходимые документы, Барышников переехал в США.

Валерий Панов

Желание эмигрировать в Израиль у артиста балета Кировского театра Панова и его жены Галины Рогозиной появилось ещё в 1972 году. Они подали прошение на визу в Израиль, и их тут же сделали невыездными. Балетовед Наталья Зозулина считает, что нельзя точно сказать, думал ли Панов о последствиях или нет.

Он просто хотел выехать. В то время было огромное количество людей еврейской национальности, которые хотели уехать из СССР, - Израиль их принимал. Это был единственный путь на Запад, - говорит Зозулина. - Панов мечтал о новых творческих возможностях. Поэтому и пошёл этим путём и получил по полной программе: увольнение с работы, угрозы, избиения, удержание выезда и неизвестность - с ним играли как кошка с мышкой. Всё для того, чтобы он испугался и забрал прошение на визу.

Карьера Панова и его жены оборвалась, они не могли устроиться на работу, перебивались случайными заработками. По словам Виолетты Майниеце, для артиста балета невозможность тренироваться и быть в форме подобна смерти.

Теряется профессиональный фон, который очень тяжело вернуть назад, он занимался дома, но это не то, - рассказывает Майниеце. - Многие друзья и коллеги перестали с ним общаться, потому что боялись, что тень неугодного антисоветского человека ляжет и на них. Идеологические нормы в то время были очень чёткие.

Но Панов не отступал, как не отступала и советская власть: артист был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме. Но его ситуацию обсуждали в компаниях, слухи из которых дошли и до мировой общественности. Из разных балетных театров мира Панову стали поступать приглашения о работе. Но только после 24-дневной голодовки Панову и его жене разрешили уехать в Израиль, где он сразу же получил гражданство. В последующие годы он выступал с гастролями по всему миру.

Александр Годунов

Четыре года Годунов был невыездным, когда труппа уезжала на гастроли, он оставался в Москве. А всё потому, что всем было понятно: он тоже не вернётся, если выпустят. У него был материальный стимул: он считал, что будет жить на Западе лучше, чем в Советском Союзе.

В Большой театр его взял Юрий Григорович, но артисты балета п остарались, чтобы у них испортились отношения, а потом труппа и вовсе распалась на три группировки, где велись междоусобные бои, - рассказывает Майниеце. - Годунов начал выступать с Плисецкой, это был "контр" Григоровичу, и он уже не давал ему партии в своих спектаклях. Саша был доведён.

Перед гастролями Большого театра в Нью-Йорке в 1979 году Григоровича вызвали в КГБ, где спросили, может ли он гарантировать, что Годунов вернётся назад, на что он ответил: "Нет". Но эти гастроли были очень важными, без Годунова обойтись не могли. И ему разрешили выехать в США.

19 августа Годунов сыграл в спектакле "Ромео и Джульетта" в Нью-Йорке, после чего у него было три дня выходных, поэтому его исчезновение никому не бросилось в глаза. Даже его жена Людмила Власова не была в курсе, она думала, что он заночевал у друзей. Но когда на следующее утро Годунов не вернулся домой, стало понятно, что он договаривается о предоставлении политического убежища. Руководители делегации спросили Власову, что намерена делать она, и балерина попросила отправить её домой, к матери.

Ещё до известия в американской прессе о том, что советский артист балета Годунов попросил политического убежища, у отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР. Но 23 августа, когда Годунов попросил предоставить политическое убежище, КГБ вывез артистку из отеля незаметно для американских спецслужб и доставил её на борт самолёта, вылетавшего в Москву. Когда про это узнали американские власти, они заблокировали полосу для вылета советского авиалайнера. Американцы были уверены, что Власову вывозят насильно, но она утверждала обратное. Наталья Зозулина считает, что жена Годунова вернулась в Россию, только потому что её не выпустили из самолёта:

Рядом с ней стояли наши доблестные органы, что она ещё могла сказать, как не то, что хочет вернуться в Советский Союз. Власти США не давали самолёту вылететь, правильно понимая, что её задерживают насильно.

Виолетта Майниеце, хорошо знакомая с супругами, подтверждает, что изначально, они вместе должны были остаться в Америке.

Три дня советскому самолёту с 112 пассажирами на борту не разрешали вылететь. Всё это время Годунов вместе со своим другом Иосифом Бродским сидел в аэропорту и умолял жену через американские власти вернуться. Но противостояние закончилось и самолёт всё-таки вылетел в Москву. Годунова и Власову назвали "Ромео и Джульетта" холодной войны. Артист пытался добиться возвращения жены, но безуспешно. Через год был оформлен их развод. Власова продолжила танцевать в Большом театре, а Годунов устроился в труппу Американского балетного театра, где выступал как ведущий танцор.

Александр Годунов

Балетному танцовщику прочили великую карьеру в Большом театре, однако в1979 году во время гастролей Большого в Нью-Йорке Годунов обратился с просьбой о политическом убежище.

В США Годунов танцевал у М. Барышникова в Американском театре балета. Однако, после скандала с ним в 1982 году покинул театр.

Некоторое время выступал с собственной труппой. Как приглашенная звезда, много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.

Женившись на голливудской актрисе Ж. Биссет, пробовал себя в кино. Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме "Свидетель" (1985), экспрессивный дирижер оркестра в фильме "Долговая яма" (1986).

18 мая 1995 года друзья Годунова забили тревогу из-за отсутствия телефонных звонков от него. В дом Годунова на Шорхэм Тауэрс (Уэст-Голливуд, Калифорния) послали медсестру, которая и нашла его мертвым. Ему было 45 лет.

По утверждению врачей, смерть была вызвана осложнениями гепатита, обусловленными хроническим алкоголизмом. Прах Годунова развеян над Тихим океаном.

Федор Шаляпин

Пожалуй, самый известный из российских эмигрантов. На момент побега Шаляпин был художественным руководителем Мариинского театра и первым в СССР заслужил звание народного артиста Республики.

С 1922 года артист выступал с гастролями за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой - Марией Валентиновной.

В 1927 Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание. В конце лета 1932 года актер снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста "Приключения Дон Кихота" по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актеров.

В 1935-1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток, где в Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.

Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз, 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Артиста похоронили на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын, Федор Федорович, разрешил перенесение праха певца из Франции в Россию.

Олег Попов

За границу “самый известный клоун мира” эмигрировал из СССР в 1991 году от безысходности, когда пенсии перестало хватать даже на еду.

Сейчас Попов живет в деревеньке под Нюрнбергом, работает в "Великом русском цирке" под псевдонимом "Счастливый Ганс".

В 62 года клоун женился на 30-летней немке Габриэлле Леманн: в 1990 году будущая возлюбленная Попова приехала из Германии в Австрию на его выступление, подошла за автографом, а он попросил у нее телефон. Через два года пара поженилась.

"Габи с моей помощью выучила русский, так что дома мы на нашем "могучем" разговариваем. Но когда на базар иду, беру с собой словарик. Короче, голодным не останусь, если надо - на пальцах объясню", - говорит Попов, которому недавно исполнилось 86 лет.

Нина Бродская

Исполнительница советских хитов "Звенит январская вьюга", "Любовь-кольцо", "Приключения Буратино" живет в США с 1979 года.

Покинуть СССР ей пришлось из-за национальной принадлежности. "...Тогда было негласное распоряжение сверху: убрать с эстрады всех евреев. В общем, на меня начались гонения. Мои песни перестали крутить в теле- и радиоэфире,” - вспоминает она.

"Первое время в США нам было нелегко, ведь мы ехали в никуда. Муж работал на износ, чтобы мы могли выжить и дать все необходимое сыну. Я начала писать свои песни. Нашла деньги и выпустила диск "Москва-Нью-Йорк". Жить нам и сейчас здесь непросто, но о возвращении на родину речи быть не может", - говорит Нина.

Елена Соловей

Звезда советского кино в возрасте 44 года в “лихие” 90-е перебралась в Америку.

Сейчас Елена преподает актерское мастерство, работает на русском радио в Нью-Джерси, некоторое время вела авторскую передачу "Кулисы". Создала детскую творческую студию "Этюд" для детей из русскоязычных семей.

Периодически играет в американском кино. На родине после эмиграции была всего несколько раз.

В Штатах Елена снялась в нескольких короткометражных картинах, а также в двух фильмах режиссера Джеймса Грэя "Хозяева ночи", в котором снимались такие звезды как Марк Уолберг, Хоакин Феникс и Ева Мендес, и "Роковая страсть".

"Адаптироваться мне здесь было легче, потому что мне не нужно было зарабатывать на жизнь - этим занимался мой муж Юра, который сейчас работает в картинной галерее. Главное, что у меня всегда был дом. И в этом спасение от любых депрессий и невзгод… Но все равно эта страна для меня чужая. Наверное, она будет своей только для моих внуков", - говорит актриса.

Олег Видов

Голубоглазый сердцеед, разбивший ни один десяток сердец советских зрительниц, Морис Джеральд из фильма "Всадник без головы", уже 28 лет живет в Малибу.

Некоторое время Олег с женой занимался переизданием советских мультфильмов, затем озвучанием. Актер открывал и фирму по перевозке грузов, и наркоклинику...

“В Америку я уехал не для того, чтобы быть актером. Когда я сюда ехал, то четко понимал, что английский - очень тяжелый язык. Был уверен, что никогда не смогу говорить так же быстро и точно, как местные. Поэтому ничего сверх эдакого от Америки и не ждал. Жив, сыт и на том спасибо", - говорит он сейчас.

При этом США актер безгранично благодарен, поскольку переезд спас ему жизнь. "Здешние врачи нашли у меня доброкачественную опухоль гипофиза. Если бы я остался в Союзе, то умер бы, потому что у нас не проводили необходимых операций. А в США это была рядовая операция. В остальном же я так и не свыкся с этой страной. Да, у меня местный паспорт, гражданство, пенсия в $600, но в душе я так и остался русским", - делится Видов.

Илья Баскин

Актер из фильма "Большая перемена"сделал в США действительно успешную карьеру в кино, что для подобных случаев редкость.

Он снялся в 70 фильмах, где его партнерами были такие звезды как Шон Коннери, Хеллен Мирен и другие.

Баскин много лет дружил с Савелием Крамаровым, по его приглашению тот в начале 1980-х и уехал в США.

Первое время Илья работал в ресторане, потом в страховой компании, издавал русскоязычную газету "Панорама".

"Актеры здесь счастливые люди. Ты сам не ищешь работу, ее находит агент, он бьется головой об стенку, чтобы добыть тебе роль, и, естественно, получает комиссионные. Когда попадешь на площадку, о тебе заботятся профсоюзы, если работаешь больше - тебе доплачивают", - говорит Баскин.

Алексей Серебряков

Отъезд актера в Канаду вызвал в России довольно бурную реакцию, хотя сам актер не собирался делать из этого большого события.

Вместе с семьей, а с женой Марией он воспитывает дочь Дарью и сыновей Степана и Данилу, Серебряков в 2012 году эмигрировал в Канаду.

"Я перевез свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей… К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил", - прокомменитровал он.

Семья Серебряковых выбрала для проживания уютный таунхаус в Торонто и сейчас вполне успешно живет в новой среде. Как говорит актер, жена полностью поддержала его идею об отъезде ради будущего детей.

Но говорить о том, что актер все же “сжег все мосты” не приходится, поскольку съемки в отечественных картинах никто не отменял. С тех пор, как переехал в Канаду актер снялся в нескольких довольно успешных кинопроектах российских режиссеров.

Янина Лисовская

Актриса известна ролью Людки - старшей дочери героев картины "Любовь и голуби".

Сейчас Янина Лисовская - гражданка Германии, вместе с мужем Вольфом Листом она уже более 15 лет живет в Германи

Янина в отличие от многих коллег покинула Россию вовсе не из политических или карьерных соображений, а просто влюбилась в немецкого актера и уехала ради него.

Тогда в Москве Лисовскую держала успешная карьера в театре, но работой пришлось пожертвовать. Выучив немецкий язык, Яна сумела найти работу не только по основной специальности, но освоила смежные профессии, став драматургом-режиссером и преподавателем актерского мастерства.

За это время снялась в немецких фильмах "Таторт. Следы войны", "Живущий у Рейна", "Приземление на Луну", "Рандеву", "Ласточкино гнездо".

Сейчас актриса счастлива в браке и воспитывает дочь Василису.

Жанна Агузарова

В 1991 Жанна переехала в Лос-Анджелес и работала певицей в ресторане "Черное море". Однако, не сойдясь характером с владельцем, вынуждена была уйти.

Известно, что Агузарова работала в США диджеем и даже водителем в Международном центре знаменитостей. Вскоре Агузаровой заинтересовался продюсер Брайан Ино, работавший с группой U2. Правда, сотрудничество между певицей и продюсером так и не состоялось.

В прессе активно муссировались слухи о том, что произошло это по причинам частного характера, но сама Агузарова эту историю не комментирует. В 1996 году Агузарова вернулась в Москву и продолжила работать на родине.

Александр Невский

Снявшись в эпизодических ролях в нескольких российских картинах, в 1999 году Невский переехал в Лос-Анджелес.

В Америке Александр изучил язык в Калифорнийском университете и зря времени не терял: сыграл эпизодическую роль в боевике Уолтера Хилла "Обсуждению не подлежит", затем – в триллере "Красный змей".

Вскоре Жан-Клод Ван Дамм предложил Невскому роль бандита из Одессы в своем фильме. И Александр… отказался, хотя финансовое положение оставляло желать лучшего, поскольку не хотел, чтобы к нему приклеился образ русского злодея.

К 2008 году в копилке у "русского Шварценеггера" было уже шесть фильмов. Сегодня Александр Невский живет Лос-Анджелесе, но имеет российское гражданство и часто приезжает на родину, в частности для того, чтобы продолжить работу.


29 июня 1922 года Федор Шаляпин, отправившись в гастрольное турне, навсегда покинул Русскую землю. Вспоминаем 7 великих русских эмигрантов, чей отъезд стал серьезной потерей для России. Эмиграция обрушивалась на Россию неоднократно. Кто-то покидал страну добровольно, кто-то становился изгнанником, вынужденный бегством спасать свою жизнь. Большинство из них до конца дней сохраняли тонкие нити, связывающие их с Родиной, лелея мечту рано или поздно вернуться домой.

В погоне за мечтой

Федор Шаляпин - человек, оказавший огромное влияние на мировое оперное искусство, эмигрировал из страны 29 июня 1922 года. Официально – на очередные гастроли. Решение об эмиграции пришло не сразу. Однако уже по возвращению из вторых заграничных гастролей у Шаляпина появилось твердое намерение «осуществить мечту». Проблема заключалась в том, что у семьи было мало шансов последовать за Федором Ивановичем. Для получения заветного разрешения он придумывает версию, будто своими гастролями демонстрирует «какие в «советах» живут и процветают артисты». В 1927 году Шаляпин пожертвовал все сборы от своего концерта детям эмигрантов. Этот жест на Родине расценивается как поддержка белогвардейцев. 24 августа этого же года он лишается звания Народного артиста и права когда-либо вернуться в СССР.

"Русский витязь"

Выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский создал на Родине первые в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Отец Сикорского придерживался монархических взглядов и был русским патриотом. Из-за угрозы собственной жизни авиаконструктор эмигрировал сначала в Европу, но, не увидев возможностей для развития авиации, принял решение об эмиграции в 1919 году в США. Будучи на Родине состоятельным человеком, он вынужден был начать в Америке все с нуля. Сикорский основал «Сикорски аэро инжиниринг». До 1939 года авиаконструктор создал более 15 типов самолетов, в том числе «Американский клипер», а также ряд моделей вертолетов, в том числе VS-300 с одним несущим винтом и небольшим хвостовым винтом, по принципу которого сегодня строится 90% вертолетов в мире. Первый полет на новом аппарате Сикорский всегда осуществлял сам.

Окаянные дни

Иван Бунин какое-то время пытался «убежать» от большевиков в родной стране. Он считал, что «дом, населенный могучим семейством, освященный богопочитанием, памятью о прошлом» разорили и превратили в кошмарно-кровавый балаган под руководством «выродка и нравственного идиота от рождения» Ленина. В 1919 году он переезжает из красной Москвы в не занятую Одессу, и только в 1920 году при подходе Красной Армии к городу он переезжает в Париж. Во Франции Бунин напишет свои лучшие произведения: «Митина любовь», цикл рассказов «Темные аллеи» и, наконец, автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 году Ивану Бунину, человеку без гражданства, будет вручена Нобелевская премия по литературе с официальной формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

"Синий всадник"

Основоположник абстракционизма, основатель группы «Синий всадник» Василий Кандинский покидает Москву в 1921 году по причине несогласия с отношением страны «советов» к искусству. В Берлине он преподает живопись и становится видным теоретиком школы «Баухауз», теоретические посылки которой сводятся к понятию «функционализма». Вскоре он получает мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1939 году он бежит от нацистов в Париж, где получает французское гражданство. С 2007 года в России ежегодно вручается Премия Кандинского за новаторство, оказавшее влияние на ситуацию в современном российском искусстве.

Отец "глянца"

Имя практически неизвестно в России. В мировой же индустрии глянцевых журналов, рекламы, графического дизайна модной фотографии Бродович является такой же культовой фигурой, как, скажем, для кинематографа. А, может быть, даже больше. Когда Алексею исполнилось 16 лет, он, ничего не сказав родителям, отправился воевать на Первую мировую. Правда, с фронта беглец был возвращен домой и был отправлен изучать военную науку в кавалерийское училище. Однако революция 1917 года не позволило Бродовичу развить карьеру кавалериста: в 1920 году он вместе с семьей эмигрирует во Францию, где реализуется совсем в неожиданном качестве - как художник. В 1924 году он выиграл конкурс на лучший дизайн афиши благотворительного бала, обойдя самого Пабло Пикассо. Это становится путевкой в жизни для бывшего кавалериста. Спустя всего несколько лет Алексей Бродович становится одним из самых авторитетных дизайнеров и фотографов в Европе, изменившим подход как к дизайну, так и к фотографии. Он переезжает в США, где становится арт-директором знаменитого модного журнала Harper"s Baazar, в котором он сделал настоящую революцию в дизайне рекламы и глянцевых журналов.

В эпоху катастроф

Как писал сам Николай Бердяев в своих воспоминаниях, на его долю философа выпало слишком много событий. Бердяев пережил три войны, две российских революции, духовный ренессанс начала века, русский коммунизм, мировой культурный кризис, но более тяжелым испытанием стали для него трансформации, приспособления и измены людей. Он четыре раза оказывался в тюрьме, при этом два раза при старом режиме и два – при новом, провел в сибирской ссылке 3 года, пережил процесс, который грозил ему вечным поселением в Сибири и в итоге – был выслан с Родины в 1922 году. Следователь предупредил: если появитесь на границе СССР, будете расстреляны. В эмиграции Бердяев написал самые известные свои работы «Смысл истории», «Философия свободного духа», «О назначении человека» и ряд других.

Русский стиль

Русский композитор, пианист-виртуоз Сергей Рахманинов эмигрировал из страны вскоре после революции 1917 года, воспользовавшись неожиданным приглашением дать ряд концертов в Стокгольме. За рубежом Рахманинов создал 6 произведений, которые явили собой вершину русской и мировой классики. Он создал свой исключительный стиль, в который гармонично слились традиции русской музыки и джаз, древнерусский знаменный распев и «ресторанная» эстрада 30-х годов, виртуозность стиля конца позапрошлого века и жесткий авангард. Произведения зарубежного периода отличает наполненность философским звучанием: абсурдностью, жестокостью бытия в современном мире и утратой духовности. Он впервые вывел русскую фортепианную школу на мировой уровень, а его произведения входят в репертуар ведущих пианистов мира.



Читайте также: