Западноевропейским стандартам традиционно когда заходит. Что значит "западноевропейский союз"

западноевропейский союз

военно-политическая организация в составе Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Испании, Португалии. Создан в мае 1955 путем преобразования и расширения Западного Союза (образован в 1948) в соответствии с Парижскими соглашениями 1954. Связан с НАТО.

Большой юридический словарь

западноевропейский союз

(ЗЕС) -региональная международная организация, учрежденная в соответствии с Парижским соглашением 1954 г. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности, так и в противодействии любой агрессивной политике; содействие единству Европы; тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом; укрепление и обеспечение демократии, личной и политической свободы, конституционных традиций, уважения закона; укрепление экономических, социальных и культурных связей между государствами-членами.

Западноевропейский союз

военно-политическая организация в составе Бельгии, Великобритании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции, ФРГ. Создан в мае 1955 в результате включения Италии и ФРГ в Западный союз, учрежденный по Брюссельскому договору в 1948, и внесения в текст этого договора соответствующих изменений и дополнений. Срок действия договора о З. с. ≈ до 1998.

Западный союз был преобразован в З. с. в соответствии с Парижскими соглашениями 1954 , утвердившими окончание оккупационного режима США, Великобритании и Франции на территории Западной Германии и оформившими включение ФРГ в Североатлантический союз, направленный против СССР и др. социалистических государств. Между З. с. и Североатлантическим союзом существуют тесные организационные связи. Договор о З. с. предусматривает оказание помощи, в том числе военной, если одна из стран-участниц подвергнется «нападению» в Европе. Предусматриваются также консультации по политическим, экономическим и др. вопросам. Руководящими органами З. с. являются Совет в составе министров иностранных дел стран-участниц и Ассамблея, состоящая из парламентариев стран-участниц, которые являются одновременно участниками Консультативной ассамблеи Европейского совета. Решения Совета и Ассамблеи З. с. имеют рекомендательный характер для правительств стран-участниц. В рамках З. с. создано также Агентство по контролю над вооружением, деятельность которого сводится, по существу, к наблюдению за выполнением Западной Германией ограничений в области производства некоторых видов вооружения, установленных Парижскими соглашениями. З. с., однако, уполномочен принимать решения по рекомендации военных органов Североатлантического союза об ослаблении этих ограничений.

В 60 ≈ начале 70-х гг. деятельность З. с. ослабла в связи с обострением противоречий между его участниками и выдвижением на первый план др. организаций западноевропейских стран, в частности Европейского экономического сообщества.

Википедия

Западноевропейский союз

Западноевропейский союз - организация, существовавшая в 1948 - 2011 годах для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Первая попытка в истории создать единые вооруженные силы Европы. Включала в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Все государства Европейского союза в его границах до расширения 2004 года имели статус стран-членов, кроме Австрии, Дании, Финляндии, Ирландии и Швеции, относящихся к наблюдателям. Ассоциированные члены - Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Венгрия и Чехия; ассоциированные партнеры - Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, а также Словения.

Амстердамский договор 1997 года сделал Западноевропейский союз «неотъемлемой частью развития Союза», предоставив ему оперативные полномочия в сфере обороны. Западноевропейский союз сыграл ключевую роль в выполнении первых Петерсбергских заданий на Балканах. Тем не менее, он всё больше уступал свои функции подразделениям ЕС, развивавшимся в рамках совместной внешней политики безопасности. В ноябре 2000 года Совет министров безопасности Западноевропейского союза одобрил решение о постепенном реформировании этой организации и передаче её полномочий соответствующим структурам и агентствам ЕС. 1 января 2002 года в Европейский союз вошли такие учреждения Западноевропейского союза, как Институт безопасности и спутниковый центр Европейского союза. Главная функция, остававшаяся у Западноевропейского союза - коллективная безопасность.

Договор о совместной деятельности в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне, известный также под названием Брюссельский пакт является учредительным документом Западноевропейского союза (ЗЕС) – организации оборонного сотрудничества 10 европейских государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции.

Проблема обеспечения безопасности, стоявшая перед государствами Западной Европы после Второй мировой войны, непосредственно перед подписанием Брюссельского пакта имела два аспекта. Во-первых, это укрощение военной мощи Германии, недопущение возрождения германского милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны немецкого государства. После начала «холодной войны» (1946–1947) на первый план выходит другой ее аспект – «советская военная угроза», опасения агрессии со стороны СССР и его союзников из числа стран Восточной Европы. Обе «угрозы» рассматривались как реальная опасность независимости западноевропейских стран, для отражения которой ни одно государство не располагало достаточными экономическим и военными ресурсами (в том числе ядерным оружием). Отсюда потребность в совместных действиях.

Брюссельский пакт был заключен 17 марта 1948 г. пятью западноевропейскими странами – Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией. Несмотря на то, что три первые статьи Договора посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (прежде всего СССР) стала сущностью этого документа. Согласно Пакту 1948 г. страны-участницы обязались, что, если одна или несколько из них становится объектом вооруженного нападения или агрессии, остальные «предоставят военную поддержку атакованной Стороне и другую помощь, а также окажут содействие ее усилиям ».

1.4. Резолюция сената сша №239 («резолюция Ванденберга»)

Благодаря сотрудничеству между заместителем госсекретаря Робертом Ловеттом и председателем Комиссии по внешней политике американского Сената республиканцем Артуром Ванденбергом, приверженцем интернационалистской миссии Соединенных Штатов и поддержки этой миссии со стороны «двухпартийной» коалиции, была обсуждена и затем одобрена 11 июня 1948 г. той же Комиссией по внешней политике резолюция, которая позднее стала известна, по имени предложившего ее сенатора, как «резолюция Ванденберга». В документе провозглашались некоторые основные принципы американской внешней политики и, в частности, в качестве цели для президента намечалось «присоединение Соединенных Штатов, посредством конституционной процедуры, к тем региональным и коллективным соглашениям, которые базировались бы на постоянном и действенном стремлении к самозащите и к взаимопомощи и затрагивали бы интересы национальной безопасности Соединенных Штатов».

Резолюция представляла собой исторический поворот в американской внешней политике, поскольку порывала с традицией, восходившей к завету Джорджа Вашингтона, в соответствии с которой Соединенные Штаты не должны участвовать в «связывающих союзах» за пределами Западного полушария. Генри Киссинджер в своей книге «Дипломатия», напоминает, что именно документ госдепартамента, предназначенный для иллюстрации «различий между Североатлантическим договором и традиционными военными союзами», развязал дискуссию с использованием исторического анализа семи договоров, заключенных между 1815 г. («Священный союз») и 1939 г. (советсконацистский пакт). В дей ствительности документ разъяснял, что Атлантический пакт, отнюдь не являясь союзом, базирующимся на интересах, был соглашением, основанным на «принципах»; он был результатом не баланса сил (balance of powers), а баланса принципов (balance of principles).

Резолюция Ванденберга заложила институциональные предпосылки для того, чтобы Трумэн смог санкционировать начало в Вашингтоне предварительных переговоров (Exploratory Talks on Security , как их тогда называли), открывшихся 6 июля 1948 г. и завершившихся в марте 1949 г., когда все проблемы, относящиеся к заключению Североатлантического договора или Атлантического пакта, были решены после нескольких перерывов, связанных с американскими президентскими выборами и с моментом нестабильности, вызванным заменой Маршалла на посту государственного секретаря Ачесоном, но также и с ходом самих переговоров по критическим моментам.

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z


Западноевропейский союз (ЗЕС)

Western European Union (WEU)

Западноевропейский союз, основанный в 1948 г. Брюссельским договором, является европейской организацией по обороне и безопасности. Он объединяет 28 государств-участников с различным статусом: государства-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Десять стран, входящих в состав ЕС-15, имеют статус членов, пять остальных стран – Австрия, Дания, Финляндия, Ирландия и Швеция – статус наблюдателей. Шесть ассоциированных членов – это Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Чехия и Турция. Наконец, семь ассоциированных партнеров – это Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения и Румыния.

В Амстердамском договоре указывается, что Западноевропейский союз является неотъемлемой частью процесса развития Европейского Союза, который благодаря этой организации располагает оперативными мощностями в сфере обороны. Правда, в Ниццком договоре это положение было снова упразднено. Так, хотя Западноевропейский союз сыграл важную роль в реализации первой из Петерсбергских задач, – как, например, при применении сил полиции в Мостаре или при полицейском сотрудничестве в Албании, – однако его значение со временем уменьшилось, поскольку Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: - Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. - Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. - Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. - Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. - Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: - во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); - во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); - в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). все в большей степени развивает собственные структуры и мощности в рамках европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Об этом свидетельствует перенос оперативных мощностей Западноевропейского союза на Союз. В этой связи вспомогательные органы Западноевропейского союза, Институт по исследованию безопасности и Спутниковый центр, 1 января 2002 г. были выведены из организации и превращены в агентства ЕС. Кроме того, Ниццким договором в Договор о Европейском Союзе были включены определенные положения, касающиеся отношений между Западноевропейским союзом и Европейским Союзом.

Коллективная оборона Collective defence Концепция коллективной обороны подразумевает участие в обороне Европы согласно Брюссельскому (статья 5) и Вашингтонскому (статья 5) договорам. Страны, подписавшие эти договоры, обязуются в случае нападения оказывать взаимную помощь для восстановления безопасности. - Брюссельский договор подписан в 1948 г. Бельгией, Францией, Люксембургом, Нидерландами, Великобританией и изменен в рамках Парижских договоров 1954 г. в связи с основанием Западноевропейского союза. Статья 5 этого договора предусматривает обязательство взаимного оказания помощи в случае вооруженного нападения на одну из пяти подписавших договор стран в соответствии со статьей 51 Хартии ООН (право на самооборону). - Североатлантический договор подписан в Вашингтоне в 1949 г. десятью западноевропейскими государствами, а также США и Канадой. Ключевым пунктом этого договора является предписываемая в статье 5 солидарность между сторонами договора в случае вооруженного нападения. В случае такого нападения каждая из сторон, реализуя право на самооборону, оказывает помощь стороне, на которую совершено нападение, принимая соответствующие меры, включая применение оружия для восстановления и поддержания мира и безопасности. Применение этих мер следует прекратить, как только Совет безопасности предпримет необходимые шаги для восстановления и поддержания мира и безопасности. С 1949 г. НАТО является важнейшим гарантом безопасности в Западной Европе. Западноевропейский союз, напротив, более 30 лет функционировал в ограниченном режиме. При этом Западноевропейский союз представляет собой единственную европейскую организацию, которая ввела коллективное и автоматическое выполнения обязательств по оказанию помощи. Развитие европейской идентичности в сфере безопасности и обороны ни в коей мере не влияет на роль НАТО как фундамента коллективной обороны Европы. , за которую первоначально отвечал Западноевропейский союз, в настоящее время попадает в сферу полномочий Организации Североатлантического договора (НАТО). После вступления в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора, в котором прописана обязательная коллективная ответственность стран-членов ЕС за обеспечение безопасности в регионе, ЗЕС утратил смысл существования. 31 марта 2010 г. все десять стран-членов согласились, что он «успешно выполнил свою историческую миссию» и пришли к решению о роспуске. Окончательно союз прекратит свою деятельность к концу июня 2011 года.

Включала в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Все государства Европейского союза в его границах до расширения 2004 года имели статус стран-членов, кроме Австрии , Дании , Финляндии , Ирландии и Швеции , относящихся к наблюдателям. Ассоциированные члены - Исландия , Норвегия , Польша , Турция , Венгрия и Чехия ; ассоциированные партнеры - Болгария , Эстония , Латвия , Литва , Румыния , Словакия , а также Словения .

В марте 2010 года было заявлено о планах прекращения деятельности Западноевропейского Союза до 2011 года . Окончательно прекратил работу 30 июня 2011 года .

Напишите отзыв о статье "Западноевропейский союз"

Примечания

Ссылки

  • www.weu.int/

Отрывок, характеризующий Западноевропейский союз

И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.
С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.



Читайте также: