Занятие о природе родного края. Конспект открытого занятия на тему: «путешествие в природу родного края

Светлана
Конспект музыкально-тематического занятия «Путешествие по родному краю»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка » .

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная .

Цели : расширить свои представления о культуре татарского народа. Познакомить с картой РТ, расширить представление о малой Родине, расширить знания о родном крае ; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю .

Планируемые результаты : имеет представление о родном крае , Республике Татарстан и России; знает понятие «орнамент» , формулирует ответы на вопросы педагога.

Предварительная работа. Занятие является итоговым по знакомству с родным краем . В группе проведён комплекс занятий на данную тему . Дети знакомились с культурой русского и татарского народов, традициями, обычаями, с национальным костюмом, узором, познакомились с песенным и танцевальным творчеством, национальной кухней.

Материал и оборудование : Выносной экран для показа слайдов столицы Татарстана, городов Татарстана, достопримечательности Казани, запись гимна Татарстана и гимна города Набережные Челны, слайды символики, использование ИКТ.

Красочная коробка с глобусом и картой республики Татарстан, большая ширма.

У центральной стены большая ширма. За ней декорация деревенского двора : домик, забор. В центре зала - большая коробка. Дети свободно входят в зал и встают в круг.

М. р. - Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

М. р. Ребята, сегодня нас ждёт что-то необычное. Так в чём же дело? (обращает внимание на большую красочную коробку, стоящую посреди зала) . Интересно, что это за коробка?

Звучит негромкая «волшебная музыка .

М. р. Вот так сюрприз! Наш детский сад прислал что-то интересное в подарок. Давайте посмотрим, что там? (развязывает ленту, которой перевязана коробка, и достаёт глобус) . Посмотрите, какой красивый шар. А кто знает, что это такое? (ответы детей) Правильно, это глобус-модель земного шара. А что на нём изображено? (страны, моря и океаны) . Это маленький макет нашей огромной планеты Земля. Посмотрите, какая она красивая! Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран и республик. Мы можем увидеть, где мы сейчас с вами находимся. Место, где ваш дом, город, семья, где вы родились. Но есть на нём лишь одна страна, которую зовём своей Родиной.

Как она называется?

Вы хотели бы отправиться сегодня в путешествие ? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю .

Но прежде чем мы отправимся в путешествие , вспомним, что мы знаем о своей Родине.

(ответы детей) .

Родина-это страна, в которой мы живём.

Как она называется? (Россия) .

Как называется главный город нашей страны? (Москва) .

Москва –столица нашей Родины, мы гордимся нашей державой.

В России много республик. В какой республике мы живём? (Татарстан) .

Какие города нашей республики вы знаете?

Как называется столица нашей республики? (Казань) - -

Ну что ж отправляемся в путешествие по родному краю . А вот и карта нашего пути (достаёт из коробки карту Республики Татарстан) . Маршрут известен, летим в столицу Татарстана. Уважаемые пассажиры! Просьба занять свои места , наш самолёт отправляется в полёт! Пристегнуть ремни!

Все дети садятся на ковёр. Звучит фонограмма звуков летящего самолёта. На экране сменяются изображения : самолёт, небо, облака, самолёт.

М. р. Вот мы и прилетели! Наш самолёт совершил посадку в городе Казань, столице Татарстана.

Звучит фонограмма гимна «Татарстана» (муз. Яхина, сл.) . На экране демонстрируются виды Казани. Дети рассматривают их, делятся впечатлениями, ведущая комментирует.

М. р. Какой красивый город Казань! Мы с вами живём в Татарстане, а коренные люди, живущие в Татарии, кто по национальности и на каком языке говорят? (ответы детей) . Давайте заглянем в одну из татарских деревень.

Звучит татарская народная мелодия «Каз канате»

М. р. Посмотрите, дети, какой красивый домик стоит за забором. Подойдём к нему и узнаем, кто в нём живёт.

Подходят к домику, стучат. Из домика выходит в татарском национальном костюме хозяйка.

Хозяйка (говорит на татарском языке) . Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Откуда вы ко мне приехали.

М. Р. Добрый день хозяюшка! Мы приехали к вам в гости. Дети, хотят познакомиться с нашим родным краем , посмотреть, как вы живёте.

Хозяйка. Ну, что ж давайте знакомиться. Меня зовут тётушка Сюмбель, на татарском языке это звучит как Сюмбель апа. Сюмбель означает в переводе с татарского цветок-гиацинт. Милости прошу вас в гости, проходите, не стесняйтесь.

Дети проходят, садятся на скамейки.

М. р. Ребята, посмотрите какой красивый необычный наряд у тётушки Сюмбель.

Что это за на наряд?

Дети. Татарский национальный костюм.

Сюмбель апа. Правильно, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину наши бабушки.

М. р. А сейчас мы одеваем такие наряды?

Дети. Нет только на праздники.

М. р. Давайте мы его рассмотрим.

Сюмбель апа показывает на каждую деталь изделия, дети называют цвет и название частей костюма.

Сюмбель апа. Этот наряд сшила мне бабушка, а украсила вышивкой моя мама. Я очень люблю своих близких. Они –моя семья.

У нас в Татарии принято гостей веселить да угощать. Хотите научиться танцевать татарский танец? Я приглашаю всех в круг.

Звучит фонограмма танца «Эпипе» . Дети танцуют по показу хозяйки.

Танец «Эпипе»

Сюмбель апа. Молодцы гости дорогие! Издавна татарский народ любил сказки, пословицы, поговорки. А вы знаете татарские народные пословицы и поговорки?

Дети читают по очереди татарские пословицы и поговорки.

Без родины милой будешь птицей белокрылой.

Добро потеряешь –опять наживёшь,

Друга потеряешь –уже не вернёшь.

Для лежебоки и солнце выходит в срок.

У доброго джигита всякое дело в руках горит.

Сюмбель апа. А сейчас у нас игра

Веселиться нам пора.

Игра «Займи место»

Дети садятся на стульчики

Хозяйка. Я хочу вас пригласить в мою мастерскую. Здесь я придумываю разные узоры для татарских костюмов. А вы знаете, как называется узор, который украшает одежду? (Дети отвечают –орнамент) . Правильно. Этот орнамент непростой, каждая часть узора что-то означает. Особую красоту орнаменту придают краски. Сегодня мы будем украшать орнаментом сапожки –ичиги. Вам надо выбрать орнамент и украсить ичиги. Музыка поможет вам в работе.

Звучит татарская народная мелодия .

Выполнение работы под руководством воспитателя группы.

М. р. Наши работы готовы. Сейчас мы их покажем. (выходят и с помощью магнитиков вывешают на доску) .

Хозяйка. Какие красивые узоры получились. Молодцы!

Сюмбель апа. Ну а сейчас я вас буду угощать. Вы любите татарские национальные блюда?. Какие блюда готовят ваши бабушки, мамы?

Дети : Белиш, эчмочмак, баурсак, лапшу. Гаубадью.

Хозяйка. Я хочу угостить вас чакчаком.

М. р. и дети. Спасибо Сюмбель апа. За гостеприимство. Приезжайте к нам в гости, мы будем ждать. Ну а нам пора возвращаться домой. До свидания.

Сюмбель апа. До свидания! Обязательно приеду.

Декорации задвигаются ширмой. Выдвигается экран.

М. р. Внимание, все по местам! (дети садятся на ковёр лицом к экрану) . Пристегнуть ремни! Наш самолёт держит путь в Россию.

Звучит фонограмма звуков летящего самолёта. На экране самолёт…

М. р. Прилетели. Вот и мы и дома.

На экране изображение Набережных Челнов.

Звучит гимн города «Наши Челны»

М. р. Ах Россия, ты Россия,

Как поёт твоя душа,

Сторона моя родная ,

До чего ты хороша!

Песня «Моя Россия»

М. р. Ну что, ребята, вам понравилось наше путешествие ? А вам гости дорогие? Тогда давайте скажем нашему детскому саду спасибо за этот чудесный сюрприз.

Я очень рад, что вам понравился мой подарок. Живите дружно, изучайте нашу планету, берегите её.

М. р. Наше путешествие окончено . Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие ?

Дети. Мы путешествовали по родному краю , по республике Татарстан.

М. р. Что вам больше всего понравилось? (слушаю мнения детей)

Что бы вам ещё хотелось узнать про свой родной край ?

(дети высказывают свои предложения)

М. р. Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, своё умение. Спасибо за ваш труд. До свидания. До новых встреч.

Дети уходят в группу.

Наталья Давыдова
Конспект занятия в старшей группе «Наш край родной»

Конспект занятия

в старшей группе на тему :

«Наш край родной »

Программное содержание :

Расширять представления детей о природе родного края ;

Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы ;

Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению родного края , умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю , эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Активизация словаря : белоствольная, крона, корявые ветки, теплолюби-вое.

Материал : игрушка ёжик, мяч.

Предварительная работа : беседы о природе, наблюдения на прогулках, от-гадывание загадок о растениях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.

Организация детей : проведение занятия в виде экскурсии , на участке дет-ского сада.

Ход занятия.

1 часть Вступительная.

Воспитатель : Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А по вашему, что такое Родина? (это улица, дом, цветы, мама)

«Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей

И в саду смородина – это тоже Родина!»

Воспитатель : Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая боль-шая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бес-крайними степями , высокими горами, полноводными реками и прозрачными озерами.

Воспитатель : Скажите, а как называется город, в котором мы живём? (Ка-мышин) А мы с вами? (камышане) Какая река протекает мимо нашего горо-да? (Волга) Да, наш город расположен на берегу реки Волга. «Мой город Камышин

На Волге стоит,

Красивый весь в зелени,

Словно горит.»

Воспитатель : Ребята, а можно сказать, что Камышин – это часть нашей большой Родины – России? (да)

«Мы живем в России :

У нас леса густые,

У нас березы белые,

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые,

И Москвы - столицы нашей,

В целом мире нету краше!»

2 часть. Основная.

Воспитатель : Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это ог-ромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи. А какие деревья знакомы вам? (от-веты детей)

Воспитатель : Да, у нас в Камышине растёт много разных деревьев. Ой, мне кажется, нас кто-то зовёт!

«На спине иголки

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок

Нет ни головы, ни ног» (ёжик)

Воспитатель : Он что-то шепчет мне на ушко!

Воспитатель : Ребята, ёжик хочет загадать вам загадку :

«Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.» (Дерево)

Воспитатель : Правильно, ребята, это дерево. Из чего состоит дерево? (Кор-ни, ствол, ветки, листья.)

Воспитатель : Ребята, ёжику очень нравится наш детский сад. Здесь столь-ко деревьев и всегда так весело. Он хотел бы жить в нашем детском саду, но не знает под каким же деревом ему поселиться. Давайте ему поможем. Про-ведём экскурсию по территории нашего детского сада, малой части нашей Родины и расскажем ему про каждое дерево, растущее здесь. Может какое-нибудь дерево ему понравится. Он выроет себе норку и поселится там.

Воспитатель : Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей Ро-дине. Вокруг нас природа, значит мы с вами должны быть аккуратны и вни-мательны. Давайте поприветствуем всё живое :

«Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.»

Воспитатель : Все растения, которые мы видим, являются нашими друзья-ми.

Воспитатель : Итак, начнём нашу экскурсию. Первая остановка :

«Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные»(Берёзки) .

Воспитатель : Конечно же, это берёзы. Смотри, ёжик! Берёзка – это наша белоствольная красавица, берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Воспитатель : Ребята, давайте вместе с ёжиком рассмотрим берёзу. Какая она, чем отличается от других деревьев? (дети описывают берёзу – кора, вет-ки, листья, серёжки)

Воспитатель : А вот какими словами описывает берёзу поэт А. Прокофьев :

«Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.»

«Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.» (тополь)

Воспитатель : Тополь, ребята, растет очень быстро, крона большая, хоро-шо задерживает пыль; когда тополь цветет, бывает много пуха. Ребята, а ка-кой он? (ответы детей)

Воспитатель : Хорошо, ребята! Пойдёмте дальше. Перед нами ещё дерево.

«С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.»

Воспитатель : Ребята, это же липа - дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен липовый мед. Это очень красивое и ароматное дерево. Ну, что, ёжик, может это дерево тебе понравит-ся? Ребята, он говорит, что посмотрит сначала все деревья. Но сейчас он предлагает нам поиграть.

Игра «Дерево - цветок» .

Цель игры : повторить названия деревьев и цветов; развивать память, внима-ние, экологическое мышление; воспитывать любовь к природе.

Ход игры : Дети становятся в круг, водящий кидает мяч игрокам со словами «дерево» или «цветок» . Дети в ответ называют название дерева или цветка. Кто ошибся, поворачивается в круг спиной.

Воспитатель : А теперь отправимся дальше по дорожке. Куда же приведут наши ножки!

Воспитатель : Вот перед нами ещё дерево. Какое? (акация) Правильно. Какими словами можно описать это дерево? Кора у дерева шершавая, грубая, ветки корявые, тёмные. Это дерево теплолюбивое и весной просыпается очень медленно, нерешительно. Наверное боится, что холода ещё вернутся. Распускаются цветки на акации поздно, в самом конце весны, когда все дере-вья уже распустились. Зато цветёт акация до половины лета. Цветы на акации красоты волшебной, как пуховые кисточки и аромат от них необыкновенный.

«Весною зеленела,

Летом загорела,

Осенью красные бусы одела» (рябина)

Воспитатель : Да, это рябина. Эта стройная красавица украшение лесов, парков и нашего детского сада. Очень любят это дерево птицы, особенно зи-мой. Почему? (ответы детей) Конечно, зимой оно спасает птиц от голода.

Воспитатель : Ну а вот перед нами последняя остановка.

«Осенью на ветке

Подрастают детки.

Все без глаз, без рук, без ножек –

Каждый как зелёный ёжик.» (каштан)

Воспитатель : Да, это дерево – каштан. Это очень высокое и крупное дере-во. Ствол толстый, кора гладкая, серого цвета, ветки растут в разные сторо-ны. Цветёт каштан красивыми белыми цветами, похожими на свечи. Его плоды во время созревания покрыты колючками и напоминают маленьких ёжиков.

(ёжик что-то шепчет на ухо воспитателю)

Воспитатель : Ой, ребята, а ёжику очень понравилось дерево с «ёжиками» . Он решил, что выроет норку здесь, и будет приходить к нам в гости.

Воспитатель : А теперь давайте присядем и немного отдохнём. (дети са-дятся на веранду)

Воспитатель : Ребята, ёжик спрашивает, знаете ли вы, зачем нужны дере-вья? (ответы детей) Очень много полезного дают они человеку и животным– (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю)

Воспитатель : Молодцы ребята! А что необходимо для роста деревьев? (ответы детей)

А теперь давайте поиграем в игру «К названному дереву беги» .

Цель игры : повторить названия деревьев; развивать умении действовать по сигналу, внимание, логическое мышление, быстроту и ловкость движений; воспитывать чувство товарищества, любовь к природе.

Ход игры : Дети делятся на три команды по названиям деревьев, по команде «раз, два, три…» они бегут к своему дереву. Какая команда быстрее встанет вокруг дерева, взявшись за руки, та и выиграла.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель : Ну, вот и подошла наша интересная экскурсия к концу. Мы показали ёжику все наши деревья и помогли выбрать самое подходящее для него – каштан. Пусть он пока посидит на этом дереве и понаблюдает за на-ми.

Воспитатель : Ребята, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, а друзей надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа.

Воспитатель : Поэтому мы должны соблюдать особое правило : «Любить и оберегать природу нашего края» .

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!»

Методическая разработка познавательно- экологического музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ
По теме: «Мой родной край»

В последнее время проблемы экологии в мире выходят на первый план, а экологическое воспитание детей становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Эта проблема актуальна и для нашего края. И мне очень хочется, чтобы все, живущие на нашей малой Родине, полюбили наш край, нашу природу, ее своеобразную красоту, бережно относились ко всему живому.

Целью занятия является: — воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу через средства музыки.

Чтобы осуществить эту цель, я поставила перед собой следующие задачи:
Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценностях природы и правилах поведения в ней;
Воспитывать у детей нравственные качества личности и любовь к родной природе;
Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой через музыкальные образы (слушание, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах);
Предоставлять детям возможность широко применять инициативу творчества на музыкальных занятиях и в свободной деятельности;
Познакомить детей с родным краем посредством введения мультимедийных технологии (слайд-фильм по блокам).

Занятия делю по блокам : «Деревья», «Дикие животные», «Реки и озера и их обитатели», «Цветы», «Птицы». В каждом блоке выделяю две части: -Познавательная часть — Музыкально-игровая.

Дети под музыку «Звуки природы» входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

М.р. Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего музыкального занятия «Мой родной край» .
Дети, к нам в детский садик пришло письмо от хозяина леса – Лесовичка. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.

ПИСЬМО
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Лесовичок. У меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. И теперь в нашем лесу очень скучно и грустно. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы исполните все задания, то лес обязательно расколдуется и вновь в нем расцветут цветы, будут слышны голоса птиц, оживут все обитатели леса».

М.р. Ну что, ребята, поможем Лесовичку?
Дети: Да!
М.р. Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся).

Декорации (появляются деревья без листиков)

М.р. Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в заколдованном лесу.
Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно. И, правда, не слышно песен птиц, не слышно шуршание листочков, не видно солнышко. Нужно обязательно помочь лесу. Давайте выполнять первое задание.

1 задание «Деревья»
Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте поможем им вспомнить их названия. (Показ картинок – деревьев : клён, рябина, берёза, дуб, ель)
Ответы детей
М.р. Что общего у этих деревьев? (ствол, ветки, листочки)
Ответы детей

М.р. Правильно. Образ России немыслим без русской березки. В нашем краю есть необыкновенные березовые рощи, радующие глаз человека. В ее честь сложено немало песен. А сейчас прослушайте музыкальный фрагмент и скажите, как называется эта песня?
ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСНИ «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА»
Ответы детей

М.р. Да, это прозвучала русская народная песня «Во поле береза стояла». А теперь давайте под эту песню сыграем оркестром. Играть нужно, слажено, ритмично, во время начинать игру каждой группе инструментов.

(Приложение 1)

М.р. Сейчас мы встанем и споем хороводную песню «Березонька». Помните, дети, что песню надо петь неторопливо, звонко и дружно.

ПЕСНЯ «БЕРЕЗОНЬКА» (Приложение 2)

М.р. Молодцы, садитесь!

Нуж­но беречь земную красоту! Я думаю, что никто из вас не станет ломать веточки деревьев и не даст это сделать другим. Верно?
Ответы детей

М.р. С первым заданием мы справились. Деревья ожили. Декорации (появляются деревья с листочками)

2 задание «Дикие животные»
М.р.
Во втором задании заколдованы дикие животные наших лесов. Они потеряли в лесу своих мам.
Пришло время вспомнить названия лесных мам и их детенышей и поиграть в игру: «Кто с кем?»
— Кто мама у зайчат? (зайчиха)
— Кто мама у лисят? (лисица)
— Кто мама у медвежат? (медведица)
— Кто мама у волчат? (волчица)
— Кто мама у ежат? (ежиха)

М.р. Дети, послушайте, какой случай произошел однажды с ежатами…
У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха – мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.
— Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы?
Ответы детей

М.р. Правильно, они погибнут. А что нужно было сделать, чтобы ежата не погибли? (надо было отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
Ответы детей

М.р. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Детеныши, увидев свою маму, радуются, да и мы тоже умеем веселиться.
Вставайте в пары, потанцуем под плясовую русскую народную музыку. ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Приложение 3)

М.р. Вот и со вторым заданием мы справились. Детеныши животных нашли своих мам. Декорации (появляются животные)

3 задание «Водоемы и их обитатели»
М.р.
Следующее задание нужно отгадать загадки:
Маленькой рождаюсь я,
Получаюсь из ручья,
А до моря добегу —
Стать широкою смогу. (Река)

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед… (Раки)

У воды она живет, громко песенки поет.
Рот ее - для мух ловушка, а зовут ее… (Лягушка)

Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит-журчит? (Вода)

М.р. Молодцы, отгадали все загадки.
В нашем родном крае много рек и озер. Это реки: Мста, Шегринка, Хогринка, Перетна, а также живописные озера с названиями: Боровно, Розливы, Льняное, Заозерье, Перетно и др. Все озера и реки богаты рыбой. Необходимо беречь и не загрязнять водоемы, иначе они могут стать непригодными для его обитателей и человека.
А теперь рыбачки скорее выходите, да побольше рыбок налови­те.

ТАНЕЦ «ЛЮБИТЕЛЬ — РЫБОЛОВ» (Приложение 4)

М.р. С третьим заданием мы тоже справились.
Загадки отгадали, о водных просторах родного края узнали, также танец показали. Декорации (появляется водоем и их обитатели)

4 задание «Цветы»
М.р.
Нам только кажется, что в лесу растут исключительно деревья. На самом деле там растет огромное количество цветов, которые покрывают землю синим, белым и желтым «ковром». Бывает так, что идешь среди леса и неожиданно попадаешь на изумительную полянку, на которой растут колокольчики, ромашки, зверобой, василек и множество других цветов. Многие лесные цветы настолько хороши, что можно очень долго любоваться ими. Удивительно, что никто их не поливает, не пропалывает и вообще никак не ухаживает за ними, однако они прекрасно растут сами.

Четвертое задание, которое нам предстоит выполнить — это исполнить «Танец цветов».
ПЕСНЯ – ТАНЕЦ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ» (Приложение 5)
М.р. Итак, мы выполнили четвертое задание, помогли лесовичку. Декорации (появляются цветы)

5 задание «Птицы»
М.р.
В лесу живут «братья наши меньшие» — птицы. Птицы – защитники леса, а также садов, полей и огородов. Они уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их. Птицы украшают нашу жизнь. Какой же дети лес без пения птиц?
И следующее задание нужно узнать голоса некоторых птиц нашего края.

ПЕСНЯ «КУКУШКА» (Приложение 6)

Декорации (появляются птицы)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ЗВУКИ ПРИРОДЫ»
М.р. Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и радостно. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло, запели песни птицы. Значит, мы с вами помогли лесовичку и расколдовали лес.
А нам дети пора в детский сад возвращаться. Встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в детском саду очутились».

ВЫВОД:
— Где мы с вами сегодня были? (В волшебном заколдованном лесу)
— А кому помогали расколдовать лес? (Помогали Лесовичку)
— Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей

М.р. Дети, вы были сегодня активными и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. Молодцы!
А сейчас мы с вами посмотрим слайд-фильм.

СЛАЙД – ФИЛЬМ

М.р.
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
— Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на тропах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим — не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус — шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»

Приложение 1
ОРКЕСТР «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА»

У всех детей музыкальные инструменты.
Под первую часть русской народной мелодии – играют дети на ложках, а под вторую часть – звучат колокольчики.

Приложение 2
ПЕСНЯ «БЕРЕЗОНЬКА» (А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
1. На лугу, на лугу, зеленешеньком,
Там березка стоит одинешенька.
Низко березонька наклонилася,
Горько березонька зажурилася.

2. Ты скажи, что с тобой приключилося,
Отчего головой ты склонилася.
Люди недобрые повстречались мне,
Ветви зеленые обломали мне.

3. Мы лечили березку зеленую,
И водицей поили студеною.
Стала березонька зеленешенька,
Стала кудрявая, веселешенька.

Приложение 3
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «СВЕТИТ МЕСЯЦ»
1. а) Идут по кругу парами, общая рука «стрелочкой»
б) Кружатся «лодочкой»
2. а) Выставляют пяточку, держа руки «лодочкой»
б) Кружатся «лодочкой»
3. а) Выбрасывают ножки, держа руки «полочкой»
б) Кружатся «лодочкой»
4. а) Врассыпную расходятся парами по залу
б) Кружатся «лодочкой»

Приложение 4
ТАНЕЦ «РЫБАЧОК»
(Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» Диск 1 № 2)

Приложение 5
ПЕСНЯ — ТАНЕЦ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ» (Песня Ю. Антонова)
(Т.И. Суворова «Экологические танцы»)

Приложение 6
ПЕСНЯ «КУКШКА» ( Шоу-группа «Улыбка»)
1. Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.

2. Кукушка, где избушка? Нам надо к лестнику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.

3. Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.


Название: Сценарий познавательно- экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, музыка, старший дошкольный возраст 6-7 лет

Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 5»
Месторасположение: Новгородская область г. Окуловка

Надежда Валеева
Конспект занятия «Природа родного края»

Природа родного края .

Цель : закреплять знания о растительном и животном мире и водоёмах Иркутской области.

Задачи : вызвать интерес к изучению природы родного края . Активизировать словарь (Иркутяне, область, лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес.) Продолжать учить отвечать на вопросы, делать выводы.

Материал : физическая карта Иркутской области. Рисунки детей «Деревья - наши друзья» . Шапочки маски деревьев и их изображения. Картинки с изображением лиственного, хвойного и смешенного лесов.

Карта Иркутской области для игры «Обитатели лесов» . Картинки с изображением животных, обитающих в разных природных зонах .

Ход занятия.

Воспитатель. Как называется город, в котором мы живём? (Иркутск.) А как называются жители нашего города? (Иркутянами.) Может быть, вы знаете названия области, главным городом которого, является Иркутск? (Иркутская область) Молодцы! Сегодня мы вспомним всё, что узнали о природе нашего края . Что означает слово «природа » ? (То, что нас окружает, но не создано руками человека.) Верно (Указывает на карту Иркутской области.) Эта карта нашего края . Какими цветами она раскрашена? (Синим, зелёным.) Каким цветом обозначены реки и озёра? (Синим.) Какие реки вы знаете?

Дети отвечают. Воспитатель показывает водоёмы на карте, называет те, которые не вспомнили дети.

Воспитатель. Для чего нужны водоёмы? (В них обитают различные животные, в том числе те, которыми питается человек.) На нашей выставке рисунков представлены некоторые животные, обитающие в наших водоёмах.

Для чего, ещё нужны водоёмы? (Человек берёт из них воду для питья.) Что было бы, если бы высохли все водоёмы? (Погибли все живые существа.) Какой вывод мы из этого сделаем? (человеку необходимо беречь реки и озёра.)

Воспитатель. Каким цветом, кроме синего, раскрашена карта нашей области? (Зелёным.)

Что обозначено этим цветом? (Леса.) Верно. Леса – богатство и красота нашего края . Для кого лес является домом? (Лес – дом для зверей, птиц, насекомых.)

Проводится разминка.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто по лугу прошагал,

Не споткнулся, не упал, молодец!

Воспитатель (Выставляет игрушечного бельчонка.) К нам прибежал бельчонок. Послушайте его историю.

«Однажды я услышал от соседки – белки слово «лес» .

Мама, что такое лес? – спросил я.

Лес – это много деревьев, растущих вместе, - ответила моя мама».

Расскажите бельчонку, какие деревья растут в лесах нашего края .

Дети в шапочках масках деревьев читают стихотворения и выкладывают изображения деревьев на фланелеграфе.

Первый ребёнок.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками. (А. Прокофьев.)

(О берёзе.) как называется лес, в котором растут только берёзы? (Березняк.)

Второй ребёнок.

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Воспитатель. О каком дереве говорится в стихотворении? (О ёлке.) Как называется лес, где растут только ели (Ельник.)

Третий ребёнок.

Сосну не спутаешь ты с ёлкой,

Хоть есть и шишки, и иголки.

Как колонна, каждый ствол,

Сверху крона, как шатёр.

Воспитатель. Как называется сосновый лес? (Бор.)

Четвёртый ребёнок.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу можно простудиться?

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зелёный!

Значит, он выносливый,

Значит, закалённый. (И. Токмакова.)

Воспитатель. Дуб – это самое могучее дерево в наших лесах. Это дерево считается символом силы и здоровья. А про людей сильных и здоровых говорят : могуч, как дуб.

Какие деревья, встречаются в наших лесах, не были названы? (Клён, осина, тополь, рябина, липа.)

Теперь послушайте стихотворение. Только самый внимательный сможет ответить на вопрос, который я потом задам.

Кусты и деревья, листочки на ветках –

Лиственный лес это, помните, детки!

Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки в место листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лесом тот зовётся, друзья,

Тут все деревья от А и до Я. (А. Кочергина.)

Как же называется лес, где растут деревья с листьями, такие, как липы, осины? (Лиственный лес.) Как называется лес, где растут деревья с иголками вместо листьев? (Хвойный лес.) Если все деревья растут по соседству, то этот лес называют… (Смешанным.) В нашем крае встречаются и лиственные, и хвойные, и смешанные леса. (Выставляются соответствующие картинки.)

Вот мы и помогли бельчонку разобраться, какие деревья растут в Иркутской области.

В начале занятия мы говорили , что лес – это дом для многих животных. Давайте вспомним, какие животные обитают в лесах Иркутской области.

Посмотрите на карту области. Запомним её изображениями обитателей наших лесов. Выберите картинки, где изображены такие животные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Вспомните пословицы и поговорки о лесе. (Лес – богатство и краса, береги свои леса. Растение – земли украшение. Рощи да леса – всему миру краса.) О чём говорят эти пословицы и поговорки? (О том, что – лес красота и богатство.) Что бы его сберечь, мы должны соблюдать правила поведения в лесу.

Дети (Поочередно.)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь

И нельзя здесь громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай :

Мусор надо убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять.

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают :

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие . Я верю, что вы будите беречь природу родного края .

Публикации по теме:

Природа родного края. Я родом из города Бутурлиновка. В разных частях земного шара природа отличается. Поэтому родная природа для каждого.

Конспект занятия «Природа родного края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального.

Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Беседа в подготовительной группе «Природа родного края» Цель: Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего.

«Природа родного края». Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы» Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы». Тема: «Природа родного края». Цели: -учить формулировать свои мысли, обобщать и систематизировать.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

Интегрированное занятие в подготовительной группе

Тема: Природа родного края

Бердникова Татьяна Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Интегрированное занятие по краеведению «Природа родного края»

Цель . Закреплять и уточнять знания детей о природе родного края, углублять знания о его богатствах.

Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля. Развивать любознательность.

Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей. Познание. Коммуникация. Художественная литература. Художественное творчество. Музыка.

Обогащение словаря детей. Полезные ископаемые. Природные ископаемые. Материк. Россияне, дальневосточники, амурчане.

Материал и оборудование для проведения занятия. Глобус, серия картинок

«Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Звери», тактильная коробочка, шишка сосновая, еловая, жёлудь; образцы природных ископаемых – песок, глина, уголь; мольберты, рисунки детей, ткань зелёная – лужок, ткань голубая – река. Аудиозапись «Наш край», фотографии

Предварительная работа. Совместное творчество родителей и детей рисование на тему «Природа родного края». Разучивание стихотворений. Подбор фотографий «Природа родного края»

Чтение рассказов «Колокольчики» Соколов –Микитов И.С., «Венерин башмачок» М.Г. Вахромеева, В.Н. Павлова, «Как узнать деревья зимой» В. Корабельников.

План.

  1. Географическое положение края
  2. Амурские дары природы. Загадки. Игра узнай на ощупь.
  3. Животный и растительный мир нашего края.
  4. Прослушивание стихотворений и рассматривание выставки рисунков «Любимый край»
  5. Слушание музыки Кабалевского «Наш край», просмотр фотографий «Природа родного края»

Воспитатель в голубом наряде, с наклеенными на нём материками, демонстрирует детям чёрный зонт, с изображением солнечной системы, и читает стихотворение.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

О какой планете говорится в стихотворении? Покажите её. Какого цвета эта планета? (Голубая) Я - планета Земля, рассмотрите мой наряд, кто догадался, почему я в голубом платье? (Потому что на планете Земля много воды: морей и океанов) А это участки суши – материки. Может кто-нибудь желает их назвать.

Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Посмотри, перед тобой закружился шар земной:

Арктика, экватор, полюс, уместил всю Землю….(глобус)

Материк, на котором находится ваша страна, называется…. (Евразия)

Страна, в которой вы живёте, называется… (Россия)

Людей, живущих в России, называют… (россияне)

Вы живёте в краю… (дальневосточном)

Людей, живущих в дальневосточном краю, называют…(дальневосточники)

Название области, произошло от названия реки….(Амур)

Область, в которой вы живёте, называется… (Амурская)

Людей, живущих в Амурской области, называют… (Амурчане)

Воспитатель показывает на глобусе Евразию, Россию, Дальневосточный край.

Дорогие мои россияне, дальневосточники, амурчане,

Я пришла к вам неспроста, хочу напомнить - я у вас одна

Край богатый родной свой любите,

Матушке Земле - не навредите!

Рассматривание картины «Наедине с природой» Земле грозит опасность, если люди будут так же поступать как этот мальчик. А вы любите свой родной край, знаете ли вы природу родного края, его богатства?

Времена года внимательно рассмотрите картины

Расскажите о временах года об особенностях климата вашего края. Постарайтесь передать красоту каждого времени года.

Подземные богатства края . Вы любите сюрпризы? В футлярах от киндер-сюрпризов (уголь, песок, глина, золото). Отгадаете загадки, узнаете, о подземных богатствах своего края.

Он несёт в дома тепло, от него кругом светло.

Чёрный, блестящий – труженик настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе.

Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Расскажите, почему люди рады таким сюрпризам матушки Земли?

Узнай на ощупь . В тактильных коробочках шишка сосновая, шишка еловая, шишка лиственницы, жёлудь. Узнай дерево по плодам. Сосна, ель, лиственница, дуб. Расскажите о роли леса в жизни человека. Лес - это богатство вашего края. Для чего нужен лес, людям? Для очищения воздуха. (Для строительства, для изготовления мебели, бумаги) Звери. Если я покажу зверей, обитающих в амурских лесах, вы встаньте и захлопайте в ладоши, если таких зверей никогда не встретишь в лесу – вы сидите на стуле и выполняете повороты головы влево, вправо. Заяц, медведь, кенгуру, тигр, волк, крокодил, лось, лиса, рысь, белка.

Красная книга. Красный цвет опасности - растения и животные в беде. Что случилось с ними? Назовите их. (В Красную книгу занесены редкие, исчезающие растения и животные). Венерин башмачок, лотос, белый журавль, амурский тигр.

Физкультминутка. Вместе с тобой мы пойдём на лужок.

(Выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)

Через кустики, через кочки (имитация перешагивания)

Через ветви и пенёчки

Поднимая ноги выше (ходьба с высоким подниманием колен)

Мы к лесной лужайке вышли. (Образовать круг вокруг лужайки)

Цветы, насекомые. (Зелёная ткань с цветами, насекомыми). Ах, какая красота! Какие здесь цветы, назовите их. (Ромашка, василёк, фиалка). А насекомых, каких заметили? (Пчела, муравей, кузнечик, гусеница….)

Дети, а когда вы видите, красивые цветы, что вам хочется сделать? А что будет, если сорвать цветы, кому мы навредим? (Насекомым)

Не рвите цветы, не рвите, пусть будет нарядной Земля. А вместо букетов дарите, васильковые, незабудковые и ромашковые поля.

Птицы. Внимательно на птиц вы посмотрите, кого узнали, вы назовите.. (Сорока, синица, снегирь, голубь…) Какую птицу не встретишь в Амурской области? (Полярную сову) Какую пользу приносят птицы? (Помогают бороться с вредителями полей, садов) Как вы понимаете, этот знак? (Зимой надо подкармливать птиц). Рыбы. А вот Амурская река, постоим у бережка. (Голубая ткань с силуэтами рыб) Какую речную рыбу вы узнали? (Щука, сом, налим..) А какая рыба должна вернуться в море? (Акула). (Рыбу надо ловить удочкой, запрещены сети, взрывы)

Литературная страничка. Чтение стихотворений о родном крае, сопровождаемое демонстрацией рисунков, пейзажей родного края.

Слушание Кабалевского Просмотр фотографий «Как прекрасен этот мир»

Итог занятия. Чем же богат ваш край? (Растительным и животным миром). Какие полезные ископаемые есть в вашем крае? (Песок, глина, уголь, золото). Давайте вспомним, как мы можем дружить с природой?

(Любоваться природой, наблюдать, пользоваться богатствами, но не жадничать.) Чего нельзя делать? (Рвать цветы, мусорить, засорять водоёмы) Вы любите свой край, восхищаетесь природой, оберегаете её. На память о нашей встрече я дарю вам Удостоверение «Друг природы» и раскраски о вашем крае.




Читайте также: