Загадочный волк. Волк — загадочный хищник

Цитата сообщения Загадочный мир волков....

Что люди знают о волках? То, что они свирепы и опасны, вероломны и коварны. Что их надо уничтожать. Так думают о волках те, кто о них ничего не знает. На самом деле волки очень редко нападают на людей. Как и все хищники они охотятся что бы прокормиться и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей. Я предлагаю вам приподнять завесу тайны и окунуться в загадочный мир - мир Волка.


Они свирепые и опасные. Вероятно, так скажет о волках тот, кто почти ничего о них не знает. На самом деле на людей волки нападают очень редко. Как и все хищники, они охотятся, чтобы прокормиться, и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей.

Волки обитают на Земле уже более миллиона лет. Произошли они от плотоядных хищников, живших 100 миллионов лет назад, а около 20 миллионов лет назад от волка произошли собаки.


Род волки (Lupus) объединяет волков, койотов, шакалов, диких и домашних собак - наиболее крупных представителей семейства волчьих. Кроме того, к этому семейству относятся все лисы, песцы, енотовидная собака и гривистый волк.

Как и собаки, волки очень понятливы и легко поддаются обучению. К тому же у каждого волка особый характер: есть осторожные, дерзкие или самоуверенные, они держатся в волчьем обществе свободно и непринужденно, а других не видно и не слышно.

Волки обитают в горах, лесах и на равнинах Северного полушария. Подобно всем живым существам, они, как говорят биологи, занимают в дикой природе свою экологическую нишу. На территориях своего обитания волки являются самой много численной группой из тех хищников, что охотятся на крупных млекопитающих.


Волк - большой? "Большой", - не очень подходящее определение для волка. Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица - килограммов на 5 меньше. Их высота в холке - около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 - 2 метров.

Жизнь в стае… Волки - общественные животные: они живут семьями. В любой стае есть свой "табель о рангах", а в нем каждому отведено свое место. Сильные и агрессивные волки верховодят, а те, кому нужна твердая рука, подчиняются им. Волчью стаю - группу животных, связанных родством и взаимной симпатией, - возглавляют волк и волчица. Остальные ее члены - их отпрыски (от крохотных щенят до 2-3 летних подростков). Обычно в волчьей семье бывает 6 - 7, а иногда и 15 животных.


Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга - волчица. Чтобы остальные подчинялись, лидеры должны обладать сильным характером. Все решения, касающиеся жизни стаи, принимает именно эта пара. В стае, где за порядком следит вожак, волки между собой обычно не дерутся. Однако с чужаками или нарушившими границу владений волками-одиночками стычки случаются часто.


Каждая волчья стая охотится только на своей территории. Хозяева строго охраняют и метят ее, предупреждая соседей, что им следует держаться подальше. Любой непрошеный гость будет наказан. В больших стаях часто бывает так, что какого-нибудь волка травят все его сородичи. Иногда отверженному становится совсем невмоготу, и он вынужден покинуть стаю.


Почему человека-нелюдима называют волком-одиночкой? Потому что он напоминает волка, который ушел из стаи и живет сам по себе. С течением времени в стае происходят изменения. Претенденты на роль вожака остаются в стае и ждут своего часа. Другие волки, повзрослев, уходят, чтобы скитаться в одиночку. Но и они могут создать свою стаю, если им повезет встретиться с одинокой волчицей.


Если волк и волчица хотят править стаей, они должны подчинить своей воле всех остальных ее членов и заставить их беспрекословно выполнять свои законы. Вожак господствует над самцами стаи, а его подруга поддерживает порядок среди волчиц. Вожаки постоянно напоминают своим "подчиненным", кто в стае хозяин: рычат на них, кусают, гоняют и даже сбивают с ног, предпочитая проделывать это на глазах у всей стаи. Одного сурового, пристального взгляда вожака или его подруги достаточно, чтобы те, на кого он нацелен, покорились. Заискивающе ухмыляясь, волки валятся на землю, а затем, если удастся, крадучись убегают. Иногда они ложатся на спину, как бы говоря: мы знаем, кто здесь самый главный.

То, как волк держит хвост, говорит о его положении в стае. У вожаков он высоко поднят, у их "поданных" опущен, а стоящие на низшей степени в волчьей семье поджимают хвост. Члены стаи выказывают вожаку любовь и уважение в приветственной церемонии. Ползком, с прижатыми ушами и приглаженной шерстью они приближаются к вожаку или к его подруге, лижут и осторожно покусывают ему морду.


Волки - одни из самых верных животных, они сильно привязываются к товарищам по стае. Свои чувства они выражают мимикой и телодвижениями. "Волчий язык" сплачивает стаю и помогает ей действовать заодно. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами. Хвост нужен волку и для того, чтобы выражать свои чувства. Если хвост задран и его кончик немного изогнут, это означает, что волк вполне уверен в себе.

У дружелюбно настроенного волка хвост опущен, но самый кончик его смотрит вверх. Волк с поджатым хвостом либо чего-то боится, либо так сообщает о своей симпатии. Морды волков очень выразительны. Испугавшись, волк прижимает уши и изображает подобие улыбки. Разъяренный волк оскаливает зубы, а стоящие торчком уши разворачивает вперед. Почувствовав опасность, он отводит уши назад, оскаливается и высовывает язык. Товарищи понимают, как себя вести, чтобы сохранить мир в стае.


Прирожденные охотники… Волки созданы для охоты самой природой. Зимой волк на снегу оставляют аккуратную цепочку следов - он ставит заднюю лапу точно за передней. Благодаря такой поступи он может бегать по любой местности и даже по глубокому снегу. Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых 42. Впереди торчат 4 острых, кривых 5-ти сантиметровых клыка - по два сверху и снизу. Ими волк может прокусить плотную шкуру жертвы. А хищными, или плотоядными, зубами - так называют коренные зубы всех хищников - взрослый волк разгрызает даже бедренную кость лося. Охотнику нужен тонкий слух, и в этом отношении волкам повезло. Заслышав шум, они поводят ушами и определяют, откуда исходит звук. Источник звука может находиться в нескольких километрах от них.

Волки охотятся почти бесшумно, ведь они бегают на самых кончиках пальцев. Так же как лошади и кошки, волк пяткой не касается земли. У него сильные мускулистые ноги и размашистая походка, и он может долго бежать рысью со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час. На охоте нос, а не уши или глаза, первым подсказывает волкам, где нужно искать добычу. По ветру они улавливают запах даже самого мелкого животного, находящегося в 1-2 километрах от них, когда его еще не слышно и не видно. Благодаря острому обонянию волки могут преследовать жертву по следам. От мороза волка защищает густой мех длиной до 8 сантиметров. Ближайший к телу слой меха - подшерсток, а наружный образован жесткими, длинными, черными на концах остевыми волосами. Они отталкивают воду, и подшерсток не намокает. В таком плаще с меховым подбоем волку не страшна не погода.

Стая на охоте….Волки - плотоядные (или хищные) звери. Они охотятся группами. Голодному волку, чтобы насытится, иногда хватает и небольшого животного - бобра, кролика, мыши или птицы. Но всей стае этого недостаточно, ей нужна крупная добыча - олень, лось или баран. Их не зря называют санитарами - ведь, как правило, их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные. С больным животным исчезает очаг заболевания; если убит старый зверь, молодым и сильным достается больше еды. Эта биологическая регуляция численности способствует выживанию сильных, здоровых животных, как среди охотников, так и среди их возможных жертв. Хотя волки считаются беспощадными, удачей оканчивается лишь каждая десятая их охота.

Бывает, что, потратив дня три на выслеживание и преследование стада оленей или лосей, волкам удается убить лишь несколько животных. Почему? Быстроногие олени могут убежать, а лоси - дать достойный отпор: этим 600-килограммовым гигантам с острыми рогами и тяжелыми копытами ничего не стоит проломить волку череп. Волки могут обходиться без пищи две недели, но если уж на охоте повезло, они наедятся до отвала. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса!

Иногда волки прячут часть недоеденной добычи про запас - затаскивают в яму и забрасывают чем-нибудь сверху. В случае неудачной охоты они вернуться к этому тайнику и выкопают спрятанный обед. Выживание стаи зависит от размеров ее охотничьих угодий, поэтому волки защищают их не на жизнь, а на смерть. Границы территории (она бывает 50-1500 кв. км в зависимости от того, на каких животных охотится стая) волки обозначают пахучими метками - обрызгивают мочой пни и крупные камни - и оповещают соседей о своих правах воем.

Волчьи игры и забавы… Волки не всегда охотятся, рычат и бывают свирепыми. Первое, что сделает волк, наполнив желудок, - свернется клубочком и хорошенько вздремнет. Проснувшись, с удовольствием порезвится. Если ему захочется поиграть, он пригласит присоединиться к нему и сородичей. Низко припадая на передних лапах к земле, он приблизится к ним и, виляя хвостом, скажет: «Ну пожалуйста!» Никакого ответа? Тогда, что бы привлечь к себе внимание, он начнет прыгать из стороны в сторону, совсем как собака.

Волки и люди… Кто не боится злого волка? С детства, когда нам читали сказки «Три поросенка», «Красная шапочка» и «Волк и семеро козлят», мы затвердили, что волки злые и страшные. На самом деле они не причиняют зла людям. Но, несмотря на это, люди убивают их...

Copyright Volvex, 2000-2012






.







































































She Wolf (Falling to Pieces) (Explicit)


Источник информации: http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWF..........

Источник фото: http://images.yandex.ru/yandsearch........

Волки произошли от нечистой силы?

Происхождение волка в народных поверьях связывалось обычно с нечистой силой. По одной из легенд, черт слепил волка из глины, но не мог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь, ко при этом оживленный волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). Другая легенда гласит, что черт позавидовал Богу, когда тот создал Адама, и попытался сам сотворить человека, ко вместо этого у него получился волк...

Культ волка очень древен и сложен. Вероятно, для древних славян-земледельцев волки были очень полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесных чащах было много рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны), оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам; волки на открытых пространствах засеянных нив легко ловили эту живность, оберегая тем самым поля от потравы. Возможно, это и была одна из причин, по которой волк в народном представление стал связываться с плодородием; другой же причиной могло быть древнейшее представление тучи в образе волка.

При этом связь волка с урожаем сохранилась и при христианстве; так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже специально может предсказывать урожай, а встреча с ним и у восточных славян считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили; «По хлебам проходит волк», «Ржаной волк бежит по полю», и т.д.

А детей, собирающих в поле рвать колоски и васильки, предостерегали: «В хлебе сидит волк, -он разорвет вас на кусочки», «Смотрите, придет ржаной волк и вас съест» и т.п. В некоторых местах считалось даже, что волк прячется в последнем снопе хлеба, сам такой сноп изредка называли «Ржаным волком».

Волки некогда считались священными животными бога богатства и плодородия Велеса. «Велесовы дни», приходившиеся на зимние святки, называли также «волчьим праздником». Кроме того, покровителем волков, по-видимому, был солнечный бог Дажьбог (аналогичный греческому Аполлону Ликейскому, «Волчьему», покровителю волков), а также богиня земли и плодородия Лада (аналогичной греческой богине Лето, оборачивающейся в мифах волчицей).

Как священное животное, волк весьма почитался славянами, и отголоски этих почитаний сохранились и поныне в сказках и легендах, где волк, между прочим, является одним из самых честных персонажей. Даже некоторые старославянские имена связывались с волком; например, имена типа Волк, Вук и уменьшительное Вучко, Хорт и пр.

Хтонические свойства волка (происхождение, связанное с землей, глиной, поверье о кладах, «выходящих» из земли в роде волка) сближают его с гадами - змеями, ящерицами, угрями и пр.; даже происхождение у них иногда считалось общим (так, по одному из поверий, гады появились на свет из стружек от выструганного чертом волка). При этом волк в народных поверьях объединяется порой с различными нечистыми животными, не употребляемыми в пищу, характерным принципом которых являлась слепота или слепорожденность.

Некоторые поверья о волках являлись как бы несколько видоизменёнными поверьями о гадах: так, например, в некоторых местах верили, что волчица приносит волчат раз в жизни, а принёсшая потомство пять раз превращается в рысь (сродни представлению о том, что змея или лягушка, дожившая до определенного возраста превращается в летучего змея); при этом волчата выводятся там, где волк завоет во время пасхальной Всенощной, и их бывает столько, сколько дней пришлось на мясоед от Рождества до Великого поста.

Как существо сверхъестественное, причастное к миру Богов и Духов, волк в народных поверьях наделялся даром всевидения (он и в русских сказках предстаёт обычно если не всеведущим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным в различных делах зверем). Помимо этого ему традиционно приписывались функции посредника между «этим» и «тем» светом, между людьми и богами или нечистой силой, вообще силами иного мира; так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на «том свете», а при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших. Из-за подобных поверий, а также из-за представлений о ликантропии и оборотничестве, волк в народных поверьях нередко соотносится с «чужими»: мертвыми, предками, «ходячими» покойниками и пр.

Помимо этого, волк в народных поверьях обычно был тесно связан с нечистой силой. Так, например, в рассказах жителей некоторых мест волки противостоят человеку как нечистые духи, и их отгоняют крестом, молитвой, колокольным звоном, другими освященными предметами. Часто считалось также, что волк «знается» с нечистой силой и колдунами, которые по своему желанию могут обращаться волком или насылать волков на людей и скотину. Черти, бесы и пр. также нередко появляются в образе волка, или имеют волчьи признаки (волчьи зубу, уши, глаза и т.д.).

Повсюду существовало поверье о том, что волки находятся в подчинение у лешего, и леший распоряжается ими, как своими собаками, кормит их хлебом и указывает им, какую скотину в стаде можно задрать; при этом леший и сам может обернуться белым волком. Однако при этом отношение волка к нечистой силе было двойственно: с одной стороны считалось, что нечистая сила распоряжается волками и даже пожирает волков (сравните представления о том, что нечистые духи иногда пригоняют волков к человеческому жилью, чтобы потом поживиться волчьей падалью, а дьявол ежегодно таскает себе по одному волку в пекло); но, с другой стороны, волки в народный поверьях поедают и вообще истребляют чертей, чтобы они меньше плодились.

Согласно народным поверьям, волки бывают особенно опасны для людей начиная со дня Ильи-Пророка, так как именно в это время «открываются волчьи норы»; а с Юрия Холодного (9 декабря) волки начинают подходить к сельским задворкам за добычей, и в это время опасно выходить за пределы села. Около дня св. Анны (22 декабря - начало зимы в народном календаре; «с праздником зачатия св. Анны, зима зачинается») волки, по народному наблюдению, собираются в стаи и становятся особенно опасны; разбегаются же они только после выстрелов на Крещение (19 января).

С Николы Зимнего волки стаями начинают рыскать по лесам, полям и лугам; с этого дня, вплоть до Крещения продолжались «волчьи праздники». Эти праздники, отмечавшиеся среди зимы на Святках, справляли многие славянские народы, желая чествованием волков в это время умилостивить «паству солнечного Егория», особенно лютую в зимние месяцы. Например, в западно-украинских и подольских сёлах вплоть до XX в. сохранялся обычай рядиться на Коляду в волчьи шкуры, и с песнями носить по улицам чучело волка.

В древности подобные праздники, по-видимому, посвящались богу плодородия и богатства Велесу и его священным животным - волкам; при христианстве некоторые из этих святочных обрядов, в том числе и посвящённые волкам, сохранились, хотя и несколько видоизменились.

В древности волки иногда воспринимались крестьянами, как угроза не меньшая, чем нашествие вражеских армий. Особенно это касалось глухих лесных деревень. Поэтому несмотря на все положительные функции волков, к ним крестьяне относились настороженно и со страхом, от них пытались защититься всеми возможными способами, как обычными так и магическими. Например, для защиты скота в некоторые особые дни соблюдали определенные запреты на действия и работы, связанные с овечьей шерстью и пряжей, мясом скота, навозом, с ткацкими работами и острыми предметами.

Так, например, для того, чтобы волки не тронули скот, крестьяне не выполняли никакой работы в день св. Георгия и др.: не давали ничего взаймы во время первого выпаса скота и вывоза навоза на поле; не пряли на святки; не отдавали за границы села ткацкие орудия, не ставили изгороди в период между днями св. Юрия и св. Николая; не ели мясо в день св. Николая; не допускали половых сношений в последнюю ночь перед масленицей и т.д.

Чтобы волк не тронул пасущийся скот, во многих местах совершали различные магические действия, символизирующие возведение преграды между волком и скотом. Например, для защиты скота в день св. Николая клали в печь железо, втыкали нож в стол, в порог или накрывали камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надзорная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока». При первом выгоне скота с той же целью замыкали замки («замыкали волку зубы»), посыпали печным жаром порог в конюшне и т.д.
Повсеместно считалось, что волк, подобно нечистым духам, мгновенно отзывается на звук своего имени, поэтому в народе запрещалось упоминать имя волка, чтобы не накликать его. У крестьян обычно использовались другие названия для этого табуированного животного, например: «зверь», «серый», «бирюк», «лыкус», «Кузьма» и др. Но даже и такие прозвища применялись редко, так как и они (хотя и с меньшей вероятностью) могли притянуть внимание зверя, а следовательно, навлечь опасность на человека и его окружение.

Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка в народе нередко служили амулетами и лечебными средствами. Волчий зуб в некоторых местах давали грызть ребенку, у которого прорезаются зубы; считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка. Волчий хвост иногда носили при себе от болезней, порчи и пр.: а знахари могли использовать его наряду с волчьими лапами, для ворожбы и чародейства.

Оберегом для простых людей могло даже служить само упоминание или имя волка (например, о появившемся на свет телёнке говорили: «Это не телёнок, а волчонок», полагая что после этого волк примет теленка за одного из своих щенят и не тронет его во время летнего выпаса).

В народных приметах волк, пробежавший мимо деревни, перебежавший дорогу или встретившийся в пути, предвещал обычно удачу, счастье и благополучие; но волк, забежавший в деревню, считался приметой неурожая. Множество волков, появившихся в окрестностях деревни, сулило войну (как, впрочем и появления множества чего бы то ни было, например, белых бабочек, Муравьёв и т.д.); вой волков предвещал голод, а вой их под жильем - войну или сильный мороз, осенью - дожди, а зимой -метель.

Возвращаясь к древнему покровителю волков Перуну, вспомним, что он был покровителем прежде всего воинов-дружинников, которые, в свою очередь, чтили животных своего бога и старались им подражать. В древнерусской литературе не раз встречается сравнение воина с серым волком. Молодые воины называли себя волками. Это сравнение дожило и до XIX века. В.И. Даль записал такую пословицу: «Солдат, как волк; где попало там и рвёт».

Однако основным занятием наших предков было всё же скотоводство и земледелие, поэтому за волком всё более закрепляется дурная слава злого демона. Хищный характер волка возбуждает представление о грабеже, насилии и резне. До сих пор ещё встречается выражение: «волк зарезал овцу или корову». В более поздние времена волками называли людей, ворующих чужой скот.

Наслоения этих мотивов друг на друга создали причудливую картину отношения народа к волку, где смешались почитание и уважение, страх и ненависть.

В давние времена волков считали посланниками бога. Приносили им жертвы, обычно в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. Утром шли посмотреть, не отказались ли от их подарка лесные хозяева. Волки от подобного подарка никогда не отказывались.

При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первыми, то он никогда не нападет, а перебежит дорогу - это к добру, удаче. Если волк пробежит возле села или через него перед закатом солнца, то ночь будет доброю для всех сельчан.

По народным сказаниям, волк является олицетворением темной тучи, которая хранит в себе живую воду дождя. С ней неразрывно связано понятие силы, здоровья и красоты, поэтому волк иногда выступает помощником героя сказаний.

Повторяющиеся не только на Руси, но и у всех славянских и соседних с ними народов сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя-хищника даже крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу - Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк голосом человечьим и одарен необычайной мудростью.

Почему же волк - вор и разбойник по своей звериной натуре - помогает почти во всех преданиях человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Мы находим здесь следы почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени. Именно поэтому он способен даже раздобыть живую и мертвую воду, воскресить погибшего героя, хотя обычному зверю это было бы не под силу.
Но со временем почитание тотема-предка и страх перед лютым зверем разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом, чем помощником, и люди нашли способы успешно оберегаться от него - как с помощью оружия, так и колдовских средств.

По рассказам ямщиков, волки боятся колокольного звона и огня. Поддужный колокольчик отгоняет их от проезжего: «Чует нечистая сила, что крещеные едут!» - говорит бывалый люд. Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, в старину было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: «Около двора железный тын, чтоб через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!».

Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчье сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев.

Волчий вой

Среди разнообразных звуков, издаваемых волками, особенно выделяется вой - выразительный, тоскливый, леденящий душу звук, слышный на большом расстоянии, который всегда будоражит воображение людей, никого не оставляя безучастным.

Пожалуй, именно слышимая в вое тоска действует на подсознание человека, вызывая беспокойство и смятение в душе каждого, чьих ушей достигает обычно многоголосое исполнение этой песни безнадежного, вечного, первобытного одиночества.

Вой является самым загадочным феноменом в биологии волка. Даже среди ученых, посвятивших свою жизнь изучению этого хищника, нет единого мнения о функциях воя. Бесспорными остаются несколько фактов: из млекопитающих только волки, койоты и шакалы издают вой, слышный на расстоянии нескольких километров; способность к вою формируется у волков примерно к шестому месяцу жизни; инициатором воя всегда бывает самец, начинающий выть относительно низким голосом с плавными переходами к более высоким нотам, затем к нему присоединяется «набирающий высоту» голос волчицы, а потом и голоса других волков.

В момент воя волки находятся в крайнем возбуждении, можно сказать, экстазе и стремятся к скучиванию. Морды зверей сближаются, но на них сохраняется выражение отрешенности от всего окружающего. Это, собственно, и порождает иллюзию тоски и обреченности каждого из них на вечное одиночество. Иногда волчий вой производит впечатление песни презрения к жизни и смерти.

С точки зрения биологии, вой - один из механизмов регулирования популяционной структуры данного вида животных. Но так ли всё однозначно? Ведь у всех, кто хоть немного знаком с жизнью волков, возникает ряд вопросов. Например, почему вой звучит особенно часто, когда для волков наступают трудные времена зимней бескормицы и они должны объединять усилия, чтобы выжить?

Волчья стая

Основной популяционной группировкой волка является семейная группа особей, именуемая стаей и состоящая из родителей - двух старых, или матерых, волков - 3-6 молодых, а также прибылых -волков из выводка последнего года - и переярков - волков, уже переживших одну зиму, но еще не достигших половой зрелости.

Иногда в такой семье остаются по тем или иным причинам не нашедшие себе пары взрослые волки трех-пятилетнего возраста, обычно самцы.

Звери, родившиеся от других родителей, в стаю-семью не допускаются и встречаются как враги. Таким образом, стая представляет собой относительно замкнутую разновозростную группу особей, длительное время сообща использующую кормовые ресурсы «своей» территории, которая обеспечивает проживание 5-15 животных данного вида. Иногда встречаются и более крупные стаи - от 15 до 22 волков.

Используя научную терминологию, можно так характеризировать типичную структуру стаи. Стая состоит из трех высокоранговых волков: альфа-самца, лидера сообщества, исключительно агрессивно встречающего чужаков; старшей самки, отдающей предпочтение альфа-самцу и агрессивно относящейся ко всем прочим половозрелым самкам стаи; альфа-самца - обычно сына или брата молодого волка и наиболее вероятного его приемника, который периодически проверяет прочность позиции лидера.

Кроме высокоранговых волков, в стаю входят более молодые, низкоранговые самцы и самки. Живя в стае, они получают очевидное преимущество от коллективных охот. Но в то же время у этих волков резко ограничены возможности репродукции, так как агрессивность главных самца и самки препятствует участию в размножении их потенциальных соперников. В связи с этим низкоранговые волки стремятся выйти из старой, и образовать новую, свою стаю.

Переярки держатся обособленной группой и уклоняются от участия во внутристайных конфликтах. Прибылые находятся вне семейной иерархии и, демонстрируя подчинение как высоко, так и низкоранговым волкам, вызывают у них ответные проявления заботы.

Все члены стаи во все периоды года тяготеют к территории, где расположено семейное логово, которое они периодически посещают. В результате они постоянно поддерживают связь с главной самкой, являющейся фактически основным координатором отношений в семье. Зимой волки поддерживают наиболее тесные семейные связи, которые существенно ослабевают летом...

1:502 1:512

Что люди знают о волках? То, что они свирепы и опасны, вероломны и коварны. Что их надо уничтожать. Так думают о волках те, кто о них ничего не знает.

1:781 1:791

На самом деле волки очень редко нападают на людей. Как и все хищники они охотятся чтобы прокормиться и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей. Я предлагаю вам приподнять завесу тайны и окунуться в загадочный мир - мир Волка.

1:1235


2:1744

2:9

Волки обитают на Земле уже более миллиона лет. Произошли они от плотоядных хищников, живших 100 миллионов лет назад, а около 20 миллионов лет назад от волка произошли собаки.

2:327 2:337

3:844

Род волки (Lupus) объединяет волков, койотов, шакалов, диких и домашних соба к - наиболее крупных представителей семейства волчьих. Кроме того, к этому семейству относятся все лисы, песцы, енотовидная собака и гривистый волк.

3:1254 3:1264

4:1771

4:9

Как и собаки, волки очень понятливы и легко поддаются обучению. К тому же у каждого волка особый характер: есть осторожные, дерзкие или самоуверенные, они держатся в волчьем обществе свободно и непринужденно, а других не видно и не слышно.

4:449 4:459

5:966 5:976

Волки обитают в горах, лесах и на равнинах Северного полушария. Подобно всем живым существам, они, как говорят биологи, занимают в дикой природе свою экологическую нишу. На территориях своего обитания волки являются самой много численной группой из тех хищников, что охотятся на крупных млекопитающих.

5:1534


6:508 6:518

Волк - большой? "Большой", - не очень подходящее определение для волка. Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица - килограммов на 5 меньше. Их высота в холке - около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 - 2 метров.

6:972 6:982

7:1489 7:1499

Жизнь в стае…

Волки - общественные животные: они живут семьями. В любой стае есть свой "табель о рангах", а в нем каждому отведено свое место. Сильные и агрессивные волки верховодят, а те, кому нужна твердая рука, подчиняются им. Волчью стаю - группу животных, связанных родством и взаимной симпатией, - возглавляют волк и волчица. Остальные ее члены - их отпрыски (от крохотных щенят до 2-3 летних подростков). Обычно в волчьей семье бывает 6 - 7, а иногда и 15 животных.

7:852


8:1361 8:1371

Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга - волчица. Чтобы остальные подчинялись, лидеры должны обладать сильным характером. Все решения, касающиеся жизни стаи, принимает именно эта пара. В стае, где за порядком следит вожак, волки между собой обычно не дерутся. Однако с чужаками или нарушившими границу владений волками-одиночками стычки случаются часто.

8:2089


9:508 9:518

Каждая волчья стая охотится только на своей территории. Хозяева строго охраняют и метят ее, предупреждая соседей, что им следует держаться подальше. Любой непрошеный гость будет наказан. В больших стаях часто бывает так, что какого-нибудь волка травят все его сородичи. Иногда отверженному становится совсем невмоготу, и он вынужден покинуть стаю.

9:1160


10:1669

10:9

Почему человека-нелюдима называют волком-одиночкой? Потому что он напоминает волка, который ушел из стаи и живет сам по себе. С течением времени в стае происходят изменения. Претенденты на роль вожака остаются в стае и ждут своего часа. Другие волки, повзрослев, уходят, чтобы скитаться в одиночку. Но и они могут создать свою стаю, если им повезет встретиться с одинокой волчицей.

10:707


11:1216 11:1226

Если волк и волчица хотят править стаей, они должны подчинить своей воле всех остальных ее членов и заставить их беспрекословно выполнять свои законы. Вожак господствует над самцами стаи, а его подруга поддерживает порядок среди волчиц. Вожаки постоянно напоминают своим "подчиненным", кто в стае хозяин: рычат на них, кусают, гоняют и даже сбивают с ног, предпочитая проделывать это на глазах у всей стаи.

11:1971

11:9

12:514 12:524

Одного сурового, пристального взгляда вожака или его подруги достаточно, чтобы те, на кого он нацелен, покорились. Заискивающе ухмыляясь, волки валятся на землю, а затем, если удастся, крадучись убегают. Иногда они ложатся на спину, как бы говоря: мы знаем, кто здесь самый главный.

13:1546 13:9

То, как волк держит хвост, говорит о его положении в стае . У вожаков он высоко поднят, у их "поданных" опущен, а стоящие на низшей степени в волчьей семье поджимают хвост. Члены стаи выказывают вожаку любовь и уважение в приветственной церемонии. Ползком, с прижатыми ушами и приглаженной шерстью они приближаются к вожаку или к его подруге, лижут и осторожно покусывают ему морду.

13:705


14:1214 14:1224

Волки - одни из самых верных животных, они сильно привязываются к товарищам по стае. Свои чувства они выражают мимикой и телодвижениями. "Волчий язык" сплачивает стаю и помогает ей действовать заодно. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами. Хвост нужен волку и для того, чтобы выражать свои чувства. Если хвост задран и его кончик немного изогнут, это означает, что волк вполне уверен в себе.

14:1986

14:9

15:516 15:526

У дружелюбно настроенного волка хвост опущен, но самый кончик его смотрит вверх . Волк с поджатым хвостом либо чего-то боится, либо так сообщает о своей симпатии. Морды волков очень выразительны.

15:892 15:902

Испугавшись, волк прижимает уши и изображает подобие улыбки.

15:1019 15:1029

Разъяренный волк оскаливает зубы, а стоящие торчком уши разворачивает вперед.

15:1178 15:1188

Почувствовав опасность, он отводит уши назад, оскаливается и высовывает язык . Товарищи понимают, как себя вести, чтобы сохранить мир в стае.

15:1449


16:1958

16:9

Прирожденные охотники…

Волки созданы для охоты самой природой. Зимой волк на снегу оставляют аккуратную цепочку следов - он ставит заднюю лапу точно за передней. Благодаря такой поступи он может бегать по любой местности и даже по глубокому снегу.

16:479 16:489

17:994 17:1004

Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых 42. Впереди торчат 4 острых, кривых 5-ти сантиметровых клыка - по два сверху и снизу. Ими волк может прокусить плотную шкуру жертвы. А хищными, или плотоядными, зубами - так называют коренные зубы всех хищников - взрослый волк разгрызает даже бедренную кость лося. Охотнику нужен тонкий слух, и в этом отношении волкам повезло. Заслышав шум, они поводят ушами и определяют, откуда исходит звук. Источник звука может находиться в нескольких километрах от них.

17:1915

17:9

18:516 18:526

Волки охотятся почти бесшумно, ведь они бегают на самых кончиках пальцев. Так же как лошади и кошки, волк пяткой не касается земли. У него сильные мускулистые ноги и размашистая походка, и он может долго бежать рысью со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час.

18:1062 18:1072

На охоте нос, а не уши или глаза, первым подсказывает волкам, где нужно искать добычу. По ветру они улавливают запах даже самого мелкого животного, находящегося в 1-2 километрах от них, когда его еще не слышно и не видно. Благодаря острому обонянию волки могут преследовать жертву по следам.

18:1603 18:9

От мороза волка защищает густой мех длиной до 8 сантиметров. Ближайший к телу слой меха - подшерсток, а наружный образован жесткими, длинными, черными на концах остевыми волосами. Они отталкивают воду, и подшерсток не намокает. В таком плаще с меховым подбоем волку не страшна не погода.

19:1048 19:1058

Стая на охоте

Волки - плотоядные (или хищные) звери. Они охотятся группами. Голодному волку, чтобы насытится, иногда хватает и небольшого животного - бобра, кролика, мыши или птицы. Но всей стае этого недостаточно, ей нужна крупная добыча - олень, лось или баран.

19:1558

19:9

20:514 20:524

Их не зря называют санитарами - ведь, как правило, их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные . С больным животным исчезает очаг заболевания; если убит старый зверь, молодым и сильным достается больше еды. Эта биологическая регуляция численности способствует выживанию сильных, здоровых животных, как среди охотников, так и среди их возможных жертв.

20:1208 20:1218

Хотя волки считаются беспощадными, удачей оканчивается лишь каждая десятая их охота.

20:1380 20:1390

21:1897

21:9

Бывает, что, потратив дня три на выслеживание и преследование стада оленей или лосей, волкам удается убить лишь несколько животных. Почему? Быстроногие олени могут убежать, а лоси - дать достойный отпор: этим 600-килограммовым гигантам с острыми рогами и тяжелыми копытами ничего не стоит проломить волку череп.

21:584 21:594

Волки могут обходиться без пищи две недели , но если уж на охоте повезло, они наедятся до отвала. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса!

21:887 21:897

22:1404 22:1414

Иногда волки прячут часть недоеденной добычи про запас - затаскивают в яму и забрасывают чем-нибудь сверху. В случае неудачной охоты они вернуться к этому тайнику и выкопают спрятанный обед.

22:1774

22:9

Выживание стаи зависит от размеров ее охотничьих угодий, поэтому волки защищают их не на жизнь, а на смерть . Границы территории (она бывает 50-1500 кв. км в зависимости от того, на каких животных охотится стая) волки обозначают пахучими метками - обрызгивают мочой пни и крупные камни - и оповещают соседей о своих правах воем.

22:612 22:622

23:1129 23:1139

Волчьи игры и забавы…

Волки не всегда охотятся, рычат и бывают свирепыми. Первое, что сделает волк, наполнив желудок, - свернется клубочком и хорошенько вздремнет. Проснувшись, с удовольствием порезвится.

23:1526 23:9

24:514 24:524

Если ему захочется поиграть, он пригласит присоединиться к нему и сородичей. Низко припадая на передних лапах к земле, он приблизится к ним и, виляя хвостом, скажет: «Ну пожалуйста!» Никакого ответа? Тогда, что бы привлечь к себе внимание, он начнет прыгать из стороны в сторону, совсем как собака.

24:1076 24:1086

25:1593

25:9

Волки и люди…

Кто не боится злого волка? С детства, когда нам читали сказки «Три поросенка», «Красная шапочка» и «Волк и семеро козлят», мы затвердили, что волки злые и страшные. На самом деле они не причиняют зла людям. Но, несмотря на это, люди убивают их...

25:518 25:528

26:1033 26:1043

27:1548

27:9

28:514 28:524

28:530 28:540

Помните, Р. Киплинг в своей замечательной книге "Маугли" рассказал о грозной волчьей стае? Так вот, речь шла о красных волках - таинственных, до сих пор плохо изученных хищных зверях из семейства собачьих. Обратите внимание на досадную странность: животное исчезает почти не узнанным. Оно в числе первых занесено в Красные книги, как Международную, так и Советского Союза.

Красный волк по внешнему виду и величине занимает как бы промежуточное положение между обыкновенным серым волком и лисицей. Он крупнее последней и меньше своего серого собрата, хвост у него длинный и пышный, туловище несколько удлиненное, и хотя ноги умеренно высокие, он приземистее серого. Голова остромордая, широкоскулая, в "бакенбардах", уши округлые, торчащие большие, высоко посаженные и сильно сближенные основаниями, черепная коробка сравнительно крупная.

Морда красного волка весьма своеобразна, не похожа ни на лисью, ни на морду серого волка, на нее достаточно посмотреть один раз, чтобы запомнить на всю жизнь.

Окрас зимнего меха на самом деле красный, а точнее рыжий, ржаво-красный, охристо-рыжеватый или палево-ржавый. Окрас варьируется от светло-желтого до интенсивно красно-рыжего; горло, грудь, бока, брюхо и верхние части ног всегда светлее. Зимний мех густой, пышный, длинный, летний - редкий и грубый, бурого цвета.

Длина туловища около 1 метра, масса от 14 до 21 килограмма, самца от самки издали отличить невозможно.

Это психически высоко развитый зверь со сложными социальными связями. В стае красного волка царят крепкая дисциплина, иерархические отношения и взаимовыручка. Информацию передают кашлящим лаем, визгливым воем или завывая высоким голосом, с переливами. "Язык" телодвижений и мимика сравнительно с другими видами зверей развиты прекрасно.

Ареал красного волка охватывает горно-лесные области Центральной и Южной Азии - Индостан, Индокитай с Малаккским полуостровом, острова Суматра и Ява. В Советском Союзе он, вероятно, распространялся лишь на крайний юг - таежные горы восточной части Средней Азии, Алтая, Саян, Забайкалья, Амуро-Уссурийского края. Но территорию этого в общем-то обширного ареала зверь и прежде заселял крайне неравномерно, внутри него много мест, где его никогда не встречали. Более или менее обычен красный волк в Индии и Индокитае, но и там его уже осталось немного.

В нашей стране этот хищник чаще всего встречался в Приморье и Приамурье, но в последние 10-15 лет его и здесь стало настолько мало, что и следы находят не каждый год. Вероятно, и прежде в нашей стране он отмечался временными заходами, так как логова с волчатами никто не обнаруживал. Знаменитый исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев за все свои длительные путешествия встретил его всего один раз. Даже в зоопарках он редок. Очень мало черепов и шкур этого зверя и в зоологических музеях.

Обитает красный волк в основном в горных лесах до альпийской зоны, но в силу своей большой подвижности и кочевого образа жизни встречается, - быть может, на переходах - в лесостепях, в степях и даже на окраинах пустынь. Выходит в субальпийский пояс и на высокогорные плато - разумеется, в поисках добычи: сибирских козлов, архаров и других горных животных.

Как и большинство представителей семейства собачьих, этот типичный хищник хорошо приспособлен к активному добыванию животных в основном преследованием или скрадыванием. Охотится стаями, иногда большими - до 20-30 голов, но чаще 5-10 - и преимущественно от рассвета до заката. Основные жертвы - копытные, причем стаями красные волки добывают не только косуль, кабарог, козлов, горных баранов, антилоп, пятнистых оленей и кабанов, но и таких крупных и сильных животных, как марал, бык бантенг, гаур, домашний буйвол или лошадь.

Излюбленные приемы охоты - преследование на измор и загон: большая часть стаи, обнаружив жертву, затаивается, а 2-3 хищника забегают с противоположной стороны и гонят ее на засаду.

Красный волк осторожен, скрытен и смел до дерзости. Он не очень быстр, но чрезвычайно вынослив в беге, легок в прыжках, хорошо плавает, ловко лазает по скалам и горным кручам. При несомненной силе и крепких зубах эти звери в большой стае бывают настолько агрессивны, что нападают даже на леопардов и тигров, обращая их в бегство или даже разрывая на части, хотя сами несут большие потери. Не страшатся они и медведей.

Бывали времена, когда красные волки наносили значительный урон оленеводству, уничтожая в Приморье пятнистых оленей десятками, бороться же с разбойниками было трудно. Будучи очень дерзкими, они при этом чрезвычайно хитры и осторожны, нападают неожиданно и решительно, от погони уходят легко. С леопардами, тиграми и другими хищниками оленеводам бороться было значительно проще, чем с красным волком. Случалось и так: появятся неожиданно эти загадочные звери, натворят разбойных дел и как сквозь землю провалятся - невидимки и только.

Красные волки - моногамы, прочно сохраняющие супружескую верность партнеру всю жизнь. Брачный период у них в конце зимы, проходит он обычно без драк и шума. Беременность 62-64 дня, в помете от 5-6 до 8-10 щенков. Логова устраивают в расщелинах скал, в пещерах, каменных нишах, в неглубоких земляных норах.

Самец живет со своей подругой всегда дружно, когда она "на сносях" - часто кормит ее отрыгиваемым мясом, принимает активное участие в выкармливании, воспитании и охране своего потомства.

Щенята родятся такими, как и собаки, волки обыкновенные и лисицы, и развиваются примерно так же. Во время выращивания молодняка стая ведет оседлый образ жизни; все, в том числе и матери, между собой дружны. Случается, логова со щенятами находятся совсем рядом, и даже в одном гнезде живут вместе 2-3 выводка.

Кочевать начинают, когда волчата станут резвыми. В шестимесячном возрасте они размером почти со взрослых.

Красный волк, как и серый, покидает места, заселенные тигром. В то же время из-за своей очень большой осторожности он избегает и окультуренных ландшафтов. С другой стороны, ему нужны такие угодья, где мало снега и достаточно копытных. И наконец - между двумя видами волков вполне вероятны напряженные межвидовые отношения, в инцидентах серый волк, несомненно, побеждает. Как видим, жизненные возможности красного волка очень ограничены и со временем непрерывно ухудшаются.

Красный волк как вид в настоящее время, очевидно, переживает старость. В давно прошедшие времена он был распространен гораздо шире. Его останки палеонтологи находят на Южном Урале, на Украине, во многих европейских государствах, где сейчас о нем и не слышали. Такое резкое сокращение ареала говорит о том, что биологический вид угасает. Это происходит на наших глазах, и мы ничем не можем предотвратить его гибель.

Деятельность человека также ухудшает условия жизни красного волка. Он к тому же сильно проигрывает серому, обладающему высокой приспособляемостью к изменениям природной среды.

Посмотрите на красного волка, сидящего в зоопарке: он словно просит помощи, ищет у нас более милостивого отношения, просит защиты. И помочь ему мы можем, вероятно, лишь в его неволе.

К этому следует добавить, что даже временные заходы красного волка на территорию нашей страны с 60-х годов становились все реже и реже, а в 80-х они, можно сказать, прекратились.

50-я Североамериканская Конференция по проблемам управления живой природой протекала так, как и положено подобному сборищу - нудно, размеренно и монотонно. Дядечки в "мартышкиных костюмах" (так у демократичных американцев называется обычный пиджак с брюками и галстуком; и считается он, кстати, атрибутом гангстеров и госчиновников) становились к микрофону и тягучими голосами гнусаво изрекали истины.

"Стабилизация экологической системы", "общественный контроль за использованием природных ресурсов", "государственное управление национальными богатствами Штатов" и прочие замысловатые словосочетания привычно спивались в хорошо знакомый мотив "I love me" и "Good, bless us" ("Я люблю себя" и "Бог нас благослови"). Если американский чиновник не может найти никого, кого надо учить жить, он будет учить этому самого себя.

Я привычно подремывал под бормотание боссов из различных департаментов, вконец убаюканный их радением за окружающую среду, как вдруг меня из этого состояния выбросил дикий истерический женский визг. Мне был хорошо знаком этот звук - как фронтовику знаком свист артиллерийского снаряда - именно так лет десять назад на митингах визжали остервеневшие тетки, да-да, именно те, которые до сих пор составляют основной эшелон любой политической партии.

Но это верещала не тетка.

Убийцы, - визжал он, - управленцы! Вы все живое ставите под контроль с помощью смерти?

Человек, к которому эти слова обращались, был на вид тем образцом, который нам в больших количествах преподносит англосаксонский управленческий аппарат - румяный, лет шестидесяти здоровяк, в сером костюмчике и с непоколебимым здравым смыслом. С несказанным-таки удивлением я услышал, как голос его запнулся, понизился, он произнес нечто вроде: "бешеные дураки". А потом, как и его оппонент, потерял человеческий облик и зашипел.

Зал респектабельного "Иган-Центра" будто бы продернуло током. Визг и шип стали доноситься с разных его концов, а председатель бешено застучал ложечкой по графину.

Внимание, - кричал он, стараясь переорать все нараставший бедлам. - Вы все, все - помните! Дискуссия по контролю за волками состоится вечером, не сейчас - вечером! Сохраните до вечера свои эмоции!

Тут только до меня дошло, что эти два слова - ВОЛЧИЙ КОНТРОЛЬ - и спровоцировали имевшую место сцену.

И что - всегда у вас так на дискуссиях по волчьему контролю? - спросил я сидевшего рядом коллегу из Кенайского парка, флегматичного здоровяка Стива Бишема.
- - Куда там, - мрачно сказал он. - В прошлом году на такой же Конференции в Оклахоме полиция драку разнимала...

Волк... Почему же он так популярен и внушает столь сильные чувства - буквально от лютой ненависти до исступленной любви, что способен свести с ума непоколебимого американского бюрократа?

Итак, волк... Друг или враг? Санитар леса или маньяк-убийца? Кровожадное чудовище или незаметный рядовой житель леса? И что делать с ним?

Истреблять петлями, ядами и вертолетами или, наоборот, завозить в те места, где с трудом от них удалось избавиться, тратя на это тысячи человеко-часов и долларов? О тотальном засилье волков на Севере говорят лесорубы и охотоведы. И проклятый русский вопрос "Что делать? снова всплывает в наше непростое время.

"О, волки, - говорит Том Ситон, аспирант Университета Штата Аляска, - я их так люблю, мне кажется, что эти существа - самые близкие из всех, что живут на свете". И голубые его глаза подергиваются легкой поволокой.

"Нашли мы как-то волчью нору, - рассказывает пастух-оленевод Петр Дьячков из совхоза "Омолон", - всех щенков утопили в ведре с бензином и сожгли". И той же сладостной поволокой подергиваются его черные узкие глаза.

Чем же, интересно, был волк для наших предков? И о чем гласят многочисленные легенды?

Вход в Валгаллу - Чертоги Героев у древних германцев и скандинавов - охраняют два гигантских волка Гери и Фреки. Эти звери сопровождают Одина на войну, и именно они сражаются с его врагами. "Псы Войны" - это не "Солдаты удачи" Фредерика Форсайта и тем более не уродливые ротвейлеры собачьих клубов - это волки Одина, и ни один смертный не остался в живых, повстречав их на своем пути!

..."Конец света наступит, едва только изгложет свою цепь гигантский волк - страж Ада. Слишком долго томился он на цепи, и, освобожденный, разнесет он в клочья весь верхний мир", - гласит "Эдда" -эпос древних скандинавов.

Дьявол превращает людей в оборотней - вервольфов. Укушенный оборотнем, сам становится вервольфом, и когда вервольфов станет больше людей, они прекратят таиться, обернутся волками и заполонят собой мир. Тут-то и наступит всему конец", - гласит германская легенда.

Трудно найти зверя в жизни северных народов, который занимал бы такое большое в ней место, как волк. Ему могут составить конкуренцию разве что лось, медведь и северный олень. Но эти звери являлись, по большей части, источниками пищи, и только в одном случае - с медведем - в основе их обожествления лежал страх. Страх этот, правда, не мешал нашим предкам есть и медведя, правда, с некоторой (иногда довольно значительной) опаской. Что же заставило человека сперва поместить волка на самый верх пантеона языческого тотемизма, потом предать его анафеме, как первого помощника Сатаны, а затем снова слагать о нем стихи, писать книги и даже завозить его обратно в места, где тот же человек его когда-то с великим трудом и ненавистью истребил? Это не расчет, не любовь и не ненависть - похоже, род Homo связывают с волком более сильные чувства, из тех, о которых китайцы так и говорят - неназываемые.

Германцы античного времени одевались волками в походах, а в древнегерманских текстах говорится о воинах-волках и воинах в волчьих шкурах. Свои военные отряды сравнивали с волчьими стаями иранцы и арьи, греки и арабы. Волчьи головы украшали знамена тюркских дружин.

У других племен волком было принято называть военного вождя. Мужественный грузинский царь Вахтанг I имел прозвище Горгасал, что означает "волчья голова". Похожее значение имело имя одного из героев "Бхагаватгиты" - Бхима - "тело волка".
Существует множество легенд о человеке или людях, воспитанных волками. Многие эти легендарные личности заложили фундаменты крупнейших государств, империй, орд. Основатели Рима Ромул и Рем, первый персидский царь Кир, славянские богатыри Вырвидуб и Валигора, германский герой Дитрих, основатель монгольского государства Чингисхан - все они выкормыши волчьего логова. Китайская хроника о происхождении тюркютского племени гласит: народ гуннов, держава Атиллы были полностью истреблены врагами. Уцелел лишь девятилетний мальчик, и то лишь условно. Враги отрубили ему руки и ноги и бросили умирать в болоте. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала аж на Алтай, спряталась в пещере, где и родила десять сыновей. По прошествии нескольких поколений некий Арслан-шад вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана. Тот сдуру поверил ему, за что и был убит. От этого вот Арслан-шада и пошла династия тюркютских властелинов - ашинов, что означает именно благородный волк.

А в эскимосской сказке "Кикмирасик" волки выступают в роли справедливых судей., наказавших родственников за жестокое отношение к племяннику. Волки забирают к себе на воспитание бедного племянника-сироту и воспитывают его, предварительно перерезав всех оленей жестокого дяди, в результате чего последний умер с голоду. Я лично не сомневаюсь в том, что из племянника вырос наидостойнейший человек.
Если верить нашим предкам, волки не только спасали от смерти человеческих детенышей, но и время от времени вливали свежую кровь в людское племя. Камчадалы, к примеру, считали, что волки совсем не равнодушны к женщинам. Если у них рождались близнецы, то один из них, во всяком случае, был волчьим ребенком. Не может же от одного мужчины родиться двое детей сразу! Для удовлетворения интереса волчьего мужского племени к неотразимым камчадальским женщинам держали даже специальное чучело волка, которое демонстрировало живым волкам, что тутошние бабы уже заняты, и являло собой пыльный и вонючий пример сексуального оберега.
Когда род или целое племя выводило свою родословную от какого-либо животного, ощущало с ним свою кровную связь, это животное становилось тотемом племени. Тотем тем и отличается от Бога, что он не является Вседержителем Судеб. Его роль скромнее и ближе - он родственник, он постоянно находится рядом, его нельзя обижать, при случае он может помочь, при плохом отношении - напакостить. У Бога много дел, и он только изредка может бросить косой взгляд на маленького человека -охотника-тлинкита или гурона. А тотем - он всегда тут как тут - то выглядывает из-за куста, то оленя нагонит, то мясо украдет.

Список племен, считавших (или считающих) волка своим непосредственным предком, очень внушителен. Стоит рассказать о некоторых, из них. Это самые воинственные и беспощадные индейцы Русской Америки тлинкиты и воспетые Ф.Купером ирокезы, это 11 родов туркмен. Волк считался предком узбеков и чеченцев. Некоторые исследователи говорят, что эскимосы Берингова пролива тоже считали волка своим прямым родственником.

Почитатели тотема думают, что они могут рассчитывать на поддержку своего "родственника" во многих ситуациях. У узбеков, например, это было связано со стремлением сохранить новорожденных. В тех семьях, где дети умирали рано, ребенка обычно заворачивали в волчью шкуру. Волчьи зубы, когти и сухие кисти лап служили амулетами-оберегами, их подвешивали к изголовьям люлек. Волчьими оберегами пользуются и взрослые узбеки и чеченцы. Чтобы спасти себя от несчастья, мужчины носили в карманах волчьи клыки. Зубы и когти в кожаных мешочках пришивали к одежде. Ложась спать, люди подстилали под себя волчью шкуру от дурного глаза. Для охраны жилища от злой силы в передний угол вешали волчьи лапы, зубы или когти. Буряты при "крапивной лихорадке" считали самым действенным лечением заворачивание человека в волчью шкуру. Казахи и казанские татары любую сыпь растирали волчьим хвостом. Если человек считал то или иное создание своим родственником, то он, естественно, к нему и покойному относился уважительно. В древней Греции человек, убивший волка, был обязан похоронить его по-человечески. Обязательно хоронили волка узбеки. Якуты, которые считали волка сыном древнего божества Улуу-тойона, тоже не оставляли убитого волка на произвол судьбы. Они заворачивали его в сено и вешали на дерево. Чукчи и коряки для того, чтобы избежать мести убитого волка, устраивали специальный праздник. Чукчи на этом празднике снимали с волка шкуру. Хозяин дома одевал ее так, что голова зверя оказывалась на его собственной голове. Затем он начинал танцевать, петь и бить в бубен. Сходные праздники были и у ительменов. На празднике волка у коряков, когда убитого волка несли к дому, женщины выходили навстречу с факелами. Шкуру вместе с головой надевал один из мужчин и танцевал вокруг очага, приговаривая, что это не они убили волка.

С незапамятных времен люди считали, что животные не только в состоянии понимать человеческую речь, но могут даже читать мысли, а что сами не говорят - так это, скорее всего, сами не желают. По поверьям многих народов, хищного зверя, также, как демона, нельзя было называть по имени: "Не зови черта, а то услышит, подойдет". Во избежание сего неприятного момента существовала целая система фальшивых имен для наиболее могущественных обитателей нашего мира. Эстонцы, например, называли волков «пастухами», «длинными хвостами» , «дядьями» и почему-то – «одноногими». У литовцев волк заслужил прозвище "полевой", у абхазов - "счастливая пасть". Коряки звали волка длинно и непонятно –«тот, кто держится в стороне».

Человек выискивал волку и родственников среди животного мира тоже под стать ему. Прибрежные чукчи и эскимосы находили так много общего между волками и касатками, что считали, что зимой касатка превращается в волка, а летом снова одевает свою шкуру, то есть, по сути, является одним и тем же существом. Сходного мнения придерживались индейцы хайда, заселявшие острова у берегов Канады и Аляски. На своих тотемных столбах они располагали священных животных так: сверху - белоголовый орлан, под ним - волк, а внизу - касатка, символизируя таким образом единство неба, земли и воды.

У многих народов, ощущавших когда-то с волками родственные связи, существовало много поверий, связанных с этим зверем. Казахи, к примеру, до сих пор считают, что приснившийся волк - к удаче и благополучию. Абхазские охотники были более требовательны и считали, что к удаче увидеть волка не во сне, а наяву - дескать, больше шансов, что повезет. У узбеков cуществовало поверье, что если вокруг много волков, то год будет счастливым - не очень понятно для народа, который жил также и скотоводством. По белорусским поверьям, если волк пробегал через деревню или около нее перед закатом, то для всех селян ночь будет спокойной (тоже не совсем понятно, с чего?). Особенно благоприятной считалась встреча с волчьей свадьбой.

Интересно, что все эти, в общем-то, благоприятные для волка верования и поверья были присущи народам, имевшим кочевой образ жизни, или охотничьим племенам. При обращении в христианство людей обуяла какая то волчья фобия, граничащая с истерией. Особенно она была характерна для позднего средневековья, когда волк был признан практическим пособником Сатаны.

В какой-то степени это можно объяснить тем, что в тот период по территории Европы пронеслась буря разрушительнейших воин. В мирное время численность волка в той или иной степени сокращали специальные охотники-волчатники, пастухи, феодалы, травившие их собаками. Но едва начиналась война, вооруженному человеку мигом становилось не до волка. Трупы устилали поля, тонули в придорожных рвах, засыпали пепелища городов...

Волк и ворон становились хозяевами этой жатвы. И оба внушали ужас.
Людям волк и ворон казались прямыми посланцами Ада, "почтальонами Сатаны".
Германские земли в наибольшей степени пострадали от разрушительных религиозных распрей. Тилли и Валленштейн, Мориц Саксонский и Густав-Адольф, Александр Фарнезе и Тюренн - для каких только воителей эта земля не становилась учебным полем брани! Сожженные леса и города, разоренные деревни, витийствующие попы, трупы, трупы... И везде был волк, создававший легенды.

Самыми распространенными волками германской мифологии следует считать, наверное, вервольфов. Но и помимо вервольфов германские княжества населяла пропасть всякой нечисти в волчьем обличье. Вспомнить хотя бы Бранденбургскую Охотницу, она же Повелительница Тумана! Бранденбургская Охотница (на ее настоящее имя было наложено табу, и оно забылось впоследствии) проживала в хорошо укрепленном замке посреди болота где-то в центральной Германии. Замок был, естественно, уединен, дорога мимо него шла, опять-таки, одна. Как и положено в подобной истории, стали на ней пропадать люди. Некий доблестный рыцарь вызвался проехать по ней ночной порой и едва отбился от огромной волчьей стаи. Однако, отбившись от нее, он не удрал благоразумно во все лопатки, а, проявив тевтонскую хитрость, затаился и проследил за стаей до самого ее логова. Логовом этим оказался, соответственно, пресловутый замок. Собрав отряд бравых вояк, сей рыцарь пошёл на штурм и обнаружил; что замок в великом множестве населен волками, которых посылала на бой таинственная хозяйка. С помощью всяких хитростей ему удалось с этой хозяйкой сразиться, после чего она и все ее воинство загорелись и взлетели вверх. Замок сожгли (то ли горящие трупы, то ли доблестные рыцари), но на этом дело не успокоилось. Время от времени на дороге через болота стали видеть белую даму на белом коне. Завидев одинокого путника, она взмахивала мечом, и из тумана, клубившегося над топями, постепенно возникали волки. Эти волки бесшумно (пока ещё) окружали путника, причем сквозь белесую туманную плоть ярким огнем горели зеленые их глаза. Бросившись разом со всех сторон, они как бы душили человека в туманном клубке и только тогда над болотом раздавался торжествующий волчий вой.

Литература, посвященная вервольфам, по своему объему может, пожалуй, поспорить со всеми трудами о волке в целом. Про вёрвольфов доподлинно известно почти все, кроме одного; есть ли они на самом деле. Известны вервольфы-инкубы и вервольфы-суккубы, известны вервольфы, бывшие рыцарями и крестьянами, графами и нищими, судьями и адвокатами, ландскнехтами и купцами... Болев того, вервольф, наверное, - единственное создание мистического мира, которое могло быть и было священником. Ну, ладно, муллой еще куда ни шло. Но вервольфы были священниками католическими и лютеранскими, православными и униатскими, англиканской и кальвинистской веры!
Существовал даже целый городок, заселенный исключительно вервольфами, - Зинклайхт в Нижней Швабии. Все в нем были вервольфами - старики, грудные младенцы, стража и ремесленники. Проверить это утверждение нет никакой возможности, так как городок со всем населением уничтожил в ходе тридцатилетней войны прославленный полководец Священной Римской Империи граф Тзерклас Тилли. Он-то и установил с необходимой достоверностью, что все жители истреблённого городка были вервольфы.
Превращение человека в волка у германцев связывалось напрямую с лунными циклами. К примеру, в новолуние новые вервольфы не появлялись. От магической силы луны зависело и то, как долго человек мог оставаться в волчьей шкуре. К примеру, полная луна помогала удерживать вервольфу волчий облик в дневное время.

Любопытно, что у славян пресловутые вервольфы совсем не имели той мрачной славы, что у немцев. Вилктаки - назывались они у литовцев. Вилктаком, по литовским поверьям, мог быть волк с человеческими зубами и с белым пятном на горле. Среди литвин люди по большей части становились оборотнями не вследствие испорченности человеческой природы, не за грехи и не по злобе, а из-за колдовства специальных местных чародеев - буртининок. Искусством превращения человека в волка буртининка овладевал втайне и перед смертью был обязан хоть кому-то передать свое зловещее умение.

Вилктаком можно было стать и по собственной воле, каким-то особым образом перекинувшись через вязовый пень. Зта категория вилктаков считалась самой противной. Если вилктаки, ставшие ими не по своей воле, ели домашнюю скотину, только чтобы не умереть с голоду, то вилктаки-добровольцы разбойничали намеренно, нападая и на людей.

У других славянских племен волчьи оборотни назывались волкодлаками, позднее переиначенными в "вурдалаки". (Впервые в обиход русского языка слово "вурдалак" ввел А.С.Пушкин.) Здесь тоже не обходилось без злого умысла колдунов, причем колдуны особенно недолюбливали молодоженов, и в Жемайтии, а также на Белой Руси превращали в волков целые свадебные поезда.

Среди оборотней славянских земель были и герои, как, например, сербский герой Вук - Огненный змей, родившийся от женщины царской крови и дракона - Огненного Змея. Этот мог не только оборачиваться волком сам, но и оборачивать своих дружинников, что, вероятно, им шло только на пользу.

Однако все эти легенды и поверья лишь отчасти проливают свет на почти мистическую связь человека с волком.

Ведь и в самом деле, приглядимся: волк - зверь не самый сильный (куда ему до медведя или сохатого-), как хищник он тоже не слишком хорош (взрослая рысь, во всяком случае, один на один побеждает ЛЮБОГО волка). Размером он тоже не располагается на вершине животного царства. Есть, правда, точка зрения, что волк - самый умный из всех наших лесных соседей, но в дальнейшем я позволю себе оспорить это мнение.

Многие люди считают, что любовь к волку у человека является формой любви к собакам, которые, по одной из версий, произошли от волков и являются одними из первых домашних животных.

Другое объяснение (из рациональных, разумеется) гласит: как и человек, волк - существо общественное. Конечно, при случае он может пообедать своим ближним, подраться с ним из-за самки или добычи, но такая мелочь вряд ли смущала наших предков. Они видели и понимали одно - эти существа, подобно нам живут семьями и охотятся стаями.

В XVII веке до нашей эры хеттский царь Хаттусилис, обращаясь к войску, говорил: "Желаю вам быть едиными, как волчья стая!"

Волк является племенным тотемом вайнахов - чеченцев и ингушей. Причем это именно тотем в чистом виде - общий предок, потомки которого ощущают с ним духовное единство. Здесь не обошлось и без волчицы, вскормившей убежавших сирот в горных пещерах Северного Кавказа, и без кровавой мести, и без братоубийственной войны, словом, всех атрибутов "волчьей легенды". Однако главное здесь - не легенда, а то, что "волчье" мировоззрение, судя по всему, на самом деле преобладает среди чеченцев. Многое из того, что мы знаем об этом кавказском народе, очень похоже на наши знания о биологии волка как вида! Любопытный это осколок, в нем можно наблюдать, как в магическом кристалле, как дело обстояло полторы тысячи лет назад, когда носители этого мировоззрения (и тотема!), такие, как половцы, авары и саксы, господствовали в Европе. Кстати, пережитки тотемизма не могут уживаться с традиционным исламом, поэтому на Кавказе и нашли приют огромное количество мусульманских сект.

В понимании людей, подобных чеченцам, волк являлся прежде всего воином. Но воином - не богатырем-одиночкой, а воином - членом отряда, способным соблюдать дисциплину и быть товарищем.

Джунглей заветы вечны
И нетленны
Точно небесная твердь,
Благо законопослушному Волку,
Доля ослушника - Смерть.
Словно лиана. Облекшая древо,
Взад-вперед пробегает Закон,
В Волке едином
могущество Стаи,
вкупе со Стаей всесилен и он...

Вероятно, структура волчьей стаи наилучшим образом отвечает мироощущению современного человека. До более совершенной формы социальной организации мы, видимо, еще не доросли.



Читайте также: