"ярс" прорвет всех. «Тополь-М» и Minuteman III

Обеспечить свою национальную безопасность, высокий статус в мире и незыблемость своих границ каждое государство может путем наращивания стратегического ядерного потенциала.

Одной из таких стран, поддерживающих паритет в области ядерного вооружения, является Российская Федерация. Для того чтобы ракетные войска стратегического назначения были готовы в любую минуту противостоять потенциальному противнику, российскому военному командованию приходится осуществлять их модернизацию. Результатом таких работ стала межконтинентальная баллистическая ракета «Ярс».

Ракетные разработки времен СССР

Сегодня состояние стратегических ядерных сил РФ у многих российских военных экспертов вызывает серьезные опасения. Обусловлено это тем, что большинство ядерных носителей, используемых ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), подводными ракетоносцами и стратегической авиацией, разработаны и созданы еще во времена Советского Союза. В те годы в создание такого оружия было вложено очень много интеллектуальных и материальных ресурсов.

Основным потенциалом российского ядерного стратегического вооружения являются ядерные ракеты наземного базирования. Они представлены стационарными шахтными и мобильными комплексами «Тополь» и «Тополь-М». Основой данного вооружения стали жидкотопливные ракеты «Стилет» и «Сатана». Во времена холодной войны именно этих ракет американское правительство опасалось больше всего, так как знало, что данные советские разработки рассчитаны только на дальние цели, хорошо защищены и способны обойти противоракетную оборону США. Данное советское вооружение еще долго оставалось очень грозным, не имеющим аналогов во всем мире. Единственным его недостатком считается подверженность к устареванию, в связи с чем сегодня у российских конструкторов возникли проблемы с обслуживанием советских ракет. Обусловлено это с тем, что комплектующие к ним ранее изготавливались в Украине, в городе Днепропетровске. После распада Советского союза и впоследствии отношений России с Украиной настало время для РФ всерьез задуматься о своих РВСН.

Первые шаги

Модернизация российских РВСН была начата сразу в 90-х годах. Активная фаза замены РС-18 и РС-20А пришлась уже на средину прошлого десятилетия. В 2007 году эти ракеты были заменены на РС-24 (ракета «Ярс». Фото представлено в статье). Еще в 90-е годы предполагалось, что этим оружием рано или поздно придется заменить РС-20, РС-18, а заодно и «Тополь-М». Сегодня в базу ударной бригады ракетных войск стратегического значения России включена «Ярс» (ракета).

Кто производитель?

Разрабатывалось данное оружие сотрудниками Московского института теплотехники (МИТ). Руководителем конструкторских работ стал Ю. С. Соломонов. В 1980 годах этим вопросом еще занимались работники днепропетровского Конструкторского бюро «Южное». Согласно положению Договора СНВ-1 о сокращении ядерного вооружения между СССР и Америкой, численность стратегических носителей на вооружении не должна превышать 1600 единиц и боезарядов к ним - 600. В 2009 году, когда срок действия данного договора истек, РФ получила право обладать новой ракетой с несколькими боевыми блоками. Межконтинентальная ракета «Ярс» представляет собой модернизированный ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М», оснащенный современной системой управления. Производство ракет нового поколения осуществляется работниками Воткинского машиностроительного завода. Серийное изготовление пусковых установок для мобильных комплексов производится на машиностроительном предприятии «Баррикады» в городе Волгограде.

Что еще было изменено в ракете нового поколения?

Усовершенствуя противоракетную оборону, российские конструкторы повысили живучесть РС-24. Им удалось максимально сократить время полета, поскольку было установлено, что на активном участке ракета становится очень уязвимой. За счет усиления двигателя, которым оснащена ракета «Ярс», характеристики ее удалось существенно усовершенствовать:

  • РС-24, в отличие от ракет предыдущего поколения, быстрее набирает скорость;
  • возросшая скорость ракеты «Ярс» позволяет ей маневрировать уже на начальных стадиях после запуска, преодолев облако от ядерного взрыва уже на самом этапе старта.

Благодаря установленному комплексу средств преодоления (КСП) противоракетной обороны (ПРО) РС-24 способна выбрасывать ложные цели, которые в электромагнитном спектре практически не отличаются от настоящих боевых блоков. Средства преодоления созданы на основе КСП ПРО «Сура», которые являются наработками МИТа и днепропетровского конструкторского бюро «Южное». Ассортимент комплекса состоит из активных и пассивных ложных целей, средств, осуществляющих искажение боевых блоков и создание их имитаторов.

В производстве РС-24 для покрытия боевых блоков применяется специальное вещество, задача которого заключается в поглощении радиолокационного излучения. Таким образом, ракета «Ярс» становится совершенно невидимой для самого современного радара.

Для покрытия корпуса используется специальный состав, изготовленный по технологии «стелс». Благодаря ему РС-24 не восприимчива к воздействию ядерных взрывов.

Испытания ракеты

В мае 2007 года на полигоне «Плесецк» впервые был осуществлен испытательный запуск ракеты «Ярс». В декабре осуществили повторный запуск. Оба пуска РС-24 производились на полигоне «Кура» и оба оказались успешными. В 2008 году был выполнен третий пуск ракеты «Ярс».

Завершение конструкторских работ

Информация об окончании государственных испытаний РС-24 разнится. Газеты писали, что ракета «Ярс» была готова только в 2010 году. По словам ведущего конструктора, занимавшегося разработкой данной установки, РС-24 была полностью готова уже в декабре 2009 года. С целью удешевить серийное изготовление ракеты нового поколения, разработчиками были выполнены привязки ее параметров и характеристик к комплексу «Тополь-М».

Некоторые эксперты в устройстве ракет «Ярс» видят много общего также и с ракетным комплексом Р-30 «Булава».

Что собой представляет РС-24?

Баллистическая ракета «Ярс» обладает той же конструкцией и параметрами, что и РС-12М2 «Тополь-М». Задача РС-24 - поражать важные военно-промышленные центры противника, расположенные на больших расстояниях. Ракета «Ярс» является трехступенчатой твердотопливной. Для изготовления ее корпуса использовался высокопрочный композитный материал, основу которого составляют арамидные волокна. Отсек, в котором расположено приборное оборудование, полностью герметичный. Ракета «Ярс» не оборудована управляющими полетом стабилизаторами. Данная функция осуществляется при помощи двигательных сопел. Сопловые блоки изготовлены также из композитного материала. Для РС-24 предусмотрено высокоэнергетическое твердое топливо. Являясь межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) класса «земля-земля», РС-24 способна преодолевать дистанции до 5500 км.

Двигатели для «Ярсов»

В первых версиях межконтинентальных баллистических ракет практиковалось использование жидкостных ракетных двигателей. Для того чтобы произвести запуск МБР, в их двигатели заливали ракетное топливо. Сам процесс был трудоемким и занимал много времени. Для подготовки такой ракеты требовалось несколько часов. Кроме того, ее стартовый комплекс был очень громоздким. По мнению разработчиков, это отрицательно сказывалось на стратегической ценности оружия. Сегодня для межконтинентальных баллистических ракет предусмотрены двигатели, для работы которых необходимо или твердое топливо, или жидкое высококипящее сырье, содержащее ампулизированную заправку. Новые МБР уже с завода готовы к погрузке и транспортировке в специальных транспортно-пусковых контейнерах. Такие ракеты могут храниться долгое время и готовы к запуску в любую минуту. Подготовка ракет к полету осуществляется дистанционно с удаленных командных пунктов при помощи специальных кабелей и радиоканалов. Весь процесс занимает всего несколько минут. Таким способом тестируются как системы ракет, так и их пусковые установки.

Устройство электроники

Ракета «Ярс» оборудована инерционной системой управления. Вся информация обрабатывается бортовым вычислительным комплексом. Также он отвечает за корректировку полета с учетом информации, полученной от навигационных спутников ГЛОНАСС. Электроника ракеты обладает повышенной стойкостью к ядерным взрывам. Высокая точность попадания в цель обеспечивается за счет навигационной системы, которой оборудована ракета «Ярс». Характеристики РС-24 позволяют ей доставлять в район поражения боевые блоки (до шести штук). Мощность каждого блока составляет не менее 300 килотонн.

Как происходит старт ракеты?

Как уверяют разработчики, «Ярс» оснащена новой системой разведения боевых блоков, которая относится к баллистическому типу. В РС-24 используются более совершенные термоядерные заряды, при создании которых не было проведено ни одного ядерного испытания. Связано это с тем, что с 1989 года они запрещены. Ракета «Ярс» может находиться как в шахтном, так и в мобильном базировании. В обоих случаях при старте используется пороховой аккумулятор. Для транспортировки ракеты с завода предусмотрены специальные контейнеры, изготовленные из стекловолокна.

Развертывание

В РВСН России оборонно-промышленный комплекс начал поставлять ракету пятого поколения уже в 2009 году. В первом боевом подразделении ракетные подвижные комплексы были оснащены разделяющимися головными частями.

В 2010 году комплекс «Ярс» был отправлен для боевого дежурства в Тейковскую ракетную дивизию (Ивановская область).

В 2012 году был начат переход ракетных соединений РВСН в Новосибирске и Козельске. В 2013 году планировалось полностью перевооружить данные ракетные полки новыми РС-24. Подобная участь ожидала Тагильскую и Иркутскую ракетные дивизии. В 2013 году на космодроме «Плесецк» был произведен запуск МБР «Ярс».

В начале 2016 года у РВСН России имелось 73 РС-24. Из них 63 единицы предназначены для мобильного базирования, а остальные - для шахтного. В этом году работниками Воткинского завода было запланировано для Министерства Обороны РФ изготовить двадцать «Ярсов».

В 2016 году на заводе было собрано 23 пусковых установок для ракет пятого поколения. К концу 2016 на вооружении РВСН России имелось 96 РС-24. 78 из них подвижные, 18 - шахтные.

Тактико-технические характеристики

  1. Производитель - Воткинский завод.
  2. «Ярс» по назначению относится к межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР).
  3. Ракета имеет три ступени.
  4. Длина одной ступени составляет 800 см.
  5. Размер ракеты вместе с головной частью составляет 23 м.
  6. Для АПУ используется дизельный двигатель ЯМЗ-847, мощность которого составляет 800 л. с.
  7. Длина РС-24 без головной части - 17 м.
  8. Поворотный радиус - 18 м.
  9. Ракета рассчитана на дальность полета до 12 тыс. метров.
  10. «Ярс» оснащена четырьмя боевыми блоками.
  11. Вес РС-24 составляет 47 тонн 200 кг.
  12. Масса головной части - 1,3 тонны.
  13. Ширина АПУ составляет свыше трех метров
  14. Ракета может быть оборудована автономной или инерционной системой управления.
  15. КВО - 150 метров.
  16. Для ракеты предусмотрено шахтное и мобильное базирование.
  17. Гарантийный срок РС-24 не превышает 15 лет.

Планы на будущее

Разработка МИТа РС-24 заменила МБР РС-18 и РС-20 «Тополь-М». В годы СССР на вооружении советских РВСН состоял железнодорожный комплекс «Молодец». Но в 1993 году, по условиям договора СВН-2, данное оружие было снято. С 2015 года российские конструкторы продолжают работу по перспективному железнодорожному ракетному комплексу «Баргузин». Планируется, что он поступит на вооружение в 2020 году и будет оснащен именно ракетами нового поколения «Ярс». Кроме того, на ближайшие десять лет планируется заменить новым ракетным комплексом РС-24 состоящие на вооружении РС-18 и РС-20 «Воевода». МБР нового поколения «Ярс» станет основой ударной группы РВСН.

«Ярс» - самый новый отечественный ракетный комплекс, принятый в боевую эксплуатацию 5 лет назад. Большая часть информации о ракете РС-24 «Ярс» до сих пор является государственной тайной.

Вслед за «Тополем»

Пусковая шахта РС-24 «Ярс»

РС-24 «Ярс» — дальнейшее развитие тематики подвижных грунтовых ракетных комплексов, которые начал разрабатывать Московский институт теплотехники, многие годы возглавляемый академиком Юрием Соломоновым. Первый опыт оказался на редкость удачным. Его результат сегодня хорошо известен – это комплекс «Тополь-М», уже более 20 лет являющийся неотъемлемой составляющей ядерного паритета.

Как и «Тополь», «Ярс» создавался в двух вариантах – мобильном и стационарном шахтном. В планах командования Российской армией постепенная замена (по мере истечения срока службы) «Ярсами» стоящих на вооружении комплексов РС-18, и «Тополь-М». Через 3 года стратегическая ракетная группировка пополнится новыми комплексами «Сармат».

Возросшая мощь

Для каждого варианта «Ярса» разработаны соответствующие типы ракет – 15Ж67 для подвижного и 15Ж55М для шахтного комплекса. Обе ракеты трехступенчатые на твердом топливе. По сравнению с ракетой РС-12М2 («Тополь-М»), РС-24 оснащен более совершенной системой разведения боевых блоков и доработанной системой управления. Ракеты комплекса также постоянно находятся в транспортно-пусковом контейнере.

Благодаря специальным покрытиям, изделия надежно защищены от поражающих воздействий ядерного взрыва и остаются невидимыми для РЛС. Автономность ракеты в полете обеспечивается бортовой ЦВМ. На завершающем участке полета происходит разделение боевых частей, которые в результате сложного маневрирования становятся недосягаемыми для средств ПРО.

Ракета РС-24 поражает стратегические объекты противника, расположенные за 12 тыс. км. возможным отклонением не более 150 метров. Возможные варианты боевого оснащения – 4 блока индивидуального наведения по 300 кт или 6 по 150 кт.

Системы обеспечения

Мобильный вариант «Ярса» установлен на тягаче 15У175М с многоосным шасси МЗКТ-79221. Он комплектуется 800-сильный дизелем ЯМЗ-847. Мобильная пусковая установка оснащена навигационной системой, системой связи, аппаратурой управления пуском, автономной системой питания, гидравлической системой горизонтирования, стрелой размещения контейнера.

Тягач имеет 18-метровый радиус разворота и может преодолевать брод глубиной более метра. Он передвигается со скоростью 45 км/ч и может совершить 500-километровый марш. Длина ракеты 22 метра, стартовый вес около 47 тонн, вес доставляемых зарядов около 1,2 тонны.

Ставка на оружие нового поколения

В настоящее время в российских военных частях развернуто 58 межконтинентальных баллистических ракетных комплексов РС-24 «Ярс». Регулярно проводятся пуски по учебным целям с неизменно высокой точностью. Последний успешный пуск состоялся 26 декабря 2014 года. Запланировано к 2016 году довести количество новых стратегических комплексов до 80 %, куда наряду с «Тополем-М» входят и «Ярсы».


Не прошло и 4 месяца, как я сподобился написать этот отчет:)
Итак Ярсы.

Что такое Ярс? Ярс это почти как Тополь-М, только Ярс.
Как говорят военные - Ярс - практически полный аналог Тополь-М, однако с тем отличием, что у Ярсов - разделяющаяся боеголовка. При этом, официально, характеристики не разглашаются. Насчет количества разделяющихся частей у Ярсов однозначного мнения нет. Согласно этому сайту , на конец 2010 года на вооружении стояло три ракеты Ярс, с тремя боеголовками каждая. Можно предположить, что и новые ракеты также с тремя боеголовками. Также заявляется, что Ярсы лучше преодолевают ПРО, однако не говорится, за счет чего это достигается.

Думаю организационные моменты мало кому интересны, поэтому описывать их подробно не буду. Скажу лишь что денек выдался убойным. Подъем в 3:30 ночи, возвращение домой в 1.30 ночи, итого 22 часа... Путь предстоял довольно неблизкий - в район Тейково (54-я гвардейская ракетная дивизия), где сейчас и стоят на боевом дежурстве Ярсы и Тополя-М. В этом году вроде как в район Козкльска еще собираются поставить. За организацию спасибо pressclub_mo , и отдельное спасибо командованию той дивизии в которой мы были. Все четко, грамотно, без особых проволочек и косяков.

29го ноября, когда в Москве не было и намека на зиму, в Ивановской области уже была настоящая зима, со снегом, с сугробами и легким морозцем. 5 часов в пути, ожидание всех формальностей и вот, мы на военных ПАЗиках въезжаем на территорию базирования мобильных комплексов с ядерными ракетами. Первым делом нам показывают выезд собственно Ярса из спец-ангара. Ангары специальные, с раздвижной крышей, чтобы в случае чего ракету в сторону США можно было бы запустить прямо оттуда, не выезжая.



Ярсы (как и тополи, все одинаково) следуют в строгой колонне. Впереди едет БТР, затем сама пусковая, потом зилок с цистерной соляры(и неудивительно, ибо солярка расходуется такой колонной в астрономических количествах), затем интересная машинка - командный пункт и все это замыкается еще одним БТР сопровождения. На площадках все эти машины стоят в строгом порядке. Весь процесс выезда и заезда отлажен до мелочей.

Сам выезд я снял на видео, ибо на фото оно не так впечатляет. Смотрите в конце поста. После того как все машины выстроились в колонну, они остановились. Можно было поснимать машины, а вояки давали интервью. К слову - снимать разрешили со всех сторон кроме правого борта. Дело в том, что справа находится некоторая секретная аппаратура. Скорее всего это некая система навигации и топопривязки, которая необходима чтобы ракета долетела куда надо, так как все МБР летают на инерциальных системах навигации и им нужно точно знать место старта для расчета траектории. Секретная хрень обладает весьма внушительными шипами, которые видны даже с другой стороны. Очевидно когда надо, она опускается и втыкается в землю.

Если вы будете искать фотографии Ярсов и Тополей в интернете, то большинство фото будут именно с левого борта, хотя есть парочка и с правого. Что забавно - на видео, которое нам выдали вояки на дисках есть множество съемок Тополей с правого борта. И еще интересный момент - на параде вместо довольно навороченного на вид устройства, висит невзрачная коробочка, а никаких признаков шипов нет и в помине:)

А вот и сама пусковая во всей красе спереди.

И сзади.

БТР поддержки. Необходимы на марше, для защиты от диверсантов. Все-таки ядерные заряды едут. Что касается самого Ярса, то декларируется что он хорошо защищен от внешних воздействий. А уж какая либо детонация и прочие нехорошие вещи исключены даже в случае сильных пожаров.

И еще видок, совсем спереди. Левее уже нельзя.

Колонна.

Штука большая. 40 тонн тягач, 40 тонн ТПК, 40 тонн ракета. А теперь представьте где у всей этой конструкции центр тяжести. Даже несмотря на свои размеры штука эта сравнительно неустойчивая. Где-то видел картинку упавшего на бок Тополя. Вот только случайно или специально информации не было.

А вот эта машинка была абсолютно незаслуженно всеми забыта, к ней вообще никто не проявлял интерес. А ведь кнопочку нажимают именно в ней. Командный пункт (хотя может у РВСНщиков это как-то по-другому называется). Про внутренности этой машинки будет чуть позже.

Затем мы отошли метров на 150 от колонны, чтобы посмотреть как эти махины проезжают мимо в движении. Смотрите видео в конце поста. На фото еще один ангар с раздвижной крышей.

На этом демонстрация непосредственно комплекса Ярс закончилась и нас повезли дальше показывать всякое и разное. В первую очередь показали учебное отражение атаки диверсантов. Кое что на видео, фотографировать там не стал. Штука конечно была показушная, но довольно интересной.

Потом поехали в часть, где нас покормили (наконец-то ибо на тот момент все были уже жутко голодные и довольно уставшие. Надо сказать что кормили очень круто, в офицерской столовой. Конечно выглядело все несколько показушно, но в целом было видно, что обычно там тоже неплохо кормят.

Потом показали и солдатскую столовую. Кстати все здания новые, построенные меньше года назад. Видимо еще не все достроено даже, но уже все по уставу!

Солдатики в ожидании обеда. Как нас заверили для них это был второй обед за день.

Потом повели показывать учебные классы. Классы классные. Везде тренажеры, везде электроника. Сначала показали тренажер для экипажа пусковой. Две кабины, снаружи пульты которые на самой пусковой располагаются сбоку.

Слева, за компьютером - оператор тренажера. Он задает различные ситуации, смотрит как личный состав выполняет все действия.

Потом показали тренажер командного пункта. Снимать пульты спереди тут уже запретили, однако могу сказать что ничего особого там нет. Например пульты от С-400 на порядок сложнее. Впрочем и не удивительно, ведь тут нужно по сути только запустить ракету получив команду с вышестоящего КП, в то время как в ПВО нужно непосредственно наводить и управлять ракетой. Парочка ЖК дисплеев, пара десятков кнопок и все. За пять минут на наших глазах пару раз запустили ракету в сторону США, к сожалению не настоящую. Кстати управляют машинами и запускают ракеты - контрактники.

Макет некой площадки, довольно абстрактный и не секретный.

А вот и срочники. Они занимаются охраной площадки, периметра. Вероятно еще что-то делают по обслуживанию техники. Тут находятся тренажеры для охраны площадки. Если кто-то где-то полезет через забор, то на подобных пультах сработает сигнализация.

По условной тревоге солдаты быстренько хватают оружие и занимают заранее определенные места.

С ними не шути!

Разумеется должен быть и доклад:)

Затем мы пошли в казарму. Нового, кубрикового типа. Как сказали вояки - первая в своем роде.
Все по уставу!

Вот такие вот комнатки на 8-10 человек.

Был уже поздний вечер, все довольно сильно замотались, а часть журналистов уже откровенно начала ныть. Но программа не кончалась!
Нас повели смотреть на последний тренажер - для водителей. Фото сделано по пути, к нам никакого отношения это построение не имело.

Тренажер представляет собой полную копию кабины МЗКТ-79221. Кабина подвешена на специальной конструкции и может довольно сильно раскачиваться из стороны в сторону. Перед кабиной - экраны, в зеркалах - дисплеи.

Все это добро управляется специальным оператором, перед которым стоит 4 монитора - картинка с вебкамеры в кабине, трехмерная картинка с Ярсом, полная копия приборной панели со всеми индикаторами и карта, на которой показывается маршрут следования.

Оператор может задавать различные тренировочные программы. Менять погодные условия, имитировать внешние атаки и еще кучу кучу всего.
Вот например нажал кнопочку и уже химическое заражение, пожар и прочие ужасы вокруг.

Там же стоит второй тренажер несколько иной конструкции.

Мне посчастливилось "прокатиться" в первом тренажере. По управлять виртуальным Ярсом. Машина - зверь. Это вам не легковушка, тут можно смело жать газ в пол, чтобы начать потихоньку разгоняться:)
Ощущения от тренажера смешанные. С одной стороны кабина со всеми деталями выполнена, с другой стороны все-таки до настоящего управления это конечно не дотягивает. Скорее этот тренажер подходит для отработки каких-то конкретных действий в конкретных ситуациях, чем именно для повышения навыков вождения. Что впрочем тоже полезно. Мечтаю когда-нибудь по рулить если не МЗКТ-79221, то хотя бы МАЗ-543(за рулем которого уже посидел неоднократно:)).
Кстати после меня "за руль" села какая-то блондинка журналистка, которая умудрилась съехать в кювет, да так, что потом дядька военный так и не смог оттуда выехать:)

И обещанные видео. Сначала мое - там три части - собственно Ярс, всякие маневры, потом показательное отражение атаки диверсантов, ну и под конец чуть-чуть видео работы тренажера для водителей, довольно наглядное. Никакой художественной ценности видео не несет, сильно урезать его я не стал. Но если вам нравится звук работающего 12-тицилиндрового двигателя, то видео для вас:)

И видео которое дали нам на дисках вояки. Просто нарезка из кадров многих лет. Подземщики/военщики - вам может быть интересно, в фильме мелькает и УКП и всякие ходки/гемрмы/шахты и прочее.

Предположительно, РС-24 появилась в результате работ по ракете 15Ж65 для комплекса «Тополь-М» со специальной платформой размещения боеголовок нового образца. 15Ж65 – совместная разработка КБ «Южное» и МИТ. Начало разработок – решение ВПК от 9 сентября 1989 года №323. Тема разработок – НИР «универсал». Ракету в исполнении разведения боеголовок с реактивным двигателем на твердом топливе без комплексных средств для преодоления противоракетной обороны, создавал МИТ. Комплекс разрабатывался как мобильное решение.

Такую же платформу, но с однотопливным жидкостным двигателем и системой преодоления ПРО, создавало КБ «Южное».

Первую ступень общей платформы проектировало КБ «Южное», вторую и третью степени проектировал МИТ.

Образец «1Л» созданный КБ «Южное» был готов пройти испытания на Плесецком полигоне в конце 1991 года. Однако, тогда главком РВСН отменяет испытания. В 92 году была попытка создания совместного Российско-Украинского предприятия для продолжения работ по созданию ракеты. Но никакого решения по данному вопросу принято не было. К середине 92 года КБ «Южное» полностью прекращает участие в проекте создания МБР. Всю проектную документацию передают в Российский МИТ, испытательный образец «1Л» также передан России в начале 1995 года.

Информация о службе РК «Ярс»

Первое появление в вооруженных силах – декабрь 2009 года, опытно-боевое дежурство «Ярс» в составе 1-го дивизиона, состоялось в Тейковской дивизии.

Конец ноября 2010 года, глава РВСН заявляет о постепенном перевооружении - «Тополь-М» заменят комплексами «Ярс».

Декабрь 2010 года, 2-й дивизион в составе трех СПУ входит в состав в Тейковской дивизии.

Март 2011 года, официально объявляют о заступление первого полка имеющим на вооружении ракету РС-24 «Ярс», из состава Тейковской дивизии, на боевое дежурство.

Август 2011 года, 3-й дивизион «Ярсов» входит в состав Тейковской дивизии. Формируется полноценный 3-х дивизионный ракетный полк с новейшим вооружением – МБР «Ярс».

Сентябрь 2011 года, военное ведомство России сообщает о формировании и заступление на боевое дежурство 2-го полка с ракетами «Ярс» до конца 2011 года.

Начало декабря 2011 года, в Тейковской дивизии заступает на дежурство (опытно-боевое) 2-й обещанный полк «Ярсов». Состав полка – подвижный КП полка и 1-й дивизион с тремя СПУ.

Середина декабря 2011 года, официально объявляют о перевооружении одного полка Глуховской дивизии в 2012 году комплексами «Ярс».

Конец декабря 2011 года, второй полк Тейковской дивизии с ракетами «Ярс», официально заступает на боевое дежурство.

Ракеты РC-24 – 15Ж67 и шахтная 15Ж55М:

Конструктивно РC-24 похожа на «Тополь-М», и имеет три ступени. Отличается от РС-12М2 новой платформой разведения блоков с боеголовками и переоснащением некоторой части управляющей системы. Увеличена полезная нагрузка. На вооружение ракета поступает в заводском транспортно-пусковом контейнере, в котором и проводит всю свою службу. Корпус ракетного изделия покрыт спецсоставами для уменьшения воздействий ядерного взрыва. Вероятно, дополнительно нанесен состав по технологии «стелс».

Система наведения и управления

Из доступных сведений – автономная управляющая система инерциального исполнения с БЦВМ, вероятно используется астрокоррекция. Предположительный разработчик управляющей системы Московский НПЦ приборостроения и автоматики.

Использование активного участка траектории сократили. Для улучшения скоростных характеристик в конце отработки третей ступени, возможно, используют разворот с направлением нулевого приращения расстояния до полной отработки запаса топлива последней ступени. Отсек приборного оборудования полностью герметичен. Ракета способна преодолеть на старте облако ядерного взрыва и совершить программный маневр.

Для проведения испытаний ракету, скорее всего, оборудуют телеметрической системой – приемоиндикатор Т-737 «Триада».

Для противодействия средствам ПРО, ракета оборудуется комплексом противодействия.

С ноября 2005года по декабрь 2010 года были произведены испытания комплексов противодействия ПРО с использованием ракет «Тополь» и К65М-Р.

Ступени МБР «Ярс»

Ступени являются ракетными двигателями на твердом топливе.

Топливо для ступеней «Ярса» разработки ФГУП "Союз" город Дзержинск.

Первая ступень – двигатель разработки Пермского НПО «Искра», предположительно используемое топливо Т-9БК-8Э.

Вторая ступень – вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65.

Третья ступень - вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65.

Возможно, 2 и 3 ступени используют технологию раздвижения насадков на сопла двигателей ступеней разработанную еще в 80-е годы Днепропетровским КБ «Южное» - раздвижение происходит продуктами отработки двигателей 2 и 3 ступеней.

Платформа разведения блоков с боеголовками, вероятно, использует специализированный двигатель с регулируемой тягой. Топливо платформы - разработка ФГУП "Союз" город Дзержинск.

Существует вероятность использования двигателя для платформы разработок Днепропетровского КБ «Южное» прототип, которого использовался еще на первом образце - «1Л».

Двигатель работал на топливе «Пронит», регулируемая тяга – большая 300 килограмм в безвоздушном пространстве и малая соответственно 3-6 килограмм.

Предположительно именно 15Ж67 установлена на мобильную АПУ 15У175М. Шасси – многоосное МЗКТ-79221.

АПУ соответствует используемой АПУ «Тополь-М». Вероятно, шасси будем модифицировано со временем. Топопривязка производится в любом месте пребывания АПУ, для чего используют ИНС со спутниковой поправкой. Имеются данные об отличиях топопривязочной системы «Ярса» от «Тополь-М».

Навигационная система с комплексом пересчета заданий;

Комплексное оборудование связи, для обеспечения качественного приема сигнала от ВЗУ и передачи информации о состоянии установки;

Аппаратура управления боевого запуска;

Автономная система подачи энергии;

Стрела размещения контейнера с ракетой;

Система гидравлики для управления горизонтированием АПУ;

Система контроля за температурно-влажностным режимом в контейнере и наземной аппаратуре;

Наземная система управления;

Комплекс прицеливания.

Основные характеристики:

Холодный старт с ПАД;

Формула колес 16 на 16;

Двигатель ЯМЗ-847.10 дизельного исполнения в 800 л.с;

Длина 22.65 метра;

Ширина 3.35 метра;

Высота 3.27 метра;

Поворотный радиус 18 метров;

Преодоление брода до 110 сантиметров;

Шины ВИ-178А / АУ регулируемого давления;

Вес 44 тонны;

Заправка топлива 0.82 тонны;

Скорость хода 45 километров в час;

Дальность хода полтысячи километров.

15Ж55М используется в шахтном исполнении по типу отдельный старт. Вероятно, ракета будет установлена в шахты от ракет РС-20, РТ-2ПМ2 и РС-18.

Характеристики ракеты:

Длина 22 метра;

Длина ступени 8 метров;

Диаметр 2 и 3 ступеней 158 сантиметров;

Вес боеголовок 1.2 тонны;

Дальность применения до 12 тысяч километров;

Время АУТ не более 200 секунд;

Отклонение до 150 метров (КВО);

Гарантированный срок эксплуатации более 10 лет;

Возможные варианты БЧ:

До четырех РГЧ ИН до 300 килотонн;

Шесть РГЧ ИН в 150 килотонн;

Ведутся активные разработки новых маневрирующих управляемых боевых блоков, вероятно, используются наработки НИР «Альбатрос».

КСП ПРО предположительно создан на основе КПС ПРО "Сура".

Структура:

Один дивизион «Ярс» состоит из трех самоходных ПУ и одного КП на шасси МКЗТ.

Декабрь 91 года – готов к испытаниям первый экземпляр-прототип «1Л»;

Май 2007 года – 1-й пуск МБР «Ярс»;

Декабрь 2007 года – 2-й пуск МБР «Ярс»;

Ноябрь 2008 года – 3-й пуск МБР «Ярс».

Одним из основных направлений укрепления национальной безопасности России сейчас является модернизация ее стратегических ядерных сил. Именно поддержание паритета в сфере ядерных вооружений (это ситуация, когда государства имеют сопоставимые возможности ядерных ударных сил) является гарантом суверенитета России, незыблемости ее нынешних границ и высокого статуса на международной арене.

Однако, нынешнее состояние российских стратегических ядерных сил вызывает серьезное опасение. Дело в том, что большая часть носителей ядерного оружия была разработана и создана еще во времена Советского Союза и с каждым годом это оружие (когда-то грозное и не имеющее аналогов в мире) все больше стареет. Это относится ко всем компонентам «ядерной триады»: РВСН (ракетные войска стратегического назначения), подводным ракетоносцам и к стратегической авиации. Во времена СССР в стратегические ядерные силы было вложено столько ресурсов как материальных, так и интеллектуальных, что оставшимся заделом мы пользуемся до сих пор, но все когда-нибудь заканчивается. И сейчас для России настало время всерьез заняться модернизацией своих стратегических ядерных сил.

Потенциальный противник не теряет времени даром. В США активно разрабатываются новейшие системы ПРО, они пока не могут обеспечить полноценную защиту от российских ракет, но в эти программы вкладывают огромные средства. Также в последние годы в США активно разрабатывают программу «Prompt Global Strike» (молниеносный глобальный удар), которая позволяет нанести в кратчайшие сроки мощнейший удар по любой точке планеты. При этом используется высокоточное неядерное оружие большой мощности. Суть программы сводится к уничтожению значительной части ядерного арсенала противника еще до его возможного использования. Также американцы активно совершенствуют и модернизируют как ядерные заряды, так и средства их доставки.

Основной потенциал российских ядерных стратегических вооружений размещен на ядерных ракетах наземного базирования и относится к РВСН. Это стационарные шахтные комплексы и мобильные пусковые комплексы («Тополь», «Тополь-М»). Основу российских ракет шахтного базирования составляют жидкотопливные ракеты УР-100Н УТТХ (SS-19, Стилет) и Р-36М (SS-18, Сатана). Именно они должны доставить максимальное количество зарядов на территорию противника. В годы «холодной войны» американцы очень опасались этих ракет. Они имеют высокую степень готовности (ракеты заправлены и имеют данные о координатах цели), хорошую защищенность, несут несколько боевых блоков, способных обходить систему ПРО. Да и сами эти ракеты отличаются высокой надежностью. Но срок эксплуатации данных ракетных комплексов подходит к концу. Кроме того, в этих ракетах используется большое количество комплектующих, которые изготавливаются на Украине (SS-18 вообще делали в Днепропетровске) и теперь Россия может иметь серьезные проблемы с их обслуживанием.

В последнее время делаются определенные шаги в направлении модернизации российских РВНС. Начало этого процесса было положено еще в 90-х годах, но активные действия начались примерно с середины прошлого десятилетия. Одним из наиболее важных шагов, сделанных в последние годы, является замена устаревших РС-18 и РС-20А на новую твердотопливную ракету пятого поколения РС-24 «Ярс».

История создания ракеты «Ярс»

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс», по сути, является глубокой модернизацией ракетного комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М», разработки которого начались в Московском институте теплотехники (МИТ) в 1992 году, под руководством главного конструктора Соломатина. Работы по созданию легкой твердотопливной ракеты пятого поколения начались в СССР еще в конце 80-х и были поручены сразу двум крупнейшим ракетным центрам: днепропетровскому КБ «Южное» и МИТ. Итогом работы москвичей стала ракета РТ-2ПМ2 «Тополь-М» с моноблочной боевой частью. Существует информация, что в это же время шла работа и над ракетой с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН). В 2009 году истек срок действия ограничений договора СВН-1 и Россия получила право создать новую ракету, несущую несколько боевых блоков. РС-24 «Ярс» отличается от «Тополя-М» только головной частью и более современной системой управления.

В мае 2007 года провели первый испытательный запуск новой ракеты Р-24, второй – состоялся в декабре того же года. Оба пуска были проведены с полигона «Плесецк» и оба они были успешными. Пуски производились с модернизированного комплекса «Тополь-М», что лишний раз доказывает высокую степень схожести этих ракет. Третий запуск ракеты был произведен в начале 2008 года и также прошел успешно. Параметры и характеристики новой ракеты были жестко привязаны к техническим характеристикам комплекса «Тополь-М», различий между пусковыми комплексами этих ракет не существует. Это должно существенно удешевить производство. Часть экспертов отмечают сходство некоторых характеристик Р-24 «Ярс» и ракетного комплекса Р-30 «Булава».

Целый ряд экспертов выразили удивление таким малым количеством испытательных пусков перед передачей ракеты в войска (если сравнивать с советскими временами). Однако, разработчики комплекса заявили о том, что новые ракеты проходят испытания по новой программе, с более активным использованием компьютерного моделирования, что позволяет снизить количество пусков ракет до минимума. Такой подход экономически выгоден.

Изначально новые ракетные комплексы планировали начать развертывать с 2010 года. Однако, поставка РС-24 в РВСН началось еще в 2009 году. В 2010 году три новых ракетных комплекса получила 54-я гвардейская ракетная дивизия (Ивановская область), об этом заявил замминистра обороны Поповкин. В конце года на вооружение все той же дивизии поступил еще один дивизион РС-24 (три комплекса). В марте 2011 года было объявили официально, что МБР РС-24 встала на боевое дежурство. В 2012 году стартовали работы по перевооружению новым ракетным комплексом Козельской и Новосибирской ракетных частей. На начало 2014 года на вооружении российских ракетных войск специального назначения состояли 33 ракеты РС-24, каждая из них имела по четыре боевых блока.

Баллистическая ракета РС-2 изготавливается на Воткинском машиностроительном заводе, а пусковая установка для мобильного комплекса серийно производится на волгоградском ПО «Баррикады».

Описание МБР РС-24

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс» создана для поражения важных военно-промышленных центров противника. Ее конструкция по многим параметрам идентична ракете РС-12М2 «Тополь-М». Отличаются только головная часть и система управления.

РС-24 «Ярс» - это трехступенчатая твердотопливная ракета. Корпус ракеты изготовлен из композитного материала высокой прочности на основе арамидного волокна. У ракеты нет стабилизаторов для управления полетом, эту функцию выполняют сопла двигателей каждой ступени. Сопловые насадки и раструб сопловых блоков также изготовлены из композитных материалов. В РС-24 используется твердое топливо с высокими энергетическими характеристиками.

Есть информация, что головная часть с системой разведения боевых блоков ракеты РС-24 «Ярс» весьма напоминает головную часть «Булавы», которая также проектировалась в Московском институте теплотехники. Вероятно, «Ярс» может доставить в район поражения от трех до шести боевых блоков, мощностью до 300 килотонн каждая.

Система управления полетом – инерциальная. Информацию обрабатывает бортовой вычислительный комплекс, который может корректировать полет, учитывая информацию от навигационных спутников ГЛОНАСС. Возможно, установлена система астрономической коррекции. Вся электроника ракеты имеет повышенную устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Навигационная система «Ярса» обеспечивает ему высокую точность поражения цели.

В связи с совершенствованием систем противоракетной обороны в конструкцию «Ярса» были внесены изменения, связанные с повышением живучести ракеты. Было максимально сокращено время полета, был значительно сокращен активный участок полета (на нем ракета наиболее уязвима). Благодаря более совершенным двигателям РС-24 быстрее ракет предыдущего поколения набирает скорость. Более того, ракета может совершать маневры уже на начальной стадии своей траектории, сразу после пуска. На ракете установлен комплекс преодоления ПРО (информации о его характеристиках очень мало), ракета выбрасывает множество ложных целей, практически неотличимых от настоящих боевых блоков во всех частях электромагнитного спектра. Боевые блоки покрыты веществом, поглощающим радиолокационное излучение и практически невидимы даже для самых современных радаров.

Разработчики заявляли, что для «Ярсов» готов новая система разведения боевых блоков, баллистического типа, которая будет направлять каждый блок индивидуально. Но прошли ли испытания этой системы и насколько они были удачны – неизвестно. Возможно, что на ступени разведения боевых блоков стоит жидкотопливный двигатель, хотя это и кажется маловероятным, ведь МИТ всегда специализировался на твердотопливных двигателях.

РС-24 «Ярс» имеет более совершенный термоядерный заряд, причем он создан без испытаний (ядерные испытания запрещены с 1989 года).

Старт ракеты РС-24 как шахтного, так и мобильного базирования – минометный, с использованием порохового аккумулятора. С завода ракета уходит в специальном контейнере из стекловолокна.

Технические характеристики РС-24

Ниже даны технические характеристики ракетного комплекса. Многие неизвестны, ибо засекречены.

Ракета РС-24
Количество ступеней 3
Максимальная дальность полета, км (оценочно) 11-12
Максимальная стартовая масса, кг (оценочно) 46500-47200
Мощность заряда боевого блока, Мт 0.15, 0.3
Масса головной части, т 1,2-1,3
КВО, м 150
Гарантийный срок хранения, лет 15
Система управления Инерциальная, возможно с астрокоррекцией
Базирование Шахтное, мобильное
В 2015 году началось создание железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин», которые планируют оснастить именно ракетами «Ярс». В СССР был подобный железнодорожный комплекс «Молодец», но потом согласно договору СВН-2 (1993 год) он был снят с вооружения. «Баргузин» планируют принять на вооружение к 2020 году.

В ближайшее десятилетие ракетный комплекс РС-24 должен полностью заменить ракеты РС-18 и РС-20А «Воевода». И вместе с ракетой «Тополь-М» стать основой РВСН России.



Читайте также: