Всемирный конгресс угро финских народов в хельсинки. Международный конгресс финно-угроведов

В венгерском городке Бадачоньтомай в начале сентября прошёл XIII Международный конгресс финно-угорских писателей. Основная тема конгресса - «Драма в финно-угорских литературах». В работе форума приняли участие около ста поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, литературоведов из Венгрии, Эстонии, Финляндии, Германии, Франции, Чехии, Румынии, Украины, Швейцарии… Регионы Российской Федерации были представлены делегатами из Коми, Мордовии, Марий Эл, Карелии, Удмуртии, Ленинградской области, Пермского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Впервые подобная встреча состоялась четверть века назад, когда в 1989 году литераторы собрались в Республике Мари-Эл. Затем конгрессы проходили как в российских финно-угорских республиках, так и в Венгрии, Финляндии, Эстонии. (IX Международный Конгресс финно-угорских писателей состоялся с 26 по 29 сентября 2006 года в г. Петрозаводске Республики Карелия)

Республику Карелия на этом крупном литературном форуме представляли семь карельских литераторов, пишущих на карельском, вепсском, финском и русском языках. Это Николай Абрамов , Галина Бабурова , Елена Барбашина , Яна Жемойтелите , Наталья Синицкая , Мария Спицина , Елена Пиетиляйнен .

Открытие конгресса состоялось 4 сентября. С приветственными словами к участникам мероприятия обратились президент Венгерской национальной организации Всемирного конгресса финно-угорских народов Ева Рубовски и президент Ассоциации финно-угорских писателей (АФУЛ) Янош Пустаи .

От карельской делегации с приветственным словом в адрес участников Конгресса выступил член правления АФУЛ, поэт Николай Абрамов. Он зачитал приветствие от Главы Республики Карелия Александра Худилайнена.


В этот же день Конгресс посетил госсекретарь Венгрии Ласло С. Шимон, который являлся куратором (как написано в программе - покровителем) нынешнего конгресса. Высокопоставленный чиновник, который еще и занимается литературной работой, из-за сложной обстановки с мигрантами в Будапеште лишь на короткое время приехал в городок Бадачоньтомай.


Ласло С. Шимон
поздравил литераторов с открытием конгресса, а затем вручил эстонскому писателю, экс-президенту МАФУЛ Арво Валтону рыцарский орден Венгрии. С именем эстонского прозаика, кинодраматурга, переводчика, стоявшего у истоков финно-угорского литературного движения, связана и другая приятная новость - при непосредственном участии Арво Валтона в Эстонии создан "Фонд финно-угорских литератур", целью создания которого является поддержка молодых финно-угорских авторов, пишущих на родных языках.

Работа на конгрессе, как на пленарных заседаниях, так и секционных, была насыщенной и разнообразной. На протяжении трёх дней проходили секционные заседания, на которых делегаты Конгресса выступали с докладами на различные темы, связанные с литературой финно-угорских народов, вопросами сохранения историко-культурного и духовного наследия.

Доклады карельских литераторов были весьма интересные, их названия говорят сами за себя. «Вепсская литература и драматургия» (Галина Бабурова) , «С волками жить. Образ волчицы в финно-угорской драме» (Яна Жемойтелите) , «Образ Айно в эпосе «Калевала» (Мария Спицына), «Муми-тролли говорят по-карельски» (Наталья Синицкая).

Венгрия славится своими винами. В один из вечеров делегатов конгресса на российских автомобилях «УАЗ», которые там служат горными такси, отвезли на вершину горы Бадачонь, где прошла дегустация местных вин. Также состоялся музыкально-поэтический вечер, в котором приняла участие и карельская делегация. Николай Абрамов и Яна Жемойтелите читали свои стихи на вепсском, финском и русском языках, а в исполнении поэтессы из Ленобласти Гульчехры Поливановой прозвучала кавер-версия знаменитого хита «Yesterday», также на вепсском языке. В последний вечер пребывания в Венгрии делегатам конгресса запомнилась прогулка на теплоходе по озеру Балатон.



Венгерская сторона в преддверии конгресса проделала колоссальную работу по изданию книг на различных финно-угорских языках. Также была организована презентация литературы, изданной в различных странах и регионах, где проживают финно-угры.

Следующий конгресс финно-угорских писателей пройдет в эстонском городе Тарту в августе 2017 года, а тема его - «История финно-угорских народов в художественной литературе».


Янош Пустаи, Венгрия, президент МАФУЛ

Мы готовились к Конгрессу вместе с коллегами из российских регионов и Финляндии. Издали много книг, инициировали некоторые проекты, чтобы лучше познакомиться друг с другом. Как прошел форум - это у гостей и сородичей нужно спросить. Но я лично считаю, что Конгресс прошел удачно. Гости приехали почти из всех финно-угорских регионов, только саамов не было, они не отреагировали на наши приглашения. Издания на разных языках, которые здесь распространяются, будут помогать народам сохранить свой язык. Сохранить свой язык, свою культуру - только тогда конгрессы имеют смысл.

Ваши пожелания финно-угорским литераторам из России в наше непростое политическое время.

Я об этом говорил и во время конгресса, в различных своих выступлениях. Наша общая ответственность: литераторов, языковедов - мы должны сохранять языки. Поэтому литераторы должны писать на своём языке и не переходить на другой. Если писатель пишет на своём языке, то он служит образцом для народа. Когда простой народ в деревне видит, что писатель, поэт, профессор, политик говорит на его языке, тогда и он не будет стесняться говорить на нём. Таким образом язык сохраняется и развивается.

А если у человека два родных языка?

Билингва, это очень полезно, только надо подумать о том, что язык и идентитет тесно связаны друг с другом, и человеку необходимо выбрать одну идентичность.

Ева Тулуза, Франция

Это был очень хороший конгресс, на высоком уровне прошёл. Я думаю, это из-за того, что организацией форума занимались не чиновники, а Янош Пустаи - человек, который не только активный, у него душа светлая! Получился настоящий диалог между писателями, литературоведами, переводчиками… Просто чудо - сколько людей он смог собрать, даже из России почти все регионы. В сравнении с предыдущими конгрессами, не было проблем с визами. Лично меня тема драматургии очень интересует, думаю, что это центральная отрасль литературы и культуры народа для сохранения родного языка. Были очень интересные презентации, это даёт много надежды… и вы, вепсы, карелы, тоже молодцы!

Елена Пиетиляйнен, Карелия, главный редактор журнала «Север»

- Я впервые на конгрессе, поэтому предпочла слушать - что говорят коллеги. Хотя Янош Пустаи попросил и я на заключительном заседании также выступила Что порадовало: когда мы в Карелии видим нашу национальную литературу, культуру, людей, кто творит на национальных языках, то очень часто слышны, не буду называть конкретных фамилий, нотки такие жалобные - что-то не дали, чего-то не хватает, кого-то ущемили… Здесь никто ни на что не жалуется, люди рассказывают - что они сделали. Сразу видишь позитив, что создано - в Карелии, Ханты-Мансийске, финно-угорском мире. Второй момент. Национальная литература, это очень хорошо, что создаётся, поддерживается, но без перевода на русский язык, без представления широкому кругу читателей, она обречена вариться в собственном соку. Будем смотреть правде в глаза. Поэтому роль русскоязычного журнала «Север» велика. Мы публиковали в переводах и Абрамова, и Волкова и многих других национальных авторов. Поэтому пугаться русского издания не стоит! Говорю это, так как здесь высказывали мысли, что финно-уграм нужно создать некий свой, единый язык… мне это кажется абсурдным, потому что уже есть такой язык межнационального общения. Да и конгресс шёл на русском языке. И что я еще отметила. Мы приехали, привезли с собой литературу различную. Я тоже привезла несколько экземпляров журнала «Север», выложила их. Тотчас же разобрали! То есть, всё равно русский язык - незабываем, даже на таких конгрессах, к нему тянутся наравне с другими! Это тоже радует. И еще - атмосфера! Такое свободное, доброжелательное общение, независимо от того - кто, откуда приехал, какие языковые и политические установки. Они - разные, и в личных разговорах проявляются. Тем не менее, нет такой межнациональной напряжённости. Хотя мы и Венгрии, в чужой стране, и в силу современной политической обстановки можно было ожидать, так скажем, прохладного отношения к россиянам… Но вот я походила по улицам, пообщалась - на немецком языке, и не заметила никакой настороженности.

В венгерском селе Искасентдёрдь завершилось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов (ККФУН) в новом составе под руководством председателя Татьяны Клееровой . Этой информацией в своем аккаунте в социальной сети Facebook поделился саамский общественник Андрей Данилов .

VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Фото Ишкиной Натальи.

Встреча была организована при поддержке Венгерской национальной организации Всемирного конгресса финно-угорских народов и Министерства человеческих ресурсов Венгрии.
Повестка дня включала в себя обсуждение нескольких вопросов. Прежде всего были подведены итоги VII Всемирного конгресса финно-угорских народов, прошедшего с 15 по 17 июня в городе Лахти, в работе которого также принимала участие делегация саамов из Мурманской области. Итак, общее число участников Конгресса, включая экспертов, составило 550 человек. Это были представители 22 народов, из них 161 делегат, 270 наблюдателей, а также 27 переводчиков и волонтеры. В настоящее время идет верстка печатного финноязычного издания материалов Конгресса, далее будут изданы материалы на русском и английском языках. Всего будет подготовлено 1000 изданий, работа завершится до конца 2016 года.
Еще один вопрос, который рассмотрели участники, касался сотрудничества ККФУН с ООН и другими международными организациями. Проект концепции такого сотрудничества представил приглашённый эксперт Алексей Цыкарев (Петрозаводск). На заседании было принято решение ее принять с поправками, была подчеркнута важность участия финно-угорских народов в мероприятиях, организуемых ООН. Так, среди них были особо отмечены экспертный семинар «Права коренных народов на культурное наследие, с фокусом на роль женщин в передаче языка и культуры» (март этого года в Финляндии), 10-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов (июль, Женева). Кроме того, в сентябре будет отмечаться 10-летие Декларации ООН о правах коренных народов - к этой дате также возможна организация каких-либо событий в регионах.

Участники заседания также обсудили тему «Язык и культура финно-угорских народов в свете современных демографических процессов». С докладами выступили Алексей Конюхов (Коми), Гизелла Сабомихай (представитель венгерского народа, проживающая в Словакии), а также Янош Пустай (Венгрия).
Особо было подчеркнуто, что язык может сохраняться и развиваться, только если всесторонне используется в быту, школе, магазине, культурной жизни, политике, на местах работы. Участники отметили следующую тенденцию: даже в национальных республиках требования народов к знанию своего родного языка снизилось, происходит переход на изучение облегченного варианта языка, национальные языки автоматически уходят на второй план. Важно создавать мотивацию внутри самого региона. «Под язык надо подкладывать мотив. Если, например, на работе люди будут вынуждены использовать национальный язык, то ситуация будет меняться. Необходимо перенастраивать народ, переключаться в отрасль экономики», - подчеркнул Алексей Конюхов. Татьяна Клеерова добавила, что в настоящее время одним из вариантов использования национального языка на рабочем месте может выступить такой вид отрасли, как этнотуризм.
Кстати, подобная ситуация наблюдается не только в финно-угорских регионах России. Представитель квенов отметил, что родители квенов также не говорят со своими детьми на родном языке, предпочитая язык титульной нации.
На встрече прозвучало еще одно важное предложение - вернуть национальный региональный компонент в государственные стандарты образования.

Кроме того, на заседании был рассмотрен план работы ККФУН на 2017 год. Предложено включить в план работы ККФУН минимум по одному проекту или мероприятию от каждого народа по развитию языка, культуры, населенного пункта. Предложения необходимо представить до 15 декабря.
Татьяна Клеерова представила информацию о сотрудничестве в области финно-угорских СМИ. 20‒21 сентября в Петрозаводске прошел Международный финно-угорский медиа-форум «Финно-угорский мир. Фокус Карелия». В рамках форума состоялась короткая встреча Татьяны Клееровой с группой журналистов из Республики Коми.
По ее итогам Генеральный директор АО «Коми республиканский телевизионный канал» А.Ю. Кузнецов обратился с письменным предложением к Консультативному комитету финно-угорских народов рассмотреть вопрос о возможности заключения соглашения между телеканалом и ККФУН, а также оказания содействия в направлении развития партнерских взаимоотношений с телерадиокомпаниями финно-угорских регионов России.
На заседании ККФУН была отмечена важность обмена телепрограммами на территории финно-угорского пространства.

В Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира I Всемирный конгресс финно-угорских народов (Сыктывкар, 1992), осознавая свою ответственность за развитие своих народов, заявил о своих, целях и задачах. Последующие годы показали актуальность и конструктивность выбранного курса. Прошедшие еще три конгресса (Будапешт, 1996; Хельсинки, 2000; Таллинн, 2004) подтвердили, что нашей главной задачей является сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. О значимости финно-угорского сотрудничества свидетельствует участие в конгрессе Президентов Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.

Конгресс подтверждает, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики стран, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира (Женева, 1996 - 2006 гг.).

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

Неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в наших странах.

В то же время, несмотря на многие позитивные сдвиги, происшедшие за последний период, происходит сокращение численности большинства финно-угорских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире.

Исходя из сложившейся ситуации, Конгресс считает необходимым принятие следующих мер:

В области этнополитики и права:

1. Конгресс обращается к Комиссару по правам человека Совета Европы с ходатайством о создании постоянного форума по вопросам коренных народов и национальных меньшинств Европы.

2. Конгресс поручает продолжить Консультативному комитету выступать в роли координатора по мониторингу выполнения международных обязательств по защите прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в странах проживания финно-угорских и самодийских народов.

3. Конгресс призывает страны проживания коренных народов совершенствовать законодательство, опираясь на положение Декларации ООН о правах коренных народов.

4. Консультативному комитету необходимо стремиться к поддержке развития национальных общественных движений и объединений как активных и конструктивных элементов гражданского общества своих стран.

5. Конгресс поручает Консультативному комитету финно-угорских и самодийских народов организовать сотрудничество на постоянной основе с международными организациями, занимающимися правами человека, национальных меньшинств и коренных народов, регулярно информировать национальные организации о деятельности данных структур.

6. Конгресс обращается к Парламентам стран с предложением о выработке правовых механизмов, обеспечивающих достойное представительство коренных народов и национальных меньшинств в выборных органах власти и их участие в работе исполнительных органов власти на разных уровнях.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету вести исследование в укрупненных субъектах, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы (Пермский и Красноярские края) о современном социальном самочувствии коренных народов в составе нового субъекта.

8. Конгресс осуждает любые проявления расизма и ксенофобии.

В области языковых прав и образования:

1. Конгресс подчеркивает, что реализация языковых прав финно-угорских и самодийских народов должна основываться на международных нормах, включая Европейскую хартию о защите региональных языков и языков меньшинств, и призывает государства, еще не ратифицировавшие указанный документ, сделать это скорее.

2. Конгресс признателен Парламентам и Правительствам Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и других государств, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы, за поддержку на государственном уровне языков и культур финно-угорских и самодийских народов и призывает продолжить и развивать сотрудничество в данной сфере.

3. Конгресс призывает органы государственной власти создавать условия для формирования реального двуязычия с использованием при обучении детей финно-угорским и самодийским языкам современных информационных и образовательных технологий, а также содействовать расширению контактов между школами регионов и стран проживания финно-угорских и самодийских народов.

4. Конгресс поддерживает деятельность по подготовке кадров и повышению квалификации для финно-угорских и самодийских регионов, в соответствии с межправительственными соглашениями, ведущими образовательными центрами Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и подчеркивает, что особое внимание при этом должно уделяться эффективности использования потенциала подготовленных при этом национальных кадров.

5. Конгресс выражает обеспокоенность продолжающимся понижением уровня владения родными языками финно-угорскими и самодийскими меньшинствами и сокращением их преподавания в системе школьного образования.

Конгресс призывает:

общественные организации и движения финно-угорских и самодийских народов

Проявлять инициативу по созданию системы работы с семьёй, основываясь на традициях этнопедагогики;

Формировать позитивное общественное мнение по использованию родного языка в семье;

органы власти

Создавать условия для реализации права каждого человека на изучение и использование родного языка;

Развивать сеть школ с обучением на родном языке или преподаванием родного языка как предмета, а также изучением истории и культуры финно-угорских и самодийских народов.

6. Конгресс выражает озабоченность закрытием так называемых малокомплектных школ на территориях проживания национальных меньшинств, особенно в местах проживания малочисленных народов.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету изучать опыт ревитализации (восстановления) языков финно-угорских и самодийских меньшинств методами т.н. языкового гнезда, т.е. организации дошкольных группв детских садах,воспитательный процесс в которых проводится на финно-угорских и самодийских языках и способствовать его распространению.

8. Конгресс считает необходимым активизировать работу по развитию терминологии на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области культуры:

1. Конгресс отмечает регулярное проведение в Венгрии, Российской Федерации, Финляндии и Эстонии международных фольклорных, этнофутуристических и театральных фестивалей, в том числе для детей и молодёжи, а также дней родственных народов, празднования юбилейных дат и рекомендует проведение их в дальнейшем.

2. Конгресс приветствует создание финно-угорского культурного центра Российской Федерации в Сыктывкаре и Поволжского межрегионального финно-угорского культурного центра в Саранске и призывает другие страны создавать учреждения для сотрудничества с ними.

3. Конгресс обращает внимание на важность развития книгоиздания на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, переводов произведений на эти языки, а также переводов мировой классики на финно-угорские и самодийские языки.

4. Конгресс призывает Правительства стран с проживанием финно-угорских и самодийских народов оказывать содействие учреждениям науки, культуры и образования по переводу архивных материалов на цифровые носители и обеспечение доступа к ним.

5. Конгресс считает необходимым сохранение и развитие традиционной культуры и форм хозяйственной деятельности.

6. Конгресс считает необходимым способствовать развитию этнокультурного туризма в финно-угорских регионах и странах.

В области СМИ и информационных систем:

1. Конгресс поддерживает издание общероссийской газеты Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации, деятельность информационных сайтов Консультативного комитета и финно-угорских центров, организацию электронной библиотеки на языках финно-угорских и самодийских народов и поручает Консультативному комитету активизировать работу по обмену информацией с целью организации и функционирования единого информационного пространства по проблемам экологии, здравоохранения, образования и культуры финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс призывает государственные структуры обеспечивать развитие современных СМИ на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, освещающие все области жизни и доступные максимально широкой аудитории.

3. Конгресс поручает Консультативному комитету оказать содействие в реализации предложений по возможному внедрению языков финно-угорских народов в широко распространенное программное обеспечение компьютерных систем.

4. Конгресс, в целях ослабления последствий территориальной разобщенности в информационной среде финно-угорских и самодийских народов поручает Консультативному комитету содействовать созданию в интернете архива радио- и телепрограмм на родных языках, а также широкому использованию современных технологий в укреплении коммуникационных связей как внутри этнических сообществ, так и между финно-угорскими и самодийскими народами.

5. Конгресс призывает усилить внимание к выпуску детской литературы и детских периодических изданий на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области демографии, здравоохранения и экологии:

1. Конгресс поддерживает продолжение научных исследований состояния здоровья населения в регионах проживания финно-угорских и самодийских народов, влияния факторов окружающей среды, исследований в области изменения климата и по обмену информацией в данной сфере, а также проблемам семьи, материнства и детства финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс поддерживает регулярное проведение международных конференций по проблемам сохранения окружающей среды, демографии и здоровья и издание нучного журнала по этим проблемам.

3. Конгресс обращается к Правительствам стран с предложением проводить ежегодный статистический учет социально-зкономических и демографических показателей по малочисленным народам и этническим группам.

Конгресс рекомендует Консультативному комитету организовать в 2010 г. международную конференцию для анализа промежуточных результатов выполнения резолюции и рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс поручает Консультативному комитету рассмотреть обращения, замечания и предложения, поступившие в адрес Конгресса.

Конгресс выражает благодарность оргкомитетам Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по подготовке и проведению V Всемирного конгресса финно-угорских народов за прекрасное обеспечение условий работы Всемирного конгресса.

КОНГРЕССЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Конгрессы финно-угорских народов как форма объединения родственных народов на общественно-политическом уровне возникли на определенном этапе исторического развития Российского государства, в изменившейся системе международных отношений.

Стремительная консолидация финно-угорских народов России с одной стороны, и выход Российской Федерации как самостоятельного государства из состояния «закрытого общества», на международную арену с другой - стали теми тенденциями, на пересечении которых воплотилась в реальность идея духовного объединения всех финно-угорских народов.

В начале 1990-х гг. в финно-угорских регионах РФ уже ярко проявили себя национальные движения, нацеленные на возрождение языков и поддержание культур финно-угорских народов. В достижении этих целей использовались различные формы общественно-политической деятельности. Достаточно успешно национальное движение действовало в Коми, где сложилась сплоченная группа единомышленников из числа ученых, общественных деятелей, писателей, журналистов.

Комитет возрождения коми народа вышел с инициативой создания Ассоциации финно-угорских народов России. В феврале 1992 г. в г.Сыктывкаре состоялась встреча ряда полномочных представителей национальных съездов, общественно-политических и национально-культурных движений финно-угорских регионов России, созванная по инициативе Комитета возрождения, на которой и была учреждена Ассоциация. А в мае того же года в г.Ижевске прошелI Всероссийский съезд финно-угорских народов.

Стремление к объединению было столь сильным, что на съезде в Ижевске было окончательно принято решение о проведении Всемирного конгресса финно-угорских народов в конце 1992 г. в г. Сыктывкаре. Место проведения конгресса было выбрано не случайно. В 1992 г. в республике были приняты законы о государственных языках, о статусе съезда коми народа, что для других финно-угорских регионов было только отдаленной перспективой. Комитет возрождения коми народа вступил в тесный контакт и процесс диалога с органами власти республики.

В Коми стремительно развернулась подготовка к Конгрессу. Основная организационная нагрузка выпала на Комитет возрождения коми народа. Верховный Совет Коми ССР (Председатель Президиума - Спиридонов Ю.А.) поддержал эту инициативу.

Особую поддержку и помощь организаторам конгресса оказало Общество дружбы народов Финляндии и Советского Союза (генеральный секретарь - Мерья Ханнус) и чрезвычайный и полномочный посол Венгерской Республики в РФ Д.Нановски.

I всемирный конгресс финно-угорских народов.

На нем присутствовало 14 делегаций народов России, Венгрии, Финляндии, Эстонии, три парламентские делегации. В работе конгресса приняло участие 278 делегатов. Очень широко была представлена Российская Федерация: Коми, Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Кировская, Пермская, Тюменская, Ленинградская, Вологодская, Свердловская области.

Основная тема конгресса была: «Финно-угорский мир: реальность и перспективы». Делегаты конгресса приняли Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира, в которой заявлялось, что Всемирный конгресс финно-угорских народов является открытым для всего мира добровольным объединением равноправных родственных народов, которые перед всем мировым сообществом намерены отстаивать свои жизненные интересы, опираясь на принципы европейского гуманизма и международного права.

В Декларации наравне с выражением стремления финно-угорских народов к сотрудничеству, к совместному развитию национальных традиций, языков и культуры, была провозглашена цель «реализации международных норм в области права народов на самоопределение, прав коренных народов, национальных меньшинств и прав человека».

На конгрессе было принято «Обращение к Парламентам и Правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав». Учитывая особенности политической жизни России, обращение было принято только делегатами от Российской Федерации.

На конгрессе было принято решение создать Консультативный комитет финно-угорских народов. Задача Консультативного комитета - координировать действия национальных организаций для достижения общих целей и защиты интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах, включая ООН. На первом заседании Консультативного комитета финно-угорских народов 22 февраля 1993 г. в г.Сыктывкаре его председателем был избран председатель Комитета возрождения коми народа В.П.Марков.

Первый конгресс финно-угорских народов знаменовал собою начало нового этапа финно-угорского сотрудничества. После конгресса активизировались научные, культурные и общественные контакты между финно-угорскими регионами и странами. Значительным событием в этот период явилась поездка президента Венгерской Республики А.Генца по финно-угорским регионам России (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Удмуртская республика, Республика Коми, Ханты-Мансийский АО). Визит президента Венгерской Республики стал исключительно важным для финно-угорского мира, так как поднял международные связи финно-угорских регионов России на совершенно новый уровень.

II всемирный конгресс финно-угорских народов.

Место проведения конгресса было обусловлено тем, что в 1996 году Венгрия отмечала 1100-летие обретения венграми родины. На конгрессе с приветственной речью выступил президент Венгерской Республики Арпад Генц.

В работе второго конгресса приняло участие 18 делегаций народов. На конгрессе помимо пленарных заседаний была организована и работа шести секций: политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, средств массовой информации, молодежной (заседание Совета Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Конгресс выработал рекомендации секций и заключительный документ - Резолюцию.

Второй всемирный конгресс подвел итог за прошедший период, дал высокую оценку первому Всемирному конгрессу в г.Сыктывкаре как событию исторического масштаба. Конгресс подтвердил важность для финно-угорских народов обеспечения права на национальное самоопределение в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами. Предметом особого внимания и заботы, подчеркнул конгресс, остаются процессы возрождения и развития культур и языков, национального самосознания финно-угорских народов. На конгрессе была дана высокая оценка работе Консультативного комитета.

III всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более шестисот делегатов от финно-угорских народов, представителей официальных правительственных структур, международных организаций. В Хельсинки собралась 21 делегация финно-угорских народов, на три больше, чем на II конгрессе в Будапеште. В работе конгресса приняли участие: президент Финляндии Тарья Халонен, президент Венгрии Ференц Мадл, президент Эстонии Леннарт Мери. На конгрессе было зачитано обращение к участникам конгресса президента России Владимира Путина. Впервые на конгрессе присутствовали официальные представители европейских структур - ЮНЕСКО, ЕС, депутаты Европарламента.

Главная тема третьего конгресса - «Финно-угорский мир в III тысячелетии - перспективы развития». Работа конгресса проходила по четырем секциям: политика, культура и образование, экология и здравоохранение, медиа и информационные системы. Одновременно в эти же сроки в Хельсинки проходил Конгресс МАФУН.

В отчете Консультативного комитета на конгрессе прозвучало, что объединение финно-угорских народов в рамках конгресса позволило намного продвинуться вперед в решении проблем всех финно-угорских народов. Как позитивный момент было отмечено, что финно-угорские национальные организации в России сделали упор на конструктивный диалог с органами власти и управления, пошли по пути поиска компромисса и много в этом направлении добились. Было подчеркнуто, что одной из главных задач для финно-угорских народов РФ остается противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции.

На конгрессе была отмечена большая помощь, которая оказывается правительствами Финляндии, Венгрии, Эстонии в поддержке языков и культур финно-угорских народов России. Во всех этих странах приняты государственные программы поддержки финно-угорских народов РФ.

В заключении работы третьего конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В резолюции конгресс поставил задачу просить Венгрию, Финляндию, Эстонию и Российскую Федерацию объявить международное десятилетие финно-угорских народов.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором в третий раз его председателем был избран В.П. Марков.

IV Всемирный конгресс финно-угорских народов.

Главной задачей конгресса являлось сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. Всемирный конгресс сознаёт, что решение проблем ассимиляции и утраты национальной самобытности в основном зависит от политики государств и от отношения молодежи к своей культуре, языку и истории.

Работа конгресса проходила по четырем секциям: СМИ и информционных систем; культуры; здоровья, демографии и экологии; языка и образования.

В 2004 году Консультативный Комитет пополнился новыми членами. На заседании ККФУН в Выру (апрель, 2004 г) были приняты членами комитета квены (Норвегия) и сету (Эстония и Россиия), которые ранее имели статус наблюдателя.

На конгрессе отмечалось, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики страны, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Перспективным в этом отношении представляется сотрудничество всех стран через различные международные организации, прежде всего Совет Европы и ОБСЕ, а Венгрии, Финляндии, и Эстонии - в рамках Европейского Союза.

В последнее время наблюдается сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, сужается сфера применения их языков. Прежде всего потери понесло молодое поколение там, где оно лишено возможностей социализации в собственных национальных культурах.

Конгресс рекомендовал Консультативному комитету организовать в 2006 г. международную конференцию финно-угорских и самодийских народов для анализа промежуточных результатов выполнения рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс отмечал, что обнадеживающим событием стало присоединение к Европейскому Союзу Эстонии и Венгрии. Развивающийся диалог между Европейским Союзом и Российской Федерацией также открывает новые перспективы для сотрудничества между всеми финно-угорскими и самодийскими народами. Активное вовлечение в эти процессы молодежи придает новый импульс всему нашему движению.

V Всемирный конгресс финно-угорских народов

С 28-30 июня 2008 года в г. Ханты-Мансийске (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация) состоялся V Всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более 300 делегатов от 21 финно-угорского и самодийского народов, представителей властных структур, международных организаций, работников СМИ, учёные, деятели культуры и искусства. В работе конгресса приняли участие президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии. Это явилось ярким свидетельством значимости финно-угорского сотрудничества.

Главная тема конгресса - «Идентичность и изменяющийся мир». Работа конгресса проходила в пяти секциях: «Этнополитика и право», «Культура», «Язык и образование», «Медиа и СМИ», «Здоровье, демография и семья».

Во время работы конгресса участниками были отмечены многие позитивные сдвиги, которые произошли за последние годы. Конгресс показал актуальность и конструктивность выбранного курса на сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества.

По итогам работы V Всемирного конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В ней подчёркивается, что неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов, становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в финно-угорских странах.

В резолюции отмечается, что, несмотря на многие позитивные сдвиги, происходит сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире. С учётом анализа ситуации конгрессом предложено принятие определённых решений в области этнополитики и права, языковых прав и образования, культуры, СМИ и информационных систем, демографии, здравоохранения и экологии.

Конгресс признаёт, что огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира.

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором его председателем был вновь избран В.П. Марков.

VI Всемирный конгресс финно-угорских народов

Форум собрал около 600 представителей народов этой языковой ветви из России, Эстонии, Финляндии и Венгрии.

Главную тему Конгресса «Сохранение языков финно-угорских народов» обсудили на секционных заседаниях «Этнополитика и право», «Язык и образование», «Культура», «Информационные технологии и СМИ», «Здоровье, демография и экология», где участники поделились положительным опытом на местах и обсудили перспективы дальнейшей работы. Также состоялся «круглый стол» по вопросам молодёжи. По итогам многосторонних обсуждений делегаты приняли Резолюцию Конгресса, в котором они обратились ко всем представителям финно-угорских и самодийских народов всех стран говорить на родных языках, пользоваться ими в повседневной и общественной жизни; обучать финно-угорским языкам детей, в том числе привлекая представителей среднего и старшего поколений; расширять использование финно-угорских языков в средствах массовой коммуникации и в социальных сетях; активнее выступать инициаторами и катализаторами в становлении и развитии гражданского общества как базы для успешной деятельности во имя реализации наших целей и задач.

Делегаты определили новый состав Международного консультативного комитета финно-угорских народов. Республику Коми представляют В.П.Марков и С.И.Габов. На заседании Консультативного комитета финно-угорских народов председателем избран Валерий Петрович Марков.

VII Всемирный конгресс финно-угорских народов пройдёт в 2016 году в городе Лахти (Финляндия).

Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.

Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.

1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;

2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI--XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;

3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;

4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.

5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;

6. После Октябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.

Известно, что любой малый этнос в условиях современной России может сохраниться и развиваться при наличии ряда основных условий и факторов жизнеобеспечения: 1.Территория и экологическая среда; 2. Самоорганизация или самоопределение; 3. Экономические основы жизнеобеспечения; 4. Свод нормативных и законодательных актов, охраняющих этот народ от внешнего и внутреннего агрессивного воздействия и определяющих его правовой статус;

5. Наличие этнической или конфессиональной идеологии. 6. Сословная достаточность народа, соответствующая данной общественно-политической формации. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При всем том, что царская Россия была угнетателем и колонизатором малых народов, она сохраняла для финно-угорских народов некоторые условия. Была территория обитания. Власть позволяла функционировать органам самоуправления (у удмуртов -- общинное самоуправление кенеш--совет), которые имели многофункциональное значение: пользовались и распоряжались землей и производственными объектами общественного назначения; исполняли фискальные и некоторые судебные функции; осуществляли страхование от стихийных бедствий всего общества и исполняли роль органа призрения к детям-сиротам, инвалидам и

престарелым, оставшимся без кормильцев. Кенеш же принимал решения об отправлении общеродовых или общеплеменных религиозных обрядов, т.е. осуществлял идеологические функции. На моления, посвященные канонизированным средневековым богатырям и особо почитаемым богам Элену, Булде, Губеру, Идне собирались тысячи удмуртов. Здесь воспитывалось национальное и религиозное самосознание. И если финские и угорские народы в условиях жесточайшей эксплуатации, экономического, религиозного, политического подавления, сплошной неграмотности в течение многих веков сумели сохранить себя как этносы, сберечь язык и культуру, не последнюю роль сыграли в этом те условия, которые, хотя и в усеченном виде, были утверждены для них в царской России в качестве обычного права.

Социализм для финно-угорских народов явился прогрессивным историческим этапом в их судьбе. Советская власть создала государственность этих народов, осуществив, хотя и в усеченном варианте, право на самоопределение и приняв свод законов, защищающих их права. В результате за короткий промежуток времени финно-угорские народы продемонстрировали удивительную пассионарность: осуществили культурную революцию, создали национальную интеллигенцию, частично урбанизировались, в основной своей крестьянской массе приспособились к условиям ведения коллективного хозяйства в колхозах и совхозах, возвратив и внедрив многие функции общинного управления. В их составе образовались три сословные группы; крестьянство, интеллигенция, рабочий класс.

В то же время, в связи с усилением военно-промышленного комплекса, освоением месторождений нефти и газа и других природных богатств, на территорию проживания этих народов произошел приток огромного количества представителей других народов. Удельный вес коренных народов в пределах государственных образований все более снижался. Так в Карелии ныне проживает 6% карел, Мордовии -- 28% мордвы, Коми Республике -- 23% коми, Удмуртии -- 31% удмуртов. Единственное государственное образование, где коренного населения более половины всех живущих в ней -- это Коми-пермяцкий национальный округ, который находится в особо бедственном положении.

Так называемая перестройка и проводимые в ее рамках реформы всех сторон жизни российского общества в корне изменили общественно-политическое и экономическое положение финно-угорских народов. В соответствии с Конституцией РФ (1993) эти и другие народы России теперь не являются субъектом права, не имеют права на самоопределение и даже на защиту собственных интересов. Они не могут защитить территорию обитания - историческую родину от грабежа и распродажи. Их государственность стала скорее призрачной фикцией, чем реальностью. Идет, с одной стороны, последовательное сокращение функций национально-территориальной государственности, утвержденных при её создании, с

другой -- осуществляется вымывание кадров коренных народов из представительных и исполнительных органов управления. В нынешнем составе Государственного Совета Удмуртской Республики депутатов-удмуртов насчитывается всего 11%, а представителей капитала и связанных с ним высших чиновников -- около 75%.

Настоящий грабеж осуществлен и в отношении недр Удмуртии. Нефть, добываемая при советской власти в количестве 8--10 млн. тонн в год (в пересчете на душу населения больше, чем в Татарии), уже не является собственностью народа: 86% акций главного нефтедобытчика -- Объединения “Удмуртнефть” принадлежит компании “Сиданко”, не вложившей никаких инвестиций в промышленность Удмуртии.

Сельские жители финских народов, живущие на селе (ок. 65% мордвы, мари, коми и удмуртов; около 80 % коми-пермяков), в ходе приватизации также пережили настоящую трагедию. В коми-пермяцком крае, превращенном в сырьевой придаток экономики Пермской области, где было всего 6% перерабатывающей промышленности, и где местное население в основном было занято в леспромхозах, с началом приватизации почти все леспромхозы были закрыты, так как в погоне за легкой прибылью лесоторговцы начали разрабатывать близлежащие лесные массивы. Началась настоящая деградация края.

Экономическое и социальное обнищание народа в конце XX века сравнимо лишь с периодом кризиса начала 1920-х гг., когда Россия, пережив 7 лет войны, подверглась стихийному бедствию -- небывалой засухе и эпизоотиям. Промышленное и сельскохозяйственное производство Удмуртии к 1999 г. по сравнению с 1990 годом сократилось вдвое. Впервые в истории на селе появилась безработица. Многие крестьяне живут в основном за счет натурального хозяйства приусадебного участка, годами не получая зарплаты в общественном производстве. В сельскохозяйственной отрасли Марий Эл заработная плата за 1999 г. была на 36 % ниже среднереспубликанского уровня. В Коми-пермяцком национальном округе при прожиточном минимуме на одного жителя в 741 руб. (на дек. 1999 г.) заработная плата в сельском хозяйстве, где занято абсолютное большинство коми-пермяков, составила 282 руб., в образовании - 678 руб. Отсутствие денежных средств приводит к тому, что крестьяне не в состоянии ехать в город для получения медицинской помощи и умирают от таких болезней, которые могли быть излечены.

Ко всем бедам их ожидает еще интеллектуальная деградация. Они не в состоянии из-за отсутствия средств направлять своих детей на учебу.

Общий кризис, насаждающий в народе голод, болезни, психологическую неустойчивость и напряженность, приводит к повышенной смертности. В 1999 г. в Республике Марий Эл родилось 6,5 тыс. чел. и умерло 10,6 тыс. чел. В Удмуртской Республике число родившихся на 1000 чел. населения с 1987 по 1998 гг. снизилось с 17,2 до 9,1, смертность - соответственно увеличилась с 10,5 до 13,5. В Коми-пермяцком округе в 1997 г. коэффициент рождаемости был 11,2, смертности - 16,1, в 1998 г. соответственно - 10,7 и 14,8, в 1999 г. - 11,1 и 16,4. Таким образом, в этом крае ежегодно население на 1 тыс. чел. сокращается на 5 чел.

В ходе реформ у финно-угорских народов ежегодно возрастал суицид, который в среде мужчин удмуртов в 1996 г. дошёл до небывалого уровня - 174 на 100 тыс. человек и лишь с 1997 г. начал несколько снижаться, но сохранялся на самом высоком уровне в России: в 1997г. - 121,6; в 1998 - 107,6. Притом на селе, где в основном проживают удмурты, этот коэффициент среди мужчин в 1998 г. составил 132,7. Среди сельского населения доля лиц, умерших в трудоспособном возрасте, среди мужчин составила в 1997 г. 44,5 %, в 1998 г. - 43,1 %.

Таким образом, в истории финно-угорских народов России, отброшенных в ходе реформ 1990-х годов на самую низкую ступень социальной пирамиды, не было более опасной ситуации, чем сегодняшнее их положение. Если в ближайшее время не будет изменена Конституция РФ и утверждены нормативные акты по защите малочисленных, так называемых титульных, народов, не будут приняты меры по социальной ориентации политики и экономики страны, будущую трагедию или исчезновение финно-угорских народов с лица земли избежать будет невозможно.

Требования и предложения, которые сегодня истекают от встревоженной элиты финно-угорских народов России, тщетно пытающихся освоить стратегию борьбы за “этническую мобилизацию”, возрождение и развитие, в основном проистекают из норм традиционного обычного права, соотнесенных со стандартами, вырабатываемыми на международном уровне. Главное требование связано с реализацией их прав на территорию своего исконного обитания. Но законодательная база ни в одной из финно-угорских республик России не содержит каких-либо норм, регламентирующих индивидуальные и коллективные права коренных народов. Конституция России содержит упоминание о коренных народах, но отсутствует юридический механизм их политического представительства в органах государственной власти. Кроме того финно-угорские народы, “имеющие собственные” национально-государственные образования и считающиеся титульным этносом, фактически лишены специальных прав на свою государственность, территорию, её недра, на средства производства и национальное богатство в любом его виде. Этот антинацменовский антиправовой механизм, похоже, выработан особо тщательно и иезуитски изощренно, с тем, чтобы легче было приватизировать все, что имеется на землях проживания национальных меньшинств, чтобы нейтрализовать их патриотизм и возможную консолидацию в борьбе за выживание.

Между тем, именно в нынешний период, как никогда, должна быть повышена роль государства в осуществлении национальной политики в полиэтничном сообществе, каковым традиционно являлась Россия. Именно государство должно усилить свою роль в сохранении народного добра от разграбления и передачи его в собственность закордонных олигархов. Государство также должно уберечь всю социальную сферу жизни общества, так как новоиспеченные капиталисты полностью исключили ее из функциональных обязанностей. Они даже не владея контрольным пакетом акций предприятий и целых отраслей (энергоресурсы) путем хитроумной организации финансирования обеспечивают себе полный контроль и фактическое всевластие в них. И им совершенно безразлично кто проживает на территории добывания капитала, более того, им выгодно не иметь там коренного населения, обладающего исторической памятью и национальным самосознанием и претендующего на свои исконные права. Именно с этой целью олигархи “Лукойла” предоставляют хантам и манси бесплатно городские квартиры, забирая взамен их родовые владения.

При всем своеобразии финно-угорские народы являются россиянами и в полной мере разделяют трагическую судьбу всех народов. Чтобы решать свою судьбу они должны консолидироваться с ними и бороться за общедемократические перемены в России. Они могут и должны использовать весь опыт самозащиты, имеющийся в различных национальных республиках. Наиболее привлекательным является опыт Коми республики, где принят ряд законов, обеспечивающих правовые гарантии коренному народу. Здесь принят закон о статусе съезда коми народа. Его решения рассматриваются на правительственном уровне, по ним разрабатываются государственные планы осуществляются конкретные мероприятия. Третьей программной задачей финно-угорских народов является использование международно-правовых норм, особенно деклараций ООН, под которыми подписывалась наша страна. Чрезвычайно важным документом является также Международная конвенция №169 Международной Организации Труда о коренных народах. Одним словом, этническим мобилизаторам финно-угорских народов России в современных условиях необходимо выработать новые тактические и стратегические планы в борьбе за выживание.



Читайте также: