Воздушная одежда земли. Атмосфера - воздушная одежда земли

Когда мы читаем об освоении человеком Луны и планет, мы часто сталкиваемся с вопросами, ка­сающимися атмосферы. Есть ли атмосфера и на других планетах?
Насколько известно ученым, ни одна планета или звезда не имеет атмосферы, похожей на на­шу.
На уроках природоведения мы узнали о химическом составе, физических свойствах, о явлениях, происходящих в атмосфере Земли.
А вот некоторые интересные факты об атмосфере, которые удивят не только детей, но и наших родителей.

  • Атмосфера земного шара весит 5 300 000 000 000 000 тонн. Если бы, например, потребовалось перевезти груз, равный весу земной атмосферы, из Москвы в Ленинград и если бы каждый поезд имел 100 вагонов и проходил весь путь за 10 часов, то надо затратить на перевозку этого груза почти 4 млрд. лет
  • Воздух давит на нас со всех сторон. Давление воздуха на наш организм составляет 1 тонну. Мы не ощущаем этого давления, потому что наш ор­ганизм привык к нему.
  • Земля и воздух неотделимы. Если бы земная атмосфера не перемещалась вместе с Землей, то многие путешествия было бы весьма просто совершить. Достаточно было бы подняться над земной поверхностью на воздушном шаре и опуститься тогда, когда нужный участок Земли будет под воздушным шаром.
  • На Северном полюсе теплее, чем на Южном. Северный полюс находится на уровне моря, Южный - на высоте свыше 3 километров от уровня моря. Северный полюс окружен со всех сторон материками, которые летом дают немало тепла; к Северному полюсу подходит ветвь теплого течения Гольфстрим; Северный полюс освещается солнцем почти на наделю дольше, чем Южный.
  • В пустыне Атакама на Тихоокеанском побережье Америки ежегодно выпадает не более 8 миллиметров осадков; из-за сухости трупы павших животных там высыхают и лет по тридцать не сгнивают.
  • Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая "машина", приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 511 тысяч кубических километров воды. 411 тысяч кубических километров поднимается с одной только поверхности океана.
  • Гроза в Египте бывает всего один раз в 200 лет.
  • Молнии приносят пользу. В своем "молниеносном" полете они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, "связать" его и направить в землю. Это бесплатное удобрение обогащает почву, на которой растут злаки.
  • Флюгер, как предполагают, - один из наиболее древних метеорологических приборов. Еще около двух тысяч лет назад идея устройства "ветроуказателя" была занесена с Востока в Европу, В древней Японии и Китае флюгер имел, вид дракона. В средневековых европейских Городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером, изображающим петуха. Приборы эти получили название "петухов погоды", так как за переменой ветра часто следовала перемена погоды.
  • Старинной кладки колодец, "предсказывающий" погоду, имеется на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.

Воздух окружает нас со всех сторон, он всюду. Земной шар окутан слоем воздуха толщиной в несколько километров.

Воздушную оболочку Земли называют .

Атмосфера представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% - кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды. Кроме того, в ней содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, вулканического пепла, морской соли), пыльца растений, споры бактерий.

Из всех газов, входящих в состав воздуха, наиболее важным для большинства живых организмов является кислород.

Особую роль для всего живого на Земле имеет озоновый слой, который защищает живые организмы от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Атмосфера постепенно, без резкой границы переходит в космическое пространство.

Движение воздуха

Солнце неравномерно нагревает Землю, температура тех или иных её участков может сильно различаться (сравните, например, полярные и экваториальные районы). Да и сама поверхность Земли неоднородна и по-разному нагревается и удерживает тепло. Море нагревается медленнее и дольше отдаёт тепло, а суша, наоборот, нагревается и отдаёт тепло быстрее. В результате воздух находится в постоянном движении: нагретый воздух поднимается вверх, его место занимает более холодный.

Явления в атмосфере

Нередко в атмосфере можно наблюдать интереснейшее явление - грозу. Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землёй возникают многократные электрические разряды - молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Погода

Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы, чтобы предсказывать погоду. Это необходимо людям различных профессий (лётчикам, морякам, водителям транспорта).

Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

Погода характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками. В настоящее время за следят метеорологические службы различных стран. Они составляют прогнозы погоды на ближайшие дни и на более длительный срок.

Климат

Для каждой местности характерны определённые типы погоды и их смена, т. е. режим погоды.

Многолетний режим погоды называют климатом .

На климат любой территории оказывает влияние распределение суши и моря, рельеф. Климат зависит от высоты местности над уровнем моря. На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.

Климат, так же как и погода, включает важнейшие характеристики состояния атмосферы: температуру, влажность, облачность, осадки, ветры.

Климат влияет на состояние водоёмов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о позволяют правильно вести хозяйство, например избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода - всё это зависит от климата.

Беспокойная атмосфера

В атмосфере часто возникают грозные явления природы - и смерчи .

Ураганы (их ещё называют тайфунами, от китайского слова «тай фын» - большой ) - это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся тёплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Всё это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Смерч - это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Как пылесос, он засасывает всё, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50-60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывали случаи, когда смерч, пройдя через болота, озёра, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на головы изумлённых людей «дожди» из рыб и лягушек.

Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского слова «торнадос» - вращающийся). А слово «смерч» - русское, оно происходит от слова «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.

  1. Каково значение атмосферы в жизни нашей планеты?
  2. Из каких газов состоит воздух?
  3. За какими облаками вы можете наблюдать?
  4. Что такое ветер?
  5. Почему происходит гроза?
  6. Что такое погода? О каких показателях состояния атмосферы со общают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?
  7. Что такое климат? Чем он отличается от погоды?
  8. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, уме ренный или жаркий; сухой или влажный?
  9. Возникают ли в вашей местности ураганы? Чем они опасны?
  10. Опишите погоду сегодняшнего дня.

Атмосфера - это воздушная оболочка Земли. Атмосфера представляет собой смесь газов. Воздух находится в постоянном движении. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. В атмосфере образуются облака, выпадают осадки. Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

В атмосфере часто возникают грозные явления - ураганы и смерчи.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Овсянкина Елена Борисовна, «Атмосфера – воздушная одежда Земли»

Пояснительная записка к уроку.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К.Д.Ушинский

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельность учителя в уроке - это в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью учащихся .

Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

    расширить информационное пространство;

    увеличить скорость поиска информации;

    интенсивность обработки полученных знаний.

Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться.

На данном уроке использовалась интерактивная доска Panaboard , учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс», видеофрагмент с канала Бибигон в Интернет-ресурсах http://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI , фотографии и картинки с Итернет-портала Google :

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1600&bih=755&q=строение+атмосферы+земли , http://gymn25-chemistry.narod.ru/Zagadki/Index_3.html

С учетом требований к современному уроку были определены задачи данного урока:

Образовательные : сформировать у учащихся представления о составе и строении атмосферы, основных атмосферных явлениях: образовании облаков, ветра, грозы

Развивающие : развивать умения работать в группе с учебником, дополнительными источниками информации. Способствовать развитию памяти, логики и интеллекта. На примере значения атмосферы в жизни планеты и человека учить учащихся проводить классификацию и устанавливать соответствие, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять основные атмосферные явления в природе

Воспитательные : осознание себя как части целостности природы, воспитание чувства прекрасного.

Планируемые результаты (ученики получат возможность):

Личностные : осознание ценностей знаний о Земле, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : понимание уникальности планеты Земля, значения атмосферы для планеты и для человека.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части планеты Земля

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям атмосфера, воздух, облака, ветер; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

На уроке применялись элементы технологии творческого развития (А.Рахимова), которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации. А так же способствуют развитию творчества не только в пределах изучаемого предмета, но и во всех образовательных областях.

Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:

    в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;

    учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;

    игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

    учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.

Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.

Итоги урока: учащиеся на уроке были активны, рассуждали и анализировали имеющуюся информацию, ошибались, но были толерантны друг к другу, с желанием выполняли все задания и требования учителя. За урок поставлено 5 оценок «отлично» и 3 оценки «хорошо», еще 5 учеников получили жетоны за активную работу на уроке и смогут присоединить их на других уроках при ответах или активной работе на уроке. Считаю, что цель урока достигнута.

Атмосфера Земли - это хорошо знакомый нам воздух. Он представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% - кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды. Кроме того, в воздухе содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, пепла, морской соли), пыльца растений, споры бактерий.

С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 °С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки или кристаллики льда. Из них образуются облака.

По внешнему виду различают перистые, слоистые и кучевые облака . Со слоистыми и кучевыми облаками связано выпадение осадков. Осадки могут быть жидкими (дождь) и твердыми (снег, град).

Солнце неравномерно нагревает Землю, температура тех или иных ее участков может сильно различаться (сравните, например, полярные и экваториальные районы). Да и сама поверхность Земли неоднородна и по-разному нагревается и удерживает тепло. Море нагревается медленнее и дольше отдает тепло, а суша, наоборот, нагревается и отдает тепло быстрее. В результате воздух находится в постоянном движении: нагретый воздух поднимается вверх, его место занимает более холодный, и это происходит постоянно.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром . Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Нередко в атмосфере наблюдается интереснейшее явление - гроза. Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землей возникают многократные электрические разряды - молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Люди с давних пор ведут наблюдения за атмосферой, стараются узнать ее состояние, чтобы предсказать погоду. Это необходимо людям различных профессий, и прежде всего летчикам, морякам, водителям транспорта. Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.

Слово «погода» мы произносим очень часто. А можем ли точно сказать, что это такое?

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Она характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками. В настоящее время за погодой следят метеорологические службы различных стран. Они составляют прогнозы погоды на ближайшие дни и на более длительный срок.

Для каждой местности характерны определенные типы погод и их смена, т. е. режим погоды. Многолетний режим погоды называют климатом. На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.

Климат влияет на состояние водоемов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате позволяют правильно вести хозяйство, например избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода - все это зависит от климата.

Беспокойная атмосфера

В атмосфере часто возникают грозные явления природы - ураганы и смерчи.

Ураганы (их еще называют тайфунами , от китайского «тай фын» - большой ветер) - это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся теплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Все это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Смерч - это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Как пылесос, он засасывает все, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50-60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывали случаи, когда смерч, пройдя через болота, озера, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на головы изумленных людей «дожди» из рыб и лягушек. Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского «торнадос» - вращающийся). А слово «смерч» - русское, оно происходит от слова «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.

Проверьте свои знания

  1. Каков состав атмосферы?
  2. Какие бывают облака?
  3. Какие бывают осадки?
  4. Что такое ветер?
  5. Как происходит гроза?
  6. Что такое погода?
  7. Что называют климатом?

Подумайте!

  1. Почему мы сначала видим молнию, а затем слышим гром?
  2. Как знания о погоде и климате помогают человеку в повседневной жизни?
  3. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, умеренный или жаркий; сухой или влажный?
  4. Где возникают ураганы?
  5. Чем опасны ураганы и смерчи?

Атмосфера Земли - это ее воздушная оболочка. В ней образуются облака, выпадают осадки. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

В атмосфере часто возникают грозные явления - ураганы и смерчи. Ураганы - это гигантские атмосферные вихри, возникающие над тропическими морями. Смерчи - это крутящиеся столбы воздуха, движущиеся со скоростью 50-60 км/ч.



Читайте также: