Виктор астафьев егэ. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Цель уроков:

  • совершенствовать навык анализа текста в рамках ЕГЭ, формировать умение видеть недостатки выполненной работы в соответствии с существующими критериями;
  • учить редактированию через устранение речевых и грамматических ошибок;
  • воспитывать на миниатюрах Астафьева ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе.

1. Вступительное слово учителя

– Определите ключевые слова высказывания.

– В чем пытается убедить нас Астафьев?

– Какова его задача как писателя?

(Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.)

Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге “Затеси”, которая стала настольной, так как учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.

2. Анализ речевых и грамматических ошибок, допущенных в творческой работе “Слово об Астафьеве” (по фильму Никиты Михалкова о писателе).

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

С глубоким вниманием и огромным интересом Никита Михалков слушал удивительные рассказы нашего земляка, товарища, поэта…

Начал свой рассказ писатель с войны, которая до сих пор в его памяти.

Спустя много лет Астафьев вернулся на родину, в любимое и дорогое сердцу село Овсянку.

Просмотрев фильм, Астафьев предстал передо мной “большим русским писателем – естественный, живой, в общем, настоящий сибиряк”.

Просмотрев фильм, у меня сложилось приятное впечатление об Астафьеве.

Кладбище – священное место для писателя: тишина помогает подумать, поразмышлять и повспоминать родных и друзей.

Свое призвание мужчина нашел в писательской деятельности.

3. Разные виды комплексного анализа текста.

В.П. Астафьев. Дождик.

Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.

Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.

Ознакомительные вопросы для учащихся

  1. Сколько предложений в данном тексте? (Всего пять, но перед нами произведение известного автора; пытаюсь удивить ребят).
  2. Чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует интонация перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира, определения характеризуют состояние природы).
  3. Что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем внимание на слова “дождик” и “дождь”, уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает кратковременность и незначительность дождя).
  4. Как определить основную мысль и позицию автора? (Они выражены опосредованно, чтобы разобраться в вопросе, нужно обратиться к приемам автора и определить их значение в данной миниатюре).

Практическая пятиминутка по выявлению художественно-выразительных средств языка с указанием их роли в тексте.

Метафорические эпитеты: “шалый”, “торопливо и без оглядки” – напоминают маленького ребенка, легкомысленного, озорного, беспечного.

Однородные сказуемые, выраженные глаголами: “налетел”, “продырявил”, “заголил”, “разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”, – подчеркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).

Инверсия в сочетании с эпитетами помогает почувствовать состояние природы, а союз НО с противопоставлением (“налетел, нашумел, но не утешил, не напоил”) усиливает разочарование окружающего мира, передает сожаление автора о несбывшихся надеждах и мечтах.

Лексический повтор (“Снова зной. Снова...”) в сочетании с развернутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, ее незавидная судьба, испытания, выпавшие на ее долю) усиливают чувство досады, охватившее природу; подчеркивают невыносимость жары, которая затянулась и губительна для всего живого на земле.

В тексте нашли сочетание различные типы речи:

  • повествование (первый абзац) – автор рисует обыкновенное явление природы, на первый взгляд ничем не примечательное);
  • описание (второй абзац) – писатель обращает внимание на состояние природы в этот день;
  • элемент рассуждения (последний абзац) – делает вывод, изображает результат работы дождика, одновременно с этим размышляет о жизни, превратностях судьбы и испытаниях (развернутое сравнение с “брошенным, обманутым ребенком”).

Итоговые вопросы для учащихся

О чем данная миниатюра? (О жизни, ее испытаниях и сложностях).

Какой характер носит произведение? (Философский. Вместе с Астафьевым читатель не только созерцает окружающий мир, но и размышляет о жизни, о времени и о себе).

Какова же основная мысль данного текста? (Зачем автор повествует нам о привычном факте?) – Выдержит жизненные испытания самый сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на земле. (Познакомить с понятием “подтекста”, “подводного течения”).

Что можно сказать о художественном мире писателя, судя по данной зарисовке?

Примерная итоговая работа

Вчитываясь в миниатюрную зарисовку Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердце. Писатель – мастер слова, в самых обыкновенных, обыденных явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе. Убеждаешься в талантливости Астафьева – человека, в его умении воздействовать на нас незаметно, но достаточно определенно.

Дождик... С ним связаны самые светлые надежды и у природы, и у человека. Вот он “налетел, продырявил, заголил, разогнал, качнул, растрепал и увы! убежал”, так и не совершив своего благого, святого дела. Жаль! Мечта об обновлении окружающего мира

прошла стороной. А как хочется вдохнуть полной грудью, почувствовать влажное прикосновение дождя, расправить веточки, листочки, выпрямиться и улыбнуться... Но чуда, о котором мечтает все живое, не происходит. Наступившая тишина тяжела: “ все замерло удрученно и растерянно”. Этой тяжести не выдерживает яблоня, поэтому она, “кривая, растопорщенная”, “напоминает брошенного обманутого ребенка”.

Астафьев называет дождик “шалым” (эпитет), потому что он напоминает ребенка, легкомысленного, озорного, беспечного. Чтобы передать динамичность в изображении природного явления, автор использует однородные сказуемые, представленные выразительными глаголами (“налетел”, “продырявил”, “заголил”, “разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”). Они подчеркивают быстроту события, его молниеносность и скоротечность. Однако природа не дождалась очистительной и упоительной влаги и поэтому выглядит “удрученно и растерянно” (эпитеты). Разочарование чувствуется во всем, оно подчеркивается в тексте лексическим повтором: “Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью...” Чувство досады заключено и в названии миниатюры. Уменьшительно-ласкательный суффикс помогает представить его маленьким, бесполезным, хотя и долгожданным... Становится грустно, оттого что жизнь замирает от проблем, и обидно за яблоню, которая “напоминает брошенного, обманутого ребенка” (олицетворение).

Разочарованию нет предела... Но жизнь продолжается... И выдержит ее испытания самый сильный, самый выносливый и терпеливый! А бедной, старой яблоне помочь в силах только человек, человек неравнодушный, способный жалеть беспомощных, готовый в трудную минуту оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Надеемся, что милая яблоня не погибнет и останется украшением земли, олицетворяя вечную борьбу за жизнь.

В.П.Астафьев. Записка.

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Примерный анализ текста

Астафьев не идеализирует человека, не умалчивает о его жестокости, неблагодарности и черствости. Читаешь его бытовую зарисовку под названием “Записка” и диву даешься, как очерствели люди.

“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок... собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей! Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.

Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

4. Сравнительная характеристика миниатюр.

В.П. Астафьев. Кровью залитая книжка.

На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:

– Восемь копеек, – хрипит. – До дому доехать…– И сует мне красную книжку. Пригляделся – инвалидный билет. – Восемь копеек. Ну, гривенник! – и все сует и сует книжку.

– Ты что? – растерялся я.– Ты что?

Хотел крикнуть: “Кого позоришь? Чего позоришь?..”

Да ведь бесполезно. Не поймет. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: “Ты что? Ты что?..”

У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка – самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю – нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут…

А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушку вымогает кровью облитой книжкой.

Стыдно-то как, господи!

“Записка” и “Кровью залитая книжка”

– выразительное чтение произведения;

– читаем части созданного анализа (вступление, основная часть, заключение);

– чтение созданных работ, оценка по предложенным критериям:

– комментарий проблемы,

– моя позиция.

3. Что объединяет эти произведения? Какое нравственное понятие? (Совесть.)

4. Чему же учит Астафьев? (Жить по совести.)

5. Грамматическое задание.

Найдите и узнайте меня!

I. С чистой совестью, совесть нечиста, угрызения совести, на его совести, сделать на совесть, поступить по совести, говоря по совести, не хватило совести; ни ума, ни совести; со спокойной совестью, жить по совести.

1. Выписать выражения, которые словосочетанием не являются.

Указать вид связи в словосочетаниях.

Найти словосочетание, в котором – два вида связи.

Назовите тип связи, который не представлен в словосочетаниях.

Определите тип связи в выражении “ни ума, ни совести”.

II. Записать предложение, расставить знаки препинания.

Дать характеристику. Построить схему.

Да жалок тот в ком совесть не чиста.

Миниатюрные зарисовки из книги Астафьева использую для выполнения заданий части В. Самостоятельно подбираю задания, учитывая особенности данного текста, и провожу как тестирование с записью ответов словами и числами.

В.П.Астафьев. Игра.

Мальчишки гоняли шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.

Грамматическое задание к тексту

Определить тему и основную мысль текста.

Найти и назвать обособленные члены предложения.

Выписать составное именное сказуемое.

Построить схему предложения второго абзаца.

Назвать все придаточные в тексте, их тип.

Выписать все слова, образованные приставочным способом.

6. Пишем сочинения.

Нравственность есть правда.

I. Слово об Астафьеве и его книге “Затеси”. (Фильм Никиты Михалкова “Встречи с Астафьевым”).

II. Раздумья о жизни, о времени, о себе.

  • Дождик.
  • Игра.
  • Записка.
  • Вздох.
  • Кладбище.
  • Кровью залитая книжка.
  • Лунный блик.
  • “И милосердия…”
  • Герань на снегу.
  • Рукою согретый хлеб.
  • Древнее, вечное…

III. Жить по совести – главный урок Астафьева.

Русский язык

19 из 24

(1)Когда бываю в Крас­но­яр­ске, я все­гда еду в Ов­сян­ку к Вик­то­ру Пет­ро­ви­чу: прой­тись по его селу, за­гля­нуть в его домик, зайти в его биб­лио­те­ку, в его церк­вуш­ку...

(2)Вик­тор Пет­ро­вич Аста­фьев явил­ся на свет 1 мая 1924 года и, прой­дя через си­рот­ство, без­дом­ность, кровь, раны и грязь войны, через цепь не­скон­ча­е­мых битв, пе­ре­не­ся всю боль и ка­торж­ные муки пи­са­тель­ско­го труда, оста­вил нас по­ут­ру 29 но­яб­ря 2001 года.

(3)Ка­за­лось бы, жизнь де­ла­ла всё, чтобы не было у нас та­ко­го пи­са­те­ля. (4)Она изу­ве­чи­ла его дет­ство, ки­ну­ла в мя­со­руб­ку войны, до­би­ва­ла вер­нув­ше­го­ся с фрон­та сол­да­та по­сле­во­ен­ной ни­ще­той и го­ло­ду­хой, му­чи­ла со­зна­ние идео­ло­ги­че­ски­ми дог­ма­ми, кром­са­ла без­жа­лост­ным цен­зур­ным скаль­пе­лем луч­шие стро­ки. (5)Он вы­сто­ял! (6)Не сде­лал­ся ни озлоб­лен­ным обы­ва­те­лем, ни дис­си­ден­том с ку­ки­шем в кар­ма­не, ни ли­те­ра­тур­ным ба­ри­ном вроде тех, чьи имена как-то мгно­вен­но ис­чез­ли, ка­ну­ли в лету. (7)Он все­гда оста­вал­ся самим собой, не счи­та­ясь с пу­сты­ми и без­дар­ны­ми мне­ни­я­ми, с «ве­я­ни­я­ми» вре­ме­ни, с на­вя­зы­ва­е­мы­ми нор­ма­ми. (8)Аста­фьев сам по себе был и норма, и пра­ви­ло и, как до­ка­за­ло время, стал ис­тин­но на­ци­о­наль­ным пи­са­те­лем в самом вы­со­ком смыс­ле этого труд­но­го по­ня­тия. (9)Все мы, кто знал его, был в пе­ре­пис­ке с ним, дру­жил с ним, как-то при­вык­ли к тому, что есть вот такой у нас Вик­тор Пет­ро­вич − муд­рый, весёлый, рас­су­ди­тель­ный, го­ря­чий.

(10)Аста­фьев учил нас пре­жде всего сво­бо­де и сам был сво­бод­ным − и в жизни, и в твор­че­стве. (11)Помню, на одной из встреч его спро­си­ли: «Как стать сво­бод­ным че­ло­ве­ком?» (12)Вик­тор Пет­ро­вич с улыб­кой от­ве­тил: «(13)Нач­ни­те с того, что пе­ре­стань­те врать са­мо­му себе и про­ги­бать­ся перед на­чаль­ни­ком».

(14)Уста­лый, боль­ной, ис­тру­див­ший душу до дна, он каж­дое утро са­дил­ся за ра­бо­чий стол, чтобы не толь­ко успеть до­пи­сать за­ду­ман­ное (сколь­ко ещё оста­лось не­рождённых сю­же­тов и ге­ро­ев, с ко­то­ры­ми нам уже ни­ко­гда не встре­тить­ся!), но и для того, чтобы чест­но за­ра­бо­тать свой хлеб, кор­мить семью, под­ни­мать сирот-вну­ков, по­мо­гать сыну и его семье. (15)«Какая тяж­кая, сжи­га­ю­щая нас, как на огне, наша ра­бо­та!» − пишет он в одном из писем. (16)А в дру­гом пись­ме: «...даже ку­вал­да, ко­то­рой в своё время ору­до­вал в ли­тей­ном цехе, не вы­ма­ты­ва­ла так, как “лёгонь­кое” перо пи­са­те­ля. (17)Но и, ко­неч­но же, ни одна моя ра­бо­та и не при­но­си­ла столь­ко вос­тор­га, как это ли­те­ра­тур­ное дело. (18)Когда вдруг из ни­че­го, из обык­но­вен­но­го пу­зырь­ка с чер­ни­ла­ми из­влечёшь что-то по­хо­жее на жизнь, вос­со­здашь из слов до­ро­гую себе, а ино­гда и дру­гим людям кар­тин­ку или ха­рак­тер и замрёшь, как ху­дож­ник перед по­лот­ном, поражённый этим вол­шеб­ством – ведь из ни­че­го по­лу­чи­лось! (19)Гос­по­ди! (20)Да не­уже­ли это я сде­лал?»

(21)Без­услов­но, душа Аста­фье­ва, звез­да Аста­фье­ва будет вечно све­тить на­сто­я­щим и бу­ду­щим его чи­та­те­лям. (22)И он вечно будет наш…

Показать текст целиком

Как известно, на развитие человека огромное влияние оказывают семья и государство. Именно они с самого раннего детства воспитывают людей и дают им понятие о первичных общечеловеческих ценностях. Однако бывает так, что семьи нет, а общество находится в состоянии острого кризиса. В таких случаях человек, подчиняясь жестоким законам исторической эпохи, нередко забывает о том, что, собственно, делает его человеком. Не случайно Г.К Сапронов поднимает проблему становления нравственной и свободной личности в условиях войны и тоталитарного государства.

Раскрывая данную проблему, автор размышляет над непростой судьбой великого русского писателя В.П Астафьева. Этот человек прошел через сиротство, “мясорубку войны”, идеологический гнёт, однако это не сделало его ни озлоб­лен­ным обы­ва­те­лем, ни продажным писателем. Автор заставляет нас задуматься над тем, что ключевым фактором в становлении человека является личностный выбор. Так, на примере Астафьева, Сапронов показывает, что, чтобы стать по-настоящему свободным человеком, необходимо просто перестать врать самому себе.

Позиция Сапронова выражена довольно ясно. Автор убеждает читателя в том, что человек может обрести свободу и стать нравственным, если будет просто честен с собою - не будет поддаваться “веяниям” времени и навязываемым пустым нормам.

Я полностью согласен с мнением автора. Если человек открыт душою и может сам себе быть нормой, то ему не страшна ни война, ни голод, ни что-либо еще, потому что свобода и нравственность уже являются неотъемлемой его частью. Вспомним произведения из художественной литературы , которые смогут подтвердить мою позицию.

В повести В. Закруткина “Матерь человеческая” рассказывается о нелегкой жизненном пути деревенской женщины Марии. В 1941 году фашисты захва

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

В клетке зоопарка токовал глухарь. Днем. Прилюдно. Клетка величиной в два-три письменных стола являла собой и тюрьму, и «тайгу» одновременно. В углу ее было устроено что-то вроде засидки в раскоренье.



Сочинение

В.П. Астафьев – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в нашем мире. Его, как и многих других, волнуют проблемы взаимосвязи всего живого на земле, и сегодня, в год экологии, поднимаемая автором проблема является как никогда актуальной. Каковы отношения человека и природы? Этим вопросом задается в своем тексте В.П. Астафьев.

Автор рассуждает о том, что зоопарк – это самое страшное, что мог придумать человек по отношению к природе. Это продукт человеческой лени и жажды потреблять, жажды наживы: всего два гривенника – и можешь ощущать себя королем над стремительно угасающими живыми существами. Виктор Петрович иллюстрирует: в маленьких, похожих на тюрьмы клетках ютятся и пытаются выживать животные, в глазах которых все еще застыл образ обетованной, а люди кидают им в клетки семечки, орехи, «будто уличному певцу в уплату». Писатель наводит нас на мысль о том, что мучение животных, их истребление, оскудение земель – все это лежит на совести человека, использующего природы в своих личных целях.

Мысль, которую доносит до нас В.П. Астафьев, звучит призывом ко всем людям: берегите природу, перестаньте бездумно тратить её ресурсы, цените то, что у нас есть, и наблюдайте за всем со стороны, не вырывая животных из собственной среды – иначе вы уничтожите самих себя.

И я, конечно, не могу не согласиться с мыслью автора. Я тоже считаю, что с каждым годом человек все больше ощущает себя царем всего мира, королем всего живого – и потому без сожаления и задней мысли расходует все природные ресурсы, портит мир вокруг себя, вырубает леса и уничтожает популяции животных. А, на самом деле, все это ничто иное как самоуничтожение, ведь человек зависим от природы, он – её неотъемлемая часть, и вместо того, чтобы быть с природой одним целым, мы рубим сук, на котором сидим.

К счастью, природа не всегда дает себя в обиду, и на факты вопиющей наглости она отвечает местью и преподаёт людям урок. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» человек изображен наглым и бесчестным потребителем, а природа – справедливым судьей. Игнатьич, главный герой, вместе со своим товарищем занимался браконьерством и в деле своем никогда не знал меры. Однажды природа наказала его за такое отношение: поймав огромного осетра, герой угодил вместе с рыбой в воду и чуть не утонул. Только в тот момент, когда жизнь Игнатьича была подвергнута опасности, он начал раскаиваться во всех своих грехах. Таким образом человек был проучен за свое потребительское отношение к природе. Астафьев на примере своих героев призывает всех людей быть ответственными по отношению к окружающему миру и охранять природу от губительного воздействия цивилизации.

Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» повествует о том, насколько разрушительной может быть для природы деятельность человека. Острову Матера угрожает затопление, потому что он становится жертвой строительства ГЭС. Писатель описывает жизнь на острове как своеобразный символ тесной связи людей с родной землей, современный же человек – убийца, заставляющая все жителей сжигать кладбища бросать родные дома и переселять на чужие, неплодородные земли. Через своих героев В.Г. Распутин доносит до читателя мысль о том, что в наше время человек не живет, а «пристраивается», окончательно теряя естественную связь с землей. Это, как мне кажется, и становится причиной такой хладнокровности и постепенной гибели всего живого на Земле, а, значит, постепенной гибели самого человека.

Человек привык не ценить то, что дается ему без особого труда, и природа не стала исключением. Получив в руки ценные ресурсы, он начинает пользоваться ими так, как ему захочется, бездумно растрачивая все, что имеет, забывая при этом, что без этих самых ресурсов невозможна жизнь его самого. Каждому из нас стоит начать менять свое отношение к окружающему мир, попутно меняя отношение ближнего своего, иначе погибнет все живое на земле, и человек станет первой жертвой.

Источник задания: Решение 4259. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)Дом... (2)Дом... (3)Дом...

(4)Домский собор, с петушком на шпиле. (5)Высокий, каменный, он звучит над Ригой.

(6)Пением органа наполнены своды собора. (7)С неба, сверху плывёт то рокот, то гром, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(8)И снова грозным валом бушующих страстей сносит всё, снова рокот.

(9)3вуки качаются, как дым ладана. (10)Они густы, осязаемы. (11)Они всюду, и всё наполнено ими: душа, земля, мир.

(12)Всё замерло, остановилось.

(13)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(14)Может, всё, что было до этого, - сон? (15)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром».

(16)3ачем так напряжённо и трудно живём мы на земле нашей? (17)3ачем? (18)Почему?

(19)Дом. (20)Дом. (21)Дом...

(22)Благовест. (23)Музыка. (24)Мрак исчез. (25)Взошло солнце. (26)Всё преображается вокруг.

(27)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёколками, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (28)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(29)3ал полон людьми, старыми и молодыми, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.

(30)И никого нет в зале!

(31)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(32)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(33)И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку... пушками, бомбами, ракетами...

(34)Не может этого быть! (35)Не должно быть!

(36)А если есть. (37)Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (38)Раз не удаётся нам жить свободно, сообща, то пусть смерть наша будет свободной и душа отойдёт в иной мир облегчённой и светлой.

(39)Живём мы все вместе. (40)Умираем по отдельности. (41)Так было века. (42)Так было до этой минуты.

(43)Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. (44)Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. (45)Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рёв убийцы.

(46)Домский собор! (47)Домский собор! (48)Музыка! (49)Что ты сделала со мною? (50)Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом всё вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в чёрном и кланяется сверху. (51)Маленький человек, пытающийся уверить, что это он сотворил чудо. (52)Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно всё: и жизнь, и смерть.

(53)Домский собор. (54)Домский собор.

(55)3десь не рукоплещут. (56)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности. (57)Плачет каждый о своём. (58)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что недолговечно волшебство, обманчиво сладкое забытьё и нескончаемы муки.

(59)Домский собор. (60)Домский собор.

(61)Ты в моём содрогнувшемся сердце. (62)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (63)3а всё, за всё благодарю!

(По В. П. Астафьеву)

Задание 24. «Текст В. П. Астафьева очень звучен и музыкален благодаря такому приёму, как (А)____ : слова "Дом", "Домский собор" раскатисто звучат на протяжении всего текста, настраивая читателя на философский лад. На размышления также наводит приём - (Б)____ (предложения 29-30, 39-40, 52). Образность тексту придают многочисленные тропы, в частности (В) ____("клокочущий... мир" в предложении 32, "броневые груди" в предложении 50), а также (Г)____ (предложение 6, "она сочится непонятной болью" в предложении 31)».

Список терминов:

1) эпитеты

2) восклицательные предложения

3) звукопись

4) парцелляция

5) антитеза

6) назывные предложения

7) фразеологизм

8) развёрнутая метафора

9) диалектизмы

Решение.

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А – лексическое средство.

Б – синтаксическое средство.

В – троп.

Г – троп.

2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Тропы: 1, 8.

Синтаксические средства: 2, 4, 6.

Лексические средства: 3, 5, 7, 9.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

А – звукопись 3.

Б – предложения противопоставлены – антитеза 5.

В – клокочущий мир – эпитеты 1.

Г – сочится непонятной былью – метафора 8.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических ошибок нет.

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.

Аргументируйте!

Эпизоды из романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

Том III , часть 1, гл. XV . Ростов берет в плен французского офицера

С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер -- по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.

В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: "Je me rends! Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлезал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое-то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что-то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему.

Том III , часть 1, гл. I

… началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Том III , часть 2, гл. XXV . Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Свидание с Пьером.

Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? - сказал Пьер.

Да, да, - рассеянно сказал князь Андрей. - Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, - начал он опять, - я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. …

- Не брать пленных, - продолжал князь Андрей. - Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну - вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность - вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего - убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война - это любимая забава праздных и легкомысленных людей... Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия - отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство.

Том III , часть 2, гл. XXXII . Пьер на батарее Раевского

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.

В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что-то внизу, и видел одного, замеченною им, солдата, который, порываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» - и видел еще что-то странное.

Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек, в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что-то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.

Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят в плен мною?» - думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что-то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.

Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги.

Том III , часть II , гл. XXXIX

Бородинское поле после сражения

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и

мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным

крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали

урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и

Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были

пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с

испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны

Назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые

начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.

Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и

дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной

кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на

убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся

людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте...

Опомнитесь. Что вы делаете?"

Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало

одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга,

и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался

вопрос: "Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите,

делайте, что хотите, а я не хочу больше!" Мысль эта к вечеру одинаково

созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того,

что они делали, бросить всё и побежать куда попало.

Том IV , часть 4, гл. VI

Кутузов под Красным. Речь к войску (отрывок, о милости к побежденному противнику).

Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым блеском.

Вот что, братцы, - сказал он, когда замолкли голоса...

В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.

А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они - видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. - Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?

Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.

А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м... и... в г.... - вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.

Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно-стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, - это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком.

Эпизод из повести В. Л. Кондратьева "Сашка"

1)Идя к дальнему лесу, Сашка ещё не решил, что делать и как быть. (2) Разные мысли метались в голове с того момента, как услышал он слова командира батальона, которые тот выдавил через силу:

– (3)Немца – расстрелять.

(4)Может, встретится кто из начальства или комиссар вернётся, и тогда всё в порядке будет – непременно отменят приказ этот...

(5)Немец всю дорогу слюну глотал часто, и дёргался у него кадык, и у Сашки тоже в горле комок давит, дышать мешает. (6)Понимает он, что немец сейчас испытывает, какую тяготу несёт. (7)И завёл с ним Сашка мысленный разговор: «(8)Понимаешь, какую задачу ты мне задал? (9)Из-за тебя, язвы, приказ не выполняю. (10)И что мне за это будет, не знаю: может, трибунал, а может, комбат сгоряча прихлопнет? (11)Есть у него такое право – война же!»

(12)Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном, мучительном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. (13)И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. (14)Не может, и всё! (15)В бою фашист – враг, а здесь – пленный!

(16)И тут послышался позади какой-то крик. (17)Обернулся Сашка и обмер: маячила вдалеке высокая фигура комбата, шедшего ровным, неспешным шагом прямиком к ним.

(18)Побледнел Сашка, съёжился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце – идёт комбат, конечно, проверять, исполнен ли приказ его! (19)И что будет-то?..

(20)И верно, раздул капитан ноздри своего чуть кривоватого с горбинкой носа, но не закричал, не затопал, к кобуре с пистолетом руку не потянул, а глядел на Сашку хоть и сурово, но без злобы, очень серьёзно и вроде раздумчиво, – может, отошёл малость, одумался...

(21)Это дало Сашке надежду, и смотрел он на комбата без дерзости, но твёрдо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отзываясь болью в висках.

(22)Уже на ходу, на миг остановившись, комбат повернулся к Сашке и бросил:

– (23)Немца отвести в штаб бригады. (24)Я отменяю свое приказание.

(25)Сашка вздохнул радостно, полной грудью, снял каску, обтёр со лба пот, провёл рукой по ёжику волос. (26)Он окинул взором всё окрест – и удаляющегося комбата, и пустынную дорогу, и церкву разрушенную, которую и не примечал прежде, и синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо, словно впервые за этот день увиденное, и немца, из-за которого вся эта история вышла. (27)И подумал тогда Сашка, что коли живой останется, то из всего, им на переднем краю пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...

(По В. Кондратьеву, повесть "Сашка")



Читайте также: