Vii конгресс финно угорских народов. Всемирный конгресс финно-угорских народов

В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.

Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.

На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.

Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .

7-й Всемирный конгресс финно-угорских народов, который собирается раз в четыре года, недавно завершился в Лахти. 173 делегата и более 300 наблюдателей три дня обсуждали вопросы сохранения своих родных языков и культуры, отношения с властью и недропользователями, угасание старых и появление новых диаспор. В итоге всем стало очевидно, что форум нуждается в серьезных переменах.

Напряжение и настороженность некоторых делегатов проявились уже накануне конгресса. На вроде бы стандартный вопрос о планах и ожиданиях от Конгресса, заданный за десять дней до начала форума ни один из делегатов из Финляндии, Эстонии или Венгрии не ответил. Зато из Эстонии пришло письмо с сомнениями в объективности вообще всех российских журналистов. Впервые за 30-летнюю практику столкнулась с тем, что априори фактически в непрофессионализме обвиняют только потому, что ты из России. Захотелось понять, что за люди собираются на этот конгресс от имени целых народов и почему некоторые из них так политизированы?

Восторженный сосед

Погружение в этническую тематику началось еще в поезде "Москва-Хельсинки". В Твери в купе подсел 19-летний финский парень очень сносно говорящий по-русски.

Я, конечно, финн, но мама у меня русская, - слегка растягивая слова пояснил Микаэль, - во-от проведыва-ал бабушку и родственников в тверской деревне.

Оказалось, ежегодно "проведывающий" русскую родню молодой финн учится на строителя, восхищается современной архитектурой российской столицы, а весь его телефон забит фотографиями Москвы-Сити: "Этто очень сло-о-ожно постро-оить!". Однако о том, что весь финно-угорский мир съезжается нынче в финский городок Лахти, он не слышал, а кто там будет представлять его как финна – понятия не имеет. Это насторожило – а кого же тогда представляют люди, собирающиеся на Всемирный конгресс финно-угорских НАРОДОВ?

С вопросами про форум, имя и программу выбранного ими делегата я полдня приставала к местным финнам уже в Лахти – и в шумном торговом центре, и в тихом парке на берегу озера, но ответом было лишь недоумение.

Разные подходы

Из 23 финно-угорских народов только три – венгры, финны и эстонцы живут за пределами России, остальные – подавляющее большинство – в нашей стране. Несколько месяцев назад во всех финно-угорских республиках России состоялись съезды народов, где весьма эмоционально проходили выборы делегатов на Конгресс. Поэтому с той или иной долей достоверности можно сказать, что за каждым делегатом российских финно-угров стоит энное количество соплеменников. И каково же было мое удивление, когда выяснилось, что в других странах все было совершенно иначе.

Делегат от Эстонии Айвар Руккель увидел в интернете объявление, оставил заявку и вот он уже представляет эстонцев на Всемирном Конгрессе. Айвар уверен, в его родном Пярну мало кто знает про этот Конгресс.

– Я занимаюсь этническим туризмом и надеюсь найти здесь новые контакты прежде всего в России для развития бизнеса.

Жужа Шалански делегат от венгров тоже считает, что мало кто в Венгрии знает про Конгресс. Она звонко рассмеялась на мой вопрос о том, сколько именно венгров она представляет. Их делегация формировалась из узкого круга людей, которые профессионально занимаются финно-угроведением и правозащитной деятельностью в отношении нацменьшинств, причем преимущественно за пределами родной страны.

– У нас в делегации даже были пустые места, – признается Жужа. – Мы приехали познакомиться, завязать контакты, чтобы потом вместе работать по международным грантам.

Словом, происходящее в Лахти назвать Конгрессом народов можно лишь с очень большой натяжкой, правильнее было бы говорить о Конгрессе финно-угорских национальных активистов , а это все-таки не одно и то же.

Маленькое упёртое дерево

Статус Конгрессов традиционно поднимает присутствие президентов финно-угорских стран. Однако далеко не все из них ведут себя адекватно. Президенты Финляндии и Венгрии за рамки приличий не выходили, старались говорить об общих гуманитарных проблемах, например о глобализации, которая стала вызовом сохранению этнического многообразия. Но президент Эстонии Тоомас Ильвес , которому осталось быть на своем посту месяца полтора, пустился во все тяжкие и попытался политизировать культурный форум.

Ильвес вдруг заявил, что не может спокойно наблюдать, как сырьевая экономика теснит традиционную культуру, а "снег становится красным от страданий коренных народов Сибири из-за работы нефтяных компаний".

Под конец он сравнил финно-угорские народы с маленьким, но упорным деревом. Этот забавный персонаж участвует уже в третьем по счету финно-угорском конгрессе и неизменно с антироссийской риторикой. Все это тем более странно, что в самой Эстонии масса проблем с соблюдением прав нацменьшинств и в частности с правами сето, которых там в отличие от России просто не признают за народ.

О чем грустит Маяк?

– Мечтаю, чтобы малочисленные народы, особенно те, что живут на границе не использовали в политических целях, – Хелью Маяк – делегата от сето из Псковской области этот демарш эстонского лидера явно расстроил. – Мы ведь сюда приехали общаться, а если и есть у кого проблемы, то решаем их дома. Вот нас, к примеру, как признали коренным малочисленным народом в 2010 году, так сразу программу приняли областную: автобус рейсовый в наше село пустили, сельхозтехнику закупили, дома ремонтировать начали, музей-усадьбу в порядок привели.

Делегат от финнов публицист Вилли Роппонен много лет интересуется Россией, он член ассоциации финских художников и писателей, мечтает возродить в Финляндии интерес к России через этнический туризм. Сразу заговорчески сообщил, что неподалеку в ресторане скоро собирается альтернативный конгресс, где он тоже намерен принять участие, чтобы в кругу молодежи "дискутировать более открыто и критично". По слухам из соцсетей на альтернативные финно-угорские посиделки в ресторане собрались человек 20, и не случился он не столько по причине проливного дождя, помешавшего людям добраться, сколько из-за отсутствия интереса.

В поисках формата

Михаил Васютин – представитель марийской делегации, зампредседателя правительства республики Марий Эл был на всех семи конгрессах и считает, что нынешний переломный:

– Уже невозможно больше не замечать диссонанс в разности формирования делегаций от народов. Если в России проходят выборы на съездах народов, постоянно появляются новые лица и можно говорить о развитии движения и преемственности поколений, то наши зарубежные коллеги демонстрируют противоположный подход.

Уже 24 года от них приезжают одни и те же люди. Мы давно не только все их имена знаем, но и все их позиции выучили. Причем их активность почему-то всегда направлена не на общие для всех финно-угорские проблемы, а на попытки вмешаться в дела России, словно наши народы не самодостаточны. Хотя для обсуждения наших внутрироссийских дел у нас эффективно работает Ассоциация финно-угорских народов (АФУН).

Неоправданные менторские нотки вызывали недоумение и разочарование большинства российских делегатов. Странно выглядели зарубежные доклады о якобы вытеснении в России финно-угорского населения татарами и русскими. и напротив, самые любопытные и живые практики были как раз из российских регионов. Например, уникальный опыт работы в Петрозаводске издательства на карельском языке. Вопрос, стоило ли ехать за границу, чтобы услышать своих, звучал в кулуарах постоянно.

И все же стоило! Хотя бы для того, чтобы лишний раз убедиться, как мощно и по-разному развиваются сегодня финно-угорские народы в России, как сохраняют свою самобытность не на словах, а на деле. Почти все российские делегаты с гордостью надели национальные костюмы на открытие, а вот зарубежные финно-угры в большинстве своем словно стеснялись народной одежды, предпочитая дополнить обычный европейский костюм небольшими этническими деталями – брошками, платками, налобными ободками.

Смена лидера

6 сроков подряд – 24 года должность председателя консультативного комитета финно-угорских народов занимал ветеран национального движения коми Валерий Марков . Конгресс поблагодарил его за работу, а он после признался, что и не ожидал, до каких размеров разрастется скромная инициатива возникшая в далеком 1992 году в Сыктывкаре, когда опять же наши российские финно-угры впервые предложили собраться и посмотреть друг на друга родственным народам.

– Безусловно, сама форма конгресса должна меняться, – считает Марков.

Как именно – это большой вопрос, кто-то видит будущее конгресса, как консультативную площадку для профессиональных экспертов. Другие чуть ли не надпарламентской организацией. А вот воплощать задумки теперь уже будет новый председатель консультативного комитета финно-угорских народов – Татьяна Клеерова из Союза карельского народа. Она тоже ветеран движения, четверть века в национальном активе и настроена весьма оптимистично, считает, что самое главное для движения постоянно …меняться, а каждому народу сохранять самобытность в своей стране и не только беречь традиции, но и создавать на их основе что-то новое.

Насколько быстро и во что именно сможет модифицироваться конгресс сегодня сложно сказать, однако точно известно, что Восьмой по счету Всемирный конгресс финно-угорских народов соберется в 2020 году в эстонском Тарту.

Маргарита Лянге
Президент Гильдии межэтнической журналистки

Народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).

История

Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.

Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год).

Консультативный Комитет

Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.

Всемирные конгрессы финно-угорских народов

  • I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
    Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.
В 1-м конгрессе (1992, г. Сыктывкар) участвовали 14 делегаций финно-угорских народов и 3 парламентские (278 делегатов). Приняты декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов; создан Консультативный комитет финно-угорских народов. В работе 2-го конгресса (1996, г. Будапешт , Венгрия) участвовали 18 делегаций финно-угорских народов. Кроме пленарного заседания была организована работа секций политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, СМИ, совета молодёжной ассоциации (МАФУН). В 3-м конгрессе (2000, г. Хельсинки , Финляндия; одновременно здесь проходил конгресс МАФУН) приняли участие более 600 делегатов, гостей и наблюдателей от 21 финно-угорского и самодийского народа, представителей официальных правительственных структур, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО , ЕС , депутатов Европарламента , президент Венгрии, Финляндии, Эстонии. При финансовой поддержке Консультативного комитета и Фонда развития культур финно-угорских народов на русском и английских языках издаётся журнал «Финно-угорский вестник».
  • II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
    Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии.
  • III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
    Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии.
  • IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
    Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus .
  • V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
    Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
  • VI. -

Министерство образования Российской Федерации

Удмуртский государственный университет

Высший колледж социально-политических наук

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений

Дипломная работа

Всемирный конгресс финно-угорских народов

в системе региональных международных отношений.

Научный руководитель:

Работа допущена к защите ________________

Заведующий кафедрой ___________________

Ижевск 2001

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1 I Всемирный конгресс финно-угорских народов..…………………….. 6
1.1 Предпосылки создания конгресса финно-угорских народов ……………… 6
1.2 I Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………………… 13
Глава 2 II Всемирный конгресс финно-угорских народов ……………………… 16
2.1 Секция политика ………………………………………………………………. 17
2.2 Секция экономики …………………………………………………………….. 18
2.3 Секция культуры ………………………………………………………………. 19
2.4 Секция здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства,

молодежи и семьи …………………………………………………………………

20
2.5 Секция СМИ …………………………………………………………………… 21
2.6 Секция молодежи ……………………………………………………………… 21
Глава 3 III Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………….. 25
3.1 Секция – политика ……………………………………………………………. 25
3.2. Секция - культура и образование ……………………………………………. 31
3.3 Секция - экология и здравоохранение ……………………………………….. 39
3.4. Секция - медна и информационные системы ……………………………... 39
4 Заключение ………………………………………………………………………. 42
5 Примечание к введению ………………………………………………………… 45
6 Примечание к Главе 2 …………………………………………………………… 46
7 Примечание к заключению …………………………………………...………… 47
8 Библиография ………………………………………………………………….. 48
9 Приложение 1 ………………………………………………………………….. 49
10 Приложение 2 ………………………………………………………………… 52

Введение

На рубеже веков и тысячелетий в жизни человечества происходит большая переоценка ценностей.

Что-то уходит в безвозвратное прошлое, а то, что раньше находилось в тени, было в забвении, выходит на первый план. Подобные слова относятся ко всем сферам жизни современного общества; это и личная жизнь отдельных людей и общественная жизнь целых народов. В быстро меняющемся мире каждый народ стремится и сохранить себя и в то же время ищет основу сближения с другими народами. Этой основой для финно-угорских общества является языковое родство, т.к. все эти народы входят в одну финно-угорскую языковую семью.

Почему именно финно-угорские народы? Прежде всего, потому что автор этого диплома живет в Удмуртии; потому что мне не раз приходилось бывать на международных слетах старшеклассников финно-угорских народов (1995, 1996 гг) и поэтому я видела воочию как устанавливаются связи между такими, на первый взгляд разными представителями народов, как венгры и коми, финны и удмурты.

Каждый человек имеет право на свой родной язык и собственную культуру . Это закреплено и гарантируется международными конвенциями, что особенно актуально для малочисленных народов, живущих разобщено, т.е. относится и финно-угорским народам.

Думаю, что ни для кого не является секретом, что финно-угорские народы проживающие на территории Российской Федерации в силу ряда исторических, социально-экономических, территориальных, психологических факторов находятся в достаточно тяжелом положении. Практически все имеют отрицательный коэффициент прироста населения; количество людей, говорящих на своем родном языке сокращается; забываются старые традиции . Этот список можно продолжить и далее, однако, я думаю, становится понятным, почему народы финно0угорской языковой общности, вполне осознавая угрозу для своей самобытности, сочли необходимым интегрировать и сообща противостоять угрозе забвения своих языка и культуры.

Начинались все эти процессы с международных конференций финно-угроведов в 1960 году. Они способствовали расширению взаимодействия между народами и углублению знаний окружающего мира об этих народах . Начиная с 1985 года прошли многочисленные научные и политические мероприятия и исследования, посвященные анализу положения финно-угорских народов – экономического положения, демографии, языковой ситуации, правового статуса этих народов . А с 1992 года финно-угорские общественные организации начали вести активную деятельность, что подтверждается созданием Ассоциации финно-угорских народов (АФУН), проведением I съезда финно-угорских народов РФ. Целями и задачами этих мероприятий являлось консолидация усилий и координация действий финно-угорских народов в борьбе за выживание, возрождение, дальнейшее развитие .

В наши дни финно-угорское движение вышло на международный уровень. Консультативный комитет финно-угорских народов принимает участие и проводит сам многие международные мероприятия с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов .

Хотелось бы отметить отсутствие каких-либо серьезных исследований на тему о финно-угорском движении, его влиянии на жизнь финно-угорского общества.

В основном печатаются сборники документов, принятых на тех или иных съездах, конференциях и прочих мероприятиях; декларации, резолюции, уставы, а также доклады и выступления участников этих мероприятий. В данной работе использовались также отчеты различных обществ и отчет консультативного Комитета финно-угорских народов о проделанной работе.

Методологическую основу работы составили доклады участников конгресса, сборники документов; отчеты различных обществ и Консультативного Комитета.

Первая глава базируется на исследованиях Куликова К.И., Перевозчикова Ю.А., а также сборнике документов о Первом Всемирном конгрессе финно-угорских народов и ряде статей-откликов об этом событии. В основу второй главы легли исследования д-ра Нановски Д., а также Отчет Консультативного Комитета финно-угорских народов за 1996-2000гг. А третья глава основывается на резолюции Ш конгресса финно-угорских народов, и различных документов с этого мероприятия.

Цель

В данной работе поставлены следующие задачи: проследить предпосылки формирования финно-угорского движения, создание, проведение и результаты всех трех Всемирных Конгрессов финно-угорских народов, а также роль и достижения этого мероприятия для современного финно-угорского общества. Поставленными задачами соответствует структура работы, состоящая из введения, трех глав и заключения.

1 Глава 1

I Всемирный конгресс финно-угорских народов

1.1 Предпосылки возникновения конгресса финно-угорских народов

Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.

Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.

1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;

2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI-XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;

3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;

4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.

5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;

6. ПослеОктябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.

Международный конгресс финно-угроведов (англ. International Congress for Finno-Ugric Studies , латинский: Congressus Internationalis Fenno-Ugristarum ; CIFU ) - самое крупное научное совещание финно-угроведов разных стран, проводимое каждые пять лет. Первый конгресс был организован в 1960 г. в Будапеште , а юбилейный десятый в столице Марий Эл , в Йошкар-Оле .

О конгрессе

Международный конгресс финно-угроведов (МКФУ , CIFU ) - форум научной общественности финно-угроведения, а в широком смысле уралистики. На совещаниях принимают участие представители учёных кругов как финно-угорских, так и не финно-угорских народов. На первом конгрессе в 1960 г. присутствовало менее ста участников, на десятом в 2005 г. уже около шестисот. В тематике конгрессов ведущее место традиционно занимает лингвистика, но включены и другие разделы финноугроведения (уралистики), как этнография, фольклор, археология, антропология, история, литературоведение, культурология.

Каждый конгресс, как правило, начинается пленарными заседаниями с выступлением ведущих ученых. Работа продолжается в секциях, проводятся симпозиумы, организуются круглые стола. Научная работа сопровождается культурными мероприятиями, концертами, экскурсиями. Тексты докладов, прочитанных на совещаниях, печатаются и издаются в специальной серии МКФУ. Например, тексты докладов 10-го конгресса заполнили шесть томов.

Органы, организация

Конгрессы проводятся в разных городах, поочередно, в странах с финно-угорским населением. Место и научная программа конгрессов определяется Международным комитет ом, а организационные (в том числе финансовые) вопросы решаются местным Организационным комитет ом очередного конгресса.

Международный комитет конгрессов финноугроведов (МККФУ, ICFUC ) - неправительственная и некоммерческая организация, не юридическое лицо. Его основной задачей является обеспечение регулярности, преемственности и высокого научного уровня конгрессов. МККФУ действует в тесном контакте с отдельными национальными комитетами финноугроведов.

Комитет состоит из действительных и почетных членов. Кооптация новых действительных членов осуществляется путём тайного голосования.

Заседание комитета проходит во время работы очередного конгресса. На заседании сроком на пять лет в составе пяти членов избирается Исполнительный комитет , который работает между конгрессами. Один из членов Исполнительного комитета избирается Президентом МККФУ, он же будет Президентом очередного конгресса.

История

Создание

Идея создания международного научного форума финно-угроведов возникала уже в 1930-х годах. В 1947 г. в Советском Союзе была организована первая Всесоюзная Конференция Финно-угроведов. В 1955 г. в венгерском городе Сегед , а в 1958 г. в городе Хельсинки состоялись конференции с участием зарубежных финно-угроведов. Международный конгресс по инициативе венгерских и финских ученых, общественных деятелей впервые удалось организовать в 1960 г. Тогда же был создан Международный комитет (МККФУ) в составе десяти членов: Paul Ariste, Péter Hajdú, Erkki Itkonen, György Lakó, Майтинская, Клара Евгеньевна, Gyula Ortutay, Paavo Ravila, Серебренников, Борис Александрович , Wolfgang Steinitz, Kustaa Vilkuna.

Конгрессы

  • , CIFU I. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU II. Финляндия , Хельсинки .
  • , CIFU III. СССР , Эстонская ССР , Таллин .
  • , CIFU IV. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU V. Финляндия , Турку .
  • , CIFU VI. СССР , Коми АССР , Сыктывкар .
  • , CIFU VII. Венгрия , Дебрецен .
  • , CIFU VIII. Финляндия , Ювяскюля .
  • , CIFU IX. Эстония , Тарту .
  • , CIFU X. Россия , Марий Эл , Йошкар-Ола .
  • , CIFU XI.


Читайте также: