Века с животными. Собакены каменного века: истории первых отношений человека с животными

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. Еженедельно мы выбираем одну область знаний, в которой можно разобраться своими силами - с помощью книг, курсов, фильмов и лекций, в выборе которых редакции помогают приглашённые эксперты. Новый выпуск - о животных. Рассказываем, что читать, смотреть и чему учиться, чтобы обрести взаимопонимание со своим котом и узнать, о чём грустят слоны в зоопарке.

Нет сомнений, что между хозяином и его животным есть коммуникация . Без неё невозможно совместное проживание. Животное пытается быть понятным и ищет варианты, как заострить наше внимание на своих желаниях и потребностях. К примеру, все собаки разные: кто-то всё отдаст за вкусный корм, кого-то больше интересует игрушка, а кто-то просто очень хочет работать вместе с хозяином. Перейти на новый уровень общения со своим другом помогают инструкторы по дрессировке. Сейчас, когда тренировка всё чаще проводится на методе позитивного подкрепления (для знакомства можно посмотреть книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку!»), можно начинать заниматься даже с самыми юными щенками. Исследования говорят, что хорошо развитая собака может, как четырёх-пятилетний ребёнок, воспринимать несколько тысяч слов и выполнять команды, включающие до 20 слов. К тому же с собакой не обязательно говорить словами. Какие-то действия можно озвучить только вам с ней понятными звуками, однако если вы попробуете залаять, то скорее всего это будет воспринято как дурачество, а вот «рыкнуть» при должной подготовке можно вполне эффективно. Очень важен тембр голоса, более низкий голос более значим для собаки, чем высокий, воспринимаемый как визг. Всем, кто хочет лучше понять своих хвостатых друзей, я бы рекомендовала прочитать книгу Елены Николаевны Мычко «Поведение собаки », там очень понятно описана внутривидовая психология и способы её использования во взаимоотношениях человека и собаки.

Диана Ведяшкина

дрессировщица такс, артистка цирка «Аквамарин»

Собака понимает смысл человеческих слов, количество которых зависит от того, скольким словам её научили. Это как с детьми. Нужно заниматься их развитием, чтобы получить лучший результат. Безусловно, я не говорю о монологах на философские темы: их собаке не понять никак. Но простые вещи - легко. У животных бывают не только эмоции, но даже и депрессии. Чтобы определить, действительно ли животное грустит, надо хорошо знать его повадки и обычное поведение. Ошибка состоит в том, что люди нередко приписывают животному свои личные эмоции, которые могли бы возникнуть в какой-то конкретной ситуации. У собаки всё-таки логика и реакция отличаются от человеческой.

Что читать

Франс де Вааль. «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов »

Всемирно известный этолог, всю жизнь изучающий поведение приматов, обнаружил зачатки этики у шимпанзе и бонобо - об этом, а также о проявлениях эмпатии у слонов, собак и даже рептилий он рассказывает в своей книге.

Виктор Дольник. «Непослушное дитя биосферы »

Вице-президент Российского орнитологического общества вполне доступно объясняет, почему истоки наших страхов, желаний, агрессии и стыда имеют непосредственную связь с животными. Например, задумывались ли вы когда-нибудь, почему львы и другие крупные кошки больше других завораживают детей в зоопарке?

Оливия Джадсон. «Каждой твари - по паре: Секс ради выживания »

Нескучное сексуальное просвещение от эволюционного биолога и популяризатора науки Оливии Джадсон: половые акты длиной в десять недель, шипованные пенисы, беременные самцы и другие чудеса сексуальной жизни у животных, птиц и насекомых.

Каспар Хендерсон. «Книга о самых невообразимых животных: Бестиарий XXI века »

Совсем новая книга журналиста Каспара Хендерсона, которую в мае на русском языке выпускает издательство «Альпина нон-фикшн». Крабы йети, водяной медведь, угри, индийский мёдоед и японская макака - почти три десятка глав о самых удивительных животных, населяющих нашу планету.

Что смотреть

Франс де Вааль - об удивительных результатах экспериментов над шимпанзе и слонами

Для тех, кто не хочет читать книгу, о которой мы рассказываем парой абзацев выше: знаменитый приматолог рассказывает на TED о самых интересных экспериментах с участием зверей. Оказывается, например, что в сообществе обезьян очень чутко относятся к благосостоянию соседей.

Лорел Брайтман - о психических расстройствах кошек и собак

Американский историк науки и автор книги Animal Madness Лорел Брайтман рассказывает о том, что за забавными видео с домашними животными могут стоять весьма неожиданные проблемы.

Дениз Херцинг - о языке дельфинов

Исследователь Дениз Херцинг без малого 30 лет наблюдала за поведением трёх поколений атлантических пятнистых пингвинов. Своими выводами и идеями она делится со зрителями лекции на TED.

Мельбурнский университет: «Поведение животных »

Курс преподавателей одного из старейших австралийских университетов, посвящённый жизни животных в их естественной среде обитания: поисках пищи и партнёров, коммуникации и родительском инстинкте. Стартует 1 июня, но записаться можно уже сейчас.

Андрей Чабовский - о том, как животные принимают решения

Более академичный подход к теме: доктор биологических наук Алексей Кибовский рассказывает на «Постнауке» о том, как животные находят компромисс между репродукцией и выживанием.

Феликс Соболев. «Думают ли животные»

Медитативный научно-популярный фильм одного из самых известных советских документалистов. В создании принимали участие Берлинский университет имени Гумбольда, Киевский университет имени Шевченко и Дрезденский зоопарк, а закадровый текст выразительно читает советский актёр Алексей Консовский. По-настоящему монументальное произведение.

«Всё как у зверей»: Видеоблог Евгении Тимоновой

Биолог и красавица Женя Тимонова в своём видеоблоге рассказывает о дельфинах-буддистах, гиенах-феминистках и проституции у пингвинов - в общем, о том, что замолчали в программе «В мире животных».

Постнауке ») в следующий вторник прочитает лекцию по зоопсихологии в центре «Архэ». Рекомендуется подготовленному слушателю.

Где: центр «Архэ»

Сколько: 500 рублей

Жителям средневековья довелось существовать в такое время, когда суеверие было равноценно факту, а многие неправдоподобные вещи легко принимались на веру. Конечно же, Интернета и Википедии тогда ещё и в помине не было – да что там, даже более-менее доступных библиотек и заслуживающих доверия источников информации было по пальцам пересчитать. Да и вообще мало кто умел читать. Вот такие были суровые времена.

В общем, животные, конечно, не избежали участи быть предметом анализа средневекового человека, напичканного всеми его предрассудками, как религиозными, так и бытовыми, а также очаровательным средневековым менталитетом, который мог сподвигнуть толпы сжигать еретиков и ведьм на кострах инквизиции.

Путешествия тоже были непозволительной роскошью в то время. В общем, грубо говоря, люди находились в перманентном состоянии информационной блокады по всем фронтам. Но истории о животных любили все.

Основными источниками информации о братьях наших меньших служили ​бестиарии – что-то вроде энциклопедии о животных, но, конечно, с тяжёлым отпечатком своего времени. Правда, они не содержали оригинальных исследований – часто в бестиариях излагались «факты», которые являлись общепринятыми задолго до средних веков.

В общем, не самый точный источник на свете, но, за неимением других, люди считали бестиарии хранилищем точнейшей информации о животных на сегодняшний средневековый день.

Предлагаем вашему вниманию 10 фактов, которым бы обучили вашего ребёнка в средневековой школе, если бы тогда были школы.

10. Пчёлы

Пчёлам средневековые обыватели отказывали в праве быть рождёнными«нормальным» путём. Считалось, что они образуются из разлагающихся туш рогатого скота, а также из скоплений червей, которые СЛУЧАЙНО принимают форму такой туши.

Также считалось, что пчёлы выбирают короля и проводят свою короткую жизнь в войнах и междоусобицах. Еще в пчелином обществе существовали законы, нарушение которых каралось по всей строгости. В качестве наказания нарушитель должен быть совершить самоубийство, ужалив самого себя, но до суда дело обычно не доходило – нарушитель убивал себя просто от невыносимого чувства вины

Кстати говоря, согласно бестиариям, пчёлы – это птицы. Самые маленькие на планете. И, надо сказать, довольно странные.

9. Мышь

Мышей было много уже в средневековье. Настолько много, что средневековые эксперты решили, что мышь произошла из вездесущей первобытной грязи.

Однако, не все «учёные» придерживались такого мнения, то еcть не все считали мышей просто маленькими кусочками земли, решившими отрастить себе ушки, лапки и хвост: Плиний Старший говорил, что египетская и альпийская мышь способны ходить на двух лапах, как люди.

Если вы боитесь мышей, представьте, как маленькая земляная мышка приближается к вам на двух задних лапках. Ну, или передних.

8. Бобёр

Ах, эти прелестные пушистые создания, строящие плотины везде, где только можно, и злящие этим всех хозяев рек и озёр, которым приходится разбираться с непрошеными гостями.

Скорее всего вам известно, что за бобрами охотятся по причине того, что они являются обладателями ценных меха и кожи. Но, согласно средневековым исследователям, последнее, за чем стоит охотиться – это шкура бобра. По их мнению, куда важнее другое: его гениталии!

Гениталии бобра действительно широко использовались в средневековой медицине. Но это не самое плохое.

Видите ли, бобры – очень жизнелюбивые животные. Потому, когда они понимают, что находятся в западне и им уже не выбраться, они жертвуют своими гениталиями для того, чтобы выжить. Как? Очень просто. С помощью своих характерных зубов, крошащих дерево. Идеальный инструмент для самокастрации. Так вот, они отгрызают свои гениталии и бросают их преследователям.

Да, наши предки были уверены в этом.

7. Кукушка

Эта птичка выпрыгивает из часов каждый час, чтобы оповестить нас о том, что время не стоит на месте. Согласно средневековым тщательным научным исследованиям, у кукушки есть странные привычки.

Например, кукушки слабые и крылья у них короткие, поэтому перелёт на длинные дистанции – не для них. Поэтому, вместо того, чтобы махать крыльями и натужно пыхтеть, они просто цепляются на спину коршуну. Как конкретно это происходит, пояснений не даётся.

Но это не единственное проявление кукушкиной лени. Они ещё и абсолютно не склонны к труду – до такой степени, что иногда не заботятся даже о собственных отпрысках. Они просто подкидывают свои яйца в гнездо к другой птице и наслаждаются своей беззаботной жизнью дальше, не мучаясь угрызениями совести.

А ещё из их слюны создаются цикады, те маленькие надоедливые насекомые, не дающие вам спать летними ночами.

Надо отметить, что некоторые птицы действительно оставляют свои яйца в чужих гнёздах, в том числе и некоторые виды кукушек, так что в этом случае средневековые исследователи оказались правы. Но цикады…Вы серьезно, ребят?

6. Козёл

Козлы были весьма распространенными животными в Средневековье, но, как ни странно, это не останавливало людей от попыток строить сомнительной научной ценности предположения вместо того, чтобы исследовать то, что было у них под носом в огромном количестве.

Хотя средневековые изображения и описания козла на самом-то деле не вызывают особенных подозрений, пока не звучит такой вот тезис: самцы козлов очень любвеобильны, потому их кровь невероятно горяча. Настолько горяча, что способна расплавить бриллиант – самую твёрдую субстанцию на свете.

Говоря точнее, кровь неудовлетворённого козла растворит даже «камень, который неспособны уничтожить ни железо, ни огонь». О проводившихся опытах, правда, нигде не упоминается.

5. Каменный козёл

Каменный козёл – близкий родственник простого козла, ещё его зовут «горным козлом», так как чаще всего его можно встретить бодро скачущим по горам.

Головы этих отчаянных прыгунов оснащены двумя увесистыми, круто закрученными рогами, способными убрать с дороги всякого, кто мешает козлу беззаботно прыгать дальше.

Но для средневековых жителей всё не могло объясняться так просто. По их мнению, козёл не стал бы прыгать по скалам, не будь у него иммунитета к падению: то есть,чего-то встроенного в его организм, что на 100% препятствует падению.

Они верили, что, даже если козлик свалится, то он просто приземлится на свои классные рога, и всё будет хорошо. Рога, кстати, очень крепкие, поэтому от такого удара они не разобьются. Целый и невредимый козёл просто встанет, потрясёт головой и… поскачет дальше. Обыкновенный день обыкновенного козла-ниндзя.

4. Пеликан

Пеликаны, на первый взгляд, безобидные создания. Но в Средневековье они были известны как ужаснейшие и опаснейшие животные. У пеликанов бывают птенцы, что абсолютно нормально. Но, согласно средневековым представлениям, стоит только птенчикам легонько клюнуть своего родителя, как пеликан срывает свою злость на малыше, убивая его.

Но у истории счастливый конец: после содеянного, через 3 дня траура, мать заклёвывает сама себя до крови. Как только кровь матери падает на тушки детёнышей, они оживают.

Но это не единственное заблуждение о пеликанах, пришедшее из далёких веков: также считалось, что пеликаны ЕДЯТ КРОКОДИЛОВ. Крокодилов! Чёрт возьми, это правда самая суровая птица на свете!

3. Собака

Старый добрый четвероногий друг человека. Собаки стали неотъемлемой частью человеческой жизни – мы впускаем их в свой дом, берём на охоту, делим с ними пищу… Мы полюбили этих ребят с тех пор, как кто-то бросил кусок мяса волку.

Но в представлении человека из Средневековья они даже круче, чем в нашем. Во-первых, считалось, что собака не существовала без человека, а значит, создана для него и многофункциональна в быту. Считалось, что своей слюной собаки способны заживлять даже самые суровые раны.

Собачьи верность и храбрость воспевались в легендах. Например, существует такая: король ​гарамантов был взят в плен своими врагами. И спасли его не верная армия и не рыцари, а 200 личных псов. После освобождения хозяина верные четверолапые сопровождали короля в его земли, бесстрашно сражаясь с любым, кто пытался встать у них на пути и снова пленить короля.

Ещё есть легенда о человеке, который был убит, и его собака верно сторожила его хладный труп. Целая толпа зевак не могла оттащить её от тела хозяина.

Убийца, не успевший скрыться, решил, что менее подозрительно будет присоединиться к толпе зевак. Как только собака увидела его, она атаковала. Киллер мгновенно признался в убийстве, и тогда толпа оттащила от преступника разъярённое животное.

2. Ласка

Ласка – маленькое животное. Большинство из нас хотя бы отдаленно представляет себе, как она выглядит. Но жители средних веков знали значительно меньше. Точнее, они довольствовались очень смутными догадками.

Во-первых, ласка считалась грязным животным, употреблять которое в пищу крайне не советовалось. Ещё полагали, будто ласка испражняется через ухо (!) и рожает через рот.

Некоторые, правда, говорили, что всё ровно наоборот: рожает ласка через ухо, а испражняется через рот. В средневековье этот факт, должно быть, вызывал ожесточённые научные споры, но вот что было известно точно, так это то, что зверёныш, родившийся из правого уха – мужского пола, а из левого – женского.

1. Пантера

Когда-нибудь слышали о пантере? Животное на картинке не очень-то на неё похоже, правда? Вы не поверите, но это ещё относительно достоверное изображение пантеры, дошедшее до нас из средневековья.

Тогда её описывали как «ласковое разноцветное животное, чей единственный враг – дракон». В общем, по мнению наших предков, пантеры охотились на драконов.

После того, как охота увенчалась успехом, и пантера наелась драконьим мясом вдоволь, она находит себе уютную нору и спит там 3-4 дня. Когда же она просыпается, она сотрясает округу громовым рыком.

Пока животное рычит, из его пасти распространяется сладкий запах, за которым безропотно следуют все загипнотизированные им животные. Кроме дракона. Драконы, по какой-то неведомой причине, до смерти боятся пантер.

Никто толком не говорил о том, что случается с животными, которые «приходят на зов», так как подразумевалось, что главное – это то, что пантера охотится на драконов, а всё остальное уже не так интересно.

На протяжении долгого периода история не рассматривала сюжеты, связанные с животными. Все интересные истории про животных, казались историкам пустыми и не нужными. Освещать животным целые исследования считалось бессмыслицей. Но это мнение – устарело. Ученые заметили, что животное, рассмотренное в определенном контексте, помогает анализировать разные области истории: социальной, юридической, символической, религиозной и другими. Основную роль в понимание образа животного в истории сыграли медиевисты. Стоит отметить, что документы, с которыми работают медиевисты. В этих источниках ученные постоянно встречают упоминание о животных. Животных можно увидеть в изображениях, народном творчестве, ругательствах. Так же животных являются убранством церквей.

Основными источниками о животных являются бестиарии. Бестиарий – сборник статей о животных, в которых подробно описываются всевозможные существа реальные и не существующие на самом деле. Можно отнести к особому средневековому жанру литературы. Бестиарий можно поделить на две части. В первой части описывалась физиология животного. В этой части описывали строение животного, его повадки. Вторая часть – теологическая. Здесь рассматривается значение животного в христианском мире. Но обе части описания животных тесно переплетены друг с другом. Особенно популярны были бестиарии в XII-XIII веках, появились разнообразные бестиарии, набор живых существ отличался у каждого автора.

В бестиариях появляется идея зверя не только как природного, но и как культурного феномена. Животные используются, как символы. Изображения животных можно читать, как текст. В бестиариях идет объяснение животного. Такое объяснение нельзя найти, например, в храмах. Там есть только изображение без текста. Средневековые люди постоянно искали язык Бога. Бог не имеет языка, но как он общается с людьми. Он общается с помощью символов. Языком вещей, таким образом, звери – вещи, с помощью которых разговаривает Бог. В языке Бога всегда присутствует антитеза: добро и зло, праведник и грешник. То же самое средневековые люди замечали у животных. Каждое животное могло рассматриваться со стороны добра и со стороны зла.

В своей работе я хочу понять, какую роль занимали животные в средневековом обществе. Как люди понимали животных? Какое место им отводилось в мире? Что хотели сказать средневековые люди, изображая разнообразные существа в украшениях храмов, домов, своих гербах.

Средневековый бестиарий дает возможность, понять, как наши предки думали об окружающем мире. Средневековый человек всегда искал связь между видимым и скрытым. Главным образом это относится к тому, что находится в этом мире и тем, что находится в потустороннем. Так животные в средневековье являются нечто иным, не тем, чем пытаются казаться, таким образом, в бестиариях сталкивается две реальности: одна видимая. А другая символическая. Так в Средневековье часто занимались семиотикой, то есть объединением разных частей в одно целое. Так часто средневековые люди изображали дьявола, используя различные части тела разных животных. Что бы объяснить такие изображения, безусловно, нужно понять символический смысл каждого. То есть средневековые творцы отклонялись от привычного, это отклонение помогал показать столкновение противоположностей. Всегда две части разного объединенные в целое несут различный символ.

Так, например, одно из самых популярных животных в Средневековье - это лев. Львы встречаются повсюду, в изображениях, скульптурах, ткацких узорах. Особенно популярны львы в церковном убранстве. Так же его можно увидеть в декоре книг. Лев - самая частая фигура в средневековой геральдике. На 15 % гербов можно найти изображение этого хищника. Даже многие наследные правители помещали льва на свои гербы, исключение из правил является император и король Франции. Все признаю льва царем зверей. Авторы бестиариев приписывают ему доблестные качества война.

Многие видели во льве образ Христа. Это доказывалось из-за физиологии и повадок этого животного.

1. Львы любят охотиться на возвышенностях. Если он замечает преследование, то заметает свои следы хвостом, его невозможно найти. То же можно сказать о Христе. Дьявол пытался его искушать, но тот не поддался.

2. Львы спят с открытыми глазами. Так же Господь, был убит в человеческом обличие, но его божественная сущность бодрствовала.

3. Львицы рождают детенышей мертвыми, и они остаются мертвыми в течение трех дней, пока не придет отец - лев и не оживит их своим дыханием. Точно так же поступил Бог, воскрешая Иисуса Христа на третий день.

4. Так же по отношению к людям львы очень терпеливы, они никогда не нападут первыми. Только ранение может разгневать это животное. То есть лев - это благородное животное.

5. Так же лев никогда не переедает. Они принимают пищу и воду в разные дни. А так же если они чувствуют, что много съели. То осторожно лапами достают мясо из пасти.

Все эти особенности позволяли средневековым людям считать льва воплощением Христа.

Название животного трактуется, как производное от греческого слова leon, что переводится как «король». То есть даже в его название сосредоточена власть и сила.

Как и в любом животном средневековые люди видят во льве и негативные стороны. Он жестокий, жаждет крови, он часто испытывает гнев. Он не использует свои силу во благо. То есть иногда борьба человека со львом рассматривается, как бой с Сатаной. Это можно проследить в таких сюжетах про Давида или Самсона. Часто в изображениях дьявола используется одна черта льва - это гнев. Гнев на средневековых творениях изображают в виде лежащей 8. Такое же положение губ изображают на полотнах со львами или дьявола.

Но чаще всего образ льва ассоциируется с добром. Таким образом, нужно было найти противопоставление царю зверей. То есть сделать плохого льва, который хочет занять место хорошего. Таким львом стал леопард. Он внешне очень похож на льва, только не имеет гривы, и у него пятнистая окраска. Он свергнутый царь зверей. Его пятна - это главный показатель его греховности. Каждое пятно - фигура греха. Так в средневековом искусстве, часто дьявол изображается рябым, это отсылка к греховному леопарду.

Если продолжать рассматривать семейство кошачьих, то еще одним добрым животным является пантера. В Средневековом мире пантера и леопард тождественно не равны. В средневековой культуре это разные животные. Пантера черного цвета, на ней нет пятен. У этого зверя нет врагов, кроме дракона. Пантера вкусно пахнет, этот запах отпугивает дракона и тот бежит от запаха пантеры. Это один из главных символов добра, потому что дракон всегда рассматривался средневековыми людьми, как дьявол.

Дракон для Средневекового человека, это абсолютно реальное животное. Это самый большой среди всех змей и других животных. В бестиариях можно встретить различные описания драконов. С одной стороны - это просто большой змей. С другой стороны, его описывали, как большую летающую ящерицу. Главная особенность дракона - это то, что он подстерегает. Он ждет свою добычу, а потом ее убивает. То же самое делает и дьявол он подстерегает человека на пути к Богу. Если рассматривать этого животного с точки зрения литературы, то многие рыцари изображающиеся с щитом, на котором был изображен дракон - были язычниками.

Интересно отметить то, что в бестиариях всегда отмечено много не существующих существ: русалки, единороги, мантикоры и другие. Для современного человека, очевидно, что это мифологические существа, но средневековые люди не осмысливали критически многие данные, они использовали древних авторов, как проверенные и достоверные источники. Многая информация, которая попала в бестиарии, являлась преданиями разных людей. Так, например, охотники говорили. Что медведица рождает бесформенные глыбы. У авторов не было оснований не верить им. Ведь сам он никогда не встречался с медведем.

Так одной из особенностей средневековья является вера в то, что море полностью повторяет сушу. Что в мире все параллельно. На суше есть собака, в море есть ее аналог - акула. Нельзя поспорить с тем, что на суше есть конь, а в воде обитают морские коньки. Значит, если все животные имеют своих двойников, то можно в море найти и двойников людей. Так, в 1554 году было опубликован рисунок рыбы-епископа, ранее это существо принималось за чудовище. Некоторые ученые подозревают, что этими животными были моржи. Но самое главное в этой теории о двойниках, является то, что мифологические существа - являлись нормой для средневекового человека. Так русалки или водяные - это просто водные мужчины и женщины.

Но не только устные рассказы и теории, так же огромное место занимают мифологические сюжеты. Так, жители Нила, напуганные бедуином на коне, приняли его за невиданное существо, которое назвали кентавром. Это было отмечено в пергаментах. Этот сюжет уже давно забылся, но авторы бестиариев относились к ним серьезно и описывали в своих трудах.

Так же большое значение имела древняя религия, когда люди поклонялись различным богам. Так многие из этих богов имели черты человека и животного. Из этих ранее религиозных верований тоже появлялись необычные существа. Например, крылатого персидского быка впоследствии описывали, как грифона.

Еще одна причина появления невиданных животных это - этимология. Ученые того периода были увлечены переводом, транскрипцией и интерпретациями. Библия же была написана на нескольких языках и постоянно переводилась. Но часто случалось, что один язык не мог предоставить аналогов какого-либо слова. Из этого возникали языковые проблемы. Например, василиск появился только из-за появившейся буквы с в слове базилик. Эти изменения неизбежны, так как бестиарии переводились и переписывались в течение долгих лет.

Бестиарии имели огромное значение для Средневекового человека. Ведь в любом своем действие он видел разговор с Богом. Так, например, в Средневековый период прекратилась охота на кабана. Теперь люди хотели поймать тихого оленя вместо буйного кабана.

Кабан, животное, которое восхваляли античные охотники и считали честью завалить на охоте кабана, в Средневековый период потерял свою привлекательность. В бестиариях это животное собрало в себе шесть смертных грехов: жестокость, гнев, гордыня, похоть, чревоугодие, зависть и праздность. Так же об аде напоминает и внешний вид животного: черная шерсть, вздыбленная ключица, неприятный запах, ужасающий рев, торчащие острые клыки.

Противопоставляется кабану - олень. Олень - это животное Христа. Олень становится чистым целомудренным животным, поэтому занимает место королевской добычи. Хотя в Античное время олень занимал место трусливого зверя, на которого не стоит тратить время.

Таким образом, Средневековая культура перевернула ритуал охоты совершенно в новом направлении.

Церковь никогда не приветствовала охоту, но полностью искоренить ее была не в силах. Но с помощью трактовки животных и символов церковь смогла направить охоту в более миролюбивое русло. Она сделала охоту менее опасной. Опасная охота на кабана или медведя была неверным путем, христианин не должен был по нему идти. Он должен был выбрать оленя. Таким образом, символизация животных помогала регулировать этот аспект.

В Средневековье отношение к животным было двойственным. С одной стороны животное должно резко отличатся от человека. Человек создан по образу и подобию Бога, а животное - существо несовершенное, нечистое. Именно поэтому животные так часто появляются в средневековых изображениях или писаниях. Это попытки показать разницу. Между животным и человеком не может быть ничего общего. Именно поэтому в средневековье запрещалась, переодевается в животное или подражать поведению животного. Так же нельзя было чествовать животных. Люди не должны были иметь с животными отношений, начиная с привязанности к отдельному животному, например лошади или собаке, заканчивая злодеяниями, как колдовство и скотоложство.

Но с другой стороны, некоторые средневековые авторы говорят о родстве всех живых существ. Они задавались вопросом о том, что Иисус Христос пришел спасти всех живых существ, все ли животные входят в определение «все» и входят ли вообще. Одни из доказательств того, что животные тоже получили спасение - это рождение Иисуса Христа в хлеву, рядом с животными. В конце XIII века так же обсуждались вопросы о будущей жизни животных: о попадание животных на небеса. Так же обсуждались и земная жизнь животных: должны ли животные поститься, и можно ли заставлять их работать в воскресенье. Но главным вопрос: можно ли животное считать морально ответственным за свои поступки существом.

Интерес к моральной ответственности животных можно ярко проиллюстрировать, рассмотрев судебные процессы над животными. Эти процессы известны с середины XIII века, известно, что они проводились примерно три столетия.

В 1386 году в Фалезе в Нормандии была проведена казнь свиньи. Она была одета в человеческую одежду. Сначала животное привязали к лошади и проволокли по улицам. На ямочной улице был установлен эшафот и построена виселица. Свинья была изуродована, ей отрезали пол морды и мясо с ляжек, а потом повешена за задние ноги. Из-за ран животное быстро скончалось. В конце труп свиньи еще раз проволокли по улицам. Останки животного были сожжены. Чуть позже это событие было увековечено на на панно в церкви.

Осуждена свинья была на такую смерть из-за того, что была виновна в смерти младенца. Она частично съела его лицо и ноги. Именно такие телесные повреждения были нанесены и ей. Интересно отметить, что не хозяин свиньи, не родители, оставившие ребенка, не были наказаны. Считалось, что для хозяина наказанием является потеря свиньи, а, следовательно, дохода. Родители же наказаны потерей ребенка.

Это не единичный случай, когда животное казнили. Это была распространённая практика. Животное, которое совершило преступление, сначала заключали под стражу, чуть позже проводили слушание и объявляли приговор, потом происходило его исполнение. У животного даже был адвакат, но его функция была скорее формальной, потому что он не стремился никаким образом оправдать животное.

Так же можно сделать заключение, что во время содержания под стражей животных могли пытать. Например, в 1457 году зафиксирована, что под пытками свинья призналась в том, что убила ребенка и частично его съела накормив своей жертвой своих шестерых поросят.

Процессы и наказания проводились не только над домашними животными, и не всегда в единичном порядке. Так лесные мыши, слизни или майские жуки могли быть наказаны. Этими наказаниями обычно занималась церковь. Так часто разных животных или насекомых отлучали, подвергали анафеме за то, что они наносят вред посевам. Так в 1516 году в районе Вильнокса саранче предлагалось мирно покинуть виноградник в течение шести дней, иначе саранчу бы отлучили от церкви. Такие угрозы звучали в адрес многих видов: слизней, гусениц.

Эти коллективные дела оставили на много информации в архивах, возможно, это произошло из-за того, что ими занималась церковь.

Таким образом, можно выявить типологию процессов над животными, их можно поделить на три типа.

1. Индивидуальные дела, возбуждающие против домашних животных, одной особи. Обычно это было убийство или ранение человека. Это дело относится к уголовному преступлению. Этими делами никогда не занимается церковь. Это дело светской власти. Обычно провинившаяся особь проходила через все стадии процесса, но если ей удавалось бежать, то ее заменяли другой. Единственным исключением было то, что приговор не исполнялся.

2.Коллективные дела против крупных или мелких животных. Это могут быть волки или кабаны, а так же мелкие крысы или даже насекомые. Они обвинялись либо в том, что угрожают безопасности людей, или в том, что уничтожают урожай. Этими делами занималась церковь, обычно она проклинала, предавала анафеме или отлучению от церкви весь вид. Этот процесс объяснялся тем, что Бог проклял змея, который стал орудием Дьявола.

3.Это преступления связанные со скотоложством. Об этом типе мало, что известно, потому что после приговора документы, связанные с этим делом сжигались вместе с преступниками. Преступников человека и животное живыми помещали в один мешок и заживо сжигали.

Чаще всего к судам привлекались свиньи. Это можно объяснить по–разному. Во-первых, свиньи были самым популярным домашним животным. Во-вторых, эти животные обладали более свободным перемещение, чем другие. В городах, они исполняли роль мусорщиков, поэтому их можно было увидеть везде. Именно поэтому, им было достаточно просто причинить ущерб и стать причиной несчастных случаев. В-третьих, это родство с человеком. Для средневекового человека – свинья это самое близкое животное. Они считали, что это животное больше других похоже анатомически на человека. А если свинья похожа на человека анатомически, скорее всего она похожа на него и душевно.

Все эти процессы служила в средневековье, как назидание. Это некий ритуал, который демонстрирует справедливое правосудие. Это демонстрация того, что даже животные не могут уйти от закона. Так же это действие показывает весь инквизиционный процесс.

В Средневековье люди во всем искали смысл. Язык вещей – язык смыслом считался языком с Богом. Бестиарии давали трактовку каждому животному, объясняли его смысл. С одной стороны, это помогало церкви регулировать социальные действия, например охоту. С другой стороны, светская власть могла использовать животных, как устрашение и демонстрацию своей справедливости. Нельзя не рассмотреть важность церковных изображений, где разные части животного описывают дьявола.

Нельзя забывать о том, что с другой стороны животное всегда ставилось ниже человека, ведь оно не было создано по подобию божьему. Поэтому любое поклонение принималось, как отклонение от веры.

Список литературы

1. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья.С-Пб.: Alexandria, 2012. 163с.

2. Уайт Т. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире. М.:Центрополиграф, 2013 183с.

Вымирание - это естественный процесс: типичные виды становятся вымирающими в течение 10 миллионов лет после своего появления на Земле. Но сегодня, когда планета сталкивается с целым рядом серьёзных проблем, таких как перенаселение, загрязнение окружающей среды, изменение климата и т.п., потеря видов происходит в тысячи раз быстрее, чем это было бы естественным образом.

Сложно узнать точно, когда те или иные виды исчезнут из дикой природы, но с уверенностью можно сказать, что каждый год вымирают тысячи видов животных.

В этой статье мы предлагаем взглянуть на недавно вымерших животных, которых нам будет не хватать больше всего. От яванского тигра и карибского тюленя-монаха до маврикийского дронта (или додо), перед вами - 25 вымерших , которых мы больше не увидим.

25. Мадагаскарский карликовый бегемот

Когда-то широко распространённый на острове Мадагаскар, мадагаскарский карликовый бегемот был близким родственником современного гиппопотама, хотя и был гораздо меньше.

Согласно первоначальным оценкам, предполагалось, что этот вид вымер ещё около тысячи лет назад, однако новые свидетельства показали, что эти бегемоты могли обитать в дикой природе вплоть до 1970-х годов.

24. Китайский речной дельфин


Известный под многими другими названиями, такими как "байцзи", "дельфин реки Янцзы", "белоплавниковый дельфин" или "дельфин Янцзы", китайский речной дельфин был пресноводным дельфином, обитавшим в реке Янцзы в Китае.

Популяция китайских речных дельфинов резко сократилась к 1970-м годам, поскольку Китай стал интенсивно использовать реку для рыболовства, транспорта и гидроэлектроэнергии. Последний известный оставшийся в живых китайский речной дельфин по кличке "Цици" (Qiqi) умер в 2002 году.

23. Длинноухий кенгуру


Открытый в 1841 году, длинноухий кенгуру - это вымерший вид семейства кенгуровых, обитавший в юго-восточной части Австралии.

Это было небольшое животное, чуть крупнее и стройнее своего ныне живущего родственника - рыжего заячьего кенгуру. Последней известной особью этого вида была самочка, добытая в августе 1889 года в Новом Южном Уэльсе.

22. Яванский тигр


Когда-то часто встречавшийся на индонезийском острове Ява, яванский тигр был очень маленьким подвидом тигра. В течение XX века население острова многократно возросло, приведя к массовой расчистке лесов, которые превращали в пахотные земли и рисовые поля.

Загрязнение среды обитания и браконьерство также способствовали исчезновению этого вида. Яванский тигр считается вымершим с 1993 года.

21. Стеллерова корова


Стеллерова корова (или морская корова, или капустница) - это вымершее травоядное морское млекопитающее, которое когда-то изобиловало в северной части Тихого океана.

Это был крупнейший представитель отряда сирен, включающего в себя его ближайших ныне живущих родственников - дюгоня и ламантина. Охота на стеллеровых коров из-за мяса, кожи и жира привела к их полному истреблению в течение всего 27 лет с момента открытия вида.

20. Тайваньский дымчатый леопард

Когда-то тайваньский дымчатый леопард был эндемиком Тайваня и подвидом дымчатых леопардов, редких азиатских кошек, которые считались эволюционным звеном между большими и маленькими кошками.

Чрезмерная лесозаготовка уничтожила естественную среду обитания этих животных, и в 2004 году вид был объявлен вымершим после того, как 13.000 камер-ловушек не показали никаких признаков присутствия тайваньских дымчатых леопардов.

19. Рыжая газель

Рыжая газель - это вымерший вид газели, которая, как полагают, обитала в богатых осадками горных районах Северной Африки.

Этот вид известен всего тремя особями, приобретёнными на рынках в Алжире и Омане, севернее Алжира, в конце XIX века. Эти экземпляры хранятся в музеях в Париже и в Лондоне.

18. Китайский веслонос


Иногда также называемый "псефур", китайский веслонос был одной из крупнейших пресноводных рыб. Неконтролируемый чрезмерный рыбный промысел и разрушение естественной среды обитания поставили этот вид под угрозу исчезновения в 1980-х годах.

Последнее подтверждённое визуальное наблюдение этой рыбы произошло в январе 2003 года в реке Янцзы, Китай, и с тех пор вид считается вымершим.

17. Лабрадорская гага


Лабрадорская гага, как считают некоторые учёные, была первым эндемичным видом птиц Северной Америки, который исчез после Колумбова обмена.

Она уже была редкой птицей до прибытия европейских переселенцев, и вымерла вскоре после этого. Самки имели серый окрас, в то время как оперение самцов было чёрно-белым. Лабрадорская гага имела продолговатую голову с небольшими, как бусинки, глазами и сильным клювом.

16. Пиренейский козерог


Когда-то бывший эндемиком Иберийского полуострова, пиренейский козерог был одним из четырёх подвидов испанского козерога.

В средние века дикая коза изобиловала в Пиренеях, однако популяция быстро сократилась в XIX и XX веках из-за неконтролируемой охоты. Во второй половине XX века в этом регионе сохранилась лишь небольшая популяция, а в 2000 году последний представитель этого вида был найден мёртвым.

15. Маврикийский дронт, или додо


- это вымершая нелетающая птица, которая была эндемиком острова Маврикий в Индийском океане. Согласно субфоссильным останкам, маврикийские дронты были около метра в высоту и, возможно, весили до 21 кг.

О внешнем виде маврикийских дронтов можно судить только по рисункам, изображениям и письменным источникам, поэтому о прижизненном облике этой птицы доподлинно неизвестно. Додо в популярной культуре используется как символ вымирания и постепенного исчезновения вида.

14. Оранжевая жаба


Оранжевые жабы были небольшими, длиной до 5 см, жабами, которые раньше встречались в небольшом высокогорном регионе севернее города Монтеверде, Коста-Рика.

Последняя живая особь этого животного была обнаружена в мае 1989 года. С тех пор не зафиксировано никаких признаков, подтверждающих их существование в природе. Внезапное исчезновение этой красивой лягушки, возможно, было вызвано грибком класса хитридиомицеты и обширной потерей среды обитания.

13. Шуазёльский голубь

Иногда также упоминаемый как хохлатый толстоклювый голубь, шуазёльский голубь является вымершим видом голубя, который был эндемиком острова Шуазёль (Choiseul) на Соломоновых островах, хотя существуют неподтверждённые сообщения о том, что представители этого вида могли обитать и на некоторых близлежащих островах.

Последнее документально подтверждённое наблюдение шуазёльского голубя было в 1904 году. Считается, что эти птицы вымерли вследствие хищнического истребления кошками и собаками.

12. Камерунский чёрный носорог


Будучи подвидом чёрного носорога - вида носорогов, находящегося на грани исчезновения - камерунский чёрный носорог когда-то был широко распространён на территории многих африканских стран, включая Анголу, Кению, ЮАР, Эфиопию, Чад, Руанду, Ботсвану, Замбию и другие, однако безответственная охота и браконьерство сократили популяцию этого удивительного животного к 2000 году всего до нескольких последних особей. В 2011 году этот подвид носорогов был объявлен вымершим.

11. Японский волк


Также известный как волк Эдзо (Ezo), японский волк - это вымерший подвид обыкновенного волка, который когда-то населял побережье Северо-Восточной Азии. Его ближайшими родственниками были, скорее, североамериканские волки, нежели азиатские.

Японский волк был истреблён на японском острове Хоккайдо в период Реставрации Мэйдзи (Meiji Restoration), когда проведение реформ в сельском хозяйстве в американском стиле сопровождалось использованием наживок со стрихнином для уничтожения хищников, представлявших угрозу для домашнего скота.

10. Карибский тюлень-монах


Прозванный "морским волком", карибский тюлень-монах был крупным видом тюленей, населявших Карибский бассейн. Чрезмерная охота на тюленей ради жира и истощение их источников пищи являются главными причинами вымирания вида.

Последнее подтверждённое наблюдение карибского тюленя-монаха датируется 1952 годом. Этих животных больше не видели до 2008 года, когда вид был официально признан вымершим после пятилетнего поиска оставшихся в живых особей, который закончился ничем.

9. Восточная пума


Восточная пума - это вымерший вид пумы, который когда-то обитал в северо-восточной части Северной Америки. Восточная пума была одним из подвидов североамериканской пумы - большой кошки, населявшей большую часть США и Канады.

Восточные пумы были признаны вымершими, по оценке Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США (US Fish and Wildlife Service), в 2011 году.

8. Бескрылая гагарка

Бескрылая гагарка была крупной нелетающей птицей из семейства чистиковых, которая вымерла в середине XIX века. Когда-то широко распространённая по всей Северной Атлантике, начиная с Испании, Исландии, Норвегии и Великобритании до Канады и Гренландии, эта красивая птица была истреблена человеком ради её пуха, которую использовали для изготовления подушек.

7. Тарпан


Также известный как евразийская дикая лошадь, тарпан является вымершим подвидом дикой лошади, обитавшим когда-то на большей части Европы и в некоторых регионах Азии.

Поскольку тарпаны являлись травоядными животными, ареал их обитания непрерывно уменьшался из-за растущей цивилизации евразийского континента. В сочетании с невероятным истреблением этих животных из-за их мяса, это привело к их полному исчезновению в начале XX века.

6. Капский лев

Будучи вымершим подвидом льва, капский лев обитал вдоль Капского полуострова на южной оконечности африканского континента.

Эта величественная большая кошка исчезла очень быстро сразу после появления на континенте европейцев. Голландские и английские колонисты и охотники просто истребили этот вид животных в конце XIX века.

5. Фолклендская лисица


Также известная как варра или фолклендский волк, фолклендская лисица была единственным аборигенным наземным млекопитающим Фолклендских островов.

Этот эндемик семейства псовых вымер в 1876 году, став первым известным представителем псовых, вымершим в исторические времена. Это животное, как полагают, жило в норах, а рацион его питания состоял из птиц, личинок и насекомых.

4. Реюньонская гигантская черепаха


Эндемик острова Реюньон в Индийском океане, реюньонская гигантская черепаха была крупной, длиной до 1,1 метра, черепахой.

Эти животные были очень медлительны, любопытны и не боялись людей, что сделало их лёгкой добычей для первых жителей острова, которые истребляли черепах в огромном количестве - в качестве пищи для людей, а также свиней. Реюньонская гигантская черепаха вымерла в 1840-х годах.

3. Киоеа


Киоеа была крупной, длиной до 33 см, гавайской птицей, которая вымерла примерно в 1859 году.

Киоеа была редкой птицей ещё до открытия Гавайских островов европейцами. Даже коренные гавайцы, похоже, не знали о существовании этой птицы.

В разных музеях сохранилось только 4 экземпляра этой красиво окрашенной птицы. Причина их вымирания до сих пор остаётся неизвестной.

2. Мегаладапис

Неофициально известные как коаловые лемуры, мегаладаписы - это вымерший род гигантских лемуров, когда-то обитавший на острове Мадагаскар.

Чтобы расчистить место, первые поселенцы острова сжигали местные густые леса, которые являлись естественной средой обитания этих лемуров, что, в сочетании с чрезмерным промыслом зверя, в значительной степени способствовало исчезновению этих медленно двигающихся животных.

1. Квагга


Квагга является вымершим подвидом саванной зебры, обитавшим в Южной Африке до XIX века.

Поскольку этих животных было довольно легко выследить и убить, на них стали массово охотиться голландские колонисты (а позже буры) ради мяса и шкур.

Только одна единственная квагга была сфотографирована при жизни (см. на фотографии), и всего 23 шкуры этих животных сохранились до наших дней.

Наша жизнь неразрывно связана с животными. В средние века для людей животные были главным средством передвижения, тягловой силой, источником питания, одежды, материалов для повседневного использования, ремесел, и даже для занятий искусством. Манускрипты писали гусиными перьями, кисточки делали из меха куницы, страницы манускриптов - из кожи ягнят и коз. - источник шелка, ценной ткани для знатных и облачений религиозных деятелей, овцы - шерсти, мяса и даже мочи (из которой добывали селитру, использовали для шлифовки мрамора и дубления кожи. добывали из моллюсков murex, малиновую из ракушек kermes, а коричневую из божьих коровок. Бивни слонов привозили из Африки и Востока, моржовые клыки с Севера- все шло в дело.

Для людей Бог создал разнообразных животных, и в молитвах они не переставали благодарить его за это.

В средние века установились тесные связи между человеком и природой - не только физиологические, но и аллегорические.

Как человек в средние века воспринимал животных? Как к ним относился?

Средние века — это практически период с конца V века до отрытия Америки - до конца XV века, целое тысячелетие. Конечно, за это время люди по разному воспринимали животных, относились к ним и изображали также по разному.

С раннего средневековья люди ассоциировали животных со временем в символах зодиака и в цикле Месяцев года.

Животных часто связывали со Святыми, и они становились их неотъемлимыми символами. В Апокалипсисе Евангелистов связывают с символами животных - львом, быком и орлом . Мозаики Равенны IV века и Мавзолей Галлы Плачидии V века полны изображений животных.

Многие имена людей связаны с животными - Леоне - лев, Орсо - медведь, Агнесса - ягненок, Коломбано - голубь. Символы раннего христианства в катакомбах, связанные со спасением души, тоже животные - рыба, голубь, павлин, овца, олень . Часто оленя и рыб изображали на крестильных купелях, потому что ассоциировали их с водой и очищением. Олень, укушенный змеей-дьяволом, спасается от смертельного яда, когда три дня пьет из чистого источника. Связь воскрешения с крещением усилила позитивное отношение к этим животным.

Животные в Библии

Источником понимания и изображения животных были библейские истории. Тема Сотворения мира изображена на мозаиках в Равенне в IV веке.

Часто животных изображали на саркофагах, самое раннее известное нам - на саркофаге Джунио Бассо 359 года в Музеях Ватикана. На Сцене первородного греха - змей-искуситель, но есть и лошади, и овечка, и львы. На пластине из слоновой кости в Музее Барджелло во Флоренции, где Адам наделяет животных именами , изображены разные звери, но неизвестный скульптор подчеркивает превосходство человека.

С XII века изображения разных животных используют на фасадах церквей, архитравах, воротах и на капителях колонн и пилястров. Разные животные должны были охранять церковь, приблизить к богу, напомнить о праведной жизни мучеников, бороться со злом, научить правильному поведению, предупредить об искушениях, кознях дьявола и опасностях или даже напугать, Верующие, не умевшие читать в то время, могли рассматривать изображения и делать выводы. Изображения животных несли огромную смысловую нагрузку.

Капитель в Базилике Св.Зенона — борьба добра и зла, лев здесь олицетворяет Добро

С XII века лев - царь зверей занимает главные позиции, смещая с трона медведя - царя зверей в северной мифологии. Как символ власти и силы лев сопровождает и земных королей. Знаменит бронзовый лев, созданный в 1166 году по велению Энрико иль Леоне, Герцога-Дуки Бавьеры.

В VII веке Иссидоро из Севильи связывает природу разных зверей с их названиями, основанными на латинских созвучиях корней слов, например, происхождение слова ЛИСА - от того, что она никогда не бежит прямо. В IX веке на его труде основана работа Рабано Мауро.

Прекрасный экземпляр его трактата, созданный в Скрипториуме монастыря Монтекассино в XI веке, сохранился. Его красочные иллюстрации-миниатюры с изображениями зверей стали моделью для художников и скульпторов средних веков.

Монахиня Ильдегарда из Бингема — загадочная фигура, ученый и мистик XII века написала труд Physica , имевший огромный успех. В начале XIII века Бестиарий Speculum naturale Винченцо из Бовайса с описанием животных и их значений становится источником вдохновения для скульпторов . В Англии пишут Бестиарии с яркими миниатюрами полные «морализирования» животных и их поведения.

Например, ослик — положительное животное, он помог Святому Семейству попасть в Египет . В средние века его стали изобража ть как музыканта с лирой или тамбуром. Почему? В Бестиариях осел описывается как лишенный слуха , но упорно желающий музицировать. Поэтому изображения осла-музыканта в средневековье соответствовали людям упрямым и тщеславным. Сатирические изображения деятелей церкви и преподавателей с ослиными ушами возникли именно по этому средневековому представлению об ослах.

Аист победил зло — змею, на очереди жаба и улитка, 1225 год, крипта Святого Зенона, Верона

Басни в средневековье

Роман Де Ренарт написал сатирические «сказки» с моралью, основанные на историях Эзопа и Федро (Для нас с вами они более известны как басни Крылова, его перевод Лафонтена). Персонажи-животные лиса-обманщица и петухи, ворона, волк и цапля . Прекрасные барельефы с такими моралями для верующих сохранились на многих церквях романской эпохи. Показательны Кафедральный собор Модены и веронская Базилика Святого Зенона, где мы видим барельефы начала XII века с такими назидательными сценами на фасадах. На знаменитом гобелен е Байекса 1070 года (длиной 70 метров) вышиты по верхнему и нижнему краям много животных. В том числе, сцен а лисица и ворона.

Череда животных, 1225 год, скульптор Адамино, крипта Св.Зенона, Верона

Откуда знали как выглядят звери?

Средневековые художники и скульпторы редко работали с натурой, да и где они могли видеть экзотических или фантастических животных? Конечно, они смотрели на старые мозаики, миниатюры Бестиариев или читали описания таких животных, чтобы самим их изобразить. В первой половине XIII века архитектор Виллард де Хонекурт свидетельствует об огромном количестве зооморфных украшений, которые используют при постройке Соборов. С XI века Соборы полны изображениями животных - реальных, вымышленных или экзотических — о диночные, парные, черед а зверей на фризах , мозаичные полы и архитектурные элементы - стилофоры-животные поддерживают колонны, капители колонн в виде разных животных. Сцены борьбы зла с добром изображали в виде борьбы зверей.

Месяцы Апрель и май, под ними внизу — дракон, 1139 год, скульптор Николо, протир базилики Св.Зенона, Верона

Фантастические звери

В начале XII века Сан Бернардо выступает против таких украшений в монастырях. Он противопоставляет обезьян, львов и тигров — кентаврам и полулюдям . В средние века разницы между животными реально существующими и фантастическими не понимали, Для людей все животные обладали разными ценностями, то есть были символическими.

Самый известный нам гибрид - сирена , она известна с античных времен, своим пением обольщает мореплавателей, и корабли сбиваются с курса.

Сирена постоянно встречается и в искусстве романского периода с XI века. Сначала считали, что это женщина-птица, но в Бестиариях ей приписывали еще и рыбий хвост. Там С ирены представляли богатство морей, корабли - тело человека, а моряки были его душой.

К огда богатство заставляет человека грешить, то его душа засыпает.

Сирена на Баптистерии-Крестильне Пармы

Наряду с реальными животными Бестиарии полны фантастических созданий - сфинксов, химер, сирен, грифонов, василисков, к ентавров, гарпий, единорогов и драконов . Баптистерий Пармы полон барельефами с таки ми создани ями . В Базилике Святого Зенона в Вероне в первой половине XII века скульпторы используют и реально существующих животных, и фантастических драконов.

Люнет в Соборе Пармы — лошади, волы, символы Евангелистов — лев и бык, вместе с ними — крылатый дракон.

Барельеф Николо Пизано, фрагмент, верблюды, лошади и собаки очень похожи на реальных

С XIII века больше реальных зверей

В XIII веке изображения животных приближаются к реальным изображениям. В Италии скульпторы Николо и Джованни Пизано на кафедрах-пульпитах в соборах Пизы и Сиены создают реальных животны х , соответствующи х религиозным схемам.

Прекрасные изображения птиц есть в трактате о соколиной охоте, созданном при дворе Федерико II (в Библиотеке Ватикана).

В середине XIII века английский монах Мэтью Парис впервые с натуры изобразил слона , которого Король Франции Луи IX подарил Королю Англии Энрико III.

XIV век - животные похожи на настоящих

В XIV веке прекрасные сцены охоты и рыбной ловли украшают стены Папского Дворца в Авиньоне. Здесь изображения разных птиц, белок, зайцев и других зверей сделаны умело и ясно.

В конце века прекрасные рисунки Джованнино де Грасси в санитарном трактате Тарквино ди Бергамо начали новый тип иллюстраций животных, который довели до совершенства Пизанелло и Дюрер в XV веке.

Фрески в папском дворце в Авиньоне — охота и рыбалка (в бассейне!)

Животные стали частью повседневной жизни в сценах на фресках Джотто в Падуе и Ассизи и позднее в цикле фресок в Кастелло Буонконсильо в Тренто. Большое влияние на отношение к животным в средневековье с XIII века оказал Святой Франциск. Его отношения с животными скаладывались на обоюдном понимании и доброжелательстве, его понимали птицы, и он понимал их — диалог человека и животных . Джотто эту историю из жизни Святого Франциска из Ассизи оставил нам на фреске Проповедь птицам. Читайте на сайте статьи про символы в искусстве

— что бы это значило?



Читайте также: