Урок. "Что такое красота и почему её обожествляют люди?"

Цели:

  • формировать умение анализировать тексты, сравнивать их;
  • способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • диск с презентацией,
  • музыкальный диск,
  • раздаточный материал,
  • иллюстрации,
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Ребята, сегодня урок мы посвящаем подготовке к муниципальному экзамену, который нам с вами предстоит сдавать в конце учебного года.

Каковы же цели нашего урока?

Но прежде давайте обратим внимание на красоту, окружающую нас.

Сентябрь… Замечательная пора. Первый месяц осени. Время, когда природа предстает перед нами в своем чудесном наряде. И, возможно, не случайно именно в этом месяце отмечаются такие праздники, как

Красота… Мир… Что может быть лучше? Большинство людей стремится к гармонии, красоте, миру, взаимопониманию. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в свое время сказал: “Красота спасет мир”. Именно эти слова мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку (помним о правиле записи эпиграфа!), а вот тему высказывания я попрошу вас сформулировать самих. Возможно, строки из стихотворения “Некрасивая девочка” вам помогут.

Сформулируйте тему урока.

2. Беседа по вопросам.

Что такое красота?

Где можно встретиться с красотой?

(Всюду: в природе, в искусстве, в быту, в отношении друг с другом, в умении красиво, достойно выйти из неприглядной ситуации…)

Составление кеннингов: источник вдохновения

смысл жизни

желание мира

сердце искусства…

Индивидуальная работа

а) морфемный разбор слов:

духовная красота бесконечно прекраснее всех других

(Если внимательно присмотреться, то можно прочесть высказывание о красоте, которое принадлежит Эдвардсу .)

б) синтаксический разбор предложения (построение схемы): Красо та доста вляет эсте тическое и нравственн ое насла ждение.

Запись высказывания Эдвардса, а также наиболее удачного пояснения слова красота.

(Красота – это все то прекрасное, что есть на Земле: люди, природа, здания. Красота должна быть источником света, добра, мира. Она должна не разрушать, а, наоборот, спасать и помогать, воодушевлять на что-то хорошее.)

Обратимся к Толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

Таким образом, мы можем говорить о красоте природы, красоте родного края, красоте и богатстве русского языка, о красоте души, человеческого лица, поступка. Как правило, красивым кажется всё, на что смотришь с любовью.

Думаю, вы со мной согласитесь, что всё в этом мире изменяется (на смену одному модному течению приходит другое), а вот красота остаётся неизменной, извечной человеческой ценностью.

1. Чтение и осмысление 1-го текста.

Назовите ключевое слово.

О красоте чего говорит В.Солоухин?

(О красоте природы, а именно: о красоте моря, светлого ручейка, закатного неба с красивыми облаками.)

В чём же секрет постижения красоты?

(В любовании, причём неторопливом, есть секрет постижения красоты.)

Что необходимо сделать, чтобы увидеть красоту? Докажите строками из текста, запишите, объясните правила написания слов и постановки знаков препинания.

К какому выводу можно прийти?

(Любование красотой приносит радость. Это может исцелить душу.)

Обратите внимание на глаголы совершенного вида в 8 предложении, которые тоже говорят о силе красоты.

(Наполнит, очистит, облагородит )

Определите спряжение данных глаголов.

Почему между ними стоят запятые?

Объясните постановку тире в этом предложении.

Тезис, доказательства, вывод – это всё составные части какого типа речи?

Действительно, автор рассуждает о секрете постижения красоты. Делает он это через повествование, то есть связный рассказ о событии, произошедшем с европейскими туристами в Японии. Значит, тип речи данного текста – повествование с элементами рассуждения.

К какому стилю речи можно отнести данный текст? Почему?

(Публицистический; воздействие на читателя, слушателя)

Итак, в данном тексте говорится о красоте природы, красоте моря. Эта красота не может нас не волновать, не тревожить, не радовать. Автор помогает нам научиться не только видеть, но и любоваться ею.

Я надеюсь, что наш разговор поможет вам при ответе на некоторые вопросы теста и желаю удачи.

2. Выполнение теста.

Понимаю, что результаты узнать вам хотелось бы уже сегодня и поэтому попрошу некоторых своих коллег, присутствующих на нашем уроке, помочь мне.

Уважаемые коллеги! У кого-то из вас за спиной приютился голубок (символ мира). Он-то и выбрал вас мне в помощники. Поскольку в тесте 7 заданий, то максимальное количество баллов – 7.

Говорят, высоко в горах растут цветы удивительной красоты, эдельвейсы. Конечно, не всем людям дано их увидеть воочию, но от этого они не станут менее прекрасны.

Вокруг нас, ребята, тоже много прекрасного. Мы должны уметь наслаждаться красотой, ведь она нас окружает, она рядом, нужно лишь увидеть ее.

Я предлагаю посмотреть на красоту родных мест.

(под музыку)

Красота поэзии, музыки, искусства в целом, конечно, привлекает. А сколько прелести есть в человеческих лицах! Но не всякая красота приветлива. Холодная, неприступная красота отталкивает. Такие люди далеки от окружающих. Вспомните историю самовлюблённого Нарцисса!

Задумайтесь над словами Н.А. Заболоцкого, прозвучавшими в начале урока.

3. Чтение и осмысление 2-го текста.

Что общего между текстами?

(Общая тема высказывания. Речь идет о красоте .)

Что отличает данный текст от предыдущего?

Какое слово в этом стихотворении вам совершенно незнакомо?

Обратимся к словарю и узнаем толкование данного слова.

1. рхитектурно оформленный вход в здание.

2. Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала.

3. Конструкция в виде рамы – часть крупной машины, станка, крана.

Это слово однозначное или многозначное?

В каком значении оно употреблено в стихотворении

Н. А. Заболоцкого?

Все ли человеческие лица, по мнению поэта, красивы?

Использование какого художественного приема помогает автору показать лица людей разными?

(Сравнение ).

Как на письме выделяется сравнительный оборот?

Найдите эпитеты в тексте.

Что такое анафора?

Встречаемся ли мы с этим приемом в данном стихотворении?

Да, есть лица разные.

А каким лицам поэт отдает предпочтение? Докажите текстом.

(“Есть лица – подобья ликующих песен …”)

Ребята, не случайно это стихотворение Заболоцкий назвал “О красоте человеческих лиц”.

Вспоминаются строки из стихотворения Евгения Винокурова.

Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Все смотрел бы на них и смотрел без конца…
Берегите лицо человеческое.
Словно с озера, с глади лица
Не спугните выражение детскости и чистоты.

Я вам искренне желаю того же. Мы все можем быть красивыми: можем ухаживать за своей внешностью, совершать красивые поступки, можем красиво общаться друг с другом.

А ведь если поступать красиво, то есть не обидеть, не оскорбить, то это и есть мир!

Значит, прав был Достоевский, сказав, что красота спасет мир.

Говорят, что в красоте милей простота…

что красота без доброты умирает невостребованной…

что прекрасно то, что естественно…

что красота не нуждается в украшениях…

Возможно, эти высказывания помогут вам при выполнении домашнего задания.

4. Вывод. Объявление оценок.

Как вы считаете, добились ли мы тех целей, что поставили в начале урока?

5. Домашнее задание.

1 группа: написать сочинение-миниатюру на тему “Что есть красота?”

2 группа: написать сочинение по опорному слову. (Учитель предлагает образец выполнения задания.)

3 группа: выпуск газеты по “следам” урока.

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением отдельных предметов

Что такое красота и почему её обожествляют люди?

Выполнила учитель музыки и МХК

МОУ СОШ №10

С углублённым изучением отдельных предметов

Евдокимова М.В.

г.о. Жуковский 2015

«…Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

(Н.Заболоцкий)

Что такое красота? Мы часто, увидев что-то, восклицаем: «Прекрасно!» Что же такое красота? О ней много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа или любовь?

Вот об этом мы часто размышляем с моими учениками на уроках музыки и мировой художественной культуры.

За многовековым «вопрошанием» человечества: «Что есть Прекрасное?», «Как познать Как приобщиться к Красоте?»… - глубокая духовная потребность в Реальности бытия.

Я – УЧИТЕЛЬ с многолетним стажем, на своих уроках мы поём красивые песни, слушаем красивую музыку, смотрим красивые картины, и вообще, говорим о красоте .

Как же почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?

Мы с ребятами выходим на красоту через произведения искусства.

Я – УЧИТЕЛЬ. А что такое работа учителя?Подвиг во имя будущего, растянутый в десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь… Вернее ЛЮБОВЬ и КРАСОТА! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.

Именно в школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлечённого мышления, но слишком мало развивает духовные функции: воображение, наблюдательность, чуткость и находчивость, наконец, - духопонимание, человеколюбие и т.п., всё то, что в богатой мере даётся искусством и красотой.

Говоря о красоте, мы заполняем наши души любовью, счастьем. Я стараюсь, чтобы дети уходили с моих уроков счастливые, красивые духовно, со светлыми мыслями, с хорошим настроением, всегда с вопросом: « А почему во все времена красоту обожествляли люди?»

Красота – не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове о них.

В прекрасном мы видим некий духовный отблеск. Красота есть гармония, и в этом разгадка её всеобщности. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе.

Красивым» люди всегда восхищались, боготворили. Символом красоты, гармонии и грации издревле считают Мадонну, Богоматерь. В ней воплощён образ женщины-матери. На протяжении всей истории человечества женщину воспевали поэты, изображали художники, ей посвящали музыку и песни композиторы.

Одна из моих тем уроков «Женский образ в искусстве». Тема проходит через уроки музыки и мировой художественной культуры с 1 по 11 классы. И здесь говорим о красоте, слушаем красоту, видим её, поём о ней.

Идя на работу, на урок, мы снова будем говорить о прекрасном, о красоте, петь красивые песни, слушать чудесную музыку.

Вспомним и другое назначение музыки – очистительное, что она должна заставить сердце ребёнка вострепетать к благу.

На уроках музыки я обращаю особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и вникание в смысл гармонии, на развитие в ребёнке чувства ритма и цельности.

Мы говорим о том, что помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной , духовной красоте. Это категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности,порядочности человека.

На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасёт мир», произносим мы вслед за Ф.М. Достоевским.

Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов, что никто не может устоять перед её загадочным притяжением.

В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (М. Сервантес)

Я учу своих учеников видеть красоту и находить её во всём, даже в малом.

С 1995 года в этот день в мире особенно приветствуется всё красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября повсеместно проводятся конкурсы красоты.

Красота, точнее, мода на определённый тип красоты, как и всё на земле, подвержена изменениям. Возможно, это одна из причин, по которой никто до сего дня не смог дать всеобъемлющее понятие красоты.

Для обычного человека красота – то, на что хочется смотреть и смотреть, будь это необычных красок закат над морем, Миланский собор, устремлённый в небо, произведение искусства, цветок или женское лицо.

Возможно пройдёт ещё несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единому определению красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Задача и роль эстетического воспитания заключается в формировании такой личности, которая по своим эстетическим способностям была бы органично вписана в неувядаемую красоту мира, выступающую неотъемлемым условием осуществления морального выбора человека в обществе.

Истинная красота растёт из любви и страданий. Истинной красотой является только та, которая увеличивает любовь и жажду красоты вечной. Перед нами простая формула красоты в человеке: «Люби – и раскроешь красоту в себе и в других».

Когда поёт душа?

Когда её не душат.

Когда за слово каждое не отдерут за уши,

Когда она летит от края и до края,

Свободна и вольна, от счастья замирая.

Тогда она живёт, творит, не умирает…

Е. Победимская

(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть… и будет вечно. Никто, ничто не устоит; переднее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила - красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует, в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - Природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам-, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея замятинского романа «Мы»… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота - не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов-… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! PI любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле - любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота - красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь - гимн ей!

Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою -

Накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», - но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары Льет по каштанам в пролечь… Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина - мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота - это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое,

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое -

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

"Что есть КРАСОТА и почему её обожествляют люди? " Я точно знаю – однозначного ответа на этот вопрос нет. Дать определение красоте невозможно. Красота – понятие объёмное, очень многообразное и индивидуальное. Для каждого оно своё, личное. Достаточно вспомнить произведения знаменитых поэтов и писателей, картины разных художников, разных времён и эпох. Все они воспевали и изображали красоту природы, людей, чувств. Но делали они это по-разному, каждый по-своему.
Для меня красота – это то, что радует глаз, что вдохновляет, делает меня добрее, благороднее, более понимающим людей и окружающий мир. Красота – это незабываемые строчки стихов, завораживающие звуки мелодий, впечатляющие картины живописцев. Мы живём на очень красивой планете, где много замечательных мест и уголков, где природа неповторима и величественна, а люди красивы и добры. Я оглядываюсь вокруг и вижу бескрайние поля с колосящейся пшеницей, зелёные луга, покрытые пёстрыми полевыми цветами, высокие горы, синее небо, яркое солнце. Слышу пение птиц и журчание ручейков. Разве это не красота? Люди тоже должны соответствовать и быть красивы. Но часто понятие красоты искажается. Ещё А. П. Чехов говорил: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Не надо об этом забывать, так как, встречая красивого человека, мы часто видим только оболочку. И не задумываемся, а что под ней? Встречается много людей с красивой внешностью, которым нечем похвастаться внутри. Красивый человек – прежде всего человек с богатым внутренним миром. От него исходят позитив, тепло, свет. Ему не чужды доброта, бескорыстие, искренность. Он умеет любить и прощать. С таким человеком интересно, с ним хочется общаться вновь и вновь. У. Шекспир писал: "Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение".
Ещё я бы хотел сказать о женской красоте. У каждого своё понятие женской привлекательности: красота – понятие более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Примером тому является картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Портрет Джоконды всегда вызывал споры. Она, может быть, и некрасива (это моё субъективное мнение) , но загадочный и манящий взгляд, таинственная улыбка делают Джоконду неотразимой, очаровательной и очень привлекательной. Поэтому не надо забывать – внешняя красота не так важна. Достаточно быть обаятельной, светиться изнутри, источать тепло, доброту, быть духовно богатой, уметь любить. Так что же такое красота? Я думаю, это то, что вдохновляет на творчество, созидание и подвиги. Где истинная красота, там любовь, там жизнь, там нет места злу и разрушению. Красота преображает человека, делает его более нравственным и гуманным. В заключении я хочу привести высказывание И. С. Тургенева: "...Не в одних словах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".



Читайте также: