Урок - экскурсия "многообразие живых организмов, их основные свойства". Экскурсия "природные биогеоценозы" Урок биологии 10 кл экскурсия многообразие видов

В курсе общей биологии особое место занимает эволюционное учение. В КИМ единого государственного экзамена по биологии много вопросов по эволюционному учению Ч.Дарвина. Я считаю, что большую роль в усвоении эволюционных знаний играет экскурсия в природу по изучению причин многообразия видов, на которой обучающиеся знакомятся с биологическими явлениями, устанавливают закономерности, овладевают умениями получать знания путём наблюдений в природе. Данную экскурсию я провожу на школьную поляну. Это самое живописное место в нашей школе.. Вместе с обучающимися получаем огромное удовольствие от общения с природой.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по экскурсии:« Причины многообразия видов в природе»»

МАОУ СОШ №138

Экскурсия на тему:

« Причины многообразия видов в природе»

Выполнили: Сенников Павел, Нестерова Татьяна
Проверила: Иванова Любовь Ивановна

г.Челябинск

Причины многообразия видов в природе.

Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

6. развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Ход экскурсии

На школьной поляне мы наблюдаем разнообразие видов растений, на ярусность. Каковы же причины такого разнообразия видов на столь малой территории? Виды одного рода отличаются физиологическими и морфологическими критериями. Для раскрытия понятия вида нужно сравнивать растения близких видов таких как лютик едкий, ползучий, кашубский. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий вида. Рассматривая их строение мы можем увидеть как сходства так и различия.

Особенности строения составляют морфологические критерии вида. В ходе экскурсии мы выясняем, что у этих растений разная природа цветения. Например сейчас цвете лютик едкий, а Лютик кашубский цветет в конце мая, лютик ползучий - в июле, это мы знаем из научной литературы. Отметим что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют экологические критерии вида.

Вывод: все виды отличаются друг от друга Экологическими, морфологическими, физиологическими критериями вида.

На поляне мы можем увидеть много тысячелистника обыкновенного. Это растение находиться повсеместно, но она не может переопыляются с других полян, так как между ними достаточно большое расстояние. Мы можем сделать вывод, что растения живут обособленно друг от друга.

Популяция - это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Клен татарский, дуб черешчатый, произрастающий в нашем саду, так же представляют собой популяции видов. Популяция - форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи.

На поляне мы увидели особи разного возраста карагача татарского, это можно увидеть по коре, веткам, корням деревьев. Но все деревья схожи, так как они относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передается от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство - наследственность. Именно эти свойства и обуславливает сходство близкородственных организмов. Все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивность окраски, размеров тела. Изменение этих признаков зависит от условий окружающей среды.

Обратим внимание на различие в окраске листьев, вьюнка полевого произрастающих на открытых места и в тени. У второго листья темнее, в них образуется хлорофилл. Благодаря этой особенности у растений в тени при пониженной освещенности синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения передаются по наследству. Это пример модификационой изменчивости. По наследству предаются только такие изменения признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов.

Огромное разнообразие живых организмов, населяющих пришкольный участок. Ч. Дарвин назвал совокупность этих взаимоотношения назвал борьбой за существования.

Травянистые растения имеют по 30-32 семени на нем. Из них вырастут не все семена, многие погибнут из-за неблагоприятных условий. Так как если все семена густо прорастут в одном месте, то между ними будет идти жесткая борьба за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. Дарвин утверждал, что между организмами разных видов идет жесткая борьба. Он назвал ее межвидовая, так же помимо межвидовой, существует борьба с условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильных дождей. Так происходит естественный отбор.

Пришкольный участок имеет равнинный рельеф и черноземную почву, есть как теневые участки, так и освещенные участки.

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

Черты приспособленности к абиотическим факторам

Клен татарский

Шиповник коричневый

Тысячелистник обыкновенный

Ярустность

Листопад

Дуб черешчатый

Лютик кашубский

Лютик едкий

1) Если растения произрастают на одном месте, то их черты одинаковы, так как они произрастают в одинаковых условиях.

2)Если растения одного вида произрастают в разных местах, то у них происходит модификационная изменчивость, размер листа, окраска, все это вызвано различными условиями окружающей среды.

3) На пришкольном участке за растениями ведется уход, и условия их среды обитания искусственно улучшены, в следствии чего, они становятся более жизнеспособны, чем растения того же вида в лесу

Вывод

Так мы доказали о сходствах и различиях растений одного вида. Посмотрели отношения особей одного вида. Раскрыли понятия популяции, изменчивости, наследственности на наглядных примерах. Многообразие видов в природе объясняется различными условиями обитания. Условия обитание не однородны, и из-за приспособления видов, они отличаются друг от друга, размерами или окраской.

МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Отчет по экскурсии
На тему: «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе
и приспособление к ним живых организмов»
Выполнил(а): ______________________,
учени___ 11 класса
учитель: Тропина О.С.
г. Далматово, _________год

Цель: _________________________________________________________

_
______________________________________________________________
Дата/температура воздуха: ______________________________________
Вид экскурсии: ________________________________________________
1. Изучение растительного мира
Ход экскурсии:
 Выясните, какие растения высажены в парке. Укажите их
видовое название и принадлежность к отделу.
Видовое название
Название отдела

п/п
 Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители какого
отдела растений преобладают? Что позволило им занять
господствующее положение?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
 Какие жизненные формы растений видны в зимнее время
года? ________________________________________________
 Перечислите черты приспособлений к низким температурам,
возникшие у растений.

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________


_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Изучение животного мира
 Перечислите представителей царства животных,
встретившихся во время экскурсии
 Определите систематическое положение каждого.
Род
Отряд Класс Подтип
Тип Царство
Вид

п/
п
Семей­
ство

 Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители
какого типа, класса животных встречаются зимой?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
 Перечислите черты приспособления млекопитающих к
распределив их по
зимнему времени года,
соответствующим столбцам.
Ароморфозы
Идиоадаптации
 Предположите, каким образом произошло возникновение этих
приспособлений с позиции эволюционного учения.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Общий вывод

Реферат

по дисциплине: «Концепции современного естествознания».

На тему: «Многообразие живых организмов –

основа организации и устойчивости биосферы».

Введение

1. Основа организации и устойчивости биосферы

2. Распределение живого вещества

3. Классификация живого вещества

4. Миграция и распределение живого вещества

5. Постоянство биомассы живого вещества

6. Функции живого вещества в биосфере Земли

Заключение

Список литературы

Введение

Огромное видовое разнообразие живых организмов обеспечивает постоянный режим биотического круговорота. Каждый из организмов вступает в специфические взаимоотношения со средой и играет свою роль в трансформации энергии. Это сформировало определенные природные комплексы, имеющие свою специфику в зависимости от условий среды в той или иной части биосферы. Живые организмы населяют биосферу и входят в тот или иной биоценоз - пространственно ограниченные части биосферы - не в любом сочетании, а образуют определенные сообщества из видов, приспособленных к совместному обитанию. Такие сообщества называются биоценозами.

Важное экологическое правило состоит в том, что чем разнороднее и сложнее биоценозы, тем выше устойчивость, способность противостоять различным внешним воздействиям. Биоценозы отличаются большой самостоятельностью. Одни из них сохраняются в течение длительного времени, другие закономерно изменяются. Озера превращаются в болота - идет образование торфа, а в итоге на месте озера вырастает лес.

Процесс закономерного изменения биоценоза называется сукцессией. Сукцессия - это последовательная смена одних сообществ организмов (биоценозов) другими на определенном участке среды. При естественном течении сукцессия заканчивается формированием устойчивой стадии сообщества. В ходе сукцессии увеличивается разнообразие входящих в состав биоценоза видов организмов, вследствие чего повышается его устойчивость.

Повышение видового разнообразия обусловлено тем, что каждый новый компонент биоценоза открывает новые возможности для вселения. Например, появление деревьев позволяет проникнуть в экосистему видам, живущим в подсистеме: на коре, под корой, строящим гнезда на ветвях, в дуплах.

В ходе естественного отбора в составе биоценоза неизбежно сохраняются лишь те виды организмов, которые могут наиболее успешно размножаться именно в данном сообществе. Формирование биоценозов имеет существенную сторону: «соревнование за место под солнцем» между различными биоценозами. В этом «соревновании» сохраняются лишь те биоценозы, которые характеризуются наиболее полным разделением труда между своими членами, а следовательно, более богатыми внутренними биотическими связями.

Так как каждый биоценоз включает в себя все основные экологические группы организмов, он по своим возможностям приравнивается биосфере. Биотический круговорот в пределах биоценоза - своеобразная уменьшенная модель биотического круговорота Земли.

1. Основа организации и устойчивости биосферы

Термин «биосфера» был введен для обозначения общего облика поверхности Земли, обусловленного наличием на ней всей массы живых организмов. Два главных компонента биосферы - живые организмы и среда их обитания (включая нижние слои атмосферы, водную среду) - сосуществуют в постоянном взаимодействии, образуя целостную систему. Отдельные популяции живых организмов не являются изолированными от окружения. В ходе эволюции образуются биоценозы - сообщества животных, растений, микроорганизмов, В совокупности со средой обитания биоценозы образуют биогеоценозы. В них происходит непрерывный обмен веществом и энергией, которые реализуются множеством трофических цепочек и биогеохимических циклов. Биогеоценозы служат элементарными ячейками биосферы, которые, взаимодействуя между собой, устанавливают динамическое равновесие в ней. Живое вещество выполняет системообразующую роль в суперсистеме жизни - биосфере. Высокая степень согласованности всех видов жизни в биосфере есть результат совместно протекающей эволюции взаимодействующих биологических систем - коэволюции. Коэволюционное развитие проявляется в тонкой взаимной приспособляемости видов, во взаимодополнении живых систем. В конечном итоге коэволюция приводит к увеличению разнообразия и сложности в природе. В этом представлении состоит суть концепции коэволюции. Согласно ей многообразие живых организмов - это основа организации и устойчивости биосферы. Каждый биологический вид выполняет свою функцию в биосферном циркулировании вещества, энергии, в обмене информацией и осуществлении обратных связей. В связи с этим очевидна опасность уменьшения численности видов живых организмов и сокращение генофонда, которые непрерывно происходят под давлением человеческой цивилизации на природу.

Таким образом

1. Устойчивость биосферы в целом, ее способность эволюционировать определяется тем, что она представляет собой систему относительно независимых биоценозов. Взаимосвязь между ними ограничивается связями посредством неживых компонентов биосферы: газов, атмосферы, минеральных солей, воды и т.д.

2. Биосфера представляет собой иерархически построенное единство, включающее следующие уровни жизни: особь, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Каждый из этих уровней обладает относительной независимостью, и только это обеспечивает возможность эволюции всей большой макросистемы.

3. Многообразие форм жизни, относительная устойчивость биосферы как среды обитания и жизни отдельных видов создают предпосылки для морфологического процесса, важным элементом которого является совершенствование реакций поведения, связанных с прогрессивным развитием нервной системы. Сохранились лишь те виды организмов, которые в ходе борьбы за существование стали оставлять потомство, несмотря на внутренние перестройки биосферы и изменчивость космических и геологических факторов.

2. Распределение живого вещества

«Быть живым, - отмечал В.И. Вернадский, - значит, быть организованным». На протяжении миллиардов лет существования биосферы организованность создается и сохраняется благодаря деятельности живых организмов.

Живая природа является основной чертой проявления биосферы, она резко отличает ее тем самым от других земных оболочек. Строение биосферы прежде всего и больше всего характеризуется жизнью. Эта самая мощная геологическая сила, живое вещество планеты, представляет собой совокупность весьма хрупких и нежных живых организмов, по массе составляющих ничтожную часть созданной ими биосферы.

Если живое вещество равномерно распределить по поверхности нашей планеты, то оно покроет ее слоем всего в 2 см толщиной.

Химический состав элементов живого вещества нашей планеты характеризуется преобладанием немногих элементов: водород, углерод, кислород, азот являются главными элементами земного живого вещества и поэтому названы биофильными. Атомы их создают в живых организмах сложные молекулы в сочетании с водой и минеральными солями.

Живые вещества нашей планеты существуют в виде огромного множества организмов со своими индивидуальными признаками, разнообразных форм и размеров. Среди живых организмов встречаются мельчайшие по форме микроорганизмы и многоклеточные животные и растения крупных размеров. Размеры колеблются от микрометров (малые бактерии, инфузории) до десятков метров.

Население биосферы в видовом и морфологическом отношении так же чрезвычайно разнообразно. Подсчеты количества видов, населяющих нашу планету, проводились различными авторами, но их все же можно считать только приближенными.

Согласно современным оценкам, на Земле существует около 3 млн видов организмов, из которых на долю растений приходится 500 тысяч видов, а на долю животных - 2,5 млн видов. Весь органический мир нашей планеты со времен Аристотеля традиционно разделяется на растения и животных. В настоящее время, благодаря изучению структуры организации живых существ, можно провести более совершенную классификацию, чем это было раньше.

Живое вещество, по В.И. Вернадскому, «растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление на окружающую среду, обходит препятствия, мешающие его продвижению, или ими овладевает, их покрывает». Внутренняя энергия, производимая жизнью, проявляется в переносе химических элементов и в создании из них новых тел. По мнению В.И. Вернадского, геохимическая энергия жизни выражается в движении живых организмов путем размножения, идущего в биосфере непрерывно. Размножение организмов производит «давление жизни», или «напор жизни». В этой связи между организмами возникает борьба за площадь, питание и в особенности «за газ», нужный для дыхания свободный кислород.

При этом происходит биогенная миграция атомов: атомы, захваченные растениями, переходят к травоядным животным, затем - к хищникам, которые питаются травоядными. Мертвые растения и животные служат пищей для микроорганизмов, а выделяемые микроорганизмами в результате жизнедеятельности минеральные вещества снова потребляются растениями. Из этого биологического круговорота выпадает лишь небольшой процент атомов. Эти вышедшие из жизненного процесса биогенные атомы попадают в косную (неживую) природы, тем самым играя огромную роль в истории биосферы.

Процесс размножения замирает только при недостатке кислорода в окружающей среде, действии низких температур и отсутствии места для обитания новых организмов.

В.И. Вернадский вычислил время, необходимое различным организмам для «захвата» поверхности планеты.

Таким образом, он сделал вывод о том, что мелкие организмы размножаются быстрее крупных, а домашние животные размножаются быстрее диких.

3. Классификация живого вещества

Весь мир живых существ в настоящее время подразделяют на две большие систематические группы: прокариоты и эукариоты.

Прокариоты (от лат. pro - вперед, вместо и греч. кагуоп - ядро) - организмы, не обладающие, в отличие от эукариотов, оформленным клеточным ядром и типичным хромосомным аппаратом. Наследственная информация у них реализуется и передается через ДНК, типичный половой процесс отсутствует. К ним относятся бактерии, например, сине-зеленые водоросли. В системе органического мира прокариоты составляют над-царство.

Эукариоты (от греч. еu - хорошо, полностью и karyon - ядро) - организмы, обладающие в отличие от прокариотов, оформленным клеточным ядром, отделенным от цитоплазмы ядерной оболочкой. Генетический материал у них заключается в хромосомах, характерен половой процесс. К ним относится все, кроме бактерий.

Самыми низкоорганизованными живыми организмами являются те, у которых отсутствует истинное ядро клетки, ДНК располагается в клетке свободно, не отделяясь от цитоплазмы ядерной мембраной. Эти организмы получили название прокариоты. Все остальные организмы называются эукариоты.

Именно прокариотам обязана наша планета появлением атмосферы. Прокариоты могли существовать в совершенно немыслимых условиях, которые сложились на нашей планете 3 млрд лет назад - интенсивная ультрафиолетовая радиация, не удерживаемая озоновым слоем, активнейший вулканизм - и были одними из самых приспособленных живых существ. Их потомки, например, сине-зеленые водоросли и сейчас обладают необыкновенной живучестью.

PAGE_BREAK--

Огромный шаг в эволюции живого вещества был сделан, когда появились эукариоты с их кислородным дыханием. На переход от прокариотов к эукариотам, вызвавшем грандиозную перестройку биосферы, ушло еще около миллиарда лет. За обретение кислородного голодания прокариоты заплатили тем, что они стали смертны в обычном смысле слова, в отличие от эукариотов, которые, по-видимому, не имели естественной смерти. Но вместе с этим они приобрели и значительно большую, чем у прокариотов, эффективность использования энергии, благодаря чему смогли гораздо быстрее эволюционировать и стали способны к самосовершенствованию.

4. Миграция и распределение живого вещества

В связи с действием солнечной энергии и внутренней энергии Земли в биосфере совершаются постоянные процессы движения и перераспределения вещества. В ней осуществляется массовый перенос твердых, жидких и газообразных тел при различных температурах и давлениях. На Земле ежегодно разрушатся 1012 тонн живого вещества из общего запаса 1013 тонн. Такой интенсивный круговорот веществ, создавший биосферу и определяющий ее устойчивость и целостность, связан с жизнедеятельностью биомассы планеты. В отличие от мертвой, материи живое вещество способно к аккумуляции энергии, размножению и обладает огромной скоростью реакций. На Земле нет силы более постоянно действующей, а поэтому и более могущественной по своим последствиям, чем живые организмы, взятые вместе. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ. Аккумуляция и минерализация происходит в биоценозах. Основной круговорот углерода состоит в превращении СO2 в живое вещество, из которого при разложении бактериями и дыханием вновь образуется СО2

Круговорот азота связан с превращением в нитраты молекулярного азота атмосферы за счет деятельности некоторых бактерий и энергии грозовых разрядов. Нитраты усваиваются растениями. В составе их белков азот попадает к животным, а после отмирания растений и животных - в почву, где гнилостные бактерии разлагают органические остатки до аммиака, который затем окисляется бактериями в азотную кислоту. Таким образом, накопление химических элементов в живых организмах и освобождение их в результате разложения мертвых - характерная особенность биогенной миграции.

Обновление биомассы на суше происходит в среднем за 15 лет, причем для лесной растительности эта величина значительно больше, а для травянистой - значительно меньше. В океане общая масса живого вещества обновляется в среднем через каждые 25 дней. Обновление всей биомассы Земли осуществляется за 7-8 лет.

5. Постоянство биомассы живого вещества

Количество биомассы живого вещества приобретает тенденцию к определенному постоянству. Это достигается тем, что в природе есть противоположная направленность процессов.

Важнейшим звеном биохимического круговорота является фотосинтез - мощный естественный процесс, вовлекающий ежегодно в круговорот огромные массы вещества биосферы и определяющий ее высокий кислородный потенциал. Этот процесс выступает как регулятор основных геохимических процессов в биосфере и как фактор, определяющий наличие свободной энергии верхних оболочек земного шара. За счет углекислоты и воды синтезируется органическое вещество и выделяется свободный кислород. Фотосинтез происходит на всей поверхности Земли и создает огромный геохимический фактор, который может быть выражен количеством массы углерода, ежегодно вовлекаемой в построение органического живого вещества всей биосферы. Продуктивность планетарного фотосинтеза может быть выражена в количестве масс углекислоты и воды, потребляемых всеми растениями земного шара в течение года. Учитывая то, что воды мирового океана прошли через биогенный цикл, связанный с фотосинтезом, не менее 300 раз, свободный кислород атмосферы обновлялся не менее одного миллиона раз.

При гибели организма происходит обратный процесс - разложение органического вещества путем окисления, гниения и т.п. с образованием продуктов разложения.

Напряженность жизни выражается в росте и размножении организмов. За все время развития биосферы энергия Солнца превращалась в биохимическую энергию размножения живых организмов. При этом поглощенная энергия разделялась на два компонента: компонент роста, приводящий к определенной массе данного тела, и компонент размножения, определяющий увеличение числа организмов данного вида.

6. Функции живого вещества в биосфере Земли

Функции живого вещества в атмосфере Земли довольно разнообразны. В.И. Вернадский выделял пять таких функций:

1. Газовая функция. Осуществляется зелеными растениями. Для синтеза органических веществ растения используют углекислый газ, выделяя при этом в атмосферу кислород. Весь остальной органический мир использует кислород с процессе дыхания и пополняет при этом запасы углекислого газа в атмосфере. По мере увеличения биомассы зеленых растений изменяется газовый состав атмосферы: снижается содержание углекислого газа и увеличивается концентрация кислорода. Таким образом, живое вещество качественно изменило состав атмосферы - геологической оболочки Земли.

2. С газовой функцией тесно связана окислительно-восстановительная функция. В процессе своей жизнедеятельности и после своей гибели организмы, обитающие в разных водоемах, регулируют кислородный режим и тем самым создают условия, благоприятные для растворения ряда металлов, что приводит к образованию осадочных пород.

3. Концентрационная функция проявляется в способности живых организмов накапливать различные химические элементы, например, в таких растениях-накопителях, как осока, хвощ, содержится много кремния. Благодаря осуществлению концентрационной функции живые организмы создали многие осадочные породы: залежи мела, известняка и т.п.

4. Биохимическая функция связана с ростом, размножением и перемещением живых организмов в пространстве. Размножение приводит к быстрому распространению живых организмов и расползанию живого вещества в разные географические области.

5. Биохимическая деятельность охватывает все возрастающее количество вещества земной коры для нужд промышленности, транспорта, сельского хозяйства и бытовых потребностей человека.

Заключение

«Быть живым, - писал В.И. Вернадский, - значит, быть организованным». На протяжении миллиардов лет существования биосферы организованность создается и сохраняется благодаря деятельности живых организмов.

Список литературы

1. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 2008.

2. Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М: Изд. Мысль, 2006.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.- М.: Изд. ЮНИТИ, 2005.

3. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Изд. ЮНИТИ, 2004.

Тема: Урок - экскурсия Многообразие живых организмов, их основные свойства

Цель: Показать многообразие живого мира пришкольного участка, выявить основные свойства живых организмов.

Задачи:

I . Образовательные:

1. Конкретизировать знания учащихся о разнообразии живых организмов, деля их на группы. Рассмотреть сходства живых организмов разных систематических групп.

2. Изучить основные признаки живого организма.

II . Развивающие:

    Совершенствовать коммуникативные навыки.

    Способствовать развитию биологических умений: наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты.

III . Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных видов деятельности.

2. Привитие культуры поведения в природе.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Планируемый результат.

Узнают о многообразии живых организмов пришкольного участка.

Ребята понимают особенности живых организмов и называют отличия от тел неживой природы.

Девиз урока.

Человек – частица прекрасного мира природы, и на нем лежит ответственность за его многообразие.

Метод обучения.

Частично поисковый. Все живые организмы такие разные. На какие группы их можно разделить? И есть ли черты, общие для всего живого?

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: блокноты, простой карандаш, фотоаппарат.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организация начала занятия.

    Приветствие. Наличие учащихся по группам (3 группы по 5 человек)

    Подготовка класса к уроку в не стен класса. Поведение во время экскурсии.

Правила о время экскурсии: не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, не уходить от учителя без разрешения с участка.

В природе можно наблюдать много растений и животных. Как к ним относиться?

Внимательно слушают. Задают вопросы. Делятся по группам; каждая группа избирает старшего, который отвечает за дисциплину при выполнении задания.

Выяснив чем можно заниматься во время экскурсии они сами устанавливают какой вред можно принести окружающим организмам и формулируют правила поведения не только вовремя экскурсии, но и в природе.

    Подготовка к основному этапу занятия.

Введение форме рассказа по пути к назначенным участкам. Отмечается красота природы в осенний период. Характерные приметы осени.

Рассматриваем часто встречающиеся на участке деревья, кустарники, травы, животных. Дается название живых организмов.

Какой группе относится тот или иной живой организм (рябина обыкновенная, калина обыкновенная, барбарис обыкновенный, карагана, липа, яблоня, шиповник, мох, астра, очиток; лишайники; трутовик; воробей, сорока, голубь, кошка, собака, черви, насекомые и тд.д).

Все они такие разные, эти живые организмы. На какие группы их можно разделить? И есть ли черты, общие для всего живого? Вот над этими вопросами мы подумаем и найдем ответ.

Почему животные, грибы, растения могут считаться живыми организмами? Что отличает их всех от неживой природы.

- Летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, уменьшается световой день, становиться холодно, часто идут дожди, птицы улетают на юг.

Ребята слушают и записывают в блокнот название встречающихся живых организмов. Самостоятельно называют живых организмов, приводят свои примеры и приводят доказательства, почему они относят к определенной группе живых организмов

Отвечают на вопросы.

- Все живые организмы можно отнести по группам растений, животных, лишайники, грибы.

- Растения - рябина обыкновенная, калина обыкновенная, барбарис обыкновенный, карагана, липа, яблоня, шиповник, мох, астра.

- животные - воробей, сорока, голубь, кошка, собака, черви, насекомые.

- грибы – гриб трутовик.

- особая группа лишайники.

- Живые организмы могут расти, дышать, питаться, двигаться, размножаться.

    Усвоение новых знаний и способов действия.

Какие же представители живых организмов есть на нашем пришкольном участке (школьный сад), и каким группам их можно отнести.

Ребятам по группам предлагается самостоятельно выполнить задания. У каждой группы свой участок наблюдения. Группа, которая лучше выполнит задание, подметит все живые организмы (на ветке яблони гриб - трутовик)- получит дополнительный бал, правильно соотнесет их по группам. Перечислит свойства живых организмов.

Работают по группам с карточками. (см. приложение)

    Первичная проверка понимания.

Беседа с элементами фронтального опроса.

Какие живые организмы встречались на вашем участке. Наиболее встречаемые живые организмы?

По каким признакам вы определили, что живые организмы относятся к разным группам? Какими признаками они обладают.

Докажите, что представители живых организмов разных систематических групп не только имеют отличительные черты, но и черты сходства?

- Кто из живых организмов привлек ваше внимание? Чем он интересен? Какие правила вы соблюдали?

Ребята заполнив карточки – задания сдают.

Перечисляют живые организмы: яблоня, шиповник, астры, бархатцы, муха, муравьи, сорока, кошка, воробьи, у стены мхи, на стволе яблони гриб - трутовик. Наиболее встречаемые живые - организмы из группы растений. Они все обладают свойствами живых организмов дышат, питаются, выделяют, растут, передвигаются – животные.

Живые организмы по разному питаются, например животные пищу себе добывают,гриб – трутовик питается готовой пищей, которую высасывает из дерева. Растения сами для себя создают пищу. Животные – легко и быстро передвигаются. Все живые организмы дышат у животных легкие, у растений на листьях устьица.

- Растения и животные питаются разными способами, но имеют клеточное строение.

    Подведение итогов занятия.

- Хорошо Вы с такими сложными заданиями справились. А теперь подведем итог работы в группе.

Дается анализ работы ребят по группам. Оценивается работа каждого ученика.

Оценки в дневник выставляются в классе.

По возвращению в школу можно по беседовать по вопросу Какие осенние явления можно наблюдать в жизни деревьев? Что такое листопад?

Можно отвечать на интересующие вопросы ребят.

Ответственный в группе дает оценку работы каждого в группе. Ребята самостоятельно выставляют оценку за урок. Называют ребят, которые нарушали правила поведения. Называют ребят, которые заметили интересный живой организм. Ребят которые фотографировали.

    Информирование о домашнем задании.

Задание задается в спокойной обстановке в классе, чтобы ничего не отвлекало внимание. Оформить отчет по плану (приготовленный на инд. карточках), стр. 6-10 учебника.

Записывают задание в дневник, выставляют оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовка к экскурсии.

Экскурсия в природу – увлекательная форма работы учителя с классом.

Из - за нехватки времени можно экскурсию провести и по пришкольному участку. Потратить время урока и перемены. Можно экскурсию провести на последнем уроке.

Показать на сколько разнообразные живые организмы обитают вместе с нами и рядом с домом. Обращаю внимание на своеобразие и красоту природы в осенний период года

За несколько дней до экскурсия, я прохожу по пришкольному участку и подбираю нужные объекты для изучения, места для остановок для демонстрации объектов, для самостоятельных наблюдений ребят. Затем составляю план экскурсии, в котором отражаю следующие разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. После экскурсии ребята обрабатывают собранный материал.

Зачастую ученики часто отвлекаются и самостоятельная часть проходит не эффективно Нужно подобрать таким образом участки и рассказать о живых организмах, которые часто встречаются, чтобы ребята во время самостоятельной работы не отвлекались с вопросами «А что это за растение? А как, оно называется?».

В течении 15-20 минут обследуется определенная территория школьного сада. Раздаются карточки с отпечатанными заданиями, и предлагается ознакомиться с ними. Группы расходятся по разным направлениям. Это позволит наиболее полно выявить разнообразие организмов.

Карточка – заданий.

Заполни таблицу

1. Группы живых организмов

растения

животные

лишайники

2.Перечисли свойства наблюдаемых живых организмов .

3.Наиболее часто встречаемые группы

На оформление отчета выделяю 7-8 дней. Такой срок, по моему мнению, позволяет учащимся еще раз посетить место экскурсии, повторить наблюдения, красочно оформить отчет

План письменного отчета.

    Красота осенней природы.

    Многообразие живых организмов (составить список живых организмов по группам «Растения», «Животные», «Лишайники», «Грибы»).

    Свойства живых организмов

    Фотографии, рисунки живых организмов.

Технологическая карта урока – экскурсии по биологии

5- 6 класс. Раздел «Строение живых организмов». Тема «Многообразие живых организмов, их основные свойства».

Задачи на этап урока

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Промежуточ

ный контроль

Примечания

1.Организация начала занятий.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверяет готовность учащихся, настраивает на рабочий лад.

Выстраивание правил на природе.

Формулирование правил на природе

Помочь ребятам определится по группам.

2.Подготовка к основному этапу занятий

Вызвать интерес к окружающей среде. Развитие наблюдательности. Умение описывать и сравнивать живые организмы.

Рассказ с элементами фронтальной работа с классом.

Устные ответы на вопросы учителя. Умеют слушать и уважать мнение другого.

Выяснить какими знаниями обладают ребята по данной теме полученные в нач. школе и 5 классе.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

Вызвать интерес к новому предмету биология, определить задачи, которые необходимо решить в течение урока.

Индивидуальная работа с группами.

Самостоятельная работа по карточкам

Работа по карточке.

Помочь ребятам в определении живых организмов, с отличительными свойствами.

4.Первичная проверка понимания.

Познакомить с многообразием живых организмов пришкольного участка

Формировать умение видеть прекрасное и интересное. Умение работать в группах.

Развивать биологические умения: наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты

Воспитывать любовь к природе.

Создание проблемной ситуации; беседа

Устные ответы на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Используя имеющиеся знания, сравнивают, описывают

Фронтальный опрос

5.Подведение итогов занятия

Повторить рассмотренные на экскурсии живые организмы, обобщить понятия; создать мотивацию выполнения домашнего задания

Корректировка деятельности учащихся. Подведение итогов работы

нацеливание на продолжение работы дома.

Обсуждение работы каждой группы. Диалог учителя с ребятами

Устные ответы на вопросы.

6. Домашнее задание

Нацеливает учащихся на создание «Творческого отчета», разъясняет, дается план письменного отчета. образец выполнения задания.

План отчет

Демонстрация видов оформления отчетов.

Экскурсия «Разнообразие видов в сообществе»

Оборудование: блокнот, карандаш, линейка, фотоаппарат, 4 шнура длиной по 10 метров

I этап. Пробуждение энтузиазма

Первое наблюдение проводим на газоне перед зданием школы. Здесь много подорожников, цветущих одуванчиков и других обычных для газона сорняков.

На этом этапе можно провести подвижную игру

Класс делиться на две равные команды. Учащиеся придумывают названия команд. Условия: в названии использовать названия живых организмов, которые присутствуют в данном месте. Например, «жуки» и «муравьи». Команды выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии не более метра. Позади каждой команды на расстоянии 5 метров проводим черту, обозначающую ДОМ.

Ведущий произносит фразу. Если она соответствует действительности, то жуки ловят муравьёв прежде чем они добегут до ДОМА. Если фраза не соответствует действительности, то муравьи ловят жуков. Кто пойман. Тот присоединяется к команде соперника.

Примеры вопросов:

1.По легенде папоротник расцветает на Ивана Купала. (да)

2.Бамбук растёт быстрее всех растений. (да)

3.Вьющийся по земле ползучий стебель называется хлыст. (нет плеть)

4.У берёзы перпендикулярный тип жилкования. (нет - такого жилкования вообще нет, бывает параллельное жилкование)

5. Кустарник сирень раньше звали синелью. (да)

6. Для поощрения победителей со времён Древнего Рима используют лавровый венок. (да)

7.растение тархун является разновидностью полыни. (да)

8.Лисохвост - это маленький зверёк. (нет - это трава семейства злаковые)

9.Спички делают из осины. (да)

10.Древние славяне считали, что на дубу растут молодильные яблочки. (да)

II этап. Концентрация внимания Данный этап экскурсиипроводится он за школой где имеется небольшой участок с обычным набором растений всех типов. Этот этап непродолжителен и если ученики готовы к восприятию, то можно обойтись и без него.

Незаметно подкралась к нам осень,

Как природа на краски щедра.

Все берёзы стоят золотые,

А рябина красна-прекрасна. (Л.Исайкина)

III этап. Приобретение опыта

В природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями. Если на определённой территории преобладают многолетние травы, то такое сообщество называется … ЛУГ

Беседа:

1.Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?

2.Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?

Вывод : растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания. Записать в тетрадь определение.

Беседа:

1.А только лишь популяции растений могут взаимодействовать между собой?

2.А популяции других живых организмов?

3.И могут ли популяции разных видов образовывать сообщество?

4.И как будет называться сообщество, в котором взаимодействуют разные виды живых организмов?

Постановка цели:

Поставьте перед собой цель и задачи нашей экскурсии, исходя из названия темы «Разнообразие видов в сообществе».

IV этап. Вдохновение, чувственный опыт

Сфотографируйте растения луга. Составьте природоохранную памятку-листовку «Как вести себя во время пребывания на природе». Этот этап, может быть реализован в классе или дома.

V этап. Рефлексия. Несколько учеников зачитывают свои отчеты. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

Домашнее задание : Составьте природоохранную памятку-листовку «Как вести себя во время пребывания на природе».

Литература:

2.Патрушева Л.И, Батлук Н.В."Экологические экскурсии"-Барнаул: АКДЭЦ. 2003.-40с.

3.Шваб Д. "Настольная книга для преподавателей биологии" перевод с англ. К.С. Бурдина и Л.М. Баскина. М., "Просвещение" -1994



Читайте также: