Туристические организации стран снг и ближнего зарубежья. Страны ближайшего зарубежья России: список и краткое описание

В последнее время среди курортных мест, которые посещаются иностранными туристами, все чаще фигурируют страны СНГ. Сам туризм ныне стал одной из развивающихся динамично отраслей экономики многих стран. Некоторые государства используют туризм в качестве основного дохода. Развивая туристическую область, они привлекают все большее количество посетителей. Следует заметить, что большое число путешественников приезжает в страны СНГ из самих же участниц содружества. Причина тому - безвизовый въезд, который существенно облегчает поездку и близкое расстояние.

Курорты СНГ
Курорты СНГ развиваются быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется тем, что они предоставляют такие же комфортные условия, как и европейские туристические страны, но за гораздо более низкую цену. Среди стран СНГ, которые специализируются на туристической отрасли можно отметить курорты России, Беларуси, Казахстана, Абхазии, Киргизии и др. В зависимости от климата имеется специализация курортов. Например, любители отдыха на море предпочтительнее выберут южные страны. Но и те, кто выбирают горный туризм, могут направиться, например, в Абхазию. Рассмотрим наиболее популярные курортные места вышеперечисленных стран.

Самая крупная страна СНГ – Россия , обладает большим количеством туристических мест. Иностранцев привлекает не только красивая природа, но и исторические места. На территории южной части России имеются морские курорты с мировым именем, такие как Сочи, Анапа, Геленджик, Адлер, Туапсе. Самым привлекательным же из них для иностранцев является Сочи . Как известно, он славится своей богатой природой, уникальными растениями. Но это не единственное преимущество. Также в Сочи многие туристы едут в медицинских целях, поскольку там находится ряд минеральных источников. В окрестностях можно найти и так называемые «грязевые» источники, которые обладают лечебными свойствами. Туристов из ближних и дальних стран привлекают и бальнеологические курорты, которые имеются в Алагире, Аршане, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске. С целью улучшения состояния здоровья каждый год эти курорты посещают тысячи людей. Горнолыжный спорт активно развивается в Донбассе. На известную Красную Поляну мечтают попасть все любители зимних видов спорта.

Курорты, которые уже получили широкую известность за рубежом – Украинские . Многие иностранцы выбирают Украину, поскольку она географически расположена между двумя морями Азовским и Черным , имеет умеренный и субтропический климат (южный берег Крыма), очень благоприятный для отдыха.


– самая популярная туристическая область страны. Туристов – иностранцев привлекает прежде всего то, что в этих курортах совмещаются уровень европейского сервиса и приемлемая цена путевки. Но конечно, Украина известна не только своими бархатными пляжами, но и красивыми горными пейзажами. Также, красоту добавляют реки Дунай и Днепр, которые сопровождаются живописной природой.

В республиках Южного Кавказа также имеются красивые курортные места, которые посещаются иностранцами. Все они динамично развиваются. Сочетание приемлемой цены и хорошего обслуживания – вот что характерно для них. Южная страна – Азербайджан также славится своей живописной природой, многочисленными историческими памятниками и целебными источниками.

Беларусь будет интересна для любителей нетронутой природы. В ней сохранились вековые леса, в которых можно найти исчезающие виды фауны. Большой популярностью пользуются и белорусские минеральные источники. Должного внимания заслуживает и туристическая инфраструктура. Почти все места отдыха оснащены современными комфортабельными базами и находятся вблизи минеральных источников. Страна богата и историческими памятниками, красивыми архитектурными строениями. В стране много старинных действующих монастырей, которые представляют собой уникальные исторические памятники. Дополнительным пунктом в плане маршрута при отдыхе является предоставление возможности осуществления прогулки на быстроходном катере по Бугу, Днепру, Двине, Неману. Другой момент, заслуживающий внимания – это фитотерапия, которая активно применяется в местных санаториях.

Заслуживают внимания и курорты Казахстана . Наиболее известные из них Город Каркаралинск и, конечно же, столица Астана. В Узбекистане – туристов со всего мира привлекает знаменитое Аральское море. Имеются и горнолыжные базы Чимган и Бельдерсай. Среди природных здравниц Таджикистана известные туристические места курорт Ходжа-Обигарм, Обигарм, горноклиматический курорт Шаамбары.

Следует сказать, что в статье перечислен лишь ряд туристических областей. Страны СНГ активно развиваются и число курортных баз, заслуживающих внимания, постоянно увеличивается.

Развитие туризма в странах Содружества Независимых Государств за прошедший период проходило в условиях реформирования хозяйственного комплекса и выявило ряд общих негативных тенденций:

Свертывание национальных туристических программ;
- вывоз валютных средств из государств СНГ;
- слабое развитие внутреннего туризма;
- отсутствие целенаправленной государственной политики по продвижению национального турпродукта;
- крайне низкое инвестирование в сферу туризма.

Усилия по развитию туристических связей стран Содружества были направлены на поиск новых подходов в интеграционной политике. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристического пространства с учетом исторически сложившейся структуры туризма, туристической политики государств и общей методологии развития туризма. Для решения этих проблем и координации туристической деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав правительств СНГ от 9 сентября 1994 года был образован Совет по туризму государств-участников . В состав совета вошли 11 государств СНГ: Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. За прошедшее время проведено более 15 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия государств в сфере туризма.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств-участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечивающие единство методологии и сближения систем статистической отчетности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств-участников СНГ.

Совет по туризму концентрирует усилия на решении следующих ключевых вопросов, от которых во многом зависит развитие туризма в государствах Содружества:

Восстановление управляемости туристическим комплексом государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и повышение качества обслуживания в туризме;
- формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристических услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма;
- реформирование туристического комплекса в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристического продукта, развитие въездного туризма, упрощение формальностей, связанных с пограничными и таможенными процедурами;
- активизация сотрудничества со .

В декабре 1993 г. в Ашхабаде (Туркменистан) главами правительств стран СНГ было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма , направленное на расширение и совершенствование отношений стран СНГ в области международного туризма.

В рамках Содружества предпринимаются шаги по упрощению пограничных формальностей, что в значительной степени активизирует туристический обмен между странами. 30 ноября 2000 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией было заключено Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан».

Постоянной комиссией по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят Закон «О социальном туризме», рекомендованный парламентам государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Также оказывает широкую методическую помощь странам СНГ (Украины, Молдовы, Узбекистана и др.) при разработке туристического законодательства. Секретариат и эксперты ЮНВТО консультируют национальные туристические администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма, организуют обучающие семинары, профессиональную подготовку кадров, обеспечивают доступ к информационной и статистической базе данных ЮНВТО.

К сожалению, в последние годы в сотрудничестве стран СНГ в сфере туризма наблюдается значительное снижение активности. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2002 по 2006 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета стран СНГ по туризму. Решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только конкретные меры по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.

Все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств - участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристические маршруты, недостаточно целенаправленно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристических регионов.

Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые снижают возможности сотрудничества стран СНГ в сфере туризма, целесообразным было бы расширение туристического взаимодействия по следующим стратегически важным направлениям:

Совместное формирование со странами ЦВЕ межрегионального туристического рынка, упрощение туристических формальностей (в том числе пограничных, таможенных и др.);
- расширение совместных рекламно-информационных и научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов, ярмарок, выставок;
- создание интегрированного конкурентоспособного туристического продукта и его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристических выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);
- развитие транспортных и информационных коммуникаций, распространение современных технологий в организации транзитного туризма;
- формирование единой базы данных о туристических возможностях стран СНГ и ее последующее использование для создания Единой туристическо-информационной сети (ЕТИС);
- осуществление мер по обеспечению безопасности туристов, создание унифицированной системы их страхования;
- введение единых стандартов туристического обслуживания, согласование методик сбора и обработки статистических данных стран СНГ в области туризма в соответствии с рекомендациями ЮНВТО;
- осуществление комплекса мероприятий по приоритетному развитию социально направленных видов туризма: молодежного, экскурсионно-познавательного,

Исторический факультет

Кафедра музееведения

Факторы и условия развития международного туризма в странах СНГ

Подготовил:

студент 4 курса, 11 групы

Лебедев И.С.

Минск, 2010


1. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА СТРАНАХ СНГ


1. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ СНГ

1.1 Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма

В первые годы после образования СНГ в условиях общего экономического кризиса спрос на туристские услуги существенно снизился. Существующая сеть туристских учреждений в значительной степени нуждалась в реконструкции, повышении качества обслуживания. В общем объеме предоставляемых услуг населению государств СНГ наметилась тенденция к снижению расходов на туристско-экскурсионные и санаторно-оздоровительные услуги в среднем на 0,3-0,5 %. Сократились межгосударственные поездки граждан СНГ с целью отдыха, стали преобладать шоп-туры. После распада СССР только на территории России более 10 000 объектов социального туризма фактически приостановили свою деятельность. Туризм стал недоступен для основной массы населения стран Содружества. Наибольшее количество поездок граждан СНГ вне стран Содружества было зарегистрировано в 1995 г. – 21,3 млн. человек. С тех пор их количество снизилось почти в 2 раза. Причина этого – ухудшающееся экономическое положение большинства стран. В настоящее время страны СНГ занимают весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг, на их долю приходится менее 2 % мирового туристского потока.

Еще в 1990 г. СССР принимал и обслуживал в год около 50 млн. туристов и более 300 млн. экскурсантов. В казнугосударства от этой отрасли ежегодно поступала сумма, эквивалентная 16 млрд. долларов США.

В 1985 г. в СССР на одного туриста, отправляющегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов. Сегодня картина иная, например, в России на 10 выезжающих приходится 1 внутренний турист. Для Республики Беларусь это соотношение – 1:20. Для сбалансированного же туристского рынка в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) необходимо следующее оптимальное соотношение: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста.

Схожие трудности испытывают практически все страны Содружества. В аналитическом докладе Исполнительного Секретариата СНГ «О социально-экономическом положении государств – участников СНГ в 1998 г. и мерах по смягчению финансового кризиса» отмечалось, что туристская индустрия государств Содружества в новых экономических условиях развивается в основном без финансовой поддержки со стороны государств и носит явно выраженный коммерческий характер.

Поступления от международного туризма в СНГ в конце 1990-х гг. составляли лишь около 8 млрд. долларов США, что составляет примерно 4 % от поступлений в мире.

В конце 1990-х гг. прибытие иностранных туристов в государства СНГ составило около 18 млн. человек (в 1993 г. – 5,9 млн.). Больше всего граждан СНГ выезжало в такие страны, как Болгария, Венгрия, Германия, Польша, Румыния, Турция, Финляндия, Чехия и страны бывшей Югославии, Китай и США.

Однако в странах Содружества существует большой разброс данного показателя по странам. Лидером туризма СНГ в последнее время стала Украина. Туризм дает Украине 8,2 % ВНП и 25 % поступлений в бюджет, 20 % экспортной выручки, обеспечивает 1,5 млн. рабочих мест. Однако и в этом государстве более чем достаточно проблем в секторе туризма. Главный центр украинского туризма – Крым – в условиях рынка сохранил пока многие свои традиционные недостатки: невысокую организацию транспорта и питания, перебои с водоснабжением, низкий уровень санитарно-гигиенического состояния курортной зоны.


1.2 Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии

Одним из перспективных направлений развития международного туризма для стран Содружества является более широкое задействование объектов всемирного наследия (культурного, природного и культурно-природного), т к. 3,4 % объектов, расположенных в странах СНГ, включены в число объектов всемирного достояния.

В то же время анализ развития туризма в большинстве стран СНГ свидетельствует, что на рынке предлагается туристский продукт старого (советского) образца без учета национального колорита, а это, естественно, приводит к заметному снижению потока въезжающих туристов, неразвитости инфраструктуры. Состояние материальной базы туризма в странах Содружества оставляет желать лучшего, она существенно отстает от международных стандартов и требований и, следовательно, от качества обслуживания. Развитие туризма в государствах Содружества в условиях реформирования экономики выявило ряд общих негативных тенденций: вывоз валютных средств из государств СНГ, свертывание национальных туристских программ, слабое развитие внутреннего туризма, отсутствие координирующей работы по целенаправленной поддержке и продвижению национального продукта со стороны государства на туристских рынках, крайне низкое инвестирование этой сферы экономики и др.

Следует отметить, что такая ситуация в области туризма не устраивает государства Содружества. Усилия по развитию туристских связей направлены на поиск новых подходов к межгосударственной интеграции в туристской сфере. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристского пространства с учетом исторически сложившейся профессионально-квалификационной структуры, маршрутной политики и общей методологии. Для решения этих проблем, устранения необоснованной конкуренции и координации деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав, правительств СНГ 9 сентября 1994 г. был образован Совет по туризму государств – участников Содружества. За прошедшее время проведено 14 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия и решения возникающих проблем.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств – участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечения единства методологии и сближения систем статистической отчетности в сфере туризма, утверждены рекомендации по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств – участников Соглашения Совет по туризму концентрирует усилия на решении ряда следующих проблем, от которых зависит развитие туризма государств Содружества:

· восстановление управляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;

· формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся в государственной собственности;

· реформирование туризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов, ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможенными процедурами;

· активизация сотрудничества со Всемирной туристской организацией.

С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г на десятой Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в Действительные члены организации были единогласно приняты Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. – Армения и Украина. Интерес к вступлению в ВТО также проявляют Беларусь и Таджикистан В качестве присоединившихся членов в ВТО (в составе Делового совета) также входит ряд крупных туристских компаний и учебных заведений России (в частности, Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), ВАО «Интурист», «Интурист-Холдинг Компания», ЦСТЭ-Интур, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и т. д.), туроператорские компании из Казахстана (Национальная компания «Шелковый путь – Казахстан», «Жибек Жолы», «Яссауи» и «Экосистема») и организации Украины (Киевский институт туризма, экономики и права, гостиничный комплекс «Днипро»). Узбекистан и Украина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшее политическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру на вступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула Российская Федерация.

В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае 1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрирован Министерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания – через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма – головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги (Латвия).

Однако проводимая в рамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующей роли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскому сектору со стороны правительств стран – участников Содружества. Прошедший период развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашения приоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государства явно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешить вышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на много лет.

1.3 Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма

В настоящее время международный туризм оказывает значительное влияние не только на национальные экономики принимающих и генерирующих стран, но и на развитие мирового хозяйства в целом, а также на межгосударственные отношения. Вследствие этого возникает необходимость управления международным туристским обменом, как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Для международного управления туристской деятельностью и ее регулирования на межгосударственном уровне создаются международные туристские организации различного профиля. В настоящее время их существует более 200. Это ассоциации, группы ассоциаций, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы и т.д.

Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.

Главная мировая туристская организация общего характера – Всемирная туристская организация (ВТО). В 2003 г. в нее входили 141 страна, 7 территорий – постоянных и ассоциированных членов, а также свыше 350 присоединившихся членов, среди которых: национальные правительственные организации, туристские ассоциации, частные компании (в том числе авиакомпании, туроператоры, гостиничные и ресторанные ассоциации), учебные заведения туристского профиля. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).

Высшим органом управления ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. В состав руководящих органов входит Исполнительный совет, Генеральный секретариат, Комитет присоединившихся членов. Генеральная ассамблея учреждает шесть региональных комиссий: для Африки; Северной и Южной Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона; Европы; Ближнего Востока и Южной Азии. Перед комиссиями поставлена задача реализации рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов. Комиссии проводят свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех действительных и ассоциированных членов из соответствующего региона.

Двадцать второго декабря 2003 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла на своей 50-й сессии резолюцию, ознаменовавшую преобразование Всемирной туристской организации в полноправное специализированное учреждение ООН. Этот статус дает ВТО право участвовать в качестве полноправного члена в работе Административного комитета по координации (АКК), который разрабатывает стратегии в масштабах всей системы в ответ на общие межправительственные директивы в области экономического сотрудничества и развития. ВТО также будет приглашаться участвовать в работе Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Совета Безопасности ООН. Имея право вносить предложения, ВТО получает возможность подчеркнуть роль туризма в социально-экономическом развитии и в достижении целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Всемирная туристская организация стремится, развивая туризм, стимулировать экономическое развитие, создавать рабочие места, поощрять меры по защите окружающей среды и памятников культурного наследия, а также способствовать установлению мира, повышению благосостояния и уважению гражданских прав.

Первоочередные задачи ВТО в настоящее время следующие:

Сотрудничество во имя развития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития стран и регионов мира;

Развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;

Планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды,

Повышение качества туристского обслуживания и безопасности туристских услуг;

Изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;

Обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.

ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации, правительственными учреждениями стран – членов ВТО, национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованными организациями разных стран; участвуя в международных, региональных и национальных конференциях, семинарах и проектах.

Уникальная позиция ВТО позволяет ей выполнять специальные проекты по продвижению туризма. Примеры таких проектов – «Шелковый путь» и «Путь невольников», реализуемые совместно с ЮНЕСКО.

Проект «Шелковый путь». Этот проект, начало которому было положено в 1994 г., направлен на возрождение в рамках туризма древнего торгового караванного маршрута, пересекавшего Азию от Восточного Китая до Средиземного моря. 22 страны объединили свои усилия для осуществления этого проекта: Япония, Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Российская Федерация, Сирия, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Италия, Израиль, Армения, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция и Египет. Совместно они организовывали ознакомительные поездки, издали специальную брошюру, сняли видеофильм, провели ряд мероприятий на крупнейших туристских ярмарках.

Проект «Путь невольников». Проект начат в 1995г. в рамках объявленного ООН Международного года толерантности. Его цель – стимулирование развития культурного туризма в западноафриканских странах, а непосредственные задачи – реставрация памятников, обогащение исторических музеев и организация на направляющих рынках совместных рекламных кампаний, которые позволяют посетителям ознакомиться с историей этих стран и пробуждают интерес к их посещению. В будущем предполагается расширение проекта и включение в него других стран Южной и Восточной Африки, а также Карибского региона.

ВТО стремится всячески способствовать сотрудничеству в области туризма, в рамках Совета по туризму СНГ, т. к. убеждена, что страны со схожими проблемами и задачами в области развития туризма могут лучше решать их совместными усилиями. По этой причине ВТО принимала участие в заседаниях Совета по туризму стран – участниц СНГ, которые проходили в 1996-1999 гг. в Ташкенте, Москве, Ашхабаде, Тбилиси и Киеве. На прошедших заседаниях представители ВТО поддержали деятельность Совета и заявили о необходимости усиления его координирующей роли. Учитывая активную и динамичную роль Совета в координации туристской политики стран СНГ, в Киевском (2000 г.) и Бишкекском (2001 г.) заседаниях Совета принял участие Генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли.

ВТО оказала методическую помощь при разработке туристского законодательства ряда стран СНГ. Секретариат и эксперты ВТО регулярно консультируют национальные туристские администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма.

Из ведущих мировых организаций общего характера следует отметить также Всемирный совет по путешествиям и туризму (ВТТС) и Международную ассоциацию мирового туризма (МТ). В области туристского бизнеса и предпринимательства действуют такие организации, как Всемирная федерация туристских агентств (ВАТА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и др.

К мировым туристским организациям отраслевого характера относятся: Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (ИПСА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (Хо-ре-Ка), Международная ассоциация конгрессных центров (АИПК).

Наиболее известные региональные туристские организации общего характера – Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА), Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА), Карибская ассоциация по туризму (КТА), Арабский туристский союз (ЮАТ), Панафриканская туристская организация (ПАТО), Ассоциация по развитию и координации европейских туристских обменов (АДСЕТЕ), а из региональных туристских организаций отраслевого характера – Азиатско-Австралазийская гостиничная и ресторанная ассоциация (ААХРА), Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА), Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА), Арабский гостиничный союз (ЮАХ), Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА), Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА), Европейская федерация мотелей (ЕМФ), Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоне (ХОТРЕК).

В группу специализированных международных туристских организаций входят организации по различным видам туризма: социальному, молодежному, деловому, конгрессному и пр. К их числу относятся, в частности, Международное бюро по социальному туризму (БИТС), Международная федерация социального туризма (ФИТС), Международное бюро по молодежному туризму и обменам (БИТЕЖ), Федерация международных молодежных туристских организаций (ФИЮТО), Международная ассоциация по туризму с деловыми целями (ИБТА), Международная ассоциация конгрессных и гостевых бюро (ИАКВБ), Ассоциация по организации специализированных конференций (ПКМА).

К группе особых организаций туристской сферы разного профиля, выполняющих специфические функции, относятся: отвечающие за сотрудничество в области туристской информации; регулирующие профессиональное туристское образование; управляющие научными исследованиями в туристской сфере; содействующие развитию международного туризма. Данная группа включает, в частности, Международную федерацию журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ), Международную ассоциацию по документации и информации в области культуры и туризма (АДИКТ), Всемирную ассоциацию по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ), Ассоциацию по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРА), Международный клуб гидов (ИГК) и Международный союз охраны природы и ресурсов (ИЮКН).


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 252 с.

2. Горбылева З.М. Экономика туризма. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 478 с.

3. Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов // Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. – М., 1997.

4. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. Ч.1. – Мн., 2000

5. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. – Мн., 1985.

Первая туристско-рекреационная зона в годы существования СССР охватывала юг Украины, республики Закавказья, Северный Кав­каз, Нижний Дон. Она была зоной наиболее развитой в пределах СССР индустрии туризма. В пей было сосредоточено более 50% туристских маршрутов СНГ, около 40% санаториев, 1/3 домов отдыха и пансионатов, почти 3/4 альпинистских лагерей. Рекреация и туризм были здесь отраслью специализации хозяйства. И это не случайно: в зоне хорошие климатические условия, благоприятные для отдыха в течение многих месяцев; морские пляжи по берегам теплых морей; целебные минеральные воды и грязи; наличие альпинистских трасс всех категорий трудности; высокие эстетические свойства ландшафтов - от морских до высокогорных. При этом в зоне была достаточно высоко развита рекреационная инфраструктура, в частности, инфраструктура туризма. Конечно, она была развита далеко не равномерно во всей зоне, особенно высокая обеспеченность ею была характерна для глав­ных районов рекреационно-познавательного или рекреационного туриз­ма, к числу которых относились район Большого Сочи и Южный берег Крыма, привлекающие сочетанием гор, субтропического климата и морских пляжей. В дореформенные годы эти два района привлекали 4,5 млн. (Сочи) и 3,5 млн. (Крым), а всего 8 млн. рекреантов в год 2 .

1. Кавказско-Черноморский район протягивается вдоль российской части Черноморского побережья и включает примыкающие к побе­режью склоны гор Северного Кавказа. Главное, что привлекает сюда туристов, - это море и достаточно хорошо сформировавшаяся турист­ская инфраструктура (отели, пансионаты, санатории). Среди курортов этого района - крупнейший в России детский курорт Анапа (самое солнечное место Черноморского побережья страны). Популярностью пользуется Геленджик, в котором, помимо пляжа, есть и интересный туристский объект – музей-дача В. Г. Короленко, а также целебные минеральные воды.

Геленджик - центр группы более мелких поселений, пользующихся популярностью у отдыхающих.

Особое место в районе занимает Новороссийск - туристский объект, интересный своей историей в годы II мировой войны. Среди промышленных объектов для туристов привлекателен комбинат шам­панских вин «Абрау-Дюрсо». В Цемесской бухте, где расположен Новороссийск, находится и детский курорт Кабардинка. Далее распо­ложена Туапсинская группа курортов.

2. Северо-Кавказский район расположен к северо-востоку от предыдущего и в отличие от него не имеет выхода к морю.

Конечно, наиболее важным туристским мезорайоном Северного Кав­каза является очень крупный санаторно-лечебный бальнеологический комплекс страны, давно получивший название Кавказские Минеральные воды. Он расположен в агломерации из пяти городов: Кисловодск, Пя­тигорск, Ессентуки, Железноводск, Минеральные воды.

3. Горно-Кавказский район расположен в горах Большого Кавказа
и включает в себя ряд мезо- и микрорайонов на территории кавказских
республик Российской Федерации. В пределах Кабардино-Балкарской
республики находится крупный бальнеологический горно-климатический
курорт Нальчик, где помимо климатических ресурсов используются и
целебные минеральные воды. В Нальчике находится несколько куль­турных объектов, представляющих интерес для туристов.

4. Закавказье - район комплексно-аттрактивный и поэтому привле­кающий туристов самого широкого профиля. Сочетание теплых морей с их пляжами, вертикальная природная поясность (от влажных субтро­пиков до вечных снегов и ледников, т. е. нивального пояса), целебные минеральные воды, этноконфессионалыюе разнообразие, уходящая в глубь веков история народов - все это создает уникальную, привлека­тельную для туристов обстановку. В общем, район обеспечен и турист­ской инфраструктурой.

5. Каспийский прибрежный район. Он охватывает часть Азербай­джана, примыкающую к Каспийскому морю, и находящуюся севернее при­каспийскую часть Дагестана. Это наиболее важный туристский район
республики. В его границах главный туристский мезорайон - это Апшеронский полуостров, на котором расположена столица республики – Баку с его историко-культурными ценностями (среди них - отдельные па­мятники средневековья), развитой туристской инфраструктурой. На полуострове находится ряд курортов, обязанных своим возникновением
климату и минеральным источникам.

6. Крымский район - один из самых известных и популярных ту­ристских районов в СНГ. Этот туристский макрорайон охватывает не
весь Крымский полуостров, а лишь его южную часть - так называемый
Южный берег Крыма (ЮБК), куда входят также примыкающие к побережью участки Крымских гор.

7. Одесский район. Он простирается от устья Дуная до Перекопско­го залива Черного моря на 500 км, а по обводу лиманов - на 900 км 1 .

Район привлекает туристов теплым морем и целебными грязями. Поэтому именно вдоль берега моря и располагаются многочисленные санатории - в Одессе и в глубине лиманов (небольших заливов). Сама Одесса интересна для познавательного туризма: ее этническое своеобразие, проявляющееся в языке и остроумии ее жителей, ее памятники и архитектурные сооружения XVIII-XX вв. широко известны и за пределами СНГ.

8. Крымско-Азовский район. В его состав входят приморские тер­ритории Приазовья и Крыма (кроме ЮБК). В составе этого туристского макрорайона несколько мезорайонов.

а) Севастопольский район. Это, в первую очередь, район позна­вательного туризма. В самом деле, сам Севастополь - город русской морской славы с многочисленными музеями и памятниками, хранящи­ми память о ней. В 15 км от Севастополя, близ Балаклавы - историко-археологический заповедник - древнегреческое поселение Херсонес, а на автодороге Севастополь - Симферополь - город Бахчисарай, бывшая (до 1793 г.) столица Крымского ханства с сохранившимся ханским дворцом. Невдалеке - пещерный город Чуфут-Кале. Среди памятников природы особенной известностью пользуется Большой каньон Крыма, которому посвящено немало литературы.

б) Западно-Крымский район - по преимуществу рекреационно-бальнеологический, где лечат климат, море, целебные грязи (Саки).
Несмотря на небольшую территорию, район этот принимает очень большое число туристов - преимущественно детей. Находящаяся в этом районе Евпатория - очень популярный детский курорт. В ее окрестностях
есть объекты познавательного туризма - памятники истории и архитектуры XIV-XVI вв.

в) Восточно-Крымский район. Основные его туристские центры -
Феодосия и Керчь. Феодосия и примыкающие к ней поселки на берегу
моря - преимущественно климатические и бальнеологические курорты,
хотя не лишены и элементов познавательного туризма. К объектам последнего относятся генуэзские крепости в Феодосии и Судаке, феодосийский музей нашего знаменитого художиика-мариниста И. К. Айва­зовского. В Коктебеле - дача поэта М. Волошина, ставшая местом паломничества нескольких поколений интеллигенции, навещавшей оби­тель поэта еще при его жизни, а позднее - жизни его вдовы.

г) Северо-Приазовский район. Расположенный в Краснодарском крае, этот небольшой район привлекает туристов теплым летом, морскими купаниями, лечебными минеральными источниками, лечебными грязями. Все это обусловило формирование данного района, центром которого является город Ейск.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Объект и предмет географии. Структура географической науки.2

Объект и предмет географии структура географической науки.. методы географии.. географические карты..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет географии. Структура географической науки
География (гео- земля, графо- описание; т.е. землеописание) с момента своего возникновения развивалась как энциклопедический свод знаний о природе, населении и хозяйстве различных стран. О

Структура географической науки
На месте единой географии Х1Х века сложилась целая система географических наук. Процесс дифференциации географии начался в Х1Х веке и активно продолжался в начале ХХ века. В настоящее время в си

Методы географии
Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются: 1) Картографический метод. Карта,

Географические карты
Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Имеющие общий замысел карты могут

Часовые пояса в разных странах
Территории девяти стран мира расположены сразу в нескольких часовых поясах: Россия - 11 часовых поясов; Канада - 6 часовых поясов; США - 6 часовых поясов


Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо о

Ландшафты и природные зоны Земли и их значение для туризма
Пояса. На современной стадии развития земной природы выделяет следующие основные планетарные пояса: 1) экваториальный жаркий и влажный, 2) тропические жаркие и сухие, 3)

Математико-географическое положение. Пояса освещенности. Климат и туризм
Математико-географическое позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к п

Мировой океан и туризм
Непрерывная водная поверхность Мирового океана составляет 70,8% площади поверхности планеты. Части Мирового океана. Название «океан» происходит от собственного имени мифической реки

Внутренние воды и туризм
Внутренние воды - часть водной территории государства. Внутренние воды состоят из морских и неморских вод. Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, к

Биосфера и туризм. Растительный и животный мир суши. Охраняемые природные территории
Биосфе́ра (от др.-греч. βιος - жизнь и σφαῖρα - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием

Геодемографическая обстановка в странах мира
На стыке географии и демографии сформировалась также получившая большое развитие и в нашей стране, и за рубежом геодемография (географическая демография), которая занимается изучением геодемографич

География городов. Значение городов как важнейших дестинаций для познавательного туризма
ГЕОГРАФИЯ ГОРОДОВ - одно из важнейших подразделений географии населения, изучающее закономерности размещения городов и концентрации в них населения, экономико-геогр. типы городов и их роль в террит

Социальная география. Уровень и качество жизни людей в странах мира и регионах России
СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ - отрасль социально-экономической географии, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспрои

Этногеография и конфессиональная география
Этнография (от др.-греч. ἔθνος - «этнос» (народ) и γράφω - «пишу») - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образов

География религиозного туризма
История паломничества.Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно

География производства сельскохозяйственной продукции и сувенирных изделий в странах мира и регионах России
Сельское хозяйство – вторая по значимости отрасль материального производства после промышленности. О масштабах современного мирового сельского хозяйства говорят следующие данные. Хотя еще


Современный этап развития транспорта и туризма. Новым толчком к ускоренному развитию индустрии путешествий послужили глубокие изменения на воздушном транспорте, связанные с его либ

Авиационный транспорт США до и после либерализации
Показатель Плата за проезд, в % к уровню 1970 г.* Выполненные полеты, мили на душу н

География транспорта мира и России
Транспорт - особая сфера материального производ­ства. В отличие от сельского хозяйства и промышленно­сти он не создает в процессе производства новый про­дукт, не изменяет его свойства (физические,

Памятники культурного наследия ЮНЕСКО
Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Уникальные курорты России и СНГ
Уникальные курорты России - курорты, располагающие минеральной водой или лечебной грязью, ландшафтом, климатом, которые хотя бы в одном имеющем бальнеологическое значение компоненте превосходили вс

Понятие о территориальной туристско-рекреационной системе (ТТРС)
Понятие ТТРС введено экономическим географом Бреображенским В.С., который обосновал её как основную форму организации рекреационного хозяйства. Под ТТРС он понимал систему, которая состоит из взаим

Рекреационные и территориальные рекреационные системы
В отечественной рекреационной географии обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система

Территории регламентированного доступа
К ним относятся охотничьи и рыболовные угодья, а также заповедники, национальные парки и заказники. Охотничий туризм предполагает процесс охоты и до­бычи разрешенных к промыслу зверей и птиц

Биоклиматические ресурсы
Биоклимат-воздействие климата на организм человека. Биоклимат зависит от: солнечной радиации (тепло, свет, ультрафиолет), атмосферная циркуляция (перенос воздушных масс), характер подстилающей пове

Туристические культурно-исторические ресурсы в РФ
Россия располагает огромными возможностями для привлече­ния туристов. Этому способствует наличие разнообразных природ­но-климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие ма

Виды туристских учреждений
по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации, издатели, профессиональные ассоциации, торговые и по

Территориальные общности кадров для туризма
ОБЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ - англ. community, territorial; нем. Gemeinschaft, territoriale. Совокупность людей, имеющих одинаковое отношение к определенной территории и характеризующаяся системой эко

Туризм в Европейской части России
В годы существования СССР охватывала территорию средней и южной полосы европейской части страны - от ее западных границ до Урала. В нее входили Молда­вия, средняя и северная Украина, Белоруссия, не

Туризм в Азиатской части России
Третья туристско-рекреационная зонавключает в себя юг Сибири и Дальнего Востока, а также Казахстан и республики Средней (Центральной) Азии. Эта зона очень обширна по площа

Туризм в странах Восточной Европы
Восточно-европейская зона еще недавно была составной частью «социалистического лагеря»: страны этой зоны входили и в СЭВ, и в организацию Варшавского договора. Это обстоятельство наложило большой о

Туризм в странах Северной и Западной Европы
Зона Северной Европывключает в себя группу Скандинавских стран, объединенных близостью истории и языков (Швеция, Норвегия, Дания и ее владение Гренландия, Исландия), а также истори

Туризм в странах Средиземноморья
Очень важная туристская зона - Южная Европа. Располо­женная на трех, омываемых Средиземным морем, южно-европейских по­луостровах (Пиренейском, Аппенинском, Балканском) и при

Туризм в Южной и Юго-Восточной Азии
-Западная Азиявключает в себя государства Ближнего и Среднего Востока с древней историей и преимущественно мусульманской культурой. Исключение представляет Израиль – стран

Туризм в Северной Америке
В туристском отношении Северная Америка - это не весь материк, а только США и Канада. Конечно, уровень туризма здесь очень высок из-за высокого уровня развития экономики и уровня доходов населе­ния

Туризм Южных материков (Южная Америка, Африка к югу от Сахары, Австралия, Антарктида)
Австралия,расположенная в тропиках и субтропиках (за ис­ключением о. Тасмания), омываемая теплыми морями, привлекает сво­им климатом, пляжами, оригинальными флорой и фауной. Достат

Федеративное устройство России
Россия - государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения,

Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества
Независимых Государств 29 октября 1994 года


Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,

- основываясь на Уставе Содружества ,

- руководствуясь Манильской 1980 года Декларацией о мировом туризме; Гаагской 1989 года Декларацией о туризме и другими международными соглашениями в данной области,

- принимая во внимание межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма" от 23.12.93 ,

- исходя из признания соответственным и неотъемлемым правом граждан стремление к удовлетворению духовных потребностей посредством приобщения к культурно-историческим ценностям,

- выражая приверженность к сохранению, расширению и углублению существующих международных связей в рамках Содружества,

- считая свободу перемещений необходимым условием дальнейшего развитая дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического сотрудничества и культурному взаимопониманию,

- выражая уверенность в том, что развитие туризма призвано способствовать становлению гражданского мира и согласия, укреплению взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей,

- стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств-участников Содружества в данной области регулирования правоотношений и формированию в рамках СНГ единого туристского пространства,

приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.

Раздел I. Общие положения

В настоящем рекомендательном акте следующим понятиям задается терминологическое значение, равно принимаемое всеми участниками.

Туризм - временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Турист - гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до шести месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Тур - туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере перемещения, жилья, медицинского и культурного обслуживания.

Туристский ваучер - индивидуальный или групповой документ, выданный туристской организацией, являющийся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату.

Туристская организация - юридического лицо, независимо от форм собственности занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законом форме.

Туристские ресурсы - совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в компании и порознь.

Статья 2. Национальное законодательство о туризме

Национальное законодательство государств - участников СНГ в сфере туризма включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими обстоятельствами отдельных государств. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.

Национальное законодательство дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные многосторонние договоры и конвенции в сфере туризма приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.

Статья 3. Государственная политика в сфере туризма

Государства - участники СНГ содействуют развитию туризма как эффективной отрасли экономики и действенного средства сближения народов и гарантируют режим наибольшего благоприятствования в туристской деятельности, создают правовую и нормативную базу в сфере туризма, обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, содействуют развитию международного сотрудничества.

Статья 4. Компетенция государств - участников СНГ в сфере туризма

Ведению государств - участников СНГ в лице их органов государственной власти и управления подлежат:

- формирование нормативной базы в сфере туристской деятельности и координации межгосударственного сотрудничества;

- формирование национальных программ развития туризма;

- установление порядка стандартизации, лицензирования и сертификации в сфере туризма;

- управление государственной собственностью в сфере туризма, финансирование органов государственного управления и надзора за соблюдением прав туристов;

- определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов;

- иные действия, предусмотренные национальным законодательством.

Раздел II. Права и обязанности туристов

При подготовке к путешествию, во время транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:

- на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей организации;

- на объективную и точную информацию о законах и правилах пребывания в данной стране или местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлениями ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;

- на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных в законном порядке ограничений экологического или социокультурного характера;

- на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;

- на обеспечение бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные по данной местности стандарты;

- на содействие органов местной администрации в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных или непредвиденных случаев или обстоятельств.

Статья 6. Обязанности туристов

Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:

- способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;

- уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;

- соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и уважения в отношении природного и культурного достояния.

Статья 7. Порядок предоставления дополнительных льгот и прав

Дополнительные права и льготы туристам в части пограничного и таможенного контроля, обмена национальных валют по специальному курсу, понижения тарифов на транспортное и бытовое обслуживание и прочее решаются специальными двусторонними или многосторонними соглашениями на принципе приоритета.

Статья 8. Правовое положение иностранных туристов

Иностранные туристы, проживающие постоянно вне государств - участников Содружества, осуществляющие поездки по странам СНГ, пользуются правами и несут обязанности в том же объеме, что и граждане стран Содружества с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание иностранных граждан на территории государств - участников СНГ.

Статья 9. Недопущение дискриминации

Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе поездок пользуются равными правами, гарантируемыми официальными органами стран временного пребывания. Ущемление гарантированных государством прав туриста, носящее характер дискриминации, наказывается в соответствии с действующим национальным законодательством.

Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного по отношению к иным категориям характера.

Раздел III. Туристская организация

Юридические и физические лица, желающие осуществлять деятельность в сфере туризма, признаются в качестве туристских организаций с получением лицензии на право занятий в данной сфере.

Порядок осуществления лицензирования туристской деятельности на территории стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного законодательного акта.

Организации, получившие в установленном порядке лицензию одного из государств - участников СНГ, признаются в качестве туристских организаций всеми странами Содружества и пользуются соответствующими правами, определяемыми национальным законодательством.

Отзыв лицензии на право занятия туристской деятельностью, осуществленный государственными органами страны пребывания туристской организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 11. Сертификация туристских организаций

Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта.

Порядок сертификации на территориях стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного акта.

Выдаваемый по результатам сертификации туристским организациям сертификат соответствия на каждый вид туристских услуг признается в данном качестве на территории всех государств - участников СНГ и не требует повторения в каждой отдельной стране Содружества.

Лишение туристской организации сертификата соответствия, осуществленное государственными органами страны пребывания данной организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 12. Права и обязанности туристских организаций

Права туристских организаций определяются национальным законодательством государств - участников СНГ с учетом положений настоящего нормативного акта.

Туристская организация, осуществляющая свою деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии, обязана:

- предоставлять туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура;

- реализовывать туристские ваучеры на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;

- организовывать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставляемой информацией;

- обеспечивать безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.

Раздел IV. Туристский ваучер

Договоры о предоставлении туристскими организациями туристских услуг заключаются по унифицированной форме, принятой Всемирной Федерацией Ассоциации туристских агентств, если действующим законодательством государства - участника CНГ не предусмотрена иная форма заключения договора.

Туристская организация обязана выдавать ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица, заверенной печатью данной организации.

В случае заключения договора через посредника в ваучере должно быть указано как название и реквизиты организатора тура, так и название и реквизиты посредника с указанием полномочий и ответственности.

Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую плату согласно оговоренным в ваучере условиям.

Статья 14. Необходимые атрибуты ваучера как документа

Правильно оформленный ваучер должен содержать следующие атрибуты:

- место выдачи, адрес и иные реквизиты организатора тура, посредника, номер, дату и место выдачи лицензии на туристскую деятельность;

- фамилию, имя, отчество и иные элементы личного именования получателя ваучера, номер его паспорта или иного удостоверения личности;

- характеристику и стандарты оказываемых услуг в отношения транспорта, размещения, питания и прочих, включенных в стоимость тура, а также наличие и условия проживания;

- описание программы тура и характеристику мероприятий по дням его проведения;

- общую стоимость тура и условия ее оплаты клиентом;

- описание условий и обстоятельств, при которых турист может отказаться от поездки, с порядком возмещения ущерба организации;

- описание формы и размеров компенсации туристу за нарушения условий тура, оговоренные в ваучере и допущенные по вине организации и ее партнеров;

- другие условия, которые сочтут необходимым указать клиент и организация.

Турист обязан дать расписку в получении ваучера на его копии, оставляемой в туристской организации. Организация может потребовать от клиента дополнительной расписки о специальных условиях тура.

На туристскую группу оформляется дополнительно групповой ваучер, выдающийся руководителю группы как представителю оформившей тур организации.

Статья 15. Права и обязанности туриста по выполнению условий тура

Турист обязан передать ваучер другому лицу при условии, что данный ваучер не именной и принимающее его лицо соответствует необходимым для совершения тура требованиям. Именной ваучер передаче не подлежит и должен быть переоформлен.

В случае нарушений условий тура, оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и моральный ущерб.

Если турист и организация не находят взаимоприемлемых условий и размеров компенсации, их спор решается судом в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Претензия туриста может быть предъявлена организации в течение месяца после установленной даты окончания тура.

Турист может расторгнуть договор без возмещения ущерба организации, если увеличение общей стоимости тура превышает 10% оговоренной в ваучере поездки. В этом случае он имеет право на возмещение всех сумм, выплаченных организации в порядке предоплаты данного тура.

Статья 16. Права и обязанности организации по выполнению условий тура

Организация, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь комплекс услуг в количестве и качестве, оговоренным в контракте.

Организация при проведении тура отвечает перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, указанных в ваучере.

Организация может расторгнуть договор без возмещения убытков или аннулировать ваучер при наличии форс-мажорных обстоятельств, предшествующих осуществлению тура или предоставлению услуг; при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное.

Организация не может увеличивать общую стоимость тура, если это специально не оговорено в ваучере, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов.

При предъявлении претензий клиента к организации она вправе требовать возмещения со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.

Статья 17. Компенсация и возмещение убытков туристам

Организация, продавшая тур, несет ответственность за выполнение его условий в пределах объявленной стоимости тура.

В случае понесения клиентом имущественного ущерба во время тура организация компенсирует ущерб в полном объеме, установленном документально либо зафиксированном обязательствами.

Порядок возмещения убытков и компенсаций определяется действующим законодательством.

Раздел V. Туристские ресурсы

Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является национальным достоянием стран Содружества.

Государства - участники СНГ организуют учет и использование своих туристских ресурсов. Порядок отнесения объектов к категории туристских ресурсов определяется национальным законодательством.

Все туристские ресурсы стран Содружества являются доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к этому нет наложенных в установленном законодательном порядке ограничений.

Статья 19. Охрана туристских ресурсов

Туристские ресурсы охраняются государствами - участниками СНГ в соответствии с действующим национальным законодательством об охране памятников природы, истории и культуры.

Лица, допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством стран Содружества.

Возмещение нанесенного ущерба в той части, что поддается восполнению, осуществляется за счет лиц и организаций, своим действием или бездействием допустивших данный ущерб.

Статья 20. Ограничение доступа к конкретным объектам

Уникальные объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним.

Ограничение доступа к природным объектам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.

Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется реальной пропускной способностью, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект, и (или) его местом в системе социокультурных отношений в соответствующей общности.

Порядок и степень доступа к объектам, находящимся в пользовании общественных и конфессиональных организаций и связанным с отправлением религиозных обрядов, определяется данными организациями и согласуется с соответствующими государственными органами, если эти объекты находятся на государственной охране и попечительстве.

Раздел VI. Заключительные положения

Государства - участники СНГ признают приоритет международного права в тех случаях, когда действующие национальные законодательные и иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм.

Статья 22. Конечная цель законодательства о туризме

Конечной целью настоящего рекомендательного законодательного акта и подлежащего разработке национального законодательства является формирование единого туристского пространства стран Содружества, обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество и установление нормативных добрососедских отношений, подкрепляемых единообразно понимаемыми и трактуемыми нормативными базами, регулирующими данную сферу.


Текст документа сверен по:
"Туризм: нормативные
правовые акты: Сборник актов",
М., Финансы и статистика,
1998 год



Читайте также: