Туристические организации стран снг и ближнего зарубежья. Совет по туризму стран снг

Развитие туризма в странах Содружества Независимых Государств за прошедший период проходило в условиях реформирования хозяйственного комплекса и выявило ряд общих негативных тенденций:

Свертывание национальных туристических программ;
- вывоз валютных средств из государств СНГ;
- слабое развитие внутреннего туризма;
- отсутствие целенаправленной государственной политики по продвижению национального турпродукта;
- крайне низкое инвестирование в сферу туризма.

Усилия по развитию туристических связей стран Содружества были направлены на поиск новых подходов в интеграционной политике. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристического пространства с учетом исторически сложившейся структуры туризма, туристической политики государств и общей методологии развития туризма. Для решения этих проблем и координации туристической деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав правительств СНГ от 9 сентября 1994 года был образован Совет по туризму государств-участников . В состав совета вошли 11 государств СНГ: Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. За прошедшее время проведено более 15 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия государств в сфере туризма.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств-участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечивающие единство методологии и сближения систем статистической отчетности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств-участников СНГ.

Совет по туризму концентрирует усилия на решении следующих ключевых вопросов, от которых во многом зависит развитие туризма в государствах Содружества:

Восстановление управляемости туристическим комплексом государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и повышение качества обслуживания в туризме;
- формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристических услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма;
- реформирование туристического комплекса в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристического продукта, развитие въездного туризма, упрощение формальностей, связанных с пограничными и таможенными процедурами;
- активизация сотрудничества со .

В декабре 1993 г. в Ашхабаде (Туркменистан) главами правительств стран СНГ было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма , направленное на расширение и совершенствование отношений стран СНГ в области международного туризма.

В рамках Содружества предпринимаются шаги по упрощению пограничных формальностей, что в значительной степени активизирует туристический обмен между странами. 30 ноября 2000 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией было заключено Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан».

Постоянной комиссией по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят Закон «О социальном туризме», рекомендованный парламентам государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Также оказывает широкую методическую помощь странам СНГ (Украины, Молдовы, Узбекистана и др.) при разработке туристического законодательства. Секретариат и эксперты ЮНВТО консультируют национальные туристические администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма, организуют обучающие семинары, профессиональную подготовку кадров, обеспечивают доступ к информационной и статистической базе данных ЮНВТО.

К сожалению, в последние годы в сотрудничестве стран СНГ в сфере туризма наблюдается значительное снижение активности. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2002 по 2006 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета стран СНГ по туризму. Решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только конкретные меры по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.

Все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств - участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристические маршруты, недостаточно целенаправленно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристических регионов.

Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые снижают возможности сотрудничества стран СНГ в сфере туризма, целесообразным было бы расширение туристического взаимодействия по следующим стратегически важным направлениям:

Совместное формирование со странами ЦВЕ межрегионального туристического рынка, упрощение туристических формальностей (в том числе пограничных, таможенных и др.);
- расширение совместных рекламно-информационных и научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов, ярмарок, выставок;
- создание интегрированного конкурентоспособного туристического продукта и его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристических выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);
- развитие транспортных и информационных коммуникаций, распространение современных технологий в организации транзитного туризма;
- формирование единой базы данных о туристических возможностях стран СНГ и ее последующее использование для создания Единой туристическо-информационной сети (ЕТИС);
- осуществление мер по обеспечению безопасности туристов, создание унифицированной системы их страхования;
- введение единых стандартов туристического обслуживания, согласование методик сбора и обработки статистических данных стран СНГ в области туризма в соответствии с рекомендациями ЮНВТО;
- осуществление комплекса мероприятий по приоритетному развитию социально направленных видов туризма: молодежного, экскурсионно-познавательного,

  1. Развитие международного туризма в Англии

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Англии сложились благоприятные условия для развития туризма : в стране нет районов, ... и выезд британских туристов в страны , входящие в СНГ , и в Восточную Европу... выездной международный туризм . Для развития туризма во всех странах стимулирующими факторами ...

  2. Развитие международного туризма (с точки зрения организации, на примере гостиницы из Украины)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах . На долю... . К факторам , которые вызывали бурное развитие туризма в последние... Структура выездного турпотока по странами Страны СНГ 4,3 млн. чел... но основное условие – возможность...

  3. Особенности развития международного туризма в Румынии

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Климатическим условиям ; - рассмотреть туристский потенциал Румынии, выделить наиболее перспективные направления развития международного туризма в стране ; ... в путешествии и туризме как один из значительных факторов международного туризма и путешествий после...

  4. Развитие международного туризма в России (2)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Огромном потенциале делового туризма в России и странах СНГ .14 Факторы , способствующие развитию международного туризма в России. Несмотря... , возникают новые виды туризма , разрабатываются и создаются условия устойчивого развития туризма . Туристы, в связи...

  5. Развитие международного туризма в Турецкой Республике

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Г.), а из стран СНГ – Россия – ... развитой инфраструктурой и благоприятными природными условиями , но и продуманной политикой государства, заинтересованного в развитии туризма ... развития международного туризма вообще и в Турции, в частности, индустрия туризма ...

о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Утвердить Стратегию развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (прилагается).

2. Совету по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств разработать и внести на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года.

От Азербайджанской Республики

От Российской Федерации

--------

Д.Медведев

От Республики Армения

От Республики Таджикистан

Т.Саркисян

А.Акилов

От Республики Беларусь

От Туркменистана

М.Мясникович

-------

От Республики Казахстан

От Республики Узбекистан

Заместитель Премьер-министра

С.Ахметов

А.Икрамов

с оговоркой

От Кыргызской Республики

От Украины

Ж.Сатыбалдиев

Н.Азаров

От Республики Молдова

Ю.Лянкэ

с оговоркой


УТВЕРЖДЕНА

Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период
до 2020 года

СТРАТЕГИЯ
развития сотрудничества государств - участников
Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств - участников СНГ, отражающих их общее видение путей развития туристской отрасли как одной из наиболее динамично развивающихся сфер. Туризм является мощным фактором активизации международного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, культурного взаимообогащения народов СНГ. По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма в мире, становятся все более очевидными, возрастает необходимость формирования общего туристского пространства Содружества на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ.

Настоящая Стратегия подготовлена с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года, рекомендательного законодательного акта «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ) от 29 октября 1994 года, модельных законов «О детском и юношеском туризме» и «О туристской деятельности», принятых соответственно Постановлением МПА СНГ от 4 декабря 2004 года и Постановлением МПА СНГ от 16 ноября 2006 года.

В настоящей Стратегии учтены основные положения Манильской декларации по мировому туризму, Гаагской декларации по туризму, Осакской декларации по туризму и Ереванской декларации по туризму, законодательных актов государств - участников СНГ в области туризма, других международных документов.

В Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы, основные направления и механизмы развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства Содружества.

2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

В настоящее время туризм является самым динамично развивающимся сектором мировой экономики, его значение и вклад в мировую экономику постоянно растет. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), на долю туризма приходится 9 % мирового ВВП (с учетом мультипликативного эффекта), 30 % мирового экспорта услуг, 5-6 % всего мирового экспорта, примерно 5 % мировых капиталовложений, он обеспечивает 3,3 % занятости в мире, а с учетом сопряженных отраслей - 8,7 % (почти 255 млн рабочих мест) .

Рост международного туризма - это серьезный фактор развития экономик большинства стран. Этот факт признается всеми государствами - участниками СНГ, свидетельством чего является активная нормотворческая деятельность в области регулирования туризма как на национальном уровне, так и на уровне Содружества.

В государствах - участниках СНГ созданы и действуют отдельные министерства и ведомства, отвечающие за туристскую деятельность в стране; во всех государствах приняты соответствующие законы, разработаны или находятся в стадии разработки концепции и стратегии развития туризма, имеющие целью продвижение туристских продуктов на национальные и международные рынки. Законы о туризме (туристской деятельности) в государствах - участниках СНГ имеют схожую структуру, как правило, комплексный (межотраслевой) характер, однако в самих законах содержатся различные определения, трактовки и положения, требующие гармонизации.

Помимо национальных нормативных правовых актов государствами - участниками СНГ принят ряд межгосударственных документов, нацеленных на развитие туризма на пространстве Содружества, в том числе Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 года, Соглашение о Совете по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2012 года.

Итогом взаимодействия государств - участников СНГ в области туризма является повышение заинтересованности в развитии многостороннего сотрудничества, расширение возможностей и условий для создания новых туристических продуктов и их продвижение на рынке туристических услуг в соответствии с экономическими и социальными интересами государств.

Для большинства государств - участников СНГ туризм уже сегодня играет весьма заметную роль в экономике. И несмотря на то, что доля туризма в ВВП даже в наиболее успешных с точки зрения развития туризма странах на пространстве СНГ пока еще уступает показателям развитых туристских дестинаций, туризм способствует расширению экспорта и привлечению валютных поступлений в платежную систему.

В то же время для всех государств - участников СНГ характерны относительно низкие показатели вклада туризма в ВВП страны и разная степень выполнения экспортной функции туризма для нормализации платежного баланса.

Отмечаются низкие показатели въезда и выезда граждан в пределах государств - участников СНГ в целях туризма.

Создание новых рабочих мест за счет развития туризма значительно отстает от аналогов за рубежом.

В настоящее время в государствах - участниках СНГ наблюдаются расхождения в методологии сбора и обобщения статистических данных о развитии туризма. Сбор статистической информации о международном туризме осуществляется в соответствии с национальными законами о туризме, о государственной статистике и другими законодательными актами государств - участников СНГ. Однако в целом организация статистического учета в области туризма требует серьезного пересмотра и совершенствования, поскольку имеющиеся в распоряжении статистические данные не отличаются систематичностью, нередко носят необъективный и фрагментарный характер, а их обобщение производится в целях решения задач, не позволяющих проанализировать экономические, организационные и территориальные особенности развития туризма. Активную работу по совершенствованию методического аппарата комплексной статистической оценки туристской деятельности и ее вклада в экономику государств - участников СНГ, в том числе работу по использованию сателлитных счетов в туризме, проводит Межгосударственный статистический комитет СНГ.

Обеспечение безопасности в туризме является одним из ключевых факторов его развития в государствах - участниках СНГ. Поскольку отличительной чертой туристской деятельности на пространстве Содружества является наличие в большинстве случаев неорганизованных видов туризма, признание обеспечения безопасности туристов - приоритетное направление работы в области туризма. На уровне обеспечения экономической безопасности туристских предприятий ситуация в государствах - участниках СНГ складывается в зависимости от степени социально-экономических условий, благоприятствующих или нет развитию малого и среднего бизнеса в стране, а также от уровня развития государственных институтов потребительского надзора и контроля качества. В основном проблемы развития малого бизнеса в подавляющем большинстве государств - участников СНГ схожи.

В целом в государствах - участниках СНГ вопросы безопасности в области туризма затрагиваются мало либо вынесены на уровень национальной безопасности в рамках общих вопросов. В частности, в модельном законе «О туристской деятельности» (2006 г.) дано понятие «безопасность туризма». Специальные меры, призванные обеспечивать безопасность туристов и туристских объектов, прописаны в законодательстве Беларуси и Украины.

Неравномерно происходит на пространстве СНГ развитие гостиничной инфраструктуры. Значимость развития туризма и гостиничного строительства для государств - участников Содружества неравноценна. Развитие международного операторского бизнеса в области гостиничного хозяйства также пока не получило должного значения. В то же время на территориях государств - участников СНГ происходит развитие собственных операторских цепей, что является важным обстоятельством для построения национального операторского бизнеса и уменьшения в будущем оттока капитала.

Все системы сертификации, используемые на пространстве Содружества, носят добровольный характер и в будущем, скорее всего, будут развиваться с унифицированными тенденциями в области классификации.

Возможности электронных и печатных СМИ для продвижения турпродуктов на национальные и международные рынки широко используются во всех государствах - участниках СНГ. В процессе формирования единого информационного пространства СНГ сегодня происходит демонстрация туристских возможностей государств - участников СНГ потенциальным туристам из государств, входящих в СНГ, а также другим иностранным государствам; формирование имиджа государств - участников СНГ как открытых гостеприимных направлений, налаживание коммуникации между профессионалами туристской сферы пространства СНГ и мирового туристского рынка.

Существенное место в продвижении туристских возможностей территорий на национальные и зарубежные туристские рынки занимает на пространстве Содружества выставочно-конгрессная деятельность. Однако ее потенциал используется не в полной мере.

Анализ показывает, что в государствах - участниках СНГ в системах подготовки кадров для индустрии туризма отсутствует должный уровень унификации, нет достаточной скоординированности действий учреждений образования и соответствующих сегментов рынка труда; требуется повышение уровня практико-ориентированности образовательного процесса, дифференциация подготовки кадров с учетом уровней квалификации специалистов, востребованных рынком труда, а также формирование образовательных стандартов на базе профессиональных стандартов, являющихся неотъемлемым элементом национальных рамок квалификации.

Таким образом, эффективность сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ сдерживается недостаточным уровнем гармонизации национального и межгосударственного законодательства, проблемами в области статистического учета и использования сателлитных счетов в туризме, различными подходами к обеспечению безопасности и качеству услуг в туризме, неразвитостью гостиничной инфраструктуры и отсутствием единообразия используемых систем классификации гостиниц и иных средств размещения на пространстве СНГ, а также недостаточным использованием практико-ориентированных форм подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и различиями в стандартах подготовки специалистов для этой сферы экономики.

Осуществляя стратегическую цель развития сотрудничества в области туризма на период до 2020 года, государства - участники СНГ решают общие задачи применительно к национальным условиям и особенностям.

Повышение уровня сотрудничества в разработке и реализации совместных проектов и программ в области туризма, сближение национального законодательства, согласованное участие в международном информационном обмене, формирование системы безопасности в туризме, создание унифицированной системы подготовки кадров позволят государствам - участникам СНГ наиболее эффективно использовать возможности общего пространства для повышения конкурентоспособности туристских услуг и продвижения туристских продуктов.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Целью развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства является обеспечение эффективного взаимодействия в области туризма на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ для повышения интенсивности туристских потоков и роста доходов, получаемых от этой сферы всеми государствами-участниками, и в конечном счете роста уровня и качества жизни граждан, а также сохранения универсальных ценностей и культурного многообразия на пространстве СНГ.

Основными задачами, стоящими перед государствами - участниками СНГ в развитии сотрудничества в области туризма и формировании общего туристского пространства, являются:

гармонизация действующих законодательных норм с учетом общих подходов к развитию туризма на территориях государств - участников СНГ в контексте положений международных документов; развитие нормативных положений с учетом меняющихся условий и принципов организации туристской деятельности на пространстве СНГ;

гармонизация статистического учета, использование согласованных методических подходов к сбору и систематизации статистических данных, использование международных принципов статистического учета в туризме, периодическое издание сравнительных анализов сферы туризма для государств - участников СНГ;

развитие сотрудничества в вопросах защиты прав и интересов туристов путем координации деятельности государств - участников СНГ по обеспечению безопасности туристов;

гармонизация подходов к внедрению согласованной системы стандартов качества предоставления туристических услуг;

расширение возможностей по использованию электронных и печатных СМИ и потенциала услуг выставочного бизнеса для продвижения турпродуктов на внутреннем и международном рынках;

выработка единых подходов к подготовке кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ и формирование предложений по ее развитию с акцентом на практико-ориентированные формы подготовки.

Основными принципами сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формировании общего туристского пространства являются:

обеспечение межкультурного диалога, гуманизма и толерантности, укрепление взаимопонимания и взаимного уважения к культурному и религиозному разнообразию посредством туризма, осознание значимости универсальных ценностей и межкультурного разнообразия;

проведение согласованной информационно-статистической, научно-технической, организационно-правовой, экономической и социально-культурной политики в области туризма;

стремление к достижению максимальной эффективности в совместном решении проблем развития сотрудничества в области туризма;

использование преимуществ и факторов интеграционных процессов, в том числе посредством укрепления прямых экономических, социальных, культурных связей в создании индустрии гостеприимства;

использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации проектов и программ в области туризма, особенно в части создания гостиничной, транспортной, образовательной и иной инфраструктуры индустрии гостеприимства.

Государства - участники СНГ стремятся к интенсификации туристских потоков прежде всего на внутреннем (страны СНГ) и международном рынках, увеличению совместных проектов и программ в области туризма, которые призваны служить обеспечению их национальных интересов и развитию межгосударственного сотрудничества.

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма является равноправным и взаимовыгодным партнерством с учетом национальных интересов всех стран.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Основными направлениями развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:

совершенствование нормативной правовой базы;

совершенствование статистического учета;

развитие системы безопасности в области туризма;

гармонизация стандартов качества предоставления туристских услуг;

развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры;

развитие системы продвижения туристских продуктов на пространстве государств - участников СНГ и международном рынке с использованием современных технологий;

совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ.

4.1. Совершенствование нормативной правовой базы
государств - участников СНГ в области туризма

Для совершенствования законодательства необходим мониторинг состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Актуальным является гармонизация нормативного правового обеспечения безопасности в туризме, качества туристских услуг, стандартизации в туризме, в том числе в области формирования единства классификационных характеристик мест размещения, гармонизации систем профессионального образования и повышения квалификации, рассмотрение комплекса вопросов, связанных с безвизовым проездом и пребыванием граждан государств - участников Содружества на территориях государств - участников СНГ.

В целях дальнейшего сближения национального законодательства государств - участников СНГ в области регулирования туризма рекомендуется, при необходимости, рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений и изменений в национальные нормативные правовые акты в области туризма с учетом действующих международных норм.

Совершенствование законодательства должно проводиться на постоянной основе с учетом текущей оценки состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

Важным является системное взаимодействие и обмен информацией о развитии законодательства в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Развитие законодательства в области туризма должно быть направлено на формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках общего туристского пространства, созданного на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе разработку необходимых международных договоров.

Целесообразно организовать разработку и последующее использование общепризнанной терминологии в нормативных правовых документах государств - участников СНГ в области туризма.

4.2. Совершенствование статистического учета
в области туризма государств - участников СНГ

В рамках данного направления предусматривается гармонизация подходов к сбору и систематизации статистической информации о развитии индустрии гостеприимства на пространстве стран Содружества. В контексте совершенствования статистического учета в области туризма следует, прежде всего, сосредоточить усилия на следующих направлениях.

Приведение в соответствие индикаторов, по которым собираются данные о туристских потоках, тем определениям туристской деятельности и отдельно туриста, посещающего дестинацию с различными целями, которые даны в рамках документов Всемирной туристской организации.

Дальнейшая гармонизация национальных систем сбора информации о туризме.

Определение и учет на национальном уровне всего спектра основных туристских услуг в государствах - участниках СНГ, а также формирование предложений по расчету экономических показателей вклада туристской сферы и смежных отраслей в экономики государств - участников Содружества.

Интенсификация работы по созданию институциональной среды развития статистики туризма посредством разработки и совершенствования методологии сбора данных о туризме с учетом мирового опыта в данной области. Совершенствование и применение разработанных методических подходов к определению объемов туристских потоков, включающих группировку различных категорий туристов государствами - участниками СНГ. Особое внимание целесообразно уделить организации сбора информации о внутреннем туризме в государствах - участниках Содружества, а также активизации внедрения сателлитных счетов в туризме для расширения и объективизации получаемой информации.

Обеспечение доступа к актуальной статистической информации о развитии сферы туризма на пространстве Содружества всех участников туристской деятельности (производителей туристских услуг), туристов, органов государственного управления, исследователей и всех других заинтересованных сторон.

4.3. Развитие системы безопасности в области туризма на пространстве Содружества Независимых Государств

Сотрудничество государств - участников СНГ в данной области заключается в содействии обеспечению безопасности туристов и экономической безопасности туристских предприятий.

Основными направлениями сотрудничества в этой области являются следующие.

Развитие нормативной правовой базы, защищающей интересы граждан государств - участников СНГ, прибывающих на территорию данной страны с туристическими целями.

Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность туристов.

Повышение уровня и качества обслуживания туристов (доступность медицинских служб, возможность круглосуточного доступа к приобретению средств первой необходимости, наличие информационных и справочных служб).

Совершенствование административных регламентов по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, турагентств и туристов об угрозах безопасности туристов в стране пребывания.

Совершенствование работы спасательных служб, в том числе создание специальных служб безопасности в местах пребывания туристов, в которых существует угроза для их безопасности, обеспечение их современными средствами для оперативного поиска и спасения туристов в экстремальных ситуациях.

Развитие систем связи и информационного обмена между всеми ведомствами и предприятиями туристской инфраструктуры.

Организация деятельности по обеспечению экономической безопасности туристских предприятий.

Гармонизация основополагающих подходов к обеспечению безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ, определенных нормами и правилами, предписанными соответствующими национальными законодательными актами.

Совершенствование действующей системы страхования в области туризма.

Особое внимание необходимо уделить системе обеспечения безопасности туристских дестинаций, что подразумевает защиту и охрану принимающих территорий, а также объектов туристских посещений и окружающей среды от негативного влияния и последствий туристской деятельности, а также обеспечение социальных гарантий для местного населения, препятствующих ухудшению существующего уровня и качества жизни.

Целесообразным является создание единой системы мониторинга обеспечения безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ.

Также важна разработка и эффективное использование критериев обеспечения экономической безопасности предприятий туриндустрии. Критерии экономической безопасности туристских предприятий целесообразно разделить на три группы: критерии финансовой устойчивости; критерии эффективности системы контроля и надзора со стороны органов власти; критерии социальной ответственности. Требуется организация работы по формированию согласованных критериев оценки обеспечения экономической безопасности туриндустрии.

Целесообразна разработка положений о безопасности в области туризма, а также создание информационной карты безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ с указанием уровней безопасности для туристов и организаций - производителей туристских услуг.

Актуальной является разработка Программы сотрудничества государств - участников СНГ в обеспечении безопасности туристской деятельности, которая обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств - участников Содружества Независимых Государств на происходящие изменения в области туризма. Основной целью Программы должно стать дальнейшее сотрудничество государств - участников СНГ, направленное на совершенствование системы безопасности туристской деятельности.

Важно активизировать разработку рекомендаций по внедрению дополнительных критериев стандартов качества предоставления туристских услуг, касающихся безопасности туризма.

4.4. Гармонизация стандартов качества предоставления
туристских услуг в государствах - участниках СНГ

В целях повышения качества туристских услуг предлагается совершенствовать национальные законодательные акты в области туризма и туристической деятельности, защиты прав потребителей, разработать Правила оказания услуг на национальном уровне. Меры по совершенствованию национального законодательства в части повышения качества туристских услуг могут включать следующее.

Проработка правовых, социально-экономических и гуманитарных аспектов сотрудничества, обеспечивающих равные возможности граждан государств - участников СНГ на приобретение туристских услуг в соответствии со своими интересами, индивидуальными потребностями и социальными правами.

Содействие гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области туризма.

Усиление правовой ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в области туризма.

Усиление правовой ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.

Разработка межгосударственных стандартов, действие которых будет распространяться на туристские услуги с учетом современных тенденций принятия международных стандартов.

Определение единых требований к системе подтверждения соответствия оказываемых туристских услуг международным стандартам в области туризма, в том числе в части требований к субъектам туристического бизнеса.

Определение требований по сертификации туристских услуг.

Разработка единых для всех государств - участников СНГ программ обучения экспертов-аудиторов для проведения сертификационных аудитов компаний, действующих в туристской сфере.

Создание единой информационной базы данных, содержащей действующие нормативные правовые акты и стандарты, доступ к которой должен быть открытым для всех заинтересованных сторон.

4.5. Развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры
на пространстве
Содружества Независимых Государств

В рамках данного направления предусматривается сотрудничество в области гармонизации национальных систем классификации мест размещения и определение основных направлений развития гостиничной инфраструктуры с учетом спроса и предложения на этом рынке в государствах - участниках СНГ.

Для этого требуется следующее.

Усиление государственной поддержки развития отрасли на национальном уровне.

Модернизация санаторно-курортной базы и сопутствующей инфраструктуры туристских дестинаций СНГ.

Модернизация транспортной инфраструктуры, стимулирование интеграции национальных перевозчиков и перевозчиков государств - участников Содружества.

Создание сети мотелей и кемпингов различного уровня; проведение модернизации выставочных и конгресс-комплексов.

Гармонизация законодательства в области регулирования объектов туристической индустрии государств - участников СНГ в целях интеграции в мировое туристское пространство.

4.6. Совершенствование системы продвижения туристских
продуктов на международном рынке с использованием современных интернет-технологий

Приоритетной задачей является создание общего туристского пространства СНГ в электронных и печатных СМИ. Основными направлениями реализации этой задачи являются следующие.

Создание общего интернет-ресурса с описанием туристских продуктов всех государств - участников СНГ. На общем интернет-ресурсе в разделах отдельных стран важно создать страницы национальных органов управления туризмом.

Разработка и создание механизма эффективного взаимодействия и обмена опытом в области организации национальных экспозиций государств - участников СНГ и их презентаций на международных конгрессно-выставочных мероприятиях.

Создание национальных туристских и конвеншн-бюро каждой из стран, основной целью которых должна стать координация усилий участников рынка туризма на национальном уровне и пространстве СНГ для обеспечения эффективного взаимодействия государств - участников СНГ в области продвижения туристского потенциала на выставочно-конгрессных мероприятиях.

Активизация разработки и использования национальных туристских брендов государств - участников СНГ.

4.7. Развитие систем подготовки профессиональных кадров
для сферы туризма в государствах - участниках СНГ

Развитие систем подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ предполагает создание условий для формирования специалистов, способных работать на туристском рынке в любой из стран СНГ. Для этого необходимо реализовать ряд мероприятий по гармонизации систем подготовки специалистов как в разрезе отдельных стран СНГ, так и в части соответствия подготовки кадров запросам национальных рынков труда и общего туристского рынка труда Содружества. Это позволит обеспечить ряд конкурентных преимуществ перед другими мировыми туристскими рынками.

В этой связи актуальным является следующее.

Проработка вопроса о создании единых государственных образовательных стандартов по туристским специальностям и направлениям подготовки среднего и высшего профессионального образования, разработанных на основе профессиональных стандартов различных квалификационных категорий, и их совершенствовании. Образовательные программы государств - участников СНГ предпочтительно согласовывать между собой с учетом национальных особенностей.

Рассмотрение возможности создания Ассоциации образовательных учреждений государств - участников СНГ среднего и высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для индустрии туризма, в целях объединения усилий и обмена опытом в совершенствовании и развитии туристского образования на пространстве СНГ.

Расширение спектра подготовки специалистов в Сетевом университете СНГ по программам подготовки кадров для туристской сферы.

Развитие дистанционного обучения специалистов в области туризма.

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

5.1. Организационные и правовые механизмы

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма осуществляется на основе положений настоящей Стратегии путем координации соответствующей деятельности уполномоченных органов государств - участников СНГ и органов СНГ.

Для выполнения Стратегии утверждается План мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий).

План мероприятий разрабатывается не реже одного раза в три года, согласовывается и вносится в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств СНГ.

Реализация Стратегии и Плана мероприятий предусматривает конкретизацию направлений сотрудничества в области туризма и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей, что создаст условия для повышения результативности при решении задачи развития сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ.

Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках решения каждой задачи, учитывают их взаимосвязь и базируются на принятии в установленном порядке двусторонних и многосторонних международных правовых актов, межгосударственных программ и проектов, а также рекомендаций для субъектов туристской деятельности в области туризма и потребителей туристских услуг.

Мероприятия по реализации Стратегии и Плана мероприятий осуществляются также путем сотрудничества заинтересованных государств - участников СНГ в форме взаимных консультаций, координации проводимых работ, кооперации в научных исследованиях, разработке нормативных документов, а также путем выполнения государствами самостоятельных работ согласно принятым на себя обязательствам, в том числе в рамках национальных программ развития туризма.

5.2. Финансовые механизмы

Финансирование совместных мероприятий Стратегии и Плана мероприятий осуществляется заинтересованными государствами - участниками СНГ в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах уполномоченным министерствам и ведомствам на выполнение их функций, а также за счет внебюджетных источников.

При проведении работ по созданию общего туристского пространства СНГ целесообразно широко привлекать средства инвесторов и международных финансовых структур, особенно в целях реализации инфраструктурных проектов, а также активнее использовать потенциал такого институционального механизма, как государственно-частное партнерство.

ОГОВОРКА
Республики Молдова

Республика Молдова будет участвовать в реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года, только в той степени, в которой данные действия или проекты не будут противоречить международным обязательствам Республики Молдова.

Настоящее решение вступит в силу для Республики Молдова после завершения внутригосударственных процедур.

ОГОВОРКА
Республики Узбекистан

Республика Узбекистан будет принимать участие в реализации только тех направлений Стратегии, которые представляют для неё практический интерес.

WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2012. URL: UNWTO Tourism Highlights, 2012.

В последнее время среди курортных мест, которые посещаются иностранными туристами, все чаще фигурируют страны СНГ. Сам туризм ныне стал одной из развивающихся динамично отраслей экономики многих стран. Некоторые государства используют туризм в качестве основного дохода. Развивая туристическую область, они привлекают все большее количество посетителей. Следует заметить, что большое число путешественников приезжает в страны СНГ из самих же участниц содружества. Причина тому - безвизовый въезд, который существенно облегчает поездку и близкое расстояние.

Курорты СНГ
Курорты СНГ развиваются быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется тем, что они предоставляют такие же комфортные условия, как и европейские туристические страны, но за гораздо более низкую цену. Среди стран СНГ, которые специализируются на туристической отрасли можно отметить курорты России, Беларуси, Казахстана, Абхазии, Киргизии и др. В зависимости от климата имеется специализация курортов. Например, любители отдыха на море предпочтительнее выберут южные страны. Но и те, кто выбирают горный туризм, могут направиться, например, в Абхазию. Рассмотрим наиболее популярные курортные места вышеперечисленных стран.

Самая крупная страна СНГ – Россия , обладает большим количеством туристических мест. Иностранцев привлекает не только красивая природа, но и исторические места. На территории южной части России имеются морские курорты с мировым именем, такие как Сочи, Анапа, Геленджик, Адлер, Туапсе. Самым привлекательным же из них для иностранцев является Сочи . Как известно, он славится своей богатой природой, уникальными растениями. Но это не единственное преимущество. Также в Сочи многие туристы едут в медицинских целях, поскольку там находится ряд минеральных источников. В окрестностях можно найти и так называемые «грязевые» источники, которые обладают лечебными свойствами. Туристов из ближних и дальних стран привлекают и бальнеологические курорты, которые имеются в Алагире, Аршане, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске. С целью улучшения состояния здоровья каждый год эти курорты посещают тысячи людей. Горнолыжный спорт активно развивается в Донбассе. На известную Красную Поляну мечтают попасть все любители зимних видов спорта.

Курорты, которые уже получили широкую известность за рубежом – Украинские . Многие иностранцы выбирают Украину, поскольку она географически расположена между двумя морями Азовским и Черным , имеет умеренный и субтропический климат (южный берег Крыма), очень благоприятный для отдыха.


– самая популярная туристическая область страны. Туристов – иностранцев привлекает прежде всего то, что в этих курортах совмещаются уровень европейского сервиса и приемлемая цена путевки. Но конечно, Украина известна не только своими бархатными пляжами, но и красивыми горными пейзажами. Также, красоту добавляют реки Дунай и Днепр, которые сопровождаются живописной природой.

В республиках Южного Кавказа также имеются красивые курортные места, которые посещаются иностранцами. Все они динамично развиваются. Сочетание приемлемой цены и хорошего обслуживания – вот что характерно для них. Южная страна – Азербайджан также славится своей живописной природой, многочисленными историческими памятниками и целебными источниками.

Беларусь будет интересна для любителей нетронутой природы. В ней сохранились вековые леса, в которых можно найти исчезающие виды фауны. Большой популярностью пользуются и белорусские минеральные источники. Должного внимания заслуживает и туристическая инфраструктура. Почти все места отдыха оснащены современными комфортабельными базами и находятся вблизи минеральных источников. Страна богата и историческими памятниками, красивыми архитектурными строениями. В стране много старинных действующих монастырей, которые представляют собой уникальные исторические памятники. Дополнительным пунктом в плане маршрута при отдыхе является предоставление возможности осуществления прогулки на быстроходном катере по Бугу, Днепру, Двине, Неману. Другой момент, заслуживающий внимания – это фитотерапия, которая активно применяется в местных санаториях.

Заслуживают внимания и курорты Казахстана . Наиболее известные из них Город Каркаралинск и, конечно же, столица Астана. В Узбекистане – туристов со всего мира привлекает знаменитое Аральское море. Имеются и горнолыжные базы Чимган и Бельдерсай. Среди природных здравниц Таджикистана известные туристические места курорт Ходжа-Обигарм, Обигарм, горноклиматический курорт Шаамбары.

Следует сказать, что в статье перечислен лишь ряд туристических областей. Страны СНГ активно развиваются и число курортных баз, заслуживающих внимания, постоянно увеличивается.

Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества
Независимых Государств 29 октября 1994 года


Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,

- основываясь на Уставе Содружества ,

- руководствуясь Манильской 1980 года Декларацией о мировом туризме; Гаагской 1989 года Декларацией о туризме и другими международными соглашениями в данной области,

- принимая во внимание межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма" от 23.12.93 ,

- исходя из признания соответственным и неотъемлемым правом граждан стремление к удовлетворению духовных потребностей посредством приобщения к культурно-историческим ценностям,

- выражая приверженность к сохранению, расширению и углублению существующих международных связей в рамках Содружества,

- считая свободу перемещений необходимым условием дальнейшего развитая дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического сотрудничества и культурному взаимопониманию,

- выражая уверенность в том, что развитие туризма призвано способствовать становлению гражданского мира и согласия, укреплению взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей,

- стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств-участников Содружества в данной области регулирования правоотношений и формированию в рамках СНГ единого туристского пространства,

приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.

Раздел I. Общие положения

В настоящем рекомендательном акте следующим понятиям задается терминологическое значение, равно принимаемое всеми участниками.

Туризм - временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Турист - гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до шести месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Тур - туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере перемещения, жилья, медицинского и культурного обслуживания.

Туристский ваучер - индивидуальный или групповой документ, выданный туристской организацией, являющийся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату.

Туристская организация - юридического лицо, независимо от форм собственности занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законом форме.

Туристские ресурсы - совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в компании и порознь.

Статья 2. Национальное законодательство о туризме

Национальное законодательство государств - участников СНГ в сфере туризма включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими обстоятельствами отдельных государств. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.

Национальное законодательство дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные многосторонние договоры и конвенции в сфере туризма приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.

Статья 3. Государственная политика в сфере туризма

Государства - участники СНГ содействуют развитию туризма как эффективной отрасли экономики и действенного средства сближения народов и гарантируют режим наибольшего благоприятствования в туристской деятельности, создают правовую и нормативную базу в сфере туризма, обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, содействуют развитию международного сотрудничества.

Статья 4. Компетенция государств - участников СНГ в сфере туризма

Ведению государств - участников СНГ в лице их органов государственной власти и управления подлежат:

- формирование нормативной базы в сфере туристской деятельности и координации межгосударственного сотрудничества;

- формирование национальных программ развития туризма;

- установление порядка стандартизации, лицензирования и сертификации в сфере туризма;

- управление государственной собственностью в сфере туризма, финансирование органов государственного управления и надзора за соблюдением прав туристов;

- определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов;

- иные действия, предусмотренные национальным законодательством.

Раздел II. Права и обязанности туристов

При подготовке к путешествию, во время транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:

- на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей организации;

- на объективную и точную информацию о законах и правилах пребывания в данной стране или местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлениями ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;

- на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных в законном порядке ограничений экологического или социокультурного характера;

- на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;

- на обеспечение бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные по данной местности стандарты;

- на содействие органов местной администрации в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных или непредвиденных случаев или обстоятельств.

Статья 6. Обязанности туристов

Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:

- способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;

- уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;

- соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и уважения в отношении природного и культурного достояния.

Статья 7. Порядок предоставления дополнительных льгот и прав

Дополнительные права и льготы туристам в части пограничного и таможенного контроля, обмена национальных валют по специальному курсу, понижения тарифов на транспортное и бытовое обслуживание и прочее решаются специальными двусторонними или многосторонними соглашениями на принципе приоритета.

Статья 8. Правовое положение иностранных туристов

Иностранные туристы, проживающие постоянно вне государств - участников Содружества, осуществляющие поездки по странам СНГ, пользуются правами и несут обязанности в том же объеме, что и граждане стран Содружества с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание иностранных граждан на территории государств - участников СНГ.

Статья 9. Недопущение дискриминации

Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе поездок пользуются равными правами, гарантируемыми официальными органами стран временного пребывания. Ущемление гарантированных государством прав туриста, носящее характер дискриминации, наказывается в соответствии с действующим национальным законодательством.

Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного по отношению к иным категориям характера.

Раздел III. Туристская организация

Юридические и физические лица, желающие осуществлять деятельность в сфере туризма, признаются в качестве туристских организаций с получением лицензии на право занятий в данной сфере.

Порядок осуществления лицензирования туристской деятельности на территории стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного законодательного акта.

Организации, получившие в установленном порядке лицензию одного из государств - участников СНГ, признаются в качестве туристских организаций всеми странами Содружества и пользуются соответствующими правами, определяемыми национальным законодательством.

Отзыв лицензии на право занятия туристской деятельностью, осуществленный государственными органами страны пребывания туристской организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 11. Сертификация туристских организаций

Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта.

Порядок сертификации на территориях стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного акта.

Выдаваемый по результатам сертификации туристским организациям сертификат соответствия на каждый вид туристских услуг признается в данном качестве на территории всех государств - участников СНГ и не требует повторения в каждой отдельной стране Содружества.

Лишение туристской организации сертификата соответствия, осуществленное государственными органами страны пребывания данной организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 12. Права и обязанности туристских организаций

Права туристских организаций определяются национальным законодательством государств - участников СНГ с учетом положений настоящего нормативного акта.

Туристская организация, осуществляющая свою деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии, обязана:

- предоставлять туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура;

- реализовывать туристские ваучеры на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;

- организовывать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставляемой информацией;

- обеспечивать безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.

Раздел IV. Туристский ваучер

Договоры о предоставлении туристскими организациями туристских услуг заключаются по унифицированной форме, принятой Всемирной Федерацией Ассоциации туристских агентств, если действующим законодательством государства - участника CНГ не предусмотрена иная форма заключения договора.

Туристская организация обязана выдавать ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица, заверенной печатью данной организации.

В случае заключения договора через посредника в ваучере должно быть указано как название и реквизиты организатора тура, так и название и реквизиты посредника с указанием полномочий и ответственности.

Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую плату согласно оговоренным в ваучере условиям.

Статья 14. Необходимые атрибуты ваучера как документа

Правильно оформленный ваучер должен содержать следующие атрибуты:

- место выдачи, адрес и иные реквизиты организатора тура, посредника, номер, дату и место выдачи лицензии на туристскую деятельность;

- фамилию, имя, отчество и иные элементы личного именования получателя ваучера, номер его паспорта или иного удостоверения личности;

- характеристику и стандарты оказываемых услуг в отношения транспорта, размещения, питания и прочих, включенных в стоимость тура, а также наличие и условия проживания;

- описание программы тура и характеристику мероприятий по дням его проведения;

- общую стоимость тура и условия ее оплаты клиентом;

- описание условий и обстоятельств, при которых турист может отказаться от поездки, с порядком возмещения ущерба организации;

- описание формы и размеров компенсации туристу за нарушения условий тура, оговоренные в ваучере и допущенные по вине организации и ее партнеров;

- другие условия, которые сочтут необходимым указать клиент и организация.

Турист обязан дать расписку в получении ваучера на его копии, оставляемой в туристской организации. Организация может потребовать от клиента дополнительной расписки о специальных условиях тура.

На туристскую группу оформляется дополнительно групповой ваучер, выдающийся руководителю группы как представителю оформившей тур организации.

Статья 15. Права и обязанности туриста по выполнению условий тура

Турист обязан передать ваучер другому лицу при условии, что данный ваучер не именной и принимающее его лицо соответствует необходимым для совершения тура требованиям. Именной ваучер передаче не подлежит и должен быть переоформлен.

В случае нарушений условий тура, оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и моральный ущерб.

Если турист и организация не находят взаимоприемлемых условий и размеров компенсации, их спор решается судом в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Претензия туриста может быть предъявлена организации в течение месяца после установленной даты окончания тура.

Турист может расторгнуть договор без возмещения ущерба организации, если увеличение общей стоимости тура превышает 10% оговоренной в ваучере поездки. В этом случае он имеет право на возмещение всех сумм, выплаченных организации в порядке предоплаты данного тура.

Статья 16. Права и обязанности организации по выполнению условий тура

Организация, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь комплекс услуг в количестве и качестве, оговоренным в контракте.

Организация при проведении тура отвечает перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, указанных в ваучере.

Организация может расторгнуть договор без возмещения убытков или аннулировать ваучер при наличии форс-мажорных обстоятельств, предшествующих осуществлению тура или предоставлению услуг; при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное.

Организация не может увеличивать общую стоимость тура, если это специально не оговорено в ваучере, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов.

При предъявлении претензий клиента к организации она вправе требовать возмещения со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.

Статья 17. Компенсация и возмещение убытков туристам

Организация, продавшая тур, несет ответственность за выполнение его условий в пределах объявленной стоимости тура.

В случае понесения клиентом имущественного ущерба во время тура организация компенсирует ущерб в полном объеме, установленном документально либо зафиксированном обязательствами.

Порядок возмещения убытков и компенсаций определяется действующим законодательством.

Раздел V. Туристские ресурсы

Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является национальным достоянием стран Содружества.

Государства - участники СНГ организуют учет и использование своих туристских ресурсов. Порядок отнесения объектов к категории туристских ресурсов определяется национальным законодательством.

Все туристские ресурсы стран Содружества являются доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к этому нет наложенных в установленном законодательном порядке ограничений.

Статья 19. Охрана туристских ресурсов

Туристские ресурсы охраняются государствами - участниками СНГ в соответствии с действующим национальным законодательством об охране памятников природы, истории и культуры.

Лица, допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством стран Содружества.

Возмещение нанесенного ущерба в той части, что поддается восполнению, осуществляется за счет лиц и организаций, своим действием или бездействием допустивших данный ущерб.

Статья 20. Ограничение доступа к конкретным объектам

Уникальные объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним.

Ограничение доступа к природным объектам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.

Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется реальной пропускной способностью, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект, и (или) его местом в системе социокультурных отношений в соответствующей общности.

Порядок и степень доступа к объектам, находящимся в пользовании общественных и конфессиональных организаций и связанным с отправлением религиозных обрядов, определяется данными организациями и согласуется с соответствующими государственными органами, если эти объекты находятся на государственной охране и попечительстве.

Раздел VI. Заключительные положения

Государства - участники СНГ признают приоритет международного права в тех случаях, когда действующие национальные законодательные и иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм.

Статья 22. Конечная цель законодательства о туризме

Конечной целью настоящего рекомендательного законодательного акта и подлежащего разработке национального законодательства является формирование единого туристского пространства стран Содружества, обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество и установление нормативных добрососедских отношений, подкрепляемых единообразно понимаемыми и трактуемыми нормативными базами, регулирующими данную сферу.


Текст документа сверен по:
"Туризм: нормативные
правовые акты: Сборник актов",
М., Финансы и статистика,
1998 год



Читайте также: